ния (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. №> 1897).
3. Примерные программы внеурочной дея-
тельности. Начальное и основное образование /
В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.
УДК 378
Фиофанова Ольга Александровна
доктор педагогических наук Академия социального проектирования и управления инновациями, г. Ижевск
СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ
В статье обосновываются основы организации социально-проектной деятельности в университетской среде, сформулированы подходы к реализации курса «Основы инновационного социального проектирования». Ключевые слова: университетская среда, социально-проектная деятельность, инновационное поведение.
Система высшего образования становится важнейшим фактором создания в России инновационной экономики на принципиально новой технологической основе, ключевым средством развития человеческого потенциала.
Задача инновационного развития состоит в том, чтобы, не снижая в целом уровня социально-экономического потенциала хозяйствующих субъектов, найти и осуществить способы мобилизации источников объема инвестиций через деятельность ВУЗов.
Анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных данной проблематике, показал, что инновационная активность людей связана не только с развитыми интеллектуальными способностями, высоким коэффициентом ^, но и с так называемым инновационным потенциалом личности. Инновационный потенциал -это особый личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения.
Результаты анализа современных социальных преобразований свидетельствуют, что определяющим условием формирования инновационной экономики становится инновационное развитие системы образования и, в первую очередь, университетов, играющих одну из важнейших ролей в создании и распространении произведенного знания посредством социально-проектной деятельности.
На основании вышесказанного можно сформулировать ряд актуальных исследовательских и образовательных задач деятельности ВУЗов:
1) исследовать сущность феноменов «социально-проектная деятельность», «университетская среда», «инновационный потенциал молодежи», обосновать их в категориях педагогических дефиниций;
2) выявить способы активизации инновационного потенциала молодёжи в современном университетском образовании посредством участия в социально-проектной деятельности;
3) разработать педагогические принципы, содержание, методы преподавания курса «Основы инновационного социального проектирования» в ВУЗе;
4) обосновать показатели развития инновационного потенциала молодежи и диагностировать их динамику.
На основе комплекса методов: анализа фактологических и статистических материалов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Центра исследований и статистики науки (ЦИСН), web-сайтов университетов, событийного анализа студенческих биографических web-дневников - Livejournal, видеозаписей событий социально-проектной деятельности в университетской среде, анализа продуктов творческой деятельности - социальных проектов, публицистических изданий студентов в постпроектной деятельности, анализа эксперимента по реализации учебного курса «Основы инновационного социального проектирования» в ВУЗе мы пришли к выводам, которые можно кратко сформулировать в тезисах:
1) университетская среда - модально это инновационно-ориентированная социально-педаго-
гическая система, в которой происходят генерация, трансфер, диффузия и интеграция знаний на основе проектной деятельности, результатами функционирования которой являются подготовка инновационно-ориентированных специалистов, создание различного рода инновационных социальных практик;
2) в современном состоянии университетских сред выявлены эволюционные тенденции их развития, заключающиеся в отсутствии эффективных ВУЗовских социально-проектных практик, связывающих образование с потребностями общества; отсутствии эффективных механизмов их обновления и отсутствии опережающей возможности системы образования; что может стать основой для разработки в дальнейшем стратегических направлений инновационной социально-проектной деятельности в университетской среде [4].
Рассмотрение инновационного поведения с позиции методологических идей системной антропологии позволило считать его такой формой активности человека, которая осуществляется путем его выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов и инициируется не системой периодически актуализируемых (воспроизводимых) потребностей, а возникает инициативно в тех точках жизненного пространства человека, где сходятся между собой два фактора: 1) возможности человека, представленные его инновационным потенциалом; 2) среда, отвечающая этим возможностям, т.е. размеченное ценностно-смысловыми «маркерами» пространство, в котором возможна самореализация.
Инновационный потенциал человека рассматривается как личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения. Этот ресурс состоит из трех основных блоков, иерархически связанных между собой: личностные качества, компетенции, витальность.
Организация социально-проектной деятельности в университетской среде модально может являться фактором развития инновационного потенциала молодежи.
Социальное проектирование мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической направленности. Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но
в своей сущности представляет собой разновидность проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социальной сферы лежит способность подготовить и провести социальную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения.
Сформулированные выводы стали основой для разработки в ВУЗе учебного курса «Основы инновационного социального проектирования» в системе профессионального образования для студентов социально-педагогических направлений подготовки и для амплификации (смыслового обогащения) университетской среды.
Проведен анализ стратегий социально-проектной деятельности в университетской среде в контексте развития инновационного потенциала молодежи. Контент-анализ сайтов университетов России, позволил нам определить педагогические формы и стратегии инициации социальнопроектной деятельности относительно развития инновационного потенциала молодежи:
1) социально-проектная деятельность в рамках грантовых исследований как форма стимулирования инновационных проектов как логично последовательного звена научного исследования на этапе практического воплощения;
2) социально-проектная деятельность в рамках молодежного парламентаризма как инновационная форма взаимодействия государства и молодежных организаций;
3) социально-проектная деятельность в рамках волонтерских практик университетского студенчества;
4) социально-проектная деятельность в рамках выездных летних студенческих школ, инновационных молодежных конвентов (обучение проектированию и поощрение проектной деятельности);
5) социально-проектная деятельность в рамках сотрудничества науки-бизнеса-производства (межведомственные проекты прикладного характера в университетском округе).
Также на основе архивного метода, анализа документации университетской деятельности, отчетов по реализации проектов в университетской среде, нами были определены проектные формы, работающие как «социальный лифт» в аспекте развития инновационного потенциала молодежи (выращивание талантов):
- конкурсы идей (подобные «mit100k») - конкурсы венчурных проектов, сводящие на одной площадке венчурный капитал и выпускников вузов. Ожидаемый результат - поддержка проектов, организация постоянной связи между капиталом и талантливой молодежью, поддержание атмосферы «честной конкуренции», которая является важнейшей составной частью инновационной культуры;
- система отбора и воспроизводства лидеров - людей, бесконечно ищущих новые возможности, ошибающихся, готовых брать ответственность на себя, способных формировать команды и вдохновлять их на амбициозные проекты;
- фестивали научно-технического творчества молодежи (подобные «First», «Арт-буль-вар»). Яркие, красочные, привлекательные для молодежи мероприятия, поддерживающие у молодых людей интерес к социально-гуманитарным технологиям и вовлекающие ее в культуру социальных инноваций;
- бизнес-конкурсы, развивающие социальноэкономическую культуру (например, проекты по развитию социального предпринимательства);
- продюссирование талантов - обучение и вовлечение лучших через систему наставничества со стороны успешных ученых и социальных лидеров (например, социальная технология «бизнес-серфинга»;
- создание социальных сетей высокой плотности, где все необходимые для развития компоненты сконцентрированы на ограниченной территории (например, Силиконовая долина, GIN-town в Бостоне, Сколково в Москве), при этом они тесно интегрированы как на институциональном уровне, так и на уровне человеческих контактов.
При моделировании социально-проектной деятельности в университетской среде установлено, что процесс организации социально-проектной деятельности включает три этапа: моделирование, конструирование, программирование. На этапе моделирования формируется концептуальный (Р) уровень организации социально-проектной деятельности - уровень системообразующего свойства. На этапе конструирования образуется следующий уровень - структурный (R) - уровень системосвязующего отношения (конструкций университетской среды как проектных линий участия студентов в инновационных практиках). На этапе программирования проектируется субстратный (m) уровень - уро-
вень элементов - форм бытия социально-проектной деятельности (конкурсы инноваций, молодежные конвенты, арт-бульвары, инновационные форумы и т.п.). Т.е., организация социально-проектной деятельности как системного образования ^) проектируется по формуле: S(m)=df[P(m)+R(m)], представляющей структуру университетской среды.
Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения человека со средой его обитания, совершенствуя деятельность учреждений или создавая новые, проект в результате должен обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, развития его инновационного потенциала.
За период 2010-2011г.г. нами были реализованы следующие проекты (http//serdcegoroda.m) [1]: тематическая площадка «На планете Маленького Принца» (диалоги власти-бизнеса-общества-чело-века о Детстве), управленческие мастерские «Образование и социально ответственный бизнес: на пути к экономике счастья», стратегические игры «Человек в пространстве культуры» (осмысление инновационной деятельности в аспекте культурного вклада), детско-родительская студия «Витражи времени» (межпоколенные отношения), проектные мастерские «Архитектура будущего» (художественные и музыкальные образовательные проекты молодёжи), институционально-семейный проект «Большая квартира» (http//udsu.ru) [2]. Необходимо отметить, что превращение образования в особый вид практики инновационного развития является кардинально новой постановкой вопроса о том, как должно быть организовано такое профессиональное социально-педагогическое образование как образование проектного типа.
Нами обосновано, что основой организации социально-проектной деятельности в университетской среде является учебно-структурная единица -образовательная программа «Основы инновационного социального проектирования» [3]. Программа представлена как учебный курс и базовая платформа социально-проектной деятельности студенческой молодежи. Сформулированы подходы к реализации курса «Основы инновационного социального проектирования» в ВУЗе, принципы, содержание (с выделением дидактических единиц), методы и организационного педагогические формы его организации в университете.
Как показала практика реализации курса, такая форма работы со студентами является актуальной в связи с тем, что сегодня рынок требует
специалистов - транспрофессионалов, способных ориентироваться в разных, не только смежных отраслях, собирать команды для междисциплинарных проектов.
После реализации курса проведён сравнительный анализ результатов развития инновационного потенциала студентов (п=1250 чел.), сформулированы выводы и рекомендации.
Динамика по показателю «степень участия в проектной деятельности». Результаты анализировались по ответу на вопрос: «в каком количестве социальных проектов принял участие студент-респондент». В одном от общего количества - 34%, в двух - 32%, в трех - 27%, в четырех -33%, в пяти - 11%, в шести - 47%, в семи - 22%. Все респонденты отмечают участие в работе над проектами в групповом варианте - создавалась инновационная команда. В числе опрошенных 44% оказались руководителями проектной группы, 56% - членами команды.
По показателю «осознание процессуальных результатов социально-проектной деятельности» анализ демонстрирует следующее: респонденты видят основной процесс проектирования в «коммуникативном взаимодействии» (54%), в передачи знаний и опыта по социальному проектированию (40%), в «прогнозировании развития молодежи» (47%), в «профессиональном росте» (61%), в реализации «новых форм социальных практик развития общества» (54%).
По показателю «трудности в организации социального проектирования» участники эксперимента ответили: «в нахождении оптимального решения проблемы» (24%), «в получении эффективности внедрения социального проекта при минимальных финансовых затратах» (38%), «в установлении взаимозависимости между инновационной активностью молодежи и социальным заказом на конкретные проекты» (32%).
Результаты, подвергнутые математической обработке по ^критерию Стьюдента, констатируют значимые различия у участников эксперимента по показателю «Мотивационная готовность к участию в инновационной социально-проектной деятельности»: t = 3,95 для р < 0,01.
Результаты диагностики по показателю «Личностная готовность к реализации инновационных социальных проектов» (по шкалам самостоятельность, инициативность, ответственность) подвергались математической обработке по критерию Фишера, предназначенному для со-
поставления двух рядов выборочных значений по частоте встречаемости какого-либо признака. На уровне значимости ф = 1,97 при р < 0,02 различия являются достоверными. Таким образом, степень проявленности самостоятельности, инициативности, ответственности студентов в организации социально-проектной деятельности является индикатором качества развития инновационного потенциала молодежи в университетской среде.
Корреляционный анализ данных выявил, что отсутствие ответственности связано с несформи-рованностью способностей к обоснованному прогнозированию и планированию собственного поведения в инновационной социально-проектной деятельности, умением соотносить решения со своими возможностями и нести ответственность перед собой и другими.
По показателю «Инновационная стратегия мышления» выявлялись уровни развития: низкий средний, высокий, вычисляющийся совокупностью баллов по всем шкалам опросной методики [3]. Инновационная стратегия мышления обусловлена:
- конструктивностью мышления: способность дивергентно мыслить, гибкость мышления, позитивное мышление; стремление контролировать ситуацию, когда это возможно и разумно, в то же время готовность функционировать и в неконтролируемой ими обстановке, в ситуации неопределенности; адекватное и независимое от суеверий мышление, ориентация на достижение успеха, высокая готовность справляться конструктивно с трудными ситуациями без развития стресса, быть спокойными и уравновешенными в трудных ситуациях;
- позитивным самоотношением: признание и принятие всего собственного личностного многообразия, включающего свои как хорошие, так и плохие качества; позитивная оценка своего прошлого;
- эффективным управлением средой: уверенность и компетентность в управлении в повседневными делами, способность эффективно использовать различные жизненные обстоятельства, умение самому выбирать и создавать условия, удовлетворяющие личностным потребностям и ценностям; принятие других.
Учет выявленных дефицитов развития инновационного потенциала студенческой молодежи в социально-проектной деятельности будет способствовать педагогическому осознанию необходимости формирования личностной готовности молодежи к инновационному поведению.
В перспективе можно исследовать особенности реализации курса «Основы инновационного социального проектирования» для студентов разных направлений подготовки на ступенях бакалавриата и магистратуры, также возможно выявить этнокультурные особенности изучения курса и его влияния на развитие инновационного потенциала молодежи в разных регионах Российской Федерации, в рамках дидактики можно изучить и усовершенствовать методику преподавания курса.
Библиографический список
1. Фиофанова О.А. Автономная некоммерческая организация как ресурс развития и ревитали-
зации региональной образовательной среды // Социальная педагогика в России. - М.: ИСП РАО. -2010. - № 3.
2. Фиофанова О.А. Диалог образования с институтами гражданского общества: социальное проектирование пространства культуры // Материалы Международного конгресса интеллигенции «Лихачевские чтения». - СПб., 2011.
3. Фиофанова О.А. Основы инновационного социального проектирования: Учебное пособие для ВУЗов. - М., 2010. - 220 с.
4. Фиофанова О.А. Проектирование пространства взросления в ювенальном образовании. - Берлин: Lambert, 2011. - 360 с.
УДК 37.09
Шишарина Наталья Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент Восточно-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск
СОВРЕМЕННОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И ЦЕННОСТНОЕ ДОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ
Автор статьи обосновывает инновационное образование как обучение в процессе создания новых знаний за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и практики.
Ключевые слова: инновационное образование, креативность личности, учебный процесс, практика.
«Инновация - это процесс извлечения выгоды из знания для обеспечения технологической конкурентоспособности
и лидерства»
С.Н. Кройтор из книги: «Инновации в образовании: социологический анализ». Минск. 2009
Современное образование может рассматриваться как процесс инновационный, как социальный институт, культурный феномен и ценностное достояния самой личности.
В этом контексте отметим, что ценности в образовании на наш взгляд не только проецируют социальное поведение личности, но и являются критериями социальной успешности человека.
Парадигмальные основания современного образования определяют важную ценность - это самоорганизующаяся система, с позиций антропологического подхода:
- Человек и мироздание.
- Человек и культура.
- Человек и общество.
Гюбальное отчуждение человека составляет сущность современного кризиса человечества: человек не видит себя частью космоса, культуры, природы, общества. Так он лишается ощущения подлинности, осмысленности, полноты бытия, теряет связь с миром. Ценность человека не может быть выражена в денежном выражении (совершенно безнравственно: «Если ты такой умный, почему такой бедный?». Развитие «родовых сущностных сил человека, таких как творчество, разумность не должно быть средством достижения общественного прогресса, оно должно стать его высшей целью и ценностью» [5, с. 177], прежде всего современного инновационного образования.