Научная статья на тему 'Социально-профессиональная интеграция молодежи в условиях современного российского общества'

Социально-профессиональная интеграция молодежи в условиях современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
960
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СПОСОБЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА / БЕЗРАБОТИЦА / ТРУДОВЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / POTENTIAL OF SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL STATUS / LABOUR SOCIALIZATION / WAY OF JOB PLACEMENT / UNEMPLOYMENT / LABOUR PRETENSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кудзиева Фатима Сергеевна

Первоочередными задачами социальной интеграции молодежи являются ее трудовая социализация, обретение молодыми людьми своего адекватного профессионального статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main purpose of social integration of young people is labour socialization, obtaining an adequate professional status.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональная интеграция молодежи в условиях современного российского общества»

УДК 316.354: 351/354 (075.8)

Ф.С. Кудзиева СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Первоочередными задачами социальной интеграции молодежи являются ее трудовая социализация, обретение молодыми людьми своего адекватного профессионального статуса.

Ключевые слова: потенциал самоопределения, профессиональный статус, трудовая социализация, способы трудоустройства, безработица, трудовые притязания.

Проблемы трудоустройства и занятости населения остаются на сегодня од. ной из важнейших проблем. Постоянно меняющееся состояние рынка труда является объективной реальностью современных общественных отношений. Однако современная ситуация в сфере труда и занятости приводит к тому, что в наиболее сложном положении оказывается молодежь.

В наши дни рынок труда ставит молодых специалистов в систему жесткой конкуренции с людьми, имеющими опыт работы. Трансформации в различных сферах - общественной, экономической и политической - привели к тому, что следствием падения социальной ценности труда для значительной части молодых людей стали не только моральная деградация, но и социальный пессимизм - неверие в то, что они когда-либо смогут получить интересную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда; поляризация затраченных усилий и оплаты труда, которые на практике часто расходятся [1].

Ключевым показателем профессионального самоопределения является достижение молодым человеком определенного социально-профессионального статуса, который может удовлетворять или не удовлетворять человека в зависимости от масштаба его притязаний. Поэтому важное место здесь занимает субъективный показатель уровня самоопределения - степень удовлетворенности достигнутым на данный момент социально-профессиональным статусом. Молодежь планирует достижение определенного профессионального статуса, связывая его с получением квалификации и работой в определенной должности, с уровнем дохода, престижем и т.д.; если это происходит, то человек будет удовлетворен уровнем самореализации, и при этом будет стремиться к еще более высокому статусу [2]. Одним из доминирующих мотивов осуществления вертикальной мобильности является потенциал самоопределения.

Результаты проведенных многочисленных исследований показывают, что для большей части молодежи переход к новым экономическим отношениям принес массу проблем и вызвал снижение интереса к определенным видам трудовой деятельности, а значит, и к социально-профессиональному статусу [3]. Более того, со стороны государства наблюдается довольно несовершенная и вялая политика в вопросах, касающихся трудоустройства и занятости населения, и в частности, молодежи, которая проявляется чаще всего в создании кратковременных и нестабильных рабочих мест с низким уровнем оплаты труда. Несомненно, определенные инициативы в разрешении данной проблемы все-таки есть, однако они единичны и в целом не могут изменить ситуацию в молодежной трудовой сфере, не могут воздействовать на изменение профессионального статуса в том виде, в котором он должен существовать.

Следовательно, можно сказать, что профессиональный статус - это место молодежи в профессиональной структуре, способной определить уровень ее экономического положения и роль, которую играет данная социально-демографическая группа в системе профессиональных отношений. Оценка этой роли характеризуется степенью включенности молодежи в отношения профессиональных групп, уровнем ее квалификации и мастерства, уровнем профессионального самосознания. Его изменение в процессе развития определяет уровень профессиональной зрелости молодежи. В то же время, при выборе профессии молодежь нередко выбирает ту сферу профессиональной зрелости молодежи. В то же время, при выборе профессии молодежь нередко избирает ту сферу профессиональной деятельности, которая имеет в настоящее время максимальный профессиональный статус. При этом не учитывается прогноз этой профессии на ближайшее будущее. Так, например, на российском рынке труда наблюдается перенасыщение некоторы-

448

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

© Ф.С. Кудзиева, 2009

ми видами профессий (юристы, экономисты, психологи и т.п.).

Разрушение традиционных форм трудовой социализации, отсутствие гарантированного будущего приводит к осознанию решающей роли собственных способностей в достижении своих целей, и это может привести к негативным последствиям. Дело в том, что часть молодежи не достигает к концу молодежного возраста достаточного уровня профессиональной зрелости. Это связано с тем, что какой-то процент занят непрофессиональным трудом, какая-то часть занята профессиональной деятельностью, но не стремиться достичь профессионального мастерства, а некоторая часть молодежи в плане профессионального роста подвергается дискриминации со стороны представителей старшего поколения.

Таким образом, профессиональная социализация личности подразумевает, с одной стороны, процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой стороны - процесс активной реализации накапливаемого собственного профессионального опыта.

Анализируя данные научной литературы, посвященной указанной теме, необходимо выделить три сферы, оказывающие особое влияние на процесс профессионального выбора молодежи:

- сфера деятельности (подразумевает изучение спектра деятельности и профессий, профессиональных особенностей и интересов);

- сфера общения (рассматривает компоненты общения, необходимые для успешного вхождения индивида в перечень профессий, для успешной самореализации в рамках определенных социальных институтов;

- сфера развития личности и самосознания (определяет личностные качества молодого человека и его представления о своих возможностях и амбициях.

Важное значение в профессиональной социализации имеют жизненные ориентиры молодежи. Российский исследователь И.О. Мартынюк отмечает, что для молодых людей, видящих смысл жизни в отрыве от результатов труда, стремление работать становится бессмысленным, отсутствует трудовая мотивация и профессиональная культура, в значительной мере деформирована ценностная структура личности [4].

Проблемы занятости и трудоустройства молодежи во многом связаны с объективными процессами, имеющими место в современной России: урбанизацией, миграцией, повышением удельного веса в обществе работающих пенсионеров, сокращением рождаемости и т.д. [5].

Немаловажным элементом трудовой интеграции молодежи является связь профессионального статуса с уровнем безработицы. По статистическим данным, наибольшее число безработных среди молодежи со средним профессиональным и высшим образованием. Немногим менее безработных среди тех, кто не имеет квалификации или основного образования - это связано, в основном, с возможностью большей трудовой мобильности данной категории лиц. Наиболее ущемлены в материальном плане безработные с начальным или средним образованием - отсутствие социальных гарантий ставит их в невыгодное положение.

На современном рынке труда молодым специалистам трудоустроиться гораздо сложнее, нежели сложившимся профессионалам. Работодателей отпугивает чаще всего недостаток или отсутствие профессионального опыта. Но и планка притязаний молодых специалистов, по результатам социологических исследований, достаточно высока.

Исходя из вышесказанного, особый интерес представляют способы трудоустройства. Одним из основных способов поиска работы молодежью является использование различных каналов поиска работы: с помощью личных связей, самостоятельное трудоустройство, с помощью службы занятости, использование возможностей целевого набора выпускников (стажировка). Частота случаев использования того или иного канала связана, в первую очередь, с изменениями ситуации на рынке, сменой экономической и политической власти. Все большее распространение получает найм по родству или знакомству, значительно сократилась доля самостоятельного трудоустройства и практически не действует система распределения. Таким образом, основными стратегиями трудоустройства молодежи являются:

1. Предоставление информации о рабочем месте. Обладая конкретной информацией о вакансии, претендент сам приходит к работодателю.

2. Профессионально-личностное трудоустройство - своего рода «переманивание» высококвалифицированных работников.

3. Самостоятельное трудоустройство - в основном только на малооплачиваемые и низкоква-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

449

лифицированные места. Данным способом пользуется молодежь, впервые вступающая на рынок труда и согласная на любую работу.

4. Трудоустройство по знакомству - использование личных знакомств и связей для решения проблемы занятости.

5. Протекция - обеспечение прохождения формальностей трудоустройства ближайшими родственниками для работы на предприятии, где собирается работать соискатель. Данный метод эффективен при поступлении на престижное место.

6. Личные стратегии занятости - меры, которые эффективны при выполнении кратковременных работ без наличия постоянного места работы.

7. Трудоустройство через государственные и общественные службы занятости рассматривается молодежью как крайняя мера в поисках работы, т.к. чаще всего не может отвечать притязаниям соискателей.

Современные экономические отношения характеризуются необходимостью приспособления к повышенной динамичности рынка труда, возможной временной безработице, внезапной смены профессии и места работы.

По своей социальной природе молодежь требует от общества быстрого решения своих проблем, в противном случае угрожая взорвать общественную систему изнутри. В контексте вышеизложенного первоочередной задачей в области занятости наряду со сдерживанием массовой

долгосрочной безработицы является обеспечение гарантий занятости для наиболее уязвимых и объективно менее конкурентоспособных на рынке труда категорий населения, к числу которых относится в первую очередь молодежь.

Библиографический список

1. Демин А.Н. Психологическое содержание профессиональной ориентации // Прикладная психология. - 1999. - .№4. - С. 12-29.

2. Дидковская Я.В. Динамика прогрессивного самоопределения студентов // СОЦИС. - 2001. -№7 - С. 132-135.

3. Козина И.М. Поведение на рынке труда: анализ трудовых биографий // СОЦИС. - 1997. -№4. - С. 80-84.

4. Мартынюк И. О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи: опыт прикладного исследования. - М.: Наука, 1998. - 120 с.

5. Чихтисов Р.А. Особенности профессиональной адаптации молодежи на региональном рынке труда в условиях кризиса // Бюллетень ЦСГИ ВИУ и ВЦЭПИ ИЭА РАН. - Владикавказ, 2002. -№1 (8).

6. КлимовЕ.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

7. Копытов А.Д. Проблемы занятости молодежи: региональный подход // Педагогика. -1999. - №1. - С. 24-31.

С.М. Куницына

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ В ЦЕЛОСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматриваются проблемы формирования ответственности у студентов педагогических вузов. Представлено авторское понимание ответственности, предлагается научно обоснованная модель формирования ответственности в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза. Сформулированы принципы и педагогические условия формирования ответственности у будущих учителей.

Ключевые слова: ответственность, виды ответственности, профессиональная ответственность, функции ответственности, компоненты ответственности, принципы формирования ответственности, педагогические условия формирования ответственности.

Современное образование предъявляет серьезные требования к личности обучающихся, цель которых - выявить и определить такие качества личности, которые помогли бы ей мобильно адаптироваться во всех сферах социальных отношений, позволили бы принимать самостоятельные решения и нести от-

ветственность за свою деятельность. Одним из таких качеств является ответственность, которую следует считать наиболее значимым показателем социальной развитости личности. Д.И. Фельдштейн справедливо отмечает: «Личностью в полноценном смысле этого слова может быть только общественно ответственный субъект» [1].

450

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

© С.М. Куницына, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.