Научная статья на тему 'Социально-политическое устройство общества в философии Н. Ф. Федорова: терминологический аспект'

Социально-политическое устройство общества в философии Н. Ф. Федорова: терминологический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
449
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ ТЕРМИН / АВТОРСКАЯ ТЕРМИНОСИСТЕМА / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОККАЗИОНАЛИЗМ / ТРАНСТЕРМИНОЛОГИЗАЦИЯ / ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОППОЗИЦИИ / ТЕРМИНОПОЛЕ / ДЕФИНИЦИЯ / THE AUTHOR'S PHILOSOPHICAL TERM / THE AUTHOR'S TERMINOLOGICAL SYSTEM / WORD-FORMATIVE OCCASIONALISM / TRANSTERMINOLOGIZATION / TERMINOLOGICAL FIELD / DEFINITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козловская Н. В., Пентина А. Ю.

В статье анализируются авторские философские термины, при помощи которых русский философ Н.Ф. Федоров создает представление о социальном и политическом устройстве общества. Рассматривается два типа терминологических новообразований: словоборазовательные окказионализмы и переосмысленные термины. Анализируемые единицы входят в противопоставляемые друг другу микрополя: «супраморализм» и «социализм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes Nicholas Fedorov's philosophical terms by which the Russian philosopher represents the social and political structure of society. We distinguish two types of terminological neologisms: word-formative occasionalisms and redefinited terms. Analyzed words are included in text semantic fields "supramoralizm" and "socialism."

Текст научной работы на тему «Социально-политическое устройство общества в философии Н. Ф. Федорова: терминологический аспект»

УДК 8Г373.46

Козловская Н.В., Пентина А.Ю.

Социально-политическое устройство общества в философии Н.Ф. Федорова: терминологический аспект

В статье анализируются авторские философские термины, при помощи которых русский философ Н.Ф. Федоров создает представление о социальном и политическом устройстве общества. Рассматривается два типа терминологических новообразований: словоборазовательные окказионализмы и переосмысленные термины. Анализируемые единицы входят в противопоставляемые друг другу микрополя: «супраморализм» и «социализм».

This article analyzes Nicholas Fedorov's philosophical terms by which the Russian philosopher represents the social and political structure of society. We distinguish two types of terminological neologisms: word-formative occasionalisms and redefinited terms. Analyzed words are included in text semantic fields "supramoralizm" and "socialism."

Ключевые слова: авторский философский термин, авторская терминосистема, словообразовательный окказионализм, транстерминологизация, терминологические оппозиции, терминополе, дефиниция.

Key words: the author's philosophical term, the author's terminological system, word-formative occasionalism, transterminologization, terminological field, definition.

В статье анализируется небольшая тематически ограниченная группа терминов русского философа Н.Ф. Федорова, идеи которого лежат у истоков отечественной религиозной философии и ноосферной мысли. Оригинальная и сложная картина мира Н.Ф. Федорова включает в себя представления об идеальном устройстве человеческого общества, поэтому в идиолекте мыслителя большое значение приобретают философские и социально-политические термины, среди которых особый интерес представляют словообразовательные «окказионализмы» (супраморализм,

материократия) и переосмысленные термины философии и политики (социализм, индустриализм, пауперизм).

Особая роль личности автора философского текста и стоящих перед ним предельных онтологических задач (воскрешение умерших, избавление человечества от голода и болезней, заселение космических пространств, регуляция природы) обусловила появление авторских философских терминов и формирование авторских философских систем. На наш взгляд, в терминотворчестве Н.Ф. Федорова выделяются два типа авторских терминов. Во-первых, это окказиональные единицы, образованные морфологическим способом. По словам Н.М. Азаровой, это термины, «появившиеся

© Козловская Н.В., Пентина А.Ю., 2015

106

первоначально в текстах одного философа и актуализирующие в настоящее время связь с текстом этого философа» [1, с. 62].

Во-вторых, это транстерминологизированные единицы других типов дискурса. Именно о таких терминах пишет В.Д. Табанакова, по мнению которой авторский термин есть дискурсивная функция термина. «Понятие «авторский термин» расширяется до авторского концепта,.. авторской интерпретации специального понятия в тексте и дискурсе. <...> Авторским станет центральное специальное понятие, несущее основную идею, концепцию, смысловую нагрузку в тексте. Это всегда новый ракурс, новый аспект... Он выстраивает свою логико-понятийную систему» [5, с. 6].

Необходимо отметить еще одно сущностное свойство авторского философского термина - системность. Эти термины входят в авторскую, или личностную философскую терминосистему, о важности изучения которых писал Б.Н. Головин еще в 1981 году: «Изучение «личностных» терминосистем, их формального и семантически-понятийного своеобразия помогло бы не только развитию теоретического терминоведения, но в еще большей мере - прояснению многих темных мест в теоретических построениях, возникающих неизбежно в сферах различных наук и нередко мешающих их развитию» [2, с. 8].

Система терминов, которую использует Н.Ф. Федоров, может быть представлена как полевое образование, в центре которого важнейшие авторские термины: супраморализм, психократия, воскрешение, регуляция природы. В ядерную зону входят также термины философии и других областей знания (естествознание, лингвистика и т. д.), творчески переосмысленные автором философского учения. На периферии поля - философские термины и термины других наук, используемые в обычных, нетрансформированных значениях. Характеризуя социально-политические и философские термины Н.Ф. Федорова, отметим, что эти лексемы образуют две своеобразные парадигмы, противопоставленные друг другу: термины, входящие в микрополе «супраморализм» и термины, объединенные понятийно-смысловым стержнем «индустриальная цивилизация».

К первой группе относятся многоаспектные термины, созданные Н.Ф. Федоровым с использованием морфолого-синтаксического и синтаксического способов терминообразования (словообразовательные окказионализмы): супраморализм, психократия, (марксистская) материократия. Ко второй - переосмысленные социально-политические термины и терминологизированные лексемы общеупотребительного языка: социализм, индустриализм, пауперизм, материократия, выставка, университет. При описании значений анализируемых единиц использованы данные составленного Н.В. Козловской статьи словаря «Авторские философские термины Н.Ф. Федорова» (рукопись), материалы которого частично опубликованы.

Супраморализм. Центральным термином всей терминологической системы и центральным термином философии Н.Ф. Федорова является

107

многоаспектный термин супраморализм, при помощи которого философ обозначил совокупность своих взглядов. Важность понятия обусловила высокую частоту термина в «Философии общего дела»: 107 употреблений. Содержательными аналогами термина являются авторские составные наименования: «всеобщий синтез», «учение о воскрешении» или, более развернуто, «учение об объединении живущих сынов для воскрешения умерших», а также «Новая Пасха», «пасхальные вопросы».

Слово образовано путем сложения элементов латинского происхождения «супра» и «мораль»: лат. supra - над, сверх; и лат. moralis (заимствовано непоср. и через фр. morale, нем. Moral - данные Словаря русского языка XVIII в.) - нравственность, система правил и норм нравственного поведения. Способ образования термина - морфолого-синтаксический [3, с. 147]. Прозрачная внутренняя форма слова способствует раскрытию философских и этических аспектов учения Н.Ф. Федорова.

На основе данных контекстуального анализа нами была составлена дефиниция термина с использованием элементов авторского опреления: супраморализм - центральное понятие мировоззрения Н.Ф. Федорова, проект будущего объединения всех живущих через самодержавие и православие с целью регуляции природных процессов и всеобщего воскрешения; раскрывается автором через изложение двенадцати пасхальных вопросов; «Синтез двух разумов (теоретического и практического) и трех предметов знания и дела (Бог, человек и природа, из которых человек является орудием божественного разума и сам становится разумом вселенной), а вместе и синтез науки и искусства в религии, отождествляемой с Пасхою как великим праздником и великим делом» [6, I, с. 388].

В авторской терминосистеме Н.Ф. Федорова термин супраморализм противопоставляется целому ряду философских терминов, относящихся к периферийной зоне всей терминосистемы и конкретного терминополя: ге-гелианизм, имморализм, имморализм Ницше, имморализм Толстого, мистицизм, мистицизм Достоевского, мистицизм славянофилов,

превдоморализм Канта.

Кроме того, термин супраморализм является полеобразующим, так как группирует вокруг себя переосмысляемые автором философские и политические термины. В ближайшем семантическом окружении термина супраморализм оказывается термин психократия, образующий бинарную оппозицию с термином материократия.

Психократия. Еще один словообразовательный окказионализм Н.Ф. Федорова - термин психократия. Частота употреблений слова - 21, значение термина детально раскрывается автором при помощи контекстуального определения.

С лингвистической точки зрения интересен способ образования термина: сложение основ греческих корней при помощи соединительной гласной (морфолого-синтаксический способ). Русского аналога термина нет, что обусловливает особый интерес к семантике первой части слова

108

(психо-), которая не совпадает с семантикой первой части слов, образованных от того же греческого корня, к примеру, психология. Так, в слове психология семантика первой части совпадает с первым, основным значением слова душа: «Внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п» [7], в федоровском термине психо- - второй оттенок основного значения, проявляющий религиозный характер философского творчества мыслителя: « || По религиозным представлениям: бессмертное нематериальное начало в человеке, отличающее его от животных и связывающее его с богом» [7]. Заметим, что в этом значении лексемы душа и дух являются синонимами, что и дало авторам словаря «Русская философия» возможность определить психократию как «власть духа».

На основе анализа всех контекстов употребления термина нами сформулирована дефиниция термина: «Противоположная материократии идеальная форма общественного устройства, основанная не на принуждении не на «внешнем законе», а на власти души; духовное родство всех живущих на земле, предполагающее всеобщее участие в деле психофизиологической регуляции и вокрешении умерших».

Марксистская материократия. Понятию психократия Н.Ф. Федоров противопоставляет «марксистскую материократию» (3 словоупотребления). В тексте нет дефиниции, семантика термина может быть частично реконструирована на основе заданного автором противопоставления «психократия - марксистская материократия» или исходя из внутренней формы: «власть материи, материального». Однако такая реконструкция не даст точного представления о семантике термина: малая частота словоупотребления затрудняет четкое представление о его содержательной структуре. В двух случаях из трех, в том числе в тексте разъясняющего подзаголовка, Н. Ф. Федоров употребляет составной термин, или терминологическое сочетание: «Пока будет смерть, будет и голод, будут и болезни; и наоборот: пока будут болезни и голод, будет и смерть. Психократия как противоположность марксистской материократии. Всеобщеобязательное познавание силы рождающей и умерщвляющей (природы) как противоположность ницшеанскому культу гениев...» [6, II, с. 275]. В заключительной части статьи — однословный термин: «Но ученые и неученые, гении и негении одинаково подчинены слепой силе; а потому нет и вопроса об отношении разумной силы к неразумной: материократия здесь безусловна, несовершеннолетие вечно, самодержавие здесь заменяется деспотизмом, произволом» [6, II, с. 276]. Видимо, в данном случае мы имеем дело с терминологической глоссой (термин Ю.В. Рождественского): «Терминами в собственном смысле слова является лишь часть терминологических глосс. Терминологическая глосса становится термином лишь тогда, когда она получает признаваемое обществом определение или дефиницию» [4, с. 55].

109

Социализм. Термин (53 словоупотребления) используется в идиости-ле Н.Ф. Федорова в значении «2. Учение о построении социалистического общества» [7], а также «идеология (совокупность идей)». При этом допускается отождествление социализма с религией: термин включается в однородно-сопоставительные ряды с лексемами католицизм, протестантизм, ср.: «Не только католицизм, но и протестантизм все более и более фатально вовлекается в социализм...» [6, II, с. 201]. Большое количество окказиональных импликациональных сем говорит о значительном переосмыслении содержательных компонентов понятия социализм, которое противопоставляется Н. Ф. Федоровым «философии общего дела».

На значение термина проецируются взгляды философа, в частности, глубочайшее убеждение Н. Ф. Федорова в том, что социализм воплощает злое начало. Так, один из подзаголовков статьи «Пока будет смерть, будет и голод, будут и болезни; и наоборот: пока будут болезни и голод, будет и смерть» сформулирован так: «Два великих зла: социализм и анархический индивидуализм» [6, II , с. 275].

Лексическое значение термина социализм в идиостиле Н.Ф. Федорова имеет сложную структуру. Отчетливо выделяются семантические компоненты, близкие к интенсиональному ядру: имущественное равенство («устранение разделения на богатых и бедных»; «вопрос о всеобщем обогащении»); всеобщее образование («все станут образованными»); всеобщий комфорт («объединение во имя комфорта»; «...комфорт, как цель жизни, не мог бы даже временно затмить общего, отеческого дела, если бы не был прикрыт целью всеобщего участия в нем, т. е. социализмом»); безнравственность («Объединение во имя комфорта... есть самое наихудшее употребление жизни ... особенно в нравственном отношении»); проникновение во все сферы жизни общества (Социализм торжествует над государством, религиею и наукою...»); искусственность («социализм вызван искусственно»); материалистическое мировоззрение («социализм и в этом отношении принял свои меры, соединившись с материалистами..»); отрицание христианства («социализм... был бы... лицемерием, если бы не отрицал христианства; при отрицании же христианства появление социализма можно считать наказанием христианству...»); восьмичасовой рабочий день (« социализм стремится злу, вызываемому индустриализмом, дать простор шестнадцатичасовою праздностью (восьмичасовой рабочий день)»).

Дефиниции термина нет, но Н.Ф. Федоров неоднократно пытается дать эмоциональное определение сути социализма как явления, противопоставляемого Общему делу: «искажение совершеннейшего образца»; «обман»»; «великое зло»; «форма выражения всех пороков, каковы политическая наглость, гражданская зависть, экономическое корыстолюбие, разнузданная чувственность».

На значение термина социализм проецируются особенности его парадигматических и синтагматических связей с другими единицами системы

110

терминов Н.Ф. Федорова, главной из которых в данном случае является авторский окказиональный термин супраморализм (философия общего дела). Противопоставление «социализм - супраморализм» является одним из важнейших в философском мировоззрении мыслителя.

Индустриализм. Термин индустриализм играет ключевую роль в философской полемике Н.Ф. Федорова; об этом, в частности, говорит высокая частота: 110 употреблений. В экономическом дискурсе термин обозначает «направление, считающее развитие индустрии основной задачей экономической политики» [ТСУ]. Н.Ф. Федоров использует слово в значении, близком к тому, которое представлено в Словаре Чудинова: «Преобладание промышленного класса людей или промышленности [Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка]. Кроме того, контекстуальный анализ позволяет говорить о том, что федоровский термин индустриализм представляет своего рода метонимию по отношению к термину индустриализация: «Процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства» [7] с заменой семы «процесс» на сему «результат».

О наличии прагматической информации в структуре нового языкового знака свидетельствуют так называемые эмоциональные определения, очень характерные для текстов Н.Ф. Федорова: «Индустриализм есть порождение половой страсти, страсти наряжаться, молодиться, бриться, румяниться; словом, он имеет свое полное выражение во всемирной выставке» [6, II, с. 211]; «...индустриализм, производящий прихоти, забавы, игрушки, и милитаризм, ведущий из-за них войны, - что они оба такое, как не ребячество?..» [6, II, с. 224].

Прагматическая коннотация термина связана с тем, что при помощи понятия индустриализм Н.Ф. Федоров раскрывает отвратительную сущность общества потребления, в котором производство «мануфактурных игрушек» служит «половому подбору», украшению «самок» и обслуживает общество комфорта, развлечений и наслаждений. Импликационал значения термина индустриализм наполняется за счет следующих содержательных компонентов: отсутствие связи с живой природой, неучастие в деле всеобщего воскрешения («Но эта воля не выходит из узких пределов индустриализма, создающего только мертвое подобие живой природы (напр., мертвые ткани вместо живых естественных покровов) и работающего только для живых, а не для воссоздания мертвых, только для себя, а не для отцов» [6, I, с. 98]; связь с милитаризмом («индустриализм именно и есть отец милитаризма» [6, I, с. 457]; «...громадное развитие крупной фабричной промышленности требует всеобщего вооружения» [6, II, с. 334]; разврат, страсть, грех (...источник индустриализма есть половой подбор, т. е. сознательное подчинение слепой силе, в нас и вне нас действующей, без всякой мысли о совокупном противодействии ей или о союзе против этого коренного порока и греха со всеми его последствиями» [6, с. II, с. 346]; тяжелый труд рабочих («Средствами ин-

111

дустриализму служит каторжная работа добывания запасов силы и материалов для фабричного производства» [6, II, с. 346].

В системе философских понятий Н.Ф. Федорова есть также производный термин, входящий в иное терминологическое поле, образованный синтаксическим способом: третий индустриализм. Значение этого термина представлено в краткой и развернутой дефинициях, данных самим автором: «органостроение и телостроение или восстановление разрушенных тел, праха, в живое тело» [6, II, с. 313]; «3-й индустриализм будет не искусственным, а естественным тканетворением, произведением естественных покровов, из коих сложены тела, будет органосозиданием. Конечною же целью 3-го индустриализма будет воссоединение распавшихся и разложившихся в прах тел в живые тела умерших отцов» [6, II, с. 315].

Итак, термин индстриализм входит в микрополе, образуетмое термином социализм, а производный термин третий индустриализм семантически связан с полем супраморализм, в которое входят термины регуляция, воскрешение, тканетворение и органосозидание.

Пауперизм. Одно из важных мест в системе терминов Н.Ф. Федорова занимает лексема пауперизм: 24 словоупотребления. В словарной статье МАС представлено толкование пауперизма как классового (политического) явления: Книжн. Нищета трудящихся масс в условиях классового общества, основанного на эксплуатации. (Нищета - крайняя бедность, нужда). Заметим, что в Словаре Ушакова слово дано с пометой социал., что является дополнительным фактором отнесения термина к разряду социальных (социально-политических).

На базе существующего в языке слова в идиолекте Н.Ф. Федорова возникают атрибутивные терминологические словосочетания искусственный (социальный) пауперизм и естественный (природный) пауперизм. Искусственный пауперизм - это недостаточность богатства, «экономическая нужда». Видимо, происходит терминологическое сужение значения общеязыкового слова (исчезает дифференциальная сема «в классовом обществе»). Значение второго термина (естественный пауперизм) формируется на основе оттенка первого значения общеязыкового слова нищета (пауперизм - нищета):|| перен.; чего или какая. Крайняя недостаточность, скудость чего-л. [7]. Естественный пауперизм в философии Н.Ф. Федорова есть крайняя недостаточность времени бытия человека на земле (по выражению С.Г. Семеновой, «радикальная необеспеченность человека жизнью»), а также крайняя недостаточность питания и здоровья в пределах данного человеку короткого земного существования: «...первопричина социальной, экономической нужды - естественный пауперизм рода человеческого: голод, болезнь, смерть...»[6, IV, с. 530].

Таким образом, происходит переосмысление социально-политического понятия «пауперизм» и формирование на его основе двух философских составных терминов, которые, наряду с термином воскрешение, являются

112

очень важными для понимания задач «Общего дела», сформулированных Н.Ф. Федоровым: «Вопрос о бедности и мнимом богатстве есть вопрос о двух званиях, или сословиях (бедных и богатых), - вопрос неразрешимый; вопрос же о смерти и жизни есть вопрос об едином призвании, объединяющем богатых и бедных в общем деле возвращения жизни... <...> Только замена вопроса о бедности и богатстве (искусственном, социальном пауперизме) вопросом о смерти и жизни (естественном пауперизме) дает такой обширный предмет (т. е. всю природу) для знания и дела, и только этот последний может соединить два разума в общем для всех деле познания и управления слепою, рождающею и умерщвляющею силою, а в этом деле - познания и управления - и заключается исполнение воли Божией» [6, I, с. 424].

Два авторских термина входят в противопоставленные друг другу микрополя: искусственный пауперизм (недостаточность богатства, экономическая нужда одного индивидуума и человечества в целом) входит в поле термина социализм, а естественный пауперизм (крайняя недостаточность питания и здоровья в пределах данного смертному человеку короткого времени существования, «радикальная необеспеченность человека жизнью») семантически связан с термином супраморализм.

Материализм. Термин материализм (27 словоупотреблений) используется Н. Ф. Федоровым в двух значениях: традиционном и переосмысленном. При этом обычное значение философского термина, будучи включенным в систему терминов «Философии общего дела», претерпевает некоторые изменения. По мнению Н. Ф. Федорова, «есть два материализма: материализм подчинения слепой силе материи и материализм управления материей, не в мысли лишь, не в игрушечных, кабинетных опытах, или лабораторных, а в самой природе, материи, делаясь ее разумом, регуляцией» [6, IV, с. 65].

Первый материализм - это «одно из двух главных (наряду с идеализмом) направлений в философии, решающее основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, объективной действительности по отношению к сознанию, мышлению и рассматривающее сознание и мышление как свойство материи» [7]. Отрицательное отношение Федорова к материалистическому направлению проявляется в синтагматических и ассоциативных связях термина в многочисленных полемических высказываниях философа: бесчувственная сила; самый узкий материализм, т. е. без Бога, без будущей жизни; материализм - профанация творения Божия, механическое объяснение вселенной.

Выступая против индустриализма, Н. Ф. Федоров писал: «...сама философия, т. е. материализм, реализм, позитивизм, находится в полном подчинении у фабрик, а потому и утверждает, будто ни в мире, ни вне мира нет другого блага, кроме того, которое производится фабрикою и доставляется торговлею» [6, II, с. 345].

113

Идеалом философа является преобразовательный материализм, «материализм управления материей», «нравственный материализм», который в одном из контекстов прямо противопоставляется «научному материализму». Дефиниция термина в текстах Н. Ф. Федорова не представлена, контекстуальный анализ немногочисленных высказываний позволяет составить общее представление об интенсионале и импликационале лексического значения. Содержательное ядро значения термина не совпадает с ядром значения обычного, неавторского, термина материализм («направление в философии»), так как победа «общего дела», по Федорову, предполагает исчезновение философии: «не будет деления на мыслящее и действующее, не будет разделения разума на теоретический, или философский, разум и практический, или проективный, философия, как мыслимое, мнимое, совсем не будет иметь места; она, философия, будет признана младенчеством человеческого рода» [6, IV, с. 65]. Поскольку цель «общего дела» - «явление христианства в силе», можно предположить, что и преобразовательный материализм у философа есть христианская идея, или совокупность идей, реализация которых (путем регуляции природных стихий и психофизиологической регуляции человека) должна привести к материальному воскрешению и бессмертию и превращению человеческого рода в сверхчеловечество: «В Христианстве «сверхчеловек» означает новый или обновленный, совлекшийся ветхого, и возрожденный, что связано с крещением, которое не есть привилегия, а должно быть всеобще, так как заповедь «шедше научите, крестяще, все народы» имеет целью в связи с научением сделать человеческий род сверхчеловечеством, и не в мистическом, а в материальном смысле воскрешения и бессмертия» [6, IV, с. 67].

Термин материализм претерпевает своеобразное семантическое «расщепление», образуя терминологическую оппозицию «материализм («механическое объяснение вселенной») - нравственный материализм», входящие в микрополя «социализм» и «супраморализм».

Философские термины, как правило, с трудом поддаются тематизации -или не поддаются вовсе. Однако система терминов, созданная Н.Ф. Федоровым в «Философии общего дела», характеризуется наличием парадигматических отношений между терминами.

Итак, нами рассмотрен сравнительно небольшой фрагмент авторской философской терминосистемы философа, а именно терминополе «Философия. Политика. Общество», полеобразующую роль в котором играет окказиональный термин супраморализм, образуя одноименное микрополе, противопоставляемое микрополю переосмысленного термина социализм. В поле «супраморализм» включается окказиональный термин психократия, а противоположный ему по значению термин материократия входит в поле «социализм». Все остальные переосмысленные термины так или иначе семантически «расщепляются», образуя терминологические оппозиции (естественный пауперизм - искусственный пауперизм, индустриализм -

114

третий индустриализм, материализм - нравственный материализм), каждая из противопоставляемых частей которых включается в противопоставленные микрополя.

Проведенный анализ позволил не только описать и уточнить значения авторских терминов Н.Ф. Федорова, но и продемонстрировать системный характер авторской философской терминосистемы.

Список литературы

1. Азарова Н.М. Типологический очерк языка русских философских текстов ХХ века. - М., 2010. - 250 с.

2. Головин Б.Н. Типы терминосистем и основания их различения // Термин и слово. Межвузовский сборник. - Горький, изд. ГГУ им. Н.И. Лобачевского, 1981. - С. 311.

3. Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение. - М.: Академия, 2008. - 304 с.

4. Рождественский Ю.В. О смысловой систематизации терминов // Методологические проблемы социальной лингвистики. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 53-60.

5. Табанакова В.Д. Авторский термин: знаю, интерпретирую, перевожу. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2013. - 159 с.

6. Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4 т. - М.: Прогресс, 1995.

Словари

7. МАС: Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. - 3-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1982.

8. Словарь русского языка XVIII века / АН СССР. Ин-т рус. яз.; гл. ред. Ю.С. Сорокин. - Л.: Наука ( Ленингр. отд-ние), 1984-1991.

9. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Терра,

1996.

10. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. -СПб., 1902. - 502 с.

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.