Научная статья на тему 'Социально-профессиональная практика: первые шаги к профессиональной социализации старшеклассников'

Социально-профессиональная практика: первые шаги к профессиональной социализации старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семина Светлана Валентиновна, Демакова Людмила Николаевна, Носова Вероника Вячеславовна

Свердловская область — один из интенсивно развивающихся регионов России, при этом образование рассматривается как локомотив его инновационного развития. Однако сегодня наблюдается устойчивая тенденция: выпускники профессиональных образовательных организаций работают не по той специальности, по которой получили образование, нуждаются в программах по переподготовке, испытывают затруднения от неопределенности своей профессиональной карьеры, а предприятия и организации испытывают дефицит компетентных специалистов. Причины такой ситуации — существенные недоработки в профориентационной деятельности общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семина Светлана Валентиновна, Демакова Людмила Николаевна, Носова Вероника Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Professional Practice: First Steps towards Professional Socialization of Senior Pupils

The article presents the experience of organizing socioprofessional practices in educational organizations. According to the authors, socio-professional practice is a form of professional socialization, the effectiveness of which is achieved through social partnership. The opinion of the students on the socio-professional practice, issues of its organization and conduct, the ways of their solution

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональная практика: первые шаги к профессиональной социализации старшеклассников»

Социально-профессиональная практика: первые шаги к профессиональной социализации старшеклассников

СЁМИНА

Светлана Валентиновна,

специалист по ВР интегрированной базовой кафедры инженерно-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Первоуральск (Свердловская область)

ДЕМАКОВА

Людмила Николаевна,

директор лицея №21, г. Первоуральск (Свердловская область)

НОСОВА

Вероника Вячеславовна,

зам. директора по ВР лицея №21, г. Первоуральск (Свердловская область)

Свердловская область — один из интенсивно развивающихся регионов России, при этом образование рассматривается как локомотив его инновационного развития. Однако сегодня наблюдается устойчивая тенденция: выпускники профессиональных образовательных организаций работают не по той специальности, по которой получили образование, нуждаются в программах по переподготовке, испытывают затруднения от неопределенности своей профессиональной карьеры, а предприятия и организации испытывают дефицит компетентных специалистов. Причины такой ситуации — существенные недоработки в профори-ентационной деятельности общеобразовательных учреждений.

Аннотация

В статье представлен опыт организации социально-профессиональных практик в общеобразовательной организации. По мнению авторов, социально-профессиональная практика является одной из форм профессиональной социализации, результативность которой достигается посредством социального партнерства. Представлен взгляд старшеклассников на социально-профессиональную практику, выявлены проблемы ее организации и проведения, определены пути их решения

Ключевые слова:

социально-профессиональная практика, профессиональная социализация, профориентация, социальное партнерство

В настоящее время ФГОС среднего общего образования, комплексная программа «Уральская инженерная школа» задают профессиональное самоопределение, профильное обучение как приоритетные направления обновления общего образования. Задача общеобразовательных учреждений — найти новые подходы в профориентации старшеклассников.

Первичная интеграция в профессиональную социокультурную среду

Под профессиональной социализацией мы понимаем активный, целенаправленный социальный процесс профессионально-личностного становления и развития обучающихся, в ходе которого происходит первичная интеграция в профессиональную социокультурную среду. Профессиональная социализация значима на этапе получения среднего общего образования: она должна обеспечить подготовку старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии и построению индивидуальной траектории профессионального роста. Актуальна она в старшем звене, когда профо-

риентационная работа заключается в обучении действиям по самоподготовке и саморазвитию, формированию профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекции профессиональных планов, оценке готовности к избранной деятельности.

Для создания необходимых условий для профессиональной социализации старшеклассников в лицее №21 г. Первоуральска разработан и реализуется проект «Профессиональная социализация обучающихся в социальном партнерстве лицея с вузами, организациями и предприятиями», на основании которого в 2015 году Постановлением Правительства Свердловской области лицей признан инновационной региональной площадкой. Основанием для разработки проекта послужил тот факт, что лицеисты далеко не всегда поступают в высшие образовательные организации в соответствии с профилем своего обучения (в 2014 году только 61% выпускников выбрали факультет, соответствующий профилю обучения). Также были учтены мнения старшеклассников. Так, один девятиклассник на ежегодной пресс-конференции с администрацией лицея по проблемам, которые волнуют лицеистов, высказал мнение, что традиционные формы профориентации скучны и необ-

ходимы новые формы знакомства с профессиями, в том числе и с профессиями будущего.

Опыт регионов России и Свердловской области, налаженные связи лицея с организациями и предприятиями города позволили сделать первые шаги на пути реализации проекта.

Социально-профессиональная практика: содержание и виды

В рамках проекта особую актуальность приобретает социально-профессиональная практика как одна из форм профессиональной социализации. Тем более что ФГОС среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: готовность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, мотивирование на образование и самообразование в течение всей жизни.

Социально-профессиональная практика позволяет расширить представление о профессиональных сферах города, рынке труда и образовательных услугах области, приобщить старшеклассников к будущей профессиональной деятельности, сформировать навыки профессиональной и социальной адаптации. Практика включает два вида социально-профессиональной деятельности:

- пассивная — имеющая ознакомительный характер с будущей профессиональной деятельностью (экскурсии, участие в круглых столах, конференциях, проводимых организацией (предприятием), встречи со специалистами, интервью, Дни открытых дверей в вузе, посещение лекций профессора, участие в олимпиадах, конкурсах, организованных вузом);

- активная — имеющая социально-профессиональный значимый характер (освоение социально-профессиональных ролей). В рамках данного вида практики старшеклассники взаимодействуют с субъектами профессиональной деятельности, приобретают определенный опыт профессиональной деятельности в рамках профессиональных и социальных проб на базе практики.

Разработанное нормативно-правовое и методическое обеспечение позволяет реализовать практику старшеклассников. Целевые ориентиры практики указаны в Положении, которое также дает представление о формах, видах деятельности, базах практик по каждому профилю обучения. Содержание практики отражено в программе. Результаты прохождения программы практики отражаются в дневниках.

Социальное партнерство

В лицее реализуются программы профильного обучения в старшей школе: физико-математический, химико-биологический и ма-тематико-экономический профили. Наличие

Отзывы десятиклассников

Я считаю, что социальные практики - это хорошо. Благодаря им мы больше узнаем о профессиях и можем окунуться в ту среду, в которой нам потом предстоит работать. Это очень интересно. И возможно, социальная практика может даже повлиять на выбор будущей профессии.

Дарья Батакова, химико-биологический профиль

Очень понравились встречи с представителями СПИД-центра и стоматологической клиники. Но хотелось бы больше практик, предполагающих непосредственное ознакомление с деятельностью специалистов, а не только общение.

Виктория Бунина, химико-биологический профиль

В социальной практике меня все устраивает, будет лучше, если увеличится ее количество.

Ксения Мамаева, химико-биологический профиль

Я считаю, что социальную практику надо проходить не только по профилю обучения, но и по другим профилям.

Кристина Рылькова, химико-биологический профиль

Мне нравится проходить социальные практики, там я нашел свою профессию.

Данил Тихонов, физико-математический профиль

в городе множества предприятий промышленного, химического производства, организаций сферы обслуживания населения позволяет заключить договоры или достигнуть устных соглашений на прохождение социально-профессиональной практики старшеклассников в соответствии с профилем их обучения.

Будущие технологи, химики, врачи химико-биологического профиля проходят практику на базах лечебно-профилактического учреждения «Клиника, дружественная к молодежи», Первоуральского центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, музея медицинской славы, Свердловской областной станции переливания крови в г. Первоуральске, детской поликлиники, Федеральной службы по наркоконтролю за оборотом наркотиков, стоматологической клиники «Смайл», ЗАО «Русский хром 1915», ОАО «Динур», ПМБУ «Экофонд».

Старшеклассники, которые видят себя в будущем юристами, сотрудниками МВД, проходят практику в Первоуральском городском суде Свердловской области, Первоуральской территориальной избирательной комиссии, Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Первоуральску, прокуратуре г. Первоуральска, коллегии адвокатов г. Первоуральска, в рамках практики посещают и Свердловский областной суд.

Особое внимание уделяется физико-математическому профилю. Будущие инженеры, конструкторы, архитекторы не только знакомятся с современным трубным производством (ОАО «Первоуральский новотрубный завод») и производством огнеупоров (ОАО «Динур), но и проходят практику на базе корпоративного образовательного центра группы ЧТПЗ, где занимаются черчением и компьютерной графикой, мехатроникой, программированием на станках с ЧПУ, моделированием, робототехникой, электротехникой и электроникой.

Социальное партнерство с вышеперечисленными предприятиями и организациями в рамках организации социальных практик строится на принципе взаимовыгодности. Лицей получил возможность внедрения и реализации новой образовательной программы социально-профессиональной практики, городские предприятия — возможность привлечения молодежи на рабочие места по выбранной специальности после обучения в высших образовательных учреждениях.

Безусловно, реализация социальных практик требует расширения функций педагогического коллектива. В настоящее время учителя-предметники выполняют роль тьюторов социально-профессиональных практик. Тьюторы не только определяют базы практик соответственно профилю, составляют график их прохождения и сопровождают лицеистов, но и совместно с сотрудниками предприятий прорабатывают содержание профессиональных проб.

Рис. 1. Удовлетворенность социальными практиками

Рис. 3. Мнение обучающихся о влиянии роли социальных практик в профессиональном самоопределении

Рис. 2. Заинтересованность обучающихся в социальных практиках

Рис. 4. Расширяет ли представление социальная практика о профессиональных сферах города

Практика глазами старшеклассников

Социально-профессиональная практика играет очень важную роль в подготовке старшеклассников к будущей профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют их отзывы.

Сегодня большая часть старшеклассников удовлетворена социальными практиками, о чем свидетельствуют результаты опроса «Удовлетворенность организацией социальной практикой». Ниже представлен анализ по профилям обучения.

Высокий уровень удовлетворенности социальными практиками выявлен у обучающихся химико-биологического профиля (рис. 1). Считаем, что многообразие баз практик для данного профиля способствовало таким результатам (рис. 2).

Старшеклассники посетили лекции врачей, химические лаборатории, медицинские учреждения, выполнили профессиональные пробы.

По мнению старшеклассников, социально-профессиональная практика играет существенную роль в профессиональном самоопределении (рис. 3). Однако обучающиеся, которые ранее уже определись со своей будущей профессией, не придерживаются такого мнения.

Старшеклассники получили полную картину о профессиональных сферах г. Первоуральска (рис. 4), увидев процесс изнутри.

По мнению обучающихся, экскурсии предпочтительны для знакомства с работой организаций и предприятий (рис. 5) При этом они также проявляют интерес и к таким формам, как участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях.

Беседы со специалистами являются предпочтительными формами для знакомства с содержанием профессиональной деятельности (рис. 6).

Осуществление практических действий, характерных для содержания деятельности организации рядом с сотрудником, отмечают все обучающиеся (рис. 7).

Отмечено большое желание обучающихся участвовать в мероприятиях, а также проводить профилактические работы, акции совместно с сотрудниками баз практик (рис. 8).

Не для многих социальная практика повлияла на выбор будущей профессии (рис. 9). Это говорит о том, что выбор сделан еще до того, как обучающиеся определились с профилем обучения.

Законодательное Собрание Свердловской области

ОАО «Динур» физико-математический профиль

Рис. 5. Формы знакомства с работой организаций (предприятий) города

Рис. 6. Формы знакомства с содержанием профессиональной деятельности специалиста

Рис. 7. Формы профессиональных проб

Рис. 8. Формы социальных проб

ОАО «Русский хром 1915» химико-биологический профиль

ОМВД России по городу Первоуральску математико-экономический профиль

На рисунках 10, 11 представлены факторы и мотивы, которые влияют на выбор профессии старшеклассниками.

Желание молодежи уехать из города (рис. 12) является одной из проблем на сегодняшний день. Старшеклассники считают, что не смогут проявить в Первоуральске свои способности.

Надеемся, что знакомство с предприятиями, организациями в рамках социальных практик повлияет на желание молодежи вернуться после получения профессионального образования в свой город и работать на благо его развития и процветания.

Проблемы и пути их решения

В ходе проведения социально-профессиональных практик выявился ряд проблем. Главная заключается в том, что предприятия с опасением идут на взаимодействие. Многие спрашивают: «Каковы гарантии, что лицеисты после окончания высших образовательных организаций в дальнейшем придут работать в качестве инженерно-технических работников на предприятие?». Остро стоят вопросы охраны труда, санитарно-гигиенических тре-

бований, изменения режима труда работников предприятий в связи с тем, что им приходится много времени уделять лицеистам, так как те не обладают первоначальными навыками и умениями в отличие от студентов профессиональных образовательных организаций.

Также необходимо решать вопросы о расширении баз практик в соответствии с запросами старшеклассников, об организации гибкой системы прохождения практик, разработке методического сопровождения профессиональных проб, а также совместных индивидуальных проектов старшеклассников со специалистами, направленных на решение социально значимой проблемы в профессиональной области, тью-торском сопровождении. Но данные проблемы невозможно решить в одиночку только в стенах образовательной организации. Необходимо согласованное взаимодействие: образовательная организация — совет директоров и предпринимателей — администрация города, которое позволит достичь результатов.

Авторы статьи приглашают к отрытой дискуссии по проблемам организации социально-профессиональных практик для старшеклассников, их необходимости или бесполезности, обмену опытом.

Рис. 9. Изменение выбора профессии после прохождения социальной практики

0% 20% 40% 60% £0% ШОК

Рис. 10. Влияние на выбор профессии

Рис. 11. Что привлекает в выбранной профессии

Рис. 13. Причины, по которым старшеклассники хотят уехать из города

Рис. 12. Желание уехать из города

Литература

1. Гера Р. Д. Профессиональная социализация школьников на этапе предпрофильной подготовки: Дисс. ... канд. пед. наук. — Белгород, 2008. — 211 с.

2. Громова Е. Н Инновационные технологии в профессиональном самоопределении школьников // Вестник РМАТ. — 2012. — №2-3. — С. 103-106.

3. Милевич К. С. К вопросу о превенции дефектов профессиональной социализации старшеклассников // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2011. — №7 — С. 75-80.

4. Савиных В. Л Профессиональное самоопределение школьников: подходы и технологии в условиях профильного обучения // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 6.

5. Рекомендации об организации профильного обучения на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Приложение к письму Департамента государственной политики и образования от 4 марта 2010 г. №03-412 [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?base=EXP&n=505581&req=doc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.