Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ И ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ'

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ И ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3353
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУС / ЛИЧНОСТЬ / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / STATUS / PERSONALITY / PROFESSION PRESTIGE / PROFESSIONAL STRATIFICATION / MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цвык В. А.

Анализируется понятие социально-профессионального статуса как одно из важнейших понятий, раскрывающих сущность профессиональной стратификации современного общества. Важную роль в определении социально-профессионального статуса играет престиж профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PROFESSIONAL STATUS OF A PERSON AND PROFESSION PRESTIGE

The paper analyses the notion of social-professional status as one of the most important notions disclosing the essence of the professional stratification of the modern society. It is stated that a profession prestige plays an important role in determination of social-professional status

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ И ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ»

сложившейся в стране ситуацией, когда значительное число российских граждан вынуждено отказываться от отдельных предметов и видов деятельности, характеризующих средний уровень жизни. Это свидетельствует о невозможности восстановления нормального образа жизни и привыкании к бедности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России / Н.Е. Тихонова. - М.: Летний сад; - 2003. - 408 с.

2. Давыдова Н.М. Депривационный подход в оценках бедности / Н.М. Давыдова // Социол. исслед. -2003. - № 6. - С. 88-96.

УДК 316.662

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ И ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ

В.А. Цвык

Статус, личность, престиж профессии, профессиональная стратификация,

современное общество

Status, personality, profession prestige, professional stratification, modern society

Общество как система исторически сложившихся форм совместной деятельности людей имеет сложную организацию. Одним из оснований объединения людей в социальные группы является существующая в данном обществе система разделения общественного труда, участие людей в определенном звене общественно необходимого труда, профессиональная принадлежность. Трудовая деятельность людей является социально интегрирующим фактором. Именно на ее основе возникает такое целостное, устойчивое образование, как социальная группа, которая является своеобразным социальным «микроорганизмом», связующим индивида и общество, опосредующим и проводящим как общественное воздействие на личность, так и личное влияние на общественную жизнь.

Одним из методологических оснований научного исследования профессиональных явлений в обществе можно считать рассмотрение профессии как социального института, как определенной социальной общности, как разновидности социальной группы. Социально-профессиональную группу характеризуют следующие признаки:

• совместная профессиональная деятельность, которая предполагает объединение представителей данной профессии на основе общих задач и целей деятельности;

• совместное «пространственно-временное» бытие, которое создает предпосылки профессионального общения между людьми;

• разделение функций между членами данной профессиональной организации, что ведет к координации действий, установлению профессиональных коммуникаций, обмену информацией.

Важнейшей составляющей социальной организации является социальная стратификация как дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Социальная стратификация находит выражение в социальном расслоении, в существовании высших и низших слоев, ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти или влияния среди членов того или иного сообщества. Социальная стратификация необходима, поскольку она реализует одну из важнейших задач общества -потребность в рациональном распределении по разным позициям индивидов, которые различным образом вознаграждаются с целью мотивации людей к эффективному выполнению своей социальной роли.

Расположение в социальной структуре страт основано на различных критериях, среди которых видное место занимают признаки, связанные с разделением труда, то есть профессиональные признаки. К их числу относятся: сфера приложения, виды и характер труда; иерархия профессиональных статусов; уровень квалификации, степень овладения профессиональными навыками; профессиональное образование.

Профессиональные признаки современные исследователи относят к важнейшим социокультурным характеристикам личности и ее социальному положению. Т.И. Заславская выделяет следующие критерии социального статуса:

• политический потенциал, выражающийся в объеме властных и управленческих функций;

• экономический потенциал, проявляющийся в масштабах собственности, доходов и уровне жизни;

• социокультурный потенциал, отражающий уровень образования, квалификации и профессионализма работника, особенности образа и качества жизни;

• социальный престиж, являющийся концентрированным отражением названных выше признаков.

Для идентификации социальных слоев современного российского общества, Заславской

использовались следующие статусные переменные: основное занятие; основной род деятельности; отрасль

занятости; сектор экономики; размер организации; профессионально-должностное положение; уровень образования; самооценка квалификации; уровень доходов. Все эти профессиональные критерии являются социокультурными признаками личности, они связаны друг с другом, но вместе с тем образуют относительно самостоятельные «оси» стратификационного пространства [1].

Профессиональные признаки стали одними из ведущих критериев социальной дифференциации не только потому, что представители профессиональных групп демонстрируют сходное социальное поведение и занимают близкие, часто совпадающие социальные позиции, но и по той причине, что в современном стратификационном обществе члены профессиональной группы в существенной степени подвержены влиянию своей среды. Многие исследователи-социологи отмечают, что при изучении социальной структуры современного общества необходимо учитывать роль, которую играет профессиональная социализация в формировании личности и структуры общества. Основные методологические принципы исследования профессиональной дифференциации общества заложены П.А.Сорокиным, который выделял три основные формы стратификации - экономическую, политическую и профессиональную. Как правило, все они тесно переплетены: люди, принадлежащие к высшему слою в одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Однако это не всегда верно: взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от совершенства, поскольку различные слои каждой из форм совпадают друг с другом не полностью, а лишь частично, то есть до определенной степени. «Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована» [2].

Существование профессиональной стратификации, по Сорокину, устанавливается из двух основных групп фактов, соответственно, выделяются две формы профессиональной стратификации:

• во-первых, определенные группы профессий всегда составляли верхние социальные страты, в то время как другие находились у основания социальной пирамиды. Следовательно, важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а «накладываются» друг на друга;

• во-вторых, феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы: занятые в различных профессии люди разделены на многие ранги и уровни - от руководителей до подчиненных.

«Профессиональная стратификация, таким образом, проявляется в этих двух основных формах, а именно: в форме иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и в форме стратификации внутри каждого профессионального класса (внутрипрофессиональная стратификация)» [2].

Межпрофессиональная стратификация в обществе состоит в иерархии основных профессиональных сфер, она выражается в существовании так называемых «высших» и «низших» профессиональных групп. Исследуя это явление на разнообразных исторических примерах (кастовый строй в Древней Индии, Европейское Средневековье, Американское общество первой половины XX в.), П.А.Сорокин делает следующий вывод: «На вершине «социального конуса» всегда находились социально значимые профессии, то есть те, которые связаны с функциями организации и контроля группы. Для межпрофессиональной стратификации всегда были важны два основных условия: 1) важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом; 2) уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей».

«Профессиональные группы, осуществляющие базовые функции социальной организации и контроля, помещены в центре «двигателя общества». Плохое поведение солдата может не повлиять сильно на всю армию, недобросовестная работа одного труженика слабо воздействует на других, но действие командующего армией или руководителя группы автоматически влияет на всю армию или группу, действия которой он контролирует» [2]. При этом, находясь «на контролирующей точке социального двигателя», в силу такого объективно влиятельного положения, соответствующие профессиональные группы обеспечивают для себя максимум привилегий и власти в обществе. Это также определяет соотношение между социальной значимостью профессии и ее местом в иерархии профессиональных групп.

Одним из важнейших понятий, раскрывающих сущность профессиональной стратификации современного общества, является понятие «профессиональный статус», или, как определяется в исследовательской литературе, «социально-профессиональный статус». Статусная концепция в социологии получила распространение с середины 30-х годов XX в., когда социальный статус определили как место, занимаемое индивидом в данной социальной системе, сопряженное с некоторой совокупностью прав и обязанностей, реализация которых (динамический аспект статуса) формирует роль.

Статус предполагает, что все, кто претендует на включенность в ту или иную страту, должны отвечать определенным ожиданиям и ограничением на социальные взаимодействия, выполнять социальные роли. Различные формы потребления благ и воспроизводства статусного положения формируют у представителей различных слоев неодинаковый образ жизни, что отличает членов данной общности от других общностей. Неодинаковость статусов выступает следствием неравенства и неравномерности развития общества и

конкретных индивидов. Чем выше ценится в обществе определенный статус, тем сильнее степень идентификации с ним субъекта. Таким образом, понятие социального статуса объединяет в себе и функциональную, и оценочную стороны: оно показывает, что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий, как они оцениваются другими людьми, обществом.

Социальный статус - это соотносительное положение индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данное положение благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различаются, соответственно, предписанный и достигаемый статус. Р. Мертон считал, что достигаемый статус в большинстве случаев напрямую связан с должностным статусом, то есть с тем статусом, которого человек достиг в результате своей профессиональной деятельности. Очевидно, что профессиональный статус - это достигаемый статус, то есть определяющийся индивидуальными способностями, умениями, квалификацией и достоинствами. Профессиональный статус не определяется социальным положением, то есть принадлежностью к определенному социальному классу или слою, и не является социальной ролью: он не проигрывается, подобно роли, а завоевывается [5]. Ориентация на достижение более высокого профессионального статуса стимулирует социальную и профессиональную активность индивида.

Динамическим аспектом профессионального статуса выступает профессиональная роль. Т. Парсонс ввел в научный оборот понятие «status-role» - статусная позиция с точки зрения социальной роли, то есть ожидаемой от занимающего данный статус индивида модели поведения. Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков:

1) характеристики, которыми люди обладают от рождения - этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи и т.д;

2) признаки, связанные с исполнением ролей - различные виды профессионально-трудовой деятельности;

3) элементы «обладания» - собственность, материальные и духовные ценности, привилегии и т.д. [6].

Под влиянием Парсонса понятие социального статуса стало элементом ролевой теории и

рассматривается в рамках структурного функционализма как структурное понятие, в то время как понятие роли имело функциональное значение. В функциональном понимании определение социальной роли дано Р. Липтоном через статусные позиции, права и обязанности личности.

В понятийном аппарате ролевой концепции ведущих российских социологов одним из основных понятий является «социальный статус» как положение в социальной структуре и связанные с ним требования или «ролевые предписания» [4]. В профессиональных сообществах, характеризующихся тем, что составляющие их люди занимают однородные социальные позиции, идентичность усвоения ценностей обеспечивается идентичностью требований, диктуемых профессиональным статусом. Механизм этого процесса -профессиональная роль, путем усвоения которой познаются и усваиваются ценности профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональная роль выступает в качестве своеобразного транслятора ценностей, преобразуя личность субъекта профессиональной деятельности и влияя на различные свойства его внутреннего мира.

Профессиональный статус указывает место в социальном сплетении профессиональных отношений, с которыми связаны определенные общественные ролевые ожидания. Статус (ранг) одной работы, по сравнению со статусом (рангом) другой работы, зависит от меры, в какой она позволяет реализовать человеку определенные ценности. Ранг индивида внутри профессиональной группы также зависит от степени, с какой выполняемая деятельность позволяет реализовать определенные ценности, то есть представления о том, что является желательным. Основа ранжирования работ существует в той мере, в какой факты, касающиеся данных работ, признаются, а ценности разделяются людьми, которых они затрагивают.

Основываясь на различии межпрофессиональной и внутрипрофессиональной стратификации, следует различать социально-профессиональный и личностно-профессиональный статус индивида. Социально-профессиональный статус означает место определенной профессиональной группы в профессиональной структуре общества, а также определяет оценку и самооценку той роли, которую играет эта профессиональная группа в системе профессиональных отношений. Личностно-профессиональный статус характеризуется степенью включенности индивида в отношения профессиональной группы, уровнем квалификации и мастерства, признанием в профессиональной среде, уровнем развития профессионального самосознания. В обобщенном виде можно отметить, что личностно-профессиональный статус индивида определяется уровнем развития профессионализма. Именно профессионализм определяет положение человека внутри профессиональной группы, то есть является критерием внутрипрофессиональной стратификации.

Уровень профессионализма личности не только определяет ее положение в профессиональном сообществе, но и существенно влияет на социальный статус в целом, определяя его социальный престиж. Социальный престиж профессионального статуса включает элементы общественного сознания. Он связан с оценкой положения той или иной профессиональной группы, то есть с престижем профессии, но не определяется произвольно: он зависит от социального контекста - господствующей в данном обществе системы ценностей, от уровня развития духовной культуры. В постиндустриальном обществе одной из важнейших ценностей, определяющих престиж социального статуса личности, является профессионализм. Именно

профессионалы в различных сферах деятельности претендуют на принадлежность к высшим социальным слоям, составляя основу средних слоев. По данным социологических исследований, стратификационная модель современного российского общества выглядит так.

• Элита - правящая политическая и экономическая - до 0,5%.

• Верхний слой - крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы - 6,5 %.

• Средний слой - представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры - 20 %.

• Базовый слой - рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса - 60 %.

• Нижний слой - малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные - 7 %.

• Социальное дно - 5 % [3].

Таким образом, высокая квалификация и профессионализм становятся значимыми критериями социального расслоения современного российского общества. Профессионалы принадлежат к российской элите и среднему слою. Кроме того, наиболее многочисленный базовый социальный слой, представленный специалистами, обладает потенциальным профессионализмом: при наличии соответствующей трудовой мотивации составляющие этот слой специалисты могут включиться в процесс вторичной профессионализации и совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Высокое социальное положение профессионалов основано на реальной динамике общественных ценностей (от приоритета материальных ценностей в индустриальном обществе к доминированию информационно-образовательных ценностей в обществе постиндустриальном), находя все большее понимание и признание в обществе. В большой степени эти процессы находят свое отражение и в современном российском обществе, традиционно ориентированном на приоритет духовных и нравственных ценностей. Одной из важнейших социально-нравственных ценностей современной России становится профессионализм.

Основным следствием иерархизации профессиональной деятельности в современном обществе является феномен социального престижа. В Словаре русского языка С.И. Ожегова «престиж» определяется как «влияние, уважение, которым пользуется кто-либо или что-нибудь». Основные лингвистические источники этого понятия: франц. prestige - обаяние, очарование; лат. - praestigium - иллюзия, обман чувств. В социологическом словаре престиж определяется как отрицательная или положительная оценка индивидуальных качеств или социальной эффективности. В этом значении термин «престиж» близок к социальному смыслу понятия «статус» - репутация, авторитет личности в рамках системы социальной стратификации. Понятие престижа применительно к профессиональной деятельности можно определить как соотносительную оценку общественной значимости профессиональной категории, которую разделяют члены определенного сообщества и социального слоя, группы на основе сложившейся и господствующей системы ценностей. В общем плане понятие престижа синтезирует оценку значимых факторов, которые характеризуют позицию данной профессиональной категории в обществе: экономическое положение, образование и квалификация, степень участия в управлении, особенности стиля жизни и т.д.

Престиж профессии определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий. Последняя выстраивается в результате оценки имеющихся различий в степени сложности и важности разных видов трудовой деятельности, необходимого для их осуществления уровня образования, ответственности, величины оплаты труда и т.д.

В социологии престиж профессии измеряется посредством шкал, полученных в результате социологических опросов, в которых респонденты соотносят социальную значимость или привлекательность различных профессий и выстраивают их относительно друг друга. Шкалы престижа профессии обладают относительной устойчивостью. Поскольку молодежь не имеет своего собственного опыта в сфере труда, она заимствует шкалу престижа профессии у работающего населения, у более старшего поколения. Формирование престижа профессии обусловлено различиями в труде и его последствиях для представителей различных профессий. Престиж профессии представляет оценку социальной значимости профессии, выработанную группой и является составным элементом представления о профессии, тесно связанным с социальным аспектом самоопределения.

Отражая социальную неоднородность общества, престиж профессии отражает и престижность различных социальных слоев населения. Его изучение может способствовать разработке механизма воспроизводства социальной структуры. В западной социологии, в частности, в работе Д. Треймана «Престиж профессии в сравнительном ракурсе» престиж профессии рассматривается в рамках концепций социальной стратификации. В исследовании, проведенном в 1956 г., жителям различных стран (от США до Новой Зеландии) предложили оценку престижности разных профессий. Получили очень схожие ответы. Исследователи сделали вывод, что в странах, где сложилась индустриальная система производства, существует спрос на одни и те же профессии: инженер, механик, бухгалтер и т.п. Эти профессии и овладевшие ими люди пользуются примерно одинаковым престижем во всем мире.

Примечательно, что ранговые характеристики престижа почти не меняются с течением времени. В 1966 г. группа исследователей пришла к выводу, что с 1925 г. в США не произошло существенных изменений в оценках профессионального престижа - врачи и другие специалисты остаются наверху пирамиды, чистильщики обуви и уборщики по-прежнему занимают место у ее основания. В 1977 г. Трейман проанализировал 85 исследований ученых из 53 стран о профессиональном престиже и сделал вывод, что оценки престижа очень похожи во всем мире. Опираясь на результаты своего анализа, Трейман разработал теорию, объясняющую, почему эти оценки так подобны. Теория Треймана состоит из четырех основных утверждений.

Первое связано с тем, что основные потребности людей (в еде, одежде и жилище) одинаковы во всех обществах. Кроме того, для жизни в современных обществах необходимы орудия труда, оружие, политические и военные организации. Во всем мире проблемы, связанные с производством этих вещей, аналогичны. В результате во всех таких обществах существует примерно одинаковое разделение труда.

Второе положение теории Треймана заключается в том, что в условиях специализированного разделения труда некоторые люди в большей мере владеют материальными ресурсами и контролируют их использование, чем другие. Иначе говоря, в результате специализированного разделения труда складываются различные степени власти - врачи имеют более высокую квалификацию и обладают большей властью, чем рабочие на сборочном конвейере, кроме того, они имеют более высокий заработок и владеют большей собственностью.

Третье утверждение теории Треймана фиксирует привилегии для тех, кто в любом обществе обладает властью. Люди, занимающие высокое положение, часто имеют весьма заметное политическое влияние, которое они могут использовать в своих интересах. Например, президент компании по выпуску реактивных двигателей, вероятно, может оказывать влияние на правительство при утверждении таких норм безопасности на воздушных линиях, которые бы благоприятствовали развитию авиационной промышленности.

Четвертое и последнее положение теории Треймана является следствием трех предыдущих. Поскольку власть и привилегии всюду ценятся, то и связанные с ними профессии считаются престижными [7].

Отечественные исследования в большей степени затрагивают проблемы определения профессионального престижа в контексте социального самоопределения молодежи и ее профессионального выбора. Представляется теоретически плодотворным исследования этого феномена с различных точек зрения. Оказывая сильное влияние на профессиональную ориентацию молодежи, престиж профессии воздействует и на ее профессиональную мобильность.

Престиж профессий понимается как отражение социальной политики и как прямой перенос государством социального признания на определенные социальные слои. Это - относительно стабильное явление, что позволяет разрабатывать шкалы престижа, служащие своеобразным стандартом той или иной общественной системы. Основы формирования престижа профессий позволяют выявить соотношение его шкалы распространенностью этих профессий в обществе. Известно мнение о двух пирамидах: наиболее высоки престижные оценки сравнительно редких профессий и более низким престижем пользуются массовые профессии.

Очевидно, для цивилизованного общества необходимо, чтобы престиж творческих работников, ученых был высоким, чтобы наукой и художественным творчеством занимались наиболее способные в этом отношении люди, поэтому они и пользуются относительно большим социальным признанием. В то же время массовые профессии требуют, как явствует из их названия, привлечения гораздо больших трудовых ресурсов. Молодежь, не имея собственной практики в избираемой сфере труда, заимствует шкалу престижа профессий из окружающей среды. Поэтому воздействовать на профессиональную ориентацию молодежи можно через изменения шкалы престижа профессий занятого населения. Хотя тяга к той или иной профессии у молодежи формируется стихийно, под воздействием духовной жизни общества, более всего на нее влияют родительская среда, система образования, контакты в мире труда, профессиональная консультация и специальная пропаганда через средства массовой информации.

Итак, престиж профессии является одним из факторов, наряду с содержанием, условиями труда, уровнем оплаты и т.п., которые определяют привлекательность данной специальности. Его сущность состоит в личностно-социальной и общественно-социальной оценке определенного типа профессиональной деятельности. Причем личностная оценка, как правило, основывается на общественно сформированном стереотипе отношения к профессии: наиболее престижными являются профессии, находящиеся на вершине социальной пирамиды.

Необходимо отметить также, что одной из специфических особенностей межпрофессиональной стратификации современного общества является повышение социального престижа не какой-либо конкретной профессии, а профессионализма в целом, как высокого уровня профессионального и социального развития личности. Сегодня особенно важным становится не столько обладать какой-либо, пусть даже наиболее престижной профессией, сколько быть профессионалом в той области профессиональной деятельности, которой занимается индивид. Дифференциация профессиональной деятельности обусловлена социальной востребованностью различных профессий: если данная профессия существует и развивается в настоящее время, следовательно, она имеет социальное значение и необходима для развития и функционирования общества.

Поэтому профессионализм в любой сфере профессиональной деятельности всегда социально значим, востребован, а значит и обладает социальным престижем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. - 2001. - №8.

2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

3. Социальная стратификация российского общества. Под ред. З.Т. Голенковой. - М., 2003.

4. Ядов В.А. Социальная психология личности // Социальная психология. История, тенденции, эмпирические исследования. - Л., 1979.

5. Merton R. Social theory and social structure. - N.Y., 1957.

6. Parsons T. Societies: evolutionary and comparative perspectives. - N. J., 1966.

7. Treiman D.J. Status Discrepancy and Prejudice // American Journal of Sociology. - 1965-1966.

УДК 613

САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ЗДОРОВЬЯ

Н.С. Шоётова

Самосохранительное поведение, предпосылка здоровья, социологические модели, население Self-protection behavior, a prerequisite of health, sociological models, population

Наиболее известное определение самосохранительного поведения принадлежит С. Каслоу и С. Коббу: под ним понимается любая активность личности, направленная на сохранение, предупреждение болезни или выявление болезни при отсутствии симптомов [1]. Все виды поведения, связанные со здоровьем, Д. Гохмэн предлагает делить на превентивные (предупреждающие) и протективные (защитные), объединенные единой профилактической ценностью [2]. Превентивное поведение подразумевает оптимальную физическую активность, соблюдение режима сна, отдыха, питания, отказ от курения, ограничение потребления алкоголя, использование ремней безопасности в автомобилях, соблюдение техники безопасности на работе, иммунизацию в целях профилактики инфекционных заболеваний, профилактические медицинские осмотры. Протективное поведение включает такие действия, как прием витаминов, пищевых добавок, лекарств для предупреждения возникновения заболевания, использование парной бани, различных традиционных (лечение голодом, очищение организма) и нетрадиционных методов заботы о здоровье.

Самосохранительное поведение в нашем понимании включает и элементы протективного, и превентивного поведения, являясь системой действий и отношений людей, опосредующих сохранение/отказ от сохранения здоровья и жизни.

В научной литературе подвергнуты анализу следующие теоретические модели поведения в сфере здоровья: модель убеждения в пользе здоровья (И. Розенсток, М. Беккер), которая концептуализирует профилактические здравоохранительные действия в рамках психологического подхода «затраты-выгоды»; модель параллельных реакций (Х.Левенталь, Т. Прохаска, Р.Хиршман) в основе которой лежит соблюдение в течение длительного времени рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья; в модели стадий самоизменений поведения дистресс рассматривается как фактор поддержания различных форм аддиктивного поведения, когда большинство людей в ситуации дистресса не обращаются за помощью к профессионалам, пытаясь сами справиться с проблемой; теория обоснованных действий (И.Айзен, М.Фишбейн) основана на предположении, что непосредственными детерминантами поведения являются мнения, убеждения, социально -демографические нормы, установки [3].

Собственно-самосохранительное поведение опосредуется действием социально-экономических факторов, влиянием образа и стиля жизни, псхологическими особенностями личности.

При прикладном исследовании уровня развитости культуры самосохранительного поведения следует учитывать: самооценку людьми своего здоровья, рейтинг здоровья в структуре их ценностных ориентаций; мотивы, побуждающие людей беречь здоровье; изменение их отношения к здоровью как к ценности на протяжении всей жизни; факторы, влияющие на здоровье; действия, касающиеся важных сторон самосохранения (структура питания, занятия физической культурой, стрессоустойчивость организма, вредные привычки, предпринимаемые меры профилактики заболеваний, наследственная предрасположенность к отдельным видам заболеваний); интерес к информации о здоровье и здоровом образе жизни; показателях продолжительности жизни.

Согласно проведенному ВЦИОМ в 2008 году исследованию, самым распространённым способом заботы о собственном здоровье являются отказ от вредных привычек (на него указывают 32% опрошенных), выполнение предписаний врачей в случае болезни (31%); незначительна численность тех, кто, заботясь о своем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.