СОЦИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ПЕШЕХОДНОГО ПРОСТРАНСТВА
А.В. Крашенинников
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация
Статья является частью большого проекта в области Когнитивной урбанистики - новой дисциплины в ряду молодых когнитивных наук. Архитектурное осмысление пешеходного пространства города позволяет устанавливать требования как по зонированию и благоустройству участков, так и по конфигурации и физическим параметрам окружающих зданий. Социально-пространственные "морфотипы": микро-, мезо- и макропространства (сформулированные в книге «Жилые кварталы») зарекомендовали себя как полезные инструменты для анализа и проектирования пешеходных пространств. Вариации форм и конфигураций реальных "морфотипов" отражает традиции общественной жизни с учетом культурных особенностей (обычаев, традиций и норм поведения). Использование "морфотипов" может быть положено в основу для "сценарного" метода проектирования, который обеспечивает оптимальное использование городских пространств.
Ключевые слова: когнитивная урбанистика, пешеходные пространства, морфотипы, микро-, мезо-, макропространства
STRUCTURE OF SOCIAL SPACE IN PEDESTRIAN REALM
A. Krasheninnikov
Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia Abstract
The article is a part of a larger project on Cognitive Urbanism - a new discipline in the loine of young cognitive sciences. Architectural interpretation of pedestrian space would impose requirements both for zoning and landscape architecture, and on the configuration and the physical parameters of the surrounding buildings. Socio-spatial "morphotypes", micro-, meso- and macro-levels (set out in the book "Living Quarters") have proven to be useful tools for the analysis and design of pedestrian spaces. Variations of shapes and configurations "morphotypes" reflects the traditions of public life. Spatial aspect of social activity can be described by scenarios (scripting) associated with "morphotypes" according to customs, traditions and norms of behavior. The typology of "morphotypes" can provide the basis for the "scenario" design method, which ensures optimum use of urban spaces.
Keywords: Cognitive Urbanism, pedestrian realm, "morphotypes", micro-, meso-, macro-spaces
Статья является актуализацией исследования, проведенного в Москве в 1985 году. Новые данные, полученные с тех пор, дают основание для формирования «Когнитивной урбанистики» - новой дисциплины в ряду молодых когнитивных наук [1,2]. Когнитивные технологии в последнее время получают все большее применение в сфере экономики, политики, социологии. Появляется все больше работ, посвященных когнитивному подходу к решению градостроительных проблем. Социальное пространство города - это не только ментальная модель городского пространства, которую члены общества используют для ориентации, взаимодействия, обсуждения, категоризации и интерпретации своего текущего
местонахождения (Cognitive mapping and spatial behavior), но и реальная городская среда, в которой локализуются различные жизненные сценарии (Spatial structure of built environment).
Архитектурное осмысление Пешеходных Пространств позволяет установить требования функционального, строительного, экологического зонирования, конфигурации и этажности окружающей застройки, рисунок линии застройки и общественных сервитутов, требования к фасадам и использованию первых этажей.
Топология элементов пешеходного каркаса отражает пространственный рисунок поведения людей: центральная часть, где находятся люди, служит "ядром". Вокруг ядра - "периферия"-пространство которое находится в зоне влияния, но не используется. Ядро вместе с периферией образуют социально-пространственный комплекс городской среды [3, стр. 42].
Может показаться, что Социально-пространственные комплексы - исключительно виртуальные объекты, поскольку люди находятся там временно, да и каждый человек индивидуален. Однако серия исследований, проведенная в Великобритании, США, России и других странах говорят о том, что определенная пространственная схема провоцирует вполне определенные типы поведения людей, и наоборот, повторяющиеся сценарии поведения преобразуют пространство. Так складываются устойчивые социально-пространственные комплексы - «морфотипы городской среды».
Освоенная часть пешеходного пространства представляет его каркас. Каркас состоит из ядер и коридоров, узлов (центров) и сеток связей. Для пешеходного пространства узел обозначается понятием "место", а связь понятием «путь». Важной особенностью социального пространства является представление о масштабе событий и о физических размерах пространства (Рис. 1). Для аналитических целей выделяются три масштаба: микро-, мезо-, макропространства. Масштаб определяется социальным значением (дистанцией) социального взаимодействия людей на открытом воздухе.
Рис. 1. Пример анализа использования пешеходного пространства
Микропространство - место нахождения человека или группы людей, ограниченное условиями персонального общения (Рис. 2^^)). Примером микропространства может служить площадка рядом со скамейкой в парке, остановка автобуса, уличный фонарь с часами.
МИКРО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ЕДИНИЦЫ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ
Ким Ниша 2x2 Угол 2x3 Стенка 3x5 Узел 5x7 Площадка 7x9
Ниша 3x3 м 3x5 3x7 3x9 6x12
Угод 5x5 5x9 5x12 12x15
Стенка 7x7 7x15 15x20
Узел 8x8 20x24
I 1лощад ка 24x24
ь)
Рис. 2^,^. МИКРОпространства городской среды: а) Пример выявления МИКРОпространств; Ь) Базовые морфотипы МИКРОпространств (приблизительные линейные размеры микропространств указаны в метрах): микро-планировочные единицы городской территории [3]
Пять базовых моделей микропространств: "Ниша", "Угол", "Стенка", "Узел", "Площадка" составляют элементарный конструктор, из которого собирается «пространство социального общения». Каждой модели соответствуют свои пространственные параметры: границы, размеры, ориентация, наиболее устойчивый способ "освоения" - то есть модель поведения людей. Очень часто базовые модели объединяются по 2-3, образуя производные типы микропространств. Объединение близких микропространств происходит за счет совместного «использования» периферии. Микропространства, предназначенные для противоположных типов поведения (противоположных по людности и пространственной активности процессов), разделяются эффективными границами или «буферными» пространствами. Используя характеристики базовых моделей и правила "конструктора", можно определить оптимальные параметры пространственной структуры городской среды на микроуровне.
Мезопространство - участок территории, включающий несколько микропространств, объединенных условием социального контроля. Примерами мезопространства являются поляна в парке, площадь перед входом в метро, жилой двор. Условием осуществления "социального контроля" является возможность увидеть, услышать, лично вмешаться в происходящие события. Базовые модели мезопространств связаны с персональным и публичным социальным контролем. Если контроль осуществляется постоянно определенной группой людей (например, жильцы дома постоянно наблюдают за территорией перед окнами), то на территории устанавливается "постоянный персональный контроль". Если психологическая безопасность обеспечивается постоянным присутствием людей - «публикой», то говорят о «постоянном публичном контроле». На рис. 3 приведены планировочные признаки, по которым можно аналитически определить характер социального контроля на территории.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ МОДУЛИ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ
Двор Сад Дорога Улица
Постоянный
персональный
контроль
Временный
персональный
контроль
Общий Публичн Проходно Парадный
двор 70x50 метров Ючел
ый Сад 70x70 Метров 5чел
и двор 70x10 м 15чел/час
двор -Курдонёр
(coup d'npnneur 20x20 м 20 и более чел
Аллея/ Бульвар Сквер
Парк 120x30 м 100x50 м
150x10м 25 50 чел/час
10 чел чел/час
Временный
публичный
контроль
Переулок Перекресто
120x20 м к
50 30x30 м
чел/час 70 чел/час
Постоянный
публичный
контроль
Площадь
50x50 м 100 чел/час
Рис. 3. Базовые морфотипы МЕЗОпространств - пространственные модули городской территории [3]
В городской среде можно выделить две пары полярных мезо-пространств: Двор - Улица и Сад - Дорога, и 10 комбинированных моделей: общий двор, проходной двор, парадный
двор (курдонер), аллея, бульвар, сквер, переулок, пешеходный перекресток, пешеходная площадь (плаза). Для каждой модели, также, как для микропространств, можно рассчитать оптимальные пространственные параметры: границы, размеры, ориентацию визуальных связей. Используя характеристики базовых моделей и правила «конструктора», можно конструировать пространственную структуру городской среды, добиваясь оптимального соотношения «освоенности», «содержательности», «комфортности» для людей.
Макропространство - участок городской среды, включающий несколько МЕЗО-пространств, объединенных условием пешеходной связанности. Примерами макропространства являются городской парк, пешеходная улица, квартал, жилой район. Размеры макропространства, расположение источников («фокусов») пешеходного движения, характер внешней границы пешеходного движения определяют открытый или закрытый характер городской среды. В зависимости от «транзитности» размеров, организации границ и наличия или отсутствия доступной территории, базовыми моделями макропространств становятся «участок» (например, участок, усадьба, владение кондоминиума, квартал), «узел» городской территории (например, вокруг станции метро), и «район» (знакомая территория в пределах пешеходной доступности).
Ядро «Квартала», обычно составляют социально - пространственные комплексы, производные от моделей «Двор», «Сад». «Узлы» образуют Центры общественной жизни и строятся на транзитных пространствах типа «Перекресток», «Бульвар», «Переулок», «Улица».
«Район» формируется вокруг центрального пешеходного пространства - «Площади», дающего ему идентификацию. Ядро района включает всю гамму мезопространств «Улиц», «Площадей», «Скверов», «Перекрестков». Район может иметь несколько ядер и общую периферию, ограниченную границами пешеходной доступности. Схема организации общественных пространств периферии включает, прежде всего, пешеходные пространства с временным социальным контролем: «аллеи», «проходные дворы», «переулки» и «проезды» (Рис. 4).
Структурные элементы урбанизированной территории
граница, идентификация Владение (центр+ граница) Район +центр -••периферия) Область (система центров + граница + периферия)
Пешеход Участок 100x100 метров 400 чел Узел (фокус) 200x300 м 2000 чел Округ «Малый город» 500x900 м 10000 чел
Общественный ЛИНвЙНО- ЛИНеЙНО- Транспорт (автобус) узловая кольцевая модель модель 100 га 500га 20 тыс.чел 100 тыс.чел
Скоростной транзит Сетевая модель Крупный город 100 00 га 500 тыс.чел
Рис. 4. Базовые морфотипы МАКРО пространств - структурные элементы урбанизированной территории [4]
Социально-пространственные комплексы - морфотипы микро-, мезо- и макроуровня представляют собой удобный инструмент анализа и проектирования пешеходных пространств. Они собираются в разнообразные конфигурации в связи с особенностями места, процессов (или сценариев) и особенностей культуры (обычаи, традиции и нормы поведения людей) [4]. Конструкции из морфотипов позволяют обосновать оптимальные характеристики пешеходного пространства для различных сценариев освоения городской среды. Структура пространства может быть описана при помощи сценариев, собранных из «морфотипов».
Типология «морфотипов» может стать основой для «сценария» метода проектирования, который обеспечивает оптимальное использование городского пространства. Конструируя пространственные модели - морфотипы - следует отметить, что их реальное воплощение зависит, конечно же, от мастеров и материалов, ресурсов и технологий, а также от других особенностей процесса строительства. Морфотипы соответствуют устоявшимся формам «социальных пространств городской среды» - части территории общего пользования, которая реально используется людьми. Качество градостроительного решения с позиции социально-пространственного анализа определяется понятиями "Освоенность", "Содержательность", "Комфортность":
• Освоенность среды тем выше, чем больше устойчивых социально- пространственных комплексов формируется на ее территории;
• Содержательность среды тем выше, чем разнообразнее состав и структура социально-пространственных комплексов;
• Комфортность среды зависит от соблюдения оптимальных пространственных параметров (размеров, границ, ориентации) социально -пространственных комплексов.
Литература
1. Чернова Е. Б. История развития социологического направления урбанистики // Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики Министерства регионального развития РФ. - 2011. [Электронный ресурс].
- URL: http://www.urbanistika.ru/innovation/inova.php
2. Walker J. Representing Social Space: Cognitive Mapping and the Potential for Progressive Urban Planning & Design. Trial Six: An Undergraduate Geography Journal. Vol. 5, 2011. [Электронный ресурс]. - URL:
http://ojs.library.ubc.ca/index.php/trailsix/article/download/2156/2068
3. Крашенинников А. В. Жилые кварталы: учеб. пособие для архит. строит. спец. Вузов / под общ.ред. Н.Н. Миловидова, Б.Я. Орловского, А.Н. Белкина. - М.: Высшая шк., 1988.
- 87 с.
4. David Grahame Shane. Recombinant Urbanism: Conceptual Modeling in Architecture, Urban Design and City Theory , 2005.
References
1. Chernova E.B. Istorija razvitija sociologicheskogo napravlenija urbanistiki [History of sociological trend urban planning]. 2011. Available at: http://www.urbanistika.ru/innovation/inova.php
2. Walker J. Representing Social Space: Cognitive Mapping and the Potential for Progressive Urban Planning & Design. Trial Six: An Undergraduate Geography Journal. Vol. 5, 2011. Available at: http://ojs.library.ubc.ca/index.php/trailsix/article/download/2156/2068
3. Krasheninnikov A.V. Zhilye kvartaly [Residential areas]. Moscow, 1988, 87 p.
4. David Grahame Shane. Recombinant Urbanism: Conceptual Modeling in Architecture, Urban Design and City Theory , 2005.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ А.В. Крашенинников
Профессор, кафедра «Градостроительство», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR A.V. Krasheninnikov
Professor, ^air «Town planning», Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia
e-mail: [email protected]