УДК 347 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10271
социально-правовые вопросы охраны здоровья
V V _ _
в российской федерации и сша
Михаил Михайлович ТУРКИН, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного социального университета, кандидат юридических наук E-mail: nav [email protected]
Екатерина Васильевна ПУШКАРСКАЯ, магистрант кафедры государственно-правовых дисциплин Российского государственного социального университета E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
Аннотация. В статье предпринята попытка выявить определенные закономерности, складывающиеся в процессе правового регулирования охраны здоровья населения. Проведена некоторая «параллель» между здравоохранением в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки, на основании которой рассматривается взаимосвязь между наличием или отсутствием закрепления в основных нормативных правовых актов стран прав граждан на охрану здоровья.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, право граждан на охрану здоровья, Всемирная организация здравоохранения, медицинская система, продолжительность жизни.
Annotation. This article makes a certain attempt to identify certain patterns that are emerging in the process of legal regulation of public health protection. Thus, a certain «parallel» has been drawn between healthcare in the Russian Federation and the United States of America, on the basis of which the relationship between the presence or absence of the rights of citizens to health protection in the basic regulatory legal acts of countries is examined.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, the right of citizens to health protection, the World Health Organization, the medical system, life expectancy.
В настоящее время во многих странах бытует мнение, что право граждан на охрану здоровья является обязательным правом, однако, как мы полагаем, лишь в половине стран мира имеется некоторая степень гарантий права на его охрану и медицинскую помощь для своих граждан, прописанных в их национальных нормативных правовых актах.
Говоря о мировом уровне, отметим, что право на охрану здоровья было признано и закреплено Организацией Объединенных Наций (далее — ООН) в 1948 г. в виде ряда статей во Всеобщей декларации прав человека1, а именно, в ст. 25 указывалось: все люди имеют право на здоровый образ жизни, лечение и оказание помощи в случае болезни.
Данные постулаты также получили свое закрепление в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
Так, в ней закреплены права и свободы, являющиеся высшей ценностью, а также обязанности государства признавать, уважать и защищать человека.
В статье 41 Конституции РФ2 декларируется, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается гражданам бесплатно. Однако одной лишь констатации данных прав, на наш взгляд, недостаточно.
Например, по оценке Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ), Россия оказалась на 127-м месте в мире по показателю здоровья населения и на 130-м — по эффективности медицинской системы.
В отношении США отметим, что данное государство в названном списке занимает 36-е место по такому важному показателю, как продолжительность жизни. Например, в США женщи-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020
ны живут на пять лет дольше, чем мужчины, a российские женщины живут почти на 11 лет дольше, чем мужчины.
Полагаем, что данная статистика свидетельствует о том, что большая часть проблем со здоровьем нации в России не находится в прямой связи с адекватностью системы здравоохранения, а возникающие проблемы подпадают и под систему культурно-социо-эконо-мических факторов, что, в свою очередь, снижает, в частности, показатели здоровья для российских мужчин.
Так, согласно отчету ВОЗ3 США по показателю «продолжительность жизни» занимают 27-е место из 180, а Российская Федерация — лишь 121-е место.
При этом в 2016 г. ожидаемая продолжительность жизни в США была 78,7 лет, что несколько ниже среднего по ОЭСР показателя в 80,1 лет. Для американских мужчин средняя продолжительность жизни составляет 76 лет, в то время как для американских женщин это 81 год. В свою очередь, Россия в рейтинге стоит последней, а ожидаемая продолжительность жизни составляет 69 лет.
Конституция РФ устанавливает обязанность государства по созданию и развитию эффективной государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые являются стабилизирующим фактором и залогом успешного развития страны.
Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством4. Данное закрепление предопределяет некоторые векторы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека. При этом обеспечение высокого уровня жизни граждан тесно связано со здоровьем населения и развитием факторов, способствующих продлению жизни, улучшению ее качества для каждого человека и общества в целом, а, следовательно, и развитием систем здравоохранения, гарантирующих каждому гражданину реализацию его конституционных прав на охрану здоровья.
Тем не менее за последние 10 — 15 лет, в процессе формирования рынка медицинских услуг, качество медицинской помощи снизилось. Как следствие, наблюдаются частые нарушения и несоблюдения прав граждан Российской Федерации на охрану здоровья, в частности, отказ от общего объема бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреж-
дениях здравоохранения, в основном из-за отсутствия финансирования системы здравоохранения. В результате граждане России должны самостоятельно оплачивать часть или все свое лечение, а также приобретать лекарства исходя из своих финансовых возможностей.
Кроме того, несмотря на декларирование охраны здоровья в Основном законе страны, названная проблема усугубляется такими факторами, как: низкий уровень заработной платы медицинских работников, что вполне справедливо воспринимается как обесценивание работы врача; сокращение больничных коек в государственных медицинских учреждениях; значительное сокращение учреждений по подготовке и выпуску врачей и медсестер; сокращение часов обучения, а также количества бесплатных и контрактных мест в высших учебных заведениях и профильных государственных или муниципальных училищах и др. Наличие конституционного права на здравоохранение не является единственным решающим фактором.
Например, научное исследование: «Конституционные права на здоровье, здравоохранение и медицинское обслуживание: состояние защиты здоровья в 191 странах», опубликованное международным журналом по исследованиям, политике и практике «Глобальное здравоохранение», показало, что граждане США, как и многих других развитых стран, не имеют конституционного права на здравоохранение, что не мешает им занимать лидирующие места по продолжительности жизни человека, а также качеству жизни своих граждан.
Данное исследование показало, что только в 73 странах —членах ООН гарантируется право на оказание медицинской помощи и 27 стран стремились защитить это право в 2011 г.
Согласно вышеуказанному исследованию бесплатная медицинская помощь была конституционно закреплена и обеспечена только в 9% стран мира. По состоянию на 2011 г. только 13% конституций мира гарантировало право детей на охрану здоровья и медицинской помощи, в то время как лишь 6% стран гарантировало его для инвалидов и 5% стран — для пожилых людей и социально (экономических) обездоленных групп населения.
Помимо перечисленных факторов, оказывающих непосредственное влияние на здоровье населения, следует отметить и наличие таких факторов, от которых зависит здоровье граждан, например, экологическая и санитарно-эпидемиологическая обстановка. Конституцией РФ пре-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020
дусмотрено, что сокрытие должностными лицами любого уровня фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. При этом под сокрытием понимается не только утаивание информации, но и распространение заведомо недостоверной, ложной информации о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом состоянии и других событиях и обстоятельствах, угрожающих здоровью людей5.
Реализация заложенных в Конституции РФ постулатов осуществляется посредством привлечения к административной, уголовной, гражданской ответственности за вред, причиненный здоровью.
Говоря о США, следует отметить тот факт, что они являются одной из 86 стран, конституции которых не гарантируют своим гражданам какой-либо защиты здоровья. Данное утверждение особенно верно в случае стран с более «старыми» конституциями, в которые не были внесены поправки в связи с тем, что по значению конституционные права на здоровье стали обычной практикой.
Конституция США была написана в 1776 г., а во время ее ратификации в 1788 г. концепция здравоохранения была абсолютно иной, нежели сегодня. На тот момент врачи по большей части вели частную практику, а больницы являлись некоммерческими организациями, основанными и укомплектованными членами религиозных орденов. Постепенно больницы переживали важный переходный период от «богадельни», которые обслуживали только бедных, к медицинским центрам, что позволило накопить и аккумулировать медицинский опыт.
Таким образом, с момента написания и до настоящего времени Конституция США подразумевает, что здоровье человека и семьи является ответственностью самого частного лица6.
В последние годы произошли значительные изменения в области международного права по отношению к нормативному закреплению права на здоровье, которое также включает здравоохранение и условия, направленные на поддержание здоровья. Данные нормы являются основой для анализа таких аспектов, как неравенство в получении лечения, в качестве медицинской помощи, и как факторы социальной справедливости.
Согласно определению Фонда экономического образования США Конституция США «не является документом или простым набором
слов, Конституция является идеологией народа США, определяющей, что разрешается делать гражданам по отношению друг к другу и что граждане разрешают делать своему правительству...».
Многие медики справедливо отмечают, что плохое здоровье часто является результатом неверного образа жизни и личного выбора человека.
Конституция США предоставляет свободу выбора образа жизни для своих граждан, которые, в свою очередь, индивидуально несут экономическую ответственность за свой выбор, не обременяя при этом бюджет государства или других граждан посредством налоговой системы на восстановление здоровья в результате их не-правльного выбора.
Таким образом, посредством Конституции в США происходит формирование общественного сознания граждан в плане определения ценности жизни и здоровья, а также воспитывается индивиуальная экономическая ответственность за действия, приводящие к ухудшению здоровья. Благодаря этому граждане США воспринимают здоровье не как абстрактное юридическое право, а как привилегию соответственно идеологии, закрепленной в Конституции США, имеющую конкретную стоимость и ценность.
В начале прошлого века, когда право на здоровье делегировалось народу с правом определять свои собственные приоритеты в плане здоровья и выбирать то, за что они хотят платить, находить свои индивидуальные пути для заботы о своем здоровье и жить согласно сделанному выбору, без какого-либо вмешательства со стороны государства, США и Россия имели одинаковые тенденции развития в данном направлении.
В настоящее время функция по оказанию медицинских услуг в рамках гарантированного Российской Федерацией объема бесплатной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования лежит на государственной и муниципальной системах здравоохранения. Полагаем, что рост вовлечения лечебных учреждений частной системы здравоохранения в оказание медицинской помощи позволит увеличить ее ассортимент, а также снять определенную часть «бюджетной» нагрузки с государственных и муниципальных лечебных учреждений. Такой подход, на наш взгляд, позволит простимулировать их развитие на базе платных медицинских и сервисных услуг, что будет положительно влиять на оздоровление российского здравоохранения.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020
По нашему мнению, «гарантированное право» или «стремление защитить» не имеет прямой положительной корреляции со здоровьем населения, а сформированное за 70 лет социалистическое сознание граждан Российской Федерации в определенной степени тормозит осознание ценности здоровья. Примеры США и других стран доказывают, что не конституционное право, а осознание ценности жизни и здоровья отражают положительную корреляцию.
В связи с этим мы приходим к выводу, что конституционное право на охрану здоровья не может являться единственным фактором, положительно влияющим на продолжительность жизни и здоровья населения, а может лишь служить определенным стимулом при условии заинтересованности самого населения.
1 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г.) // Рос. газ. 1998. 10 дек.
2 См. ст. 41 Конституции Российской Федерации:
«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
3 https ://www.who .int/ru/news- room/fact- sheets/detail/ human-rights-and-health
4 См. ct. 7 Конституции Российской Федерации.
5 См. ст. 19 Закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
6 https://www.constitutionfacts.com/content/constitution/ files/USConstitution_Russian.pdf
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г.) // Рос. газ. 1998. 10 дек.
3. Конституция США. Текст и постатейный комментарий: В 2-х ч. М., 1984 // https:// www.constitutionfacts.com/content/constitution/ files/USConstitution_Russian.pdf
4. Акопов В. И. Право в медицине / Акопов В.И., Маслов Е.Н.. М.: Книга-сервис, 2002. 352 с.
5. Хейман Д., Кассола А., Мишра Л. Конституционные права на здоровье, здравоохранение и медицинское обслуживание: состояние защиты здоровья в 191 странах // https://www.who.int/ ru/news-room/fact-sheets/detail/human-rights-and-health
6. Шорников А.Г. Взаимодействие Российской Федерации и ее субъектов в сфере здравоохранения (конституционно-правовое регулирование) / Шорников А.Г., Герасимов В.М. М.: Ин-т теооетико-поиклад. исследований. 1998. 21 с.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020