Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение семьи в трудной жизненной ситуации'

Социально-педагогическое сопровождение семьи в трудной жизненной ситуации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
391
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FAMILY / SOCIAL DESADAPTATION / SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андросова М.И., Ковтун Т.Ю.

В статье рассмотрены проблемы сложных жизненных ситуаций, которые приводят семьи к социальной дезадаптации, а также направления работы по организации социально-педагогического сопровождения этих семей на примере центра «Тэрчи». Деятельность центра ведется по нескольким направлениям это диагностическое, консультативное, коррекционное, обучающее, досуговое. Суть работы центра «Тэрчи» не только в организации социально-педагогического сопровождения семьи в трудной жизненной ситуации, но и формирование гармоничных родительско-детских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Андросова М.И., Ковтун Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT FAMILY IN DIFFICULT SITUATIONS

The article deals with difficult life situations that lead families to social exclusion, as well as the direction of the organization of socio-pedagogical support these families by the example of "Terchi" center. The center conducted in several directions a diagnostic, consultative, correcting, teaching, leisure. The essence of "Terchi" center not only in the organization of socio-pedagogical support of a family in a difficult situation, but also the formation of harmonious parent child relationship.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение семьи в трудной жизненной ситуации»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGY

DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.127 Андросова М.И.1, Ковтун Т.Ю.2

1ORCID: 0000-0003-3955-5102, Аспирант кафедры Педагогики, 2ORCID: 000-0001-6150-6740, Кандидат педагогических наук, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы сложных жизненных ситуаций, которые приводят семьи к социальной дезадаптации, а также направления работы по организации социально-педагогического сопровождения этих семей на примере центра «Тэрчи». Деятельность центра ведется по нескольким направлениям - это диагностическое, консультативное, коррекционное, обучающее, досуговое. Суть работы центра «Тэрчи» не только в организации социально-педагогического сопровождения семьи в трудной жизненной ситуации, но и формирование гармоничных родительско-детских отношений.

Ключевые слова: семья, социальная дезадаптация, социально-педагогическое сопровождение.

Androsova M.I.1, Kovtun T.U.2

1ORCID: 0000-0003-3955-5102, Postgraduate of the Department of Pedagogy, 2ORCID: 000-0001-6150-6740, PhD in Pedagogy, North-Eastern Federal University in Yakutsk SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT FAMILY IN DIFFICULT SITUATIONS

Abstract

The article deals with difficult life situations that lead families to social exclusion, as well as the direction of the organization of socio-pedagogical support these families by the example of "Terchi" center. The center conducted in several directions - a diagnostic, consultative, correcting, teaching, leisure. The essence of "Terchi" center not only in the organization of socio-pedagogical support of a family in a difficult situation, but also the formation of harmonious parent -child relationship.

Keywords: family, social desadaptation, socio-pedagogical support.

Глобальный экономический кризис внес свои коррективы в жизнь многих семей, которые оказались дезадаптированы перед новой реальностью и оказались в трудной жизненной ситуации. Существуют разные подходы к определению понятия «трудная жизненная ситуация». Например, Дементьева И.Ф. и Евграфова И.Н. определяют понятие «трудная жизненная ситуация» как временную ситуацию; неизбежное событие в жизненном цикле человека, которое порождает эмоциональное напряжение; препятствует реализации важных жизненных целей; как ситуацию, объективно нарушающую привычную жизнедеятельность [2]. В трактовке Осуоховой Н.Г. «трудная жизненная ситуация» раскрывается как результат воздействий извне или внутренних изменений, происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни [3].

В целях совершенствования социальной поддержки неблагополучных семей, проживающих граждан на территории Республики Саха (Якутия), находящихся в трудной жизненной ситуации и обеспечения эффективного использования бюджетных средств, было создано постановление Правительства РС (Я) от 30.07.2015 г. №253 «Об утверждении Положения об оказании адресной материальной помощи в РС (Я) малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации» [4]. На основе постановления был создан центр помощи семьям «Тэрчи» в городе Якутске.

Для выявления проблем в семьях, через центры социально-психологической поддержки населения провели социологический опрос в г. Якутске.

По данным опроса вышло, что 38% семей испытывают трудности с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью, принадлежностями для учебы и творчества, учебниками, игрушками, книгами, настольными играми; 15% семей нуждаются в психологической поддержке и помощи; 8% семей необходима медицинская помощь (тяжелая болезнь, инвалидность, необходимость ухода); 22% семей испытывают острую нужду в организации досуга детей; 10% семей необходим логопед; 7% семей испытывают потребность в юридической помощи.

Исходя из данных опроса, выяснили, что сложности, с которыми сталкиваются семьи - это социальные, психологические, медицинские, педагогические, юридические, материальные.

В связи с указанными проблемами, центр «Тэрчи» выступил, как экспериментальная площадка помощи семьям в трудной жизненной ситуации с целью улучшения положения неблагополучных семей г. Якутска. Педагогами-психологами, воспитателями, врачом-педиатром, учителем-логопедом, игротехнологом разработан лекционный и консультационный материалы:

- по факторам, влияющим на успешную адаптацию к школе (режим дня, питание, необходимые умения и навыки ребёнка, поведение родителей в этот период, различные игровые упражнения, анкеты, тренинги);

- по возрастным особенностям психического развития детей (психология дошкольника, младшего школьника, подростка, юношеского возраста) и трудностям, связанным с критическими периодами на каждом возрастном этапе;

- по профориентационной работе со старшеклассниками;

- по планированию семьи;

- по воспитанию детей.

Семьи могут ознакомиться с полезной информацией через индивидуальное или групповое консультирование, специально оснащенные стенды. Работа ведется с детьми дошкольного возраста (группа дневного пребывания), младшего школьного возраста (группа продленного дня), подросткового (диагностика, беседы, консультации, обучение, профилактика, тренинги), юношеского (профориентация, беседы, консультации, профилактика, тренинги). Также активная работа ведется с молодыми семьями (консультации, беседы, тренинги, планирование семьи), зрелого возраста (консультации, беседы, тренинги, обучение по гармонизации родительско-детских и супружеских отношений) и периода геронтогенеза (консультации, беседы).

Для помощи в воспитании и развитии детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, была создана группа дневного пребывания дошкольников. Для данной категории детей проводились занятия по развитию речи, мелкой моторики, расширению кругозора, формированию коммуникативных навыков и многое другое. Важно отметить, что работа проводится не только с детьми, но и с родителями, которые совместно посещают центр. Всестороннюю помощь семье с неорганизованным ребенком (т.е. не посещающим детский сад) оказывают воспитатель, педагог-психолог, логопед, игротехнолог.

Психолог отрабатывает проблемы, которые имеются у семьи, осуществляет диагностическую, коррекционную, консультативную и профилактическую работу, а также проводит тренинги для родителей. Тренинги затрагивают разные стороны семейной жизни - это и основы конфликтологии, и самооценка, и направленные на гармонизацию родительско-детских, а также супружеских отношений, способствующих избавлению от страхов и т.д.

Ежеквартально проводятся праздники - «Новый год», «Проводы Зимы», «День семьи», «День защиты детей», «День первоклассника», благодаря чему дети из неблагополучных семей испытывают эмоциональный подъем и положительные эмоции, что способствует снижению напряжения, а также способствуют развитию определенных умений у детей (петь, танцевать, читать стихи, участвовать в сценках, в благотворительных акциях). Педагоги во время совместной деятельности в случае необходимости помогают родителям налаживать развивающее взаимодействие через игру с детьми в соответствии с их возрастом. Особенно необходимо подметить в центре обязательно выбирают «дежурного» родителя, он в этот день остается с детьми совместно с педагогом на последние 30 - 40 минут общения, помогает занять детей определенным видом деятельности, а в это время другие родители консультируются с приглашенным специалистами [1].

Группа продленного дня оказалась актуальной для данной категории семей, потому что из-за разных причин (нет места для уроков в маленькой квартире или в съемном жилье, наличие дома тяжелобольного родственника или пьющего члена семьи, слабая успеваемость) дети нуждаются в условиях, способствующих выполнению домашнего задания под руководством опытного педагога. В школах группы продленного дня закрыты из-за отсутствия помещений (повышение рождаемости, внутренняя и внешняя миграция привели к переполнению школ - увеличение количества параллелей и соответственно к отсутствию помещений для внеклассной работы). Также группа продленного дня способствует организации распорядка дня школьника и оберегает его от праздного времяпровождения и дурного влияния улицы.

Работа с подростками и юношами проводится по запросу и основные проблемы связаны с налаживанием коммуникаций с окружающими, профориентационная направленность, обучение родителей взаимодействию со своими детьми. Молодые семьи обращаются по планированию семьи (специально для этих семей приглашается специалист из центра репродукции и планирования семьи, генетики, гинекологи), совместному переживанию беременности (консультация и обучение психолога), по выходу из конфликта, по социальной защите и т.д. Население зрелого возраста чаще всего обращается за помощью в налаживании родительско-детских и супружеских отношений. Также семьи данной категории испытывают сложности в период кризиса середины жизни одного или обоих супругов, в ситуации развода, смерти члена семьи, инвалидности, безработицы и т.д. Небольшой процент обращающихся - это население периода геронтогенеза. Проблемы касаются одиночества, кризиса пожилого возраста, взаимоотношения с детьми и внуками, смерть супруга и т.д. [1].

Помимо психологической, педагогической, социальной и медицинской помощи возросла потребность в юридической помощи (консультация, помощь в заполнении юридических документов, защита интересов семей в трудной жизненной ситуации). Поэтому для оказания юридической помощи наш центр «Тэрчи» приглашает юристов, сотрудников центра занятости, специалистов с центра социальной защиты.

Также для родителей имеется хобби-класс в котором родителей обучают шитью, вязанию, квилингу, скрабукингу, работе по дереву и другим видам ручного труда. Данный хобби-класс ведет специалист высшего класса. Работа направлена на то, чтобы родители могли зарабатывать своим творчеством или экономить в хозяйстве, а также для совместного времяпровождения с детьми (вместо просмотра очередного сериала и отдаления от своего ребенка мама учит детей тому, чему научилась на курсах).

Кроме того, центр «Тэрчи» участвует в организации и проведении конференций, круглых столов, выставок, концертов, выездных мероприятий в целях помощи социально-необеспеченных семьей.

Данный центр работает с 2014 года и уже показаны лучшие результаты. Опрос семей, которые посетили центр «Тэрчи» показал необходимость дальнейшей работы. Семьи, получившие помощь в стенах центра теперь хорошо знают свои права, знают куда и когда обращаться и самое важное, что теперь они могут помочь не только себе, но и близким. Благодаря специалистам «Тэрчи» у родителей сформировалась родительская компетентность и повысилась родительская ответственность, о чем свидетельствовали их отзывы.

Вывод: если в городе Якутске создать условия для своевременного выявления семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и оказывать необходимую социально-педагогическую и психологическую помощь, то количество дезадаптированных личностей будет меньше и, соответственно, количество неблагополучных семей будет уменьшаться.

Литература

1. Адегова М.С., Андросова М.И. Конфликты в семье как психологическая проблема // Педагогика и психология семьи: Современные вызовы, традиции и инновации Всероссийская научно-практическая конференция. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - 2015 - С. 9-10.

2. Евграфова И. Н. Социально-педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации: Дис. ...канд. пед. наук. - М. , 2001 - С. 187.

3. Осуохова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - М.: Академия, 2007 - C. 288.

4. Чахова К.И., Ковтун Т.Ю. Семья как основа эмоционального благополучия ребенка// Педагогика и психология семьи: Современные вызовы, традиции и инновации Всероссийская научно-практическая конференция. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - 2015. - С. 42-43.

References

1. Adegova M.S., Androsova M.I. Konflikty v sem'e kak psihologicheskaja problema [Conflicts in the family as a psychological problem] // Pedagogika i psihologija sem'i: Sovremennye vyzovy, tradicii i innovacii Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija [Psychology and Family Psychology: Current Challenges, tradition and innovation All-Russian scientific-practical conference]. Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv pljus» [Scientific Cooperation Center "Interactive plus."] - 2015. - p. 9-10. [In Russian].

2. Evgrafova I.N. Social'no-pedagogicheskaja podderzhka sem'i v trudnoj zhiznennoj situacii: Dis. ...kand. ped. nauk [Socio-pedagogical support to the family in a difficult situation: Dis. Cand. ped. Sciences]. - M., 2001 - p. 187. [In Russian].

3. Osuohova N.G. Psihologicheskaja pomoshh' v trudnyh i jekstremal'nyh situacijah [Psychological assistance in difficult and extreme situations]. - M .: Academy, 2007 - p 288. [In Russian].

4. Chahova K.I. Kovtun T.U. Sem'ja kak osnova jemocional'nogo blagopoluchija rebenka [The family as the basis of the child's emotional well-being] // Pedagogika i psihologija sem'i: Sovremennye vyzovy, tradicii i innovacii Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija. Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv pljus» [Psychology and Family Psychology: Current Challenges, tradition and innovation All-Russian scientific-practical conference. Scientific Cooperation Center "Interactive plus."] - 2015. - p. 42-43. [In Russian].

DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.122

Афанасьев В.В.1, Куницына С.М.2, Лебедев В.В.3, Расташанская Т.В.4, Табаровская К.А.5

:ORCID: 0000-0001-7530-2888, доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет;

2ORCID: 0000-0003-0674-7204, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления;

3ORCID: 0000-0001-7305-6046, кандидат педагогических наук, начальник отдела теории и методологии ДПО, 4ORCID: 0000-0001-7846-0662, кандидат педагогических наук, проректор, 5ORCID: 0000-0003-2842-537X, кандидат исторических наук, начальник управления качеством ДПО,

3,4,5Московский институт открытого образования.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПЕРСОНИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

Авторы статьи обращаются к опыту персонифицированного обучения в системе дополнительного профессионального образования в России и зарубежных странах, проводят сравнительно-сопоставительный анализ этого опыта; раскрывают такие понятия, как «персона», «персонология», «персонификация», «персонифицированное обучение»; рассматривают принципы персонифицированного обучения, которые могут быть положены в основу построения персонифицированных программ подготовки специалистов.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, персона, персонология, персонификация, персонифицированное образование, принципы персонифицированного обучения, персонифицированные программы обучения.

Afanasyev V.V.1, Kunitsyna S.M.2, Lebedev V.V.3, Rastashanskaya T.V4., Tabarovskaya K.A.5

1ORCID: 0000-0001-7530-2888, PhD in Pedagogy, professor, Moscow city pedagogical university;

2ORCID: 0000-0003-0674-7204, PhD in Pedagogy, associate professor, Academy of social management;

3ORCID: 0000-0001-7305-6046, PhD in Pedagogy, head of department of the theory and methodology of DPO,

4ORCID: 0000-0001-7846-0662: PhD in Pedagogy, vice rector,

5ORCID: 0000-0003-2842-537X, PhD in History, head of department quality of DPO, 3,4,5Moscow institute of open education.

DOMESTIK AND FOREIGN EXPERIENCE PERSONIFICATION IN ADDITIONAL PROFESSIONALL

EDUCATION SYSTEM

Abstract

Authors of article address experience of the personified training in system of additional professional education in Russia and foreign countries, carry out the comparative and comparative analysis of this experience; open such concepts as "person", "personologiya", "personification", "the personified training"; consider the principles of the personified training in system of additional professional education which can be the basis for creation of the personified programs.

Keywords: person, personology, personification, personalized education, the principles of personalized training in system of additional vocational training, personalized training program education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.