Научная статья на тему 'Социально-проектная деятельность в формировании механизма межсекторного социального партнерства в АПК Нижегородской области'

Социально-проектная деятельность в формировании механизма межсекторного социального партнерства в АПК Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кондратьева Н. Е.

Рассматриваются вопросы деятельности информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса Нижегородской области, направленные на решение проблем сельских территорий. Решение данных проблем, по мнению автора, возможно через формирование нового социального института межсекторного социального партнерства. Отдельные элементы нового социального института автор сформировал и проверил при непосредственной организации и реализации конкретных проектов "Повышение занятости сельского населения", "Школа юного фермера", "Дом любви, труда и надежд", "Работа во благо детям", реализованных в АПК Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-проектная деятельность в формировании механизма межсекторного социального партнерства в АПК Нижегородской области»

Социология и социальная работа 46 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобаневского. (Сер ия Социальные науки, 2007, № 3 (8), с. 46-53

СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ МЕХАНИЗМА МЕЖСЕКТОРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В АПК НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2007 г. Н.Е. Кондратьева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского zara@fsn.unn.ru

Поступила в редакцию 29.05.2007

Рассматриваются вопросы деятельности информационно-консультационной службы

агропромышленного комплекса Нижегородской области, направленные на решение проблем сельских территорий. Решение данных проблем, по мнению автора, возможно через формирование нового социального института - межсекторного социального партнерства.

Отдельные элементы нового социального института автор сформировал и проверил при непосредственной организации и реализации конкретных проектов «Повышение занятости сельского населения», «Школа юного фермера», «Дом любви, труда и надежд», «Работа во благо детям», реализованных в АПК Нижегородской области.

Социально-экономический кризис в

агропромышленном комплексе России продолжается в течение последних пятнадцати лет.

Кризисное состояние сельскохозяйственного производства и социальной инфраструктуры во многом предопределили качество и уровень жизни сельских жителей.

Сельскохозяйственные реформы, проводимые в России, резко изменили социальноэкономическую ситуацию в сельской местности. У силившаяся социальная

дифференциация отодвинула значительную

часть сельского населения за черту бедности. Положение дел в Нижегородской области практически не отличается от общей ситуации, сложившейся в аграрном секторе России.

По материалам, подготовленным Управлением федеральной государственной

службы занятости населения по Нижегородской области (УФГСЗН), известно, что за последние годы отмечается резкий рост уровня регистрируемой сельской безработицы,

среднегодовая численность занятых в сельскохозяйственном производстве постоянно снижается, а количество предприятий,

подлежащих банкротству, увеличивается.

Согласно переписи населения 2000 г., 22% населения Нижегородской области проживают в сельской местности. Каждый девятый из 4853 сельских населенных пунктов области не имеет постоянного населения, каждый второй -работодателя.

Отмечается ухудшение демографической

ситуации на селе, рост социального сиротства,

низкое качество жизни, сокращение сети учреждений социальной сферы и сужение доступа селян к основным социальным услугам. Отсутствие перспектив создания новых рабочих мест в сельских населенных пунктах приводит к тому, что наряду с расширением миграционных процессов число занятых сельчан в неформальном секторе экономики за последние четыре года в целом по области возросло с 24% до 31% от общей численности занятых на селе.

Более половины сельского населения имеет среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума. Основными

источниками доходов сельского населения являются зарплата и пенсии, при этом зарплата в сельскохозяйственном секторе экономики составляет менее 50% от средней зарплаты по Нижегородской области.

Названные проблемы сельских территорий требуют комплексного решения, необходима консолидация усилий органов законодательной и исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней, бизнеса и некоммерческих организаций.

Впервые за последние пятнадцать лет сделаны первые шаги помощи селу.

Направления решения проблем

агропромышлннного комплекса заложены в Федеральной целевой программе «Социальное развитие села на период до 2010 г.» и приоритетном национальном проекте «Развитие АПК».

На региональном уровне принята программа «Экономическое и социальное развитие Нижегородской области на 2005-2010 гг.» и

«Стратегический план развития Нижегородской области на период до 2020 г.», в рамках которого на решение проблем сельских территорий направлены усилия всех уровней власти и гражданского общества. Кроме того, в настоящее время подходит к концу четвертый год реализации Программы партнерства DFID и Правительства Нижегородской области.

DFID - это министерство международного развития Великобритании, которое отвечает за экономическое развитие и уменьшение бедности во всем мире. Сотрудничество DFID и Нижегородской области началось в 1993 г. и затрагивало широкий спектр проектов. В 90-е годы деятельность DFID велась на региональном уровне и была сконцентрирована в 8 областях. Стратегия до 2006 г. предполагала взаимодействие с федеральными

министерствами, а также с двумя областями-партнерами - Нижегородской и Ленинградской, отобранными в результате конкурса. Нижегородская область была выбрана DFID на основании ее приверженности разработке и реализации интегрированной программы развития, ориентированной на борьбу с бедностью, а также благодаря наличию потенциала для широкого распространения,

тиражирования новых инициатив и положительного опыта как в ПФО, так и в целом по России. Программа партнерства включала в себя следующие проекты: «Адресную социальную поддержку», «Экономическое оздоровление и создание рабочих мест», Программу малых грантов и «Профилактику ВИЧ/СПИДа».

Начиная с 1994 г., большую роль в реализации социальных проектов этого

партнерства играла Нижегородская

консультационная служба агропромышленного комплекса (НКС АПК), созданная при

поддержке администрации для оказания качественных информационно-

консультационных и обучающих услуг сельхозпроизводителям всех форм

собственности. За это время служба приобрела богатый опыт организационной работы по созданию механизмов и вовлечению организаций гражданского общества в решение социальных проблем, отвечающих интересам сельского населения. В 2000 г. после

объединения нескольких структур

Нижегородская консультационная служба АПК получила статус некоммерческой организации -фонд. Учредителями фонда выступили Администрация Нижегородской области и

Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия.

За время своего существования НКС АПК выполнены следующие государственные контракты и проекты:

■ государственный контракт «Информационно-консультационное обслуживание субъектов агропромышленного комплекса и сельских территорий, инновационная деятельность в сфере сельскохозяйственного производства»;

■ государственный контракт «Финансовое оздоровление и реформирование неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, оборот земель сельскохозяйственного назначения, система аудита»;

■ проект «Третейские суды в аграрной сфере: распространение и институциональное укрепление ТРАС в России»;

■ проект «Сельское финансирование для мелких сельхозпроизводителей Нижегородской области»;

■ государственный заказ на разработку научно-исследовательской работы «Разработка методических рекомендаций по организации деятельности и управления информационноконсультационной службы (ИКС) субъекта РФ» (с Министерством сельского хозяйства РФ).

У Фонда имеется успешный опыт реализации социально значимых программ. В настоящее время Фонд «НКС АПК» участвует в реализации мероприятий по развитию информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе и на сельских территориях Нижегородской области (распоряжение Правительства Нижегородской области от 20.02.2006 г. № 10-6-р) и областной целевой программы «Содействие занятости населения

Нижегородской области на 2004-2007 гг.» (постановление областного Законодательного собрания от 29.01.2004 г. № 848-111).

Фонд «НКС АПК» осуществляет тесное взаимодействие с органами власти и управления, государственными структурами и учебными заведениями, работающими в аграрной сфере, поэтому, имея подобный опыт, активно включился в реализацию социальных проектов Программы партнерства по двум направлениям: «Экономическое

оздоровление и создание рабочих мест» и Программа малых грантов.

Цель проекта «Экономическое оздоровление и создание рабочих мест» - создание в Нижегородской области благоприятных условий для восстановления экономики и

создания новых рабочих мест путем развития внутреннего потенциала в органах власти и муниципальных образований области в части разработки, реализации, мониторинга и оценки межведомственных программ по

экономическому оздоровлению и созданию рабочих мест. Проект включал в себя следующие основные компоненты: привлечение инвестиций, поддержку малого

предпринимательства, политику в сфере

сельской занятости.

Целью проекта «Программа малых грантов» являлось увеличение вклада общественности, коммерческих и социальных организаций в социально ориентированные проекты в Нижегородской области, а также создания четкого, эффективного инструмента

присуждения грантов местным

негосударственным организациям. Для

реализации данного проекта был создан нижегородский благотворительный фонд

местного сообщества «Партнерский совет».

Общий объем гранд-ресурсов, предоставляемых британской стороной с 2004 по 2006 г., составил 250 тыс. фунтов стерлингов. Гранты предоставлялись общественным организациям для выполнения ими определенных социально значимых проектов.

Фонд «НКС АПК» непосредственно не занимается решением социальных вопросов, но вместе с тем не замечать социальных проблем сельского сообщества консультационная служба не имеет права. В инициативном порядке служба приняла участие в конкурсе грантов, объявленном благотворительным фондом «Партнерский совет», и приступила к формированию новых подходов и форм сотрудничества в реализации четырех социально значимых проектов.

В Нижегородский благотворительный фонд «Партнерский совет» был представлен проект «Повышение занятости сельского населения».

Основная цель проекта заключалась в разработке и реализации мероприятий по обеспечению самозанятости и увеличению доходов сельского населения путем расширения и повышения товарности личных подсобных хозяйств через развитие овцеводства и тиражирования данного опыта на территории Нижегородской области.

При разработке был использован проектный подход к организации достижения цели, который позволил:

- выделить конкретную, значимую, достижимую в заданный период цель;

- определить потребности и эффективно планировать выделение ресурсов для достижения цели;

- организовать взаимодействие участников проекта;

- осуществить оперативный контроль за достижением цели.

В процессе реализации проекта был сформирован механизм межсекторного социального партнерства участников. Так, проект был рассмотрен и одобрен экспертным советом и правлением фонда «Партнерский совет», согласован с Управлением федеральной службы занятости по Нижегородской области, с министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов АПК, с администрацией Семеновского района Нижегородской области и с районным центром занятости населения. Партнерство

осуществлялось как в организационных, так и в финансовых вопросах.

Необходимо отметить достаточно сжатые сроки реализации проекта - 6 месяцев. Это потребовало от участников четкой согласованности действий, собранности и конкретности в работе.

Реализация проекта осуществлялась на территории Семеновского района.

Этот выбор был обусловлен рядом причин:

- на территории Семеновского района издавна занимались овцеводством, поголовье овец в ЛПХ Семеновского района за период проведения реформ сократилось в 7,3 раза;

- на данной административной территории имелись ряд личных подсобных хозяйств, готовых заняться разведением овец, но не имевших достаточной суммы для первоначально необходимых вложений;

- и, наконец, в г. Семенове располагается

сельский консультационный центр НКС АПК, в штат которого входят

высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы в сельском хозяйстве, способные реализовать данный проект.

Выбор участников проекта был определен по разработанной НКС АПК и впервые опробованной методике отбора, в которой определены соответствующие требования и критерии отбора.

Количество участников проекта было обусловлено наличием выделенных средств на проведение проекта и получением по его результатам законченных конкретных выводов. Острота проблемы занятости и доходов сельского населения обусловила совместное обсуждение ситуации, сложившейся на

сельском рынке труда, со всеми

заинтересованными социальными партнерами. Все партнерские организации выразили крайнюю заинтересованность и готовность к сотрудничеству в реализации проекта по развитию самозанятости сельского населения. Были проанализированы статистические данные по району по таким показателям, как уровень зарегистрированной безработицы, сокращение объемов сельскохозяйственного производства в сельскохозяйственных производственных

кооперативах и, соответственно, сокращение среднегодовой численности работников в сельскохозяйственном производстве,

среднемесячная заработная плата, особенности экономического развития Семеновского района. Затем специалистами НКС АПК на основе методики отбора был осуществлен подбор личных подсобных хозяйств (ЛПХ) для участия в проекте. С каждым главой ЛПХ была проведена беседа, в ходе которой был определен порядок взаимодействия

заинтересованных сторон для достижения поставленной цели. Консультант по зоотехническим вопросам убедился, что владельцы ЛПХ имеют опыт и необходимые условия для содержания овец. По итогам переговоров был составлен договор об объединении усилий и совместных действиях в ходе реализации проекта.

Поставленная цель была достигнута полностью:

- выполнено требование проекта по созданию рабочих мест;

- владельцы ЛПХ получили новые знания и навыки в освоении нового высокодоходного вида деятельности - в разведении овец романовской породы. В дальнейшем это будет способствовать снижению уровня безработицы в сельской местности и росту уровня доходов каждой семьи;

- выращивание овец на подворье стало не

только материальным подспорьем, но и профессиональной самореализацией

владельцев, воспитательным фактором для подростков и занятостью для людей старше трудоспособного возраста.

В проект заложен механизм самофинансирования, который заключается в том, что первый приплод (ярочка) передается безвозмездно очередному безработному владельцу ЛПХ.

По итогам проекта заключено соглашение между сельским консультационным центром НКС АПК и ГУ «Центр занятости населения Семеновского района» о сотрудничестве сторон

в реализации программы «Снижение уровня безработицы в сельской местности через развитие самозанятости и личных подсобных хозяйств граждан Семеновского района на 2005-2007 гг.».

Реализация проекта вызвала интерес у владельцев ЛПХ, что подтверждается заявками на участие в продолжении проекта.

Было проведено анкетирование участников проекта с целью выяснения отношения участников к повышению доходности ЛПХ и развитию собственного дела. Участникам проекта было задано 7 вопросов:

1. Ответы на вопрос, «почему вы не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организуете собственное дело?»,

распределились следующим образом: отсутствие возможности получения кредитов -60%, недостаточность собственных средств -20%, «трудно было решиться» - 20%.

2. На вопрос о возможности организации своего дела 100% участников ответили, что основной формой занятости было бы личное подсобное хозяйство.

3. В личном подсобном хозяйстве участ-

ников проекта из членов семьи были заняты в основном работающие и неработающие взрослые - 60%, в остальных случаях -

неработающие пенсионеры и дети.

4. Целью дальнейшего развития ЛПХ 80% участников указали возможную реализацию излишков продукции. Ни один из участников опроса не ответил, что целью расширения ЛПХ является перерастание его в фермерское хозяйство.

5. На вопрос, связанный с преимуществом

данного проекта, ответы были проранжированы следующим образом: 1-е место - получение реальной помощи, 2-е место - хорошая

организация проекта, 3-е место - возможность развивать свое личное хозяйство.

6. Недостатки данного проекта были

сведены к следующему: недостаточное

количество средств - 40%, короткий срок проекта - 20%, отсутствие большого дохода при значительных затратах труда на начальном этапе - 20%.

7. Предложения участников проекта

касались в основном финансовой поддержки для развития ЛПХ - 40%, продолжения

аналогичных и других проектов - 40%,

коренного улучшения жизни на селе - 20%.

По результатам анкеты можно сделать следующие выводы:

• Дальнейшее развитие ЛПХ как основной формы занятости связано с отсутствием финансовых средств.

• Целью развития ЛПХ является возможность реализации излишков продукции для пополнения бюджета семьи. Частично может решиться проблема самозанятости сельского населения, если этот проект будет расширен и тиражирован во всех районах Нижегородской области.

На наш взгляд, проект имеет перспективу дальнейшего развития, т.к. получено более 20 заявок от владельцев ЛПХ на дальнейшее участие в проекте. Проект и финансирование его фондом «Партнерский совет» завершены, однако НКС АПК в инициативном порядке осуществляет авторский надзор и продолжает сопровождение и консультации владельцев личных подсобных хозяйств. Механизм саморазвития безвозмездной передачи племенных романовских овец запущен и продолжает развиваться. В результате в течение 8 месяцев получено два приплода, что позволило увеличить количество участников проекта на 80%. Учитывая положительные результаты проекта, НКС АПК считает целесообразным продолжить данную работу, увеличив ее масштабы.

В частности, НКС АПК предложила продолжить развитие проекта, используя в качестве источников финансирования ресурсы различных структур. Среди них можно выделить следующие функционально заинтересованные структуры:

■ министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов - обеспечение роста производства сельскохозяйственной продукции и улучшение уровня жизни на селе;

■ Управление федеральной службы

занятости населения по Нижегородской области

- адаптация сельских жителей к изменившимся условиям жизни, вовлечение их в сферу предпринимательства, содействие

трудоустройству через развитие самозанятости;

■ департамент социальной защиты

населения, труда и занятости Нижегородской области - государственная социальная защита и поддержка сельского населения;

■ департамент образования Нижегородской

области - повышение уровня общей и

профессиональной подготовки сельских

жителей;

■ министерство поддержки и развития

малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области -

поддержка малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;

■ районные органы местного

самоуправления - снижение социальной

напряженности в сельской местности через поддержку личных подсобных хозяйств.

Долевое участие в финансировании работ в этом направлении позволит увеличить масштаб работ по данному проекту.

Этот проект - «точечная мера», он не решает экономических проблем агропромышленного комплекса, но создает благоприятный климат для развития самозанятости и повышения доходов сельского населения. Благодаря

концентрации усилий муниципальных образований и всех заинтересованных в этом организаций создаются условия для широкого вовлечения сельских жителей в сферу

предпринимательства.

Второй проект, «Школа юного фермера», был реализован Нижегородской

консультационной службой

агропромышленного комплекса на базе

социального приюта для детей и подростков Семеновского района с участием районного центра занятости населения и коллектива социального приюта. Основная цель проекта заключалась в социализации, обучении детей трудовым навыкам, профессиональной ориентации на сельскохозяйственные специальности через организацию Школы юного фермера.

Актуальность проблемы доказывать не стоит. По официальным данным, сегодня в 38 социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и детских приютах Нижегородской области проживают около 1300 детей этой категории, в детских домах - 3500, без попечения родителей остались около 11 000 детей. В Семеновском районе 106 опекаемых детей. Только в прошлом году выявлено 37 человек, оставшихся без попечения родителей: четверо из них настоящие сироты, а 33 ребенка

- так называемые социальные сироты. Остается стабильным рост числа родителей, лишенных родительских прав.

Суть проекта заключалась в создании фермерского учебно-производственного

участка приюта. Предполагалось обучение детей уходу за коровами, овцами, кроликами, курами, садом и огородом. Для более полной реализации проекта была необходима существенная концентрация всех видов ресурсов: финансовых, организационных,

образовательных, кадровых, методических.

НКС АПК выступила с инициативой разработки и реализации дополнительных проектов на базе приюта. Это проект «Работа во благо детям», который реализовал ГУ «Центр занятости Семеновского района», и

проект «Дом любви, труда и надежд», реализовнный ГУ «Социальный приют для детей и подростков Семеновского района». Это был один из этапов формирования механизма партнерства участников.

В ходе проекта «Работа во благо детям» был осуществлен конкурсный отбор работников сельскохозяйственных профессий из числа граждан, зарегистрированных в центре занятости в качестве безработных, которые в дальнейшем взяли на себя развитие учебнопроизводственного участка. В рамках проекта были приобретены сепаратор, маслобойка, бензопила, теплица, электроинструмент.

Задачей проекта «Дом любви, труда и надежд» являлось создание специальных условий воспитания и обучения детей, отвечающих их индивидуально-

психологическим особенностям, трудовое воспитание, подготовка воспитанников к жизненному самоопределению. В рамках проекта было приобретено оборудование, необходимое для проведения

сельскохозяйственных работ на участке.

Результатом проекта «Школа юного фермера» стало создание базовых элементов собственного фермерского хозяйства приюта. Специалистами НКС АПК была оборудована комната трудового обучения, разработаны методические пособия по каждому виду сельскохозяйственной деятельности, проведены теоретические и практические семинары. В рамках проекта были приобретены коровы, овцы, кролики, куры, а также саженцы и семена. Осенью 2006 г. был убран урожай картофеля, лука и корнеплодов, а коровы и овцы ждут первого приплода.

Конечная цель данных проектов - помочь детям, лишенным попечения родителей, сформировать реалистичную жизненную перспективу и вырасти полноценными гражданами, способными самостоятельно устраивать свою жизнь. В долгосрочной перспективе планируется реорганизовать приют в агрошколу-интернат с получением соответствующей лицензии с дипломами государственного образца по

сельскохозяйственным специальностям.

По данным опроса экспертов, по итогам реализации проектов были сделаны следующие выводы:

• Положительную оценку проектам «Школа юного фермера. Обучая, воспитываем», «Работа во благо детям», «Дом любви, труда и надежд», реализованным Нижегородской

консультационной службой

агропромышленного комплекса совместно с ГУ «Семеновский центр занятости населения» и ГУ «Социальный приют для детей и подростков» в деревне Шалдежка Семеновского района, дали 100% опрошенных.

• «Базовые элементы учебно-производ-

ственного хозяйства, которые были созданы на базе приюта специалистами Нижегородской консультационной службы агропромышленного комплекса совместно с центром занятости Семеновского района, в будущем позволят решить важнейшие задачи воспитания: формирование у детей, лишенных попечения родителей, инициативности,

самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» (директор ГУ «Сооциальный приют для детей и подростков» Г. Н. Курманцева).

• «Проект, несомненно, имеет будущее... Дальнейшее сотрудничество центра занятости с Фондом «НКС АПК» позволит сконцентрировать ресурсы для решения социально значимых проблем на селе» (директор ГУ «Центр занятости населения Семеновского района» А.Е. Прытков).

• «Создание учебно-производственного

участка приюта, проведение консультантами Фонда «НКС АПК» обучающих семинаров, практических занятий по освоению трудовых навыков, создание рабочих мест специалистами центра занятости населения, поиск и внедрение новых эффективных форм психологической помощи детям, несомненно, будут

способствовать укреплению психологического и физического здоровья детей и профессиональному самоопределению

подростков» (начальник управления

федеральной службы занятости населения по Нижегородской области В.А. Якина).

• «Создание учебно-производственного фермерского хозяйства «Лучик» на базе социального приюта для детей позволит подготовить детей к включению в реальную трудовую деятельность. Формирование положительного отношения к труду, усвоение определенных трудовых навыков и выбор профессии всегда были неотъемлемыми компонентами становления личности. Труд, а особенно труд на земле, создает условия для развития детей, дает возможность разумно сочетать психологическую помощь с обучением доступным знаниям, учит ребят любить природу, землю, животный мир» (председатель

Земского собрания Семеновского района Н.А. Краснов).

• «Объединение сил и ресурсов нескольких

социальных проектов для решения проблем помощи несовершеннолетним детям имеет перспективу: сохранение сельских поселений, расширение социальных функций села (производственной, демографической),

снижение миграции из села молодежи, снижение уровня преступности и

антиобщественного поведения, возвращение в сельскую местность после получения образования, повышение мотивации

проживания в сельской местности» (зам.

министра сельского хозяйства и

продовольственных ресурсов Нижегородской области А.И. Абрамов).

• «Созданный в результате реализации

проектов учебно-производственный

сельскохозяйственный комплекс в перспективе будет являться базовым для реализации программ социально-трудовой реабилитации неблагополучных подростков в социальном приюте для детей и подростков в Семеновском районе» (директор департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области А.И. Малышкин).

• «В ходе реализации данных проектов был создан действенный инновационный механизм межсекторного взаимодействия и социального партнерства, который стал определенной моделью и заложил основы профессионального, документально оформленного взаимодействия власти и институтов гражданского общества» (директор Нижегородского благотворительного фонда местного сообщества «Партнерский совет» В.Н. Нефедов).

Вернемся к базовым правилам социальнопроектной деятельности, используемым НКС АПК для успешной реализации проектов.

Правило № 1. Заинтересованность

участников. Решающий вопрос: «Кто считает эту проблему своей?».

Основными субъектами взаимодействия здесь выступили власть, органы местного самоуправления, государственные и

некоммерческие организации.

В данном случае большую

заинтересованность и готовность к сотрудничеству в совместной реализации проектов выразили:

- департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области;

- благотворительный фонд «Партнерский совет»;

- Управление федеральной службы занятости населения по Нижегородской области;

- министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

- администрация Семеновского района, управление социальной защиты совместно с районным отделом образования;

- ГУ «Центр занятости Семеновского района»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ГУ «Социальный приют для детей и подростков».

Правило № 2. Консолидация ресурсов.

Говоря о ресурсах, мы имеем в виду все виды ресурсов: финансовые, информационные, правовые, административные, материальные и другие.

Опыт показывал, что реализация каждого проекта в отдельности может не привести к желаемому результату.

НКС выступила с инициативой объединения всех проектов на базе приюта. Таким образом, экспертным советом и правлением фонда «Партнерский совет» были рассмотрены и одобрены три проекта, направленные на достижение одной цели: помочь детям,

лишенным попечения родителей, сформировать реалистичную жизненную перспективу. Дети смогут овладеть разнообразными умениями и навыками фермерского труда, а значит, будут востребованы на рынке сельскохозяйственных профессий и будут иметь «свой кусок хлеба» в жизни.

Правило № 3. Начинать с малого, но реального.

Реализация этих проектов не отличается большими масштабами в силу малого финансирования, однако отработанные методы взаимодействия, формы документов,

соглашений, договоров могут быть приняты за базовые и использованы в других аналогичных проектах. Было бы целесообразным обобщить опыт взаимодействия аналогичных проектов по другим регионам страны и выработать единый взгляд на эти подходы.

Таким образом, реализация данного проекта является примером межсекторного

взаимодействия и социального партнерства: здесь объединились ресурсы власти -министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области,

Управление федеральной службы занятости по Нижегородской области, государственных

учреждений - ГУ «Социальный приют для детей», ГУ «Центр занятости Семеновского района» и некоммерческих организаций -благотворительного фонда «Партнерский совет» и Фонда «Нижегородская

консультационная служба АПК».

В заключение можно сделать следующие выводы:

• Формирование новых подходов и форм

сотрудничества в реализации механизма

взаимодействия власти и гражданского

общества продолжается.

• Проекты подтвердили, что метод социального проектирования является одним из универсальных решений конкретных задач.

• Отработан положительный механизм

взаимодействия между участниками

социального партнерства.

• Отработаны организационно-правовые документы, определяющие взаимодействие сторон в данном межсекторном социальном партнерстве.

• Данная форма партнерства имеет

перспективу, так как позволяет

концентрировать организационные,

материальные, финансовые, правовые, научные, кадровые, методологические и образовательные ресурсы для решения социальных проблем сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.