Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН'

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ / КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тугушева Аделя Минхатовна

Приводятся результаты анализа социально-профессиональных ориентаций муниципальных служащих, работающих в Республике Татарстан. В статье представлено авторское определение термина «социально-профессиональные ориентации. В фокусе интересов исследования оказываются вопросы: чем руководствуются, на что ориентированы муниципальные служащие в своей профессиональной деятельности, что можно сказать о процессах динамики региональной элиты в связи со складывающимися профессиональными ориентациями группы муниципальных служащих. В ходе проведенного в 2011 году в Республике Татарстан социологического исследования автор получил формулу основополагающих ценностей муниципальных служащих, работающих в Республике Татарстан: интересная, творческая работа - как главная цель и как следствие материальное благосостояние; авторитет, уважение окружающих - как духовно-моральная ценность. Данные исследования фиксируют факторы этнической идентичности и общинной мотивации как наиболее значимые в развитии местных социально-территориальных сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-PROFESSIONAL ORIENTATIONS OF MUNICIPAL SERVANTS: EXPERIENCE OF EMPIRIC RESEARCH IN REPUBLIC OF TATARSTAN

Results over of analysis of socially-professional orientations of municipal servants working in Republic of Tatarstan are brought. In the article an author offers the determination of the term "socially-professional orientations". In focus of research interests appear such questions as what is followed by, to what municipal servants are oriented in the professional activity, how mentality of region influences on these orientations, about the processes of dynamics of regional elite in connection with the accordion professional orientations of group of municipal servants. During conducted in 2011 in Republic of Tatarstan sociological research an author got the formula of fundamental values of municipal servants working in Republic of Tatarstan: interesting, creative work - as a primary objective and as a result material welfare; authority, respect of wider public - as a spiritually-moral value. The results of researches fix the factors of ethnic identity and communal motivation as most meaningful in development of local socially-territorial associations.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»

процессе жизнедеятельности корректируем дальнейшее поведение окружающих нас людей.

Если сейчас провести социологический опрос на улице или просто поспрашивать свое ближайшее окружение: «Кто такие футбольные фанаты?», то наверняка мы услышим: «агрессивные группы», «воинственные болельщики», «обезумевшая толпа», «неуправляемые скандалисты», «дебоширы», «групповые хулиганы». То есть мнение о футбольных фанатах не совсем положительное. Всем нам известна проблема агрессивности футбольных болельщиков, большой уровень преступности на фоне футбольного фанатизма, причем преступления совершают не только взрослые люди, но и несовершеннолетние. О негативной стороне футбольного фанатизма можно говорить очень много. Но наша статья нацелена на понимание того, почему именно так, а не иначе ведут себя футбольные фанаты.

Особенности поведения футбольных фанатов можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, нужно брать во внимание общество в целом, которое естественно оказывает способствующее влияние, по средствам социальных конструктов. Но с другой стороны, нужно учитывать и внутреннее влияние, которое исходит от особенностей субкультуры фанатов.

Как и у любого общества, у фанатского движения существует своя история, которая складывалась на протяжении долгого периода и формировала отличительные черты, проявляющиеся в поведении фанатов. Но в последнее время русская форма фанатизма перенимает западную окраску. Это наглядно демонстрируют определенные обычаи фанатов западного общества, например, все члены клуба надевают единую форму, которая отличает их от представителей другого клуба фанатов. Или существует обычай фанатского культа, такой как ездить по всем городам, где будет играть любимая команда. Это легкие примеры заимствования.

Представители фанатской группы имеют определенные роли и статусы. У субкультуры фанатов имеется довольно четкая статусная структура. Здесь можно выделить две группы фанатов, которые различаются не только

статусом, но, как следствие, и поведением. Это болельщики (большая часть людей, представленных на стадионе) и собственно фанаты, которые называют себя элитой футбольного фанатизма. Именно от этой элиты и исходит большой поток агрессии, проявляющийся в различных стычках с представителями других клубов. Можно сказать, что это элита является лицом всех футбольных фанатов, и от ее поведения зависит мнение об остальных представителях футбольных фанатов.

В фильме «Около футбола» точно показан пример, как определенные люди, считающие себя фанатами, управляют другими людьми для борьбы против других клубов. И здесь речь идет не об отстаивании интересов футбольной команды, а о личной выгоде данных руководителей. Но важно отметить, что это агрессивное поведение регулируется с помощью определенных норм, соблюдаемых членами фанатских группировок (например, в бою запрещено использование подручных средств, палок, арматуры, ножей; поединок считается выигранным, когда все противники «лежат», либо когда противник бежал).

Все эти тонкости субкультуры фанатов достаточно крепко укрепились в современном обществе. Наказание правонарушителя за такие бои не ведут воспитательной работы. Все потому, что внешняя сторона воздействия (общество) принимает фанатов такими, какие они есть, с их девиациями и относительными нормами. Отсюда и сложившееся мнение окружающих о поведении фанатов, которое не измениться, так как воспринимается агрессивное поведение фанатов, как неизбежный факт.

Анализ поведения фанатов и принятия их поведения обществом, показывает нам, как последнее ведет двоякую игру: оно, с одной стороны принимает относительные «нормы» поведения фанатов, с другой возлагает на них ответственность за правонарушения. А мнение общества, как мы сказали вначале, формируется из наших представлений. Поэтому давайте задумываться, прежде чем поддаться сложившемуся стереотипу.

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ: _ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Тугушева Аделя Минхатовна

Соискатель кафедры социологии, Волгоградский государственный университет, г.Волгоград

SOCIALLY-PROFESSIONAL ORIENTATIONS OF MUNICIPAL SERVANTS: EXPERIENCE OF EMPIRIC RESEARCH IN REPUBLIC OF TATARSTAN

Tugusheva Adelya, Competitor of department of sociology, of Volgograd State University, Volgograd АННОТАЦИЯ

Приводятся результаты анализа социально-профессиональных ориентаций муниципальных служащих, работающих в Республике Татарстан. В статье представлено авторское определение термина «социально-профессиональные ориентации. В фокусе интересов исследования оказываются вопросы: чем руководствуются, на что ориентированы муниципальные служащие в своей профессиональной деятельности, что можно сказать о процессах динамики региональной элиты в связи со складывающимися профессиональными ориентациями группы муниципальных служащих. В ходе проведенного в 2011 году в Республике Татарстан социологического исследования автор получил формулу основополагающих ценностей муниципальных служащих, работающих в Республике Татарстан: интересная, творческая работа - как главная цель и как следствие материальное благосостояние; авторитет, уважение окружающих - как духовно-моральная ценность. Данные исследования фиксируют факторы этнической идентичности и общинной мотивации как наиболее значимые в развитии местных социально-территориальных сообществ.

ABSTRACT

Results over of analysis of socially-professional orientations of municipal servants working in Republic of Tatarstan are brought. In the article an author offers the determination of the term "socially-professional orientations". In focus of research interests appear such questions as what is followed by, to what municipal servants are oriented in the professional activity, how mentality of region influences on these orientations, about the processes of dynamics of regional elite in connection with the accordion professional orientations of group of municipal servants. During conducted in 2011 in Republic of Tatarstan sociological research an author got the formula of fundamental values of municipal servants working in Republic of Tatarstan: interesting, creative work - as a primary objective and as a result material welfare; authority, respect of wider public - as a spiritually-moral value. The results of researches fix the factors of ethnic identity and communal motivation as most meaningful in development of local socially-territorial associations.

Ключевые слова: социально-профессиональные ориентации; муниципальные служащие; ценностные ориентации; мотивационные факторы; культурные нормы; профессиональные качества.

Keywords: socially-professional orientations; municipal servants; valued orientations; motivational factors; cultural norms; professional qualities.

Социальное явление, относящееся к преобразованиям в российском обществе конца XX в., названное учеными и политиками «перестройкой», в значительной степени переопределило глобальные процессы в мире, изменило сферу частной жизни миллионов людей, вызвало к действию целый ряд социокультурных интенций. Одна из новаций произошедших реформ, отражающая политическое настроение, но вместе с тем, характеризующая сдвиги в сфере занятости - появление в социально-профессиональной структуре российского общества профессии «муниципальный служащий».

В этом процессе для социолога представляет интерес не только новая грань социальной дифференциации, позволяющая различать профессиональную группу муниципальных служащих, но также и динамика властных групп в определенном региональном сообществе, поскольку работники муниципалитета обладают властными ресурсами и способны влиять на политику. Важность региональных особенностей развития группы работников муниципалитета в контексте социокультурных характеристик Республики Татарстан обусловлена тем, что менталитет жителей Татарстана определяется влиянием традиций мусульманства, задающих (зачастую латентно) ориентиры на власть старейшин, высокую групповую сплоченность и социальную ответственность. Поэтому динамика местного самоуправления в виде муниципалитетов и процессы элитообразования в данном регионе имеют свои особенности, отличные от особенностей самоуправления, например, в центральных районах России.

Имеющийся в исследованиях социальной структуры опыт оценки состояния социально-профессиональных групп основан на учете следующих статистических показателей: численности, социально-демографического состава, общего и профессионального образования, что в современных условиях недостаточно для понимания специфики самоуправления в регионах. Важен учет не только объективной, но и субъективной оценки профессиональной группы, а именно - социальных ориентаций представителей данной профессии. Учитывая тот факт, что муниципальные служащие сравнительно молодая социально-профессиональная группа, в этих условиях на первый план органично выступает социальная составляющая профессии: как люди понимают ситуацию, так они и действуют. Поэтому в фокусе интересов исследования правомерно оказываются вопросы: чем руководствуются, на что ориентированы муниципальные служащие в своей профессиональной деятельности, как влияет менталитет региона

на данные ориентиры, что можно сказать о процессах динамики региональной элиты в связи со складывающимися профессиональными ориентациями группы муниципальных служащих.

В развитии сообщества муниципальных служащих велика роль социальных и культурных факторов, определяющих их профессиональную деятельность, идентичность и имидж. Социокультурный аспект не получил пока должного признания и применения в регулировании развития данной профессии. Между тем, судя по мировому опыту и программным установкам представителей российской элиты, в муниципальной службе России предполагается культуральный сдвиг, связанный с модернизацией России в новых геополитических условиях. Плодотворные исследования социально-профессиональных ориентаций муниципальных служащих Республики Татарстан диагностируют ситуацию в мировоззрении и целепо-лагании важнейшей группы, включенной в региональные процессы элитообразования.

Обращение к теме социально-профессиональных ориентаций муниципальных служащих Республики Татарстан обладает эвристичностью не только для диагностики текущих профессионально-структурных изменений, но также для понимания процессов элитообразования в регионе. Полученные эмпирические данные о социальных притязаниях представителей муниципальной власти, о ценностных ориентациях, о факторах аномии в данной социальной группе позволяют анализировать динамику в сообществе региональной элиты, прежде всего, политической.

Под социально-профессиональной ориентацией автор понимает направленность муниципального служащего на работу с различными группами людей, использующего при этом принятые культурные нормы и ценности, в комплексе которых «социальное» (влияние профессии) может вступать в противоречие с «культурным» (влияние этноса, религии, ценностных «поворотов» в глобальном мире).

На наш взгляд, социально-профессиональные ориентации муниципального служащего включают в себя следующие характеристики: ценностные ориентации, мотивационные факторы, культурные нормы (рис.1) и неразрывно связаны с профессиональными качествами служащих. А также находятся в непосредственной зависимости от среды жизнедеятельности индивида, национальной культуры, сложившихся в российском обществе моделей поведения (рис.2).

Рисунок 1. Структура социально-профессиональных ориентаций

Основные характеристики личности данной профессиональной группы включают как объективные характеристики личности работника, так и субъективные - ориентации, ценности, этические особенности. Процесс формирования профессии муниципальных служащих рассматривается автором в непрерывном единстве личностных и профессиональных качеств.

Говоря о формировании новой профессиональной ниши, мы рассматриваем личность в профессии как синтез различных качеств. С одной стороны качества личности муниципального служащего определяются положением в системе общественных отношений, принадлежностью к определенной профессиональной группе, с другой стороны личность муниципального служащего обладает индивидуальным своеобразием социально-психологических свойств. При анализе профессиональных качеств муниципальных служащих учитывают личные качества, профессионализм и опыт, а также конкретные профессиональные навыки и умения.

Социально-профессиональная группа муниципальных служащих - общность, сплоченная не только функционально, но и доминирующим набором ценностных ори-ентаций, в которых протекает деятельность ее членов, социальным обликом и другими характеристиками. Соотношение муниципальной службы с профессией выражает внутренние и внешние представления о своем месте в профессиональной общности. Это соотношение сопровождается принятием определенных ценностей и смыслов через отношение к профессиональной деятельности, с учетом объективных и субъективных характеристик (профессиональный статус, профессиональные ценности, профессиональные и личные качества, оценка содержания трудовой деятельности, самоидентификация, социально-профессиональный статус, социально-демографические особенности).

На протяжении ряда лет (2006-2011 года) автор собирал эмпирический материал о группе муниципальных служащих, работающих в Республике Татарстане. В статье отражены результаты социологических исследований, проведенных автором:

- анкетный опрос «Отношение государственных и муниципальных служащих к идее создания Этического кодекса», 2006 год (N=200);

- анкетный опрос государственных гражданских служащих «Управление карьерой государственных

- анкетный опрос муниципальных служащих «Социально-профессиональные ориентации муниципальных служащих», 2010 год (N=600);

- полуструктурированное интервью экспертов (2011год). Интервью проводилось с муниципальными служащими, опыт работы которых составляет более 10 лет. В качестве экспертов выступили заместители глав муниципальных районов, начальники отделов, специалисты отделов (N=10). Ценности и ценностные ориентации определяют

отношение человека к окружающей реальности, которая в свою очередь влияет на его поведение и характер деятельности, способы самореализации. Ценностная система выполняет функции личностных стандартов, на ее основе строятся внутриличностные и межличностные отношения, формируется самооценка личности.

В идеальной модели профессии муниципального служащего базисной ценностной ориентацией является его устойчивая направленность на соблюдение общественных интересов, на достижение поставленных перед аппаратом социальных целей. Но в практической повседневной деятельности эта базисная ориентация реализуется не непосредственно, а через конкретизирующие ее промежуточные звенья. В качестве таких промежуточных звеньев и рассматриваются непосредственные ориентации служащих.

В ходе проведенного социологического исследования автор получил формулу основополагающих ценностей муниципальных служащих, работающих в Республике Татарстан: интересная, творческая работа - как главная цель и как следствие материальное благосостояние; авторитет, уважение окружающих - как духовно-моральная ценность.

«Современное образование» отнесли к своим ценностям 25% респондентов. Респонденты видят в образовании не самостоятельную ценность или цель, а средство реализации своих главных ценностей - интересной работы и материального благосостояния.

Помимо названных к малопопулярным у данной группы ценностям личной жизни относятся: интересный досуг, полноценный отдых; надежные социальные связи. Все эти факторы представляют скорее средства достижения целей, чем сами цели.

гражданских служащих», 2007 год (N=300);

Человек в российском обществе находится в достаточно сложной ситуации, когда длительное время сохраняется несоответствие процессов социальной дифференциации и институционализации, которое, в свою очередь, создает ситуацию противоречия в системе ценностей, неизбежно возникающих, в том числе, на фоне изменений в их иерархии. Кроме того, радикальные изменения в российском обществе в 90-х годах, произошедшие на принципах непреемственности, вызвали всеобщие процессы ресоциализации, т.е. смены, устоявшихся в обществе (в социальных группах, институтах) норм и ценностей - новыми. Настоятельное обращение официальной пропаганды к идее патриотизма сегодня, по нашему мнению, есть попытка использовать эту идею в качестве основополагающей ценности, способной сплотить народ и власть, государство и социум, различные слои населения, и укрепить межпоколенные связи.

Патриотизм - это мера ориентации личности на социальное действие: служить отечеству, приносить ему пользу. Любое социальное действие социального субъекта можно измерить через объективные и субъективные критерии патриотизма. Кроме того, к патриотизму применимо слово «чувство»: единения со своим народом, тесной привязанностью к родному краю, сопричастности к происходящим событиям, ответственности за общую судьбу народа. Патриотизм формирует личность и создает мотивационную основу ее деятельности.

Согласно исследованию, проведенного автором, только 42,5% опрошенных муниципальных служащих связывают понятие «Родина» с Россией и (или) Татарстаном. Для 30% служащих Родина идентифицируется с «малой Родиной», для 18,75% понятие «Родина» ассоциируется с обычаями, традициями, образом жизни своего народа. Для 1,25% респондентов Родина - «там, где хорошо», столько же служащих отметило, что Родина - «пустое слово, еще один способ обмануть человека». То есть 2,5% опрошенных вообще лишены какого бы то ни было патриотизма, о значении которого как консолидирующей общество идеи говорят сегодня российские политики и идеологи.

Высокая правовая культура - основа эффективной профессиональной деятельности муниципального служащего. Правовая культура - достаточно сложное явление, которое представляет собой совокупность взглядов, ценностных ориентаций, убеждений, поступков и действий, основанных на праве, профессионально-правовых знаниях, взглядах и умениях их практического применения.

Уровень правовой культуры муниципального служащего зависит от множества социально-правовых, организационно-управленческих и нравственных факторов. Правовая культура муниципального служащего - это правовая грамотность, законность принимаемых решений, уважение и защита прав и свобод человека, активная борьба с правонарушениями. Это ориентированность не только и не столько на свои собственные оценки и интересы, но и на правовые и нравственные нормы во всех жизненных, а тем более служебно значимых ситуациях [18, с.122].

На современном же этапе функционирования муниципальной службы преобладает жесткая «привязка»

деятельности служащих к указаниям руководителей, ведущая к распространению авторитарно-бюрократического стиля руководства. Авторитарное руководство характеризуется с одной стороны, применением волевых, административно-командных методов управления, покровительственным отношением к верным и преданным сотрудникам, а с другой - склонностью и способностью служащих к конформизму, проявлению личной преданности вышестоящему руководителю. Авторитарно-бюрократический стиль руководства воспроизводит и укрепляет в организации клиентарные служебные отношения личной преданности и покровительства, которые в ряде случаев дополняются отношениями, основанными на профессионализме [9, с.585].

Так, при выполнении своих должностных обязанностей муниципальные служащие, прежде всего, руководствуются законодательством (31,3%), сугубо личными интересами (20%), указаниями непосредственного руководителя (17,7%). Следует подчеркнуть, что такие благородные, положительные мотивы к выполнению должностных обязанностей, как интересы общества и интересы ведомства являются определяющими для относительно небольшого количества муниципальных служащих (4,4%)1.

Одной из важных черт правового сознания респондентов является их отношение к необходимости (возможности) соблюдать законы в современных условиях. На вопрос, допустимы ли нарушения законов, 60% опрошенных считают, что закон всегда закон и его нельзя нарушать. 40% опрошенных считают допустимым нарушения законов, объясняя это тем, что «законы ограничивают права личности»; «бывают непонятны»; «во многих законах реально заложены невыполнимые нормы». А также "нарушить закон можно во имя пользы дела» (6,25%) и «из-за быстрой смены законов» (3,75%).

При изучении социально-профессиональных ориентаций немаловажную роль играет и изучение интересов муниципальных служащих (их культурные/досуговые ориентации). Это то, чем живут служащие вне работы, как проводят свободное время, какие предпочтения у них в литературе и другое.

Говоря о внерабочем (свободном) времени муниципальных служащих, стоит еще раз отметить ценность семьи, как абсолютную по отношению ко всем остальным ценностям. Свободное время современные муниципальные служащие проводят в кругу семьи (75%), с друзьями (47,5%), за чтением книг (30%). 25% опрошенных в свободное время занимаются спортом, а 18,75% посещают театры, музеи, выставки. Положительным является тот факт, что лишь 1,25% всех опрошенных свободное время предпочитают проводить на дискотеках, в барах, казино, несмотря на сравнительно молодой состав муниципальных служащих. Анализ досуговых ориентаций муниципальных служащих позволяет говорить о высоком уровне культуры в муниципальной среде.

Социально-профессиональные ориентации чиновника не ограничены рамками должностных функций и формируются на основе сложного комплекса мотивов. Важнейшим психологическим фактором, определяющим направленность личности на какие-либо цели, а также

1 При оценке мнений респондентов использовалась числовая шкала от 1 (наименее значимо) до 7 (наиболее значимо). Эта шкала была перекодирована следующим образом: опции 1 и 2

были объединены как «наименее значимые», 3 перекодирована как «менее значимая», 4 и 5 были перекодированы как «более или менее важно», 6 и 7 были объединены как «более важно + важно».

силу этой направленности, являются мотивы выбора ею конкретной работы.

Для того, чтобы проникнуть в более глубокие, фундаментальные слои сознания личности, необходимо выявить, что им дорого, что движет их поведением, какую роль играет работа на муниципальной службе, каковы мотивы и стимулы работы именно в этой области, какими соображениями руководствовались при выборе места работы, оправдались ли ожидания, какова степень удовлетворенности работой, каковы личностные перспективы.

Служащий может успешно овладеть профессиональными умениями, проявлять некоторые способности и в то же время отрицательно относиться к своей профессии. Такая неадекватная мотивация может сказаться на эффективности реализации потенциала профессионального развития личности [15, с.17].

При выборе места работы, 25% служащих руководствовались «необходимостью где-то работать», 20% «личными интересами», 18,75% «надеждой сделать карьеру», 15% «стремлением занять престижное место в обществе» и только 12,5% респондентов «общественными интересами». Мотивы общественного служения занимают периферийное положение в системе социально-профессиональных ориентаций муниципальных работников. Муниципальные служащие в своем большинстве ориентированы на интересную, творческую работу и собственное материальное благосостояние. Проблемой является то, что интересы населения не являются приоритетными для служащих.

Социально-профессиональные ориентации муниципальных служащих детерминированы общей обстановкой в стране, нестабильностью общества. Современное российское общество с точки зрения ценностных ориентиров неоднозначно, в нем отсутствуют устойчивые ценности и нормы. Все это, безусловно, сказывается на социально-профессиональных ориентациях муниципальных служащих.

Политическая власть в Татарстане, а точнее говоря, ее институциализация в постсоветский период развития, имеет специфические социальные характеристики. Так, согласимся с мнением анализировавшей институциональное развитие политической власти в Республике Татарстан Д. С. Кокорхоевой, выделившей три этапа: «суверенизация (конфедерализация) 1990-1994 гг., децентрализованный федерализм 1995-2000 гг. и унитарный федерализм» [10, с.184]. То есть современное функционирование институтов власти в республике характеризуется спадом настроения активной регионализации и ориентацией на федеральный центр. По нашему мнению, слой муниципальных управленцев, который может быть рекрутирован в органы республиканской власти, также в перспективе будет демонстрировать скорее конформизм по отношению к Москве. О вероятности этой тенденции свидетельствуют ценностные ориентации муниципальных работников: значимость материальной стабильности, карьерный прагматизм. Данные ценностные ориентации будут блокировать настроения риска, необходимые для противостояния существующим процессам централизации и «выравнивания» региональных суверенитетов. Однако сохранение тенденции «унитарной федерализации» может развиваться только, если сильный федеральный центр и вертикаль общероссийской власти, оформившиеся с начала 2000-х гг., будут воспроизводиться в российском поле политики.

Вместе с тем, представляет интерес для прогнозирования развития социально-профессиональной группы муниципальных служащих как ресурса региональной

элиты, значимость символа «малой родины». Идеология, основанная на общности этнического самосознания, обладает большим потенциалом. И это, безусловно, относится к реалиям Республики Татарстан. Проведенные нами опросы фиксируют фактор этнической идентичности как значимый. Аналогичные выводы есть в работе А. К. Магомедова [11, с.61]. Этот исследователь также акцентирует внимание на сплачивающей этнической идеологеме для динамики локальных республиканских элит вообще, и элиты Татарстана в частности.

Нельзя не отметить также компоненты общинной мотивации и земляческих чувств, которые отличают статусные слои Республики Татарстан. Как пишет В. А. Беляев, номенклатура Татарстана имеет преимущественно аграрное происхождение и агротехническое образование [4, с.153]. Этот фактор влияет и на социально-профессиональные ориентации изучаемой нами профессиональной группы. Так, например, «авторитет» как значимая ценность, отмеченная в авторских опросах муниципальных служащих, хотя и косвенно, но свидетельствует об общинной мотивации, для которой характерно признание авторитетов. Наличие общинной мотивации по нашим предположениям будет способствовать сохранению «ситуативного патернализма», то есть таких ориентаций, при которых сильный федеральный центр признается, а настроения регионализации блокируются, но ослабление власти федерального центра ведет к суверенизации и приоритетную опору на республиканскую вертикаль власти.

Список литературы

1. Аберкромби Н. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казанского университета, 1997.

2. Андреев А. Л. Современная Россия: запрос на компетентного чиновника // Общественные науки и современность. 2007. № 1.

3. Ахмадуллин Н. Р. Самоуправление: Татарстан сказал «да» // Татарстан, 2005. № 11.

4. Беляев В. А. Мировоззрение и социальное поведение правящей элиты Татарстана // Общественные науки и современность. - 2007. - № 3.

5. Бурганова Л. А. Профессиональная компетенция в сфере государственного и муниципального управления. Казань: Центр инновационных технологий, 2009.

6. Бызов Л. Г. Контуры новорусской трансформации. (Социокультурные аспекты формирования современной российской нации и эволюции социально-политической системы). М.: РОССПЭН, 2013.

7. Ершов А. Н. Местное самоуправление в Республике Татарстан: проблемы и перспективы: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2010.

8. Заславская Т. И. Трансформационный процесс в России: социокультурный аспект // Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / ред.кол. отв. ред. Т. И. Заславская, З. И. Калугина. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999.

9. Kets de Vries, M. The Anarchists Within: Clinical Reflections on Russian Character and Leadership Style // Human Relations. 2001. No. 54 (5).

10. Кокорхоева Д. С. Институциональное развитие политической власти в Республике Татарстан // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. 2011. № 2 (20).

11. Магомедов А. К. Политическая элита и политическая идеология. Региональные элиты // Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Социология. Политология. Вып. 2.

12. Мальцев В. А. Государственный служащий современного типа. М.: Н.Новгород, 1995.

13. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности: Современные буржуазные теории. М., 1966.

14. Назарова Г. Ф., Некрасов С. И., Некрасова Н. А., Серегина Т. В. Культура. Наука. Образование. Издательство «Академия Естествознания», 2010.

15. Павленко М. В. Духовно-нравственные основы деятельности государственных служащих в современных социокультурных условиях России: [Электрон-

ный ресурс]: Дис. на соискание уч.степени канд. со-циол. наук 22.00.06. - социология культуры, духовной жизни. Курск, 2006.

16. Попов В. Г., Костина С. Н., Чертенко А. Л. Социальная адаптация государственных и муниципальных служащих [Электронный ресурс]. - URL: http://www.Чиновникъ.uapa.ru - 2001.html.

17. Рывкина Р. В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов // Социологические исследования. 2001. № 4.

18. Соколов В. М., Турчинов А. И. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС; Статут, 2006.

19. Тугушева А. М. Социокультурные основания социально-профессиональных ориентаций муниципальных служащих // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 1.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И РЕКЛАМА В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ _СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (В КОНЦЕПЦИИ Р.МЕРТОНА)

Ушкина Ирина Александровна

Аспирант, Пензенский государственный университет, г. Пенза

COMMUNICATION MEDIA AND ADVERTISING IN THE SOCIAL STRUCTURE OF MODERN SOCIETY (IN THE CONCEPTION OF R.MERTON)

Ushkina Irina, postgraduate student, Penza State University, Penza АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема влияния средств массовой коммуникации и рекламы на личность человека и современное общество с точки зрения социологической концепции Р. Мертона. Анализируются основные уровни и направления данного воздействия. Особое внимание уделяется функциям и дисфункциям средств массовой коммуникации, а также их последствиям, которые находят отражение в развитии отдельных социальных феноменов и социальных процессов. ABSTRACT

The article is concerned with the problem of communication media and advertising influence on the personality of man and modern society from the perspective of the sociological conception of R. Merton. The main levels and directions of that impact were analyzed. The author pays a special attention to the functions and dysfunctions of communication media and their consequences that appear in the development of social phenomena and social processes.

Ключевые слова: средства массовой коммуникации; СМК; реклама; социальная структура; социальные процессы; Р. Мертон; социальный статус; социальный контроль; конформизм.

Keywords: communication media; advertising; social structure; social processes; R. Merton; social status; social control; conformism.

Современное общество развивается в эпоху глобализации и интеграции информационных процессов, которые сегодня играют ключевую роль во всех сферах социальной жизни. Информация становится основой развития экономических и политических отношений, инструментом в решении возникающих межличностных, групповых, национальных и глобальных конфликтов, фактором, оказывающим значительное влияние на формирование облика новой личности в условиях непрерывно изменяющихся социально-экономических условий. На фоне подобных процессов особое значение приобретают средства массовой коммуникации (СМК), выступающие источником актуальных сведений, новых норм, мнений, образцов поведения.

Статусу СМК в информационном обществе посвящено довольно много работ исследователей, представляющих различные научные дисциплины и направления. Одним из первых проблему влияния СМК на общественный социальный облик проанализировал социолог Р. Мертон. Его особо интересовало положение средств массовой коммуникации в общественной структуре и их влияние на социальные процессы, протекающие в различных сферах. Ученый отмечал, что СМК занимают важное место

в социуме, и это обуславливает необходимость детального изучения их воздействия на личность, ее облик и поведение. Особую роль в данном процессе он отводил коммерческой рекламе, которую характеризовал не только как экономический, но и мощный инструмент социального воздействия, сопровождающий жизнь каждого человека.

Анализируя роль СМК и рекламы в структуре социальных отношений, Р. Мертон выделил их социальные функции: присвоения статуса, укрепления социальных норм, социального контроля и инициации массовых действий [1]. Так, общественным проблемам, отдельным личностям, организациям или движениям, оказавшимся в центре внимания средств массовой коммуникации, присваивается более высокий статус. Наиболее ярко это проявляется в рекламных кампаниях с привлечением известных людей и экспертов, которые делают заявления относительно продвигаемого продукта, предлагают собственные советы и рекомендации. Р. Мертон отмечает, что при использовании подобного инструмента повышается не только имидж рекламируемого товара, но и имидж говорящего: «большой и влиятельный мир коммерции отмечает данного индивида в качестве статусной персоны, чье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.