Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ АФГАНИСТАНЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ АФГАНИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая система Афганистана / гендерное неравенство / гендерный стереотип / доступность образования / барьеры доступности образования / этнический состав Афганистана / афганское общество / political system of Afghanistan / gender inequality / gender stereotype / access to education / barriers to access to education / ethnic composition of Afghanistan / Afghan society

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — В.В. Кулиш

Статья посвящена проблеме изучения барьеров доступности образования в современном Афганистане. На основе проведенного аналитического обзора содержания целого ряда публикаций о современной ситуации общественно-политического развития Афганистана автор приходит к выводу, что ключевым препятствием на пути создания условий для получения образования разными социальными категориями населения в Афганистане был и остаётся политический фактор, выражающийся в неустойчивости политической системы. Другими барьерами доступности образования автор обоснованно называет особенности социально-этнической структуры афганского общества, этноконфессиональных отношений, а также поддерживаемые силой религиозно-культурных традиций гендерное неравенство и гендерные стереотипы. В контексте сохранения и развития сотрудничества Российской Федерации и Исламского Эмирата Афганистан в области образования автор предлагает несколько способов преодоления выявленных барьеров доступности образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-POLITICAL AND SOCIO-ETHNIC BARRIERS TO ACCESS TO EDUCATION IN MODERN AFGHANISTAN

The article is dedicated to a problem of studying barriers to access to education in modern Afghanistan. Based on an analytical review of the content of a number of publications on the current situation of socio-political development in Afghanistan, the author comes to the conclusion that the key obstacle to creating conditions for education for different social categories of the population in Afghanistan has been and remains to be the political factor, expressed in the instability of the political system. The author rightly names the peculiarities of the socio-ethnic structure of Afghan society, ethno-confessional relations, as well as gender inequality and gender stereotypes supported by the strength of religious and cultural traditions as other barriers to access to education. In the context of maintaining and developing cooperation between the Russian Federation and the Islamic Emirate of Afghanistan in the field of education, the author proposes several ways to overcome the identified barriers to access to education.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ АФГАНИСТАНЕ»

Представленные случаи и примеры указывают на решение третьей задачи исследования.

Таким образом, можно считать, что цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены. Основным результатом является то, что представлена обоснованная попытка включения геометрических задач в класс задач, называемых «задачами с параметром», в которых традиционно рассматривались лишь уравнения, неравенства и их системы с параметром. В ходе исследования мы подошли к рассмотрению вопросов, которые могут стать темами для дальнейших исследований. В частности, вопрос о соотношении геометрических задач с динамичной и статичной конфигурацией фигур(ы), заданных в условии, и методике обучения решению таких задач. Также в данной работе мы не представили геометрические задачи на построение, в решении которых присутствуют размышления, свойственные задачам с параметрами, но это уже тема отдельного исследования.

Библиографический список

1. Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е., Шабунин М.И. Математика: алгебра и начала мameмamuчecкoгo анализа, геометрия. Алгебра и начала математиче-cкoгoaнaлuзa.11клacc:учебник для общеобразовательныхорганизаций: базовый и углублённый уровни. Москва: Просвещение, 2022.

2. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников H.H., Шевкин AE. Математика: алгебра и начала мameмamuчecкoгo анализа, геометрия. Алгебра и начала математи-ч^когоанализа. 11клacc:бaзoвыйu углублённыйуровни: учебник.Москва:Просвещение, 2022.

3. ШестаковСА EГЭ2019.Мameмamuкa.Зaдaчucпaрaмemрoм. Задача18(профильный уровень). Москва: МЦНМО, 2019.

4. ШахмейстерA.Х.Задачи спарамеграминаэкзаменах.Санкт-Пегербург:Пегроглиф: Виктория плюс, 2009.

5. КраморВ.С. Зaдaчuc параметрамииметодыихрешения. Москва:Издательство «Оникс»: «Мир и Образование», 2007.

6. Федеральная рабочая программа ооновного общего образования. Математика (базовый уровень) (для 5-9 клаао образовательных организаций). Москва: Институт стратегииразвитияобразования,2023.

7. Федеральная рабочая программа cрeднeгo общего образования. Математика (базовый уровень) (для 10-11 maccœ образовательных организаций). Москва: Инсти-тутстратегииразвитияобразования,2023.

8. КолягинЮ.М. Задачи вобученииматематике:в2ч. Математичеакиезадачикак cрeдcmвo обучения и развития учaщuхcя. Москва: Просвещение, 1977; Ч. 1.

9. AгалаковС.A. Поеобие по математике для поатупающих в Ом^ий гocудaрcmвeнный пeдaгoгuчecкuй униев/хитет. Омск: ОмГУ 2002.

10. Костюченко РЮ. Метод конкретизации в решении тестовых заданий при смешанном обучении математике. Проблемы <:овременного пeдaгoгuчecкoгo образования. 2022; № 75-3: 224-227.

References

1. Kolyagin Yu.M., Tkacheva M.V., Fedorova N.E., Shabunin M.I. Matematika: algebra i nachala matematicheskogo analiza, geometriya. Algebra i nachala matematicheskogo analiza. 11 klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij: bazovyj i uglublennyj urovni. Moskva: Prosveschenie, 2022.

2. Nikol'skij S.M., Potapov M.K., Reshetnikov N.N., Shevkin A.V. Matematika: algebra i nachala matematicheskogo analiza, geometriya. Algebra i nachala matematicheskogo analiza. 11 klass: bazovyj i uglublennyj urovni: uchebnik. Moskva: Prosveschenie, 2022.

3. Shestakov S.A. EG'E 2019. Matematika. Zadachis parametrom. Zadacha 18 (profil'nyj uroven'). Moskva: MCNMO, 2019.

4. Shahmejster A.H. Zadachi s parametrami na 'ekzamenah. Sankt-Peterburg: Petroglif: Viktoriya plyus, 2009.

5. Kramor V.S. Zadachi s parametrami i metody ih resheniya. Moskva: Izdatel'stvo «Oniks»: «Mir i Obrazovanie», 2007.

6. Federal'naya rabochaya programma osnovnogo obschego obrazovaniya. Matematika (bazovyj uroven') (dlya 5-9 klassov obrazovatel'nyh organizacij). Moskva: Institut strategii razvitiya obrazovaniya, 2023.

7. Federal'naya rabochaya programma srednego obschego obrazovaniya. Matematika (bazovyj uroven') (dlya 10-11 klassov obrazovatel'nyh organizacij). Moskva: Institut strategii razvitiya obrazovaniya, 2023.

8. Kolyagin Yu.M. Zadachi v obuchenii matematike: v 2 ch. Matematicheskie zadachi kaksredstvo obucheniya irazvitiya uchaschihsya. Moskva: Prosveschenie, 1977; Ch. 1.

9. Agalakov S.A. Posobie po matematike dlya postupayuschih v Omskij gosudarstvennyjpedagogicheskij universitet. Omsk: OmGU, 2002.

10. Kostyuchenko R.Yu. Metod konkretizacii v reshenii testovyh zadanij pri smeshannom obuchenii matematike. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 75-3: 224-227.

Статья по€тупила в редакцию 04.07.24

УДК 371(581):316.74:82(581)

Kulish V.V., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: vitalii.kulish@mail.ru

SOCIO-POLITICAL AND SOCIO-ETHNIC BARRIERS TO ACCESS TO EDUCATION IN MODERN AFGHANISTAN. The article is dedicated to a problem of studying barriers to access to education in modern Afghanistan. Based on an analytical review of the content of a number of publications on the current situation of socio-political development in Afghanistan, the author comes to the conclusion that the key obstacle to creating conditions for education for different social categories of the population in Afghanistan has been and remains to be the political factor, expressed in the instability of the political system. The author rightly names the peculiarities of the socio-ethnic structure of Afghan society, ethno-confessional relations, as well as gender inequality and gender stereotypes supported by the strength of religious and cultural traditions as other barriers to access to education. In the context of maintaining and developing cooperation betWeen the Russian Federation and the Islamic Emirate of Afghanistan in the field of education, the author proposes several ways to overcome the identified barriers to access to education.

Key words: political system of Afghanistan, gender inequality, gender stereotype, access to education, barriers to access to education, ethnic composition of Afghanistan, Afghan society

The article is prepared with the financial support of the Ministry of Education of Russia as part of the implementation of a state assignment for the implementation of applied research on the topic "Comprehensive cultural, historical and sociological analysis of the educational system of Afghanistan" (state assignment No. 073-00014-24-03 dated March 19, 2024)"

В.В. Кулиш, канд. социол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: vitalii.kulish@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ АФГАНИСТАНЕ

Статья посвящена проблеме изучения барьеров доступности образования в современном Афганистане. На основе проведенного аналитического обзора содержания целого ряда публикаций о современной ситуации общественно-политического развития Афганистана автор приходит к выводу, что ключевым препятствием на пути создания условий для получения образования разными социальными категориями населения в Афганистане был и остаётся политический фактор, выражающийся в неустойчивости политической системы. Другими барьерами доступности образования автор обоснованно называет особенности социально-этнической структуры афганского общества, этноконфессиональных отношений, а также поддерживаемые силой религиозно-куль-

Рис.4.Некоторыевозможныеконфигурациитреугольника ABC (точка В всегдалежитнапрямой,параллельной основанию АС) в задаче 3

турных традиций тендерное неравенство и тендерные стереотипы. В контексте сохранения и развития сотрудничества Российской Федерации и Исламского Эмирата Афганистан в области образования автор предлагает несколько способов преодоления выявленных барьеров доступности образования.

Ключевые слова: политическая система Афганистана, гендерное неравенство, гендерный стереотип, доступность образования, барьеры доступности образования, этнический состав Афганистана, афганское общество

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения России в рамках реализации государственного задания на выполнение прикладной НИР по теме «Комплексный культурно-исторический и социологический анализ системы образования Афганистана»(государственное задание № 073-00014-24-03 от 19.03.2024 г.)»

В условиях глобального развития и поиска эффективного ответа на большие вызовы Россия стремится сегодня следовать принципам становления многополярного мира, партнёрства и тесного сотрудничества с другими странами. Таких же принципов придерживается и руководство современного Исламского Эмирата Афганистан, которое пытается выйти на новый уровень сотрудничества с Российской Федерацией. Ярким примером подтверждения этому является приезд 10-11 июня 2024 года в г Казань и. о. министра высшего образования Афганистана Нида Мохаммада Надима и и. о. министра просвещения Афганистана Сайеда Хабибуллы Хакани на второй Международный форум министров образования «Формируя будущее».

Актуальность данной статьи состоит в том, что в геополитическом отношении Россия заинтересована в тесном сотрудничестве с Афганистаном, в первую очередь в силу необходимости обеспечения безопасности на афганско-централь-ноазиатском направлении. В социально-культурном аспекте выстраивание международных отношений между Россией и Афганистаном даст толчок созданию благоприятных условий для продвижения и укрепления статуса русского языка, а это, в свою очередь, позволит эффективнее выстраивать диалог и систему коммуникаций между этими государствами в разных областях сотрудничества, включая сферу образования.

Научная новизна данного исследования заключается в изучении барьеров доступности образования разными социальными группами и общностями современного афганского общества с целью определения способов их преодоления и выстраивания в ближайшей перспективе, эффективного механизма интеграции и развития систем образования Афганистана и России.

Теоретическая и практическая значимость данного исследования состоит в том, что выявленные барьеры необходимо, с одной стороны, учитывать в выстраивании повестки международного сотрудничества в сфере образования, в частности отношений между Россией и Афганистаном; с другой стороны, важно совместными усилиями пытаться искать способы преодоления данных барьеров.

Важным шагом на пути определения перспектив интеграции систем образования России и Афганистана, налаживания контактов в сфере образования и науки является использование опыта реализации в 2024 году государственного задания Министерства просвещения РФ ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» на выполнение прикладной НИР по теме «Комплексный культурно-исторический и социологический анализ системы образования Афганистана». Одной из исследовательских задач государственного задания является изучение барьеров доступности образования в современном Афганистане.

Цель данной статьи - выявление и анализ таких барьеров доступности и определение возможных способов их преолодения. Для достижения этой цели необходимо решение следующих исследовательских задач. Во-первых, раскрыть сущности понятий «барьер» и «доступность образования». Во-вторых, на основе обзора и анализа содержания научных публикаций, вторичного анализа данных выявить барьеры доступности образования в современном Афганистане. В-третьих, используя опыт российской системы образования и интегрируя его в систему образования Афганистана, определить возможные способы устранения таких барьеров.

Определение «барьер» применительно к получению образования наиболее полно представлено, на наш взгляд, в работе А.М. Осипова, Н.А. Матвеевой: «..."барьер" как совокупность факторов, затрудняющих получение образования в образовательной организации конкретного кластера ребенку, не обладающему тем или иным ресурсом, необходимым для включения в этот кластер. Высота барьера определяется по вероятности успешного поступления и окончания обучения ребенком, не обладающим необходимым ресурсом для его преодоления [1, с. 43]. С нашей точки зрения, барьер определяется, с одной стороны, внешними факторами - социально-политическими, экономическими и культурными условиями социальной среды проживания социальных субъектов, с другой стороны, внутренними факторами - мотивами, установками, предрассудками, стереотипами самих участников образовательных отношений.

Под доступностью образования мы понимаем возможность беспрепятственного, свободного получения образования социальным субъектом. Принцип доступности образования закреплен в нормативно-правовых актах и тесно связан с политикой государства в части предоставления гражданам определённых прав и гарантий. Например, в Конституции РФ статья 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего, а также высшего профессионального образования [2]. Кроме этого, принцип доступности образования закреплён в основных международных актах по правам человека -в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека [3], в ст. 28-29 Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка [4].

Приступая непосредственно к изучению барьеров доступности образования в современном Афганистане, сделаем акцент на рассмотрении особенностей политической системы этого государства. За последние 35 лет, после вывода советских войск из Афганистана политическая система республики не просто трансформировалась, а претерпевала существенные изменения. В результате гражданской войны 1989-1992 гг произошла смена политического режима, и было создано Исламское государство Афганистан во главе с Бурханнудином Ра-ббани. Далее, в результате гражданской войны 1992-1996 гг был образован Исламский Эмират Афганистан. Сформировались две основные противостоящие друг другу коалиции, возглавляемые президентом Б. Раббани и премьер-министром Г Хекматияром, однако тот и другой боролись в итоге за торжество исламского фундаментализма в Афганистане [5]. Вооруженная борьба между отрядами моджахедов под названием «Северный альянс» и сторонниками радикального исламского движения «Талибан» привела ещё к одной гражданской войне, которая длилась с 1996 года по 2001 год, а период с 2001 по 2021 гг отметился затяжным военным конфликтом, начатым США и возглавляемым НАТО в союзе с новым правительством Афганистана против исламской организации «Талибан».

Таким образом, политическая система Афганистана за последние более 30 лет не могла сохранить свою устойчивость и целостность ни под влиянием внутренних политических процессов, проходящих в стране, ни под воздействием внешних политических сил (США и военно-политический блок НАТО). Все враждующие между собой политические коалиции Афганистана руководствовались только личностными, идеологическими и националистическими позициями, не заостряя внимания на социальных проблемах и задачах развития национальной системы образования, в частности доступности образования для всех граждан Афганистана. Это закономерно, согласно синергетическому принципу «Домино»: тенденция к нарастанию неустойчивости политической системы Афганистана детерминирует состояние и динамику изменений во всех других подсистемах афганского общества, в том числе и в функционировании социального института образования.

Вместе с тем, несмотря на непрекращающиеся гражданские войны, как показывают статистические данные ЮНЕСКО, в период с 2017 по 2022 гг количество населения школьного возраста в Афганистане возросло в 1,16 раза -с 1 051 593 до 1 215 666 [6] (см. табл. 1). Динамика увеличения численности населения немного пошла на спад после поспешного вывода войск США и их союзников по НАТО из Афганистана в августе 2021 года, что вызвало острый, но локальный по масштабу миграционный кризис. Во время этого кризиса военно-воздушные силы Западной коалиции эвакуировали из страны около 200 тысяч человек [7]. С начала 2024 года миграционная ситуация стала нормализовываться. Например, на границе Афганистана с Пакистаном, как отмечают в своём интервью российским журналистам представители лагеря беженцев «Торхам», наплыв беженцев ожидается к осени 2024 года. Те, кто уехал в соседний Пакистан, боясь хаоса и неразберихи при смене власти в Афганистане, будут возвращаться на Родину [8].

Если рассматривать прирост населения Афганистана в целом, то оно увеличивается со скоростью 2,33% в год [9]. Главный фактор увеличения численности населения выражен в коэффициенте фертильности, который составляет 4,56 рождений на женщину. Из-за высокого уровня рождаемости население Афганистана очень молодо, средний возраст составляет 18,4 года. По прогнозам Организации Объединенных Наций, к 2050 году население Афганистана достигнет 64,68 миллиона человек [9].

Таблица 1

Динамики численности населения школьного возраста в Афганистане в 2017-2022 годы [6]

2017 2018 2019 2020 2021 2022

1 051 593 1 067 900 1 120 350 1 151 012 1 179 071 1 215 666

100% 101,5% 105% 102,7% 102,4% 103,1

Однако увеличение количества населения школьного возраста далеко не означает ситуацию доступности получения образования разными социальными группами. Ключевым барьером к получению образования в Афганистане было и остаётся гендерное неравенство. Дело в том, что в современном афганском обществе сохраняется доминирование традиционных социальных институтов и отношений, основанных на родоплеменном и патронатно-клиентальном взаимодействии [10].

Основополагающим фактором гендерных убеждений в афганском обществе по отношению к получению населения образования мужчинами и женщи-

нами остаётся религия, точнее сказать, принципы и правила, определяющие исламский образ жизни. Так, положения Корана чётко определяют повышенный статус мужчины по отношению к женщине: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах - Возвышенный, Большой» [11]. В этом аяте очевидно применение допустимого насилия по отношению к женщине. Мусульмане по-разному интерпретируют это положение, но в итоге признают возможность его применения для причинения в незначительной степени вреда здоровью женщины.

Все домашние обязанности в афганских семьях, независимо от степени сложности работ, закреплены за женщиной. Преимущественно это рапростра-няется на женщин, проживающих в сельских поселениях Афганистана. Также сдерживающим фактором в равенстве прав афганских женщин и мужчин является запрет женщинам покидать без особой надобности своё жилище [12]. Это во многом ограничивает свободу перемещения женщин для того, чтобы посещать образовательные учреждения.

Ещё одним условием существующего гендерного неравенства в сфере образования Афганистана является практика как вынужденного, так и добровольного раннего замужества девочек. Если добровольное раннее замужество закреплено существующей традицией родоплеменных отношений, то вынужденное замужество зачастую продиктовано желанием родителей, близких родственников девочки «продать» её, выдав замуж, чтобы покрыть свои долги перед кредиторами [13]. Поэтому случаи выдачи замуж дочерей в 14-15 лет в Афганистане -довольно распространенная практика. Исследователь Дивик С.Л. в своей работе использует статистические данные ООН за 2008 год, которые показывают, что 57% афганских девочек вступают в брак до достижения 16 лет [14].

Отметим, что ни одно правительство Афганистана, которое осуществляло захват власти в результате гражданских войн, не ставило задачи по решению проблемы гендерного неравенства. Расширение возможности афганским женщинам получать образование стало бы одним из способов разрешения этой проблемы. Статистические данные ЮНЕСКО указывают на то, что 67% женщин в возрасте 15 лет и старше неграмотны [6]. Только 8% женщин имеют доступ к образованию, в то время как более 35% мужчин могут посещать школу и университет свободно, а более 83% мужчин - работать [15]. Таким образом, социально-религиозные и политико-правовые барьеры препятствуют получению образования женщинами Афганистана.

Исследователь Новикова О.Н. в своей статье «ООН и права женщин в Афганистане» использует такое понятие, как «гендерный маятник», или «маятник гендерной политики в Афганистане» [16]. Анализируя политику афганских властей, начиная с правления короля Хабибуллы-хана (1901-1919) и его сына Амануллы-хана (1919-1929) и заканчивая политикой правительства талибов, автор приходит к выводу об отсутствии последовательной политики по повышению статуса женщины в афганском обществе. Тем не менее именно в правление Амануллы-хана женщины и девушки были впервые привлечены к современному образованию, тогда же, в 1921 году, был открыт первый женский лицей «Исмат» (позже переименованный в «Малалай») [17, с.1 31].

Важным препятствием на пути равенства женщин в правах с мужчинами и, как следствие, обретение свободного доступа к получению образования остаётся особенность менталитета афганской женщины, её убеждённость в незыблемости исламских религиозных традиций, с одной стороны, а с другой - элементарное незнание своих прав, свобод и возможностей. Например, Конституция Афганистана, принятая 4 января 2004 года, содержит положения о гендерном равенстве [18]. Но, к сожалению, «подавляющее большинство афганских женщин не знают, что права человека носят универсальный характер и что они гарантированы Конституцией Афганистана» [16]. Также из-за сохраняющихся ограничений в свободе передвижения, невозможности посещать школу, участвовать в общественном труде подавляющее большинство афганских женщин не знают, что 5 марта 2003 г. Афганистан присоединился к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также о том, что были созданы Афганская независимая комиссия по правам человека, в рамках которой работает группа по правам женщин, и Министерство по делам женщин, а в 2010 году вступил в силу закон о запрещении насилия в отношении женщин [16]. Фундаментальность и сила религиозных догм, сила традиции афганского общества не позволяют женщинам поменять своё мировоззрение, менталитет и действовать в качестве самостоятельного, активного субъекта социальных отношений в сфере образования.

Следует также отметить силу гендерных социальных стереотипов, которые сохраняет афганское общество на протяжении многих веков. Один из них - отношение к женщине как к собственности. Социальная практика - выдача замуж дочери в афганской семье - означает социальный разрыв с семьей и переход её в другую, новую семью, но не в качестве полноправного её члена, а наоборот, новой единицей рабочей силы, где женщина должна много работать по дому и обслуживать семью. Отсюда следует ещё один распространённый стереотип в афганском обществе, касающийся того, что девочки не так ценны, как мальчики.

Ещё одним важным фактором, который затрудняет свободный доступ к получению образования в Афганистане, являются этноконфессиональные взаимоотношения, которые на протяжении исторического развития всего афганского общества носили противоречивый, а зачастую, конфликтный характер. Сегодня в Афганистане проживает около 10 народностей и более 10 этнических меньшинств, среди них пуштуны (42%), таджики (28%), хазарейцы (10%), узбеки (8%), чараймаки (2,6%), туркмены (2%), белуджи (0,5%), нуристанцы (0,4%), паши (0,2%) [19].

Анализ истории вопроса этнических отношений в Афганистане показывает, что самая многочисленная этническая группа, пуштуны, всегда занимали привилегированное положение. Все важные посты в государственном аппарате, особенно в армии, предоставлялись, как правило, только пуштунам: «Острота противоречий усугублялась сильным влиянием на социальную организацию афганского общества «лестницы этнической иерархии», на верхней ступени которой стояли пуштуны, ниже - таджики, далее - белуджи, нуристанцы, узбеки, туркмены и др., а в самом низу - хазарейцы» [20].

Не было единства и между самими пуштунами, особенно часто враждовали друг с другом группировки гильзаев и дуррани. Причины их вражды на протяжении всей истории Афганистана были разные, начиная с конфликтов из-за участков земли, пастбищ и заканчивая разделом власти: «С первых же лет существования афганского государства обнаружились отмеченные выше противоречия между шахской властью и ханами племен, которые подрывали устойчивость как социума, так и этноса. Сепаратизм афганских ханов, повторим, вынуждал шахов вести с ними борьбу. Вторым фактором, ослабившим афганский этнос, было то, что племена постоянно враждовали между собой» [21]. Также пуштуны не хотели, чтобы элита этнических меньшинств, которая долгое время объединялась, стала занимать ведущие государственные посты. Особенно препятствовали пуштуны процессу закрепления в центральных органах власти таджиков.

С нашей точки зрения, не стоит сильно полагаться на то, что таджики выделялись опытом стратегической борьбы в консолидации этнических меньшинств в противостоянии с постоянным стремлением пуштунов сохранить своё доминирование. Мы предполагаем, что пуштуны «побаивались» таджиков из-за их уровня достаточной образованности, грамотности. На это указывают результаты статистики учителей школ Афганистана в 1989 году: «Что касается такого весьма многочисленного отряда интеллигенции, как учителя школ, то в 1989 г из 22 тыс. учителей более 15 тыс. составляли таджики и около 1 тысячи - узбеки (пуштунов было свыше 5 тысяч)» [22]. По предоставленным данным можно утверждать, что ядро учительского кадрового состава составляли таджики, а большая часть зрелого возраста современного населения Афганистана обучалась и воспитывалась таджикскими учителями.

Ещё одним барьером на пути создания свободного доступа к образованию явилось отсутствие единой системы образования на всей территории Афганистана. Шарифов Р.Я. в работе «История традиционного и современного образования в Афганистане» указывает на всю сложность исторического пути формирования системы образования Афганистана: «Процесс зарождения, становления и развития новой системы образования был очень сложным и противоречивым и имел несколько этапов развития со своими характерными особенностями...» [17, с. 226].

В заключение, подводя итоги аналитического обзора содержания публикаций о современной ситуации общественно-политического развития Афганистана, а также анализа особенностей этапов его исторического пути, сформулируем следующие выводы:

- ключевым препятствием на пути создания условий для получения образования разными социальными категориями населения в Афганистане был и остаётся политический фактор, выражающийся в неустойчивости политической системы. Тенденция к неустойчивости определялась как особенностями внутриполитического развития, так и внешними силами - постоянным давлением и контролем со стороны других, более сильных в политическом отношении государств. Характер внутриполитического развития определялся постоянными межэтническими и внутриэтническими конфликтами, что вносило заметный раскол в политическую элиту Афганистана, мешало её консолидации. Такой ситуацией пользовались внешнеполитические силы и ещё больше подрывали не без того слабую политическую систему и устойчивость всего афганского общества. В таких условиях вопрос образования не мог решаться конструктивно и практически не стоял на политической повестке дня. Как следствие этого, мы наблюдаем отсутствие единой системы образования на всей территории Афганистана и необходимой образовательной инфраструктуры;

- вторым ключевым барьером, сдерживающим возможность сделать образование доступным в Афганистане, остаётся гендерное неравенство и гендер-ные стереотипы. Сила традиций афганского общества является определяющей и сохраняет неравный по отношении к мужчинам статус женщины. Женщины остаются ограниченными в передвижении, участии в общественном труде, отношениях в семье, браке, в получении образования;

- третий барьер доступности получения образования в Афганистане связан с социально-этнической структурой афганского общества и этноконфесси-ональными отношениями. В постоянных межэтнических конфликтах за власть на протяжении большей части истории Афганистана пуштуны были менее образованными, но занимали при этом ведущие позиции в государственных органах власти и армии. Позиция пуштунов была сосредоточена на постоянном удержа-

нии власти, и их мало интересовал вопрос о развитии института образования, в частности доступности образования для населения. Этническая оппозиция, напротив, стараясь найти поддержку среди населения, продвигала идею просветительства.

Выявленные барьеры доступности образования в современном Афганистане помогут в дальнейшем в работке механизма преодоления этих барьеров. Например, с нашей точки зрения, нужно начать с языкового обучения и, учитывая традиционализм афганского общества в отношении гендерного неравенства, открывать центры по изучению русского языка, тем самым показывая и расширяя спектр возможностей в области гуманитарного образования для разных социальных групп. Или, зная, что основная часть политической элиты, состоящая преиму-

Библиографический список

щественно из пуштунов, имеет небольшой опыт в решении образовательных вопросов, но в настоящее время заинтересована в изучении системы образования России и готова использовать её элементы у себя в стране, можно предлагать со стороны Российской Федерации организационную, консультативную, кадровую и иную помощь Афганистану в осуществлении ближайших и перспективных задач образовательной политики. Россия и Афганистан - полиэтнические государства. Накопленный столетиями положительный и богатый опыт России в сфере социальных и межэтнических отношений может быть адаптирован и использован сегодня политической элитой Афганистана в своей национальной политике для решения актуальных вопросов образования, в частности преодоления барьеров доступности образования.

1. Осипов А.М., Матвеева Н.А. Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепция и региональная динамика. Социологические исследования. 2015; № 7 (375): 37-48.

2. Конституция Российской Федерации. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/

3. Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 1948 г Сборник важнейших документов по международному праву. Москва: Институт международного права и экономики, 1996; Ч. I: 101.

4. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 г Ратифицирована СССР 13 июня 1990 г. Сборник важнейших документов по международному праву. Москва: Институт международного права и экономики, 1996; Ч. I: 190-191.

5. Борьба за власть в Исламском государстве Афганистан. Б. Раббани и Г Хекматиар. Available at: https://www.istmira.com/istoriya-azii-i-afriki/546-borba-za-vlast-v-islamskom-gosudarstve-afganistan.html

6. Институт статистики ЮНЕСКО. Available at: http://data.uis.unesco.org/index.aspx?queryid=3847

7. Шустов А. Миграционные риски афганского кризиса. Мировая экономика и международные отношения. 2022; Т. 66, № 7: 106-116.

8. Сергей Зенин отправился туда, где российских журналистов не было более 30 лет. Вести недели. 2024; 21 апреля Available at: https://smotrim.ru/article/3915312?ysclid= lvapheopt3179030277

9. Население Афганистана в 2024 году (в прямом эфире). Available at: https://worldpopulationreview.com/countries/afghanistan-population

10. Дауров РД., Саженов Н.Д. Об общих принципах и особенностях внешнеполитической стратегии современного Афганистана. Восточная аналитика. 2020.

11. Коран-онлайн: Ан-Ниса (Женщины), 34-й аят из 176. Available at: https://quran-online.ru/4:34

12. Коран-онлайн: Аль-Ахзаб, 33-й аят из 73. Available at: https://quran-online.ru/33:33

13. Сорок лет войны и девочки-невесты: как афганцы ищут себе новый дом. Available at: https://rtvi.com/visual/sorok-let-vojny-i-devochki-nevesty-kak-afganczy-ishhut-sebe-novyj-dom/

14. Dyvik S.L. Women as 'practitioners' and 'targets': Gender and counterinsurgency in Afghanistan. International feminist J. of politics. London; New York: Routledge, 2014; Vol. 16, Issue 3: 410-429.

15. Васик Н.А. Гендерное неравенство и его освещение в СМИ Афганистана. Вестник магистратуры. 2020; № 1-1 (100): 40-42.

16. Новикова О.Н. ООН и права женщин в Афганистане. Актуальные проблемы Европы. 2015; № 3: 183-206.

17. Шарифов РЯ. История традиционного и современного образования в Афганистане: монография. Душанбе: Типогафия «Таъминот-чи», 2018.

18. Конституция Афганистана. Available at: https://worldconstitutions.ru/?p=24

19. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная энциклопедия. Available at: https://www.krugosvet.ru/enc/strany-mira/afganistan#:~:text=Афганистан%20 %20полиэтничное%20государство%2С%20которое,киргизы%2С%20монголь1%2С%20нуристанць1%20и%20др

20. Wilber D.N. Afghanistan. Its people, its society, its culture. NewHaven, 1962: 54-55.

21. Лалетин Ю.П. Межэтническое взаимодействие в Афганистане. Москва: Аспект пресс, 2008: 289-314.

22. Аристова Л.Б., Босин Ю.В., Махкамов М., Хашимбеков Х. Многонациональный Афганистан. Западная Азия: этнополитическая ситуация. Москва, 1993: 129. References

1. Osipov A.M., Matveeva N.A. Institucional'nye bar'ery i mehanizmy dostupnosti obrazovaniya: koncepciya i regional'naya dinamika. Sociologicheskie issledovaniya. 2015; № 7 (375): 37-48.

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/

3. Vseobschaya deklaraciya prav cheloveka. 10 dekabrya 1948 g. Sbornik vazhnejshih dokumentov po mezhdunarodnomu pravu. Moskva: Institut mezhdunarodnogo prava i 'ekonomiki, 1996; Ch. I: 101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Konvenciya OON o pravah rebenka. Prinyata 20 noyabrya 1989 g. Ratificirovana SSSR 13 iyunya 1990 g. Sbornik vazhnejshih dokumentov po mezhdunarodnomu pravu. Moskva: Institut mezhdunarodnogo prava i 'ekonomiki, 1996; Ch. I: 190-191.

5. Bor'ba za vlast' v Islamskom gosudarstve Afganistan. B. Rabbani i G. Hekmatiar. Available at: https://www.istmira.com/istoriya-azii-i-afriki/546-borba-za-vlast-v-islamskom-gosudarstve-afganistan.html

6. Institut statistiki YuNESKO. Available at: http://data.uis.unesco.org/index.aspx?queryid=3847

7. Shustov A. Migracionnye riski afganskogo krizisa. Mirovaya 'ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2022; T. 66, № 7: 106-116.

8. Sergej Zenin otpravilsya tuda, gde rossijskih zhurnalistov ne bylo bolee 30 let. Vestinedeli. 2024; 21 aprelya Available at: https://smotrim.ru/article/3915312?ysclid=lvapheopt3179030277

9. Naselenie Afganistana v 2024 godu (v pryamom 'efire). Available at: https://worldpopulationreview.com/countries/afghanistan-population

10. Daurov R.D., Sazhenov N.D. Ob obschih principah i osobennostyah vneshnepoliticheskoj strategii sovremennogo Afganistana. Vostochnaya analitika. 2020.

11. Koran-onlajn: An-Nisa (Zhenschiny), 34-jayatiz 176. Available at: https://quran-online.ru/4:34

12. Koran-onlajn: Al'-Ahzab, 33-j ayat iz 73. Available at: https://quran-online.ru/33:33

13. Sorok let vojny i devochki-nevesty: kak afgancy ischut sebe novyj dom. Available at: https://rtvi.com/visual/sorok-let-vojny-i-devochki-nevesty-kak-afganczy-ishhut-sebe-novyj-dom/

14. Dyvik S.L. Women as 'practitioners' and 'targets': Gender and counterinsurgency in Afghanistan. International feminist J. of politics. London; New York: Routledge, 2014; Vol. 16, Issue 3: 410-429.

15. Vasik N.A. Gendernoe neravenstvo i ego osveschenie v SMI Afganistana. Vestnik magistratury. 2020; № 1-1 (100): 40-42.

16. Novikova O.N. OON i prava zhenschin v Afganistane. Aktual'nyeproblemy Evropy. 2015; № 3: 183-206.

17. Sharifov R.Ya. Istoriya tradicionnogo i sovremennogo obrazovaniya v Afganistane: monografiya. Dushanbe: Tipogafiya «Ta'minot-chi», 2018.

18. Konstituciya Afganistana. Available at: ttps://worldconstitutions.ru/?p=24

19. 'Enciklopediya Krugosvet. Universal'naya nauchno-populyarnaya 'enciklopediya. Available at: https://www.krugosvet.ru/enc/strany-mira/afganistan#:~:text=Afganistan%20%20 poli'etnichnoe%20gosudarstvo%2C%20kotoroe,kirgizy%2C%20mongoly%2C%20nuristancy%20i%20dr

20. Wilber D.N. Afghanistan. Its people, its society, its culture. NewHaven, 1962: 54-55.

21. Laletin Yu.P. Mezh'etnicheskoe vzaimodejstvie v Afganistane. Moskva: Aspekt press, 2008: 289-314.

22. Aristova L.B., Bosin Yu.V., Mahkamov M., Hashimbekov H. Mnogonacional'nyj Afganistan. Zapadnaya Aziya: 'etnopoliticheskaya situaciya. Moskva, 1993: 129.

Статья поступила в редакцию 10.07.24

УДК 37.015.3:78.07:159.922

Lazarev M.L., Doctor of Sciences (Medicine), Cand. of Sciences (Psychology), Professor, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: mlazarev@mail.ru

NEUROPHYSIOLOGICAL RESOURCES OF PRENATAL CHILDHOOD. The article presents numerous evidence of the mental and physical reactions of a prenatal child to external influences, collected by science over the past decades. The data of Russian and foreign researchers convincingly demonstrate the presence in a prenatal child of a whole range of mental and physiological reactions and processes, such as movements, emotions, memory, biorhythms of vital activity, reactions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.