Научная статья на тему 'Социально-правовые аспекты защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России (X – XVIII века)'

Социально-правовые аспекты защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России (X – XVIII века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное призрение / дети-сироты / дети / оставшиеся без попечения родителей / семья / помощь / опека / забота / воспитательные дома / social charity / orphans / children left without parental care / family / help / guardianship / care / educational homes

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Паламарчук Евгений Александрович, Семенцова Ирина Анатольевна, Толопченко Ольга Васильевна

Рассматриваются основные тенденции процесса эволюции заботы в России о детях-сиротах и детях, оставшихся без родительского попечения, как одной из социальных функций государства. Анализируется ряд нормативно-правовых установлений разных лет, в которых закреплены нормы, регулирующие работу домов призрения на Руси и в России в разные временные периоды. Сделан вывод, что зарождение государственной системы социального призрения происходит в годы правления Петра Великого, но лишь к концу XVIII столетия меры по решению проблемы защиты детей, относящихся к указанным категориям, стали приобретать централизованный государственно-правовой характер. Данная статья будет полезна студентам, магистрам, аспирантам и все лицам, интересующимся историко-правовыми аспектами регулирования воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Паламарчук Евгений Александрович, Семенцова Ирина Анатольевна, Толопченко Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Legal Aspects of Protecting the Rights of Orphans and Children Left without Parental Care in Russia (10th-18th Centuries)

The authors consider the main trends in the evolution of care in Russia for orphaned children and children left without parental care as one of the social functions of the state. The article analyzes a number of legal regulations of different years, which enshrine the norms governing the operation of care homes in Russia and in Russia in different time periods. The authors concluded that the emergence of state social care occurred during the reign of Peter the Great, but only by the end of the 18th century, measures to solve the problem of protecting children belonging to these categories began to acquire a centralized state-legal character. This article will be useful for students, masters, postgraduates and all persons interested in the historical and legal aspects of regulating the upbringing of children left without parental supervision.

Текст научной работы на тему «Социально-правовые аспекты защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России (X – XVIII века)»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

Научная статья УДК 93/94

doi: 10.18522/2687-0770-2024-3-67-73

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РОССИИ

(X - XVIII ВЕКА)

Евгений Александрович Паламарчук1, Ирина Анатольевна Семенцова2Н, Ольга Васильевна Толопченко3

1 2' 3 Ростовский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Ростов-на-Дону, Россия

1 2 Филиал Московского университета им. С. Ю. Витте в г. Ростове-на-Дону, Ростов-на-Дону, Россия

1 epalamar@mail.ru

2 irina_semen@inbox.ruH

3 tolopchencko.olga@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются основные тенденции процесса эволюции заботы в России о детях-сиротах и детях, оставшихся без родительского попечения, как одной из социальных функций государства. Анализируется ряд нормативно-правовых установлений разных лет, в которых закреплены нормы, регулирующие работу домов призрения на Руси и в России в разные временные периоды. Сделан вывод, что зарождение государственной системы социального призрения происходит в годы правления Петра Великого, но лишь к концу XVIII столетия меры по решению проблемы защиты детей, относящихся к указанным категориям, стали приобретать централизованный государственно-правовой характер. Данная статья будет полезна студентам, магистрам, аспирантам и все лицам, интересующимся историко-правовыми аспектами регулирования воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: социальное призрение, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, семья, помощь, опека, забота, воспитательные дома

Для цитирования: Паламарчук Е.А., Семенцова И.А., Толопченко О.В. Социально-правовые аспекты защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России (X -XVIII века) // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2024. № 3. С. 67-73.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

SOCIAL AND LEGAL ASPECTS OF PROTECTING THE RIGHTS OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN RUSSIA

(10th-18th CENTURIES)

Evgeny A. Palamarchuk1, Irina A. Sementsova2H, Olga V. Tolopchenko3

1 2' 3 Rostov Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Rostov-on-Don, Russia

1 2 Branch of Witte Moscow University in Rostov-on-Don, Rostov-on-Don, Russia

1 epalamar@mail.ru

2 irina_semen@inbox.ruH

3 tolopchencko.olga@yandex.ru

© Паламарчук Е.А., Семенцова И.А., Толопченко О.В., 2024

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

Abstract. The authors consider the main trends in the evolution of care in Russia for orphaned children and children left without parental care as one of the social functions of the state. The article analyzes a number of legal regulations of different years, which enshrine the norms governing the operation of care homes in Russia and in Russia in different time periods. The authors concluded that the emergence of state social care occurred during the reign of Peter the Great, but only by the end of the 18th century, measures to solve the problem of protecting children belonging to these categories began to acquire a centralized state-legal character. This article will be useful for students, masters, postgraduates and all persons interested in the historical and legal aspects of regulating the upbringing of children left without parental supervision.

Keywords: social charity, orphans, children left without parental care, family, help, guardianship, care, educational homes

For citation: Palamarchuk E.A., Sementsova I.A., Tolopchenko O.V. Social and Legal Aspects of Protecting the Rights of Orphans and Children Left without Parental Care in Russia (10th-18th Centuries). Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2024;(3):67-73. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Проблема защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была актуальна во все времена. Если ее современное состояние достаточно хорошо изучено, то период X - XVIII вв., хотя и не обделен вниманием ученых, до сих пор не становился предметом специального комплексного изучения, в связи с чем считаем наше обращение к нему весьма своевременным и актуальным. Между тем на протяжении обозначенных нами веков поддержка указанных категорий детей постепенно эволюционирует от ранних видов помощи в рамках общины и церковной благотворительности, не носивших системного характера, до превращения в направление государственной социальной политики. Таким образом, данный материал проливает свет на один из важнейших аспектов российской государственности, связанный с развитием социальной функции государства и ее правовым обеспечением.

Для начала обратимся к вопросу о понятии «семья». Четкого научного определения последнего не существует. Оно многогранно и в каждой культуре, в каждом обществе существенно различается. Определение, которое, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает указанный феномен, дает Российская социологическая энциклопедия: «Семья - это общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [1, с. 462].

Основными в семье являются воспитательная и защитная функции.

На современном этапе семья и государство тесно взаимодействуют в вопросах защиты детей: первая решает эту задачу на бытовом, второе - на правовом уровне. При этом лишь государство обладает такими механизмами регулирования, которые в комплексе воздействуют на каждого ребенка в обществе. Однако правовое регулирование, вне всякого сомнения, должно базироваться на историческом опыте с учетом характерных для него негативных и позитивных явлений, поскольку именно анализ исторических фактов позволяет сформировать систему защиты прав детей.

Обращаясь к первобытной эпохе, Ф. Энгельс констатировал состояние, при котором «мужья живут в многоженстве, а их жены одновременно - в многомужестве», в связи с чем «дети тех и других считаются общими детьми их всех...» [2, с. 23]. Можно предположить, что при коллективном воспитании ребенок не мог остаться без защиты, так как воспитание и защита детей возлагались на всю общину. Таким образом, в догосударственный период феномен сиротства в том понимании, которое он приобрел позднее, не существовал.

В то же время следует подчеркнуть, что основы формирования более современного вида семьи, традиции заботы о слабых и немощных у восточных славян были заложены ещё в период язычества. Уже тогда у них существовали различные обряды и нормы, посвященные устройству детей, оставшихся без родителей. В русском обычном праве упоминается о сыновстве или усыновлении. Усыновление совершалось или через женитьбу на вдове брата (пример - усыновление Святополка Владимиром), или посредством фактического приема усыновленного в дом,

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

или путем заключения специального договора между усыновителем и усыновленным. Наиболее распространенным примером усыновления являлся прием зятя («приймачество»), к которому прибегали в случае отсутствия сыновей [3, с. 534-535]. «Приймачество» становится и одним из способов выживания сирот, которые, как правило, входили в качестве «приймаков» в семьи пожилых людей, не имевших наследников и нуждавшихся в помощи по хозяйству [4, с. 26].

Первый же прецедент проявления заботы о сиротах со стороны светской власти связан с именем Ярослава Мудрого. Им было основано сиротское училище, в котором за счет княжеских средств содержалось и проходило обучение 300 подростков мужского пола [5]. Владимир Мономах в своей «Духовной детям» завещал защищать сирот.

Формы устройства детей-сирот в разные периоды истории имели свои особенности.

Первые основы соответствующего правового регулирования были заложены в период существования Древнерусского государства.

В дальнейшем, на протяжении длительного времени, именно система церковного (монастырского и приходского) призрения сирот, основанная на религиозных догматах любви к ближнему, остается доминирующей. В частности, осиротевших детей нередко свозили к имевшимся в каждом приходе скудельницам (общим могилам). Состоявшие при последних ску-дельники среди прочего заботились о сиротах, одновременно занимаясь и их воспитанием. Существовали же они за счет добровольных пожертвований местного населения [5, с. 126].

Целый ряд правил, касающихся детей указанных категорий, содержит Соборное уложение 1649 г. В годы правления царя Алексея Михайловича серьезной социальной проблемой стало умерщвление «зазорных» (незаконнорожденных) младенцев их матерями, стремившимися таким образом скрыть совершенный ими грех. Соборное уложение устанавливало в качестве наказания за данное преступление смертную казнь: «А будет которая жена... в блуде приживет с кем детей, и тех детей сама, или кто по ее веленью погубит, а сыщетца про то допряма, и таких беззаконных жен и кто по ее веленью детей ее погубит, казнить смертью безо всякой пощады, чтоб на то смотря, иные такова беззаконного и сквернного дела не делали и от блуда уняли-ся» (гл. XXII, ст. 26) [6, с. 131].

В то же время, вплоть до середины XVII в., когда были созданы приказы, занимавшиеся призрением бедных и сирот, никаких специализированных заведений подобного рода, будь то церковного или светского характера, в России не существовало. Лишь после того, как в споре за доминирование между светской и церковной властями победу одерживает первая, забота об этих детях обретает «государственно-церковный характер» [7, с. 18]. Сама идея государственного попечения о детях-сиротах возникает во второй половине XVII - начале XVIII в., когда, по существу, закладывается база для постепенного формирования системы общественного призрения. В 1681 г. высказывается необычная для того времени мысль о распространении мер социального призрения на детей, похищенных нищими [8, с. 16].

Смерть царя поставила на этих планах крест, но сама разработка подобного указа, по нашему мнению, обозначила тенденцию постепенного смещения центра тяжести в решении анализируемой проблемы в сторону государства.

Осознание властью необходимости отношения к защите детей-сирот как к государственной проблеме происходит уже в XVIII в. В 1713 г. Новгородский митрополит Иов распорядился выделить средства на содержание младенцев, нашедших пристанище во всех основанных им приютах [9, с. 67]. Отсюда питомцев направляли в учрежденные им же школы, по окончании которых они вливались в ряды церковнослужителей, служилых людей или посадского населения.

Этот опыт был одобрен Петром I. В Указе от 4 ноября 1715 г., согласно которому в Москве и иных крупных городах возникали «гошпитали для зазорных младенцев, которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства», содержалась ссылка на «пример Новгородского Архиерея». При этом были созданы условия для того, чтобы «жены и девки», прижившие незаконных младенцев, могли приносить их тайно, оставаясь неузнанными, что рассматривалось как мера по предотвращению детоубийства [10, с. 183]. Петром I были определены монастыри, на которые возлагались разные формы опеки сирот. Новодевичий монастырь был предназначен для приема последних, а Андреевский монастырь, располагавшийся в Пленницах, должен был заниматься обучением сирот и незаконнорожденных мужского пола

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

[9, с. 68]. У Иова нашлись последователи. Так, Новгородский архиепископ Феодосий (Яновский) в 1721 г. распорядился учредить при Александро-Невском монастыре на средства последнего Славенскую школу, в которой дети церковнослужителей и дети-сироты в возрасте от 5 до 13 лет обучались чтению, письму, грамматике. В том же году один из крупнейших государственных и церковных деятелей Петровской эпохи епископ Феофан Прокопович открыл в столице, в собственном доме, располагавшемся на набережной реки Карповки, школу, в которую принимали детей мужского пола 10-12 лет лиц «всякого звания», включая и сирот. Программа обучения, составленная самим Феофаном, включала широкий круг учебных дисциплин - русский, греческий и латинский языки, историю, географию, арифметику, музыку и рисование, в связи с чем современники окрестили это учебное заведение «очагом разума и духовности». Расходы по содержанию школы владыка взял на себя. Ей же он завещал все свое имущество [11, с. 187].

Указ от 23 октября 1723 г. дозволял отдавать беспризорных детей в возрасте до 10 лет «в вечное владение», а тех, кто оказывался в богадельнях, предписывал по достижении 10 лет направлять на флот матросами [12, с. 69].

Таким образом, Петр I, руководствовавшийся во всех своих начинаниях соображениями пользы Отечеству, видел в оказании социальной помощи сиротам возможность сохранения для государства столь необходимых ему человеческих ресурсов и предпринял ряд шагов по усилению и законодательному оформлению роли государства в ее предоставлении. Однако и в его правление эта проблема осталась нерешенной. Годы, последовавшие за смертью реформатора, характеризовались ослаблением внимания властей к делу призрения осиротевших детей.

Значимый перелом в указанной сфере происходит при Екатерине II. Уже в первые годы ее царствования для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, создаются воспитательные дома.

Этими закрытыми учебно-воспитательными учреждениями управлял Опекунский совет [13, с. 17]. Серьезной проблемой стала высокая смертность их обитателей. Так, в 1767 г. в воспитательные дома поступило 1089, а выбыло по причине смерти 1073 ребенка. Столь плачевное положение дел побудило Опекунский совет прибегнуть к практике передачи младенцев, достигших двухмесячного возраста, в крестьянские семьи, где поначалу им надлежало находиться в течение девяти месяцев, а начиная с 1777 г. - до достижения ими двух или трех лет. Затем они возвращались в воспитательный дом. Это позволило снизить показатели смертности в указанном заведении, но сама проблема осталась. Из 32 823 младенцев, переданных в крестьянские семьи с 1768 по 1796 г., выжило лишь 6768 детей [14, с. 64].

Существенным обстоятельством являлось то, что, согласно разработанному еще в 1763 г. уставу воспитательных домов, их обитатели и во время пребывания в приютах, и после выхода из них считались свободными людьми.

Указ предусматривал открытие в каждой губернии приказа общественного призрения (первым стал Новгородский приказ, а к 1800 г. их число возросло до 40) [15, с. 52] и передачу ими соответствующих детей в чужие семьи, соглашавшиеся брать их за определенную плату и отличавшиеся «добронравием». Помимо денег, таким детям выделялась одежда за казенный счет. В случае необходимости в эти семьи направлялся врач или надзиратель с целью оказания помощи. Указ требовал от воспитателей, чтобы ребенок «научился науке или промыслу или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином» [16, с. 31]. При определении направления обучения питомцев надлежало учитывать их социальное происхождение: детей из семей ремесленников обучали ремеслу, торговцев - основам торговли [17, с. 195].

В целом на организацию упомянутых приказов в царствование Екатерины II было израсходовано 330 тыс. р. [12, с. 74], а на содержание воспитательных домов самой императрицей передано в общей сложности 2 000 050 р. [18, с. 66]. В то же время, по замыслу царицы, основные средства на указанные цели должны были поступать от частных благотворителей [19, с. 13].

Приняла у Екатерины эстафету шефства над воспитательными домами (со 2 мая 1797 г.) супруга Павла I императрица Мария Федоровна, выяснив, что весьма острой оставалась проблема детской смертности (за 30 лет из поступивших туда 65 тыс. детей выжило лишь 7 тыс.). Те же, кто вырос, по ее мнению, «оказались менее всех граждан полезными своему отечеству и дошли

ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2024. № 3

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

до последней стадии падения» [14, с. 66-67]. Марией Федоровной был сделан очередной шаг по пути развития патронажа. Согласно Императорскому указу от 24 декабря 1797 г., подавляющая часть питомцев воспитательных домов передавалась в семьи государственных крестьян, характеризовавшихся «добрым поведением», где мальчики находились до 17, а девочки - до 15 лет [14, с. 67]. Всего стараниями Марии Федоровны в империи было открыто 500 учреждений благотворительного характера, значительная часть которых была ориентирована на помощь детям-сиротам и младенцам из бедных семей.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что X - XVIII вв. стали периодом возникновения и становления на Руси и в России социального призрения сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ранних этапах этого процесса роль государства значительно уступала соответствующему вкладу церкви. Первые шаги, в которых можно усмотреть элементы зарождения государственной системы социального призрения, были предприняты в правление Петра Великого. Однако лишь к концу XVIII столетия дело социального обеспечения в целом и социального призрения вышеуказанных категорий детей в частности превращается в часть постепенно формирующейся государственной социальной политики, под которую закладывается необходимая законодательная база, носящая пока еще фрагментарный характер. По нашему мнению, меры по обеспечению защиты беспризорных детей приняли централизованный государственно-правовой характер, а их реализация стала делом государственной бюрократии. По существу, были заложены социальные и юридические основы, позволившие в XIX в. создать определенную систему общественного призрения, тем самым расширить институт опеки и попечительства в России.

Список источников

1. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМА--ИНФРА -М, 1998. 664 с.

2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / пер. с нем. СПб.: Лениздат, Команда А, 2014. 256 с.

3. Владимирский-БудановМ.Ф. Обзор истории русского права. М.: Территория будущего, 2005. 800 с.

4. Савельев А. Н. Формы и виды помощи восточных славян // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2015. № 28. С. 24-29.

5. Нестеров А. Ю., Прошин М. С. Ретроспектива социальной защиты и процесса социализации детей, оставшихся без попечения родителей // Человеческий капитал. 2012. № 3. С. 125-133.

6. Соборное уложение 1649 года: текст, комментарии / рук. авт. коллектива А. Г. Маньков. Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1987. 448 с.

7. Азизбаева Р. Е. Призрение сирот и незаконнорожденных в России XVIII века : автореф. дис.....

канд. ист. наук. М., 2003. 33 с.

8. Хохидра О. Н. Государственно-правовое регулирование защиты прав и законных интересов детей в дореволюционной России : автореф. дис.....канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2008. 26 с.

9. Черкашина Н. В., Лаврентьева Т. В. Деятельность духовенства и монашества в призрении незаконнорожденных детей и сирот // Право и государство: теория и практика. 2018. № 9. С. 65-69.

10. Селютина Е. Н. Государственная правовая политика в отношении сирот в России: исторический опыт и современное состояние // Среднерусский вестн. обществ. наук. 2014. № 6. С. 182-190.

11. Гусакова В. О. Светское и религиозное просвещение и воспитание в эпоху Петра I // Учен. зап. Новгородского гос. ун-та. 2023. № 3. С. 186-189.

12. Буряк Е. М. «Милостивая Русь». Законодательное оформление общественного призрения в рамках социальной политики в России XVIII века // Вестн. Удмуртского ун-та. 2016. № 4. С. 68-76.

13. Жиляева С. К. История призрения сирот в России как государственная проблема в XVIII веке // История государства и права. 2010. № 2. С. 13-19.

14. Быстров А. А. «Сохранение жизни неповинных младенцев»: воспитательные дома в России в XVIII - начале ХХ века // Человек. 2011. № 3. С. 58-72.

15. Хазова Ю. О. Обращение к истории социальной поддержки: приказы общественного призрения // Ист. науки. 2010. № 5. С. 52-53.

16. Систематизация мировой и отечественной законодательной базы, научных разработок и опыта организации социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : науч.-аналит. обзор / авт.-сост. Н. А. Шайденко. Тула: ТППО, 2022. 151 с.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

17. Черкашина Н. В. Роль приказов общественного призрения по содержанию и обучению незаконнорожденных детей // Вестн. Владимирского юрид. ин-та. 2010. № 3. С. 193-201.

18. Фруменкова Т. Г. Екатерина II и И. И. Бецкой (1764-1767 гг.) // Вестн. Герценовского ун-та. 2009. № 2. С. 63-67.

19. Азерникова И. П. Деятельность вдовствующей императрицы Марии Федоровны: истоки благотворительности в России // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2010. № 30. С. 12-17.

References

1. Osipov G.V., ed. Russian sociological encyclopedia. Moscow: NORMA-INFRA Publ.; 1998. 664 p. (In Russ.).

2. Engels F. Origin of family, private property and state. Transl. from German. St. Petersburg: Lenizdat, Komanda A Publ.; 2014. 256 p. (In Russ.).

3. Vladimir-Budanov M.F. Review of the history of Russian law. Moscow: Territoriya budushchego Publ.; 2005. 800 p. (In Russ.).

4. Savel'ev A.N. Forms and types of assistance to the Eastern Slavs. Intellektual'nyi potentsial XXI veka: stupeni poznaniya = Intellectual Potential of the 21th Century: Stages of Knowledge. 2015;(28):24-29. (In Russ.).

5. Nesterov A.Yu., Proshin M.S. Retrospective of social protection and the process of socialization of children left without parental care. Chelovecheskii kapital = Human Capital. 2012;(3):125-133. (In Russ.).

6. Man'kov A.G., head of the aut. team. Cathedral code of 1649: text, comments. Leningrad: Nauka Publ., Leningrad Department; 1987. 448 p. (In Russ.).

7. Azizbaeva R.E. The charity of orphans and illegitimate in Russia of the 18th century. Dissertation Thesis. Moscow, 2003. 33 p. (In Russ.).

8. Khokhidra O.N. State-legal regulation of the protection of the rights and legitimate interests of children in pre-revolutionary Russia. Dissertation Thesis. Nizhny Novgorod, 2008. 26 p. (In Russ.).

9. Cherkashina N.V., Lavrent'eva T.V. The activities of the clergy and monasticism in the charity of illegitimate children and orphans. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika = Law and the State: Theory and Practice. 2018;(9):65-69. (In Russ.).

10. Selyutina E.N. State legal policy in relation to orphans in Russia: historical experience and current state.

Srednerusskii vestn. obshchestv. nauk = Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2014;(6):182-190. (In Russ.).

11. Gusakova V.O. Secular and religious education and education in the era of Peter I. Uchen. zap. Novgo-rodskogo gos. un-ta = Scientific Notes of Novgorod State University. 2023;(3):186-189. (In Russ.).

12. Buryak E.M. "Gracious Russia". Legislative registration of public charity within the framework of social policy in Russia of the 18th century. Vestn. Udmurtskogo un-ta = Bulletin of Udmurt University. 2016;(4):68-76. (In Russ.).

13. Zhilyaeva S.K. History of charity of orphans in Russia as a state problem in the 18th century. Istoriya gosudarstva i prava = History of State and Law. 2010;(2):13-19. (In Russ.).

14. Bystrov A.A. "Preservation of the life of innocent babies": educational houses in Russia in the 18th - early 20th century. Chelovek = The Human Being. 2011;(3):58-72. (In Russ.).

15. Khazova Yu.O. Appeal to the history of social support: orders of public charity. Istoricheskie nauki = Historical Sciences. 2010;(5):52-53. (In Russ.).

16. Shaydenko N.A., сотр. Systematization of the world and domestic legislative framework, scientific developments and experience in organizing the socialization of orphans and children left without parental care. Scientific and analytical review. Tula: TPPO Publ.; 2022. 151 p. (In Russ.).

17. Cherkashina N.V. The role of public charity orders for the maintenance and training of illegitimate children. Vestn. Vladimirskogo yurid. in-ta = Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2010;(3):193-201. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Frumenkova T.G. Catherine II and I.I. Betskaya (1764-1767). Vestn. Gertsenovskogo un-ta = Bulletin of the University of Herzen. 2009;(2):63-67. (In Russ.).

19. Azernikova I.P. The activities of the Dowager Empress Maria Fedorovna: the origins of charity in Russia. Vestn. Chelyabinskogo gos. un-ta = Bulletin of Chelyabinsk State University. 2010;(30):12-17. (In Russ.).

Информация об авторах

Е. А. Паламарчук - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права, РИ ВГУЮ; профессор кафедры гражданского права и процесса, Филиал МУ в г. Ростове-на-Дону.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 3

И. А. Семенцова - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса, Филиал МУ в г. Ростове-на-Дону; доцент кафедры уголовного права и криминологии, РИ ВГУЮ.

О.В. Толопченко - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук.

Information about the authors

E. A. Palamarchuk - Doctor of Science (History), Associate Professor, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, RIARSUJ; Professor of the Department of Civil Law and Procedure, Branch of the MU in Rostov-on-Don.

I. A. Sementsova - Candidate of Science (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure, Branch of the MU in Rostov-on-Don; Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, RI ARSUJ.

O. V. Tolopchenko - Candidate of Science (Pedagogics), Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Sciences.

Статья поступила в редакцию 19.08.2024; одобрена после рецензирования 13.09.2024; принята к публикации 20.09.2024. The article was submitted 19.08.2024; approved after reviewing 13.09.2024; accepted for publication 20.09.2024._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.