Научная статья на тему 'Социально-профессиональное самоопределение подростков'

Социально-профессиональное самоопределение подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
883
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТ­ВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / SOCIAL EX­PERIENCE / SOCIAL-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PERSONAL SELF-DEVELOPMENT / ACTIVITY OF CHILDREN PUBLIC ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Ольга Владимировна

В статье раскрывается актуальность и сущность проблемы социально-профессионального самоопределения подростка, а также возможности детской общественной организации в ее решении. Рассмотрены процессы саморазвития личности, со­циализации, воспитания, педагогического сопровождения с позиций деятельностного, компетентностного и синергетиче-ского подходов. Обозначены конкретные виды деятельности, способствующие приобретению положительного социального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teenagers social-professional self-determination

In the article the author reveals actuality and essence of teenager's social-professional self-determination problem and also poten­tialities of children public organization to solve it. The processes of personal self-development, socialization, upbringing, pedagogi­cal accompaniment are considered from positions of activity, competence and synergetics approaches. The author designated con­crete forms of activity, which further acquisition of positive social experience.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональное самоопределение подростков»

О.В. Александрова

Cоциально-профессиональное самоопределение подростков

В статье раскрывается актуальность и сущность проблемы социально-профессионального самоопределения подростка, а также возможности детской общественной организации в ее решении. Рассмотрены процессы саморазвития личности, социализации, воспитания, педагогического сопровождения с позиций деятельностного, компетентностного и синергетиче-ского подходов. Обозначены конкретные виды деятельности, способствующие приобретению положительного социального опыта.

Ключевые слова: социально-профессиональное самоопределение, саморазвитие личности, деятельность детской общественной организации, социальный опыт.

O.V. Aleksandrova

The teenagers social-professional self-determination

In the article the author reveals actuality and essence of teenager's social-professional self-determination problem and also potentialities of children public organization to solve it. The processes of personal self-development, socialization, upbringing, pedagogical accompaniment are considered from positions of activity, competence and synergetics approaches. The author designated concrete forms of activity, which further acquisition of positive social experience.

Key words: social-professional self-determination, personal self-development, activity of children public organization, social experience.

Несмотря на то, что теория и практика профессиональной ориентации молодежи накопили уже достаточно богатый и ценный опыт, проблемы жизненного, личностного, профессионального самоопределения подрастающего поколения всегда остаются актуальными. Причинами такой постоянной актуальности можно назвать следующее:

- в обществе постоянно происходят социально-экономические изменения, что диктует новые подходы к решению проблемы;

- сам процесс самоопределения - очень сложный и многогранный, что обуславливает частую несогласованность теории с практикой;

- реформы в сфере образования (на современном этапе - модернизация образования), нередко приобретают крайние формы выражения, когда хорошие традиции и накопленный опыт перечеркиваются нововведениями и инновациями.

Изменяется сущность профессиональной ориентации, которая становится важнейшей составляющей не только школьного, но и дополнительного образования детей. Значимыми при разрешении проблем социально-профессионального самоопределения являются психологические факторы. При этом в развитии личности, ее самоопределении приоритетную роль играют не социально-адаптационные механизмы, а ценностно-смысловые. Как справедливо отмечает

© Александрова О.В., 2010

Л.М. Митина, «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни». Профессия выступает как средство установления определенного образа жизни, а не как существенная его часть.

Если говорить о требованиях профессии, предъявляемых человеку, то сегодня стало уже общепризнанным и в научной теории, и на практике утверждение о том, что будущий специалист должен обладать не только собственно профессиональной технологической подготовкой, но и так называемыми «базисными квалификациями» (или «ключевыми компетентностями»). Это компоненты, которые носят внепрофессиональ-ный или надпрофессиональный характер: самостоятельность в ситуации выбора, творческий подход к делу, умение постоянно учиться и обновлять свои знания и т.д. [4]

Развитие способности к самопознанию, самоизменению, рефлексии, самосовершенствованию и самореализации является необходимым условием образования и подготовки молодежи к самоопределению. Именно в решении этих задач может помочь как система дополнительного образования детей в целом, так и детские общественные организации как одна из ее форм.

В деятельности детской общественной организации чаще и проще используются педагогические технологии, которые, по определению О.С. Газмана, направлены на развитие «самости», самостоятельности человека: исследовательской, дискуссионной, моделирующей, реф-

34

О.В. Александрова

лексивной, что в условиях классно-урочной системы школьного образования реализовать сложнее.

Как отмечает С.Н. Чистякова, важен выход человека на цели, направления и способы активности и, с другой стороны, - на формирование духовной самоценности, способности через це-леполагание самобытно и самостоятельно реали-зовывать себя в жизни и труде.

В педагогике относительно недавно стал использоваться термин «сопровождение» применительно к профессиональной ориентации (А.В. Мудрик, В.С. Слободчиков, М.Р. Битянова, А.Т. Цукерман и др.). Мы поддерживаем это мнение, считая, что необходимо отказаться от жестких парадигм - «управление», «формирование» - и рассматривать социально-профессиональное самоопределение личности с позиции сопровождения.

А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития. Хотя за всю историю отечественного детского движения общественные организации никогда не ставили перед собой первостепенными цели профориентационной работы с подростками как таковой, но они всегда создавали условия для самореализации и саморазвития, социально-профессионального самоопределения, поскольку эти процессы тесно связаны с процессом социализации. В педагогической науке многими исследователи уже доказано, какую значительную роль играет деятельность детских общественных организаций в вопросах социализации (Е.Б. Штейнберг, А.В. Волохов, Л.В. Байбородо-ва, М.И. Рожков, В.М. Басова, Е.Н. Сорочинская, Л.В. Алиева, С.Д. Поляков, И.И. Фришман, Л.И. Уманский и многие другие).

Одним из принципов педагогического сопровождения является принцип рассмотрения профессионального самоопределения в контексте жизненного и личностного самоопределения, что предполагает различные виды помощи подростку: в учебной деятельности, в решении проблем личностного общения, проблем социально-психологической адаптации и т. п.

Как результат такого педагогического сопровождения выступают «модные» в педагогической теории «ключевые компетентности», которые позволяют самореализоваться и быть успешным практически в любой сфере профессиональной деятельности. Главная идея нашего ис-

следования заключается в обосновании того, что социальный опыт, который приобретается в детской общественной организации, помогает подростку, во-первых, в его социально-профессиональном (личностном, жизненном) самоопределении, а во-вторых, помогает быть успешным, независимо от того, какую профессию в итоге он выбрал.

Значимыми ключевыми компетентностями являются: способность к рефлексии; готовность к социально значимой деятельности, преодолению трудностей; способность к социальным и деловым контактам, умение организовать свое время.

Сегодня в педагогической литературе можно встретить противопоставления между знаниевой и культурной парадигмами образования. В частности, в работах Н.Б. Крыловой и ее коллег отмечается, что «знаниевая парадигма во многом игнорирует многие внешние и внутренние факторы, значимые для самоопределения и самоидентификации подростка, делая основной акцент именно на учебных достижениях подростка и их объективизированной оценке. Это значительно облегчает управление образовательным процессом по тем конкретным результатам, которые поддаются измерению, но затрудняет наблюдение за изменениями личностной, социальной, нравственной, гражданской зрелости учащегося. Культурная парадигма предполагает создание условий для практического освоения подростком культурных норм, их принятие или отвержение, в том числе формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу и к тому содержанию образования, которое окажется актуальным при выборе направления дальнейшего обучения» [4, 7].

На наш взгляд, более продуктивным является использование потенциала обеих парадигм, когда в школе приобретаются знания, умения, а в детской общественной организации - тот ценный социальный опыт, те «ключевые компетентности», «метазнания», которые вместе в результате и должны помочь подростку в его самостоятельном социально-профессиональном самоопределении.

Сущностное значение термина «самоопределение» включает самостоятельное обретение собственного жизненного пути, определения своего места, назначения, отношения к миру, обществу, где осуществляется переход возможности в действительность. Соотнести внешние обстоятельства и внутренние побуждения (потребности личности) позволяет выбор. Именно

выбор пронизывает все формы жизнедеятельности человека - общение, деятельность, игру, труд.

Проблема самоопределения очень тесно связана с воспитанием и, соответственно, с содержанием деятельности, в которую вовлечен ребенок, подросток. При этом важно учитывать многогранность деятельности, с которой связано социально-профессиональное самоопределение. Это не только трудовая, но и эстетическая, спортивная, экологическая, интеллектуальная, коммуникативная деятельность.

Исследователи, занимающиеся проблемой профессиональной ориентации учащихся в учреждениях дополнительного образования (С.К. Никулин, Г.А. Полтавец, Н.К. Карпова и др.), подчеркивают, что эти виды деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены и не могут существовать вне общей системы. Это лишь разные «проекции» единого целого - опыта личности. Именно синергетический подход позволяет достичь эффекта полноценного развития личности. Задача педагога-воспитателя заключается в формировании у подростка готовности к выбору, в организации деятельности, способствующей к самораскрытию, к нахождению личностных смыслов в осуществляемом выборе в конкретной жизненной ситуации. Важно обеспечить множество вариантов выбора в плане перспектив личностного, социально-профессионального и, в итоге, жизненного развития ребенка, молодого человека.

Таким образом, саморазвитие, самосовершенствование личности осуществляется в процессе активной деятельности по достижению определенной цели, с учетом реального жизненного опыта, а также взаимопонимания субъектов педагогического процесса (педагога и воспитанника). Разнообразная и педагогически грамотно выстроенная деятельность детской общественной организации, в которую вовлечен воспитанник, позволяет создать условия для широкого поля выбора. Очевидно, чем больше возможностей выбора, тем процесс саморазвития личности становится интенсивнее и эффективнее.

Важны не только внешние факторы развития, но и внутренние, глубинные. «Воспитание тем самым не есть целостность, создаваемая извне, а есть целостность, созидаемая изнутри. Итак, методология профессиональной ориентации основана на принципах синергетического подхода, обеспечивающего пространство саморазвития личности как сложной самоорганизующейся системы» [5, 14].

Из всей многообразной деятельности детской общественной организации (разновозрастного объединения детей и взрослых), позволяющей в целом каждому воспитаннику осваивать разные социальные роли, расширять свой жизненный опыт и познавать себя, мы постарались выделить ее значимые виды:

- по благоустройству различных объектов (уход за Братскими могилами защитников Москвы на мемориале памяти Преображенского кладбища; уборка территорий поликлиник, больниц, детских садов, детских площадок района);

- по созданию и развитию архитектурно-пространственной среды (работы по строительству тренажерного зала; оформление помещений к праздникам);

- по проявлению заботы и милосердия (помощь одиноким пожилым людям, детям-инвалидам; уход за заболевшими товарищами);

- деятельность, направленная на развитие коммуникативной культуры (практика публичного выступления на сцене, общем собрании и т.д.; организация регулярных рефлексивных разговоров в коллективе на темы «Расскажи нам о себе» и «Расскажи мне обо мне»; участие в районных и городских конференциях, «круглых столах» по обсуждению молодежных проблем);

- деятельность, направленная на творчество (участие в новогодних сказках-спектаклях для малышей в школах, Дворце для детей работников различных производств; выступления концертной бригады перед тружениками и жителями в районе, округе, городе, в Московской и других областях России);

- игровая деятельность;

- организаторская деятельность и деятельность по выполнению поручения;

- участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях, где можно проявить свои физические, интеллектуальные, художественно-творческие способности;

- встречи с людьми разного возраста, общественного и профессионального положения (родители, сельские жители, военные, ветераны, жертвы Чернобыля, депутаты разного уровня, руководители учреждений, актеры, музыканты, работники правоохранительных органов и т.д.), в результате которых складываются представления о той или иной категории людей.

36

О. В. Александрова

Положительный эффект саморазвития личности подростка достигается при определенных условиях. Одним из них является добровольное соединение в единый коллектив и совместную деятельность подростков, педагогов, родителей и бывших воспитанников. Их общее участие в творческих и трудовых делах важно в воспроизводстве жизненно значимых ценностей коллектива, в сохранении и развитии его традиций.

Не менее значимым условием является совместное осмысление результатов общей работы. Особое значение имеет понятие «труд». Научиться или хотя бы, попробовать трудиться, самоотверженно трудиться, «вкалывать» - это очень большая ценность. Это дает подросткам возможность приобретения положительного социального опыта общения, коллективной деятельности и самоуправления.

Составной частью программы «Социализация и развитие личности подростков» в условиях разновозрастного гуманистически направленного детского коллектива - отряда «Надежда» является система часов ученичества. Это специальная минимальная подготовка, наполняющая предыдущий жизненный опыт каждого воспитанника определенным дополнительным содержанием.

Основное предназначение программы «Часов ученичества» - помочь каждому стать интереснее для окружающих людей. Не случаен набор дисциплин: 1. Техника речи (подросток, владеющий техникой речи, чувствует себя уверенно и в обычном разговоре, и при публичном выступлении). 2. Основы сценического движения (приобретаются ценные умения правильно использовать пространство, умение взаимодействовать в группе во время творческой деятельности). 3. Поведение в экстремальных ситуациях (в сегодняшнем мире человеку очень важно иметь знания и умения о том, как вести себя в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, но особенно полезно для подростков знать, как не оказаться в таких ситуациях). 4. Развивающие игры (решать вопросы в «команде», быть лидером в организации дела, уметь выстроить отношения с окружающими людьми, быть понятым и суметь понять других - это ценные качества, позволяющие подростку быть полезным обществу). Основы жизненного и профессионального самоопределения (современному обществу очень важно, насколько сознательно и грамотно подросток сделает выбор своей будущей профессии; владение знаниями о своих способностях, интересах, склонностях и знаниями о правилах выбора профессии поможет сделать свой выбор осознанно).

Каждый выпускник детской общественной организации после изучения этих дисциплин получает сертификат, который играет роль документа, удостоверяющего так называемую «над-профессиональную» подготовку.

Таким образом, разнообразная социально-значимая, но при этом личностно-ориентирован-ная совместная деятельность, в которую включен каждый воспитанник детской общественной организации, а также освоение специально разработанной образовательной программы - создают условия для саморазвития и содействуют в решении проблемы социально-профессионального самоопределения.

Библиографический список

1. Басова, В.М. Использование педагогического потенциала детских общественных организаций в формировании компетентной личности [Текст] // «Теория, история, методика детского движения». Выпуск IX / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2009. - С. 95-98.

2. Волохов, А.В. Теория и методика социализиро-ванности ребенка в детских общественных организациях [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Ярославль, 1999. - 467 с.

3. Образовательная программа «Социализация и развитие личности подростков в разновозрастном объединении - отряд «Надежда» (Е.Б. Штейн-берг) [Текст] / Педагогический поиск. Практика дополнительного образования / сост. Н.А. Сидорова, Е.Б. Коминова. - М., 2007. - С. 117-209.

4. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога [Текст] / С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, Е.В. Титов. - М.: Новая школа, 2004. - 112 с.

5. Профессиональная ориентация учащихся в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: учебное пособие / С.К. Никулин, Г.А. Полтавец, Н.К. Карпова и др.; под ред. Е.В. Бондаревской. - М.: Глобус, 2006. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.