Научная статья на тему 'Социально-педагогическое проектирование как фактор развития творческой индивидуальности педагогов и школьников'

Социально-педагогическое проектирование как фактор развития творческой индивидуальности педагогов и школьников Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

130
301
Поделиться
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / ВАРИАТИВНОСТЬ / АДАПТИВНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ / САМООРГАНИЗОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Донская О. А.

Представлены результаты экспериментального изучения взаимосвязи социально-педагогического проектирования и развития творческой индивидуальности педагогов и школьников, определены основополагающие принципы социально-педагогического проектирования, обеспечивающего создание ситуаций успешности каждому ребенку и каждому учителю.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Донская О.А.,

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое проектирование как фактор развития творческой индивидуальности педагогов и школьников»

УДК 371.3

О.А.Донская

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНИКОВ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, sibelius@knyaz.ru

This article deals with the results of the experimental study of interconnections between socio-pedagogical projects and the development of creative abilities of teachers and pupils. Basic principles of designing socio-pedagogical projects are also defined which modify conditions for successful self-realization of every child and every teacher.

Ключевые слова: субъектность, вариативность, адаптивность, непрерывность, самоорганизованность

Способные люди нуждаются в пространстве для развития. Им нужно обрести свой голос. Чрезмерно пристальный надзор будет сдерживать их рост. Они должны обрести свой собственный стиль — свободное и естественное проявление своей индивидуальности.

Ф.Дж. Рожерс

Перемены, происходящие в обществе, вызывают к жизни новый социальный заказ системе образования, основная задача которого — формирование прочных и глубоких знаний у школьников, способностей к саморазвитию, самоизменению. Степень активности школьников является реакцией на формы, приемы и методы обучения учителя. Активные методы обучения развивают познавательную актив-

ность школьников, приобщают их к исследовательской работе, формируют творческие способности, побуждают к саморазвитию. Важной задачей педагога в современных условиях является организация исследовательского поиска учащихся в образовательном процессе, развитие у учащихся исследовательских умений в ходе изучения того или иного материала.

Для решения конкретных теоретических и практических задач, которые ставит перед учащимися любое исследовательское задание, необходима определенная научно-практическая и психологическая подготовка. Задача учителя — стать организатором поисковой деятельности школьника. Здесь учитель и ученик должны работать совместно — как соавторы.

С нашей точки зрения, особая роль в формировании и развитии исследовательских умений школьников имеет включение их в совместную деятельность с педагогами, родителями по разработке и реализации социально-педагогических проектов. Для определения сущности категории «социальнопедагогическое проектирование» выделим базовое ядро понятий «социальное проектирование» и «педагогическое проектирование».

Социальное проектирование мы рассматриваем как особую технологию принятия коллективных решений на основе достижения договоренности о норме кооперативной деятельности людей, способствующей вовлечению их в процесс проектирования развития школы, повышения ее имиджа. В социальном проектировании решаются задачи социально значимой деятельности (со-деятельности) для всей школы на основе согласования разных вариантов решения и личностного принятия целей каждым субъектом, свободного движения информации и взаимоинформирования, децентрализации, демократизации и гуманизации, признания и поддержки инициатив, самостоятельности.

Педагогическое проектирование, по мнению ученых, является одним из направлений социального проектирования и связано с созданием и изложением организованных процессов образования, обучения и воспитания [1-3].

Интеграция сущностных характеристик понятий «социальное проектирование» и «педагогическое проектирование» позволяет нам определить социально-педагогическое проектирование как согласованную деятельность субъектов различных социальнопедагогических систем по созданию предположительных вариантов их развития и достижения стратегических целей через исследование, конструирование, организацию, рефлексию и коррекцию.

Сформулируем некоторые основополагающие принципы социально-педагогического проектирования в школе.

Одним из основных, с нашей точки зрения, является принцип субъектности, раскрывающий требования к определению целей проекта и позиций в нем ученика и педагога. Суть его состоит в следующем: 1) образовательная деятельность субъективно значима для учеников, педагогов и строится с учетом способов и особенностей построения ими своей деятельности; 2) самоопределение школьников и педагогов в деятельности, их динамика является особым объектом самоуправления; 3) образовательный процесс в целом субъективно оценивается каждым как самоиз-менение. Реализация этого принципа способствовала введению в технологию социально-педагогического проектирования рефлексивного звена, где каждый соотносит свои действия, с одной стороны, с задаваемыми ему нормативными рамками деятельности, а с

другой, — с собственными ценностями, целями и возможностями.

Ведущим принципом при отборе содержания и технологии проектирования стал для нас принцип вариативности, реализующий ценности и цели исследовательского подхода. В соответствии с данным принципом системообразующим и инвариантным содержанием проектов были вопросы критериальной самоорганизации и деятельности. Деятельность, ее генезис, закономерности развития — исходная «клеточка» в содержании и технологии социально-педагогического проектирования. Вместе с тем, формирование индивидуального, но критериально организованного стиля деятельности педагога и учащихся обеспечивается через проектирование и прохождение вариативных образовательных маршрутов.

Наконец, принцип адаптивности, непрерывности и самоорганизованности социально-педагогического проектирования позволил нам реализовать новые требования к его построению как целостному процессу (управление социально-педагогическим проектом).

Данные теоретические положения определяют методологию разработки социально-педагогических проектов в НОУ СОШ «Промо-М» г. Москвы, где автор работает заместителем директора школы по научно-методической работе. Опыт социальнопедагогического проектирования в нашей школе включает в себя разные виды проектов (см. табл.).

Социально-педагогические проекты в деятельности НОУ СОШ «Промо-М»

Виды социальнопедагогических проектов Темы

Практикоориентированные проекты в области методики и технологий «Дебаты как образовательная технология», «Теория и практика диалогической речи», «Чтение и письмо для развития критического мышления»

Крупномасштабные (общешкольные, долговременные) с участием всех членов школьного сообщества «Взгляд в будущее сквозь прошлое и настоящее», «Культура мира и ненасилия в интересах детей планеты», «Ренессанс», «История российской науки и культуры»

Проекты, ориентированные на решение текущих задач учебного процесса «День мира», «Уроки толерантности», проекты мемориального характера и др.

Проектирование как этап экспериментальной деятельности педагогического коллектива «Межпредметное планирование», многофункциональная программа «Развитие российской науки и культуры», экспериментальные методические разработки — сценарии уроков с комплектами заданий и др.

Каждый из реализованных проектов имеет практически применимый продукт. Различные виды проектов тесно связаны друг с другом. Рассмотрим подробнее практико-ориентированные социальнопедагогические проекты, обеспечивающие реализацию творческой индивидуальности как педагогов, так и учеников.

Проектные группы создавались на базе кафедр, предметных объединений педагогов. Была сформулирована цель: обеспечить технологическое подкрепление процесса создания условий в образовательной среде школы для формирования и развития творческой индивидуальности педагогов и учащихся. Задачи состояли в практическом освоении социальнопедагогических технологий и анализе их возможностей в создании ситуаций успешности для каждого ребенка и учителя.

Выбор темы проекта «Теория и практика диалогической речи» педагогами кафедры гуманитарных дисциплин был связан с важностью данной проблемы для лингвистической школы, где развитие речевых навыков и умений является приоритетной задачей. В ходе проектной деятельности педагогами кафедры совместно с учащимися были выявлены и осмыслены теоретические составляющие диалога, его форм, логики, структуры; обобщен опыт собственной работы по организации диалогической речи в пространстве урока; составлена «памятка» для преподавателей и школьников по ведению диалога; теоретические и практические материалы проекта опубликованы в методическом сборнике.

В ходе реализации проекта «Дебаты как образовательная технология развития лингвистической компетенции в школе» изучались возможности технологии «Дебаты» для формирования умений и навыков самостоятельной работы учащихся с мультимедийными источниками информации, выявлялись и осмысливались теоретические составляющие технологии, которая затем планомерно внедрялась в учебный процесс. Продуктом проекта стало создание сборника сценариев дебатов. Подготовленные педагогами школьники приняли участие в дебатах и конкурсах ораторского мастерства на английском языке, в том числе организованных Московским клубом «Цицерон». Была освоена техника судейства дебатов различных форматов, модифицирована существующая документация. Проект способствовал осуществлению интегрирующей функции обучения — подготовке и введению ребенка в многообразную систему социальных ролей и отношений.

Существенными условиями, позволяющими реализоваться качествам творческой индивидуальности педагога и учащихся в пространстве проекта, стали:

— отсутствие регламентации в выборе методов и формата исследования;

— разнообразие возможностей реализации практической составляющей (применение элементов технологий как в урочном, так и во внеурочном пространстве; проведение открытых уроков и мастер-классов; подготовка учащихся к различного рода

внешним конкурсным мероприятиям с применением исследуемых технологий; подготовка статей, выступлений на семинарах и конференциях и т.д.);

— проблемная формулировка темы проекта — «с открытым финалом»;

— нестандартная форма организации взаимодействия с коллегами в рамках проектной группы;

— возможность выстраивания собственной траектории проектной деятельности в рамках работы группы;

— возможность постановки и решения лично-стно значимых профессиональных проблем, актуальных для каждого конкретного педагога;

— возможность повышения личностного статуса за счет расширения сферы профессиональных компетенций;

— привлечение экспертной поддержки проектной деятельности педагогов.

В организации действий проектных групп мы опирались на факторы, стимулирующие проявления творческой индивидуальности педагога и учеников. К их числу можно отнести создание ситуации успешности, в том числе за счет дополнительных возможностей по трансляции накопленного опыта: публикации сборников, проведения научно-практических конференций для педагогов Москвы, в ходе которых организуются выступления и мастер-классы. Полномочия по контролю и осуществлению проектов были делегированы на уровень предметных объединений педагогов. Осуществлялась поддержка инициатив педагогов и школьников в области реализации проектов.

Обобщение результатов трехлетнего эксперимента педагогического коллектива НОУ СОШ «Про-мо-М» позволяет утверждать, что социальнопедагогическое проектирование является важным средством развития творческой индивидуальности учителей и учащихся. Этот вид деятельности предоставляет возможность поиска нестандартных решений насущных проблем, реализации оригинальных идей. Проведенное среди педагогов и школьников анкетирование показало, что с понятием «творчество» так или иначе связывают проектную деятельность 67% респондентов. Возможности проявления своей индивидуальности нашли в проектной деятельности 85% педагогов и 72% школьников. Рассматривают проектирование как эффективный способ развития профессиональных компетенций педагогов и компетенций учащихся 78%.

Сегодня педагогическим сообществом НОУ СОШ «Промо-М» реализуется серия крупномасштабных проектов, направленных как на поддержку экспериментальной деятельности коллектива школы, так и на решение текущих проблем учебно-воспитательного процесса.

1. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие. СПб., 1995. 234 с.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. 222 с.

3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1996. 344 с.