Научная статья на тему 'Социально-проектная деятельность в университетской среде как фактор развития инновационного потенциала молодежи'

Социально-проектная деятельность в университетской среде как фактор развития инновационного потенциала молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / UNIVERSITY MEDIUM / SOCIAL PROJECTING ACTIVITY / INNOVATIVE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фиофанова Ольга Александровна

В статье обосновываются основы организации социально-проектной деятельности в университетской среде, сформулированы подходы к реализации курса «Основы инновационного социального проектирования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фиофанова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social projecting activity in university medium as factor of youth innovative development

Social projecting activity in university medium organization bases are grounded in the article, approaches to realization of the course Innovative social projecting bases are formulated.

Текст научной работы на тему «Социально-проектная деятельность в университетской среде как фактор развития инновационного потенциала молодежи»

ния (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. №> 1897).

3. Примерные программы внеурочной дея-

тельности. Начальное и основное образование /

В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.

УДК 378

Фиофанова Ольга Александровна

доктор педагогических наук Академия социального проектирования и управления инновациями, г. Ижевск

fiofanova@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ

В статье обосновываются основы организации социально-проектной деятельности в университетской среде, сформулированы подходы к реализации курса «Основы инновационного социального проектирования». Ключевые слова: университетская среда, социально-проектная деятельность, инновационное поведение.

Система высшего образования становится важнейшим фактором создания в России инновационной экономики на принципиально новой технологической основе, ключевым средством развития человеческого потенциала.

Задача инновационного развития состоит в том, чтобы, не снижая в целом уровня социально-экономического потенциала хозяйствующих субъектов, найти и осуществить способы мобилизации источников объема инвестиций через деятельность ВУЗов.

Анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных данной проблематике, показал, что инновационная активность людей связана не только с развитыми интеллектуальными способностями, высоким коэффициентом ^, но и с так называемым инновационным потенциалом личности. Инновационный потенциал -это особый личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения.

Результаты анализа современных социальных преобразований свидетельствуют, что определяющим условием формирования инновационной экономики становится инновационное развитие системы образования и, в первую очередь, университетов, играющих одну из важнейших ролей в создании и распространении произведенного знания посредством социально-проектной деятельности.

На основании вышесказанного можно сформулировать ряд актуальных исследовательских и образовательных задач деятельности ВУЗов:

1) исследовать сущность феноменов «социально-проектная деятельность», «университетская среда», «инновационный потенциал молодежи», обосновать их в категориях педагогических дефиниций;

2) выявить способы активизации инновационного потенциала молодёжи в современном университетском образовании посредством участия в социально-проектной деятельности;

3) разработать педагогические принципы, содержание, методы преподавания курса «Основы инновационного социального проектирования» в ВУЗе;

4) обосновать показатели развития инновационного потенциала молодежи и диагностировать их динамику.

На основе комплекса методов: анализа фактологических и статистических материалов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Центра исследований и статистики науки (ЦИСН), web-сайтов университетов, событийного анализа студенческих биографических web-дневников - Livejournal, видеозаписей событий социально-проектной деятельности в университетской среде, анализа продуктов творческой деятельности - социальных проектов, публицистических изданий студентов в постпроектной деятельности, анализа эксперимента по реализации учебного курса «Основы инновационного социального проектирования» в ВУЗе мы пришли к выводам, которые можно кратко сформулировать в тезисах:

1) университетская среда - модально это инновационно-ориентированная социально-педаго-

гическая система, в которой происходят генерация, трансфер, диффузия и интеграция знаний на основе проектной деятельности, результатами функционирования которой являются подготовка инновационно-ориентированных специалистов, создание различного рода инновационных социальных практик;

2) в современном состоянии университетских сред выявлены эволюционные тенденции их развития, заключающиеся в отсутствии эффективных ВУЗовских социально-проектных практик, связывающих образование с потребностями общества; отсутствии эффективных механизмов их обновления и отсутствии опережающей возможности системы образования; что может стать основой для разработки в дальнейшем стратегических направлений инновационной социально-проектной деятельности в университетской среде [4].

Рассмотрение инновационного поведения с позиции методологических идей системной антропологии позволило считать его такой формой активности человека, которая осуществляется путем его выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов и инициируется не системой периодически актуализируемых (воспроизводимых) потребностей, а возникает инициативно в тех точках жизненного пространства человека, где сходятся между собой два фактора: 1) возможности человека, представленные его инновационным потенциалом; 2) среда, отвечающая этим возможностям, т.е. размеченное ценностно-смысловыми «маркерами» пространство, в котором возможна самореализация.

Инновационный потенциал человека рассматривается как личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения. Этот ресурс состоит из трех основных блоков, иерархически связанных между собой: личностные качества, компетенции, витальность.

Организация социально-проектной деятельности в университетской среде модально может являться фактором развития инновационного потенциала молодежи.

Социальное проектирование мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической направленности. Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но

в своей сущности представляет собой разновидность проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социальной сферы лежит способность подготовить и провести социальную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения.

Сформулированные выводы стали основой для разработки в ВУЗе учебного курса «Основы инновационного социального проектирования» в системе профессионального образования для студентов социально-педагогических направлений подготовки и для амплификации (смыслового обогащения) университетской среды.

Проведен анализ стратегий социально-проектной деятельности в университетской среде в контексте развития инновационного потенциала молодежи. Контент-анализ сайтов университетов России, позволил нам определить педагогические формы и стратегии инициации социальнопроектной деятельности относительно развития инновационного потенциала молодежи:

1) социально-проектная деятельность в рамках грантовых исследований как форма стимулирования инновационных проектов как логично последовательного звена научного исследования на этапе практического воплощения;

2) социально-проектная деятельность в рамках молодежного парламентаризма как инновационная форма взаимодействия государства и молодежных организаций;

3) социально-проектная деятельность в рамках волонтерских практик университетского студенчества;

4) социально-проектная деятельность в рамках выездных летних студенческих школ, инновационных молодежных конвентов (обучение проектированию и поощрение проектной деятельности);

5) социально-проектная деятельность в рамках сотрудничества науки-бизнеса-производства (межведомственные проекты прикладного характера в университетском округе).

Также на основе архивного метода, анализа документации университетской деятельности, отчетов по реализации проектов в университетской среде, нами были определены проектные формы, работающие как «социальный лифт» в аспекте развития инновационного потенциала молодежи (выращивание талантов):

- конкурсы идей (подобные «mit100k») - конкурсы венчурных проектов, сводящие на одной площадке венчурный капитал и выпускников вузов. Ожидаемый результат - поддержка проектов, организация постоянной связи между капиталом и талантливой молодежью, поддержание атмосферы «честной конкуренции», которая является важнейшей составной частью инновационной культуры;

- система отбора и воспроизводства лидеров - людей, бесконечно ищущих новые возможности, ошибающихся, готовых брать ответственность на себя, способных формировать команды и вдохновлять их на амбициозные проекты;

- фестивали научно-технического творчества молодежи (подобные «First», «Арт-буль-вар»). Яркие, красочные, привлекательные для молодежи мероприятия, поддерживающие у молодых людей интерес к социально-гуманитарным технологиям и вовлекающие ее в культуру социальных инноваций;

- бизнес-конкурсы, развивающие социальноэкономическую культуру (например, проекты по развитию социального предпринимательства);

- продюссирование талантов - обучение и вовлечение лучших через систему наставничества со стороны успешных ученых и социальных лидеров (например, социальная технология «бизнес-серфинга»;

- создание социальных сетей высокой плотности, где все необходимые для развития компоненты сконцентрированы на ограниченной территории (например, Силиконовая долина, GIN-town в Бостоне, Сколково в Москве), при этом они тесно интегрированы как на институциональном уровне, так и на уровне человеческих контактов.

При моделировании социально-проектной деятельности в университетской среде установлено, что процесс организации социально-проектной деятельности включает три этапа: моделирование, конструирование, программирование. На этапе моделирования формируется концептуальный (Р) уровень организации социально-проектной деятельности - уровень системообразующего свойства. На этапе конструирования образуется следующий уровень - структурный (R) - уровень системосвязующего отношения (конструкций университетской среды как проектных линий участия студентов в инновационных практиках). На этапе программирования проектируется субстратный (m) уровень - уро-

вень элементов - форм бытия социально-проектной деятельности (конкурсы инноваций, молодежные конвенты, арт-бульвары, инновационные форумы и т.п.). Т.е., организация социально-проектной деятельности как системного образования ^) проектируется по формуле: S(m)=df[P(m)+R(m)], представляющей структуру университетской среды.

Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения человека со средой его обитания, совершенствуя деятельность учреждений или создавая новые, проект в результате должен обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, развития его инновационного потенциала.

За период 2010-2011г.г. нами были реализованы следующие проекты (http//serdcegoroda.m) [1]: тематическая площадка «На планете Маленького Принца» (диалоги власти-бизнеса-общества-чело-века о Детстве), управленческие мастерские «Образование и социально ответственный бизнес: на пути к экономике счастья», стратегические игры «Человек в пространстве культуры» (осмысление инновационной деятельности в аспекте культурного вклада), детско-родительская студия «Витражи времени» (межпоколенные отношения), проектные мастерские «Архитектура будущего» (художественные и музыкальные образовательные проекты молодёжи), институционально-семейный проект «Большая квартира» (http//udsu.ru) [2]. Необходимо отметить, что превращение образования в особый вид практики инновационного развития является кардинально новой постановкой вопроса о том, как должно быть организовано такое профессиональное социально-педагогическое образование как образование проектного типа.

Нами обосновано, что основой организации социально-проектной деятельности в университетской среде является учебно-структурная единица -образовательная программа «Основы инновационного социального проектирования» [3]. Программа представлена как учебный курс и базовая платформа социально-проектной деятельности студенческой молодежи. Сформулированы подходы к реализации курса «Основы инновационного социального проектирования» в ВУЗе, принципы, содержание (с выделением дидактических единиц), методы и организационного педагогические формы его организации в университете.

Как показала практика реализации курса, такая форма работы со студентами является актуальной в связи с тем, что сегодня рынок требует

специалистов - транспрофессионалов, способных ориентироваться в разных, не только смежных отраслях, собирать команды для междисциплинарных проектов.

После реализации курса проведён сравнительный анализ результатов развития инновационного потенциала студентов (п=1250 чел.), сформулированы выводы и рекомендации.

Динамика по показателю «степень участия в проектной деятельности». Результаты анализировались по ответу на вопрос: «в каком количестве социальных проектов принял участие студент-респондент». В одном от общего количества - 34%, в двух - 32%, в трех - 27%, в четырех -33%, в пяти - 11%, в шести - 47%, в семи - 22%. Все респонденты отмечают участие в работе над проектами в групповом варианте - создавалась инновационная команда. В числе опрошенных 44% оказались руководителями проектной группы, 56% - членами команды.

По показателю «осознание процессуальных результатов социально-проектной деятельности» анализ демонстрирует следующее: респонденты видят основной процесс проектирования в «коммуникативном взаимодействии» (54%), в передачи знаний и опыта по социальному проектированию (40%), в «прогнозировании развития молодежи» (47%), в «профессиональном росте» (61%), в реализации «новых форм социальных практик развития общества» (54%).

По показателю «трудности в организации социального проектирования» участники эксперимента ответили: «в нахождении оптимального решения проблемы» (24%), «в получении эффективности внедрения социального проекта при минимальных финансовых затратах» (38%), «в установлении взаимозависимости между инновационной активностью молодежи и социальным заказом на конкретные проекты» (32%).

Результаты, подвергнутые математической обработке по ^критерию Стьюдента, констатируют значимые различия у участников эксперимента по показателю «Мотивационная готовность к участию в инновационной социально-проектной деятельности»: t = 3,95 для р < 0,01.

Результаты диагностики по показателю «Личностная готовность к реализации инновационных социальных проектов» (по шкалам самостоятельность, инициативность, ответственность) подвергались математической обработке по критерию Фишера, предназначенному для со-

поставления двух рядов выборочных значений по частоте встречаемости какого-либо признака. На уровне значимости ф = 1,97 при р < 0,02 различия являются достоверными. Таким образом, степень проявленности самостоятельности, инициативности, ответственности студентов в организации социально-проектной деятельности является индикатором качества развития инновационного потенциала молодежи в университетской среде.

Корреляционный анализ данных выявил, что отсутствие ответственности связано с несформи-рованностью способностей к обоснованному прогнозированию и планированию собственного поведения в инновационной социально-проектной деятельности, умением соотносить решения со своими возможностями и нести ответственность перед собой и другими.

По показателю «Инновационная стратегия мышления» выявлялись уровни развития: низкий средний, высокий, вычисляющийся совокупностью баллов по всем шкалам опросной методики [3]. Инновационная стратегия мышления обусловлена:

- конструктивностью мышления: способность дивергентно мыслить, гибкость мышления, позитивное мышление; стремление контролировать ситуацию, когда это возможно и разумно, в то же время готовность функционировать и в неконтролируемой ими обстановке, в ситуации неопределенности; адекватное и независимое от суеверий мышление, ориентация на достижение успеха, высокая готовность справляться конструктивно с трудными ситуациями без развития стресса, быть спокойными и уравновешенными в трудных ситуациях;

- позитивным самоотношением: признание и принятие всего собственного личностного многообразия, включающего свои как хорошие, так и плохие качества; позитивная оценка своего прошлого;

- эффективным управлением средой: уверенность и компетентность в управлении в повседневными делами, способность эффективно использовать различные жизненные обстоятельства, умение самому выбирать и создавать условия, удовлетворяющие личностным потребностям и ценностям; принятие других.

Учет выявленных дефицитов развития инновационного потенциала студенческой молодежи в социально-проектной деятельности будет способствовать педагогическому осознанию необходимости формирования личностной готовности молодежи к инновационному поведению.

В перспективе можно исследовать особенности реализации курса «Основы инновационного социального проектирования» для студентов разных направлений подготовки на ступенях бакалавриата и магистратуры, также возможно выявить этнокультурные особенности изучения курса и его влияния на развитие инновационного потенциала молодежи в разных регионах Российской Федерации, в рамках дидактики можно изучить и усовершенствовать методику преподавания курса.

Библиографический список

1. Фиофанова О.А. Автономная некоммерческая организация как ресурс развития и ревитали-

зации региональной образовательной среды // Социальная педагогика в России. - М.: ИСП РАО. -2010. - № 3.

2. Фиофанова О.А. Диалог образования с институтами гражданского общества: социальное проектирование пространства культуры // Материалы Международного конгресса интеллигенции «Лихачевские чтения». - СПб., 2011.

3. Фиофанова О.А. Основы инновационного социального проектирования: Учебное пособие для ВУЗов. - М., 2010. - 220 с.

4. Фиофанова О.А. Проектирование пространства взросления в ювенальном образовании. - Берлин: Lambert, 2011. - 360 с.

УДК 37.09

Шишарина Наталья Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Восточно-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск

nshisharina@yandex.ru

СОВРЕМЕННОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И ЦЕННОСТНОЕ ДОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ

Автор статьи обосновывает инновационное образование как обучение в процессе создания новых знаний за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и практики.

Ключевые слова: инновационное образование, креативность личности, учебный процесс, практика.

«Инновация - это процесс извлечения выгоды из знания для обеспечения технологической конкурентоспособности

и лидерства»

С.Н. Кройтор из книги: «Инновации в образовании: социологический анализ». Минск. 2009

Современное образование может рассматриваться как процесс инновационный, как социальный институт, культурный феномен и ценностное достояния самой личности.

В этом контексте отметим, что ценности в образовании на наш взгляд не только проецируют социальное поведение личности, но и являются критериями социальной успешности человека.

Парадигмальные основания современного образования определяют важную ценность - это самоорганизующаяся система, с позиций антропологического подхода:

- Человек и мироздание.

- Человек и культура.

- Человек и общество.

Гюбальное отчуждение человека составляет сущность современного кризиса человечества: человек не видит себя частью космоса, культуры, природы, общества. Так он лишается ощущения подлинности, осмысленности, полноты бытия, теряет связь с миром. Ценность человека не может быть выражена в денежном выражении (совершенно безнравственно: «Если ты такой умный, почему такой бедный?». Развитие «родовых сущностных сил человека, таких как творчество, разумность не должно быть средством достижения общественного прогресса, оно должно стать его высшей целью и ценностью» [5, с. 177], прежде всего современного инновационного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.