Научная статья на тему 'Социально – политическое положение села Гогаз Ахтыпаринского наибства Самурского округа к началу ХХ века'

Социально – политическое положение села Гогаз Ахтыпаринского наибства Самурского округа к началу ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
256
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОГАЗ / ИСТОРИЯ / ГОДЕКАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Халилов Ш. Р.

В статье описана краткая история села Гогаз Ахтынского района республики Дагестан. Проанализированы социально-политическое положение села, отношения с соседями к началу ХХ века. Выявлено, что вплоть до вхождения в состав Российской империи, село Гогаз не входило в какие-либо объединения или вольные общества, а управлялось самостоятельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально – политическое положение села Гогаз Ахтыпаринского наибства Самурского округа к началу ХХ века»

СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕЛА ГОГАЗ АХТЫПАРИН-СКОГО НАИБСТВА САМУРСКОГО ОКРУГА К НАЧАЛУ ХХ ВЕКА

к.п.н Халилов Ш. Р.

НОУ ВПО «Социально-педагогический институт», г. Дербент

В статье описана краткая история села Гогаз Ахтынского района республики Дагестан. Проанализированы социально-политическое положение села, отношения с соседями к началу ХХ века. Выявлено, что вплоть до вхождения в состав Российской империи, село Гогаз не входило в какие-либо объединения или вольные общества, а управлялось самостоятельно.

Ключевые слова: Гогаз, история, годекан

Старое село Гогаз находится в северной части Ахтынского района Республики Дагестан, на северном склоне Самурского хребта, неподалёку от границы с Курахским районом, в 18 километрах от райцентра, на высоте 2430 м. над уровнем мирового океана [2]. В 1886 году в Гогазе проживало 533 человека [1].

Село окружено с юго-запада неприступными скалами, а с остальных сторон альпийскими лугами, чарующими взгляд пестротой сочных трав и диковинных цветов. Холм, где расположено село, обтекают с двух сторон ручьи с кристально чистой, студеной водой, которая по капелькам стекает в них из множества родников. Когда именно поселились люди на территории старого села Гогаз, точно сказать никто не может. На территории села были найдены каменные, медные и стальные наконечники стрел, в двух км от нынешнего села в урочище Зеген, расположенном у основания горы Абрашан, развалины сакел, построенные в форме круглых шатров, очень крупные (почти в два раза крупнее обычных) кости из старых, вскрывшихся кладбищ, древние албанские надписи и т.д. Стоит отметить, что круглые сакли исследователи относят к бронзовому веку [6. стр 19], а останки людей великанского роста - к раннему каменному. Из вышесказанного следует, что на территории села Г огаз люди жили со времен древнейших кроманьонцев.

Название горы Абрашан на лезгинском языке не имеет объяснения, а на армянском понимается как село Абра («ашан», «ашен» - на арм село, а Абра - древнелезгинское имя). Армянское название горы и одноименного села, наличие на территории села «армянских» (вернее, лезгин армянской веры) кладбищ с крестами, говорит о проникновении на территории Гогаз армянской культуры и веры в период Кавказской Албании.

Название села произошло от лезгинских слов «гъуьр регъвез», «Гъуьгъвез», что означает -молоть муку. На территории села найдено около 30 развалин мельниц. Даже из многих соседних сел шли сюда молоть муку. В диссертации С.А. Аливердиевой Гъуьъвезар, гъуьгъвежар объясняется как подснежники (на ахт. диалекте) [4, стр. 17].. Если учесть, что зима в селе продолжается 8 -9 месяцев, то эта версия тоже имеет под собой почву. Примечательно, что сами гогазцы называют

себя несколько иначе - «эгъвезар», «эгъвезжыв». Слово «эгъвез» («эгъвуьн» в переводе с лезг. означает копать). Вызывает интерес и тот факт, «что «Эгъвез» в переводе с хновского диалекта рутульского языка означает «дальний», «отдаленный».

Мы можем привести сведения относительно живших в селе в XVIII - XX веках тухумов. По преданиям, первым поселились в селе люди из тухума «псияр» (в переводе с лезг. - коты), их дома занимали в старом селе наиболее выгодное место - холм в центре села, который смотрит на юго-восток. Самоназвание тухума «ялаватар» (произошло от лезгинского слова «ялав» - огонь, что подчеркивает связь с древними верованиями лезгин, когда те поклонялись духам огня и т.д.). Согласно другой версии, более достоверной, название «ялаватар» связано с тем, что члены данного тухума были чрезвычайно физически сильными, смелыми до безрассудства и крайне вспыльчивыми. За такой чрезвычайно импульсивный темперамент их и назвали «пламенными». (В данном случае слово «ялав» - пламя ассоциируется с крайней вспыльчивостью, бесстрашием, быстротой реакции и неестественной энергией). Стоит отметить, что данные черты характера наблюдаются за большинством членов тухума до сих пор. Представители вышеназванного тухума в основном занимались земледелием и охотой. Г оворят, они были физически рослыми, имели средний рост 1,8 - 2 м. Примечательно, что большинство представителей данного тухума были голубоглазыми или зеленоглазыми и светловолосыми. Этот факт дает основание высказать мнение об албанском или европейском происхождении этого тухума.. Говорят, на территорию села, предки данного тухума переселились с местечка вблизи с. Г апцах (старого), с временной стоянки. И по преданиям, первым поселился в селе человек по имени Асыл с сыновьями, и вся его жизнь прошла в постройках домов для своих сыновей и внуков.

Вторыми в селе поселились представители рода «татлар». Как-то добрался до села и пришел на годекан человек по имени Абумуслим, по национальности - тат, с семьей и с нагруженным домашним скарбом волом и попросил у старейшин села разрешения пожить в селе. Старейшины дали согласие и определили ему для постройки дома место за селом. Местечко это было непригодное для пашни и находилось рядом с селевым оврагом.

Вышеназванный Абумуслим вначале установил там палатку из паласа, а позже построил с помощью сельчан небольшой домик. Абумуслим привел с собой сына и шесть дочерей. Его дочери были выданы в селе замуж. Г оворят, что за каждую дочь ему в виде калыма давали земляной надел и таким образом он стал членом села. Впоследствии в селе появился уже немалочисленный род «татлар» (в переводе с лезг. - таты), который занял всю северную часть села.

Внешне члены этого тухума были смуглые, темноволосые. Им свойственно относительно спокойный нрав, сплоченность, прагматичность, консерватизм. Кварталы тухумов «ялаватар» и «татлар» были оснащены подземными ходами, доступ к которым открывался в хлевах или кладовых комнатах, именно, из ниш, маскированных под шкафы.

Третьими поселись в селе представители тухума «нурияр» (слово «нур» в переводе с лезг. -блеск, свет). Возможно, название данного тухума связано с профессиональной деятельностью его членов - они исполняли в селе обязанности муллы, а, как известно, ислам ассоциировался со словом свет. Примечательно, что именно из этого тухума вышел первый гогазский ученый, канд. физмат. наук, профессор Казанского государственного университета Абдулгамидов Абдулгамид Ри-забекович, специализировавшийся в области математического анализа. Данный тухум в селе был самый малочисленный, порядка 10 - 12 семей. Дома данного тухума были расположены на северо-западной окраине села. Представители данного тухума тоже были крупного телосложения. В настоящее время в селе (новом) люди из тухума «нурияр» не живут. Относительно «нурияр» стоит отметить, что этот тухум настолько был близок к тухуму «ялаватар», что в селе считали - первый был включен во второй. То есть представители «нурияр» были приняты тухумом «псияр» к себе. Существует версия, что «нурияр» когда-то отделились от «ялаватар».

Четвертыми поселились в селе представители тухума «серкер» (в переводе с лезг. - овцеводы). Связано это с тем, что на летние пастбища за определенную плату сельским старейшинам загонял сюда свою отару житель села Хлют (нынешнего Рутулского района), Шахабас. Ему в селе понравилось, и он с разрешения сельчан остался здесь с семьей навсегда.

Представители этого тухума поселились по юго-западной окраине села, зачастую строили

дома над отвесными скалами или в неудобной для жилья нижней части села, так как другого пригодного для строительства места в селе уже не оставалось.

Представители «серкер» отличались физической закалкой, выносливостью, жестокостью, особенно к животным, бескомпромиссным, неуступчивым характером. Это, конечно, было связано с их основной деятельностью - овцеводством. Можно сказать, что «серкер» тоже имели своих лидеров и подчинялись им.

С 30-годов гогазцы стали переселяться в села Гюдеклы, Чинартала, Мирземет-оба, Кимил-кишлах, города Хачмас и Баку Азербайджанской ССР. Их стало еще больше после Великой Отечественной войны, когда не вернулось в родное село более 60 из ушедших на нее гогазцев. После 50 - х годов сельчане стали переселяться на территорию совхоза им. Революции (ныне им Тагие-ва) Хачмазского района АзССР. В семидесятые годы молодежь стала перебираться в Махачкалу и другие города необъятной России, вплоть до Сахалина.

Г огазцы в те времена занимались овцеводством, возделыванием земли: выращивали злаковые. Зажиточные гогазцы держали отары по триста голов, а на зимовку отправлялись на арендованные земли в Азербайджан в село Нереджан или другую территорию.

Большинство плодородных земель, лежащих в пойме речки, принадлежало членам тухума «ялаватар», также было распространено террасное земледелие. Им же принадлежали почти все мельницы. Также было распространено пчеловодство. Излишки продуктов сельчане продавали на ахтынском рынке, а взамен покупали одежду и фрукты (так как в селе деревья не росли).

Ростовщичеством из сельчан занимались Езибег и Гамид. Так Гамид из-за долгов выкупил у усурцев большую часть их плодородных земель.

Первыми крупными предпринимателями села были члены семьи Халиловых, Халил и Мисрихан, которые открыли в начале ХХ века в северном Азербайджане частные мельницы, токарно-столярный цех и ресторан. Кроме того, у Халиловых имелись многочисленные отары и плодородные земельные участки, для ведения которых они использовали труд наемных рабочих. Именно за годовую прибыль от ресторана в городе Уджары Мисрихан построил в селе Гогаз трехэтажный каменный дом с круговыми лоджиями и расписал все комнаты фресками, снабдил резными потолками и шкафами. По размаху стройки можно судить о том, что он был весьма успешным предпринимателем. С приходом советской власти все, что принадлежало Халиловым было раскулачено, а Мисрихан репрессирован как враг народа. Стоит отметит, что именно Мис-рихан организовал в 30-ые годов ХХ века переселение части населения села в село Гюдеклы АзССР. По имеющейся у нас информации, он присвоил себе большую часть переселенческих пособий и совершил еще кучу проступков, за что и привлек к себе внимание НКВД. Но Халилов Мисрихан убежал из-под конвоя НКВД и перебрался в Иран. Там он женился во второй раз, открыл сеть магазинов, и в настоящее время в Иране живет большая семья рода Халиловых, но связи с ними прервались в 80-е годы ХХ века.

Те, у кого было огнестрельное оружие и определенные навыки, занимались охотой. Охотились на зайца, барсука, лисицу, куницу, волка, на куропаток. Любители поднимались далеко в горы охотиться на горного тура и винторогого козла.

Были в селе также свои кузнецы. Ковали сельскохозяйственные орудия, холодное оружие, ножи для бритья.

Те, у кого не было своих отар или земли - «мулк», ездили в Азербайджан на заработки. Отмечаются случаи поездок в Грузию.

Около 20% гогазцев жили только за счет воровства и грабежей. Этим промыслом они занимались на территории южного Дагестана и северного Азербайджана отдельно или в составе банд. По этой причине жители многих соседних сел относились к гогазцам настороженно и называли село разбойничьим.

Годекан (по лезг. - ким) занимал особое место в общественно-политической жизни гогаз-цев. Годекан для гогазцев был местом собраний, дискуссий, здесь решались все общие для села вопросы: распределялись зимние и летние пастбища, устанавливались сроки посевов и сенокосов, решали спорные вопросы меду отдельными жителями, тут же играли свадьбы.

Спорные вопросы решал совет аксакалов - «диван», состоявший из 10 избранных, уважаемых людей, аксакалов. Аксакалов выбирали для этого дела достойных: честных, бескорыстных, незапятнанных воровством у сельчан. Выборными могли быть не только старые люди, но и мужчины в расцвете сил. Все споры и жалобы гогазцев рассматривал именно этот выборной орган. Гогазский «диван» выводил решение по всем вопросам: виновную сторону принуждали заплатить штраф, возместить ущерб, особо провинившихся выгоняли из села сроком на 7 лет.

В старом селе было три годекана: в центре села - для аксакалов, на западной окраине - для молодых, а на восточной - для подростков. Возрастное деление на годекане было строгим требованием местного обычая.

Годекан в селе был социально-нравственным институтом, где выводились и утверждались правила поведения. В частности, одним из норм морали было вежливое обращение и полный запрет сквернословия. Человека, нарушившего данный закон, могли заколоть тут же. То есть, гогаз-цы в ответ на оскорбление в свой адрес сразу же брались за кинжал или пистолет.

Стоит упомянуть, что все мужское население имело огнестрельное оружие: ружья, винтовки, пистолеты и постоянно тренировалось в стрельбе, то есть было готово к вооруженной стычке. Мужчины держали кинжал и пистолет всегда при себе. Даже многие женщины носили тайно при себе кинжал.

Село не подчинялось за всю историю существования ни Ахты-пара, ни Рутул-чаю, ни ка-кинским бекам или еще кому-либо, а функционировало и оборонялось как самостоятельное общество.

Само село состояло из четырех тухумов, пришедших в разное время с разных мест, причем каждый из них был крупнее, чем соседние села, как Ялак или Усур.

В доказательство наших слов привожу следующий исторический факт. «.. .В ХУШ - веке за отказ выполнять пахту объединенными силами рутульцев и ахтынцев было разрушено и сожжено дотла селение Хрюг. За участие ахынцев в нападении на Хрюг рутульцы уступили ахтын-цам пахту от селений Гогаз, Усур, Кака.» [5, стр. 22]. По словам автора, получается, что до ах-тынского пахта село подчинялось рутульскому. Ссылаясь на вышеупомянутый источник, мы можем заключить, что до ХУШ - века с. Г огаз не входило в Ахты-пару точно. А входило ли в общество Рутул? Об это пойдет речь ниже. Может рутульцы «уступили» ахтынцам вообще свободные села, села им неподвластные? Да и само слово «уступили» показывает доминирующее положение рутульцев в самурской долине. Видимо, после такой «уступки» ахтынские «бахтачияр» отправились в практически свободное село Гогаз, в надежде на угощение. Но им там объяснили, что о «пахта» не может быть и речи, а дословно: «Мы мужчины и пахта для нас неприемлема, а если хотите доказать свое превосходство, давайте соревноваться!». Ахтынцы проиграли соревнования и ушли в с. Усур, которое входило в Ахты-пара. Так на сайте www.odnoselchane.ru мы находим: «Усур вначале являлся яйлахом ахтынского джамаата, но в XII в. он стал самостоятельным хозяйством» [3].

Так известно, что жители сел Ялах, Хрюг, Луткун и др. обратились за защитой от рутуль-цев к казикумухскому шамхалу, и тот поселил в с. Кака своих братьев, Шуаб-бека и Иса-бека, вышеназванных какинских беков. Жители названных сел несли барщину (плату за защиту) уже этим бекам. Так, если гогазцы тоже страдали бы от «пахта», то тоже подчинились бы какинским бекам, чего не было.

Представителю бека, пришедшему в село с предложением «защиты», сельчане грубо ответили: «Мы сами беки и в защите мы не нуждаемся, защитим себя мы сами лучше вас». И вообще, попросили из села в грубой форме.

С рутульцами у гогазцев было 3 столкновения, попытки со стороны первых угнать гогаз-ские отары, но гогазцы отреагировали на такие выходки агрессивно и во всех случаях нападавшие были убиты.

Село Гогаз не входило в общество Рутул вообще, и рутулцы не появлялись в селе даже с предлогом пахты, исключая вышеотмеченные попытки воровства и угона скота, которые, как мы видим, закончились для них негативно.

Село Гогаз, судя по занимаемой позиции, можно отнести на рассматриваемом периоде нейтральным к союзу «Ахты-пара», но ни в коем случае входящим в него.

Примечательно, Гогаз - единственное в районе село, которое не говорит на ахтынском диалекте. Гогазский говор по своим окончаниям более близок к кюринскому диалекту. Так, Аливер-диевой С.А. защищена диссертация на соискание кандидатской степени по теме «Фонетические и морфологические особенности гогазского говора лезгинского языка», в которой она доказывает близость гогазского говора к кюринскому диалекту, чем к ахтынскому.

Что же собою представляло село Гогаз до вхождения в состав России самурской долины? Гогаз представляло собой абсолютно свободное, имеющее демократическое выборное управление, способное охранять свои границы и суверенитет, общество. Был строго налажен вопрос самообороны села, который включал ведение дозоров на южной и северной границах (по 4 чел), ведение дозоров у двух главных входов в село (по 30-50 человек - молодежные годеканы у двух входов в село) и постоянная боевая готовность всего взрослого мужского населения более 300 чел. Все взрослое население имело как огнестрельное, так и холодное оружие, которое постоянно носило с собой. О зависимости и, тем более, о пахта не могло быть и речи.

Внутри самого села, где жили более 200 семей, не было какой-либо зависимости или подчиненности одних лиц от других. Все общие вопросы решались на сельском сходе. А все захватнические войны иранских и иных завоевателей, можно сказать, обошли сельчан стороною. Так как с древнейших времен гогазцы выставляли караулы на северном и южном рубежах села, вели дозор круглосуточно из специально построенных землянок и дежурили на каждом посту по двое. Все взрослое мужское население, исключая глубоких стариков обязано было нести дежурство. Следили за двумя крупными соседними селами: Ахты и Курах, и если там наблюдали появление непрошенных гостей в виде пожаров и остальных признаков войны, то сразу один дозорный докладывал селу, а второй следил за дальнейшим развитием событий.

Сельчане быстро прятали свой скарб в специальное подземное помещение, которое находилось в центре села. Вход туда закрывали каменной плитой и сыпали сверху для маскировки навоз. (Такое подземное помещение оставалось в районе центрального холма села до 50-х годов ХХ века). Сами же направлялись в подземные убежища в ущелье «Зеген», находящееся в двух км от села, там же в подземных хлевах прятали и домашний скот.

Враг нарывался на пустующие сакли и проходил дальше. За его передвижением, естественно, тайно следили и, когда он окончательно покидал территорию села, люди выходили из своих убежищ. Так село оставалось невредимым, когда персы и монголы много раз предавали огню и мечу самурскую и курахскую долины.

Когда самурская долина вошла в состав Российской Империи, в селе был назначен старейшина - представитель царской власти (один для селений Усур и Гогаз) житель с. Усур - Прим. Как говорилось выше, с. Гогаз не входило в Ахты - пару, и поэтому ковха был назначен по совету ахтынцев из села, подвластного им - Усур (и вообще гогазцы не были в каких-либо контактах с ахтынцами и поэтому узнали о новшествах в политике так поздно). Но гогазцы не были готовы к такому повороту событий и решили выгнать Прима и назначить старейшину (кавха) из своей среды. За это взялись Халил и Азизага. Прим был жестоко избит Азаагой прямо на годекане по просьбе Халила. Но виновным сделали в Ахтах Прима, после чего последний был снят с должности старшины, и старшиной назначен Ибрагим - Халил, старший сын Халила.

После этого случая Халил провел за свой счет водопровод протяженностью 2 км (купил в с. Испик трубы из керамики, доставил их на арбах в с. Гогаз на расстояние около 80 км, заплатил также за рытье траншеи), а в остальном помогли сельчане. При Ибрагим-Халиле (ковха) и только благодаря его стараниям был присоединен документально к территории с. Гогаз участок с названием «Тамун ёгъ» около 50 га, права на который оспаривало и с. Кака. (после его смерти село потеряло этот участок).

В настоящее время гогазцы компактно живут в Махачкале и Каспийске (около 100 семей) в Дербенте - около 50, в Норильске - около 100, а также небольшими группами в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Сургуте, Чите, Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке, Ставрополе, Астрахани, Волгограде, Луганске и во многих других городах. По некоторым сведе-

ниям несколько семей гогазцев, потомки белых эмигрантов, живут в Казахстане, Киргизии, Турции, Иране и Германии.

Согласно приведенной выше информации мы подошли к следующим выводам:

На территории села Гогаз люди жили с древнейших времен, именно со времен высокорослых кавказских кроманьонцев.

Судя по круглым саклям долины Зеген, люди жили тут и в бронзовом веке.

Памятники албанской культуры позволяют говорить о тесных связях Гогазского общества с Кавказской Албанией.

Г огаз исторически, вплоть до присоединения к Российской империи в составе Самурского округа, не входил в состав каких-либо политических образований и управлялся самостоятельно.

Село основали тухум «Ялаватар» (пламенные), имеющий нордическую антропологию.

ЛИТЕРАТУРА

1. (насе ление Ахтыпаринского наибства Самурского округа по сёлам в 1886 году).

2. кйр://щ.шк!реё1а.огцМікі/%С3%ЕЕ%Е3%Е0%Е7.

3. http://www.odnoselchane.ru/?весі=276

4. Аливердиев С.А. Фонетические и морфологические особенности гогазского говора лезгинского языка: диссертация ... канд. филолог. наук : 10.02.02.- Махачкала, 2006.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1321.

5. Алимов, А.Т. , Алимов, М.Т. Дагестан: время, судьбы.

6. Гаджиев, М.С. История Дагестана с древнейших времен до 16 века., 6 - кл., п. Жизнь людей бронзового века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.