Научная статья на тему 'Социально-правовые аспекты регулирования искусственного интеллекта в современной России (обзорно-аналитическое исследование)'

Социально-правовые аспекты регулирования искусственного интеллекта в современной России (обзорно-аналитическое исследование) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
117
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Научно-технологический прогресс / промышленная революция / искусственный интеллект / технологии искусственного интеллекта / робототехника / регулирование искусственного интеллекта / цифровая экономика / Национальная Стратегия развития искусственного интеллекта / Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственный интеллект и робототехника. / Scientific and technological progress / industrial revolution / artificial intelligence / artificial intelligence technologies / robotics / regulation of artificial intelligence / digital economy / National Strategy for the Development of Artificial Intelligence / Concept for the development of regulation of relations in the field of technologies / artificial intelligence and robotics.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Моисеев Александр Владимирович, Епхиев Олег Муратович

Авторы представленного обзорного материала в период с марта 2023 по декабрь 2023 года провели анализ восьмидесяти четырех научных публикаций, монографий, связанных с проблемами развития и применения технологий искусственного интеллекта и их влияния на различные аспекты жизнедеятельности социума. А также были рассмотрены нормативно-правовые документы, предопределяющие социально-правовой механизм регулирования ИИ и технологий на его основе. Основываясь на анализе, авторы пришли к некоторым выводам, сводимым к тому, что ИИ и технологии на его основе есть продукты НТР, существенным образом оказывающие влияние на человека, общество и государство. Очевидно, что это влияние имеет парадоксальный характер. С одной стороны, развитие ИИ и технологий на его основе есть объективный процесс. Они неудержимы в своем развитии во благо общественного прогресса. С другой стороны, имеет рискогенный характер, и может быть угрозой для человека, общества и государства. Это острейшим образом ставит вопрос формирования и развития социально-правовых механизмов регулирования его развития и применения. В статье авторы, проанализировав определённый объем не только научных публикаций, но и нормативно-правовых документов, формулируют свое виденье реально функционирующего социально-правового механизма регулирования ИИ и технологий на его основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND LEGAL ASPECTS OF REGULATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN MODERN RUSSIA (REVIEW AND ANALYTICAL STUDY)

The authors of the presented review material, from March 2023 to December 2023, analyzed eighty-four scientific publications, monographs related to the problems of the development and application of artificial intelligence technologies and their impact on various aspects of social life. Regulatory and legal documents that predetermine the social and legal mechanism for regulating AI and technologies based on it were also considered. Based on the analysis, the authors came to some conclusions, which boil down to the fact that AI and technologies based on it are products of scientific and technological revolution that significantly influence individuals, society and the state. Obviously, this influence is paradoxical. On the one hand, the development of AI and technologies based on it is an objective process. They are unstoppable in their development for the benefit of social progress. On the other hand, it is risky and can be a threat to individuals, society and the state. This urgently raises the issue of the formation and development of socio-legal mechanisms for regulating its development and application. In the article, the authors, having analyzed a certain volume of not only scientific publications, but also regulatory documents, formulate their vision of a really functioning social and legal mechanism for regulating AI and technologies based on it.

Текст научной работы на тему «Социально-правовые аспекты регулирования искусственного интеллекта в современной России (обзорно-аналитическое исследование)»

Социально- правовые аспекты регулирования искусственного интеллекта в современной России (обзорно-аналитическое исследование)

Моисеев Александр Владимирович,

кандидат политических наук, доцент кафедры социальногуманитарных наук и технологий НИУ МГСУ,

E-mail: decibal@mail.ru

Епхиев Олег Муратович,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальногуманитарных наук и технологий НИУ МГСУ,

E-mail: Ephiev1@mail.ru

Авторы представленного обзорного материала в период с марта 2023 по декабрь 2023 года провели анализ восьмидесяти четырех научных публикаций, монографий, связанных с проблемами развития и применения технологий искусственного интеллекта и их влияния на различные аспекты жизнедеятельности социума. А также были рассмотрены нормативно-правовые документы, предопределяющие социально-правовой механизм регулирования ИИ и технологий на его основе. Основываясь на анализе, авторы пришли к некоторым выводам, сводимым к тому, что ИИ и технологии на его основе есть продукты НТР, существенным образом оказывающие влияние на человека, общество и государство. Очевидно, что это влияние имеет парадоксальный характер. С одной стороны, развитие ИИ и технологий на его основе есть объективный процесс. Они неудержимы в своем развитии во благо общественного прогресса. С другой стороны, имеет рискогенный характер, и может быть угрозой для человека, общества и государства. Это острейшим образом ставит вопрос формирования и развития социальноправовых механизмов регулирования его развития и применения. В статье авторы, проанализировав определённый объем не только научных публикаций, но и нормативно-правовых документов, формулируют свое виденье реально функционирующего социально-правового механизма регулирования ИИ и технологий на его основе.

Ключевые слова: научно-технологический прогресс, промышленная революция, искусственный интеллект, технологии искусственного интеллекта, робототехника, регулирование искусственного интеллекта, цифровая экономика, Национальная Стратегия развития искусственного интеллекта, Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственный интеллект и робототехника.

Процесс развития и внедрения искусственного интеллекта, как продукта научно-технологического прогресса, естественным образом порождает множество вопросов, как технико-технологического, так и социально-гуманитарного характера. Одним из вопросов социально-гуманитарного характера связан с влиянием ИИ на человека, общество и государство. Влияние, о котором часто ведутся рассуждения, в области социально-гуманитарных знаний, имеет двойственный характер. С одной стороны, технологическое развитие -процесс объективный, подчиняющийся диалектическим законам, и не удержим в своем развитии, и это благо. С другой, имеет непредсказуемый характер последствий для человека, общества и государства и может быть угрозой. Возникает естественный вопрос: что необходимо делать для того, чтобы развитие и применение искусственного интеллекта приносило максимальное благо, но при этом было бы безопасным.

В стремлении найти ответ на столь закономерный вопрос социально-гуманитарные науки приходит к пониманию необходимости его регулировать. Все чаще речь идет о формировании и развитии механизма регулирования, как самого процесса развития технологий ИИ, так и процесса их внедрения, основываясь на принципах приоритетности благополучия и безопасности. А это уже есть предметная область не только фундаментальных и прикладных исследований, но и актуальный вопрос, связанный с формированием социальноправового механизма регулирования ИИ и технологий на его основе. Под социально-правовым механизмом имеем ввиду: во-первых, формирующуюся правовую систему; во-вторых, образование соответствующих институтов (структуры в системе органов власти и экспертноаналитических); в-третьих, установление важных процедур, осуществляющих регулирование отношений в системе: «искусственный интеллект» - «нормы и правила» -«социум».

Прежде чем перейдем к обзору рассуждений о социально-правовых аспектах регулирования ИИ, полагаем, все же, верным сделать некоторое уточнение относительно ряда понятий: «промышленная революция», «искусственный интеллект», «технологии искусственного интеллекта». Такая постановка правомерна в силу того, что именно в основе современных промышленных революций помимо «цифры», «цифровые технологии», «робототехника» есть такое социально-технологическое явление, как «искусственный интеллект» и технологии на его основе.

На сегодняшний день известно о четырех промышленных революциях и нарастающей пятой. В рамках представленного исследования авторы не ставили задачу глубокой их интерпретации. Однако, считаем все же верным кратко охарактеризовать сущность четвертой и, пока еще научно полемической, пятой промышленных революций. Четвертую промышленную революцию (Индустрия 4.0) Клаус Шваб охарактеризовал именно как цифровую революцию, в основе которой: «вездесущий» интернет, постоянно дешевеющие миниатюрные производственные устройства, искусственный интеллект и обучающиеся машины, которые и станут в долгосрочной

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

№1 2024 [СГЗ]

перспективе основанием технологического и, как следствие, социально-экономического прогресса [1].

Всепроникающая сила цифровых и информационных технологий (с этим очевидным обстоятельством не поспорить) является ключевой основой современных всеобъемлющих технологий (мегатренды Индустрии 4.0). Для описания этих всеобъемлющих технологий К.Шваб подразделяет уже существующие и развивающиеся технологии по физическим (беспилотные транспортные средства, 3D-печать, передовая робототехника, новые материалы), цифровым («Интернет вещей» или «Интернет всех вещей», как один из главных мотов между физической и цифровой реальностью) и биологическим (генная инженерия, биоинформатика, нейротехнологии и пр.) основаниям, которые, в свою очередь, теснейшим образом взаимосвязаны и способствуют развитию друг друга. Основой является искусственный интеллект, обучающиеся машины, которые зависят от уровня вычислительной мощности [2]. Уточним, что уровень мощности определяется во флопсах (Flops), которые означают количество операций, совершаемых ЭВМ за единицу (секунда) времени. На сегодня, самые мощные компьютеры обладают показателем более 1018 Flops (лидеры на 2023 год: Frontier (США), Fuqaku (Япония), Aurora (США), Ea-qle (США) [3].

Последние несколько лет встречается много работ, в которых обосновывается не столько идея о грядущей пятой промышленной революции (Индустрия 5.0), сколько как ее уже свершившийся факт [4]. Суть ее сводится к объединению «...возможностей подключенных технологий Индустрии 4.0 с человеко-ориентированным подходом Индустрии 5.0» [5], способных открыть «.путь гармоничному взаимодействию человеческого интеллекта с когнитивными вычислениями» [6]. Индустрия 5.0 основывается на слиянии виртуального и материального мира в киберфизические комплексы, на основе которых создается единая цифровая экосистема [7].

К определению понятий «технологий искусственного интеллекта», «искусственный интеллект» есть множество подходов. При всем их многообразии речь, в большей мере, идет о: технологии, имитации когнитивных функции человека, алгоритме, способности решать интеллектуальные и творческие задачи, сверхразуме и множестве иных характеризующих понятий. Авторы полагают, что вопрос определения понятия «искусственный интеллект» пока еще ждет своего научного разрешения. И произойдет это по мере накопления соответствующего объема и качества знаний о таком социально-технологическом феномене, как искусственный интеллект.

Авторы исходят из определений, сформулированных в Стратегии развития ИИ [8] и продублированных в Федеральном законе от 24 апреля 2020 г. № 123-ФЗ: «Искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-телекоммуникационную инфраструктуру (в том числе информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства обработки информации), программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений»; «Технологии искусственного интеллекта - технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта (включая

компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта)» [9].

Одно очевидно, что стремительный процесс распространения информационных технологий, искусственного интеллекта, робототехники (и не только), как качественно новых продуктов научно-технологического прогресса, носит революционный характер. Эти процессы предопределяют переход на новые модели технологического, как следствие, экономического и общественного развития. Осмелимся предположить, что по своим масштабам и силе влияния на человека, общество и в целом на человеческую цивилизацию, четвертая и пятая промышленные революции будут несоизмеримы с предыдущими. Естественное стремление понять: каковы масштабы и степень влияния; каковы социальные риски и последствия внедрения технологий ИИ; каковы характер и направленность возникающих моделей социально-экономических, социально-политических, социокультурных и социально-правовых отношений, которые могут быть вызваны новой промышленной революцией, предопределяли и предопределяют, как направления, так и объектно-предметную область большинства исследований. Надо отметить, во многих исследованиях социально-гуманитарного характера высказываются суждения о том, что стремительное развитие и внедрение ИИ и технологий на его основе может привести к существенным трансформациям в экономической, социальной, политической и, что более всего вызывает опасение у академического научного сообщества, в социокультурной сфере.

Надо полагать, что в определенной мере, эти опасения не без основательны. Если допустить масштабный, при этом, недостаточно контролируемый и регулируемый процесс внедрения технологий ИИ, то вполне может возникнуть непредсказуемое по характеру и, весьма может быть, губительное по результату влияние на человека, общество и человеческую цивилизацию. Приведем лишь некоторых из великого множества авторов и их суждения подобного рода.

Еще в первой половине прошлого столетия в своих рассуждениях о человеке и машине Н.А. Бердяев утверждал, что «... вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры» и связывал это с тем обстоятельством, что мы-человечество «.стоим перед парадоксом: без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культур, и окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели» [10]. «Технизация духа и .разума», по утверждению Н.А. Бердяева, «.может легко представиться гибелью духа и разума» [11].

Спустя почти полвека опасениям Бердяева Н.А. продолжают вторить. В интервью для журнала «Юнайтед Стейс Ньюс энд Уорлд Рапорт» Норберт Винер выделял факт существования культа техники, и «.если человек предлагает передать весь вопрос о способе их употребления машине из-за слепого машинопоклонства или из-за нежелания принимать решения (назовете ли вы это леностью или трусостью), тогда мы сами напрашиваемся на неприятности» [12].

Академик РАН Степин В.В. в рассуждениях о цивилизации и культуре отмечал: «.полвека назад мало кто полагал, что именно техногенная цивилизация приведет человечество к глобальным кризисам, когда оно окажется буквально на пороге самоуничтожения» [13].

Действительный член РАН Н.Н. Моисеев в рассуждениях о судьбе цивилизации также утверждает, что раз-

вития информационных технологий «...оказывает революционное влияние на общество, стремительно меняя условия нашей жизни. Оно оказывает огромное влияние на духовный мир людей и способно перестраивать основы нравственности. Человек обрел в нем мощное, но крайне опасное оружие, не менее мощное по своим последствиям, чем атомная бомба» [14].

Будучи поборником более активного и масштабного внедрения цифровых технологий в интересах социальноэкономического блага и прогресса К.Шваб, в тоже время, отмечает что: «четвертая промышленная революция в равной мере создает как колоссальные преимущества, так и колоссальные проблемы» [15], акцентируя внимание на возможном неравенстве, как вызове, обладающего системным характером: «.главными выгодоприобретателями четвертой промышленной революции являются поставщики интеллектуального и физического капитала» все остальные «.никогда не смогут увеличить свой реальный доход, а дети не будут жить лучше чем они» [16]. В обществе, особенно той части, что живет собственным трудом, подобная несправедливость может вызывать и вызывает недовольство, которая имеет тенденцию к нарастанию.

Не лишены научной рефлексии большинство современных социально-философских исследований. Не умоляя значимость ряд иных исследований, с которыми нам довелось ознакомиться, все же, особое наше внимание привлекла замечательная, по нашему общему мнению, работа Александра и Ирины Алексеевых. Не отрицая, что «.современные технологии, предоставляя человеку немыслимые прежде возможности доступа к информационным ресурсам, создают благоприятные условия для обогащения знаниями и интеллектуального развития» [17], авторы, вместе с тем, основываясь на исследовательском опыте, усматривают и характеризуют угрозу самому человеку и, прежде всего, развитию его естественного интеллекта: «.повседневные наблюдения, и психолого-педагогические исследования свидетельствуют о тенденциях иммобилизации у новых поколений людей целого ряда способностей, которые традиционно считались необходимыми для развития интеллекта человека» [18]. Принимая как благо для человека и общества развитие информационных технологий, которые «.радикально расширяя для человека возможности доступа к информационным ресурсам, способствуют получению достоверной информации и знаний, необходимых для принятия разумных решений» [19], авторы в тоже время высказывают, как нам кажется, обоснованное опасение, связанное с приобретением новых технологических возможностей манипулирования человеком, его поведением и общественным сознанием: «.использование разными силами и структурами все более изощренных манипулятивных средств воздействия на сознание и поведение человека, направленных на понижение (а в идеале - «отключение») рациональности для формирования установок и побуждения к поступкам в интересах субъекта воздействия, расходящихся с объективно существующими потребностями самого человека» [20].

Не лишены, по крайней мере, оснований суждения Игнатьева В.И., (как полагаем, под влиянием идей интеграции человека и техники Ю.Хабермаса [21]) о том, что процесс усложнения машин с искусственным интеллектом породит процесс становления техносубъекта, который в перспективе может вытеснить человека, что приведет к появлению техносоциума, либо может возникнуть гибридный социум (на основе симбиоза Homo sapiens и техносубъекта с ИИ) [22].

В исследованиях проблем новой формирующейся действительности, многие современные авторы прихо-

дят к выводу о том, что реализуемые технологии в рамках промышленных революций (Индустрия 4.0, Индустрия 5.0), могут стать (по меткому выражению Норбер-та Винера) обоюдоострым оружием, могут быть использованы как на благо, так и для уничтожения человечества [23].

Можно также предположить, что именно осознание высокой степени опасности человечеству, а не что иное (например, конкуренция в сфере ИИ), обусловило появление в марте 2023 года открытого письма с призывом, о, как минимум, временной остановке экспериментов с искусственным интеллектом (систем ИИ, более мощных, чем GTA-4). Письмо, подписанное представителями как научно-экспертного сообщества, так и руководителями ряда крупных кампаний-лидеров в области разработок и внедрения ИИ (Tesla, SpaceX и Twiter Илон Маск, один из основателей Pinterest Эван Шарп и учредителем Apple Стив Возняк), было опубликовано на сайте организации Future of Laif [24]. Вопросы, которые были сформулированы в письме, как минимум, последние десяток лет, являются проблемной областью исследований социально-гуманитарных наук. Связаны они с манипу-лятивными свойствами ИИ, с сокращение рабочих мест в следствии масштабной автоматизации производственных и иных процессов, с целесообразностью развивать ИИ, который в конечном итоге может перехитрить интеллект естественный, создав риски будущему нашей цивилизации.

Стало быть, опасение сводиться к тому, что, стремясь к всеобщему общественному благу, человечество, тратя множество интеллектуальных усилий, развивает современные технологии, а, в конечном итоге, они могут это человечество и погубить. Очевидно, что вопрос влияния современных технологий на способы существования человека, жизнедеятельности общества волновало представителей социально-гуманитарной науки во все времена.

Сегодня вопрос принятия, либо не принятия технологий искусственного интеллекта, по нашему общему мнению, это не столько вопрос инертности мышления, сколько, в большей мере, вопрос рефлексивного свойства человеческого мышления и связан с проблемой формирования достаточных и необходимых условий для адаптации социума к очевидно новому, формирующемуся формату общественных отношений.

Как же сегодня понимается значение ИИ и связанные с ним угрозы в современных научных исследованиях? Вопрос не обыденный, но весьма важный с точки зрения научного осмысления: а) очевидных и прогнозируемых перспектив общественного развития; б) возникающих рисков и возможных угроз; в) механизмов минимизации существующих и прогнозируемых рисков и угроз. Для этого требуется, как минимум, исследовательский интерес и практическая реализация масштабных исследований. Исследовательский интерес очевиден и связан не только с выявление статистики и экономики знаний (по примеру масштабных и весьма интересных исследований, проводимые Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ «ВШЭ») но, и что немаловажно, тенденций,рисков и предполагаемых механизмов (по примеру Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Институт перспективных исследований проблем ИИ и интеллектуальных систем МГУ имени М.В. Ломоносова и ряда как научно-аналитических организаций, так и структур в системе законодательной и исполнительной власти, и ряда иных) регулирования в отношении ИИ.

Авторы, не претендуя на достаточную степень внешней валидности своего исследования (в процессе обзора

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

№1 2024 [СГЗ]

в сносках отсылаем к тем работам, которые не только попали в выборку, но, вызвали наибольший интерес) [25], все же обнаруживают некоторые тенденции, усматриваемые в научных публикациях социально-гуманитарного характера. Первый важный и весьма очевидный вывод, который можно сделать - это устойчивое проявление растущего исследовательского интереса к такому (не побоимся формулировки) социально-технологическому феномену, как ИИ; анализу его реального потенциала для социально-экономического развития; анализу рисков, связанных с развитием и использованием ИИ; соотношению права и ИИ и пр. Одним из важных факторов усиления научного интереса нам видится увеличивающийся масштаб развития и использования ИИ и технологий на его основе практически во всех сферах жизнедеятельности человека, общества и государства.

Второй важный вывод: вопросы, связанные с развитием и использованием ИИ и технологий на его основе, рассматриваются, в большей мере, на междисциплинарном уровне. Это вполне закономерно, так как проблемы, связанные с ИИ, относятся к нескольким областям современных социально-гуманитарных, технических (точных) и естественных наук. Но, если точные (технические) и ряд естественных наук, в большей мере, сосредоточенны на вопросах технико-технологического свойства, то ряд социально-гуманитарных наук, не отрицая важность современных технологий для общественного прогресса, все же ориентированы, как минимум, привлечь внимание к существующим и прогнозируемым проблемам, как максимум на решение существующих и прогнозируемых угроз в связи с использованием технологий искусственного интеллекта. Естественным образом, все выше обозначенное, в некотором роде обуславливает, появление следующих направлений:

- философия искусственного интеллекта, как направление философии, рассматривающее вопросы о «мышлении машин», о соотношении искусственного и естественного интеллекта, важные вопросы этического свойства создания и использования ИИ [26], философские аспекты создания технологий ИИ в отраслях [27], и целого ряда других весьма значимых проблем [28];

- социология искусственного интеллекта, (претендующая в будущем, на статус теорию среднего порядка) рассматривающая ИИ, как фактор социальных трансформаций [29]; искусственную социальность, как феномен социальной науки [30]; важные аспекты социального функционирования ИИ в различных сферах жизнедеятельности человека, общества и государства [31]; социальные риски (потенциальные и актуальные), связанные с внедрением технологий ИИ [32]; социокультурные аспекты функционирования ИИ [33] и многое другое;

- правовое регулирование искусственного интеллекта (цифровое право), изучающее вопросы влияния ИИ на право и осуществление правового регулирования искусственного интеллекта [34] и множество иных проблем правового характера;

- искусственный интеллект и психология, как направление, исследующее психологические проблемы, возникающие в связи с внедрением ИИ в систему «человек-машина» [35]; влияние ИИ на развитие естественного интеллекта [36] и т.д.;

- искусственный интеллект в биологии и медицине, рассматриваются вопросы использования ИИ в биоинформатике, геномике и протеомике, как фактор революционных продвижений в медицине [37] и пр. Представленными направлениями перечень не исчерпывается, а, в перспективе, можем предположить,

будет больше. Вывод, к которому можно прийти, очевиден: применение ИИ и технологии ИИ практический во всех сферах жизнедеятельности общества закономерно порождает процесс развития столь специфических, но отнюдь не узких направлений исследований в социально-гуманитарной сфере. Надо полагать, что это может повлечь некоторые методологические сложности в исследованиях, связанных с таким социальнотехнологическим феноменом, как ИИ. Разрешение вопроса видится в реализации исследовательской «формулы» Вернадского В.И., предложившего исследовать научные проблемы «не по наукам, а по проблемам» [38]. В этом, собственно, суть междисциплинарного подхода и действенный способ научного разрешения актуальных социально-гуманитарных проблем, связанных с феноменом ИИ.

Третий вывод связан с наличием в публикациях тезиса о неопределенности и рискогенном потенциале стремительного развития и широкого применения ИИ и технологий на его основе. Очевидно, что ИИ, как любое инновационное творение содержит в себе огромные (не в полной мере пока осознаваемые) возможности для общественного развития и, в тоже время, таит угрозы (также не в полной мере осмысленные), которые при условии неразумного их развития и потребления могут приобрести характер катастрофический. Исследования, выявляющие и оценивающие степень рисков, связанных с применением технологий ИИ, очень даже не мало (мы исключаем из этого ряда футурологические изыскания). Не смотря на множество публикаций, все же надо отметить, что в настоящее время не сложилось общего понимания относительно угроз, связанных с использованием ИИ и технологий на его основе. Выявляемые и описываемые угрозы сводятся к социально-экономическим, социально-политическим и социокультурным основаниям. Не меньше встречается исследований проблем без-опасности(военной,технологической, информационной и пр.) в связи с активным применением ИИ [39].

Анализ научных публикаций [40] дает возможность сформулировать концептуальную модель, позволяющую, в самом общем виде представить смысловую структуру угроз, на которые акцентируют свое исследовательское внимание авторы научных публикаций (Табл. 1).

Таблица 1.

Механизмы регулирования искусственного интеллекта в интересах минимизации _____рисков, связанных с применением технологий искусственного интеллекта_

Независимо от области социально-гуманитарного знания Бердяевский парадокс усматривается в подавляющем большинстве научных публикаций. Утверждая важность и необходимость развития и использования технологий ИИ для общественного блага, где в большей мере, где в меньшей дается характеристика либо уже существующих, либо возможных рисков порождения крайне опасных для человека, общества и государства ситуаций.

Четвертый вывод: в условиях неопределенности и рискогенного потенциала, связанного с развитием и при-

менением ИИ, возникает закономерная потребность в ее регулировании и утверждении этических норм реализации проектов, связанных с ИИ. Актуальность проблемы регулирования, вплоть до 2020 года, большинство социально-правовых исследователей объективно связывали с отсутствием единой концепции правового регулирования, общего понимания относительно выработки специальных, в том числе, этических норм и правил, регулирующих эту, достаточно специфическую и динамично развивающуюся область технологий (приводим лишь малую часть исследованных нами работ) [41].

В дальнейшем исследования приобрели предметный, отраслевой характер. Стали более ориентированными на проблемы, связанные с совершенствованием системы государственного регулирования, интерпретации норм и правил институционального свойства [42] и, конечно, на этические аспекты [43]. Еще более актуализируются вопросы: правосубъектность объектов с развитым ИИ; набирающий обороты процесс взаимного влияния и взаимного проникновения права и цифровых технологий [44]; интеллектуально-правовые аспекты применения технологий ИИ [45]; правовые аспекты изменений, происходящих в сфере труда под влиянием цифровых технологий [46]; искусственный интеллект и связанные с ним угрозы дискриминации прав человека [47] и целый ряд иных аспектов, подпадающих в область, развивающегося цифрового права, призванного разрешить важные вопросы регулирования в системе «право-ИИ-человек».

Таким образом, надо полагать, что перед социальногуманитарной наукой встала важнейшая и крайне непростая задача, связанная с вопросами определения столь сложного социально-технологического феномена, как ИИ, масштаба и характера его влияния на человека, общество и государство, определения социальноправовых механизмов его регулирование.

Надо отметить, что исследования проблем, связанных с социально-правовым механизмом регулирования (при всей условности деления) развивается в двух направлениях: связанных с регулированием процесса развития (создания) и с применением (потреблением) технологий ИИ, как продукта. И на этом аспекте остановимся чуть подробнее.

Можем полагать, что процесс формирования системы регулирования берет свое начало в 2016 году и связан с принятием Национальной технологической инициативы [48]. Как долгосрочная межведомственная программа, она закладывает основы формирующегося государственного механизма реализации технологического развития. Основным инструментом является «дорожная карта», реализуемая в форме проектов. В документе сформулированы правила разработки и реализации «дорожных карт» по технологическому развитию. Более того, в документе (в приложении к правилам) были сформулированы направления мероприятий по реализации «дорожных карт». Характерно, что в первоначальной редакции Постановления одним из направлений являлось поэтапное совершенствование нормативно-правовой базы в целях устранения барьеров для использования передовых технологических решений и создания стимулов для их внедрения [49]. В последующем документ претерпевает ряд изменений, дополнений и уточнений. Однако, эти изменения, как нам видится, не сняли вопрос регулирования (создания правовых условий) технологического развития. Важным, с точки рассматриваемого нами вопроса, считаем то, что в документе уже появилось положение, связанное с оценкой рисков, и барьеров (технологических, рыночных и общественных), которые могут препятствовать реализации задач разви-

тия. Ключевым в указанном Постановлении являлось то, что государство формулирует свое устремление именно на развитие и внедрение технологий (путем устранения барьеров), но, пока еще, не ставился вопрос пределов и масштабов внедрения, равно как и вопрос этического свойства.

Принятые в 2017 году Стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 годы [50] и программа «Цифровая экономика РФ» [51] сохраняют логику регулирования, связанную с развитием правовых основ развития. В программе «Цифровая экономика РФ» определялись пять базовых направлений: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. Обращаем внимание, что в направлениях уже достаточно устойчиво и предметно формулируется вопрос, связанный с формированием и развитием системы нормативного регулирования.

В 2019 году распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р утверждающая программу «Цифровая экономика РФ» утрачивает силу. Правительство страны формулирует новую национальную программу цифровой экономики страны [52]. В ее рамках утверждаются и реализовываются уже шесть Федеральных проектов: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление». Проект «Цифровые технологии» ориентирован на развитие и распространение «сквозных цифровых технологий», к которым относятся: нейротехнологии, ИИ, робототехника, виртуальная реальность, большие данные (сбор, обработка и хранение большого массива информации). Обращаем внимание, что вопрос, связанный с формированием и развитием системы нормативного регулирования, также сохраняет свою актуальность.

Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию в августе 2020 года в рамках цифрового развития страны и в реализации Национальной стратегии развития ИИ [53] дополнительно к вышеуказанным проектам добавляется ФП «Искусственный интеллект» [54]. Федеральные проекты: «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» и «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи» входят в сферу программы цифрового развития и реализуются в рамках инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года [55].

В настоящее время в рамках цифрового развития страны на период до 2030 года функционирует уже девять Федеральных программ. Но важно то, что ряд реализуемых в рамках программы «Цифровая экономика РФ» федеральных проектов, обуславливают процесс формирования и развития социально-правовых механизмов регулирования технологического развития, которые базируются на принципах обеспечения благополучия и безопасности. Дадим краткую характеристику лишь некоторым из перечисленных проектов, важных с точки зрения рассматриваемого вопроса.

Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» [56]. В рамках проекта в ряду урегулированных проблем были сформированы правовые условия для установления экспериментальных правовых режимов в области цифровых инноваций [57]. И, что крайне важно, утверждена Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий ИИ и робототехники [58]. Это, конечно, далеко не полный круг урегулированных вопрос.

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

№1 2024 [СГЗ]

ФП «Искусственный интеллект» [59] можем определить, как инструмент реализации Национальной стратегии развития ИИ. Одна из ключевых ее задач ориентирована на создание системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием ИИ.

Указанные выше проекты, как инструменты достижения Стратегии информационного общества и Национальной стратегии развития ИИ, существенным образом усилили процессы формирования социально-правового механизма регулирования в интересах развития ИИ. На ряду с другими направлениями ИИ, робототехника и биотехнологии предопределены в Стратегии развития информационного общества, как основные направления развития. Сформулирован был также ряд базовых принципов, один из которых - обеспечение защиты интересов граждан в информационной среде. Важным социально-правовым аспектом регулирования является то, что уже в документе доктринального характера, коим является указанная Стратегия, заложены ориентиры на обеспечение безопасности граждан, государства и, конечно, их взаимодействия. Очевидно, что реализация указанных выше проектов способствует не только активному технологическому развитию, но и, что важно, предопределяет процесс формирования системы регулирования технологического развития, в частности искусственного интеллекта.

Социально-правовые основы регулирования искусственного интеллекта более предметно, были предопределенны Национальной стратегией развития искусственного интеллекта до 2030 года [60] и принятой годом позже Концепцией развития регулирования отношений в сфере технологий ИИ и робототехники [61].

Можем предположить, что в определенной мере актуализация научным сообществом вопроса регулирования привело к тому, что в Национальной стратегии развития ИИ был сформулирован ряд крайне важных и обязательных к соблюдению принципов развития и, что важно, использования технологий ИИ: защита прав и свобод человека, в том числе право на труд в условиях цифровой экономики; безопасность, недопустимость использования ИИ в целях умышленного причинения вреда, а также предупреждение и минимизация рисков возникновения негативных последствий использования ИИ и др.

Сформулированные в национальной стратегии цели развития ИИ, ориентированы на обеспечение: роста благосостояния и качества жизни, национальной безопасности и др. Эти цели, в полной мере, согласуются с национальными целями развития страны на период до 2030 года [62] и являются основание для разработки новых и корректировки функционирующих госпрограмм и проектов развития ИИ, с учетом вопросов обеспечения благополучия и безопасности для человека, общества и государства.

Примером действенного взаимодействия государства, как важного социального института и научного сообщества, также можно считать принятую систему взглядов на ключевые вопросы регулирования общественных отношений в области технологий ИИ и робототехники. Сформулированы они в Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники [63]. Концепция, как политико-правовой документ доктринального характера, явилась, в некотором роде, драйвером для процесса выработки и утверждения норм и правил, по большому счету, и развития цифрового права.

Целью Концепции является определение основных подходов к преобразованию системы правового регулирования в интересах обеспечения условий создания

и применения технологий ИИ и робототехники в различных сферах экономики и, что важно при этом с соблюдением прав и обеспечения безопасности личности, общества и государства как важного принципа. Надо отметить, что ориентация на создание благоприятных правовых условий для разработки и применения ИИ и РТ основывается на целом ряде важных принципов, один из которых - обеспечения баланса интересов как разработчиков, так и потребителей, а также определения границ юридической ответственности за негативные последствия использования ИИ и робототехники.

Достижение заложенных в Концепции целей и задач возможно при наличии действенного механизма, который также нашел свое отражение в документе. Концепция предполагает разработку и принятие к 2024 году правовых документов в сфере ИИ и робототехники, создающих комфортную социально-правовую среду для развития технологий ИИ и робототехники. Создание комфортной социально-правовой среды для развития технологий ИИ и РТ предполагает: расширение регуляторных мер для финансового стимулирования, создание механизмов упрощенного внедрения, решение общеотраслевых задач развития законодательства, включая обеспечение безопасности систем ИИ и РТ, снятие отраслевых барьеров для внедрения, совершенствование режима оборота данных для целей развития, совершенствование системы технического регулирования, участие в разработке актов в сферах ИИ и РТ.

Было бы совершенно не верным обойти проблему, связанную с этическим аспектом в сфере использования ИИ. В силу важности вопроса, именно в Национальной стратегии развития ИИ была сформулирована необходимость выработки этических норм, касающихся взаимодействия человека и ИИ, как одного из важных направлений создания системы регулирования [64], а в последующем, в Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий ИИ и РТ. Концепция декларирует, что развитие указанных технологий должно базироваться на этических нормах, предполагающих приоритет безопасности и благополучие человека, запрет на причинение вреда человеку по инициативе искусственного интеллекта и РТ, подконтрольность искусственного интеллекта и РТ человеку, проектируемое соответствие закону, в том числе требованием безопасности [65].

Надо полагать, что это и стало некоторым важным основанием разработки и принятия Кодекса этики в сфере ИИ. Российский Кодекс был разработан Альянсом в сфере ИИ совместно с аналитическим центром при Правительстве РФ и Минэкономразвития. В октябре 2021 года принят на международном форуме «Этика искусственного интеллекта: начало доверия», который состоялся в Москве. Первоначально документ был подписан Правительством РФ, Минэкономразвития, Альянсом в сфере ИИ, включающим УК РФПИ, ПАО Газпром нефть, ООо Яндекс, ПАО МТС, ООО ВК и ПАО Сбербанк. В настоящее время к документу уже присоединились 268 организаций, 43 федеральных и 16 региональных органов исполнительной власти, выразив тем самым свое согласие с теми принципам, которые были сформулированы в первом разделе Кодекса.

Сформулировано шесть базовых принципа этики и правил поведения: главный приоритет развития технологий ИИ - защита интересов и прав людей и отдельного человека; осознание ответственности при создании и использовании ИИ; ответственность за последствия применения СИИ всегда несет человек; технологии ИИ нужно применять по назначению и внедрять там, где это принесет пользу людям; интересы развития технологий ИИ выше интересов конкуренции; максимальная про-

зрачность и правдивость в информировании об уровне развития технологий ИИ, их возможностях и рисках [66]. Несмотря на рекомендательный характер Кодекса, этические положения и принципы, сформулированные в документе, в определенной мере, могут предопределить логику дальнейшего развития социально-правовых основ регулирования ИИ.

При всей важности принятых документов для развития системы регулирования отношений в сфере технологий ИИ надо признать, что Национальная стратегия и Концепция имеют больше политико-программный характер, а Кодекс этики рекомендательный. Это означает наличие некоторой свободы в интерпретации норм, в отличии от нормативно-правового акта, имеющего статус высшей юридической силы (например, Федеральный закон или Кодекс, как правовой документ) и содержащий нормы обязательные к исполнению в сфере развития и применения ИИ и технологий на его основе. Ведь совершенно очевидно, что нарушения сформулированных этических положений и принципов не могут служить основанием для юридической ответственности. Видимо поэтому, Совет по развитию цифровой экономики при СФ предложил внедрить в российской законодательство положения Кодекса этики ИИ [67].

Учитывая степень значимости вопроса, полагаем возможным разработку и принятие базового нормативноправового акта как документа, обладающего юридической силой высокого порядка, а, следовательно, обязательного для всех участников процесса. Тем более, что ориентация на более активное развитие и расширение сферы применения технологии ИИ уже обусловило принятие некоторых нормативно-правовых актов: Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий ИИ в субъекте РФ - городе федерального значения Москве и внесение изменений в ст. 6 и 10 ФЗ «О персональных данных». Целью установления экспериментального режима является создать необходимые условия как для разработки, так и для внедрения технологий ИИ. При этом, прозрачность, защита прав и свобод человека, безопасность личности, общества и государства являются ключевыми принципами установления экспериментального правового режима; Федеральный закон от 31.07.2020 № 123-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровой инновации в Российской Федерации», устанавливающий в медицине, образовании, промышленности, торговле строительстве и в иных сферах экспериментальный правовой режим регулирования (регуляторные песочницы). Важно то, что логика развития вопроса регулирования связанна не только с необходимыми правовыми условиями развития внедрения технологий, но и то, что должно отвечать требованиям безопасности для человека, общества и государства. Как и в предыдущем законе, в данном правовом акте также сформулированы базовые принципы экспериментального правового режима, связанные с недопустимостью ограничения конституционных прав и свобод гражданина, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

В рамках логики рассуждений осмелимся предположить, что с принятием Национальной стратегии начинается процесс более или менее осмысленного институционального регулирования развития и внедрения ИИ. Основывается этот процесс как на правовых, этических нормах, правил и традициях, так и на организационноуправленческих процедурах. Коль речь ведем о социальноправовых аспектах регулирования ИИ, было бы не верным обойти стороной вопрос, связанный с формирование

институтов регулирования. В данном ключе ведется речь об организационно-управленческой системе, которая реально функционирует пока на Федеральном уровне. Например, в структуре Минпромторга РФ - Департамент цифровых технологий; в министерстве цифрового развития - Департамент развития ИИ; в структуре Минэконом развития - Департамент развития цифровой экономики; в Министерстве науки и высшего образования - Департамент цифрового развития и др. Указанные структурные подразделения призваны реализовывать государственную политику в области развития и применения современных (цифровых) технологий.

В системе законодательных органов власти: при СФ создан Совет по развитию цифровой экономики, в составе которой функционирует секция «Искусственный интеллект». В ГД функционирует комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи, одна из задач - совершенствование нормативноправового регулирования ИИ.

Можем предположить, что современное состояние организационно-управленческой системы, в определенной мере, хотя и имеет устойчивый характер институционального оформления, все же, является одним из возможных факторов неоднородности процесса развития и внедрения технологий ИИ в современной России. То, что процесс развития и внедрения технологий ИИ в современной России имеет характер неоднородный, подтверждаются результатами исследования: «Индекса интеллектуальной зрелости» в регионах. По результатам которого в 88 процентах регионов отмечают отсутствие доступа к данным для использования ИИ, в 62 процентах регионов - дефицит специалистов в области ИИ, в 91процентах регионов не разрабатывают собственные стратегии использования ИИ [68].

Таким образом, можно сделать вывод, что государство, как один из социальных институтов, обладает осознанной потребностью в развитии ИИ и технологий на его основе. Потребность обусловлена необходимостью научно-технологического и, как следствие, социальноэкономического и технологического развития, обеспечения национальной безопасности, формирования технологической независимости. Осознанная потребность побуждает государство к действиям, ориентированным на создание необходимых нормативно-правовых, организационных, финансовых и, иных условий для развития ИИ и технологий на его основе. Наличие рискогенного потенциала, связанного с развитием и применением ИИ и технологий на его основе, закономерно порождает потребность в развитии социально-правового механизма регулирования процесса развития и применения ИИ и технологий на его основе с учетом ключевых принципов, важнейшим из которых является обеспечение благополучия и безопасности человека, общества и государства. Таковы наши весьма предварительные выводы, которые мы можем сформулировать в рамках нашей статьи, основываясь на научных публикациях, нормативно-правовых документах, которые нам довелось проанализировать.

Литература

1. Клаус Шваб. Четвертая промышленная революция: перевод с англ. / Клаус Шваб - М.: Эксмо, 2022. С. 16

2. Клаус Шваб. Четвертая промышленная революция: перевод с англ. / Клаус Шваб - М.: Эксмо, 2022. С. 27-37.

3. Суперкомпьютеры 2023: (интервью член-корр. РАН С.М. Абрамова) // https://www.nkj.ru/open/49270/

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

№1 2024 [СГЗ]

4. Федоров А.А., Либерман И.В., Корягин С.И., Кла-чек П.М. Технология проектирования нейроцифровых экосистем для реализации концепции Индустрия 5.0 // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 3. С. 19-39. DOI: 10.18721/JE.14302; Бабкин А.В., Федоров А.А., Либерман И.В., Клачек П.М. Индустрия 5.0: понятие, формирование и развитие. Экономика промышленности. 2021; 14(4):375-395. https://doi. org/10.17073/2072-1633-2021-4-375-395; Баринова Н.В.; Баринов В.Р. Цифровая экономика, искусственный интеллект, Индустрия 5.0, вызовы современности. Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2022, Том 19, № 5 (125). С. 23-34.

5. Федоров А.А., Либерман И.В., Корягин С.И., Клачек П.М. Технология проектирования нейроцифровых экосистем для реализации концепции Индустрия 5.0 // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 3. С. 19-39. DOI: 10.18721/JE.14302

6. Федоров А.А., Либерман И.В., Корягин С.И., Клачек П.М. Технология проектирования нейроцифровых экосистем для реализации концепции Индустрия 5.0 // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 3. С. 19-39. DOI: 10.18721/JE.14302.

7. Черепанов Н.В. Принципы и подходы применения Индустрии 5.0 на предприятии. Журнал «Инновации и инвестиции», № 9 2019. С 44; Ху Тинтин. Обзор национальных стратегий перехода к Индустрии 5.0 // Экономика и управление инновациями. 2022. № 3 (22). С. 28-38. DOI: 10.26730/2587-5574-2022-3-28-3 8

8. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490 «О развитии искусственного интеллекта в РФ»

9. Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъектах Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статью 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»

10. Бердяев Н.А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники), «Путь», 1933. № 38. С. 3-6.

11. Бердяев Н.А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники), «Путь», 1933. № 38. С. 3-6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. - 2-е издание - М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. С 319-326 (приложение IV)

13. Вячеслав Степин. Цивилизация и культура. Санкт-Петербург, 2011.С. 93

14. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 1998. С. 83

15. Клаус Шваб. Четвертая промышленная революция: перевод с англ. / Клаус Шваб - М.: Эксмо, 2022. С. 22

16. См.: там же, с. 22-24

17. Александр Алексеев, Ирина Алексеева. Судьба интеллекта и миссия разума: философия перед вызовами эпохи цифровизации. Монография, М.: Проспект, 2021.

18. Александр Алексеев, Ирина Алексеева. Судьба интеллекта и миссия разума: философия перед вызовами эпохи цифровизации. Монография, М.: Проспект, 2021.

19. Александр Алексеев, Ирина Алексеева. Судьба интеллекта и миссия разума: философия перед вызовами эпохи цифровизации. Монография, М.: Проспект, 2021..

20. Александр Алексеев, Ирина Алексеева. Судьба интеллекта и миссия разума: философия перед вызовами эпохи цифровизации. Монография, М.: Проспект, 2021.

21. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М.: Праксис, 2007. 208 с.

22. Игнатьев В.И. Социокультурные аспекты роботизации. // Социология науки и технологий. 2019. Том 10, № 1. DOI: 10.24411/2079-0910-2019-10005

23. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 1948-1961.2-е издание. - М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983.

24. https://futureofMfe.org/open-letter/pause-giant-ai-experiments/

25. Авторы в период с марта 2023 по декабрь 2023 года провели анализ восьмидесяти четырех научных публикаций, монографий, связанных с проблемами развития и применения технологий ИИ и их влияния на различные аспекты жизнедеятельности социума. А также были рассмотрены нормативно-правовые документы, предопределяющие социальноправовой механизм регулирования ИИ и технологий на его основе.

26. Леонов Вадим, прот., Каштанова Е.В., Лобачева А.С. Этика искусственного интеллекта: проблемы и инициативы в социальной сфере // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. М.: Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2021, № 2 (53). С. 5-12. DOI 10 .12737/2305-7807-2021-10-2-5-12

27. Неганов В.В. Философские аспекты создания современных технологий искусственного интеллекта в архитектуре и строительной отрасли // Современные технологии в мировом научном пространстве: методы, модели, прогнозы: монография, Петраза-водск: МЦНП «Новая наука», 2021. С. 93-110.

28. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии. - М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2016; Диюн М.С., Серединская Л.А. Искусственный интеллект и суперинтеллект: экзистенциальные риски // Философские дескрипты. 2017. № 18; Лавриненко А.Ю. Философские проблемы искусственного интеллекта // Молодежный научнотехнический вестник. 2015. № 10. С. 65; Иоселиани А.Д. Цхададзе Н.В. Искусственный интеллект: социально-философское осмысление. // Журнал Фундаментальные аспекты психического здоровья, № 2 2019 [ФАПЗ]. С. 196-202;

29. М. Грановерт Сила слабых связей (перевод З.В. Котельниковой), Экономическая социология. Т. 10. № 4 2009. С31-51.; Пономарев А.М. Технологии искусственного интеллекта в контексте современной трансформации социальности //Дискурс-Пи. 2022. Т. 19. № 4. С. 159-177. https://doi.org/10.17506/18179 568_2022_19_4_159

30. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. «Искусственный интеллект», «онлайн-культура», «искусственная социальность»: определение понятий //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 35-47. https://doi.org/10.14515/ monitoring.2019.6.03.

31. Виниченко М.В., Наррайнен Г.С. Мельничук А.В., Фени Ч. Влияние искусственного интеллекта на деятельность человека // Пограничные информаци-

онные технологиии системные исследования в кооперативной экономике. Исследования в области систем, принятия решений и управления. Springer Nature Швейцария. - 2021. - Том 316. - C. 561-570. https://doi.org/10.1007/978-3030-57831-2_60.

32. Хабирова Е.Е. Неопределенность в отношении технологии искусственного интеллекта в российском обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2021. Т. 14. № 3. С. 262-275. 10.21638/spbu12.2021.305.; Вантяева А.С. Социальные риски внедрения технологий искусственного интеллекта // Теория и практика общественного развития. 2022. № 7. С. 67-71. https://doi.org/10.24158/ tipor.2022.7.8.

33. Степаненко А.С. Социокультурные и технологические предпосылки искусственного интеллекта. Диссертация на соискание дфн, 2007; Новая культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: право, медиа и национальная идентичность // Сборник материалов международной научно-практической конференции (Москва, 14-15 ноября 2018 г.) // под ред. И.В. Аненковой, М.А. Пильгун; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Прауительстве РФ. М.2019.

34. Морхат П.М. Правосубъектность юнитов искусственного интеллекта. Гражданско-правовое исследование. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 113 с.; Кры-санова Н.В. Ст: К вопросу о правосубъектности и правовом развитии искусственного интеллекта. DOI: 10.31249/rgpravo/2021.01.02; Понкин И.В. Редькина А.И. Искусственный интеллект с точки зрения права. Вестник РУДН. Сер: Юридические науки 2018 Т. 22. № 1. 91-109; Морхат П.М. Искусственный интеллект: правовой взгляд. Монография / РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права». М.: Буки Веди. 2017.

35. Вислова А.Д. Потениал психологии интеллекта в контексте моделирования искусственного интеллекта // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 6 (92) 2019. С 32-46. DOI: 10.35330 /1991-6639-2019-6-92-32-46; Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970, 191 с.; Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания: в 2 т. М., 2006. Т. 2. С. 196.

36. Корж Е. М., Громова А.В. Потенциал применения технологий искусственного интеллекта в психологии // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 60-70. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46 .2.5

37. Морозова Ю.А. Цифровая трансформация российского здравоохранения как фактор развития отрасли // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2020. -№ 2. - С. 36-47. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-3

6.; Карпов О.Э., Акаткин Ю.М., Конявский В.А., Ми-керин Д.С. Цифровое здравоохранение в цифровом обществе. - Деловой экспресс. Москва, - 2016.; Мельников П.В., Доведов В.Н., Каннер Д.Ю., Чер-никовскии И.Л. Искусственный интеллект в онкохирургической практике. Тазовая хирургия и онкология 2020;10(3-4):60-4.

38. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: «Наука», 1988. С. 124

39. Артамонов В.А. Безопасность информационнокоммуникационных технологий в контексте устойчивого развития социума / В.А. Артамонов, Е.В. Артамонова, Л.А. Кулак // Цифровая трансформация. 2019. - № 2. - С. 36-45; Виловатых А.В. Искусственный интеллект как фактор военной политики буду-

щего // Проблемы национальной стратегии. 2019. № 1 (58).

40. Авторы в период с марта 2023 по декабрь 2023 года провели анализ восьмидесяти четырех научных публикаций, монографий, связанных с проблемами развития и применения технологий ИИ и их влияния на различные аспекты жизнедеятельности социума. А также были рассмотрены нормативно-правовые документы, предопределяющие социальноправовой механизм регулирования ИИ и технологий на его основе.

41. Калятин В.О. Изменения системы объектов интеллектуальных прав в связи с принятием четвертой части Гражданского кодекса // СПС: «Консультант-Плюс»; Федотов М.А. Проблемы доктрины информационного права // Труды по интеллектуальной собственности. 2012. № 1. Т. 10. С. 42.; Харитонова Ю.С. К вопросу об охраноспособности результата деятельности искусственного интеллекта // Право будущего: интеллектуальная собственность, инновации, интернет: Ежегодник. Вып. 1. М.: ИНИ-ОН РАН, 2018. С. 52-65.; Рахматулина Р.Ш., Савина В.С., Свиридова Е.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта и роботизации - новый этап развития экономики. Журнал «Гуманитарные и юридические исследования», № 4 (2019), с. 209216.; Харитонова Ю.С., Савина В.С. Технология искусственного интеллекта и право: вызовы современности. // Вестник Пермского унив. Юридические науки», 2020, N 3; Ибрагимов Р.С., Сурагина Е.Д. Гуманитарный подход к регулированию ИИ // Право и экономика. Документы. Комментарии. Практика. 2018. N 4. С. 35-47.

42. Келепова М.Е., Молодчик А.В., Нагорная М.С. Правовое и институциональное регулирование ИИ на международном и национальном уровнях // Управление в современных системах. 2022. № 3 (35). С. 68-78.; Бегишев И.Р. Международноправовые основы регулирования искусственного интеллекта и робототехники // Международное публичное и частное право. 2021. № 1. С. 37-40; Ивлев Г.П. Егорова М.А. Юридическая проблематика правового статуса ИИ и продуктов, созданных системами ИИ // Журнал российского права, 2022, т. 26. № 6. С. 32. DOI: 10.12737/jrl.2022.060

43. Морхат П.М. Искусственный интеллект и права человека: теоретико-правовое исследование // Право и образование. 2018. № 3. С. 35-44; Журков А.А. Этические аспекты использования систем искусственного интеллекта: международноправовой опыт; Федоров М. Искусственный интеллект: международно-правовые коллизии и этические нормы // Международная жизнь. - Апрель 2020; Холодная Е.В. Этические стандарты и регулирование искусственного интеллекта // Информационное право. - 2020. - № 3 (65).

44. Андреев В.К. Приобретение и осуществление прав юридического лица с использованием искусственного интеллекта // Предпринимательское право. 2021. № 4; LegalTech в сфере предпринимательской деятельности: монография (отв. ред. И.В. Ершова,

О.В. Сушкова) М.: «Прспект», 2023; Амелин Р.В., Чаннов С.Е. Эволюция права под воздействием цифровых технологий. Монография, издательство «Норма», 2023; Лаптев В.А., Соловяненко Н.И., Цифровое правосудие. Цифровой документ: монография. М.: Прспект, 2022.

45. Евушкин А.Н., Тюлин А.В. Deepfak и системы искусственного интеллекта в парадигме развития

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

№1 2024 [СГЗ]

цифрового права. Ст в журн «Юрист», 2021, № 11, https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=-doc&base=CJI&n=139658#F2qBI0UcBLiPK1Al1

46. Филипова И.А. Влияние цифровых технологий на труд: ориентиры для трудового права: моно-гр/И.А. Филипова. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2021; Прожерина К.В. Ст. Искусственный интеллект как вызов трудовому праву. Жур «Трудовое право в России и за рубежом № 04/2023», с. 18-20.; Ху-булова М.И. Искусственный интеллект в сфере труда. // Трудовое право в России и за рубежом. 2022, № 3. С. 45-47.

47. Талапина Э.В. Алгоритмы и ИИ сквозь призму прав человека. / журнал российского права, 2022. № 10.

48. Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. N 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (с изменениями и дополнениями). https://base.garant.ru/71380666/

49. Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. N 317 «О реализации Национальной технологической инициативы»

50. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»

51. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утратило силу).

52. Утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.

53. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в РФ»

54. Приложение N 3 к протоколу президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 27.08.2020 N 17

55. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р (ред. от 14.03.2022) «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года».

56. Утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 N 9

57. Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ»

58. Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 N 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года»

59. Приложение N 3 к протоколу президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 27.08.2020 N 17

60. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»

61. Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 N 2129-р «Об утверждении Концепции развития ре-

гулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года»

62. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

63. Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 N 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года»

64. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»

65. Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 N 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года»

66. Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта // https://ethics.a-ai.ru/ (дата обращения 18.01.2024)

67. https://www.pnp.ru/social/kodeks-etiki-v-sfere-iskusstvennogo-intellekta-khotyat-vnedrit-v-zakonodatelstvo.html

68. Результаты исследования «Индекс интеллектуальной зрелости» в регионах, представляющее собой оценку ИИ-зрелости всей системы экономики и государственного управления по четырем направлениям: системы ФОИВ, региональных ОИВ, и системы ОМС. // https://files.data-economy.ru/Docs/AI_re-gions.pdf

SOCIAL AND LEGAL ASPECTS OF REGULATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN MODERN RUSSIA (REVIEW AND ANALYTICAL STUDY)

Moiseev A.V., Epkhiev O.M.

National Research University MGSU

The authors of the presented review material, from March 2023 to December 2023, analyzed eighty-four scientific publications, monographs related to the problems of the development and application of artificial intelligence technologies and their impact on various aspects of social life. Regulatory and legal documents that predetermine the social and legal mechanism for regulating AI and technologies based on it were also considered. Based on the analysis, the authors came to some conclusions, which boil down to the fact that AI and technologies based on it are products of scientific and technological revolution that significantly influence individuals, society and the state. Obviously, this influence is paradoxical. On the one hand, the development of AI and technologies based on it is an objective process. They are unstoppable in their development for the benefit of social progress. On the other hand, it is risky and can be a threat to individuals, society and the state. This urgently raises the issue of the formation and development of socio-legal mechanisms for regulating its development and application. In the article, the authors, having analyzed a certain volume of not only scientific publications, but also regulatory documents, formulate their vision of a really functioning social and legal mechanism for regulating AI and technologies based on it.

Keywords: scientific and technological progress, industrial revolution, artificial intelligence, artificial intelligence technologies, robotics, regulation of artificial intelligence, digital economy, National Strategy for the Development of Artificial Intelligence, Concept for the development of regulation of relations in the field of technologies, artificial intelligence and robotics.

References

1. Klaus Schwab. The Fourth Industrial Revolution: translation from English. / Klaus Schwab - M.: Eksmo, 2022. P. 16

2. Klaus Schwab. The Fourth Industrial Revolution: translation from English. / Klaus Schwab - M.: Eksmo, 2022. P. 27-37.

3. Supercomputers 2023: (interview with Corresponding Member of the RAS S.M. Abramov) // https://www.nkj.ru/open/49270/

4. Fedorov A.A., Liberman I.V., Koryagin S.I., Klachek P.M. Technology for designing neuro-digital ecosystems to implement the concept of Industry 5.0 // Scientific and Technical Journal of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic Sciences. 2021. Vol. 14, No. 3. pp. 19-39. DOI: 10.18721/JE.14302; Babkin A.V., Fedorov A.A., Liberman I.V., Klachek P.M. Industry 5.0: concept, formation and development. Economics of industry. 2021; 14(4):375-395. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-4-375-395; Barinova N.V.; Barinov V.R. Digital economy, artificial intelligence, Industry 5.0, challenges of our time. Vestnik REU im. G.V. Plekhanova, 2022, Volume 19, No. 5 (125). P. 23-34.

5. Fedorov A.A., Liberman I.V., Koryagin S.I., Klachek P.M. Technology for designing neuro-digital ecosystems to implement the concept of Industry 5.0 // Scientific and Technical Journal of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic Sciences. 2021. Vol. 14, No. 3. pp. 19-39. DOI: 10.18721/JE.14302

6. Fedorov A.A., Liberman I.V., Koryagin S.I., Klachek P.M. Technology for designing neuro-digital ecosystems to implement the concept of Industry 5.0 // Scientific and Technical Journal of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic Sciences. 2021. Vol. 14, No. 3. pp. 19-39. DOI: 10.18721/JE.14302.

7. Cherepanov N.V. Principles and approaches to using Industry 5.0 in an enterprise. Magazine “Innovation and Investment”, No. 9 2019. P 44; Hu Tingting. Review of national strategies for the transition to Industry 5.0 // Economics and innovation management. 2022. No. 3 (22). pp. 28-38. DOI: 10.26730/2587-5574-2 022-3-28-38

8. Decree of the President of the Russian Federation of October 10, 2019 N 490 “On the development of artificial intelligence in the Russian Federation”

9. Federal Law of April 24, 2020 No. 123-FZ “On conducting an experiment to establish special regulation in order to create the necessary conditions for the development and implementation of artificial intelligence technologies in the constituent entities of the Russian Federation - the federal city of Moscow and amending Article 6 and 10 of the Federal Law “On Personal Data”

10. Berdyaev N.A. Man and machine (the problem of sociology and metaphysics of technology), “The Path”, 1933. No. 38. pp. 3-6.

11. Berdyaev N.A. Man and machine (the problem of sociology and metaphysics of technology), “The Path”, 1933. No. 38. pp. 3-6

12. Wiener N. Cybernetics, or control and communication in animals and machines. - 2nd edition - M.: Nauka; Main editorial board of publications for foreign countries, 1983. pp. 319-326 (Appendix IV)

13. Vyacheslav Stepin. Civilization and culture. St. Petersburg, 2011. P. 93

14. Moiseev N.N. The fate of civilization. The path of the mind. M., 1998. P. 83

15. Klaus Schwab. The Fourth Industrial Revolution: translation from English. / Klaus Schwab - M.: Eksmo, 2022. P. 22

16. See: ibid., p. 22-24

17. Alexander Alekseev, Irina Alekseeva. The fate of intelligence and the mission of reason: philosophy facing the challenges of the digitalization era. Monograph, M.: Prospekt, 2021.

18. Alexander Alekseev, Irina Alekseeva. The fate of intelligence and the mission of reason: philosophy facing the challenges of the digitalization era. Monograph, M.: Prospekt, 2021.

19. Alexander Alekseev, Irina Alekseeva. The fate of intelligence and the mission of reason: philosophy facing the challenges of the digitalization era. Monograph, M.: Prospekt, 2021..

20. Alexander Alekseev, Irina Alekseeva. The fate of intelligence and the mission of reason: philosophy facing the challenges of the digitalization era. Monograph, M.: Prospekt, 2021.

21. Habermas Yu. Technology and science as “ideology”. M.: Praxis, 2007. 208 p.

22. Ignatiev V.I. Sociocultural aspects of robotization. // Sociology of science and technology. 2019. Volume 10, No. 1. DOI: 10.2441 1/2079-0910-2019-10005

23. Wiener N. Cybernetics, or control and communication in animals and machines. 1948-1961.2nd edition. - M.: Science; Chief editor of publications for foreign countries, 1983.

24. https://futureoflife.org/open-letter/pause-giant-ai-experiments/

25. The authors, from March 2023 to December 2023, analyzed eighty-four scientific publications, monographs related to the

problems of the development and application of AI technologies and their impact on various aspects of social life. Regulatory and legal documents that predetermine the social and legal mechanism for regulating AI and technologies based on it were also considered.

26. Leonov Vadim, prot., Kashtanova E.V., Lobacheva A.S. Ethics of artificial intelligence: problems and initiatives in the social sphere // Personnel and intellectual resources management in Russia. M.: Scientific Publishing Center INFRA-M, 2021, No. 2 (53). pp. 5-12. DOI 10.12737/2305-7807-2021-10-2-5-12

27. Neganov V.V. Philosophical aspects of creating modern artificial intelligence technologies in architecture and the construction industry // Modern technologies in the global scientific space: methods, models, forecasts: monograph, Petrazavodsk: ICNP “New Science”, 2021. pp. 93-110.

28. Bostrom N. Artificial intelligence. Stages. Threats. Strategies. -M.: Publishing house “Mann, Iva” new and Ferber”, 2016; Di-yun M.S., Seredinskaya L.A. Artificial intelligence and superintelligence: existential risks // Philosophical descriptors. 2017. No. 18; Lavrinenko A. Yu. Philosophical problems of artificial intelligence // Youth scientific and technical bulletin. 2015. No. 10. P. 65; Ioseliani A.D. Tskhadadze N.V. Artificial intelligence: social and philosophical understanding. // Journal Fundamental Aspects of Mental Health, No. 2 2019 [FAPZ]. P. 196-202;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. M. Granovert The strength of weak ties (translation by Z.V. Kotelnikova), Economic sociology. T.10. No. 4 2009. С31-51.; Ponomarev A.M. Artificial intelligence technologies in the context of modern transformation of sociality // Discourse-Pi. 2022. T.19. No. 4. P. 159-177. https://doi.org/10.17506/181795 68_2022_19_4_159

30. Rezaev A.V., Tregubova N.D. “Artificial intelligence”, “online culture”, “artificial sociality”: definition of concepts //Monitoring of public opinion: Economic and social changes. 2019. No. 6. P. 35-47. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.03.

31. Vinichenko M.V., Narrainen G.S. Melnichuk A.V., Feni Ch. The influence of artificial intelligence on human activity // Borderline information technologies and systemic research in cooperative economics. Research in systems, decision making and management. Springer Nature Switzerland. - 2021. - Volume 316. - pp. 561-570. https://doi.org/10.1007/978-3030-57831-2_60.

32. Khabirova E.E. Uncertainty regarding artificial intelligence technology in Russian society // Bulletin of St. Petersburg University. Sociology. 2021. Vol. 14. No. 3. pp. 262-275. 10.21638/sp-bu12.2021.305.; Vantyaeva A.S. Social risks of introducing artificial intelligence technologies // Theory and practice of social development. 2022. No. 7. pp. 67-71. https://doi.org/10.24158/ tipor.2022.7.8.

33. Stepanenko A.S. Sociocultural and technological prerequisites for artificial intelligence. Dissertation for the PhD, 2007; New culture of communications in the context of digital and sociocultural globalization: law, media and national identity // Collection of materials of the international scientific and practical conference (Moscow, November 14-15, 2018) // ed. I.V. Anenkova, M.A. Pilgun; Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. M.2019.

34. Morhat P.M. Legal personality of artificial intelligence units. Civil research. - M.: UNITY-DANA, 2018. - 113 p.; Krysa-nova N.V. St: On the issue of legal personality and legal development of artificial intelligence. DOI: 10.31249/rgpra-vo/2021.01.02; Ponkin I.V. Redkina A.I. Artificial intelligence from a legal perspective. Bulletin of RUDN University. Ser: Legal Sciences 2018 T. 22. No. 1. 91-109; Morhat P.M. Artificial intelligence: legal view. Monograph / ROO “Institute of State-Confessional Relations and Law”. M.: Buki Vedi. 2017.

35. Vislova A.D. The potential of the psychology of intelligence in the context of modeling artificial intelligence // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences No. 6 (92) 2019. pp. 32-46. DOI: 10.35330/1991-6 639-2019-6-92-32-46; Brushlinsky A.V. Psychology of thinking and cybernetics. M., 1970, 191 pp.; Velichkovsky B.M. Cognitive science: foundations of cognitive psychology: in 2 volumes. M., 2006. Vol. 2. P. 196.

36. Korzh E. M., Gromova A.V. Potential for the use of artificial intelligence technologies in psychology // System psychology and sociology. 2023. No. 2 (46). pp. 60-70. DOI: 10.25688/2223-68 72.2023.46.2.5

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

№1 2024 [СГЗ]

37. Morozova Yu.A. Digital transformation of Russian healthcare as a factor in the development of the industry // Intellect. Innovation. Investments. - 2020. - No. 2. - P. 36-47. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-36.; Karpov O.E., Akatkin Yu. M., Konyavsky V.A., Mikerin D.S. Digital healthcare in a digital society. - Business Express. Moscow, 2016; Melnikov P.V., Dovedov V.N., Kan-ner D.Yu., Chernikovsky I.L. Artificial intelligence in oncosurgi-cal practice. Pelvic Surgery and Oncology 2020;10(3-4):60-4.

38. Vernadsky V.I. Philosophical thoughts of a naturalist. M.: “Science”, 1988. P. 124

39. Artamonov V.A. Security of information and communication technologies in the context of sustainable development of society / V.A. Artamonov, E.V. Artamonova, L.A. Kulak // Digital transformation. 2019. - No. 2. - P. 36-45; Vilovatykh A.V. Artificial intelligence as a factor in the military policy of the future // Problems of national strategy. 2019. No. 1 (58).

40. The authors, from March 2023 to December 2023, analyzed eighty-four scientific publications, monographs related to the problems of the development and application of AI technologies and their impact on various aspects of social life. Regulatory and legal documents that predetermine the social and legal mechanism for regulating AI and technologies based on it were also considered.

41. Kalyatin V.O. Changes in the system of objects of intellectual rights in connection with the adoption of the fourth part of the Civil Code // SPS: “ConsultantPlus”; Fedotov M.A. Problems of the doctrine of information law // Proceedings on intellectual property. 2012. No. 1. T.10. P. 42.; Kharitonova Yu.S. On the question of the protectability of the result of artificial intelligence // Law of the future: intellectual property, innovation, Internet: Yearbook. Vol. 1. M.: INION RaS, 2018. pp. 52-65.; Rakhmatulina R.Sh., Savina V.S., Sviridova E.A. Legal regulation of artificial intelligence and robotization is a new stage in economic development. Journal of Humanitarian and Legal Research, No. 4 (2019), pp. 209-216; Kharitonova Yu. S., Savina V.S. Artificial intelligence technology and law: challenges of our time. // Bulletin of Perm University. Legal Sciences”, 2020, N 3; Ibragimov R.S., Suragina E.D. Humanitarian approach to the regulation of AI // Law and Economics. Documents. Comments. Practice. 2018. N 4. pp. 35-47.

42. Kelepova M.E., Molodchik A.V., Nagornaya M.S. Legal and institutional regulation of AI at the international and national levels // Management in modern systems. 2022. No. 3 (35). pp. 68-78; Begishev I.R. International legal framework for regulating artificial intelligence and robotics // International public and private law. 2021. No. 1. P. 37-40; Ivlev G.P. Egorova M.A. Legal issues of the legal status of AI and products created by AI systems // Journal of Russian Law, 2022, vol. 26. No. 6. P. 32. DOI: 10.12737/jrl.2022.060

43. Morhat P.M. Artificial intelligence and human rights: theoretical and legal research // Law and Education. 2018. No. 3. P. 3544; Zhurkov A.A. Ethical aspects of using artificial intelligence systems: international legal experience; Fedorov M. Artificial intelligence: international legal conflicts and ethical standards // International life. - April 2020; Kholodnaya E.V. Ethical standards and regulation of artificial intelligence // Information law. -2020. - No. 3 (65).

44. Andreev V.K. Acquisition and exercise of rights of a legal entity using artificial intelligence // Business Law. 2021. No. 4; Le-galTech in the field of entrepreneurial activity: monograph (ed. by I.V. Ershova, O.V. Sushkova) M.: “Prospekt”, 2023; Amelin R.V., Channov S.E. The evolution of law under the influence of digital technologies. Monograph, publishing house “Norma”, 2023; Laptev V.A., Solovyanenko N.I., Digital justice. Digital document: monograph. M.: Prospekt, 2022.

45. Evushkin A.N., Tyulin A.V. Deepfak and artificial intelligence systems in the development paradigm of digital law. Article in the journal “Lawyer”, 2021, No. 11, https://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=139658#F2qBI0Uc-BLiPK1Al1

46. Filipova I.A. The influence of digital technologies on labor: guidelines for labor law: monograph/I.A. Filipova. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky, 2021; Prozherina K.V. Art. Artificial intelligence as a challenge to labor law. Zhur “Labor Law in Russia and Abroad No. 04/2023”, p. 18-20.; Khubulova M.I. Artificial intelligence in the world of work. // Labor law in Russia and abroad. 2022, no. 3. P. 45-47.

47. Talapina E.V. Algorithms and AI through the prism of human rights. / Journal of Russian Law, 2022. No. 10.

48. Decree of the Government of the Russian Federation of April 18, 2016 N 317 “On the implementation of the National Technology Initiative” (with amendments and additions). https://base.garant. ru/71380666/

49. Decree of the Government of the Russian Federation of April 18,

2016 N 317 “On the implementation of the National Technology Initiative”

50. Decree of the President of the Russian Federation of May 9,

2017 N 203 “On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030”

51. Order of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017. No. 1632-r “On approval of the program “Digital Economy of the Russian Federation” (lost force).

52. Approved by the minutes of the meeting of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects dated June 4, 2019 No. 7.

53. Decree of the President of the Russian Federation of October 10, 2019 No. 490 “On the development of artificial intelligence in the Russian Federation”

54. Appendix No. 3 to the protocol of the Presidium of the Government Commission on Digital Development, the use of information technologies to improve the quality of life and business conditions dated August 27, 2020 No. 17

55. Order of the Government of the Russian Federation dated October 6, 2021 N 2816-r (as amended on March 14, 2022) “On approval of the list of initiatives for the socio-economic development of the Russian Federation until 2030.”

56. Approved by the Presidium of the Government Commission on Digital Development, the Use of Information Technologies to Improve the Quality of Life and Business Conditions, Protocol No. 9 dated May 28, 2019

57. Federal Law of July 2, 2021 No. 331-FZ “On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the adoption of the Federal Law “On experimental legal regimes in the field of digital innovations in the Russian Federation”

58. Order of the Government of the Russian Federation dated August 19, 2020 N 2129-r “On approval of the Concept for the development of regulation of relations in the field of artificial intelligence and robotics technologies until 2024”

59. Appendix No. 3 to the protocol of the Presidium of the Government Commission on Digital Developmentyu, the use of information technologies to improve the quality of life and business conditions dated 08.27.2020 N 17

60. Decree of the President of the Russian Federation dated October 10, 2019 No. 490 “On the development of artificial intelligence in the Russian Federation”

61. Order of the Government of the Russian Federation dated August 19, 2020 N 2129-r “On approval of the Concept for the development of regulation of relations in the field of artificial intelligence and robotics technologies until 2024”

62. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 N 474 “On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030”

63. Order of the Government of the Russian Federation dated August 19, 2020 N 2129-r “On approval of the Concept for the development of regulation of relations in the field of artificial intelligence and robotics technologies until 2024”

64. Decree of the President of the Russian Federation dated October 10, 2019 No. 490 “On the development of artificial intelligence in the Russian Federation”

65. Order of the Government of the Russian Federation dated August 19, 2020 N 2129-r “On approval of the Concept for the development of regulation of relations in the field of artificial intelligence and robotics technologies until 2024”

66. Code of Ethics in the Field of Artificial Intelligence // https://eth-ics.a-ai.ru/ (access date 01/18/2024)

67. https://www.pnp.ru/social/kodeks-etiki-v-sfere-iskusstvennogo-intellekta-khotyat-vnedrit-v-zakonodatelstvo.html

68. The results of the study “Index of Intellectual Maturity” in the regions, which is an assessment of the AI maturity of the entire system of economics and public administration in four areas: the federal executive authority system, the regional executive authority system, and the compulsory medical insurance system. // https://files.data-economy.ru/Docs/AI_regions.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.