Regional development
Галиев Г. Т.
Galiev G.T
доктор социологических наук, профессор, президент «Евразийской ассоциации социологов», начальник отдела дополнительного образования Института экосистем бизнеса и креативных индустрий, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 316.42 (470+571)
Гимаев И.З. Gimaev I.Z.
кандидат социологических наук, исполнительный директор Евразийской ассоциации социологов, г. Москва, Российская Федерация
DOI: 10.17122/2541-8904-2021-1-35-68-73
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИИ АУДИТ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Актуальность социально-политического аудита гражданского общества в России продиктована необходимостью современного качественно нового переосмысления таких социальных явлений и общественно-политических процессов в стране, как общественный договор, гражданское сознание, общественная политическая активность. Социально-политический аудит - инновационная форма социологического анализа условий развития общества с целью выявления факторов социальных рисков и выработки системного подхода к их решению в современных условиях. Социально-политический аудит становится значимым социальным явлением в системе развития общественных, государственных и политических отношений как институт контроля и управления обществом и государством.
Цель данного исследования заключается в обосновании актуальности и крайней необходимости социально-технологического подхода к изучению общественных явлений. Востребованность такого подхода обусловлена социально-политическим и экономическим кризисом в стране, преодоление которого возможно только современными инновационными методами, в том числе социальными технологиями, которые способны не только понять причины регресса социума, но и предложить программно-стратегические пути его оздоровления, развить духовно-творческий потенциал государства, общества, социальных организаций и каждого человека. Такой социальной технологией является социально-политический аудит - инструмент регулирования общественно-политических отношений посредством диалога всех сторон, заинтересованных в достижении социального равновесия. Основная задача реализации социально-политического аудита как социальной технологии сводится к диагностике общественных, политических, социальных, экономических проблем и явлений, оценке их состояния, формулированию конкретных рекомендаций, выработке системных путей решения и предотвращения проблем и угроз, вызванных актуальными процессами глобализации на конкретно-исторических этапах развития общества.
Теоретическая ценность данного социологического исследования заключается в том, что дана оценка состояния гражданского общества в России и факторы его дальнейшего развития. Предлагаемый социально-технологический подход к изучению вопросов становления
Региональное развитие
гражданского общества направлен на преобразование всего социально-политического пространства страны.
Ключевые слова: социально-политический аудит, социальные технологии, гражданское общество, социально-политическое пространство, государство.
SOCIAL AND POLITICAL AUDIT FORMATION OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA
The relevance of the socio-political audit of civil society in Russia is dictated by the need for a modern, qualitatively new rethinking of such social phenomena and socio-political processes in the country as a social contract, civic consciousness, and public political activity. Socio-political audit is an innovative form of sociological analysis of the conditions for the development of society in order to identify the factors of social risks and develop a systematic approach to their solution in modern conditions. Socio-political audit is becoming a significant social phenomenon in the system of development of social, state and political relations as an institution of control and management of society and the state.
The purpose of this study is to substantiate the relevance and urgency of the socio-technological approach to the study of social phenomena. The demand for such an approach is due to the sociopolitical and economic crisis in the country, which can only be overcome by modern innovative methods, including social technologies, which are able not only to understand the reasons for the regression of society, but also to propose programmatic and strategic ways to improve it, develop spiritual and creative potential of the state, society, social organizations and each person. Such a social technology is a socio-political audit - a tool for regulating socio-political relations through a dialogue of all parties interested in achieving social equilibrium. The main task of implementing socio-political audit as a social technology comes down to diagnosing social, political, social, economic problems and phenomena, assessing their state, formulating specific recommendations, developing systemic ways to solve and prevent problems and threats caused by current processes of globalization in specific historical stages of development of society. The theoretical value of this sociological study lies in the assessment of the state of civil society in Russia and the factors of its further development. The proposed socio-technological approach to studying the issues of the formation of civil society is aimed at transforming the entire sociopolitical space of the country.
Key words: socio-political audit, social technologies, civil society, socio-political space, state.
Можно ли построить гражданское общество, демократическое государство, о чем мы постоянно говорим, если доверие людей к властным структурам, общественным организациям постоянно снижается? Если значительная часть населения России по-прежнему сохраняет негативное отношение к бизнес-сообществу? Если социальная технология1 корпоративной ответственности, основными участниками которой являются бизнес, государство и общественные организации, фактически не сформирована? Безусловно, нет.
1 Социальная технология - форма управления, обеспечивающая систему последовательных действий личности, коллектива, предприятий и организаций, органов управления региона в целях получения ожидаемого результата деятельности, возможности его воспроизводства в определенных параметрах - качества, свойства, объема, отношений.
Причина этого в том, что на сегодняшний день в России в политической жизни страны отмечаются «симптомы застоя»: слабые в плане гражданского сознания и активности общественные организации (совокупность неправительственных и некоммерческих организаций), отсутствие социальных технологий становления гражданского общества, а также полное отсутствие общественного договора между государством и обществом.
По официальным данным МОТ, 30 % нынешних россиян живут ниже уровня бедности, а 10 % самых бедных граждан РФ имеют доход, который фактически в 50 раз ниже дохода тех 10 % лиц, которые обогатились за счет государства. Такое расслоение является нарушением принципов социаль-
Regional development
ного гуманизма, что является демотивирую-щим фактором трудовой деятельности.
Согласно данным Росстата, количество россиян, доходы которых ниже прожиточного минимума, составляет более 20 млн человек, или 15 % всего населения [1]. В течение пяти лет наблюдается устойчивая тенденция смещения бедности в сторону глухой провинции и деревень. Уровень бедности в селах и деревнях выше городской и составляет 30,7 %. В малых городах численность населения до 200 тысяч - 24,3 %.
Факторы, провоцирующие нищету в России: несовершенство внутренней государственной политики и международная изоляция [2, 3].
Руководством страны в 2012 году была поставлена задача увеличить производительность труда в 1,5 раза. Однако данная задача выполнена не была: производительность труда вместо 1,5-кратного роста (на 50 %) была увеличена всего лишь на 5,5 % к 2018 году [4]. Сегодня производительность труда в России находится на уровне 26,5 долларов (необходимо понимать, что это показатель, отражающий объем ВВП, вырабатываемый каждым работающим россиянином за один час). Наша страна уступает всем странам Организации экономического сотрудничества, кроме Мексики. Там этот показатель составляет 21,6 доллара. У лидеров рейтинга
- Ирландии и Люксембурга - производительность труда находится на уровне 99 долларов в час [5].
В то время как на мировом рынке труда становится все больше высококвалифицированных рабочих мест и профессий, ощущается все больший дефицит образованных высококлассных специалистов, в России нет должной системы обучения, подготовки и переквалификации подобных кадров. Так, например, на образование мы тратим менее 4 % ВВП, в то время как передовые страны
- 8-9 % [6]. В стране наблюдается убыль работоспособного населения. На фоне пандемии численность россиян уменьшилась на 400 тысяч человек. Это в 10 раз больше, чем в 2019 году. По прогнозам специалистов,
через пять лет эта цифра увеличится еще на 1,2 млн человек [7].
На помощь в решении общемировых социально-политических и экономических вызовов глобализации приходят социальные технологии.
В условиях системного регресса и пандемии особую актуальность приобретает повышение ответственности органов государственной, местной власти, бизнес-сообщества и общественных организаций за сохранение устойчивости благосостояния, уровня и качества жизни населения. В этих условиях востребованным становится социально-политический аудит - инновационная форма социологического анализа условий развития общества с целью выявления факторов социальных рисков и выработки системного подхода к их решению в условиях современных вызовов глобализации.
С начала XXI века проблемы взаимодействия гражданского общества и государства и их решение с помощью социальных технологий находятся в центре внимания ученых и политиков в России и за рубежом. Объектом социальных технологий являются социальные системы, процессы, институты, ресурсы, пространство и резервы.
Становление гражданского общества и правового государства в России, преодоление финансовых, экономических, экологических, управленческих, социальных проблем определенно связано с системой управления и самоуправления. Совершенствование практики и развитие теории взаимодействия государства и гражданского общества предполагает формирование современных институтов научно-практического исследования, развитие инновационных технологий изучения социально-политического пространства на региональном и национальном уровнях.
Социально-политический аудит становится основным механизмом изучения взаимодействия общества и государства. Социально-политический аудит включает основы социальных технологий становления гражданского общества, определяет индивидуальные характеристики, критерии, процедуры, позволяющие фиксировать качествен-
ное состояние, перспективы и динамику развития [8]. Таким образом, диагностика, проводимая в ходе социально-политического аудита, позволяет выявить причины возникновения проблем, проанализировать факторы социально-политических рисков и выработать социальные технологии по снижению их воздействия, а также определить, насколько профессионально и качественно реализуются социально-политические программы, насколько они близки общественности и оправдывают ожидания населения.
Во-первых, итоги социально-политического аудита информируют общество о качестве государственной политики и о степени ее участия в формировании гражданского общества.
Во-вторых, информация, полученная в ходе социально-политического аудита, станет основой для стратегического планирования ее деятельности, т.е. внедрения социальных технологий. Практика разработки «социальных технологий», их использования - свидетельство, в первую очередь, глубины познания процессов, возможности их моделирования и воспроизводства с заранее заданными параметрами качества и количества.
В-третьих, доступность полученной информации, открытость деятельности органов власти, прозрачность принимаемых ими решений повысит доверие граждан к государству в целом и будет способствовать активизации общественного договора и построения гражданского общества.
Социально-политический аудит становления гражданского общества невозможен без пристального рассмотрения ситуации с общественными организациями: их положения в обществе, отношения к ним государства, наличия и совершенства законодательно-правовой базы.
Появление официально зарегистрированных общественных организаций различного толка, направленности и характера оказалось новым явлением для Башкортостана периода политических и социальных изменений 1980-х гг. Система неправительственных организаций начала формироваться с начала 1990-х гг. и стала силой, быстро набирающей
Региональное развитие
общественную значимость. Сегодня в Башкирии, согласно данным СПАРК, официально зарегистрирована 1201 общественная организация. 193 организации вошли в Единый реестр социальных предприятий России по итогам деятельности в 2019 году [9]. Здесь нет тенденции осознанной гражданской активности или проявлений гражданской сознательности. Зачастую НКО создаются (около)государственными структурами с привлечением общественности.
Именно слабое или недостаточное развитие демократических институтов гражданского общества приводит к усилению влияния государства в тех сферах жизнедеятельности, которые априори должны либо саморегулироваться, либо управляться самим обществом, например, благотворительность, культура, средства массовой информации, Интернет. Сегодня можно зафиксировать, что государство, в отсутствие сопротивляемости общества и его гражданских институтов, старается навязать свои правила и законы в этих сферах.
Исполнительная власть, не ограниченная в своих действиях другими ветвями власти, контролем со стороны общественных организаций и средств массовой информации, в одностороннем порядке меняет правила общественного договора - замещает собой или проправительственными организациями общественно-политические институты гражданского общества, выдавая свои интересы за интересы всех граждан. Человек становится полностью зависим от действий и решений государства, превращаясь в объект государственного управления.
Социально-политический аудит рассматривает формирование политической культуры и гражданской ответственности в каждом человеке как действенный механизм становлении гражданского общества. Политическая инициатива и гражданская сознательность граждан является гарантией демократических преобразований в обществе и государстве и эффективного функционирования общественных механизмов.
По своей сути неправительственные общественные организации, действительно соз-
Regional development
данные по запросу общества, играют важную социально-политическую функцию. Оказывая контроль и давление на государство, представляя интерес определенных слоев населения, общественные организации заполняют собой вакуум между властью и обществом, становятся проводником, способом коммуникации между условным чиновником и простым гражданином. В действительности же отсутствие гражданских институтов, истинно общественных организаций, широкого представительства общественности в выборных органах и представительских органах создает вакуум между государством и людьми, служит благодатной почвой для коррупции, ущемления прав и свобод, попрания основ демократии и, как следствие, массового недовольства и волнений.
Социально-политический аудит становления гражданского общества отмечает, с одной стороны, закрытость и обособленность государственной бюрократической системы, непрозрачность принимаемых решений, с другой стороны - активное противостояние развитию общественного самосознания, давлению на общественные организации со стороны государства, повсеместного контроля, регулирования и подавления их деятельности.
Нормой демократического общества является взаимодействие государственной власти и гражданского общества в рамках общественного договора. Перекос в ту или иную сторону ведет страну либо к анархии, либо к
Список литературы
1. Российская газета. Росстат отметил рост граждан с доходами ниже прожиточного минимума // https://rg.ru/2020/09/18/
2. Шмелев Н.П. Россия через 50 лет. Возможные сценарии будущего // Современная Европа. - 2006. - № 1. - 145 с.
3. РИА Новости. Медведев заявил об угрозе деградации мировой экономики из-за COVID-19 // https://ria.ru/20200410/
4. Чернышева Т.К., Ильянов Д.С. Сравнительный анализ производительности труда в России и Китае // Теоретическая и прикладная экономика. - 2019. - № 4. -
тоталитарному режиму. В настоящее время мы наблюдаем картину «собирания власти», связанную с продолжающимся процессом создания государственности в России. Связано это с патерналистским отношением к государственной власти. Исправить такое положение дел призваны социальные технологии, направленные на изменение общественного сознания и субъектов общественно-политического действия в сфере понимания роли гражданского общества и общественных организаций.
Основная задача социально-политического аудита заключается в разработке социальных технологий, использование которых даст возможность общественным организациям играть важную, конструктивную роль при выработке социальных, экономических, политических решений, в предоставлении людям возможности принимать активное участие в жизни общества, в создании условий для активного участия в построении гражданского общества.
Существует немало других дискуссионных проблем в социально-политическом аудите, но сам факт, что эти вопросы поставлены на повестку дня, служит серьезным стимулом для дальнейшей разработки теории социальной технологии в становлении гражданского общества применительно к специфическим условиям и потребностям современного этапа в жизни нашего общества.
С. 78-89.
5. Москва 24. Россияне показали низкую производительность труда // https://www.m24. ru/audios/Moskva
6. Коммерсант. Минфин намерен сократить расходы на образование и демографические проекты. Источник: https://www. kommersant.ru/doc/4494043
7. РБК. Правительство резко ухудшило прогноз по убыли населения России. Источник: https://www.rbc.ru/ есопот^/15/10/2020/
8. Гимаев И.З. Развитие институтов социально-политического аудита в России // Экономика и управление. - 2018. - № 5. -С. 140-143.
9. РБК. 193 организации Башкирии вошли в Единый реестр социальных предприятий // https://ufa.rbc.ru/ufa/
References
1. Russian newspaper. Rosstat noted the growth of citizens with incomes below the subsistence level // https://rg.ru/2020/09/18/
2. Shmelev N.P. Russia in 50 years. Possible scenarios of the future // Modern Europe. - 2006. - No. 1. - 145 p.
3. RIA Novosti. Medvedev announced the threat of degradation of the world economy due to COVID-19 // https://ria.ru/20200410/
4. Chernysheva T.K., Il'yanov D.S. Comparative analysis of labor productivity in
Региональное развитие
Russia and China // Theoretical and Applied Economics. - 2019. - No. 4. - P. 78-89.
5.Moscow 24. Russians showed low labor productivity // https://www.m24.ru/audios/ Moskva
6. Kommersant. The Ministry of Finance intends to cut spending on education and demographic projects. Source: https://www. kommersant.ru/doc/4494043
7. RBC. The government has sharply worsened the forecast for the decline in the population of Russia. Source: https://www.rbc. ru/economics/15/10/2020/
8. Gimaev I.Z. Development of institutions of social and political audit in Russia // Economics and Management. - 2018. - No. 5. -S. 140-143.
9. RBC. 193 organizations of Bashkiria entered the Unified Register of Social Enterprises // https://ufa.rbc.ru/ufa/