Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация индийских студентов в российском вузе'

Социально-психологическая адаптация индийских студентов в российском вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная миграция / социально-психологическая адаптация / иностранные студенты / культурно-сензитивное консультирование / educational migration / socio-psychological adaptation / international students / culturally-sensitive counseling

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лазарева Лана Викторовна, Сарма Бисваджоти

Во введении отмечается рост образовательной мигр ации и актуальность создания условий для успешной социальнопсихологической адаптации иностранных студентов в России. Теоретический анализ выявляет современные проблемы адаптации иностранных студентов в разных странах. Среди различных форм работы с иностранными студентами выделяется групповое культурно-сензитивное консультирование, способное помочь актуализировать адаптационные ресурсы личности за счет погружения в социо-культурную среду страны образовательной миграции. Эмпирический анализ позволил получить результаты сравнительного исследования динамики личностных свойств иностранных студентов до и после группового культурно-сензитивного консультирования. В исследовании участвовали 30 индийских студентов-первокурсников Пензенского государственного университета. Для изучения личностных свойств применялись Фрайбургский личностный опросник, Образно-ассоциативный тест «Образ родной страны – образ зарубежья» (С. В. Фролова), опросник «Адаптация личности к новой социокультурной среде» (Л. В. Янковский). Выявлены достоверно значимые положительные изменения состояний личности испытуемых (снижение уровня нейротизма, спонтанной агрессивности, депрессивности). В Заключении формулируются выводы об эффективности группового культурно-сензитивного консультирования в социально-психологической адаптации иностранных студентов, которое способствует их активному вхождению в новую социо-культурную среду страны образовательной миграции. Отмечен рост интегрированности личности как с российской, так и с индийской культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лазарева Лана Викторовна, Сарма Бисваджоти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socio-psychological adaptation of Indian students in Russian University

The introduction notes the increase of educational migration and the relevance of creating the necessary conditions for the successful socio-psychological adaptation of international students in Russia. The theoretical analysis is devoted to identifying modern problems of adaptation of international students in universities in diff erent countries, including Russia. Among the various forms of work with international students, group culturally-sensitive counseling can help actualize the individual’s adaptive resources through immersion in the socio-cultural environment of the country of educational migration. Empirical analysis is based on a description of the results of a comparative study of the dynamics of personal characteristics of international students before and after group culturally-sensitive counseling. The advisory sessions involved 30 Indian fi rst-year students (Penza State University). The analysis of the personal characteristics was carried out by means of the 3 methods: The Freiburg Personality Questionnaire, The Image-associative test “The image of the native country – the image of foreign countries” (S. V. Frolova), “The adaptation of a person to a new sociocultural environment” (L. V. Yankovsky). Reliably signifi cant positive changes in the personality states of the respondents (decrease in the level of neuroticism, spontaneous aggressiveness, depression) were revealed. Conclusion. The analysis shows the effectiveness of group culturally-sensitive counseling in the socio-psychological adaptation of international students, which contributes to their active entry into the new socio-cultural environment of the country of educational migration. There has been an increase in integration among respondents with both Russian and Indian culture.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация индийских студентов в российском вузе»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 431-437 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 4, pp. 431-437

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-4-431-437, EDN: MGUEUW

Научная статья

УДК 316.614:378.4-057.875=21(470+571)

Социально-психологическая адаптация индийских студентов в российском вузе

Л. В. Лазарева1 Б. Сарма2

"■Пензенский государственный университет, Россия, 440026, г. Пенза, ул. Красная, д. 40 2Профессиональный университет Апекс, Индия, 791102, Аруначал Прадеш, Пасигхат Смарт Сити

Лазарева Лана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология», lana.lazareva@mail.ru, https:// orcid.org/0000-0002-9607-7293

Сарма Бисваджоти, доцент факультета образования и свободных искусств, biswa@apexuniversity.edu.in, https://orcid.org/0000-0001-9311-2447

Аннотация. Во введении отмечается рост образовательной миграции и актуальность создания условий для успешной социально-психологической адаптации иностранных студентов в России. Теоретический анализ выявляет современные проблемы адаптации иностранных студентов в разных странах. Среди различных форм работы с иностранными студентами выделяется групповое куль-турно-сензитивное консультирование, способное помочь актуализировать адаптационные ресурсы личности за счет погружения в социо-культурную среду страны образовательной миграции. Эмпирический анализ позволил получить результаты сравнительного исследования динамики личностных свойств иностранных студентов до и после группового культурно-сензитивного консультирования. В исследовании участвовали 30 индийских студентов-первокурсников Пензенского государственного университета. Для изучения личностных свойств применялись Фрайбургский личностный опросник, Образно-ассоциативный тест «Образ родной страны - образ зарубежья» (С. В. Фролова), опросник «Адаптация личности к новой социокультурной среде» (Л. В. Янковский). Выявлены достоверно значимые положительные изменения состояний личности испытуемых (снижение уровня нейротизма, спонтанной агрессивности, депрессивности). В Заключении формулируются выводы об эффективности группового культурно-сензитивного консультирования в социально-психологической адаптации иностранных студентов, которое способствует их активному вхождению в новую социо-культурную среду страны образовательной миграции. Отмечен рост интегрированности личности как с российской, так и с индийской культурой. Ключевые слова: образовательная миграция, социально-психологическая адаптация, иностранные студенты, культурно-сензитивное консультирование

Для цитирования: Лазарева Л. В., Сарма Б. Социально-психологическая адаптация индийских студентов в российском вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 431-437. https://doi. org/10.18500/1819-7671-2023-23-4-431-437, EDN: MGUEUW

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

The socio-psychological adaptation of Indian students in Russian University

L. V. Lazareva" B. Sarmah2

1Penza State University, 40 Krasnaya St., Penza 4400026, Russia

2Apex Professional University, Pasighat Smart City, Arunachal Pradesh - 791102, India

Lana V. Lazareva, lana.lazareva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9607-7293 Biswajyoti Sarmah, biswa@apexuniversity.edu.in, https://orcid.org/0000-0001-9311-2447

Abstract. The introduction notes the increase of educational migration and the relevance of creating the necessary conditions for the successful socio-psychological adaptation of international students in Russia. The theoretical analysis is devoted to identifying modern problems of adaptation of international students in universities in different countries, including Russia. Among the various forms of work with international students, group culturally-sensitive counseling can help actualize the individual's adaptive resources through immersion in the socio-cultural environment of the country of educational migration. Empirical analysis is based on a description of the results of a comparative study of the dynamics of personal characteristics of international students before and after group culturally-sensitive counseling. The advisory sessions involved 30 Indian first-year students (Penza State University). The analysis of the personal characteristics was carried out by means of the 3 methods: The Freiburg Personality Questionnaire, The Image-associative test "The image of the native country - the image of foreign countries" (S. V. Frolova), "The adaptation of a person to a new sociocultural environment" (L. V. Yankovsky). Reliably significant positive

changes in the personality states of the respondents (decrease in the level of neuroticism, spontaneous aggressiveness, depression) were revealed. Conclusion. The analysis shows the effectiveness of group culturally-sensitive counseling in the socio-psychological adaptation of international students, which contributes to their active entry into the new socio-cultural environment of the country of educational migration. There has been an increase in integration among respondents with both Russian and Indian culture. Keywords: educational migration, socio-psychological adaptation, international students, culturally-sensitive counseling For citation: Lazareva L. V., Sarmah B. The socio-psychological adaptation of Indian students in Russian University. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 4, pp. 431-437 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-4-431-437, EDN: MGUEUW

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Прием иностранных студентов - способ поддержания авторитета России в мире. Это актуализирует вопрос создания специальных условий для успешной адаптации иностранных студентов в российских вузах.

Пензенский государственный университет -один из лидеров в Поволжье по привлечению иностранных студентов. Одно из самых многочисленных землячеств - у студентов из Индии. Адаптация их будет проходить более успешно, если учесть ряд особенностей индийской национальной культуры, а также дать возможность ближе освоить язык, культуру и обычаи страны пребывания. Этому может помочь организация особой формы социально-психологической поддержки - группового культурно-сензитивного консультирования.

Теоретический анализ

Масштабная образовательная миграция требует учета национально-культурных особенностей иностранных студентов при организации их социально-психологической адаптации.

Используя понятие «социально-психологическая адаптация», А. А. Реан определяет ее как «...психологическую адаптацию и социальную адаптацию в их совокупности, что и позволяет личности достичь самореализации в гармонии с социальной средой» [1, с. 74-79].

Современные зарубежные исследования по кросс-культурной психологии выделяют ключевые аспекты успешной адаптации иностранных студентов к «принимающей» культуре: непредвзятость, социальная инициатива, общение с местными жителями являются ключевыми факторами удовлетворенности жизнью [2].

Освоение языка принимающей стороны еще более ускоряет процесс социокультурной адаптации [3, с. 572]. Адаптация и культурная компетентность напрямую связаны, уровень социокультурной и психологической адаптации

возрастает с годами обучения в другой стране [4]. В результате частых значимых взаимодействий с представителями других культур, встречая и преодолевая многочисленные межкультурные вызовы, иностранные студенты развивают свою межкультурную компетентность [5, с. 149].

Используя определенные инструменты, вуз способен скорректировать адаптацию иностранных студентов [6, с. 99-100]. Стратегию вуза по адаптации можно рассматривать как механизм, побуждающий иностранных студентов глубже воспринимать как свою первоначальную, так и принимающую культуру [7]. Интернационализация высшего образования стимулирует изучение предикторов социально-психологической и культурной адаптации иностранных студентов в стране пребывания [8]. Современные авторы особо выделяют роль местного сообщества в поддержке иностранных студентов [9, 10], тьюторство [11] и общение со студентами - носителями языка страны обучения [12]. Российские исследователи изучают проблемы академической успеваемости иностранных студентов [13], отмечают овладение русским языком как одно из необходимых условий адаптации [14]. К другим условиям многие авторы относят совместную деятельность и общение российских и иностранных студентов в разных формах [15, 16].

Групповые формы взаимодействия всегда будут иметь преимущество среди молодежи. Для более успешной социально-психологической адаптации иностранных студентов мы предлагаем использовать групповое культурно-сензитивное консультирование. Теоретико -методологической основой реализованной нами модели культурно-сензитивного консультирования стали исследования С. В. Фроловой [17, с. 368-382]. Групповое культурно-сензитивное консультирование - форма психологического консультирования, которая способна помочь иностранному студенту осознать дезадаптивные и найти адаптивные формы поведения в стране пребывания, актуализировать адаптационные

ресурсы личности за счет работы в группе. Групповое культурно-сензитивное консультирование осуществляет психолог-консультант с привлечением в качестве соведущих 2-х студентов: россиянина и старшекурсника из консультируемой этнической группы.

Эмпирический анализ

С целью изучения влияния группового культурно-сензитивного консультирования на динамику личностных свойств индийских студентов, способствующих процессу социально-психологической адаптации, было проведено эмпирическое исследование с использованием следующих методик:

1) Фрайбургский личностный опросник (БИ, форма Б);

2) Образно-ассоциативный тест «Образ своей страны - образ зарубежья» (С. В. Фролова);

3) адаптация личности к новой социокультурной среде (Л. В. Янковский).

Исследование проведено на базе Пензенского государственного университета (сентябрь 2022 - июнь 2023 гг.). В нем участвовали 30 иностранных студентов-первокурсников из Индии, отобранных из 96 индийских студентов по результатам первичной психодиагностики, так как показали высокую степень дезадаптации. Это было подтверждено в ходе диагностической беседы: студенты жаловались на тоскливое настроение, апатию, постоянную тревогу и раздражительность. Им было предложено принять

участие в групповых консультативных встречах. Занятия включали в себя работу с личностными особенностями и состояниями, выделение и проработку некоторых типичных ситуаций и предполагали активизацию процесса самопознания, распознавание и управление эмоциональными состояниями, приобретение опыта решения социально-бытовых проблем в стране образовательной миграции.

Для решения задач применялись следующие средства:

1) культурно-сензитивное погружение в новую социокультурную среду вуза, в народную культуру страны и региона (экскурсии, участие в городских праздниках);

2) выделение типичных проблемных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться в процессе адаптации;

3) эмоциональная и информационная взаимная поддержка в образовательной среде вуза;

4) живая практика русского языка (наряду с изучением в вузе).

Программа консультационных сессий включала методы арт-терапии, поведенческие методы: метод «систематической десенсибилизации» (Дж. Вольпе), метод «наводнения», техника «экспозиции». Из интегративных когнитивных методов работы применялись упражнения для развития сензитивности и конструктивного поведения.

По пяти шкалам Фрайбургского личностного опросника сравнительный анализ выявил значимые изменения (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

Средние значения по шкалам Фрайбургского личностного опросника (до и после эксперимента) Average values on the scales of the Freiburg Personality Questionnaire (before and after the experiment)

Состояние/свойство личности Средние значения по шкалам в экспериментальной группе

До эксперимента После эксперимента ^Эмп

Нейротизм 8,5 7,5 3,8*

Спонтанная агрессивность 8,05 5,76 6,7*

Депрессивность 6,6 5,76 3,1*

Уравновешенность 4,27 5,68 4,9*

Эмоциональная лабильность 7,66 6,36 3*

Примечание. * - уровень статистической значимости p < 0.05. Note. * - statistical significance level p < 0.05.

Показатель «Уравновешенность» увеличился, остальные показатели уменьшились (см. табл. 1, рис. 1).

По результатам проведения Образно-ассоциативного теста «Образ родной страны -образ зарубежья» также выявлены значимые

изменения (табл. 2). Необходимо отметить, что у индийских студентов вырос коэффициент интегрированности не только с культурой России (что ожидаемо), но и с культурой родной страны [18, с. 99-102]. Это отражено на рис. 2.

Эмоциональная лабильность

Уравновешенность Депрессивность Спонтанная агрессия Невротичность

Результаты в экспериментальной группе после консультирования

Результаты в экспериментальной группе до консультирования

0

10

Рис. 1. Фрайбургский личностный опросник (показатели до и после эксперимента) (цвет онлайн) Fig. 1. Freiburg Personality Questionnaire (scale scores before and after the experiment) (color online)

Таблица 2 / Table 2

Средние значения по шкалам Образно-ассоциативного теста (до и после эксперимента ) Average values for the Imagery Association Test (before and after the experiment)

Коэффициент интегрированности образной сферы личности Средние значения по шкалам в экспериментальной группе

До экперимента После эксперимента ^Эмп

С культурой родной страны 1,61 1,91 1*

С культурой страны образовательной миграции 0,9 1,5 1,2*

Примечание. * - уровень статистической значимости p < 0,05. Note. *- statistical significance level p < 0.05.

Культура страны образовательной иммиграции (коэффициент интегрированности)

Культура родной страны (коэффициент интегрированности)

0

0,5

1,5

2,5

Результаты в

экспериментальной группе после консультирования

Результаты в

экспериментальной группе до консультирования

Рис. 2. Образно-ассоциативный тест (результаты до и после эксперимента) (цвет онлайн) Fig. 2. The Imagery Association Test (scale scores before and after the experiment) (color online)

По шкалам опросника Л. В. Янковского сравнительный анализ также выявил значимые изменения (табл. 3).

Данные изменения видны на рис. 3.

Таким образом, результаты психодиагностики показали значимые изменения в экспериментальной группе. Эффективность группового культурно-сензитивного консультирования под-

тверждается беседами с тьюторами, кураторами и преподавателями. Они отметили положительные изменения в академической успеваемости, эмоциональную стабильность участников экспериментальной работы.

Сами индийские студенты писали в анкете в конце занятий, что нашли новых друзей, что им было интересно узнать о традициях и обычаях

Таблица 3 / Table 3

Средние значения по шкалам Опросника Л. В. Янковского (до и после эксперимента) Average values on the scales of L.V. Yankovsky's questionnaire (before and after the experiment)

Состояние/свойство личности Средние значения по шкалам в экспериментальной группе

До экспериментата После экспериментата ^Эмп

Адаптивность 5,45 9,18 6,5*

Конформность 9,55 7,76 3,4*

Интерактивность 5,75 7,76 4,7*

Депрессивность 10,05 7,95 3*

Отчужденность 10,87 9 2,9*

Примечание.* - уровень статистической значимости p < 0,05. Note. *- statistical significance level p < 0.05.

Отчужденность Депрессивность Интерактивность Конформность Адаптивность

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 12

Результаты в

экспериментальной группе после консультирования

Результаты в

экспериментальной группе до консультирования

Рис. 3. Опросник Л. В. Янковского (результаты до и после эксперимента (цвет онлайн) Fig. 3. L. V. Yankovsky's questionnaire (scale scores before and after the experiment) (color online)

России. Ряд индийских студентов-участников группы благодарили за интерес к их национальной культуре: на встречах обсуждались произведения Р,Тагора, эпос «Махабхарата», национальные праздники.

Результаты проведенного эмпирического исследования дали возможность установить взаимосвязь положительных изменений в социально-психологической адаптации индийских студентов и содержания предложенной программы группового культурно-сензитивного консультирования, реализованной в ходе эксперимента.

Заключение

Культурно-сензитивное консультирование можно рассматривать как один из интегратив-ных подходов, предназначенных для каждой уникальной культурной, этнической группы клиентов. Оно призвано повысить адаптационный потенциал личности, зависящий от ряда личностных особенностей. Индийские студенты отметили, что более близкое знакомство с культурной средой региона, с праздниками, с бытом, традициями и обычаями России помогло

им с большим пониманием относиться к ряду конкретных учебных, бытовых, межличностных ситуаций.

Экспериментальное изучение состояний и свойств личности, ее образной сферы как факторов, влияющих на её адаптационный потенциал, позволило сделать следующие выводы:

1. Метод культурно-сензитивного консультирования эффективен для оптимизации процесса социально-психологической адаптации иностранных студентов.

2. Эффективность групповой формы куль-турно-сензитивного консультирования в работе с индийскими студентами подтверждается:

результатами психодиагностики;

беседами с кураторами, тьюторами и преподавателями;

самими участниками консультирования (анкетирование).

Разработанная примерная программа группового культурно-сензитивного консультирования дает возможность организовать более эффективную психологическую помощь иностранным студентам в процессе их социально-психологической адаптации в российском вузе.

Список литературы

1. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. 480 с.

2. Carmona C., Van der Zee K. I., Van Oudenhoven J. P., Hernaiz-Agreda N. Intercultural competences and self-identity as key factors to adaptation / C. Roland-Lévy, P. Denoux, B. Voyer, P. Boski, W. K. Gabrenya Jr. , eds. by // Unity, diversity and culture. Proceedings from the 22nd Congress of the International Association for Cross-Cultural Psychology. URL: scholarworks.gvsu. edu/iaccp_papers/207 (дата обращения: 02.10.2023).

3. Yu B., BodycottP., Mak A. S. Language and interpersonal resource predictors of psychological and sociocultural adaptation: International students in Hong Kong // Journal of Studies in International Education. 2019. № 23 (5). P. 572-588. https://doi.org/10.1177/1028315318825336

4. Fenech R., Baguant P., Abdelwahed I. Cultural learning in the adjustment process of academic expatriates // Cogent Education. 2020. Vol. 7, iss. 1. https://doi.org /10.1080/2331186X.2020.1830924

5. Sobkowiak P. Developing intercultural identity on a sojourn abroad: A case study // Studia Anglica Posnanien-sia. 2021. № 56 (1). P. 149-179. https://doi.org/10.2478/ stap-2021-0029

6. Biserova G. K., Shagivaleeva G. R. Socio-Psychological adaptation of international students to learning and professional activities // Space and Culture, India. 2019, no. 6 (5), pp. 99-114. https://doi.org/10.20896/saci. v6i5.411

7. Yang F., He Y., Xia Z. The effect of perceived discrimination on cross-cultural adaptation of international students: Moderating roles of autonomous orientation and integration strategy // Curr Psychol. 2023. № 42. P. 19927-19940. https://doi.org/10.1007/s12144-022-03106-x

8. Luo M., Zhang X. Research status about influence factors of international students' cross-cultural adaptation with different models // Open Journal of Social Sciences. 2021. № 9. P. 51-63. https://doi.org/10.4236/ jss.2021.96006

9. Bender M., van Osch Y., Sleegers W., Ye M. Social support benefits psychological adjustment of international students // J. Crosscultural Psychol. 2019. № 50. P. 827-847. https://doi.org/10.1177/0022022119861151

10. Shu F, Ahmed S. F, PickettM. L, Ayman R., McAbee S. T. Social support perceptions, network characteristics, and international student adjustment // International Journal of Intercultural Relations. 2020. Vol. 74. P. 136-148. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.11.002

11. Hendrickson B. Intercultural connectors: Explaining the influence of extra-curricular activities and tutor programs on international student friendship network development // Internat. J. Intercult. Relat. 2018. Vol. 63. P. 1-16. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2017.11.002

12. Bethel A., Szabo A., Ward C. "Parallel lives: Predicting and enhancing connections between international and domestic students" // Multi-Dimensional Transitions

of International Students to Higher Education / ed. by D. Jindal-Snape, B. Rienties. London : Taylor&Francis, 2016. P. 21-36.

13. Павлюк Л. В. Международные проблемы академической адаптации иностранных студентов // Вестник педагогических наук. 2022. № 3. С. 63-68.

14. Неклюдова В. В. Владение русским языком как условие адаптации иностранных студентов (на примере студентов Пермской ГСХА) // Языковая толерантность как фактор эффективности языковой политики: материалы Международной научно-практической конференции (Пермь, 13 ноября 2015 г.). Пермь : Прикамский социальный институт, 2015. С. 241-246.

15. Бортникова Л. В., Наговицын Р. С. Роль студента-тьютора в адаптации иностранных студентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 7 (221). С. 49-51. https://doi.org/10.34835/ issn.2308-1961.2023.07

16. Лазарева Л. В. Неформальные объединения иностранных студентов российских вузов как фактор их социальной адаптации // Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и педагогики. 2019. № 1 (6). С. 54-58.

17. Фролова С. В. Социально-психологическая концепция приверженности личности стране: дис. ... д-ра психол. наук. Саратов, 2020. 504 с.

18. Фролова С. В. Социально-когнитивные основания психологической приверженности своей стране. М. : Академический проект, 2017. 153 с.

References

1. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti [Psychology of Personal Adaptation]. St. Petersburg, Praim-Evroznak, 2008. 480 p. (in Russian)

2. Carmona C., Van der Zee K. I., Van Oudenhoven J. P., Hernaiz-Agreda N. Intercultural competences and self-identity as key factors to adaptation. In: Roland-Lévy C., Denoux P., Voyer B., Boski P., Gabrenya W. K. Jr., eds. Unity, diversity and culture. Proceedings from the 22nd Congress of the International Association for Cross-Cultural Psychology. 2016. Available at: scholarworks. gvsu.edu/iaccp_papers/207 (accessed October 2, 2023).

3. Yu B., Bodycott P., Mak A. S. Language and interpersonal resource predictors of psychological and sociocultural adaptation: International students in Hong Kong. Journal of Studies in International Education, 2019, no. 23 (5), pp. 572-588. https://doi.org/10.1177/1028315318825336

4. Fenech R., Baguant P., Abdelwahed I. Cultural learning in the adjustment process of academic expatriates. Cogent Education, 2020, vol. 7, iss. 1. https://doi.org/10.1080/23 31186X.2020.1830924

5. Sobkowiak P. Developing intercultural identity on a sojourn abroad: A case study. Studia Anglica Posnaniensia, 2021, no. 56 (1), pp. 149-179. https://doi.org/10.2478/ stap-2021-0029

6. Biserova G. K., Shagivaleeva G. R. Socio-psychological adaptation of international students to learning and

professional activities. Space and Culture, India, 2019, no. 6, pp. 99-114. https://doi.org/10.20896/saci.v6i5.411

7. Yang F., He Y., Xia Z. The effect of perceived discrimination on cross-cultural adaptation of international students: Moderating roles of autonomous orientation and integration strategy. Curr Psychol., 2023, no. 42, pp. 19927-19940. https://doi.org/10.1007/s12144-022-03106-x

8. Luo M., Zhang X. Research status about influence factors of international students' cross-cultural adaptation with different models. Open Journal of Social Sciences, 2021, no. 9, pp. 51-63. https://doi.org/10.4236/ jss.2021.96006

9. Bender M., van Osch Y., Sleegers W., Ye M. Social support benefits psychological adjustment of international students. J. Crosscultural Psychol., 2019, no. 50, pp. 827-847. https://doi.org/10.1177/0022022119861151

10. Shu F., Ahmed S. F., Pickett M. L., Ayman R., McAbee S. T. Social support perceptions, network characteristics, and international student adjustment. International Journal of Intercultural Relations, 2020, vol. 74, pp. 136-148. https://doi.org/10.1016Zj.ijin-trel.2019.11.002

11. Hendrickson B. Intercultural connectors: Explaining the influence of extra-curricular activities and tutor programs on international student friendship network development. Internat. J. Intercult. Relat, 2018, vol. 63, pp. 1-16. https:// doi.org/10.1016/j.ijintrel.2017.11.002

12. Bethel A., Szabo A., Ward C. "Parallel lives: Predicting and enhancing connections between international and domestic students". In: Jindal-Snape D., Rienties B., eds. Multi-Dimensional Transitions of International Students to Higher Education. London, Taylor&Francis, 2016, pp. 21-36.

13. Pavlyuk L. V. International problems of academic adaptation of foreign students. Vestnik pedagogicheskikh nauk [Bulletin of Pedagogical Sciences], 2022, no. 3, pp. 63-68 (in Russian).

14. Nekljudova V. V. Russian language proficiency as a condition for adaptation of international students (on the example of GSHA students). In: Jazykovaja tolerantnost' kak faktor effektivnostiyazykovoi politiki: materialy Mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Perm', 13 noyabrya 2015 g.) [The Language Tolerance as a Factor of Effectiveness of Language Policy. Materials of the International Scientific and Practical Conference (Perm, November 13, 2015)]. Perm', Prikamskiy Social Institute Publ., 2015, pp. 241-246 (in Russian).

15. Bortnikova L. V., Nagovitsyn R. S. The role of the Tutor-student in the International Students. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific Theory Journal "Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta"], 2023, no. 7 (221), pp. 49-51 (in Russian). https://doi. org/10.34835/issn.2308-1961.2023.07

16. Lazareva L. V. Informal Associations of international students as a factor in their social adaptation in Russian universities. Aktual'nye problemy lingvistiki, perevodove-deniya i pedagogiki [The Actual Problems of Linguistics, Translation and Pedagogy], 2019, no. 1 (6), pp. 54-58 (in Russian)

17. Frolova S. V. Socio-Psycological Concept of the Personality's Commitment to the Country. Diss. Dr. Sci. (Psychol.). Saratov, 2020. 504 p. (in Russian).

18. Frolova S. V. Sotsial'no-kognitivnye osnovaniya psi-khologicheskoy priverzhennosti svoey strane [Socio-Cognitive Foundation of the Personality's Commitment to His Country]. Moscow, Akademicheskiy proekt, 2017. 153 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 25.09.2023; одобрена после рецензирования 30.09.2023; принята к публикации 13.11.2023 The article was submitted 25.09.2023; approved after reviewing 30.09.2023; accepted for publication 13.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.