2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 102. ДП ОО. 1905. - Д. 999. - Ч. 39.
3. ГАРФ. - Ф. 116. - Оп. 1. - Д. 50.
4. ГАРФ. - Ф. 588. - Оп. 1. - Д. 95.
5. Гиппиус, З. Петербургские дневники / З. Гиппиус. -М., 1990.
6. Егоров, А.Н. Кадетская партия на Севере России в 1905 - 1907 гг.: организационная структура, состав, численность / А.Н. Егоров // Северо-запад: историко-культурный региональный вестник. Статьи и материалы. Вып. 2. - Череповец, 1998. - С. 54 - 65.
7. Ефименко, А.Я. Крестьянское землевладение на Крайнем Севере / А.Я. Ефименко. - Архангельск, 1913.
8. Кирьянов, Ю.И. Правые партии в России. 1911 -1917 гг. / Ю.И. Кирьянов. - М., 2001.
9. Правые партии. 1905 - 1917. Документы и материалы. Т. 1. - М., 1998.
10. Русские / отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. - М., 1997.
11. Русское знамя. - СПб., 1907. - 31 мая.
12. Северный листок. - Архангельск, 1906. - 2 февраля.
13. Северный листок. - Архангельск, 1906. - 5 июня.
14. Северный листок. - Архангельск, 1906. - 21 декабря.
15. Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900 -1917. - М., 2008.
16. Шевцов, А.В. Непериодические издания русских либеральных и консервативных партии начала ХХ века. Библиографический указатель / А.В. Шевцов. - СПб., 2002.
УДК 63.3 (о) 64 (Герм)
И.Н. Мухина
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Б.В. Петелин
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
В статье рассматриваются социально-экономические условия положения женщин в ГДР, их участие в общественно-политической жизни, правовой и социальный статус. Использованы статистические данные, которые дают более точное представление об исследуемом предмете.
Равноправие, женская политика, трудовая деятельность, положение в семье, материнство.
The article considers the social and economic conditions of women's position in GDR, their participation in social and political life, their legal and social status. Statistics providing a more accurate picture of the studied object are presented in the paper.
Equal rights, women's politics, labor activity, position in the family, maternity.
Несмотря на то, что Германская Демократическая Республика (ГДР) прекратила свое существование более двадцати лет назад, научный интерес к ее истории, достижениям и свершениям по-прежнему остается. Реальный социализм имел определенные преимущества в сравнении с капиталистическими государствами Западной Европы. В первую очередь, это социальная защита со стороны государства материнства и детства. В европейских социалистических странах, за некоторым исключением, социально-правовой статус женщины отличался в лучшую сторону от подобного статуса большинства жительниц западных стран, во многом благодаря тому, что они были вовлечены в трудовую деятельность и, соответственно, имели материальную независимость. Обратившись к особенностям политического, экономического, социального положения женщины в ГДР, ее повседневной жизни и занятости в общественной и производственной сферах, попытаемся дать научное описание ее социально-правового статуса.
В работах российских историков по истории современной Германии - А.Ю. Ватлина А.И. Патрушева, Н.В. Павлова - имеются лишь краткие сведения о положении женщин в ГДР. Авторы справедливо отмечают рост семейных доходов за счет вовлечения женщины в трудовую деятельность, материальную
стабильность, но серьезного анализа в этих и других подобных работах мы не встречаем. Что касается более ранних работ времен социализма, то классовый подход к структуре общества и неразвитость социологии, как науки, в принципе исключали такие исследования. В объединенной Германии изучением положения женщины в ГДР занимались такие авторы, как: Гизела Бок, Розмари Наве-Герц, Илзе Ленц, Ренате Виггерсхаус. В сборнике материалов, посвященном истории ГДР, имеется специальная статья о жизни восточногерманских женщин с привлечением конкретных данных и сведений. Кроме того, в немецкоязычном интернете есть сайты, на которых широко представлена история ГДР.
Прежде всего, следует обратиться к конституции Германской Демократической Республики, закреплявшей основы правового статуса личности. Во многих ее статьях было зафиксировано равноправие женщин в общественной и частной жизни. Благодаря этой конституции впервые в немецкой истории женщина стала политически и экономически была равна мужчине [11]. Кроме того, в сфере политики на всех уровнях СЕПГ существовали отделы и комитеты по делам женщин, и одно из 11 ведомств занималось делами женщин. Еще до образования ГДР в 1947 г. был учрежден Демократический Союз женщин Гер-
мании, объединивший женщин и девушек различных слоев населения. В 70-е гг. прошлого века численность Союза составляла более 1 млн. женщин [15, с. 189]. ДЖСГ имел свою фракцию в Народной Палате ГДР - 35 человек. Союз стремился всесторонне представлять интересы женщин: поддерживал материнство, боролся за организацию детских садов и яслей, за особые условия труда, приемлемые для женщин.
Причиной столь «лояльной» по отношению к женщине политики можно считать установку СЕПГ: гражданки должны были вовлечены во все области общественной жизни. Подобная политика, как утверждалось, полностью отвечает идеологии марксизма-ленинизма, мнениям и высказываниям Маркса, Энгельса и Ленина. Так Ленин считал, что включение женщины в общественную жизнь является условием создания социалистического общества: «Без привлечения женщин к самостоятельному участию не только в политической жизни вообще, но и к постоянной, поголовной общественной службе нечего и говорить не только о социализме, но и о полной и прочной демократии» [3, с. 165].
Однако Ренате Виггерсхаус, писательница и литературный критик, в своей книге полагает, что такое экстраординарное вовлечение женщин в политику, управление, почти во все отрасли экономики, основанное исключительно на идеологической теории, было нетипичным для европейских государств. Подобное можно объяснить не «идеологией», а наличием огромного дефицита рабочих рук на территории бывшей советской оккупационной зоны. Причины недостатка рабочей силы были вполне закономерными: колоссальные людские потери в войне. Однако в период до 1950 г. в связи с возвращением на родину изгнанных, беженцев и эвакуированных количество жителей в республике значительно увеличилось, правда, ненадолго. Тысячи людей, среди которых было много молодых квалифицированных специалистов, техников, ученых, студентов, покидают ГДР и бегут на Запад. Причины этого исхода, по мнению Ренате Виггерсхаус, кроются в «сталиниза-ции» СЕПГ и жесткой репарационной политике Советского Союза, а также в увольнении неугодных режиму людей. Так в 1960 г. население ГДР составляло 17,2 млн. жителей (в сравнении с 18,4 млн. в 1950 г.), среди которых более половины были представительницы слабого пола [15, с. 159]. Недостаток рабочих рук привел не только к тому, что женщины были вовлечены в производство (в 1970 г. работали 85,1 % женщин в возрасте от 15 до 65 лет) [12, с. 35], но и к тому, что они выполняли по большей части квалифицированную работу, во всем народном хозяйстве было занято около 3,7 млн. женщин. [2, с. 308]. До последних дней существования ГДР уровень работающих женщин был одним из самых высоких в мире: в 1980 г. в ГДР работало 86 % женщин, в 1985 г. - 87,7 % , а в 1990 г. - 78 % [12, с. 35].
Следует отметить, что правительство проводило массу различных мероприятий, нацеленных на улучшение уровня образования и условий труда работающих немок. После школьной реформы одина-
ковое образование было гарантировано всем детям в ГДР независимо от социального положения и пола. Улучшение образовательного климата благоприятно сказалось на женщинах: со временем все большее количество из них получали высшее образование. Если в 1960 г. всего 25,2 % от общего количества студентов были представительницы слабого пола, то в 1975 г.- уже более 48 %, а в 1987 г. более половины всех обучающихся в ВУЗах были женщины [9]. Назначение женщин на различные должности привело к тому, что очень многие из них повышали квалификацию и обучались по специальности далее, для чего в профессиональных учебных заведениях для них были созданы «экстра-классы». Для реализации образовательных целей создавались комиссии по работе с женщинами, которые составляли план по повышению квалификации, медицинскому и социальному обслуживанию. Кроме того, немки могли реализовать свой потенциал в различных профессиях - от продавца до инженера. Со временем эти государственные меры привели к реальным результатам: женщин в ГДР, работавших в традиционно мужских профессиях или защитивших ученые степени, было достаточно большое количество. Так, например, в 1977 г. 21 % от общего числа мэров были женщины [15, с. 179], в 1989 г. 50 % судей были женского пола, а среди директоров школ их число составило в 1988 г. 32 % [10, с. 215]. Женщины были представлены в парламенте, адвокатуре, сидели в фабрично-заводских комитетах и были членами профсоюзов. В 1988 г. 38 % от общего количества кандидатов наук составляли представительницы слабого пола, среди докторов наук их насчитывалось 15 % [10, с. 215]. Продолжали немки работали и в таких тяжелых физически профессиях, как: машинистки, трактористки, водители, рудокопы, мастера на заводах. Надо отметить, что помимо прочих мер машины конструировались с учетом, что управлять ими будут представительницы слабого пола. Зерновые комбайны и трактора снабжались пружиной и гидравлической системой, руль и пульт управления устанавливались так, чтобы женщине было удобно управлять техникой вручную. При этом реальная зарплата восточногерманских женщин возросла на 30 - 40 % по сравнению с довоенным уровнем [6, с. 38].
Несмотря на вышеперечисленные положительные изменения в жизни восточногерманских женщин, большинство из них продолжали работать в традиционных женских областях, таких как: торговля, сфера услуг, были текстильщицами, доярками или секретарями, то есть трудились там, где не существовало высокой оплаты труда. Можно сделать вывод, что в общей массе немки все равно получали меньше мужчин, потому что большая часть из них работала на низкооплачиваемых работах. Работа в условиях социализма в ГДР преимущественно была связана с тяжелым многочасовым трудом, часто по сменам, который никак не способствовал, как признавали лидеры партии, развитию творческих способностей и талантов женщин. Да, были награды, вымпела, звания и премии за трудовые достижения, что должно было повышать энтузиазм у граждан ГДР. Но были,
конечно, и подлинные герои труда. Например, Маргита Езэр, работница ткацкой фабрики Миттвайде, которая в 1954 г. обязалась работать на 16 станках вместо 12, или Луиза Эрмиш, бригада которой значительно перевыполнила январский план 1955 г. на швейной фабрике в Мюльхаузене. Однако, по мнению Ренате Виггерсхаус, насколько непопулярными были методы и сами народные героини для народа, показали рабочие забастовки 1953 г., подавленные с участием советских войск. Трудящиеся протестовали против постоянно увеличивающейся рабочей нормы и против политики партии, которая постоянно утверждала, что представляет их интересы.
В 70-80-е гг. ХХ в. в государствах Западной Европы появляется тенденция к увеличению числа женщин в законодательных организациях, там становится обыденным явлением включение их в парламент. Подобное имело место и в социалистических странах, однако в меньше мере. В ГДР женщина не занимала высокого положения. В руководящих органах партии и государства восточногерманские женщины были фактически не представлены. Так в политбюро, где только и принимались основополагающие для страны решения, в 1977 г., например, не было ни одной женщины. В Центральном комитете СЕПГ, высшем партийном органе в промежутках между съездами партии, в 1971 г. среди 135 членов было только 18 женщин, в 1978 г. 19 из 145 членов [15, с. 184]. По сути, влиять на события, происходящие в стране, немецкие женщины не могли, несмотря на все заявления и пропаганду, которая гласила, что каждый третий депутат в стране - женщина. Данные цифры имели место в Народной палате ГДР, где в 1976 г. из 500 депутатов 168 были женщины [15, с. 186], или в окружных и районных собраниях депутатов. Однако надо понимать, что полномочия этих органов были сильно ограничены, их представители практически всегда голосовали единогласно за предлагаемые правящей партией законопроекты и реальной власти у них не имелось. На уровне руководства партии роль женщины тоже была недооценена. Например, в воспоминаниях Э. Хонеккера, изданных в 1980 г., фактически отсутствуют характеристики положения женщины, генсек лишь кратко отзывается об их роли в трудовых делах республики [7]. Более того, назначение на государственную должность и возможность карьерного роста в политике определялись исходя из идеологического соответствия претендентки, то есть лояльности к правящему режиму, лидеру партии, что также не могло способствовать развитию подлинного равноправия.
Помимо активного вовлечения женщины ГДР в трудовой процесс руководство партии ожидало от нее надлежащего выполнения естественной роли матери и хозяйки в доме. На уровне семьи отношения регулировал семейный кодекс, составленный с учетом изменившихся условий жизни. Отдельным пунктом была прописана статья, которая указывала на то, что супруги должны так организовать свои взаимоотношения, чтобы жена могла объединять трудовую и общественную жизнь с обязанностями матери [14].
Со своей стороны государство развернуло боль-
шую работу для осуществления поставленной задачи. Прежде всего, женщинам ГДР, в отличие, например, от ФРГ, практически с самого начала существования государства были разрешены аборты и были доступны противозачаточные таблетки, которые бесплатно выдавались у врача с 16 лет. Данный факт был крайне важен для женщины, которая могла планировать свою жизнь, не опасаясь за то, что ее планы нарушит незапланированная беременность. Однако женщина, решившая завести ребенка, также была социально полностью защищена. Будущие матери с определенного срока выходили в декретный отпуск: с 1972 г. за 6 недель до родов, и после родов имели право 20 недель не появляться на рабочем месте, при этом за ними сохранялось рабочее место и заработная плата в размере среднего чистого заработка. Также с 1972 г. родители получали единовременное пособие при рождении ребенка в размере 1000 восточногерманских марок. Со вторым и каждым последующим ребенком мать могла оставаться в отпуске до одного года. Кормящие матери ежедневно имели 2 оплачиваемые паузы по 45 мин. каждая для кормления ребенка. В случае болезни ребенка мать имела право на оплачиваемый больничный лист. Для того чтобы женщина могла выйти на работу в ГДР, открывались детские ясли и сады, которые обеспечивали уход за ребенком в течение рабочего дня. Один раз в месяц работающие матери имели день для домашних забот, однако, стоит отметить, что для мужчин такой день не был предусмотрен. Гражданка ГДР также была полностью защищена в том случае, если ее брак распался. После развода все имущество супругов делилось пополам, а ребенок оставался с тем родителем, которого назначит суд, однако, чаще всего ребенок оставался вместе с матерью. Мать имела право на получение алиментов до совершеннолетия совместного ребенка. Следует заметить, что государство акцептировало одиноких матерей, и они обладали такими же правами и обязанностями, как и женщины, которые родили ребенка в браке.
Несмотря на меры социальной поддержки, женщины считались ненадежной рабочей силой, которая будет постоянно отсутствовать вначале из-за рождения ребенка, а потом из-за постоянных больничных, что никак не способствовало получению престижных рабочих мест и успешной карьере. Кроме того, сами жены и матери испытывали двойную нагрузку, что не могло не влиять на них самих. За женщиной оставили ответственность за репродуктивные функции, за детей и человеческие взаимоотношения, добавив к этому трудовую деятельность. При этом роль мужчины оставалась «неуточненной», поэтому всю тяжесть двойной нагрузки приходилось нести женщине самостоятельно, при этом, как уже было показано ранее, наблюдалось полное вытеснение гражданки ГДР из ответственных процессов в экономике и политике.
Таким образом, с установлением социалистического режима в Восточной Германии жизнь женщин изменилась по многим параметрам в лучшую сторону. Но, несмотря на это, эмансипация в ГДР представляется достаточно неоднозначной. Государство
оставалось полностью патриархальным. На всех ключевых позициях были мужчины, что закрепляло, тем самым, «второстепенную» роль женщины. Имея возможность получить образование различного уровня, женщина, однако, не имела альтернативы, потому что все граждане воспитывались в рамках главенствующей в стране идеологии. Получив от государства различные меры поддержки материнства для того, чтобы иметь возможность трудиться на благо страны, женщина оставалась «неэффективно работающей», вследствие наличия ребенка. Отделы и комитеты по делам женщин не обеспечивали гражданке полной защиты, потому что все они всегда поддерживали руководящую линию и никогда не шли ей вразрез. С начала 1980-х гг., когда реальный социализм, включая и ГДР, вошел в стадию застоя, были исчерпаны социально-экономические возможности дальнейшего укрепления и повышения статуса женщины. Интересам новых поколений уже не отвечала догматическая политика руководителей СЕПГ. Осенью 1989 г. конфликт вылился в революцию и вскоре для восточногерманских женщин начался нелегкий процесс адаптации к жизни в свободном демократическом обществе.
Литература
1. Ватлин, А.Ю. Германия в XX веке / А.Ю. Ватлин. -М., 2002.
2. История Германской Демократической Республики 1949 - 1979 гг. - М., 1979.
3. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин. - М., 1969. - Т. 31.
4. Павлов, Н.В. История современной Германии. 1945 - 2005 / Н.В. Павлов. - М., 2006.
5. Патрушев, А.И. Германская история: через тернии двух тысячелетий / А.И. Патрушев. - М., 2007.
6. Платошкин, Н.Н. Жаркое лето 1953 года в Германии / Н.Н. Платошкин. - М., 2004.
7. Хонеккер, Э. Из моей жизни. Переводснемецкого / Э. Хонеккер. - М., 1982.
8. Bock, Gisela Fraueninder europäischen Geschichte: Vom Mittelalter bis zur Gegenwart / G. Bock. - München, 2000.
9. DDR-Geschichte.de Электронный ресурс по истории ГДР. - Berlin, 2002. - URL: http://www.ddr-geschichte. de/GESELLSCHAFT/Frauen/frauen.php
10. DDR Geschichte in Dokumenten: Beschlüsse, Berichte, interne Materialien und Alltagzeugnisse / под ред. Mathias Jugd. - Berlin, 1998.
11. Documentarchiv.de [Электронный архив немецких документов с 1800 года]. - Kemnitz, 2004. - URL: http:// www.documentarchiv.de/ddr/verfddr1949.html#b1
12. Lenz, Ilse Die Neue Frauenbewegung in Deutschland. Abschied vom kleinem Unterschied / I. Lenz. - Wiesbaden, 2010.
13. Nave-Herz, Rosemarie Die Geschichteder Frauenbewegungin Deutschland / R. Nave-Herz. - Bonn, 1988.
14. VerfassungenderWelt Электронный ресурс конституций мира на немецком языке. - URL: http://www. verfas-sungen.de/de/ddr/familiengesetzbuch65.htm
Wiggershaus Renate Geschichte der Frauen und der Frauenbewegung in der BRD und in der DDR nach 1945 / R.Wiggershaus. Wuppertal: Peter Hammer Verlag GmBH, 1975.