Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЕ БАСНИ И.А. КРЫЛОВА'

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЕ БАСНИ И.А. КРЫЛОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
490
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСНЯ / И.А. КРЫЛОВ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / МОРАЛЬ / ПРОБЛЕМА / FABLE / I.A. KRYLOV / WORK / MORALITY / PROBLEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уйманова Е.А., Мишина Г.В.

В статье дается краткий обзор басни. Раскрывается тематическое своеобразие басен И.А. Крылова, приводятся некоторые факты из его биографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-POLITICAL AND MORAL-PHILOSOPHICAL FABLES OF I. A. KRYLOV

The article gives a brief overview of the fable. The thematic originality of fables I.A. Krylova, some facts from his biography are given.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЕ БАСНИ И.А. КРЫЛОВА»

УДК .8.82

Уйманова Е.А. студент

3 курс, филологический факультет Мишина Г.В., к.ф.н.

доцент

Стерлитамакский филиал БашГУ Россия, г. Стерлитамак

СОЦИАЛЬНО—ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНРАВСТВЕННО—ФИЛОСОФСКИЕ БАСНИ И.А. КРЫЛОВА

Аннотация: В статье дается краткий обзор басни. Раскрывается тематическое своеобразие басен И.А. Крылова, приводятся некоторые факты из его биографии.

Ключевые слова: басня, И.А. Крылов, произведение, мораль, проблема.

Uymanova E.A. student

3rd year, faculty of Philology Mishina G. V., candidate of philological sciences

associate professor Sterlitamak branch of Bashkir state University

Russia, Sterlitamak

SOCIO-POLITICAL AND MORAL-PHILOSOPHICAL FABLES OF

I. A. KRYLOV

Annotation: The article gives a brief overview of the fable. The thematic originality of fables I.A. Krylova, some facts from his biography are given.

Key words: fable, I.A. Krylov, work, morality, problem.

Прежде чем перейти к анализу выбранной тематики, следует отметить актуальность исследования, которая определяется тесной связью с новейшими направлениями развития современного литературоведения, изучающего своеобразие художественных произведений в междисциплинарном аспекте, а также обращением к феномену литературы 18—19 веков, русского зарубежья, необходимостью изучения в ракурсе концептуально-культурологического подхода.

И.А. Крылов — русский поэт, известный публицист, баснописец, издатель сатирических и просветительских журналов. Известность он получил благодаря написанию басен, которые он собрал в девять сборников. Вместе с оригинальными, И.А. Крылов перерабатывал басни Лафонтена, которые тоже стали уникальными.

БАСНЯ — маленькая притча дидактического характера, короткий рассказ, в котором сформулирован нравоучительный вывод, который

содержит в себе аллегорию. Действующие лица — чаще животные, а также неодушевленные вещи, однако часто и люди. В басне различают повествование и вывод из него, т.-е. конкретное положение (верховодило, комитет, распоряжение), присоединенное к повествованию. Этот вывод в басне прилагается обычно в конце, время от времени в начале; часто он представляет заключительное словечко 1-го из действующих лиц в басне. Однако сплошь и рядом вывод басни не выражен отдельно, а содержится в

скрытом виде [Николюкин, 2001, с. 73—74].

Знаменитый баснописец И.А. Крылов за тридцать лет написал 204 басни, которые и по сей день остаются актуальными. Они были доступны для людей любого класса русского общества. Их отличительной чертой был демократизм. Большая часть басен Крылова являются оригинальными, но среди них есть переводные и заимствованные. По тематике все басни Крылова можно разделить на три большие группы: социально-политические, нравственно-философские и социально-бытовые. Большинство басен принадлежит к группе социально-политических. Важное место среди них занимают басни на тему «правительство и народ». К ним относятся такие басни как: «Слон на воеводстве», «Волки и овцы», «Воспитание льва», «Рыбья пляска». В них очень ярко выражен подтекст. Такие персонажи как рыба, овца — не имеют никакой власти, они абсолютно беззащитны, их судьба в руках правителей, их мнением никто не интересуется, в то время как лев, волк являются правителями, которые не только не защищают слабых, не помогают их, не слушают, но и даже находятся в некой власти у грабителей. Например, в басне «Лев на ловле» лев, собака, волк и лиса решили пойти на охоту и свою добычу поделить на всех поровну, но, когда настал долгожданный момент, лев заявил, что ему должно достаться больше, объяснив это тем, что он сильнее. Данное явление говорит о том, что у правителей есть определенная власть над людьми и вместо того, чтобы быть честными, улучшать жизнь народа, они улучшают её лишь себе, нанося вред людям. У них нормальным является нарушать условия договорённости, не выполнять того, что они обещали, особенно по отношению к тем, кто по статусу, по своим полномочиям стоит ниже их самих. А если народ станет возмущаться, то всегда можно пригрозить, как например, в басне лев пригрозил, что если кто-то посягнуть на добычу, то вскоре он сам ею станет.

Группа социально-политических басен отличается у Крылова ярко выраженным сатирическим характером. Например, в басне «Мор зверей» высмеивается лицемерие тех, кто находится у власти и имеет большие полномочия. Эта же функция проявляется и в другой басне «Волк и Ягненок». Центральная мысль — «У сильного всегда бессильный виноват». В басне Крылов осуждает, по его мнению, самые главные пороки власти — лицемерие, жестокость, подлость, лживость, корыстолюбие. Волк здесь сильный, имеющий власть, понимающий своё положение в обществе, способный либо изменить мир к лучшему, либо же наоборот испортить его, и он выбирает второй вариант, подавляя беззащитного, маленького ягнёнка, который является олицетворением народа, не имеющего права свободно

выражать свои мысли и взгляды. Басня является актуальной и по сей день. Мы часто встречаемся с тем, когда старшие по званию и чину люди уничтожают морально младших. Они всегда винят слабых, считают их неправыми, не дают возможности высказаться. Или как часто мы сталкиваемся с тем, когда близкий человек готов переступить через своего близкого, родного человека ради своих желаний, целей, результатов [Пруцков,

1981].

Много басен Крылова носят нравственно-философский характер. В них он высмеивает самые основные человеческие пороки. Например, в басне «Скупой и Курица» автор высмеивает жадность. Центральная мысль — «Скупой теряет всё, желая всё достать». Желая получить клад, мужик разрезал курицу, тем самым не получив ничего, он потерял и золотые яйца, которые несла курица. Мы видим, что в погоне за деньгами, богатством, за желанием получить ещё больше, следуют потери. Из-за ненасытности люди теряют то, что у них и есть.

В баснях «Разборчивая невеста», «Лягушка и Вол», «Ворона» Крылов высмеивает зависть, невозможность радоваться и ценить то, что дала сама судьба, в баснях «Мартышка и очки», «Свинья под дубом» — невежество.

Большое внимание в нравственно-философских баснях Крылов уделял теме дружбы. Он считал, что дружба является одной из высших ценностей. В своих произведениях он писал о взаимовыручке, товариществе, верности и предательстве. В басне «Собачья дружба» показан пример ложной дружбы. Центральная мысль выражена словами: «Послушать, кажется, одна у них душа, — А только кинь им кость, так что твои собаки!». Мораль басни основана на том, что некоторые люди, которых мы считаем верными и надежными друзьями на самом деле вовсе такими не являются и при любом удобном случае они становятся самыми заклятыми врагами. Собака по своей сути является верным другом, которая не способна к предательству, а в этой басне мы видим, как два «друга» вцепились друг в друга за еду, вместо того, чтобы разделить её. Так и в жизни часто бывает, когда, казалось бы, два лучших друга, живут душа в душу, готовы пожертвовать всем самым важным, а на деле оказывается так, что лишь только появится возможность улучшить свою жизнь, найти хорошую должность, то и дружба становится ненужной и близкий человек оказывается самым далёким [Десницкий, 1983, с. 99].

Таким образом можно сделать вывод, что басни Крылова разнообразны по своей тематике. Каждая его басня содержит в себе нравоучение, носит назидательный характер. Они показывают читателям всю картину общественно-политической, литературной, бытовой жизни русского общества. В его образах животных мы угадываем представителей разных слоёв общества. Все басни уникальный и каждый вынесет для себя определённый урок для себя.

Использованные источники: 1. Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов: Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1983. —143с.

2. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М.: Интелвак, 2001. — 1600 с.

3. Пруцков Н.И. История русской литературы: в 4-х т. — Ленинград: Наука, 1981, т. II. [Электронный ресурс] URL: http://next.feb-web.ru/text/istoriya-russkoy-literaturv t2 1981/go,412;fs,1/ (дата обращения 13.05.20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.