Научная статья на тему 'Социально - политическая матрица культуры'

Социально - политическая матрица культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
129
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Болховитина Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается сущностная сторона культуры, ее специфика, исторические, цивилизационные особенности. Акцентируется внимание на необходимости сочетания единства и многообразия культур в полинациональном обществе, учета данного фактора в культурной политике государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально - политическая матрица культуры»

УДК 316.7:32

БОЛХОВИТИНА Т.С. Социально-политическая

матрица культуры

В статье рассматривается сущностная сторона культуры, ее специфика, исторические, цивилизационные особенности. Акцентируется внимание на необходимости сочетания единства и многообразия культур в полинациональном обществе, учета данного фактора в культурной политике государства.

Ключевые слова: культура, социально-политические детерминанты культуры.

Закон единства и многообразия культуры констатирует всеобщую, повседневную ее связь с уровнями и этапами движения человечества в циклах истории. Эта связь выступает как единый принцип функционирования культуры на любой территории и в любое время.

Единство культуры проявляет себя в том, что она служит мерилом нравственного, интеллектуального и художественно-эстетического состояния общества, степени и масштабов его духовности.

Другая сущностная сторона культуры состоит в ее многообразии, которое проявляется в двух основных формах. Одна из них закрепляет отличительные черты, историческую непохожесть каждой "эпохальной" культуры. Многообразие культур проявляется также в том, что они качественно неоднородны применительно к отдельно взятым эпохам и странам с точки зрения внутреннего содержания их культурных форм.

Многообразие исторических типов культур поражает нас своей масштабностью. Это относится не только к великим эпохам, которые охватывают многие сотни и тысячи лет. Многообразие присуще также культурам, обнимающим в своей целостности как отдельные эпохи, так и огромные географические регионы, прежде всего Восток и Запад. По некоторым философским, религиозным и культурологическим критериям они демонстрируют столь значительное своеобразие, что кажется, будто бытие этих культур относится к разным системам мироздания.

Велико разнообразие национальных культур. Они воплощают в себе множество особенностей этнического, социального, языкового, ментального характера, что придает им неповторимое своеобразие. Еще в большей мере это характерно для стран многонациональных, где на одной исторической "площадке", как в России, одновременно сосуществуют десятки этносов1.

Важную роль в обществе выполняет закон взаимодействия культур с точки зрения их непосредственных и опосредованных, внутренних и внешних отношений и связей, а также противоречий и других коллизий, которые при этом имеют место. Взаимодействие культур выступает как процесс взаимного влияния друг на друга и наиболее общая, универсальная форма изменения их состояний.

Такие изменения происходят несколькими путями. Один из них — естественный и добровольный обмен накопленными духовными ценностями. В современных условиях достигнута высокая мобильность населения. Десятки миллионов людей перемещаются из страны в страну как туристы и мигранты, беженцы, перемещенные лица, безработные и т.п. Расширяются контакты между государствами и народами по линии правительственных и неправительственных отношений и связей; профсоюзных, молодежных, женских, научных, религиозных, спортивных, экологических, творческих и других организаций.

Осуществляется массовое знакомство людей с культурой сопредельных и других

стран, узнавание друг друга. Такая социальная динамика благоприятствует взаимному обмену ценностями, спонтанному и стихийному их распространению по странам света. Люди, страны и континенты учатся на примере других, избирательно перенимают то, что представляется им интересным и полезным, имеющим определенный смысл.

Духовному взаимодействию присущи также формы и методы принудительного и насильственного распространения господствующих культур, их элементов, в особенности религии2. В прошлом данное явление носило массовый характер. Об этом свидетельствует бесчеловечная депортация негров из Африки; колонизация народов и территорий в ходе завоевательных войн. Следствием этого было не только истребление коренного населения, но и его ассимиляция (лат. азвтПа^о - уподобление, слияние, усвоение), т.е. слияние многочисленных народов, этнокультурных слоев и групп основного населения с колонистами, сопровождавшееся утратой местными жителями своего языка, культуры, национального самосознания. Подобная антигуманная практика, близкая к геноциду, и сам геноцид имели место и в наше время.

В сфере культуры действует закон, устанавливающий и регулирующий внутренние связи и отношения между элементами ее структуры ,- закон строения культуры. К таким элементам, в частности, относятся: материальная и духовная культура; национальная, многонациональная и общечеловеческая культура; субкультуры; культура отдельных социальных слоев и общественных групп (культура корпоративная, религиозная, технократическая, стратификационная).

Нетрудно заметить, что закон строения культуры носит исторический характер. Объектом его действия является элементный состав конкретных типов культур, которые складывались и функционировали в течение длительного периода времени. На разных исторических этапах вперед выдвигались те элементы культуры, которые адекватнее соответствовали

характеру эпохи, ее основным особенностям и противоречиям.

Это наглядно видно на примере взаимодействия и взаимовлияния культуры и структуры общества. В наше время его социальное дробление или стратификация и сциентизация, т.е. выдвижение науки, в первую очередь естествознания, в качестве основного фактора общественного прогресса, получили соответствующее отражение в современной культуре.

Система культуры - давно сложившаяся традиционная структура взаимосвязанных элементов. Стремительные научно-технические и социальные события последнего времени затронули и данную структуру. Закон строения культуры раскрывает происходящие в ней процессы.

Культура не представляет собой "башню из слоновой кости", изолированную от других сфер социальной жизни, а также от своего созидателя — человека и развития природы, международных отношений. В этом смысле культура не может составлять исключения для всеобщего принципа детерминизма - закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений3.

Одновременно культура в значительно большей степени, чем другие социальные образования, обладает относительной самостоятельностью и даже независимостью. Данная важная особенность культуры раскрывается в законе относительной самостоятельности культуры. Основные положения данного закона сводятся к следующему.

1. В культуре неизбежно отражаются процессы,происходящие в экономической, социальной и политико-юридической областях. Однако такое отражение сказывается не прямо, а косвенно, опосредованно.

2. Культура обладает способностью, многократно подтвержденной в истории (античного мира, Европы, России и др.), а именно: она может намного опережать развитие всех других общественных сфер. В равной мере культура нередко демонстрирует значительное отставание там, где экономика и социально-политическое развитие достигли высоких показателей своего развития.

3. Культура оказывает мощное влияние на все базисные основания социальной

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

жизни, которое возрастает по мере демократизации общества и роста самих культурных достижений. Среди этих достижений особое значение имеют наука, образование, нравственность, просвещение и соответственно высокий интеллектуальный и профессиональный уровень работников, общая моральная атмосфера в обществе.

4. Относительная самостоятельность культуры проявляется в ее способности к саморазвитию; в неравномерном развитии элементов собственной структуры и их взаимодействии друг с другом; во взаимовлиянии культурных ценностей народов и стран, обладающих различным уровнем своего социокультурного развития.

5. Закон относительной самостоятельности культуры устанавливает преемственность ее развития как во времени, так и относительно пространственных ареалов распространения.

Наряду с законами бытия культуры действуют и законы ее развития, функционирования. Один из них характеризует отмеченную преемственность развития. Данная особенность культурной эволюции проистекает из того, что материальная и духовная культура, будучи запечатлена в реальных объективированных формах, может в дальнейшем воспроизводиться и передаваться по "наследству" новым генерациям людей.

Следовательно, закон преемственности развития культуры описывает процесс, в котором она участвует трижды: в прошлом, настоящем и будущем. Прошлые этапы истории культуры накапливают ее опыт; настоящее обобщает и строго селектирует его, чтобы будущие поколения на своем уровне осуществили те же процедуры. Этот бесконечный процесс производства, воспроизводства, распространения, обмена и усвоения ценностей культуры и означает ее преемственность в ходе саморазвития.

Когда в нашей стране речь идет о возрождении духовности, то должны обязательно приниматься во внимание как общие требования этого закона, так и его частные определения, касающиеся конкретного содержания социально-культурного наследия4.

Важное значение имеют такие особенности развития культуры, как его не-

равномерность; асимметричность; единство прерывности и непрерывности; устойчивость и изменчивость. Эти особенности характеризуют нелинейный и противоречивый характер культурного процесса, к тому же совершающийся, как правило, в сложных условиях социального бытия.

Опыт истории свидетельствует о действии объективного закона возрастания роли культуры в общественном развитии. Это обусловлено рядом факторов.

Человеческий фактор — культура развивается как мир человека. Поэтому состояние культуры и ее судьбы самым непосредственным образом связаны с положением личности в обществе. Культура возрастает, когда в обществе люди добиваются соблюдения их прав и свобод, благоприятных условий своей жизнедеятельности, когда торжествует демократия и каждый гражданин получает возможность развития своих потенций, самосовершенствования. Далеко не во всех странах это имеет место, но господствующая тенденция такова, что обретение людьми свободы создает необходимые предпосылки для прогресса культуры.

Социальный фактор — в широком смысле социум - обнимает собой всю общественную жизнь, являющуюся основанием пирамиды, вершиной которой выступает культура. Вершина не может быть устойчивой, если она покоится на слабом фундаменте. Отдельные культурные достижения, достигнутые в наши дни в неразвитой социальной среде, какими бы значительными они ни были, еще не определяют собой уровень культуры в целом. Опережение культурой всех других общественных сфер, чтобы быть длительным, стабильным и социально эффективным, должно базироваться на прогрессе всего общества.

Научно-информационный фактор — его значение в конце XX в. вышло за рамки самой культуры и национальных обществ в целом, приобрело глобальный характер. Имеют место небезосновательные суждения, что наука и информатизация становятся в обществе определяющими предпосылками его постиндустриального развития, прогресса в таких областях, как социальная мобильность и стратификация, образ жизни, образование, квалифи-

кация, воспитание, досуг и т.п. Высокие темпы современного научно-технического и информационного развития существенно влияют на подъем культуры, в особенности ее интеллектуальных, эвристических ценностей.

Общецивилизационный фактор также влияет на развитие культуры. Современная цивилизация имеет беспрецедентные достижения в различных областях. Они несопоставимы с тем, что было создано в прошлом. Одновременно нынешняя индустриальная цивилизация испытывает глубокий кризис. По ряду направлений она приближается к пределам роста; обнаружились, особенно в экологической сфере, тупиковые векторы движения. Эти неоднозначные, противоречивые цивили-зационные явления и процессы оказывают на культуру серьезное воздействие. В известной степени она оказалась заложницей техногенной цивилизации; немало культурных ценностей низведено до уровня утилитарного ширпотреба. Происходит существенная перегруппировка структурных элементов культуры в ущерб общественной нравственности и высокой эстетике. Нельзя не видеть, однако, что возникает новая культура, становящаяся локомотивом всего духовного развития.

Сохранится ли действие исторически сложившихся законов бытия и развития культуры в ближайшем и отдаленном будущем? Не менее важно, какие закономерности появятся в развитии новой культуры. Это отнюдь не праздные вопросы. Еще в 1910 г видный немецкий философ В. Виндельбанд (1848—1915) писал о том, что многие склонны требовать от будущего своего рода проекта идеальной или западной культуры. По мнению мыслителя, независимо от того, идет ли речь о данной или заданной культуре, основы ее должны быть заложены "в глубочайшем существе всякого разумного творчества и как таковые познаны философом. Ибо философское понимание культуры начинается лишь там, где кончается психологическое или историческое установление фактического ее содержания..."5.

Не ограничиваясь этой принципиально важной констатацией и ее обоснованием, ученый высказал ряд глубоких мыс-

лей о перспективах культуры, которые в наши дни приобрели особую актуальность. В докладе, прочитанном во Фрей-бургском академическом обществе 29 ноября 1878 г., он подчеркивал, что уже в то время образовалась большая диспропорция между человеком, осваивающим культуру, и ее общими масштабами. Для него стало невозможным постичь все содержание культуры. Она "слишком разрослась, чтобы индивид мог обозреть ее". Если в древности гражданин Афин обладал универсальной образованностью, то теперь это недоступно даже гению.

В этом очевидном факте В. Виндельбанд увидел большую социальную опасность. Неспособные овладеть культурой люди, отдельные профессии, сословия, различные слои общества становятся всё более взаимно чуждыми и вскоре вообще перестанут понимать друг друга. В результате сознание единой связи, которая "должна господствовать во всей культурной жизни, постепенно утрачивается, и обществу грозит опасность распасться на группы и атомы, связанные уже не духовным пониманием, а только внешней нуждой и необходимостью"6.

Из этого ученый сделал заключение, что современное ему общество все больше являет собой образ разорванности, и чем быстрее будет идти этот процесс, тем больше будет ослабевать общественный порядок, "самой прочной основой которого служит тождество культурного состояния индивидов"7.

В XX в. отмеченный разрыв между индивидами и обществом в сфере культуры (ее общего объема и индивидуального потребления) возрос многократно. Пропорционально этому увеличились опасности и угрозы для общества. Они коренятся, однако, не в самой культуре, которая по ее определению есть только благо. Расширение культуры само по себе может быть только благом, а не злом как для индивидов, так и для всего общества. Опасности и угрозы проистекают не из-за культуры, а вследствие того, что социальное развитие "массового" человека в новейшее время оказалось на уровне, не соответствующем достижениям созданной человечеством культуры.

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Следовательно, необходимо всемерно поднимать этот уровень, прежде всего в тех компонентах, которые относятся к социализации человека и расширению его общекультурного (в первую очередь интеллектуального и нравственного) кругозора.

Можно полагать закономерным, что неуклонное расширение масштабов современной культуры делает объективно необходимым адекватный рост общекультурного развития людей. Это, однако, будет во многом зависеть от эффективности государственной политики в области культуры.

1 См.: Каган М. С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 6.

2 См.: Лортц Й. История церкви. Т.1. Древность и средние века: Пер. с нем. М., 1999.

3 См.: Терновая Л. О. Международная культурология. (Политические реалии XX века и проблемы их духовного отражения). М., 1999.

4 См.: Ильин В. В. Философия. М., 1999; Куда идет Россия?.. Альтернативы общественного развития. М., 1994; Агафонов В., Ракитянский В. Россия в поисках будущего. М., 1993; История культуры России. М., 1993; Культурология. Изд. 3-е. М., 2000; Рукавишников В. О. Политическая культура постсоветской России //Социально-политический журнал. 1998. № 1; Пуляев В.Г. Российская культура и реформирование общества // Там же. № 2.

5 Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Избранное. Дух и история. М., 1995. С. 8.

6 Виндельбанд В. Фридрих Гёльдерлин и его судьба // Избранное. Дух и история. М., 1995. С. 136.

7 Виндельбанд В. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.