Научная статья на тему 'Социально-проектная деятельность молодежи как инструмент реализации общественной миссии университета'

Социально-проектная деятельность молодежи как инструмент реализации общественной миссии университета Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
23
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Университет / миссия / молодёжь / технология / «третья миссия» университетов / общественная миссия / социально-проектная деятельность. / University / mission / youth / «third mission» of universities / technology / public mission / social project activity.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каймаразова Алина Каймаразовна

В статье рассматривается технология социально-проектной деятельности как инструмента реализации «третьей миссии» – общественной миссии университетов. Автор раскрывает актуальность реализации «третьей миссии» университетов в условиях трансформации подхода к образовательной деятельности на современном этапе технологического развития и цифровизации общества. На основе анализа опроса, проведенного среди участников социально-проектной деятельности и их педагогов наставников из 74 регионов Российской Федерации, автор делает вывод о возможности влияния результатов социально-проектной деятельности молодежи на решение социально-значимых вопросов, а также включенности обучающихся высшей школы в социальные процессы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROJECT ACTIVITIES OF YOUTH AS A TOOL FOR IMPLEMENTING THE PUBLIC MISSION OF THE UNIVERSITY

The article considers technology of social-project activity as an instrument of realization of «third mission» – public mission of universities. The author reveals the urgency of implementing the «third mission» of universities in the conditions of transformation of the approach to educational activity at the present stage of technological development and digitalization of society. On the basis of the analysis of the survey conducted among the participants of social-project activities and their instructors mentors from 74 regions of the Russian Federation, the author concludes that the results of social-project activities of young people may influence the decision-significant issues, as well as the inclusion of students of higher education in the social processes of society.

Текст научной работы на тему «Социально-проектная деятельность молодежи как инструмент реализации общественной миссии университета»

Социально- проектная деятельность молодежи как инструмент реализации общественной миссии университета

Каймаразова Алина Каймаразовна,

аспирант, кафедра теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой Московского педагогического государственного университета E-mail: kajmarazova@yandex.ru

В статье рассматривается технология социально-проектной деятельности как инструмента реализации «третьей миссии» -общественной миссии университетов. Автор раскрывает актуальность реализации «третьей миссии» университетов в условиях трансформации подхода к образовательной деятельности на современном этапе технологического развития и цифрови-зации общества. На основе анализа опроса, проведенного среди участников социально-проектной деятельности и их педагогов наставников из 74 регионов Российской Федерации, автор делает вывод о возможности влияния результатов социально-проектной деятельности молодежи на решение социально-значимых вопросов, а также включенности обучающихся высшей школы в социальные процессы общества.

Ключевые слова: университет, миссия, молодёжь, технология, «третья миссия» университетов, общественная миссия, социально-проектная деятельность.

Стремительная трансформация большинства процессов, протекающих в современном обществе, требует пересмотра ролей и функций его основных институтов, в том числе института образования. Для обеспечения комплексного развития общества требуется реализация их интеграционных процессов. Университеты являются одной из самых устойчивых, при этом адаптивных под внешние изменения социальных организаций, в то же время это место формирования культурных и общественных ценностей новых поколений. С этой точки зрения университеты стоит рассматривать как один из важнейших центров изменений, аккумулирующих в себе не только интеллектуальные ресурсы, но и силы государственных, экономических и социальных организаций. «Очевидно, что поле деятельности современных университетов не ограничивается только лишь образовательным и научным направлением, оно включает в себя широкий пласт отношений и взаимодействий с обществом» [5]. Интеграционная деятельность высшей школы в процессы трансформации социальных, культурных, производственных и экономических сфер общества, её взаимодействие с местным сообществом, сегодня рассматривается в концепции «третьей миссии» университетов.

Сам термин стал широко применяться в образовательной среде Европы и США в период 90-х годов прошлого столетия, в России же «третья миссия» попала под пристальное внимание сообщества в последнее десятилетие. Однако, термин, несмотря на активные дискуссии по данному вопросу, зачастую трактуется по-разному. В узком понимании «третья миссия» университетов - это процесс коммерциализации интеллектуальных ресурсов высшей школы. В более широком значении термином обозначают любую деятельность университета вне преподавания и науки, относя к ней и некоммерческую, например, участие в решении социальных вопросов территорий. Для других это новый подход к деятельности высшей школы, основанный на направлениях непрерывного образования, трансфера технологий и вовлечённости университетов в социальную жизнь. [7]. М. Мархл и А. Паусист говорят об отсутствии единой трактовки термина и среди зарубежных коллег, отмечая, что «в общем - «третья миссия» - это средство, позволяющее университетам оставить башню слоновую кости и расширить сотрудничество и обмен с обществом» [3]. Так или иначе, в любом из определений, «третья миссия» университетов предполагает включенность высшей школы в социальную жизнь общества.

Данные исследования, проведенного нами на основе анализа опроса 552 педагогов-наставников и 489 участников социально-проектной деятельности из 74 регионов Российской Федерации, дают право рассматривать технологию социально-проектной деятельности как один из действенных инструментов реализации «третьей миссии» университетов.

Фундаментальные, формирующиеся на протяжении многих веков концепции первой и второй - образовательной и научной, миссий университета на сегодняшний день в достаточной мере изучены и структурированы. Критерии и показатели уровня образования и на-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<п

I_

и

уки остаются в «стенах» университета, что позволяет проводить оценку эффективности функций образования и производства новых научных знаний, формировать стратегии их развития и в соответствии с ними подбирать соответствующие инструменты реализации. Однако, так называемая «третья миссия» - общественная миссия университета - предполагает включенность высшей школы во внешние процессы, выводит ее за пределы «внутреннего контура», что, в свою очередь, затрудняет для университета как выбор инструментов реализации «третьей миссии», так и дальнейшую оценку ее эффективности. К тому же, «разные университеты будут по-разному задавать свои приоритеты и, в силу этого, предлагать различные критерии оценки выполнения ими третьей миссии» [1].

Вызовы современного общества меняются и сегодня осуществление образовательной и научной задач университета уже невозможно без его включения во внешнюю повестку. Развитие современных технологий, глобальная цифровизация и повышение уровня социальной мобильности требуют смещения фокуса внимания образования и науки на их прикладное назначение, создание тесной связи знаний с их практическим применением в реальной жизни. На основе чего мы можем сделать вывод о зависимости первой и второй миссий от реализации «третьей миссии» на современном этапе развития общества. В свою очередь качество реализации «третьей миссии» высшей школы напрямую зависит от уровня ее образовательных и научных программ - развитие высокотехнологичного сектора экономики невозможно без инновационных знаний, зарождающихся в университетских лабораториях, а также высококвалифицированных кадров, выходящих из стен высшей школы. На основе чего можно говорить о важности органичного взаимодействия всех трёх миссий для реализации деятельности образовательной организации высшего образования в современном мире.

Такая тесная взаимосвязь образовательной, научной и общественной функций университета объясняет тот факт, что реализация «третьей миссии» трансформирует не только внешние связи университета со стейкхолде-рами, но и внутренние процессы деятельности высшей школы. Сегодня в процессе образовательной деятельности недостаточно передавать накопленный ранее опыт и знания. Современные запросы к системе образования диктуют необходимость воспитания у молодого поколения четкой гражданской позиции, привития социальной ответственности, вовлечённости в решение социальных вопросов, способности гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства в условиях нестабильности, необходимость выстраивания системы непрерывного образования и индивидуальных образовательных траекторий. «Формирующееся новое постиндустриальное информационное общество, очевидно, требует нового типа специалистов, которые бы могли эффективно применять свои знания, максимально используя имеющиеся для этого ресурсы» [2].

В этом отношении социально-проектная деятельность, как социальная технология, направленная на решение существующих или потенциальных социально-значимых проблем на основе данных социально-диагностических исследований и оценки существующих ресурсов с применением социальных знаний, наиболее успешно решает одну из основных задач, ставящихся перед современным образованием - создание тесной связи теоретических знаний к их практическому применению.

Изначально «метод проектов был призван сформировать у учащихся личную заинтересованность в приоб-

ретаемых знаниях, необходимых в жизни» [6]. В процессе работы над проектом обучающиеся решают реальную задачу, существующую за пределами образовательного пространства, осваивая навык применения полученных за время обучения знаний на практике. Осознание важности проблемы, на решение которой направлен проект, формирует у обучающихся вовлеченность и заинтересованность как в решение социальных вопросов, так и сам образовательный процесс.

Данные исследования, проведенного нами на основе анализа опроса 552 педагогов-наставников и 489 участников социально-проектной деятельности из 74 регионов Российской Федерации, дают право рассматривать социально-проектную деятельность как одну из действенных социальных технологий реализации молодежной политики в высшей школе.

Так, в ходе проводимого исследования, участникам социально-проектной деятельности был задан вопрос «Почему Вы приняли участие в реализации Вашего проекта?». 18%респондентов - наибольший процент, определили наиболее значимым мотивом интерес заниматься чем-то важным. Следующим по популярности стал мотив формирования проектных навыков - 14%, а также поиск путей для личной самореализации - 13,4%. Лишь 2% респондентов определили мотивом занятия социально-проектной деятельностью альтернативный способ времяпрепровождения.

В процессе работы над социальным проектом у участников проектной деятельности формируется ряд важных практических навыков и компетенций, развить которые в процессе традиционных форм обучения затруднительно. Как видно из данных исследования, формирование проектных навыков является важным мотивом занятия социально-проектной деятельностью. В рамках исследования были определены наиболее важные навыки, формирующиеся в процессе работы над социальным проектом. Так 13,8% респондентов отметили, что, в первую очередь, у них были сформированы навыки по постановке цели и задач, планирования результата, 11,5% отметили формирование умения работать с информацией, 10,7% - умение искать методы и способы решения задач, 9,1% - планировать свою работу, 8,5% - умение выбрать новое направление для проекта или исследования. Также респондентами были отмечены навыки организации работы группы - их обозначили в ответе 7,4% респондентов, участия в совместной деятельности проектной группы - 7,4%, принятия самостоятельных решений - 7%. Менее популярными ответами стали навыки выбора способа презентации готового проекта, осуществления социальных коммуникаций, умения переживать стрессовые ситуации, привлечения экспертов и заинтересованные стороны в проект, обеспечения PR-сопровождения и продвижения проекта в СМИ. Затруднились с ответом лишь 0,5% респондентов.

«Включаясь в социально-проектную деятельность, участники проекта целенаправленно и/или спонтанно погружаются в сложную сеть социальных контактов с политическими, властными структурами, хозяйственными органами, общественными и образовательными организациями, механизмами внешнего регулирования и внутрикомандного управления» [4], решая, таким образом, основную задачу «третьей миссии» университетов по включенности высшей школы в процессы преобразования общественных процессов и решения вопросов территорий. Это также подтверждают результаты ранее приводимого в пример исследования. На вопрос «как Вы считаете, может ли проект обучающегося оказать существенное влияние на развитие общества, науки или территории при его реализации?», абсолютное боль-

шинство респондентов (94%) - педагогов-наставников участников проектной деятельности, ответили положительно. Так, 39% опрошенных дали ответ «определенно да», 55% - «скорее да, чем нет». Лишь 2% респондентов ответили отрицательно, 4% затруднились с ответом на вопрос.

Полученные результаты фиксируют возможную положительную оценку влияния проектов обучающихся на развитие общества, науки или территорий, что дает право на вывод о том, что социально-проектная деятельность является действенным инструментом в реализации «третьей миссии» университетов.

Литература

1. Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития // Сравнительная политика. 2018. № 1. С. 5-17.

2. Касаткин, П.И. Современное образование: функции и предназначение // Проблемы современного образования. № 5. 2017. С. 109-119.

3. Мархл, М., Паусист А. Индикаторы третьей миссии для новых методологий ранжирования / Оценка в высшем образовании 5:1. 2011: 43-64.

4. Пастухова Л.С. Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство: к созданию современной концепции гражданского воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 5 (62). С. 67-81.

5. Сорокин, С. Э. «Третья миссия» университетов: социально-философский анализ: автореф. дис ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / С.Э. Сорокин. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный ун-т им. М.В. Ломоносова, 2020. 34 с.

6. Стенина Т.Л. Педагогические цели социального проектирования как метода обучения // Вестник ОГУ № 2 (121), февраль 2011. С. 344-348.

7. Третья миссия университетов. Ректор ВУЗа № 1-22018. 2018; 1-2.

SOCIAL PROJECT ACTIVITIES OF YOUTH AS A TOOL FOR IMPLEMENTING THE PUBLIC MISSION OF THE UNIVERSITY

Kaymarazova A.K.

Moscow Pedagogical State University

The article considers technology of social-project activity as an instrument of realization of «third mission» - public mission of universities. The author reveals the urgency of implementing the «third mission» of universities in the conditions of transformation of the approach to educational activity at the present stage of technological development and digitalization of society. On the basis of the analysis of the survey conducted among the participants of social-project activities and their instructors mentors from 74 regions of the Russian Federation, the author concludes that the results of social-project activities of young people may influence the decision-significant issues, as well as the inclusion of students of higher education in the social processes of society.

Keywords: university, mission, youth, «third mission» of universities, technology, public mission, social project activity.

Reference

1. Golovko N.V., Zinevich O.V., Ruzankina E.A. The third mission of the university and the model of multi-user management for regional development // Comparative Politics. 2018. No. 1. P. 5-17.

2. Kasatkin, P.I. Modern education: functions and purpose // Problems of modern education. No. 5. 2017. pp. 109-119.

3. Marhl, M., Pausist A. Third mission indicators for new ranking methodologies / Assessment in Higher Education 5:1. 2011: 4364.

4. Pastukhova L.S. Social-project activity as an open educational space: towards the creation of a modern concept of civic education // Domestic and foreign pedagogy. 2019. T.1, No. 5 (62). pp. 67-81.

5. Sorokin, S. E. "The Third Mission" of Universities: Social and Philosophical Analysis: Abstract. dis... dr. philos. Sciences: 09.00.11 / S.E. Sorokin. Arkhangelsk: Northern (Arctic) Federal University named after. M.V. Lomonosova, 2020. 34 p.

6. Stenina T.L. Pedagogical goals of social design as a teaching method // Bulletin of OSU No. 2 (121), February 2011. P. 344348.

7. The third mission of universities. Rector of the University No. 1-2 2018. 2018; 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.