Мирошниченко А.И.
Социально-правовые формы экологического императива
современности
В среде исследователей экологического процесса 70-х гг. сложилось мнение, согласно которому противостояние общества и природы является закономерным в контексте эволюции человеческого общества [1]. Дело в том, что «...Нарушение естественного равновесия в природе началось с тех пор, как на земле появился человек. Первобытные общества до промышленной эры успели оказать отрицательное влияние на целый ряд естественных местообитаний. Возможно даже, что исчезновение некоторых животных датируется именно этим временем. Еще на заре своего существования человечество уже несло в себе зачатки разрушения, даже саморазрушения, получившие драматическое развитие на последующих фазах его истории» [2, с. 53].
Очевидно, следует согласиться с тем, что политические и экономические потрясения не являются оправданием безответственности человека, уничтожающего среду своего обитания на планете, а значит - самого себя. Дело в том, что сам факт принадлежности к человечеству предполагает соответствующие социальные последствия, в частности, состоящие в полноценном участии в решении глобальных проблем [3].
Экологический кризис - одна из таких проблем, и ее решение заключается в том, чтобы сохранить на планете благоприятные условия жизнедеятельности, снизить антропогенное давление на природную среду, обеспечив тем самым выживание человека как биологического вида. Признание мировым сообществом остроты данной проблемы вполне очевидно так же, как очевидно и то, что она обусловлена теперь уже «.прогнозируемым и видимым исчерпанием полезных ископаемых, дефицитом пригодной для питья чистой воды, подошедшим к критической черте загрязнением крупных городов выхлопами автомобильных газов и выбросами промышленностью вредных веществ в атмосферу, массовой вырубкой лесов - зеленых легких планеты, эрозией и сокращением сельскохозяйственных угодий. Количественное воздействие людей на природу преобразуется в новое качество, предполагающее новые подходы к решению экологических проблем» [4, с. 267].
Сущность взаимодействия человека и природы состоит в том, что человек в отличие от других биологических организмов адаптируется к природной среде не пассивно приспосабливаясь к ней, но активно - изменяя ее в соответс-твии со своими имеющими социальную природу потребностями. Поэтому закономерно, что хозяйственная деятельность оказывает значительное влияние на окружающую среду, вызывая в ней соответствующие изменения, которые впоследствии негативно влияют и на самого человека. Глобальный экологический кризис следует рассматривать как итог данного процесса. Мы выделяем несколько аспектов экологического кризиса как противоречия между биологической природой человека и условиями его жизнедеятельности, имеющими социальную подоплеку.
Очевидно, что в качестве первого аспекта необходимо назвать истощение природных ресурсов, традиционных энергоносителей и источников сырья, прогрессирующий характер которого создает перспективу энергетического и сырьевого голода и дефицита воды. Это такие невозобновляемые энергоносители и полезные ископаемые, как нефть, газ, уголь и др.
Другим важным аспектом является загрязнение окружающей среды отходами производственного и бытового происхождения, отравление воздушного и водного бассейнов Земли. Антропогенное давление на окружающую среду связано и с прогрессирующим ростом производственных и бытовых отходов. Например, ежегодно в промышленности образуется 2100 млн тонн твердых отходов и 338 млн тонн потенциально опасных отходов [5]. Особая проблема и опасность возникают в связи с образованием радиоактивных отходов ядерных реакторов. По оценкам ЮНЕСКО, уже к началу XXI в. в мире объем высокорадиоактивных отходов превышал 1 млн кубометров [6].
Загрязнение водного и воздушного бассейнов планеты в основном исходит от отходов промышленного и сельскохозяйственного производства. Уровень содержания нитратов в реках Европы в среднем в 45 раз превышает допустимые нормы [7]. Широко распространены такие загрязнители, как фосфаты и пестициды. Причем это характерно не только для промышленно развитых стран. Содержание пестицидов в речной воде Танзании, Колумбии и Малайзии выше, чем в Европе [8].
Качество атмосферного воздуха также существенно снижается. Воздушный бассейн Земли испытывает техногенное давление. Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 5 млрд тонн углекислого газа. Основными источниками загрязнения атмосферы являются промышленно развитые страны. Так, на долю США приходится 75 % загрязнения воздуха окислами серы, 50 % -окислами азота, почти 25 % углекислого газа [6].
Другой аспект экологического кризиса связан с выводом из оборота сельскохозяйственных угодий, исчезновением лесов и опустыниванием больших территорий земли. В настоящее время на Земле обрабатывается примерно 1475 млн га из 3200 млн, пригодных для сельскохозяйственного производства [9]. По некоторым оценкам, 15 % всей мировой суши уже пришло в негодность в результате вмешательства человека [10].
Указанный перечень аспектов экологического кризиса должен быть дополнен проблемой истощения озонового слоя в атмосфере, угрозой изменения климата на планете, исчезновением отдельных видов растений и животных, водных биологических ресурсов и др.
Отсюда возникает осознание необходимости охраны природы, направленной на обеспечение экологического равновесия на планете.
Ведущая роль в международном сотрудничестве по обеспечению экологической безопасности принадлежит Организации Объединенных Наций. Защита окружающей среды непосредственно вытекает из Устава ООН. Деятельность международных форумов и организаций в области охраны окружающей среды имеет свои положительные результаты. Прежде всего это проявляется в том, что под влиянием данных организаций расширяется финансовая база охраны окружающей среды. Так, если в 1970 г. на природоохранные мероприятия в мире было затрачено 40 млрд дол. США, то в 1990 г. - уже 150 млрд дол., а в 2000 г. «экологический бюджет» мирового сообщества составит около 250 млрд дол. [6].
Во многих странах по рекомендациям международных организаций и форумов разработаны более совершенные методы, технологии и оборудование, позволяющие контролировать состояние и степень загрязнения окружающей среды. Всевозможные образовательные программы включают разделы, касающиеся охраны окружающей среды; правительства всех стран разрабатывают систему законодательных мер, предусматривающих защиту природы.
Формирование экологической политики как особого вида деятельности международных, национальных институтов, отдельных граждан связано с осознанием актуальности экологической угрозы для жизни и здоровья человека, устойчивого развития обществ. Начало формирования современной экологической политики относится к 1980-м гг. прошлого века и связано с советской перестроечной доктриной, интерпретировавшей экологические императивы человеческой жизнедеятельности в качестве факторов, обусловливающих реальный гуманизм*. Установление связи экологической проблематики с аксиологией гуманизма является необходимым шагом на пути формирования идеологии как основы глобальной экологической политики, принципы которой могут быть имплементированы к политике национальных государств.
В справочной литературе термин «императив» определяется как «Поведение, безусловное требование» [11], «Требование, приказ, закон» [12; 13]. То есть основное содержание данного термина отражает совокупность норм-предписаний, требующих неукоснительного соблюдения.
В современном понимании экологический императив как правовой феномен представляет собой совокупность правовых принципов, норм и институтов, регулирующих отношения общества и природы на основе признания фундаментальными для государственной правовой политики экологических прав и свобод человека, включающих совокупность закрепленных законодательством нормативно-правовых требований по охране окружающей среды и ее использованию.
Конституционные нормы закрепляют общие правовые принципы отношения общества и природы в Российской Федерации. Их юридическая реализация требует детализированной и развернутой их имплементации в различных сферах деятельности в виде конкретных нормативных требований воздействия на окружающую среду. Такую задачу решает экологическое законодательство, в частности, ФЗ «Об охране окружающей среды».
Законом установлены нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду и иные нормативы в области охраны окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов [14, ст. 133].
Важным положением закона является требование о том, что при установлении нормативов качества окружающей среды должны учитываться природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду формируются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц. К числу таких нормативов относятся:
- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующее излучение, напряженность электромагнитных полей и иных физических воздействий);
- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды [14, ст. 22].
Законом также определяется, что в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться различные нормативы в области охраны окружающей среды.
Кроме того, законом установлен перечень государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды [14, ст. 29-31].
Таким образом, экологический императив является содержанием современной экологической политики большинства государств. Его правовая форма выступает механизмом реализации экологической политики, представляющей собой деятельность органов государственной власти и иных субъектов экологического процесса, направленную на регулирование отношений общества и природы. Цель экологической политики - воздействие на формирование желательного для общества баланса этого отношения путем сохранения окружающей природной среды, экологических систем, контроля природопользования, позволяющего сохранять благоприятные условия человеческой жизнедеятельности, обеспечивающие непрерывное развитие. Правовая форма экологической политики представляет собой совокупность юридических механизмов реализации цели государственной экологической политики, т.е. это законотворческая, правоприменительная и правозащитная деятельность, направленная на регулирование экологических процессов в соответствии с национальными интересами, охватывающее отношения
собственности на природные ресурсы, природопользование, контроль в сфере использования и охраны природы, ответственность за причинение вреда природной среде [15].
Литература
1. Кадлер Р. Заложенное поместье // Природа. 1970. № 9.
2. Дорст Ж. До того как умрет природа. М., 1968.
3. Кузьмин В.Н. Правовые формы обеспечения экологической безопасности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
4. Глобализация и развитие законодательства: Очерки / Под ред. Ю.А. Тихомирова, А.С. Пиголкина. М., 2004.
5. Сизова И.Ю., Сизов В.Е. Проблемы реализации экономического механизма природопользования: экономико-правовой и организационно-правовой аспекты // Природные ресурсы - основа экономической стратегии развития региона. Орел, 2002.
6. Джагер Дж. Глобальные изменения в окружающей среде: проблемы, с которыми сталкиваются общественные науки // Всемирный доклад по социальным наукам. Эльсвье, 2002.
7. Гужвин П.П. Правовой и экономический механизмы охраны окружающей среды // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 2002. № 11.
8. Браун Л. Экоэкономика: Как создать экономику, оберегающую планету. М., 2003.
9. Халий И.А. Социально-экономические и социально-экологические последствия лесозаготовительной деятельности в России // Россия в глобальном контексте. Статьи российских социологов для участия Русского форума на 15-м Всемирном конгрессе социологов в г. Брисбейне, Австралия. М., 2002.
10. Hornig J.F. Training the next generation // Environment. Wash, 1996. Vol. 38. № 5.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.
12. Новый энциклопедический словарь. М., 2005.
13. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
14. Федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (ред. от 27 декабря 2009 г.) // СЗ РФ. 2002. № 2.
15. Пчельников М.В. Экологическая правовая политика Российской Федерации: институционально-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009.