Галиев Г. Т. Galiev G.T
доктор социологических наук, профессор, начальник отдела дополнительного образования Института экосистем бизнеса и креативных индустрии, ФГБОУВО «Уфимский государственный технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
_
V _ -
\
Гришина Т.В. Grishina Т.У
доктор социологических наук, профессор, ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», г. Москва, Российская Федерация
УДК 316.334.2:27
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Гимаев И.З. Gimaev I.Z.
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», г. Уфа, Российская Федерация
Гимаев Т.Р. Gimaev Т.К
студент, МИРЭА - Российский технологический университет, г. Москва, Российская Федерация
DOI: 10.17122/2541-8904-2022-2-40-7-15
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АУДИТ ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛЬНОГО УЧЕНИЯ
Статья является продолжением научно-теоретического исследования вопросов влияния христианского социального учения на исторические, экономические, духовно-нравственные процессы в России. Изучено влияние положений христианского социального учения на социально-экономическое развитие общества и государства: в экономическом аспекте - регулирующая роль государства (патернализм), развитие социальной рыночной экономики, частной собственности как социальной функции, изменение роли факторов производства, прибыли как оценки эффективности предприятия; в политическом аспекте - субсидиарность и соли-даризм, т.е. социальная справедливость и уважение государством автономии отдельных экономических, региональных субъектов; в духовно-нравственном аспекте - превалирование духовного начала над материальным, стремление к социальной справедливости, честному возмещению затраченных духовных, умственных и физических усилий. Значение социаль-
ECONOMIC SCIENCE
EcONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY
ного христианского учения в духовно-нравственном возрождении России видится в активном распространении принципов духовности, моральных ценностей и традиций, гуманизации социальных отношений между индивидуумом и обществом, между общественными институтами, предназначение которых - обеспечивать справедливое распределение благ и равных возможностей. В статье рассматривается концепция социального партнерства как основного метода разрешения социальных конфликтов между трудом и капиталом и механизмы его осуществления. Христианское социальное учение показывает, что труд и капитал являются равноправными взаимодополняющими элементами экономического процесса, и необходимо поддерживать это равноправие и выравнивать перекосы, возникающие на определенных исторических этапах с помощью таких инструментов, как социальная ответственность предпринимателя, социальные гарантии и защищенность работника, вовлеченность трудящихся в управление, собственность и прибыль. Авторами представлен анализ концепции «промежуточных социальных структур», разработанной христианским социальным учением и внесшей важный вклад в формирование гражданского общества. Речь идет о формировании групп, которые объединяются на базе общих социальных и профессиональных интересов: профсоюзы, союзы предпринимателей, союзы потребителей, творческие объединения, комиссии по трудовым спорам.
Ключевые слова: христианское социальное учение, социальная ответственность, исторические, экономические, духовно-нравственные процессы, социальная справедливость.
SOCIO-POLITICAL AUDIT OF CHRISTIAN SOCIAL DOCTRINE
The article is a continuation of the scientific and theoretical study of the influence of Christian social doctrine on the historical, economic, spiritual and moral processes in Russia. The influence of the provisions of Christian social doctrine on the socio-economic development of society and the state has been studied: in the economic aspect, the regulatory role of the state (paternalism), the development of a social market economy, private property as a social function, a change in the role of factors of production, profit as an assessment of the effectiveness of an enterprise; in the political aspect - subsidiarity and solidarity, i.e. social justice and respect by the state for the autonomy of individual economic, regional entities; in the spiritual and moral aspect - the prevalence of spiritual principles over material ones, the desire for social justice, fair compensation for the expended spiritual, mental and physical efforts. The significance of social Christian teaching in the spiritual and moral revival of Russia is seen in the active dissemination and agitation of the principles of spirituality, moral values and traditions, the humanization of social relations between the individual and society, between public institutions, the purpose of which is to ensure a fair distribution of benefits and equal opportunities. The article discusses the concept of social partnership as the main method of resolving social conflicts between labor and capital and the mechanisms for its implementation. Christian social doctrine shows that labor and capital are equal complementary elements of the economic process, and it is necessary to maintain this equality and equalize the distortions that arise at certain historical stages with the help of such tools as the social responsibility of the entrepreneur, social guarantees and employee protection, the involvement of workers in management, property and profit. The authors present an analysis of the concept of "intermediate social structures", developed by Christian social teaching and making an important contribution to the formation of civil society. We are talking about the formation of groups that unite on the basis of common social and professional interests: trade unions, unions of entrepreneurs, consumer unions, creative associations, labor dispute commissions.
Key words: christian social doctrine, social responsibility, historical, economic, spiritual and moral processes, social justice.
Введение
Современный кризис христианского социального учения, выразившийся в снижении роли и авторитета религиозных христианских институтов в частности и вероисповедания в целом, не стоит рассматривать как очередную волну депопуляризации христианства. Определенный фатализм скрыт в любых человеческих проявлениях. Так, марксизм видит в коммунизме конечную стадию развития и решение всех проблем, а теоретики либерализма считают, что с крушением социалистических режимов либерализм остается единственной идеологией, что позволяет им говорить о конце «истории» [1]. Стихийность развития особенно подчеркивается либеральными теориями, утверждающими, что любое вмешательство человека в функционирование различных систем жизнедеятельности и обеспечения общества, даже с благими целями, приведет только к вредным последствиям. В отличии от либерализма, христианское социальное учение проповедует активную жизненную позицию и уделяет большее значение продуманному регулированию социально-экономических отношений. Очевидно, что воздействие на общество должно проходить в рамках определенной системы приоритетов.
Одной из слабых сторон ситуации, сложившейся в современной России, стало отсутствие стратегии социально-экономического развития страны. Сегодня первостепенной задачей является разработка такого программного манифеста, который четко определил бы всем социальным, экономическим и политическим акторам вектор развития страны, поставил перед государством и обществом конкретные цели и задачи. Есть лозунги и обещания, но современной комплексной программы, определяющей основные параметры той модели развития России, которую мы строим, у нас нет. В этом аспекте следует обратить особое внимание на разработки, которые содержатся в христианском социальном учении. Конечно же, там нет исчерпывающих ответов на все насущные вопросы, но практическое значение христи-
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
анского социального учения просматривается по нескольким направлениям.
Содержание исследования. Христианское социальное учение выступает за активную регулирующую роль государства в экономике. Очевидно, что государство в России сохраняет значительное присутствие в регулировании экономики. Это проявляется в создании государственных монополий, государственном регулировании цен, большем участии государства в кредитовании хозяйствующих субъектов и предпринимателей, усилении количества и функций контролирующих и надзорных органов, законодательной деятельности, регулирующей ведение экономической деятельности. Такая чрезмерная опека государства объясняется возрастающей социальной ролью и ответственностью государства перед обществом. Очевидно, что в силу ряда причин и исторического развития характер нашей экономики может быть патерналистским социальным. Российские ученные-исследователи выделяют патернализм как особенность русского национального правосознания, связанного с национальной чертой русского характера [2, 6]. Зарубежный ученый-экономист Дуглас Редикер считает, что растущая роль государства в экономике, являвшаяся камнем преткновения между коммунизмом и капитализмом, открывает новый фронт борьбы вокруг правил, норм, инструментов, с помощью которых государство в целом влияет на экономическую систему [3]. Как раз эти социально-экономические аспекты мы находим в христианском социальном учении.
Христианское социальное учение акцентирует социальную составляющую и выступает за так называемую «социальную рыночную экономику». Оно придает особое главенствующее значение не только правам предпринимательства, но также и праву на социальную защиту. Такие взгляды более соответствуют как старым российским традициям, так и укоренившимся в сознании населения представлениям современного периода.
Особое внимание заслуживает отношение христианского социального учения к частной
ECONOMIC SCIENCE_
EcONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY
собственности. Подчеркивается, что частная собственность не может носить абсолютного характера и имеет свои социальные функции. Необходимо отметить и важность взглядов учения на прибыль. Прибыль является не главной целью экономической деятельности, а лишь основным критерием оценки экономической эффективности функционирования предприятия [4].
Не менее важной экономической категорией, требующей рассмотрения с точки зрения христианских социальных норм, является распределение прав и полномочий между федеральным центром и регионами, отраслевой приоритет вопросов совместного ведения. В энциклике 1991 года «Centesimus Annus», посвященной столетию с опубликования «Rerum Novarum» и затронувшей глубокие изменения в политической жизни стран Восточной Европы и их экономических систем, Иоанн Павел II важнейшими принципами социального христианского учения назвал субсидиарность и солидаризм, т.е. социальную справедливость и уважение государством автономии отдельных экономических субъектов [5]. Такая категория, как «субсидиарность» имеет прямое отношение к социально-политической роли государства в жизни общества. В современных спорах о делегировании прав и функций между центром и регионами это совершенно новое понятие может оказаться полезным. Здесь речь идет не только о разделе прав и обязанностей, но и о взаимопомощи, не столько о контроле и проверке, сколько о координации действий. Для России принцип «субсидиар-ности», или «вспоможения», может иметь важное значение, особенно учитывая традиционно сильную роль государства в социально-экономической сфере и приверженность россиян к державности. Политическая теория субсидиарности исходит из необходимости распределения власти по вертикали. Ее смысл состоит в поиске оптимума между центральной и региональной властью на основе предоставления каждому уровню необходимого набора полномочий, распределение компетенций позволяет повысить эффективность управления и не допустить
концентрацию ресурсов и власти в одних руках. Однако принцип субсидиарности не получил своего системного закрепления в российском законодательстве. Те или иные аспекты данного принципа частично раскрываются в отдельных федеральных законах. Конституция РФ также не содержит понятие «субсидиарности», хотя и предусматривает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
К практическим аспектам христианского социального учения следует отнести взгляды на эволюцию факторов производства. Концепция эволюции факторов производства была сформулирована Иоанном Павлом II в той же энциклике «Centesimus Annus». Здесь интерес представляет не сама констатация существования и роли основных факторов производства, которые хорошо известны со времен французского экономиста Жана-Батиста Сея [7]. Более важным представляется эволюция этих факторов, которую отметил Иоанн Павел II. Речь идет о том, что с течением времени менялась роль и сравнительная важность каждого из них - земли и природных ресурсов, капитала, труда. В энциклике убедительно показано, что на первых этапах развития человеческого общества главенствующую роль играл фактор природных ресурсов (в основном, земля). Последующие этапы, в особенности эпоха промышленной революции, характеризовались ведущей ролью капитала. В настоящее время решающее значение имеет фактор труда. Но речь идет не просто о труде, а о высококвалифицированном труде и научных знаниях, которые сейчас определяют основные параметры развития рыночной экономики. Выделение высококвалифицированного труда, как ведущего фактора производства, имеет важное значение для социального управления. Прежде всего, это связано с выбором стратегии социально-экономического развития - на какой из факторов производства делается ставка: на природные ресурсы, мобилизацию финансовых ресурсов или на современные технологии. Совершенно очевидно, что наибольших результатов
достигли именно те страны, которые в своем стратегическом развитии делают ставку на высококвалифицированный труд и использование научных знаний. В свете такой концепции эволюции факторов производства совершенно иначе выглядят дискуссии о приоритетных отраслях российской экономики: топливно-энергетического комплекса, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Конечно, неплохо укрепить свои позиции на рынке сырьевых ресурсов (нефть, газ), снова экспортировать сельскохозяйственную продукцию, наладить финансовую инфраструктуру, однако не стоит забывать, что Россия, вслед за наиболее развитыми странами, входит в эпоху постиндустриализма, где основной движущей силой являются высококвалифицированный труд, информация и знания.
Практическую значимость христианского социального учения необходимо рассматривать в первую очередь с учетом его нравственных и духовных начал. Дело, конечно, не в абстрактных категориях. В практическом плане нас интересует соотношение между материальными факторами, с одной стороны, и морально-нравственными - с другой. Надо учитывать, что это соотношение меняется. В истории можно увидеть две разновидности духовности. С одной стороны, когда общество находится на невысоком уровне развития с точки зрения материальных условий и уровня жизни, человек в качестве компенсации своего тяжелого материального положения неизбежно ищет успокоение в духовной сфере. С другой стороны, с перенасыщением материальными благами и высоким уровнем жизни, как в развитых западных странах, происходит кризис духовности. Здесь потребность в духовности имеет несколько другое значение.
Россия традиционно считается страной со своей устоявшейся особой духовностью. Многие видят в России то общество, которое может спасти духовность в эпоху ее кризиса. Однако, по-видимому, духовность в России представлена скорее ее первой разновидностью. Возникает вопрос, сможет ли Россия сохранить духовность, сможет ли духовность
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
стать вектором ее развития? В любом случае, совершенно очевидно, что в российской цивилизации предпочтение всегда отдавалось морально-нравственным факторам по сравнению с чисто материальными. В социальном управлении эту особенность, конечно, следует учитывать. Здесь как раз видится важное значение христианского социального учения, которое занимается разработкой и пропагандой принципа духовности.
Еще одним мировоззренческим аспектом христианского социального учения, имеющим важное практическое значение, является стремление к социальной справедливости. Сразу же следует отметить, что это не та социальная справедливость, которая проповедуется марксизмом, в котором она связывается, в первую очередь, с уравнительно-распределительным принципом. В христианском социальном учении социальная справедливость понимается гораздо шире. Социальная справедливость - это не равное распределение благ между всеми участниками трудового процесса, а именно справедливое, эквивалентное возмещение затраченных физических, умственных и духовных усилий. Христианское социальное учение не только декларирует сам принцип социальной справедливости, но и призывает к борьбе за его реализацию. Однако христианская концепция борьбы также отличается от марксистской. Эта борьба исключает насилие. Иными словами, в самой концепции борьбы за социальную справедливость заложено стремление к гуманизации социальных отношений.
Важными представляются и взгляды христианского социального учения на само предприятие. Основное положение состоит в том, что предприятие трактуется, прежде всего, как социальная общность, то есть первостепенная роль придается социальной функции предприятия, что также близко российским традициям социального патернализма.
Концепция социального партнерства в отношениях между работодателями и наемными рабочими еще более ста лет назад была выражена католической церковью в энциклике «^ешт ЭДауатт» [8]. Сейчас обще-
ECONOMIC SCIENCE
EcONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY
признанно, что социальное партнерство Т является основным методом решения соци- э альных конфликтов между трудом и капита- б лом. Когда система и метод социального пар- в тнерства общепризнаны, редко вспоминают и о христианском социальном учении как о его а истинном авторе. Христианское социальное т учение не только провозгласило сам принцип ч социального партнерства, но и предложило с конкретные механизмы его осуществления. д Для России концепция социального партнер- и ства имеет большое значение, особенно учи- с тывая привитое населению в советские годы п представление о непримиримом конфликте ф между трудом и капиталом и о классовой ц борьбе как методе его разрешения. т Христианское социальное учение убеди- с тельно показывает, что труд и капитал явля- н ются равноправными взаимодополняющими и элементами экономического процесса, и п необходимо поддерживать это равноправие и о выравнивать перекосы, возникающие на с определенных исторических этапах. Учению в марксизма нельзя отказать в том, что оно с пытается возвысить роль наемного труда в то п время, когда в реальной практике о равнопра- д вии отношений между трудом и капиталом не И может быть и речи. Однако положительная у роль другого элемента - капитала - полно- н стью отрицалась. В то же время либеральные в теории ставят в центр экономического процесса капитал, труду в их концепциях отво- б дится второстепенная роль. п По-разному видят различные течения с общественной мысли и способы решения н противоречий, неизбежно возникающих р между трудом и капиталом. Марксисты видят в единственный действенный способ решения р этих противоречий в силовых методах. у Либеральные теории оставляют решение с этого вопроса рыночным силам и закрывают л глаза на то, что, как правило, позиции капитала на рынке труда сильнее, и часто работо- т датель фактически диктует условия найма, т труда, оплаты и т.п. Как позиция силы, так и н позиция невмешательства противоречит хри- Р стианскому социальному учению, которое о ставит в основу социальных отношений п морально-нравственные и этические аспекты. с
Такая позиция в корне отличается от видения этих отношений как соотношения противоборствующих сил. Идея равноправности и взаимодополняемости труда и капитала имеет важное значение для практики социальных отношений. Одно дело видеть в работодателе эксплуататора, присваивающего часть прибавочной стоимости, которая, в свою очередь, является неоплаченным трудом рабочего, другое - человека, выполняющего в процессе своего труда определенные социальные функции. Важно понять, что предпринимательство является одной из форм трудовой деятельности. Однако концепция социального партнерства предусматривает и определенную социальную ответственность предпринимателя. Одним из важных требований является социальная защищенность работника. Это особенно важно применительно к России, где патернализм и определенные социальные гарантии советского времени сменились стремлением по возможности минимизировать расходы на социальную сферу, которые рассматриваются предпринимателями исключительно как дополнительные и нежелательные издержки. Интересно, что при этом авторитаризм в управлении, как оборотная сторона медали, не только не уменьшился, но, напротив, даже возрос.
С этим утверждением тесно связана проблема участия трудящихся в собственности, прибыли и управлении. Эти аспекты естественно имеют прямое практическое значение для России. Хотелось бы также отметить ряд негативных тенденций. Если в советские времена, пусть зачастую чисто формально, развивалась идея участия трудящихся в управлении, то сейчас эта сторона выпала из современных концепций социального управления.
Христианское социальное учение разработало плодотворную концепцию «промежуточных социальных структур», которые несут функцию социальных амортизаторов. Речь идет о формировании групп, которые объединяются на базе общих социальных и профессиональных интересов: профсоюзы, союзы предпринимателей, союзы потребите-
лей, творческие объединения, комиссии по трудовым спорам. Важно отметить, что здесь имеются ввиду не политические партии. Эти идеи сформировались в учении еще в конце XIX века и внесли важный вклад в формирование гражданского общества. Социальная христианская доктрина с самого начала подняла свой голос в защиту права рабочих объединяться в профсоюзы, еще в то время, когда на законодательном уровне это право не было признано. В отличие от марксизма, христианское социальное учение видит в профсоюзах не орудие классовой борьбы, а важный элемент упорядочения и регулирования отношений на рынке труда. Придавая первостепенное значение коллективным переговорам, христианское социальное учение, однако, признает право трудящихся на забастовку как крайнюю меру.
В России современная система социальных отношений существенно отличается от тех векторов социального развития, которые проповедует христианское социальное учение. Во-первых, в России те самые «промежуточные социальные структуры» только начинают формироваться и, таким образом, их функция амортизатора в социальных отношениях выполняется крайне слабо, и конфликты часто принимают острые формы.
Во-вторых, многочисленные объединения предпринимателей не стали еще подлинно профессиональными организациями. Они скорее напоминают политические партии и движения, чем организации, которые защищают исключительно профессиональные интересы. Возможно, в некоторой степени это обусловлено постоянной политической напряженностью в стране, что вынуждает предпринимателей пытаться активно участвовать в политической жизни для ее стабилизации. То есть своего рода профессиональным интересом номер один для предпринимателей стал вопрос о сохранении ориентации на рыночную экономику и т.п.
В-третьих, профсоюзное движение в стране сильно раздроблено. Профсоюзы до сих пор не смогли разработать реалистичные программы социально-экономического развития с точки зрения учета интересов наем-
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
ных работников и найти новые организационные формы для их реализации.
В-четвертых, социальное партнерство чрезвычайно трудно осуществить в условиях растущей социальной дифференциации и расслоения, отсутствия представительного характера профсоюзов и объединений предпринимателей. Кроме того, следует учитывать политизированность этих организаций и стремление, в первую очередь, заявить о себе как о реальной политической силе. В этих условиях защита насущных профессиональных интересов отходит на второй план. Социальное партнерство также немыслимо без четко разработанной системы коллективных договоров.
В-пятых, наблюдается опасная тенденция игнорирования деятельности профсоюзов на предприятиях. Это особенно заметно в новых экономических структурах и со стороны новых руководителей. Антипрофсоюзная направленность аргументируется недостаточной силой и авторитетом современных профсоюзов в России. Другим аргументом является ссылка на упадок профсоюзного движения в промышленно развитых странах, который наблюдается с начала 70-х годов. Но наиболее распространенным аргументом является ссылка на то, что если будет создана эффективная система правовых норм в области трудовых отношений, то необходимость в профсоюзах отпадет сама по себе. Таким образом, игнорируется тот факт, что при всей взаимной дополняемости интересы труда и капитала не могут полностью совпадать, а конфликты на уровне предприятий или целых отраслей неизбежны. Кроме индивидуальных интересов, которые могут быть в той или иной степени защищены правовыми нормами, существуют и групповые интересы, которые могут быть выражены только в рамках профсоюзных организаций.
Обоснованность и необходимость организованного профсоюзного движения подтверждается и тем фактом, что в тех случаях, когда профсоюзы не способны защитить интересы наемных рабочих, их место сразу же занимают стачечные комитеты. Не случайно, что в современной теории управления
ECONOMIC SCIENCE_
EcONOMicS AND MANAGEMENT iN THE iNDuSTRiES AND AREAS OF AcTiViTY
профсоюзы рассматриваются как один из факторов прямого воздействия на деятельность предприятия.
Выводы
Какие бы противоречия, подчас довольно острые, не проявлялись между различными конфессиями внутри христианства, тем не менее социальные взгляды католиков, протестантов и православных имеют общее объединяющее начало - христианскую религиозно-идеалистическую основу. Общая парадигма жизненных ценностей коренным образом отличается от экономического материализма, который характерен как для марксистов, так и для либералов. Крона древа христианского социального учения настолько широка и раскидиста, что отдельные ее ветви не только соприкасаются, но и переплетаются с другими течениями общественной мысли. Взгляды католиков, а в еще большей степени протестантов, близки позициям либералов в таких вопросах, как права человека как личности, свобода выбора экономической деятельности и профессии, признание только легитимной деятельности в сфере экономики, взгляд на предпринимательство как на одну из форм экономической деятельно-
сти, имеющую важные социальные функции, и т.д. Христианское социальное учение имеет точки соприкосновения и с социалистическими доктринами. Они вместе осуждают тяжелые условия труда и жизни, которые навязываются наемным рабочим, признают необходимость государственного регулирования экономики, требуют, чтобы экономика была социально-ориентированной и т.п. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что социалистическая утопия родилась в недрах католической церкви или, по крайней мере, в головах убежденных католиков. Да и русские религиозные мыслители на определенном отрезке своей жизни проявляли склонность к «легальному», но всё же марксизму. Российское общество неизменно теряет от того, что недостаточно знакомо с христианским социальным учением. Это не означает, что, познакомившись с ним, мы откроем для себя единственно верный путь развития. Ни одно учение не располагает такой особенностью, однако в христианском социальном учении содержится много интересных и полезных идей для формирования новой российской модели социального управления.
Список литературы
1. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. - 1990. - № 3. - С. 134148.
2. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. - 559 с.
3. Редикер Д. Госкапитализм 2.0: правительства вернулись в экономику // Ведомости. 22.04.2015. [Электронный ресурс]. URL: https: //www.vedomosti .ru/opinion/ articles/2015/04/23 (дата обращения: 15.02.2022).
4. Галиев Г.Т., Гимаев И.З., Гришина. Христианское социальное учение о труде и социальной ответственности // Уфимский гуманитарный научный форум. - 2021. - № 4. DOI 10.47309/2713-2358_2021_4_122
5. Вейгель Дж. Свидетели надежды: Иоанн Павел II. - М.: АСТ, 2001. - 608 с.
6. Трофимов Е.А. Принцип субсидиар-ности и эффективности российского федерализма. Государство и право. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 85.
7. Бем-Баверк Ойген фон. Капитал и процент. Избранные труды о ценности, проценте и капитале (Антология экономической мысли). - М.: Эксмо, 2009. - 912 с.
8. Щипков А. Христианская демократия в России. - М.: Ключ-С, 2004. - 120 с.
References
1. Fukuyama F. The End of History? // Questions of Philosophy. 1990. No. 3. Р. 134148.
2. Rasskazov L.P. Theory of State and Law: Advanced Course: Textbook. - M.: RIOR: INFRA-M, 2015. 559 p.
3. Rediker D. State capitalism 2.0: governments returned to the economy //
Vedomosti. 04/22/2015. [Electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/ articles/2015/04/23 (date of access: 02/15/2022).
4. Galiev G.T., Gimaev I.Z., Grishin T.V. Christian Social Doctrine of Labor and Social Responsibility // Ufa Humanitarian Scientific Forum. 2021. No. 4. DOI 10.47309/2713-2358_2021_4_122
5. Weigel J. Witnesses of Hope: John Paul II. - M.: AST, 2001. 608 p.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
6. Trofimov E.A. The principle of subsidiarity and effectiveness of Russian federalism. State and law. - Chelyabinsk: Two Komsomol members, 2011. P. 85.
7. Bohm-Bawerk Eugen von. Capital and interest. Selected Works on Value, Interest, and Capital (An Anthology of Economic Thought). - M.: Eksmo, 2009. 912 p.
8. Shchipkov A. Christian Democracy in Russia. - Moscow: Klyuch-S Publishing House, 2004. 120 p.