Научная статья на тему 'Социально-политические реалии США рубежа ХХ-ХХI вв. В романе Дж. Франзена «Свобода»'

Социально-политические реалии США рубежа ХХ-ХХI вв. В романе Дж. Франзена «Свобода» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
753
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА США / ТЕМА СВОБОДЫ / СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ХРОНИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ РОМАН / ДЖОНАТАН ФРАНЗЕН / US MODERN LITERATURE / THEME OF FREEDOM / FAMILY CHRONICLE / SOCIAL NOVEL / JONATHAN FRANZEN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Груздева Елена Александровна

В статье представлен анализ книги Джонатана Франзена «Свобода» как современного варианта сочетания семейно-бытовой хроники и социального романа. Большое значение уделяется структурному построению романа, роли автора и героя-повествователя. Произведение Франзена анализируется сквозь призму традиции документалистики в литературе США. Книга американского писателя соотносится с социальными, политическими и культурными реалиями США рубежа ХХ-ХХI вв., оценка которым дается автором романа на основании выбранного им критерия способствуют ли данные реалии проявлению свободы личности или, наоборот, ограничивают ее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND POLITICAL REALITIES OF THE USA AT THE TURN OF 20 TH-21 ST CENTURIES IN J.FRANZEN’S NOVEL «FREEDOM»

The paper analyzes Jonathan Franzen’s book Freedom as a modern combination of a family chronicle and a social novel. The paper focuses on the structure of the plot, the role of the author and the narrator. Franzen’s book is analyzed in terms of nonfictional traditions in American literature. The novel of the modern American writer reflects US social, political and cultural events at the turn of the 20 th 21 st centuries. The writer evaluates these realities according to the criterion of the right to personal liberty: whether they promote or restrict it.

Текст научной работы на тему «Социально-политические реалии США рубежа ХХ-ХХI вв. В романе Дж. Франзена «Свобода»»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №3(37)

УДК 82.3

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ США РУБЕЖА ХХ-ХХ1 ВВ. В РОМАНЕ ДЖ.ФРАНЗЕНА «СВОБОДА»

© Е.А.Груздева

В статье представлен анализ книги Джонатана Франзена «Свобода» как современного варианта сочетания семейно-бытовой хроники и социального романа. Большое значение уделяется структурному построению романа, роли автора и героя-повествователя. Произведение Франзена анализируется сквозь призму традиции документалистики в литературе США. Книга американского писателя соотносится с социальными, политическими и культурными реалиями США рубежа ХХ-ХХ1 вв., оценка которым дается автором романа на основании выбранного им критерия - способствуют ли данные реалии проявлению свободы личности или, наоборот, ограничивают ее.

Ключевые слова: современная литература США, тема свободы, семейно-бытовая хроника, социальный роман, Джонатан Франзен.

Джонатан Эрл Франзен (Jonathan Earl Franzen) - современный американский писатель, в настоящее время проживает в Нью-Йорке, является лауреатом «Национальной книжной премии» («National Book Award») и постоянным автором журнала «Нью-Йоркер» («The New Yorker»). В 2010 г. был опубликован его роман «Свобода» («Freedom»), который влиятельная британская газета The Gardian признала самой популярной книгой 2010 года, а журнал Time назвал автора романа «великим американским романистом» («Great American Novelist») [1]. Книга американского писателя в скором времени приобрела отклик и в российской критике. Так, А.В.Татаринов ставит имя Франзена в один ряд с такими англоязычными писателями, как И.Макьюэн, М.Эмис, М.Каннингем, он пишет о том, что «мир, созданный в этих текстах, свидетельствует о единстве духовного жеста, об одной из значимых стратегий литературы современного Запада, суть которой заключается в снижении драматизма, отказе от метафизики и усилении присутствия семейно-бытовых контекстов» [2: 47]. Действительно, роман американского писателя представляет собой современный вариант сочетания семейно-бытовой хроники и социального романа.

Свое согласие с западным признанием американского писателя выразили и отечественные издатели, которые в 2012 году выпустили русскоязычную версию романа с надписью на обложке «Великий американский роман». Мы согласны с тем, что Франзен продолжает традицию «Великого Американского романа», о принадлежности к которой заявляли многие американские авторы. Так, например, О.О.Несмелова и

Ж.Г.Коновалова в своей статье1 пишут о желании Н.Мейлера написать «Великий Американский роман», в то же время они признают, что лучшими произведениями этого американского писателя остаются художественно-документальные книги. Франзен, опираясь на мощную традицию документалистики в литературе США, избирает свой путь создания романа - в его книге сочетаются художественные и документальные формы повествования, помогающие наиболее правдоподобно воссоздать атмосферу жизни Соединенных Штатов: интервью, переписка героев с указанием конкретных интернет-адресов и др. Но наиболее значимым в этом плане является воспроизведение автором с документальной точностью социально-политических и культурных реалий США, на фоне которых разворачивается жизнь персонажей книги. Действие романа охватывает достаточно большой промежуток времени - с 1970-х до середины 2000-х годов, с экскурсами в более давнее прошлое, что позволяет представить историю типичной американской семьи в нескольких поколениях.

Уже в самом названии романа заключено обозначение одной из главных тем романа - темы свободы. Франзен ставит для себя цель выявить способы реализации личной свободы современных американцев. Каждый из героев романа стремится и отстаивает свое право на свободу как одно из самых важных достижений демократии. Тема свободы в семейном романе неизбежно приводит к появлению конфликта отцов и детей. Так, например, сын Берглундов - Джоуи - считает себя равноправным с родителями, как

1 Несмелова О.О., Коновалова Ж.Г. Мифологизация личности в творчестве Н. Мейлера (по книгам «Бой», «Мэрилин. Биография», «О женщинах и их изяществе») // Вестник ТГГПУ. - 2009. - № 1 (16).

юный прагматичный американец, свой бунт против правил жизни родителей Джоуи подкрепляет личной экономической независимостью, для него предпринимательство - это путь обретения свободы.

Атмосфера жизни героев Франзена напрямую связана с политической обстановкой в США, они оценивают жизнь сквозь призму политики: так, приверженность к консерватизму, постоянству характеризуется ими как «рейганистская отсталость» [3: 30]. Один из главных героев романа, Уолтер, активно пропагандирует идеи демократического либерализма, он считает, что «либеральное государство способно к саморегуляции» [3: 130] без искусственного, насильственного ограничения прав граждан, которые способны сознательно ограничить свои свободы для общей пользы. Однако сын Уолтера - Джоуи - придерживается противоположных взглядов: он республиканец, либерализм считает проявлением слабости, поэтому снисходительно относится к демократу Альберту Гору.

Роман имеет сложное структурное построение: в первой части рассказывается история создания семьи главных героев - Патти (Патриции) и Уолтера Берглундов, которая представляет собой новый вариант так называемого «великого национального путешествия» с Востока на Запад США (из Нью-Йорка в штат Миннесоту). Патти отправляется в путь, чтобы на новом месте создать свою собственную жизнь в городе Сент-Пол (штат Миннесота). Мотив движения на Запад на современном этапе позволяет обратиться к традиции американского фронтира: Уолтер и Патти в некотором роде являются пионерами, первопроходцами, они начинают свою жизнь на новом месте с нуля.

В следующей части романа жизнь главных героев раскрывается более подробно и на более глубоком уровне, автор вспоминает об их корнях, истоках. Берглунды являются традиционной для США семьей: соединяют в себе две ветви -шведскую (Уолтер) и еврейскую (Патти). Семья Патти принадлежит к высшим нью-йоркским кругам, ее мать - Джойс (Маркович) Эмерсон -родом из Бруклина, однако она недолюбливала свое еврейство, вышла замуж за ярко выраженного гоя - Рэя Эмерсона - из очень богатой семьи, их большой красивый каменный дом в Нью-Джерси в стиле модерн был спроектирован известным американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом - автором проекта музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Рэй Эмерсон с детства привык к атмосфере роскоши, поэтому не считал богатство особым достоянием, это был прагматичный человек, адвокат, он защищал в

суде простых, небогатых американцев. Отец Патти являл собой новое воплощение типа юмориста и шутника, он использовал традиционный американский юмор - дикий, грубый. Мать Патти - независимая, состоялась в профессии («профессиональная демократка» [3: 45]), член Законодательного собрания штата, принимала активное участие в избирательных кампаниях Джона и Роберта Кеннеди.

Эмерсоны любят свою страну и гордятся ею, в особенности же - родным городом Нью-Йорком. Патти дает следующую оценку своей семье: «В мире, конечно, не было места лучше, чем Нью-Йорк. Этот факт лежал в основе самодовольства ее семьи - это был постамент, с которого можно было глумиться над всеми остальными, залог взрослой искушенности, дававшей им право вести себя по-детски. Быть Патти и сидеть в этом ресторане в Сохо означало вступить в схватку с силой, победить которую у нее не было ни малейшего шанса. Ее семья заявила свое право на Нью-Йорк и не собиралась двигаться с места. Единственным выходом было никогда сюда не возвращаться...» [3: 154]. Как только у Патти появляется возможность, она покидает свою семью: уезжает на Средний Запад в штат Миннесота, подальше от Уэстчестера - респектабельного округа штата Нью-Йорк.

Образ Патти в юности продолжает магистральный сюжет американской литературы - мотив бегства и американскую традицию изображения бунтующего подростка (Твен, Сэлинджер и др.). По мере развития повествования становится известным тот факт, что Джоуи поднимает бунт против родителей точно так же, как сама Патти в юности. Патти стремилась избавиться от морального давления своей семьи и единственная в своей семье избрала традиционный американский путь достижения успеха - спортивное поприще, она становится достаточно успешной баскетболистской, ее ценят в колледже, затем - в университете. В образе Патти Франзен верно отразил психологические особенности подростков, так Патти «обязательно надо примкнуть к какому-нибудь культу, кругу посвященных: там он будет гораздо дружелюбнее, великодушнее и обходительнее, чем дома» [3: 68]. Таким кругом для Патти становятся студенты-баскетболисты. На страницах романа помимо выдуманных персонажей появляются образы реальных людей -так, одной из подруг Патти является Кэти Шмидт - призер Олимпийских игр 1970-х годов по метанию копья. Героиня Франзена представляет собой женский вариант побега от цивилизации и общественной жизни, ее мечты оказываются сродни представлениям Холдена Колфилда.

Патти произносит следующее: «Я хочу жить в красивом старом доме и воспитывать двоих детей... Я хочу быть лучшей матерью в мире... Моей карьерой будут дети» [3: 122]. Патти удалось осуществить свою мечту, она вновь (после этапа спортивных успехов) оказывается победителем. Первоначально соседи недолюбливали Берглундов как «успешных либералов», дом, в котором Патти отстранилась от реального мира, соседи называют «кукольным домиком» [3: 30], однако стремление молодой семьи к правильному с общественной точки зрения образу жизни постепенно располагает к ним окружающих.

Тема свободы связана у Франзена с такими понятиями, как природа и цивилизация. Жизнь Патти в Миннесоте протекает на лоне природы, отдаленность нового дома героини от цивилизации была приятна ей, автор пишет об этом: «. ее юность была в свежем сильном ветре, дующем из Канады. Маленький глоток вечности» [3: 163]. Однако свобода в стремлении наслаждаться природой одних героев приводит к ограничению свободы других, и это становится непреодолимым противоречием. Природа выступает у Фран-зена как критерий оценки человека: умением ценить природу автор наделяет своих лучших героев, тех, которые преуспели в жизни и сумели сохранить свой богатый индивидуальный духовный мир (Уолтер, Патти, Лалита). Им противопоставлены духовно черствые, недалекие в своем развитии, не достигшие социального успеха люди (соседи Кэрол и Блейк, старший брат Уолтера Митч). Создавая образ Блейка, уничтожающего деревья во дворе их с Кэрол дома, Франзен в ХХ1 веке продолжает традиции американского фольклора, он сравнивает своего героя со знаменитым лесорубом Полем Беньяном (являющимся уроженцем тех мест, где происходит действие романа).

В романе Франзена социально-культурная и политическая реальность является основой, на фоне которой разворачиваются события романа, герои вписаны в нее, тесно с ней взаимодействуют. Для главной героини, Патти, очень важны американские ценности, она является своеобразным хранителем социокультурного опыта своей страны. Так, например, своим детям она читает книги американской детской писательницы первой половины ХХ века Маргарет Уайз Браун, а самой Патти в детстве читали книги Луизы Мэй Олкотт. Придуманные автором персонажи встречаются с реальными представителями искусства, спорта, яркими деятелями общественной жизни (Уолтер встречается с актером Гарри-соном Кейлором, бейсболистом Кирби Пакетом, слушает речь члена Верховного суда США Гарри

Блэкмана, сестра Патти Эбигейл участвует в постановке пьесы Карсон Маккалерс). Все эти талантливые, достигшие успеха люди, каждый в своей области, являются лицом своей страны, а также идеалом для персонажей Франзена.

Франзен затрагивает проблему восприятия американцами своего национального телевидения. Автор отмечает, что в 1970-е годы в США были очень популярны комедийные телевизионные сериалы. Так, например, Патти и ее подруги (в том числе и Кэти Шмидт) с удовольствием смотрят «Остров фантазий», «Шоу Мэри Тайлер Мур», где главной героиней была одинокая и независимая женщина за тридцать, которая работает на телевидении в Миннеаполисе. Этот сериал стал для Патти первым источником знаний о Миннесоте, а образ главной героини становится для нее одним из излюбленных и привлекательных.

Именно в этой части романа, описывающей прошлое - студенческую жизнь Патти в Миннесоте, все более отчетливо начинает звучать голос автора, который выступает от лица женщины, принимая маску Патти, вспоминающей прошлое из будущего, при этом автор пишет о ней в третьем лице. Автор мысленно переносится в прошлое и выбирает факты, расставляет акценты, порой автор отстраняется от Патти из прошлого и с точки зрения своего богатого жизненного опыта некоторые поступки и мысли героини оценивает иронически или сочувственно.

В «университетской» части романа на новом уровне проявляется тема свободы. Избавившись от власти и давления семьи, Патти незаметно для себя попадает в новую зависимость: у нее появляется подруга из неспортивной среды - Элиза, которая, в отличие от ясного, светлого, понятного, однозначного мира спорта, воплощает собой темный, богемный, порочный, непонятный мир. Элиза открывает для Патти новое понимание свободы - свобода в искусстве, она вводит Патти в мир американской культуры 1970-х годов: 1) музыка - рок-музыканты и группы: Патти Смит, Беуо («деэволюция»), В1оп&е, английская рок-певица Лейне Лович (для которой был свойственен сверхтеатрализованный, вычурный стиль); 2) поэзия - американские поэты Дениз Левертов (особенно ярко проявил себя в философской и антивоенной лирике), Фрэнк О'Хара (один из ведущих американских поэтов ХХ века, входящих в коллектив основателей так называемой нью-йоркской поэтической школы, им созданы образцы поэзии в русле таких направлений, как модернизм и авангардизм, основная тема его творчества - жизнь в большом городе); 3) кино -например, фильм «Дни жатвы».

Главная роль Элизы заключалась в том, что именно от нее Патти впервые узнает о существовании рок-музыканта Ричарда Каца, который становится кумиром Патти. Ричард - придуманный автором персонаж, одновременно вобравший в себя черты реальных музыкантов (Клифф Бёртон из группы «Metallica» и др.), является воплощением идеи свободы художника. Ричарда Каца интересуют интеллектуальные достижения, он читает роман Томаса Пинчона «V». Книга Пинчона не случайно упоминается Франзеном -в одном из интервью он называет Пинчона в ряду тех авторов, которые повлияли на его творчество. Свобода Ричарда проявляется в его полном отрицании моральных условностей, он не считает, что обязан хранить чьи-то тайны - с этим связана одна из главных функций этого персонажа: он говорит вместо людей то, что они хотели бы сказать миру, но у них не хватает на это духа. Так, он выдает тайный альбом Элизы, посвященный Патти как ее кумиру, спустя много лет он открывает личный дневник Патти ее мужу - Уолтеру.

В романе «Свобода» присутствует мотив соревнования как неотъемлемая составляющая движения к успеху по-американски. Патти соревнуется с матерью и сестрами, со спортивными противниками. В определенный момент главная героиня осознает, что этот соревновательный вихрь насколько ее поглотил, что она уже не задумывается о том, что же ей реально необходимо в жизни. Впервые неожиданно для себя самой Патти ощутила себя свободной от чувства долга перед командой, проиграв один спортивный матч, а спортивная травма и уход из спорта делают Патти окончательно свободной. Именно с этого момента у героини Франзена появляется много времени для неспортивных дел. Патти должна совершить выбор между двумя молодыми людьми - музыкантом Ричардом Кацем и студентом юридического факультета Уолтером Берглундом. Уолтер - пуританин, благовоспитанный романтичный молодой человек, патриот, он отстаивает справедливость американских законов. Патти совершает одну победу за другой в глазах семьи и подруг: становится независимой, выходит замуж за перспективного Уолтера, строит свою собственную семью.

В соревнование вовлекаются практически все герои Франзена. Соревнование Ричарда и Уолтера начинается с их трудно объяснимой со стороны дружбы. Ричарда привлекает в Уолтере его ум, образованность и трудолюбие. В тексте романа говорится следующее: «Автор подозревает, что подружиться с ботаником с севера значило для Ричарда еще и получить дополнительные оч-

ки в его соревновании с миром» [3: 168]. Именно Уолтер приобщил Ричарда к высочайшим образцам европейской классической музыки (Антон Веберн, Эдвард Бенджамин Бриттен), «придал полифоническую окраску ранним яростным песням Ричарда» [3: 172]. В свою очередь Уолтер с помощью их уникальной дружбы пытался почувствовать себя круче и счастливее.

Соревнование Ричарда и Уолтера продолжится всю их жизнь, если в студенческие годы Ричард был первым, победителем, то во взрослой жизни, несомненно, преуспеть удалось Уолтеру: у него была любимая жена, энергичные дети, красивый старинный дом, достаток, удавшаяся карьера, он «чувствовал, что берет от жизни все» [3: 174]. Когда Уолтер и Патти поженились, Ричард продолжает дружить с семьей Берглундов, автор объясняет это тем, что «они его единственная связь с миром надежды и здравомыслия» [3: 177].

Уолтер соревнуется со своим другом Ричардом. На начальном этапе Уолтер одерживает победу. Франзен пишет о своем герое: «Уолтер не только знал о существовании Римского клуба, читал трудные романы и ценил Игоря Стравинского, он мог запаять стык медной трубы, умел столярничать, различать птиц по голосам и заботиться о женщинах с проблемами (т. е. ему свойственно клиповое мышление, приводящее к жизненному успеху, в противоположность понятийному мышлению). Он был абсолютным победителем в семье и поэтому мог позволить себе регулярно навещать родственников и помогать им» [3: 156].

В изображении социально-политических и экономических реалий Франзен выходит на общечеловеческий уровень. Идейные ориентиры мужа Патти - Уолтера - напрямую связаны с деятельностью Римского клуба2 - международной организации, сторонником и активным пропагандистом которой он является и переходит к практике внедрения идей этой организации в реальную жизнь. Автор романа дает оценку своим персонажам, его особое внимание и симпатии

2 Римский клуб («The Club of Rome») - международная общественная организация, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы. Деятельность Римского клуба связана с новыми направлениями научных исследований, такими как глобальное моделирование и общефилософские изыскания о бытии человека в современном мире. Организация деятельности клуба построена на принципах свободы и независимости в проводимых исследованиях.

сосредоточены на двух типах людей - это образованные, умеющие глубоко мыслить и тонко чувствовать американцы, стремящиеся к личному росту и успеху (этот тип наиболее ярко воплощен в образе Уолтера) и представители современного искусства (образ Ричарда Каца).

В эпоху постмодернизма, которая характеризуется как «эпоха гибели романа и автора» Фран-зен предлагает свой вариант дальнейшего развития американской литературы. Это - возвращение к традициям реалистического романа XIX века, простому и ясному стилю повествования, таким он видит «Великий Американский роман» будущего. В наше непростое в политическом отношении время Франзен своим романом внес большой вклад в понимание американского мира, в определение тех ценностей, которые являются одновременно и сугубо американскими, и общечеловеческими. Представленные в его ро-

мане реалии США дают объяснение сформировавшемуся к концу ХХ века мировоззрению американцев, их ценностям и способам видения ими будущего их страны и всего мира.

1. The Guardian назвала новый роман Джонатана Франзена самым популярным в 2010 году // Meta.kz: Все важнейшие новости Казахстана и мира. URL: http://meta.kz//659414-the-guardian-nazvala-novyy-roman-dzhonatana-franzena-samym-populyarnym-v-2010-godu.html (дата обращения 20.05.2014).

2. Татаринов А.В. Английские и американские романы 2010 года: сюжетная стратегия и концепция мира // Культурная жизнь Юга России. - 2012. -№ 2 (45). - С. 47 - 49.

3. Франзен Дж. Свобода. - М: Астрель: CORPUS, 2012. - 672 с.

SOCIAL AND POLITICAL REALITIES OF THE USA AT THE TURN OF 20TH-21ST CENTURIES IN J.FRANZEN'S NOVEL «FREEDOM»

E.A.Gruzdeva

The paper analyzes Jonathan Franzen's book Freedom as a modern combination of a family chronicle and a social novel. The paper focuses on the structure of the plot, the role of the author and the narrator. Franzen's book is analyzed in terms of nonfictional traditions in American literature. The novel of the modern American writer reflects US social, political and cultural events at the turn of the 20th - 21st centuries. The writer evaluates these realities according to the criterion of the right to personal liberty: whether they promote or restrict it.

Key words: US modern literature, theme of freedom, family chronicle, social novel, Jonathan Franzen.

1. The Guardian nazvala novyy roman Dzhonatana Franzena samym populyarnym v 2010 godu // Meta.kz: Vse vazhneyshie novosti Kazakhstana i mira. URL: http ://meta.kz//659414-the -guardian-nazvala-novyy-roman-dzhonatana-franzena-samym-populyarnym-v-2010-godu.html (data obrashcheniya 20.05.2014) (In Russian)

2. Tatarinov A.V. Angliyskie i amerikanskie romany 2010 goda: syuzhetnaya strategiya i kontseptsiya mira // Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. - 2012. - № 2 (45). - S. 47 - 49. (In Russian)

3. Franzen Dzh. Svoboda. - M: Astrel': CORPUS, 2012. - 672 s. (In Russian)

Груздева Елена Александровна - ассистент кафедры зарубежной литературы Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: reemyvera24@mail.ru

Gruzdeva Elena Aleksandrovna - lecturer, Department of Foreign Literature, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: reemyvera24@mail.ru

Поступила в редакцию 10.06.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.