Научная статья на тему 'Социально-правовые проекты как часть муниципальной и государственной политики в воспитании девиантной молодёжи'

Социально-правовые проекты как часть муниципальной и государственной политики в воспитании девиантной молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
5
1
Поделиться
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / MUNICIPIAL PROGRAM / ДЕВИАНТНАЯ МОЛОДЁЖЬ / DEVIANT YOUTH / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / SOCIAL TOURISM / ТОВАРИЩЕСТВО-КОЛЛЕКТИВ / PARTNERSHIP / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / TEAM MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Дегтяренко Александр Владимирович

В данной статье сделана попытка проанализировать работу муниципальных органов власти в деле воспитания девиантной молодёжи посредствам организации социального туризма в городском округе.

SOCIAL AND LEGAL PROJECTS AS PART OF A MUNICIPAL AND STATE POLICY IN EDUCATION OF DEVIANT YOUTH

This article attemptst to analyze the work of municipal authorities in the education of deviant youth by organizing social tourism in the urban district.

Текст научной работы на тему «Социально-правовые проекты как часть муниципальной и государственной политики в воспитании девиантной молодёжи»

социально-правовые проекты как часть муниципальной и государственной политики в воспитании девиантной молодёжи

УДК 379.8:65.012

А. В. Дегтяренко

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье сделана попытка проанализировать работу муниципальных органов власти в деле воспитания девиантной молодёжи посредствам организации социального туризма в городском округе.

Ключевые слова: муниципальная программа, девиантная молодёжь, социальный туризм, товарищество-коллектив, нравственное воспитание.

A. V. Degtiarenko

Moscow State University of Culture and Arts

SOCIAL AND LEGAL PROJECTS AS PART OF A MUNICIPAL AND STATE POLICY IN EDUCATION OF DEVIANT YOUTH

This article attemptst to analyze the work of municipal authorities in the education of deviant youth by organizing social tourism in the urban district.

Keywords: municipial program, deviant youth, social tourism, partnership, team moral education.

Как известно, к началу ХХ1 века в России резко обострилась проблема преступности среди несовершеннолетних на почве пьянства и наркомании [7]. Одних только постоянных потребителей наркотиков, по мнению некоторых экспертов, насчитывается от 2 до 5 миллионов человек, и это в основном молодые люди.

Неопределённость этих данных свидетельствует о малоизученности самого явления, путей его преодоления, главным из которых нам представляется общая профилактика.

Вот несколько показателей. Статистика 2011—2012 годов показывает, что наиболее активное приобщение молодежи к спиртным напиткам начинается в 11—12 лет (4—5-е классы), причём среди девочек это явление

отмечается даже чаще, чем среди мальчиков (на 4—5%). Ко времени окончания школы число девочек, пробовавших наркотически действующие вещества, по сравнению с числом мальчиков превышает уже на 11%. И по курению девочки также заметно опережают мальчиков: при переходе в 10 класс таковых среди девочек 40,6% против 25,2% среди мальчиков.

В целом, не вызывает споров то, что табачно-алкогольно-наркотический удар по психике и нравственности школьной и студенческой молодёжи чреват самыми серьёзными социальными последствиями для общества даже не в будущем, а уже сегодня.

В данной работе мы попытаемся представить новый подход к профилактике антиобщественного поведения молодёжи — с пози-

114

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 114-117

^ Социально-культурная деятельность

ции привлечения молодежи в рекреационно-социальный туризм.

Административная реформа в субъектах Российской федерации, начавшаяся несколько лет назад, играет определенную положительную роль в деле воспитания девиантной молодежи [5]. Сегодня в муниципалитетах различных уровней много задач поставлено перед государственными и муниципальными учреждениями по профилактике безнадзорности детей, такими как управления опеки и попечительства, отделы по работе с несовершеннолетними, отделы дошкольного образования и воспитания, отделы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, советы по организации отдыха и занятости детей и молодежи в период школьных летних каникул и др.

На уровне муниципалитетов названные органы власти имеют возможность осуществлять воспитательный процесс молодежи посредством экологического, городского или районного туризма. Только знанием широких возможностей «выпрямления» социально деформированных личностей можно объяснить и оценить воспитательный и перевоспитательный его потенциал, раскрыть его сущность, структуру и функции [2].

Что такое социальный туризм? Речь идет о коренном свойстве туризма, такой его направленности, благодаря которой во многом обеспечивается реализация прав и законных интересов молодежи, больше того, пресекается опасность вовлечения молодежи в преступную среду и в целом совершения антиобщественных действий. К числу последних мы относим также алкоголизм и употребление наркотиков.

Туризм станет по-настоящему социальным, если станет доступным большинству молодежи, в особенности той ее части, которая оказалась вне сферы влияния семьи и школы, учреждения культуры, правоохранительных органов, местного самоуправления. Социальность туризма, прежде всего, раскрывается через характеристику его видов:

• детско-юношеского; молодежного по

своему контингенту;

• оздоровительно-лечебного; в нем испы-тывается в наше время повышенная потребность, учитывая пагубное влияние на здоровье молодежи употребления табака, алкоголя, наркотиков.

• экологического, связанного с изучением правил экологической безопасности;

• познавательного, точнее, культурно-исторического, путем посещения, изучения памятников прошлого, различных субъектов материальной и духовной культуры. Так, данная программа развития туризма с привлечением различных слоев населения, и в первую очередь молодежи, принята и утверждена Советом депутатов городского округа Железнодорожный Московской области в 2006 году и успешно реализуется в рамках городской программы и реализации национального проекта «Здоровье и образование».

В специальной литературе по туризму все больше внимания уделяется педагогической стороне влияния походов и поездок на общение, поведение и воспитания молодежи [1].

Благотворное воздействие многодневных турпоходов и поездок с познавательными целями отмечал и великий педагог А. С. макаренко, много сделавший для перевоспитания бывших беспризорных и молодых уголовников, (например, рассказ «Случай в походе» [см.: 6]).

Туристическая жизнь, обычно кратковременная, все же призвана помочь молодежи подняться до такого уровня восприятия природы родного края, его ценностей культуры, на котором познается истинная значимость для индивида даже небольшого похода или поездки.

Все упомянутые виды туризма осуществляются по определенной технологии, которая называется анимация (в переводе с латыни это слово означает «воодушевление»). Но к молодежному туризму лучше подходит другой его смысл — «одухотворение», то есть насыщение турмероприятий богатым духовным содержанием познавательного и нравственного свойства, направленность на высокие цели.

Анимация является как бы сердцевиной социального туризма именно потому, что раскрывает свой педагогический потенциал в сфере свободного времени, культурного отдыха и тем самым оздоравливает тела и души молодых людей. Конечно, в оздоровительно-спортивном и познавательном видах социального туризма соотношение отдельных элементов программ анимации будет различным, как и конкретное содержание формы подачи материала. Но в любом случае все это напрямую зависит от состава турконтингента. Здесь более всего обнаруживается разница между решением задач воспитания социально благополучной молодёжи и перевоспитанием педагогически запущенных детей и подростков, тем более, если налицо гораздо более серьёзные случаи социальной деформации.

Опрос подростков экологического городского лагеря, организованного администрацией городского округа Железнодорожный, по предпочтению видов анимации показал такие результаты:

1 место: пожелания больше познать природу, историю и культуру в местах путешествия (40% ответов);

2 место: культурные развлечения и отдых (35%);

3 место: культурно-оздоровительный характер (25%).

Если же провести опрос среди социально деформированной молодёжи, вовлечённой в тур, путешествие, то ответы расположились бы, скорее всего, в обратном порядке. На чем же основано наше предположение? На том, что социальной деформации в сферах сознания и поведения присущ комплекс взаимосвязанных признаков:

1) ограниченность жизненных целей (ори-ентаций) узкими рамками элементарных потребностей и желаний;

2) неразвитость эмоций, особенно социальных чувств;

3) невысокий уровень логического мышления — сниженный интеллект.

Отсюда и тяга к пассивным способам отдыха, увлечение азартными играми, притуплен-ные желания познания окружающего мира и знакомства с интеллектуально развитыми людьми. И, наконец, пристрастие к курению, спиртному и наркотикам. Трудно представить себе образ жизни таких молодых людей, оказавшихся среди туристов...

Конечно, все эти признаки обусловлены образованностью, уровнем воспитания, их психикой и нравственностью. Степень их социальной деформации обратно пропорциональна их духовной зрелости. Вот почему анимационные программы по всем видам социального туризма имеют воспитательную направленность. Важной законодательской инициативой на государственном и муниципальном уровне является проведение в жизнь программ развития туризма. Теперь же главной становится задача дополнить её перевоспитательной направленностью — для «выпрямления» социально деформированной части молодёжи. Разумеется, практические последствия обнаруживаются не сразу, а через несколько лет — после приобщения данного лица к турпоходам и поездкам. В связи с этим в муниципалитетах различного уровня должны работать компетентные, высокообразованные профессионалы, понимающие важность данной проблемы в развитии своего региона.

Возрождение в России массового туризма, в основном молодёжного, требует надлежащих материальных условий, установления надёжных источников финансирования, вообще, создания благоприятных экономических условий в регионе.

Примечания

1. Зорин М. Б. Развитие личности в координатах туристического пространства. Москва : Наука 2000.

2. Любимов А. П. Об уровне информационной и правовой культуры в России // Представительная власть — XXI век. 2012. № 2,3. С. 34—40.

3. Любимов А. П, Сайко Е. А. Государственное управление в России: энциклопедический формат // Представительная власть — XXI век. 2008. № 2,3. С. 15-18.

4. Любимов А. П. Принципы правовой этики государственных служащих и других должностных лиц //

^ Социально-культурная деятельность

Представительная власть — XXI век. 2007. № 6. С. 11—15.

5. Любимов А. П. Административная реформа в субъектах Российской федерации // Представительная власть — XXI век. 2005. № 2. С. 18,19.

6. Макаренко А. С. Случай в походе. Москва, 1939.

7. Путин В. В. Послание Президента Российской федерации федеральному собранию Российской федерации // Представительная власть — XXI век. 2012. № 7—8 (118—119).

к определению понятия «ценностно-патриотические ориентации»

УДК 37.013

С. И. Кул ини н

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются некоторые аспекты понятия «ценностно-патриотических ориентаций». Развитые ценностно-патриотические ориентации, рассматриваются как важнейший элемент внутренней структуры личности, показатель её социальной развитости.

Ключевые слова: ценности, патриотизм, ценностно-патриотические ориентации, развитие личности.

S. I. Kulini n

Moscow State University of Culture and Arts

to THE DEFINITION OF THE CONCEPT OF "VALUABLE AND PATRIOTIC ORIENTATIONS"

In article some aspects of concept of "valuable and patriotic orientations". Developed valuable and patriotic orientations are considered as the most important element of internal structure of the personality, an indicator of her social development.

Keywords: values, patriotism, patriotic values and orientation, personality development.

значительные изменения в образе и качестве жизни современных россиян, ликвидация существовавшей в XX веке стройной и последовательной системы патриотического воспитания граждан — все это привело к серьезным изменениям в социально-ценностных ориен-тациях современной молодежи.

Более того, в наши дни наблюдается повсеместный отказ образовательных систем развитых стран от воспитательной роли в формировании у подрастающих граждан патриотизма. Развитие принципов свободы и индивидуальности нивелирует понятие «патриотизм».

В результате в обществе получили широ-

кое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Конечно, отношение к родине у молодежи формировалось в условиях реформ и кризисов, когда рушились старые системы ценностей. Утратив прежние ценностные ориентиры, общество не может предложить молодежи и студенчеству готового набора новых ценностей, прежние же, с учетом исторических реалий, подверглись серьезной коррек-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 117-121

117