Научная статья на тему 'Социально-правовые аспекты инклюзивного обучения лиц с ОВЗ в России'

Социально-правовые аспекты инклюзивного обучения лиц с ОВЗ в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1332
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пенин Геннадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-правовые аспекты инклюзивного обучения лиц с ОВЗ в России»

ния: осуществлять просветительскую деятельность среди государственных служащих, медицинских и социальных работников, педагогов, работников СМИ с целью повышения их компетентности в сфере инклюзивного образования.

5. В области создания для лиц с ОВЗ доступной (безбарьерной) среды:

• обеспечить доступность лиц с ОВЗ к транспортной инфраструктуре, к получению и передаче информации;

• внедрять в практику инклюзивного обучения высокотехнологичные средства реабилитации (например, кохлеарные импланты, БМ-системы) и информационные технологии.

6. В области научного и учебно-методического сопровождения инклюзии:

• осуществить междисциплинарные научно-теоретические и прикладные исследования по проблемам инклюзивного образования лиц с ОВЗ;

• создать вариативную учебно-методическую базу, предназначенную для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (информационно-технологическое обеспечение, учебники, учебные планы, методические материалы и т. д.).

Г. Н. Пенин

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ В РОССИИ

Одной из ключевых проблем, стоящих перед мировым сообществом, является проблема обеспечения права на образование для всех. Всеобъемлющее глобальное понятие «право» ориентирует, узаконивает и наполняет конкретным содержанием дискуссию о роли образования как ведущего фактора строительства социального капитала и социального единства.

Для достижения целей образования для всех особое значение имеет Конвенция ООН о правах инвалидов (2006), которая разрабатывалась при активном участии лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ней справедливо отмечается, что не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья, являются причинами инвалидности, а недостатки развития общества, которые препятствуют реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Очевидно, что ратификация Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов позволит государству и обществу воспринимать лиц с ОВЗ как полноправных граждан, а не как особую социальную группу людей. В Конвенции признается необходимость наиболее полного включения людей с инвалидностью в общественную жизнь, создания условий для инклюзивного обучения. Вместе с тем в ней не называются конкретные формы образования лиц с ОВЗ и не устанавливаются конкретные сроки внедрения инклюзии в системы образования стран-участниц. Конвенция лишь определяет общие направления и принципы совершенствования образования. Инклюзивное образование понимается и воспринимается через более широкое понятие образования как права и в более широком видении целей образования для всех.

Истоки инклюзивного образования, в современном представлении, лежат в специальном образовании. Традиционно понятие инклюзивного образования применяется в отношении групп учащихся, относящихся к категории «с особыми потребностями» («с ограниченными возможностями здоровья», «с отклонениями в развитии»), то есть лиц с физическими и/или умственными нарушениями, а также мигрантов, представителей национальных меньшинств и некоторых других групп учащихся. Подходы к

обучению инвалидов носят коррекционный и исправительный характер, в основном путем создания дифференцированных структур, специальных учреждений и специальных методов. Однако Концепция инклюзивного образования, предлагаемая ЮНЕСКО, эволюционирует в сторону идеи о том, что все дети и молодые люди должны иметь равные учебные условия и возможности в образовательных учреждениях разного типа независимо от их социокультурного положения, познавательных интересов и способностей.

Вместе с тем смысл понятия «инклюзивное образование» нельзя считать однозначным. ЮНЕСКО определяет инклюзию как «процесс обращения и реакции на разнообразие нужд всех учащихся через возрастающее участие в учении, культурах и общинах и уменьшение эксклюзивности (исключений) в их обучении. Это влечет за собой изменения и модификацию в содержании, подходах, структурах и стратегиях с общим видением, которое охватывает детей соответствующей возрастной категории, и убеждением, что существующая система ответственна за обучение всех детей».

В итоговом документе Третьего регионального семинара Сообщества практики в СНГ по вопросам развития содержания общего среднего образования «Инклюзивное образование: путь в будущее» главным направлением в стратегии развития инклюзии заявляется «вовлечение всех детей в общеобразовательный процесс независимо от возраста, пола, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, отставания в развитии или социально-экономического статуса».

Как свидетельствуют наши исследования, цели, смысл и содержание инклюзивного образования существенно изменились начиная с 90-х годов минувшего столетия. Это произошло благодаря признанию того факта, что модели интеграции, основанные только на включении учащихся с особыми потребностями в учебные заведения общего типа, не соответствуют разнообразию ожиданий и потребностей учащихся.

Не случайно в различных странах мира оформились две концепции «взаимоотношения массовой и специальной систем образования, основанные на разном предпочтении фундаментальных принципов интеграции — доступности образования и свободы выбора» (Н. М. Назарова). Концепция «поглощения» предусматривает планомерное сокращение числа коррекционных образовательных учреждений административным путем. Концепция «сосуществования и взаимодополнения», по мнению Н. М. Назаровой, основана на гуманистическом подходе, предполагая свободу выбора места и способа обучения для ученика с ограниченными возможностями здоровья и его родителей. К сожалению, в России явное предпочтение отдается авторитарной модели «поглощения», что разрушает фундаментальный принцип инклюзии — свободу выбора и не обеспечивает права лиц с ОВЗ на качественное и конкурентоспособное образование, личностную и социокультурную самореализацию. Безусловно, данное обстоятельство связано с социально-экономической ситуацией, сложившейся в стране, с экономией государственных средств и ресурсов, которые затрачиваются на специальное образование детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальным является вопрос о понимании масштабов инклюзии, основанной на содержании образования и школьной модели, которая одинакова для всех воспитанников независимо от их различий (учащиеся должны приспособиться к нормам, режиму и правилам системы образования), либо, наоборот, она предполагает концептуализацию и использование широкого спектра учебных стратегий, отвечающих многообразию учащихся (система образования обязана отвечать на ожидания и потребности детей и молодежи).

Инклюзия влечет за собой изменения и модификацию содержания, подходов, структур и стратегий и предполагает много вариантов, а не только одну модель. Проблема заключается не в том, как интегрировать отдельных учащихся в основную систему образования, а в том, как изменить систему, чтобы она отвечала разнообразным потребностям всех учащихся.

Развитие инклюзивного образования предполагает изменение парадигмы образования. Инклюзия основана на принципе доступности образования для всех учащихся, находящихся в сложной жизненной ситуации, а не только для инвалидов. Инклюзивное образование — это переход от теории постулатов, правил, моделей, касающихся исключительно лиц с ограниченными возможностями здоровья, к образовательной системе не только для инвалидов. Это все больший сдвиг к комплексному, целостному подходу, основанному на интересах ребенка (учащегося).

Подобный подход требует создания и реализации концепции социальной справедливости и преодоления эксклюзии в разных ее формах.

Для этого необходимо действовать в следующих направлениях:

1. В сфере политики и законодательства:

• разработать и принять необходимые поправки в Федеральный закон РФ «Об образовании», определяющие правовые основы инклюзивного образования;

• ввести в закон официальное понятие «инклюзивное образование»;

• включить в закон (ст. 12 п. 4) новый тип образовательного учреждения: инклюзивное учреждение;

• определить экономические условия для реализации инклюзивных подходов в образовании детей с ОВЗ;

• разработать нормативно-правовые акты, обеспечивающие правоприменительную практику реализации образовательной инклюзии;

• разработать критерии стандарта оказания образовательных услуг в сфере инклюзивного образования (определить получателя образовательной услуги, порядок финансирования, создание доступной среды, штат специалистов);

• разработать механизмы аккредитации и лицензирования инклюзивных образовательных учреждений;

• разработать на федеральном уровне механизмы межведомственного взаимодействия в реализации прав лиц с ОВЗ в области образования;

• определить механизмы субсидирования затрат на инклюзивное образование из средств федерального бюджета;

• решить вопросы оплаты труда педагогов, работающих в инклюзивных учреждениях.

2. В сфере психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования:

• вести системный статистический учет групп детей с особыми образовательными потребностями;

• осуществлять раннее выявление детей с ОВЗ; выстраивать оптимальный образовательный маршрут для каждого ребенка;

• осуществлять психолого-педагогическую поддержку семей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов инклюзивных образовательных учреждений;

• расширять функциональные обязанности психолого-медико-педагогических комиссий (владеть информацией о ресурсах учреждений, выявлять динамику включения ребенка в образовательную среду и др.);

• укреплять межинституциональное взаимодействие образовательных учреждений и ППМС-центров в целях определения последовательности и характера мероприятий, направленных на развитие и реабилитацию детей с ОВЗ;

• расширять социальное партнерство образовательных учреждений с учреждениями социальной защиты и здравоохранения, с общественными организациями и родительскими ассоциациями, с учреждениями высшего образования и НИИ.

3. В области подготовки и переподготовки кадров для инклюзивного образования:

• осуществлять обучение специалистов в педагогических вузах в рамках основной образовательной программы подготовки магистра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

• разработать механизм обязательного профессионального повышения квалификации работников дошкольных учреждений и школ по вопросам инклюзивных практик обучения с учетом европейского опыта и российских образовательных традиций;

• определить целесообразность внедрения в инклюзивные образовательные учреждения ассистентов учителей (тьюторов); обучать тьюторов на базе ресурсных или учебно-методических центров.

4. В области подготовки общественного мнения по проблеме инклюзивного образования:

• повышать родительскую компетентность по вопросам понимания инвалидности и принятия детей с ограниченными возможностями здоровья;

• осуществлять просветительскую деятельность среди медицинских и социальных работников, педагогов, работников СМИ с целью повышения их компетентности в сфере инклюзивного образования.

5. В области создания для лиц с ОВЗ доступной (безбарьерной) среды:

• раскрыть термин «безбарьерная среда» и критерии, определяющие степень доступности того или иного объекта любой инфраструктуры, а также степень доступности информации;

• внедрять принципы «универсального дизайна» в проектирование и строительство зданий для инклюзивных образовательных учреждений, в проектирование товаров и в создание образовательной среды;

• обеспечить доступность лиц с ОВЗ к транспортной инфраструктуре, к получению и передаче информации;

• внедрять в практику инклюзивного обучения высокотехнологичные средства реабилитации (например, кохлеарные импланты, БМ-системы и др.) и информационные технологии;

• создавать социокультурное пространство в каждом инклюзивном образовательном учреждении, позволяющее преодолеть социальные и отношенческие барьеры и предрассудки.

6. В области научного и учебно-методического сопровождения инклюзии:

• осуществить междисциплинарные научно-теоретические и прикладные исследования по проблемам инклюзивного образования лиц с ОВЗ;

• создать вариативную учебно-методическую базу, предназначенную для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (информационно-технологическое обеспечение, учебники, учебные планы, методические материалы и т. д.);

• изучать международный опыт инклюзивного обучения инвалидов в целях развития национальной системы образования, ее интеграции в мировое образовательное пространство и создания инклюзивного общества.

Можно полагать, что реализация указанных направлений деятельности позволит обеспечить динамичное развитие инклюзивного образования и высокие стандарты обучения для каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.