УДК 81:39
СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЭТИЧЕСКИХ КОНЦЕПТОВ
В ИДИОМАТИКЕ
© 2011 г. Е.В. Полякова
Таганрогский государственный педагогический институт, Taganrog State Pedagogical Institute,
ул. Инициативная, 48, г. Таганрог, 347936 Iniciativnaya St., 48, Taganrog, 347936
Рассматриваются социально-психические механизмы, посредством которых вырабатываются нормы и стереотипы поведения, закодированные в этических концептах. Этические концепты изучаются как языковые проявления социально-психической функции внешнего и внутреннего контроля над поступками и поведением человека и подразделяются на концепты, выражающие ситуационные и устойчивые психические состояния.
Ключевые слова: социально-психический, идиома, этический концепт, нравственные чувства, мораль, сознание.
We consider the social and psychic mechanisms through which norms are produced and behavior patterns that are encoded in the ethical concepts. Ethical concepts are being studied as linguistic manifestations of social and mental function of the external and internal control over actions and behavior of man and are subdivided into concepts that express the situational and stable mental state.
Keywords: social and psychic, idiom, ethical concept, moral feelings, morale, consciousness.
Человеческое поведение детерминируется социальным опытом, синтезированным и интегрированным в языке посредством мышления. Мораль и социальная психика являются своеобразными механизмами регулирования поведения человека. Различные нравственные принципы, нормы и оценки в условиях практического применения неразрывно связаны с социально-психическими явлениями, которые непосредственно проявляются в поведении, как отдельной личности, так и целого социально-культурного сообщества. Нравственный опыт находит свое оценочное выражение в нормах поведения, которые высказываются посредством изречений о должном. Как справедливо отметил А.А. Брудный, «человеческое сознание есть способ регуляции деятельностного существования в природной и общественной среде» [1, с. 31] и, следовательно, действительность осознана человеком постольку, поскольку она отражена через посредство языковых значений, и язык в этом случае может рассматриваться как действительное сознание [2, с. 219]. Это обстоятельство определяет особую роль внушения в вербальном нравственном воздействии на поведение.
Возникновение норм и должного способа поведения в обществе происходит в неразрывном единстве с социальной психикой. Мораль при этом взаимодействии выполняет особую присущую только ей ценност-но-ориентирующую роль по отношению к поведению, а различные социально-психические явления и закономерности усиливают или ослабляют императивность морального сознания. Всякая моральная система нуждается в особых социально-психических механизмах, обеспечивающих влияние ее норм и оценок на индивидуальное поведение и их массовую поддержку. В связи с этим особое значение приобретают вопросы о роли социальной психики как мотивацион-ного фактора поведения, о специфических особенностях нравственных эмоций, чувств и настроений, передаваемых средствами идиоматики языка и особенностях этических концептов, характеризующих специфику языкового сознания различных лингво-культурных сообществ (ЛКС). Поскольку этические знания сами по себе, не воплощенные в реальные, социально значимые действия, не являются нравственной ценностью, необходимо понять, когда и как
социальная психика создает почву для усвоения нравственных норм, и как посредством социальной психики вырабатывается нравственный образец, закодированный в этических концептах.
Общественное сознание человека как социального существа манифестирует себя в языке, при этом языковые данные играют решающую роль в выявлении фундаментальных моделей мышления у представителей различных лингвокультурных сообществ [3, с. 291 - 292]. На каждом этапе своего развития, исходя из наличных объективных условий и закономерностей, общество формирует определенные идеалы, цели, принципы, создает определенную систему социальных норм и различные формы социального контроля для их реализации. Свою регулятивную функцию мораль осуществляет посредством общих для данного сообщества людей фундаментальных представлений о добре и зле, о правильном и неправильном, о достойном и недостойном, т.е. посредством системы этических концептов, обладающих нравственной ценностью.
Сознание неязыковое и языковое формируется лишь в процессе общения людей. Процесс общения -это такого вида взаимодействие между людьми, в котором последние выступают по отношению друг к другу одновременно или последовательно и как субъекты, и как объекты. Социально-психическое общение - источник непосредственно-побудительной информации, которая оказывает прямое воздействие на поведенческие действия. Характерная особенность этой информации заключается в том, «что социальная психика, воздействуя непосредственно на поведение, приводя его в соответствие с требованиями данной общности, является носителем не "истины" как при научной информации, и не всегда "нормы-ценности" как при моральной информации, а одобрения или неодобрения со стороны сообщества, коллективного приятия или неприятия определенного действия и доверия или недоверия со стороны потребителя информации» [4, с. 52]. Наиболее ярко особенности социально-психических явлений проявляются в этических концептах, выраженных идиомами, и хранятся в ассоциативно-образном основании этих языковых знаков, поскольку идиома имеет референцию не прямо к миру, а всегда через фреймовое включение, которое является посредником между значением языковой единицы и выполнением ей знаковой функции [5, с. 92].
Социально-психическая общность, возникающая на основе общих интересов, целей, стремлений в результате продолжительного общения, закрепляет групповые интересы и ценностные ориентации в одном общем «мы», которое в конечном итоге предопределяет все наши представления о счастье, уюте, взаимопомощи, все интеллектуальные и эстетические наслаждения и т.п., с известными традициями, переживаниями. И наоборот, все неприятное, неудовольствие сопутствует всем ситуациям, при которых человек оказывается под воздействием «других». Отличительная черта социальной психики состоит в том, что, отражая общественное бытие, она является не познанием общественного бытия, а эмоционально-побудительной и санкционирующей реакцией на со-
бытия, факты, поступки и т.п., затрагивающие интересы данной общности людей. Социальная психика представляет собой особое состояние общественного сознания, проявляющееся в форме переживания, эмоциональной реакции на события, факты, поступки, затрагивающие интересы данной общности людей.
Религиозные, политические, эстетические и этические установки социально-психической общности людей, их идеалы, вкусы, стереотипы поведения всегда опосредованы системой определенных моральных норм, включенных в общественное сознание. Отношения между моралью и социальной психикой, по мнению В. Вичева, представляют собой отношения определенной функциональной зависимости. «По отношению к морали социальная психика представляет собой один из факторов реализации норм, одно из важнейших средств актуализации механизма нравственного регулирования. А по отношению к социальной психике мораль можно определить как своеобразную нормативно-оценочную "матрицу", которая накладывает свой отпечаток на динамичное социально-психическое "поле"» [4, с. 153]. Таким образом, можно говорить о влиянии социальной психики на взаимоотношения между людьми и о социально-психической форме существования моральных представлений, закрепленных в семантике этических концептов. Зависимость личности от общества, потребность человека в общественном одобрении, признании находят нравственно-психологическое отражение в таких сложных компонентах сознания и соответственно этических концептах, как долг, совесть, ответственность, честность и др. Данные концепты отражают осознание зависимости от социального целого, добровольное подчинение индивидуальной воли общественным нормам и ценностям.
Удовольствие и неудовольствие, наслаждение и отвращение, радость и негодование возникают в процессе соотношения нравственной потребности личности с общественными нормами и стереотипами поведения. С этих позиций этические концепты характеризуются двуактантной структурой, в которой субъект всегда взаимодействует с объектом, которым выступает общество, общественное мнение. Положительное эмоциональное состояние в виде удовлетворения возникает только в тех случаях, когда обратная информация в форме одобрения совпадает с ожиданиями, и наоборот, неудовлетворенность возникает тогда, когда цели действия не совпадают с результатами.
Как мораль, так и социальная психика оказывают духовное воздействие на человека, но они различаются как по форме, так и по содержанию. Если мораль всегда воздействует от имени общества, а моральное регулирование предполагает осознание нравственных ценностей, указывая, каким должен быть человек согласно требованиям идеала, то социально-психическое воздействие имеет подчеркнуто адаптивную функцию, заключающуюся в том, чтобы избегать поведения, отклоняющегося от эталонного, стереотипного, поддерживать традицию. Другими словами, социально-психическое воздействие означает
«поступай как другие», тогда как моральная норма подразумевает «поступай как следует», т.е. как должно. Мораль представляет собой канон поведения, тогда как социальная психика является эталоном стереотипного поведения в социуме.
Формирование этических концептов напрямую связано с социально-психическим проявлением нравственных чувств. Усвоение моральных норм зависит не столько от рационального осознания норм и принципов, сколько от их глубокого эмоционального переживания от их превращения в элемент эмоциональной культуры [4, с. 203]. Чувства - это форма, в которой моральные знания, убеждения находят свое существование, поскольку человек познает и создает мир вокруг себя с чувством удовольствия или неудовольствия, восхищения или неодобрения, ненависти или сострадания и т.д. Сознание - это не только знание, но и переживание того, что в нем отражается [4, с. 204]. Эмоции и чувства отражают действительность в форме переживаний, они не содержат образа отражаемого, а выражают его ценность для представителей данного ЛКС. Каждой эмоции или чувству противостоит противоположное переживание, между которыми существует множество переходов. Радости противостоит страдание, любви - ненависть, коллективизму - эгоизм.
По своему характеру этические концепты, выражающие моральные чувства, - аксиологичны, они предполагают существование определенных норм, регулирующих взаимоотношения между людьми, наличие общественно выработанных представлений о добре и зле у представителей ЛКС. Императивность морального сознания находит выражение в эмоциональной оценке поступков и их сравнении с нравственным эталоном.
Этические концепты в зависимости от реализуемых в них нравственных чувств могут быть ситуационными: радость be (sit) on the cloud - быть счастливым, ошалеть от счастья; быть на седьмом небе от счастья; be (jump) over the moon - прыгать от радости, быть на седьмом небе от счастья; throw one's hat in the air - ликовать, радоваться; гнев - blow a fuse (gasket,blow one's cool); blow one's top - прийти в ярость, лопнуть от злости; лезть на стенку; hit the ceiling, raise the roof -взбеситься; be on the rampage = рвать и метать; get (put, set) smb's (one's) back up - разозлиться и др.; вспыльчивость, горячность - get (take) the bit between (in) one's teeth - закусить удила, не знать удержу, пойти напролом; fling (throw) one's bonnet over the mill (windmill) - поступать безрассудно, переходить границы дозволенного; play the wild - вести себя безрассудно, несдержанно, необузданно; унижение - eat dirt (eat humble pie, eat the dust; eat crow, eat dog) - унижаться, пресмыкаться; быть в унизительном положении, снести оскорбление, проглотить обиду и другие - и устойчивыми психическими состояниями, такими как чувство долга - the call of duty - чувство долга; pull one's weight - выполнять свою долю работы, выполнять свои обязанности; чувство ответственности - a millstone about (или around) smb's neck - тяжелая ответственность, камень на шее у кого-л.; face the music - 2) дер-
жать ответ за что-л. расплачиваться за свои поступки; have broad shoulders - выносить на своих плечах все, выдерживать всю тяжесть ответственности; have on one's shoulders - выносить на своих плечах, нести ответственность; мужество - stand (или stick) to one's guns - не сдавать позиций, держаться стойко, твердо, стоять на своем; выдержать характер grasp the nettle -мужественно преодолевать затруднения, решительно браться за трудное дело; take the rough with the smooth -стойко переносить превратности судьбы, мужественно встречать невзгоды и др.; чувство достоинства, гордость - carry (hold) one's head high - высоко держать голову; be worth one's salt - быть достойным человеком; быть на высоте положения, не ударить лицом в грязь и др.; лень, бездействие - sit on one's hands - 2) ничего не делать, бездействовать, сидеть сложа руки; not to do a hand's turn - палец о палец не ударить; twiddle one's thumbs - бездельничать, лодырничать; сидеть сложа руки, бить баклуши и др. Как можно видеть из приведенных примеров, этические концепты, выражающие ситуационные нравственные чувства, не всегда несут в себе сознание определенной моральной нормы, не всегда имеют жестко очерченный нормативный характер, тогда как вокруг этических концептов, передающих устойчивые психические состояния, группируется комплекс переживаний. Концепт долг тесно связан с социально-психическими чувствами ответственности, совести; мужество - с твердостью, стойкостью, риском и т.д.
Безнравственным считается тот помысел, который отклоняет индивидуальную волю от общей воли, поэтому источником безнравственности всегда выступает эгоизм. К концепту эгоизм сводятся все социально-психические проявления, противоречащие общей воле: ненависть, месть, равнодушие, леность, зависть, страсть к наслаждению.
Этические концепты, воплощенные в идиоматике языка, представляют собой систему исторически сформированных норм и стереотипов, посредством которых поведение представителя лингвокультурного сообщества приводится в соответствие с его интересами. Социально-психическая функция контроля за исполнением норм реализуется в концепте порицание give smb a broadside - обрушиться на кого-л, обрушить на кого-л. поток брани, упреков; take to the corners -обрушиться на кого-л. или что-л.; резко критиковать, устроить разнос; give smb a bit (a piece) of one's mind (speak one's mind, tell smb one's mind) - 1) откровенно высказать свое неодобрение, бранить, упрекать, отчитать кого-л.; = сказать кому-л. пару теплых слов; take smb to task - упрекать кого-л., делать выговор кому-л., дать нагоняй кому-л.; blow (up) sky-high - 2) разругать, подвергнуть уничтожающей критике; = не оставить камня на камне, разнести в пух и прах; make the fur fly - 3) ругательски ругать, отчитывать, наброситься и многие другие. Концепты унижение, презрение также являются проявлением санкций общества к поступкам и поведению его членов: treat smb as mud (или the mud beneath one's feet; treat smb like a dog, like dirt или like the dirt beneath или under one's feet) - плохо
обращаться с кем-л., обращаться с кем-л. хуже чем с собакой, не считать кого-л. за человека, смешивать кого-л. с грязью; give smb the freeze (put the freeze on smb) - обдать кого-л. холодом, облить кого-л. презрением; crop smb's feathers - сбить спесь с кого-л., осадить, унизить кого-л; snap one's fingers at smb - открыто выражать презрение к кому-л.; не считаться с кем-л.; = в грош не ставить и т.д.
Помимо внешних проявлений социально-психической функции контроля над поведением и поступками человека существует ряд этических концептов, характеризующих внутренний контроль, например, такие концепты как стыд, совесть, общественное мнение/репутация. Они являются проявлениями неформального социального контроля и основываются на моральном сознании личности. Каждый человек обладает моральным сознанием, т.е. является субъектом социального контроля, поскольку он способен оценивать свои поступки и поступки окружающих согласно существующим в данном ЛКС моральным нормам и стереотипам поведения. Так, стыд связан с переживанием своего неправильного поведения, которое личность анализирует и оценивает глазами других. Эти переживания проявляются в чувстве внутреннего гнева и вызывают желание скрыться, спрятаться, сквозь землю провалиться: to sink into (to fall through) the ground; to sink through the floor. Концепт стыд связан со страхом бесчестия, потерей достоинства, репутации, дурной славой: lose caste - потерять положение в обществе, упасть в общественном мнении; save (one's или smb's) face - спасти, сохранить свое лицо, репутацию, престиж, доброе имя, избежать позора; give a dog a bad name and hang him = дурная слава накрепко пристает; lower one' s credit -уронить свой авторитет, запятнать свою репутацию; lose credit with smb - выйти из доверия, упасть в чьих-л. глазах, замарать свою репутацию; blot one's copybook -испортить свою репутацию, запятнать свое имя ка-ким-л. проступком; clear one' s (own) skirts - смыть с себя позорное пятно, восстановить свою репутацию. Стыд, таким образом, представляет собой интериори-зацию общественной оценки тех или иных действий человека, является проявлением стремления избежать неблагоприятных реакций со стороны окружающих, стремлением получить одобрение действий.
Социально-психические санкции совести как нравственного самосознания личности проявляются в чувствах и суждениях субъекта о своих собственных мотивах поведения: come to terms (make an agreement) with one' s conscience - пойти на сделку с совестью; get smth off one' s conscience - успокоить свою совесть; lie heavy on one's conscience - тяготить чью-л. совесть; a guilty conscience is a self-accuser (или needs no accuser) = нечистая совесть спать не дает и др. Концепт совесть
соединяет в себе «идею нравственного наставника человека - с одной стороны, и внутреннюю компоненту, служащую средоточием его грехов или добродетелей -с другой. В первом случае «совесть отделяется от Эго, а во втором она отождествляется со своим "хозяином" -человеком» [6, с. 74]: a bad (evil или guilty) conscience -нечистая совесть; lie at smb's door (или at the door of smb) -лежать на чьей-л. совести; a clear (good) conscience - чистая совесть; the pangs (pricks, twinges или worm) of conscience - угрызения совести. Человеческая совесть есть результат осознанного социально обусловленного отношения к добру и злу, это осознание соответствия или несоответствия своего поведения к существующим моральным нормам.
Человек, являясь существом социальным, не может быть безразличным к общественному мнению, которое является мерилом его отношения к самому себе. Социально-психическая природа общественного мнения реализуется в таких этических концептах, как самоуважение, авторитет, достоинство, самостоятельность, энергичность, успех и их антиподах зависимость, подчинение, лицемерие, беспомощность, угодничество, лесть, злословие, клевета, зависть и ряде других.
Таким образом, различные нравственные принципы, нормы и оценки, неразрывно связанные с социально-психическими явлениями, непосредственно воздействующими на поведение представителя ЛКС, актуализируются в этических концептах. Социально-психические явления связаны с прагматическим аспектом языковой коммуникации, с воздействием слов на поведение. Именно с помощью языка осуществляется непосредственное побудительное влияние на поведение людей. Социальная психика как особое «отражение отражения» в процессе социального взаимодействия создает почву для формирования этических концептов средствами идиоматики языка, которые в силу своей особой эмотивно-оценочной природы выполняют санкционирующие, побудительные функции, и участвует в стереотипизации поведения.
Литература
1. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М., 2005. 336 с.
2. Брудный А.А. Семантика языка и психология человека (о соотношении языка, сознания и действительности). Фрунзе, 1972. 234 с.
3. ВежбицкаяА. Язык. Культура. Познание. М., 1996. 416 с.
4. ВичевВ. Мораль и социальная психика. М., 1978. 347 с.
5. Телия В.Н. Русская фразеология. М.,1996. 288 с.
6. Арутюнова Н.Д. О стыде и совести // Логический анализ языка: языки этики. М., 2000. С. 54 - 78.
Поступила в редакцию 16 марта 2011 г.