ВЕСТНИК ТГГПУ. 2007. №1(8)
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В 70-80-Е ГОДЫ XX ВЕКА
© Р.Р.Сафин
Рассматривается развитие гуманистического воспитания в 70-80-е гг. XX века с современных позиций. Несмотря на то, что партийные и правительственные директивные документы были направлены на реализацию принципа гуманизма, являющегося одним из основополагающих принципов развития школы, на деле многие положения оказались прожектерскими, лозунговыми, решения - иллюзорными, которые просто не выполнялись.
70-80-е годы XX века - это начальный этап становления современного гуманистического воспитания. В эти годы в связи с социально-политическими изменениями в стране в отечественной школе начали возрождаться принципы воспитания, основанные на гуманизме, на которые опирается и современное общество.
Данная проблема получила достаточно полное освещение в советской педагогической литературе в соответствии с идеологическими установками того времени. Многие исследования по-слеперестроичного периода характеризуются однобоко негативной оценкой и нежеланием использовать достижения советской педагогики. В статье сделана попытка рассмотреть достижения того времени, не отбрасывал положительного, но и не забывал об имеющихся противоречиях.
Выдвижение задачи комплексного подхода к воспитанию советских людей на XXV съезде КПСС (1976 г.), сердцевиной которой является единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, не стало условием усиления гуманистического воспитания нового поколения.
Комплексный подход рассматривался и как условие повышения эффективности гуманистического воспитания учащейся молодежи. В свете такого подхода к воспитанию большое место в деятельности общеобразовательных школ должны были занимать вопросы привития учащимися любви и уважения к людям ратного трудового подвига, использования боевых, трудовых и гуманистических традиций народа, создания в педагогическом и детском коллективах благоприятного психологического микроклимата, атмосферы уважительного и требовательного отношения к учащимся, внимания к их запросам, мнениям, суждениям, искренней заинтересованности и доброжелательности [1, с .105].
Но истинное положение дел говорило о другом: с одной стороны, реальный опыт общества и школы настоятельно требовал анализа болезненных тенденций авторитарного стиля руково-
дства, с другой стороны, педагогические исследования, выполняя социальный заказ государства и партии, разрабатывали теорию и методику воспитания подрастающего поколения, не соответствующие его истинным целям. Существование такого противоречия не позволило реализовать принцип комплексного подхода к воспитанию.
В Отчетном докладе XXV съезда партии Л.И.Брежнев отмечал: "Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - задача нравственного воспитания" [2, с.47]. Быстрый прогресс социального производства требовал от школы подготовки хорошо организованной, способной к сознательному выбору профессии и активному участию в общественно полезном труде молодежи. Государству же нужны были лишь живые машины для достижения своих целей. В декабрьском (1977 г.) постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" так же указывалось на необходимость решительного поворота школы к улучшению подготовки молодежи к труду в сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии.
Научно-технический прогресс еще более обострил проблему гуманизма и человека, и научно обоснованный гуманизм становится категорическим требованием новой эпохи. "Если появление человека привело к возникновению гуманизма, то в наши дни (1975-е гг.) исчезновение гуманизма... угрожало бы самому существованию человека" [4, с.112]. Но несмотря на это, школьные программы и учебники были перегружены излишней информацией и второстепенными материалами, что мешало выработке у учащихся навыков самостоятельной творческой работы.
Большим подспорьем в работе учителей, воспитателей, общественности и родителей в деле
усиления их взаимодействия по воспитанию детей на принципах гуманизма стали в 70-80-е годы популярные издания в сериях "Знание": "Народный университет - Педагогический факультет", подписная научно-популярная серия "Педагогика и психология", серия научно-популярных изданий "Личность, мораль, воспитание" и др.
Не претендуя на полноту охвата проблем, на окончательность выводов, авторы брошюр, размышляя, имели целью вызвать читателя на "со-размышления", помочь сориентироваться в практической жизни.
В эти годы в условиях активизации поисков научно-обоснованных рекомендаций по изучению воспитанности учащихся (Н.И.Болдырев, Е.В.Бондаревская, З.И.Васильева, А.В.Зосимовс-кий, И.С.Марьенко, Н.И.Монахов, М.И.Шилова) были определены основные критерии оценки уровня сформированности качеств и свойств личности - интеллектуальный, поведенческий, мотивационный. На основе этих критериев было дано определение понятия "воспитанность": это комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие.
Жесткий контроль КПСС ощущался в шаблонных началах трудов этого периода: "Методологической основой для изучения этой проблемы послужили труды классиков марксизма-ленинизма (с указанием этих трудов), затем перечислялись решения ряда съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС, имеющие определенное значение, играющие направляющую роль в выполнении поставленных задач.". Конечно, это характеризует дух времени, и история со всеми минусами и плюсами, а иногда и с абсурдами, увы, состоялась. Но дискутировать на тему, насколько это было вредно, вряд ли целесообразно, хотя, бесспорно, что эти умозаключения, оценки, выводы настоящей науке объективности не добавляли. Нельзя исключить и дискомфорт, а то и просто неприятность в личном плане, если подвергнуть сомнению то, что всеми принимается как должное. Вместе с тем нельзя не признать, что 70-е годы стали годами решения очень важной задачи, а именно: переход ко всеобщему среднему образованию, сделало отечественную школу одной из лучших в мире.
В 1977 году постановлением Совета Министров СССР был учрежден новый тип общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создание таких детских учреждений было продиктовано гуманистическими соображениями и направлено на улучшение организации жизни и
воспитания детей, лишившихся попечения родителей.
Для детей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, с 1 мая 1978 года правительство установило новые повышенные нормы обеспечения продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем. Был введен внеконкурсный прием в средние профессиональные и средние специальные учебные заведения после окончания "ими восьмого класса с зачислением на полное государственное обеспечение до завершения этих учебных заведений. Воспитанники могли приезжать в школу-интернат и детский дом на каникулы с бесплатным проживанием и питанием в них на срок до двух недель" [1, с.120].
Важную роль в системе государственного попечения о детях призваны были играть общеобразовательные школы и общественные организации, имеющие своей задачей обеспечивать своевременное выявление и устройство детей и подростков, оказавшихся безнадзорными, лишившихся попечения родителей или не имеющих условий для воспитания в семье, вести целенаправленную работу по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Общеобразовательная школа как центр воспитательной работы с детьми и подростками, проживающими в ее микрорайоне, должна была в полной мере использовать все свои воспитательные возможности.
Таким образом, создавались нормальные условия для того, чтобы все дети, лишившиеся попечения родителей, получили, как минимум, общее среднее образование.
Развитие народного образования в стране и усложнение задач, стоящих перед школой, настоятельно выдвигали необходимость дальнейшего усиления роли общественности в воспитании детей и молодежи. XXV съезд КПСС обратил внимание партийных органов на необходимость оживления работы Советов депутатов трудящихся и профсоюзных организаций с тем, чтобы решительно поднять их роль в деле воспитания молодежи. В директивах съезда было включено задание: "Обеспечить более широкое привлечение клубов, дворцов и домов культуры, домов техники и других культурно-просветительных учреждений к проведению воспитательной работы среди школьников". Партийные комитеты, профсоюзные организации на заводах, фабриках и в учреждениях проводили собрания, посвященные обсуждению задач общественных организаций по оказанию помощи школе и семье в воспитании детей.
Школьные комсомольские организации также должны были помогать учителям прививать
детям любовь к Родине, к людям, трудолюбие, стремление к знаниям, бережное отношение к общественной собственности, честность и правдивость. Комсомольские организации высших и средних учебных заведений должны были помогать руководителям, преподавателям учебных заведений в их работе по обучению и воспитанию студентов как высококвалифицированных и разносторонне развитых специалистов [1, с.122].
В начале 80-х годов намечалась новая тенденция в разработке содержания воспитания социальной гуманности. Многие пытались найти пути и социально-педагогические условия совершенствования процесса формирования деятельного отношения младших подростков к идеалам гуманности на примере жизни и деятельности В.И. Ленина.
Предметом внимания коммунистов на XXVI съезде КПСС (1981 г.) были и проблемы повышения качества обучения, трудового, нравственного и идейно-политического воспитания учащихся, преодоления формализма в подходе к оценке учебно-воспитательной деятельности школы. Раскрывая значение гуманистических и коллективистских начал в развитии и совершенствовании социализма, съезд отмечал: "В период развитого социализма завершается перестройка всех общественных отношений на внутренне присущих новому строю коллективистских началах. Эта перестройка охватывает и материальную, и духовную сферы, весь уклад нашей жизни". Но такая перестройка не осуществлялась: с одной стороны, декларативно утверждался гуманизм и демократизм советской системы обучения и воспитания подрастающего поколения как массового явления, с другой - продолжалось насаждение авторитарного духа в стиль жизни и деятельности школы.
Таким образом, хотя партийные и правительственные директивные документы отражали единую линию в школьном деле и были направлены на реализацию принципа гуманизма, являющегося одним из основополагающих принципов развития школы, но на деле многие положения оказались прожектерскими, лозунговыми, решения - иллюзорными, которые, в конце концов, не выполнялись. Однако нельзя забывать того положительного, что было сделано правительством СССР для развития системы образования, широкого охвата детей школьного возраста в процесс обязательного обучения и воспитания, создания им определенных условий для разностороннего развития.
Даже при самом критическом взгляде на историю развития народного просвещения за годы советской власти следует помнить и ценить
свершившиеся факты: ликвидация неграмотности, осуществление всеобщего начального, затем семилетнего, восьмилетнего и полного среднего образования. На XXV съезде министр просвещения СССР М.А.Прокофьев говорил о том, что "осуществление всеобщего среднего образования подрастающих поколений на практике доказало антинаучность представлений о наличии якобы наследственных ограничений в развитии интеллекта человека - представлений, взятых на вооружение буржуазным обществом в обосновании классовой образовательной политики в угоду правящей элите" [3, с.225]. Таковы важнейшие вехи гуманизации образования, создавшие базу, определенные педагогические условия для роста гуманистического сознания и более полного осуществления принципа гуманизма в учебновоспитательном процессе. Сразу оговоримся: более полного, но в определенных рамках.
Раскрывая значение гуманистических и коллективистских начал в развитии и совершенствовании социализма, XXVII съезд КПСС (1981) отметил: "В период развитого социализма завершается перестройка всех общественных отношений на внутренне присущих новому строю коллективистских началах. Эта перестройка охватывает и материальную, и духовную сферы, весь уклад нашей жизни" [6, с.57].
В условиях кардинальных перемен, начавшихся после XXVII съезда КПСС, определенной перестройке подверглась и сама школьная реформа. Обновление общества и, соответственно, школы потребовало развенчать авторитарную педагогику, возвысить педагогику гуманистическую, педагогику сотрудничества.
Партийные документы отводили молодежи важную роль в механизме преемственности поколений. Она должна была выступать связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим [7, с.86]. В то же время советская педагогика усматривала в гуманизации образования идеологическую опасность так называемого "абстрактного гуманизма" [8, с. 142-144; 9, с.199-205], обвиняя сторонников гуманистической педагогики в отступлении от основ коммунистического мировоззрения и утверждая, что советской социалистической школе нужна борьба, а не проповедь. "Абстрактному гуманизму" противопоставлялся "наш социалистический гуманизм" [8, с.140-141, 143-144].
Общесоюзный закон о народном образовании сформулировал такие основные гуманистические принципы, как равенство всех граждан СССР в получении образования, обязательность образования для всех детей и подростков; свобода выбора языка обучения; бесплатность всех видов
образования; единство системы народного образования по всей стране, преемственность всех типов учебных заведений; единство обучения и воспитания; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой.
Следует признать, что прослеживалась определенная логика и последовательность в предпринимаемых шагах на уровне государственной политики по претворению в жизнь задач, ставившихся в области народного образования.
Все партийные и государственные документы тех лет о школе готовились основательно и ставили гуманистически оправданные инновационные задачи:
1. 1981 год - XXVI съезд КПСС - в ряду прочих задач, определявших пути совершенствования системы образования и воспитания, раскрывалось значение коллективистских гуманистических начал, направленных на перестройку всего уклада жизни.
2. 1984 год - Апрельский Пленум ЦК КПСС. Комиссия Политбюро ЦК КПСС вносит на "всенародное обсуждение" проект "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Цели реформы школы обозначились как долгосрочные, имеющие стратегический характер. Срок их определялся до 1995 года.
3. 1985 год - Апрельский Пленум ЦК КПСС о реформировании школы. Задачей этих решений было то же, что и "перестройки" в целом. Тогда еще не верилось, что во многих вопросах, касающихся школы и образования в целом, может начаться движение вспять.
4. 1986 год - XXVII съезд КПСС - съезд, заявивший о необходимости демократических перемен, о движении к новому качественному состоянию, к утверждению атмосферы законности, справедливости, атмосферы, в которой человек жил бы свободно и плодотворно трудился.
5. 1987 год - январский и июньский Пленумы ЦК КПСС, решения которых, в частности, нацеливали на повышение культурного уровня общества, на осмысление пути, пройденного за 70 лет Советской власти. В них не очень решительно корректировалось понимание гуманистических идеалов коммунизма. Пленум признал, что реальность и рисуемое благополучие все больше расходятся друг с другом. А между тем подчеркивалось, что цели реформы благородны, высоконравственны, гуманны. Их реализация должна иметь огромное значение для повышения уровня образования и культуры советских людей, создаст лучшие условия для обучения и воспитания подрастающих поколений, подготовки их к жизни и труду, активной общественной деятельности [10, с.21].
Даже самое общее знакомство с основными партийными и государственными документами по проблемам образования в стране в 80-е годы не может не убеждать в заинтересованной и продуманной политике по проблемам школьного строительства. Другое дело, реализация этой политики, ее результативность: уже на четвертый год после начала реформы педагоги, ученые и учителя-практики находились в состоянии лишь поиска новых путей совершенствования учебновоспитательного процесса. Гуманистически ориентированная педагогическая мысль тех лет имела в своем арсенале соответствующие теоретические и процессуально-технологические "наработки", лучшая практика представляла свои варианты целостного педагогического процесса.
Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев на XX съезде ВЛКСМ (1987 г.) вынужден был признать: "Не будем себя убаюкивать разговорами о реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Скажем прямо: сегодня пока буксует реформа.". Одной из причин этого были стереотипы и в обществе, и в системе образования. Позитивным в осуществлении реформы представляется ее влияние на развитие гуманистических тенденций в практике школы 80-х годов. ". Социализм постоянно совершенствует общественные отношения, целеустремленно приумножает достигнутое, наращивает силу и убедительность своего примера, демонстрирует реальный гуманизм всего уклада жизни" [6, с.8]. Если бы социализм совершенствовал общественные отношения, то как понимать всплеск беззакония и насилия в начале 90-х гг.? К сожалению, к громким высказываниям, которые, как видим, редко реализуются на практике, щедра и нынешняя власть.
Краткий историко-теоретический анализ политики коммунистической партии и советского правительства в области гуманистического воспитания в отечественной педагогике в 80-е гг. XX века позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Отечественная школьная система, которая функционирует сегодня, приспосабливаясь к современным социально-политическим, экономическим, идеологическим условиям, сложилась в процессе в целом поступательного развития общего образования 80-х годов. Направления образовательной политики определялись партийными съездами и постановлениями ЦК КПСС. Каждый из "государственных планов", согласно которым жила стана, включал систему мероприятий в сфере образования, "увязанных" с решением народнохозяйственных и культурных задач очередного "этапа строительства социализма и коммунизма".
2. Одним из ведущих направлений партийногосударственной образовательной политики оставалась "борьба за всеобуч". Провозглашенный в 1972 году переход ко всеобщему среднему образованию завершился в 80-е годы. Осуществление всеобуча - это действительно борьба за финансирование образовательной системы, строительство школьных зданий, подготовку педагогических кадров, выпуск учебной и педагогической литературы и т.д. Очередная директива спускалась "сверху", осуществлялась командноадминистративными методами, начиная от ЦК партии и кончая партийной организацией и администрацией конкретной школы, - все оборачивалось "мобилизацией" на "борьбу за всеобуч" учительства.
3. В основании очередного социального заказа к образовательной сфере на "данном этапе строительства социализма", включая всеобуч, неизменным оставался тезис о воспитании "нового человека" как цели партийно-государственной политики. При этом в модели "нового человека" акцентировалась установка на формирование единой идеологии, которая обеспечивала бы "морально-политическое единство советского народа". Под таким углом зрения происходил отбор знаний из отечественной и мировой культуры, осуществлялось конструирование содержания общего образования, содержание учебных дисциплин "достраивалось" задачами "текущего момента": планами "коммунистического строительства". Таким образом, каждый из этапов осуществления всеобуча был вместе с тем этапом дальнейшей идеологизации и политизации сознания подрастающего поколения.
4. В партийно-государственных директивах о
проведении последней из образовательных реформ советского времени (1984г.) был очерчен следующий круг задач "формирования марксист-ко-ленинского мировоззрения": выработать
"стойкие материалистические представления, атеистические взгляды", дать знание "путей революционного обновления мира". Фактически, это было повторение традиционных установок "коммунистического воспитания" (со времен
"комплексных программ" ГУСа). Стоит ли удивляться тому, как трудно входит сегодня наше общество в рождающуюся систему правовых отношений, освобождается от ставших для многих привычными настроений недоверия, враждебности ко всему "не - нашему, не - советскому".
5. Педагогический опыт советских десятилетий предстает в его противоречивости как то, что педагогическое сознание направлялось к идеалам коммунизма, и то, что преодолевало силу давления тоталитарной партийно-государственной
системы, в чем проявляла себя гуманистическая природа педагогического процесса - развивалась отечественная гуманистическая традиция. Нам важно делить директивность и формализм установок образовательной политики от гуманизма живой педагогической деятельности.
6. В 80-е годы партийно-идеологическое давлении на педагогическую науку постепенно слабело, одновременно усиливалась гуманистическая направленность научно-педагогических представлений.
В рассмотренный период в стране много опубликовано научных трудов и литературных произведений, посвященных теме воспитания юного поколения в духе коммунистической нравственности. В них ученые и писатели стремились запечатлеть лучшие качества строителя коммунистического общества: принципиаль-
ность, честность, глубину чувства, - показать человека, воспитанного на идеалах истинного гуманизма, идейной убежденности, подлинного интернационализма. Как уже упоминалось, это характеризовало дух времени. К сожалению, реальным итогом этого колоссального идеологического перевоспитания, когда молодые уезжали в города на строительство завод и фабрик, мы видим утерю духовной связи поколений, что привело к недостатку семейного воспитания, которое обусловлено в значительной степени занятостью или отсутствием в семье одного из родителей, неумением, а порой и нежеланием воспитывать детей, аморальным поведением самих родителей и т.д. Оценивая достижения современной отечественной школы и нынешнее положение в обществе, выход из этого состояния видится долгим и трудным.
1. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции педагогики: Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. Казань, 2003.
2. Материалы XXV съезда КПСС, М., 1977.
3. Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. Пер. с англ. М, 1991.
4. Нигматов З.Г. Социалистический гуманизм: педагогика и школа. Казань, 1988.
5. Закирова В.Г. Традиционная педагогическая культура татарской семьи: Дисс. ... докт. пед. наук, Казань, 2002.
6. Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986.
7. XXV съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи: По материалам всесоюзной научно-практической конференции в Минске [9-12] июня. 1976.
8. Дебрынина В.И. Беседы по марксистколенинской этике: Кн. для учителя. М., 1980.
9. Ильина Т.А. Педагогика: Учебное пособие для пед. ин-тов. М., 1984.
10. Мильграм А.А. Социально-педагогические условия гуманизации отечественной школы в послед-
ней четверти XX века: Дисс. ... канд. пед. наук, Казань, 2000.
11. Нигматов З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946-1989 гг.). Казань, 1990.
SOCIAL AND POLITICAL PECULIARITIES IN THE DEVELOPMENT OF HUMANE EDUCATION IN 70-80S IN XX CENTURY
R.R.Safin
The development of humanistic education in the 70-80* of the XXth century is the subject of the present research. Although party and governmental directive documents were directed to the realization of a humanistic principle being one of the basic principles of school development, in fact, many rules have been projecting and propagandistic, decisions have been illusory that finally have not come true.