Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАРКА КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА И УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАРКА КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА И УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парк культуры и отдыха / общественное пространство / учреждение культуры / социально-педагогический потенциал / culture and recreation park / public space / cultural institution / social and pedagogical potential

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноваленко Валерия Валерьевна

В статье обоснован социально-педагогический потенциал парка культуры и отдыха как общественного пространства и одного из наиболее популярных среди населения учреждений культуры. Определено, что парк культуры и отдыха это центр организации досуга и развлечений, имеющий многомиллионную аудиторию в любое время года. Выделены основные социально-педагогические направления его деятельности. Сформулированы рекомендации, направленные на совершенствование управления реализацией социально-педагогического потенциала парка культуры и отдыха. Выявлено, что реализация социально-педагогического потенциала современного парка культуры и отдыха является трудоемким процессом. Данный процесс затруднен в силу недостаточности разработки его единой концепции на различных уровнях (муниципальном, региональном и федеральном).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the socio-pedagogical potential of the park of culture and recreation as a public space and one of the most popular cultural institutions among the population. It is determined that the Park of culture and recreation is a leisure and entertainment center with a multi-million audience at any time of the year. The main socio-pedagogical directions of his activity are highlighted. Recommendations aimed at improving the management of the implementation of the socio-pedagogical potential of the Park of culture and recreation are formulated. It is revealed that the realization of the socio-pedagogical potential of the modern park of culture and recreation is a labor-intensive process. This process is difficult due to the insufficient development of its unified concept at various levels (municipal, regional and federal).

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАРКА КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА И УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ»

семилеток к 1931 г. на всю республику было всего 42. Школ с 9-10-м классами было ещё меньше. Рабфак же всё-таки давал мало выпускников. Свою роль играла и конкуренция других ВУЗов за пределами республики, имевших более развитую материальную базу, особенно в наличии общежитий. Это потом, в конце 1940-х гг. в Якутский пединститут стали приезжать поступать абитуриенты из Киренска, Бодайбо, Иркутска.

Иван Пудович Жегусов был не только первым директором первого ВУЗа в Якутии. Он вёл кропотливую работу по его открытию задолго до того, как Якутский Государственный Педагогический институт открыл свои двери для первых студентов. Таким образом, Жегусов является практическим реализатором идеи о создании первого в Якутии очага высшего образования. И в прямом смысле сделал немало, чтобы Пединститут стал для его студентов и сотрудников вторым домом и вторым домашним очагом. Иван Пудович добился шефства с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Иркутским госуниверситетом имени A.A. Жданова, Ленинградским пединститутом имени А.И. Герцена.

Выводы. Роль И.П. Жегусова значительно в культурно - просветительской работе, борьбе с безграмотностью взрослого населения и народном образовании Якутии конца 20-х и начала 30-х годов. Бго научная статья «Культурная революция в Якутии» вполне могла стать основой кандидатской диссертации. Первый директор пединститута (1934-1937 гг.) впервые в Якутии реализовал идею многоуровневого и многоступенчатого связанного с реальной ситуацией середины 30-х годов прошлого столетия. И.П. Жегусов помог подготовке порядка 10 первых кандидатов наук Якутии. Около 3 тысяч учителей 2 институтов высоко подняли уровень образования в республике. Высокое качество подготовки первых выпускников института подтвердилось жизнью: ликвидирована безграмотность взрослого населения, достигнуто обязательное общее среднее образование населения, сотням выдающимся педагогам, выпускника ЯГПИ, УИ были присвоены почетные звания заслуженных учителей школ Якутии и РСФСР.

Литература:

1. Захарова, А.Б. Из летописи высшего образования Якутии / А.Б. Захарова. - Якутск: Бичик, 2004. - 134 с.

2.. Корякин, А.Г. Иван Пудович Жегусов: очерки, заметки о времени и жизни / А.Г. Корякин. - Якутск. - 2013. -С. 67-68

3. Национальный архив PC (Я), ф.Р-828, оп. 1, д. 10, лл. 2, 3.

4. Национальный архив PC (Я), ф.Р-828, оп. 1,д. 3, лл. 5-6.

Педагогика

УДК 379.83/.84

магистрант 2 курса направления подготовки социально-культурная деятельность Коноваленко Валерия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАРКА КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА КАК ОБЩЕСТВЕННОГО

ПРОСТРАНСТВА И УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье обоснован социально-педагогический потенциал парка культуры и отдыха как общественного пространства и одного из наиболее популярных среди населения учреждений культуры. Определено, что парк культуры и отдыха - это центр организации досуга и развлечений, имеющий многомиллионную аудиторию в любое время года. Выделены основные социально-педагогические направления его деятельности. Сформулированы рекомендации, направленные на совершенствование управления реализацией социально-педагогического потенциала парка культуры и отдыха. Выявлено, что реализация социально-педагогического потенциала современного парка культуры и отдыха является трудоемким процессом. Данный процесс затруднен в силу недостаточности разработки его единой концепции на различных уровнях (муниципальном, региональном и федеральном).

Ключевые слова: парк культуры и отдыха, общественное пространство, учреждение культуры, социально-педагогический потенциал.

Annotation. The article substantiates the socio-pedagogical potential of the park of culture and recreation as a public space and one of the most popular cultural institutions among the population. It is determined that the Park of culture and recreation is a leisure and entertainment center with a multi-million audience at any time of the year. The main socio-pedagogical directions of his activity are highlighted. Recommendations aimed at improving the management of the implementation of the socio-pedagogical potential of the Park of culture and recreation are formulated. It is revealed that the realization of the socio-pedagogical potential of the modern park of culture and recreation is a labor-intensive process. This process is difficult due to the insufficient development of its unified concept at various levels (municipal, regional and federal).

Key words: culture and recreation park, public space, cultural institution, social and pedagogical potential.

Введение. Изменения социокультурной ситуации в России с особой остротой ставят проблему правильного определения концепции парка культуры и отдыха как общественного пространства и перспективного учреждения культуры с точки зрения характера комплексности обслуживания и разнообразия предоставляемых культурно-досуговых услуг населению с целью удовлетворения их духовно-нравственных, эстетических запросов, культурного досуга, отдыха и развлечений, укрепления здоровья, развития социальной и творческой активности и прочее, иными словами, проблему реализации его социально-педагогического потенциала по отношению к своим многочисленным посетителям.

Социально-педагогический потенциал парка культуры и отдыха неоспорим в аспекте удовлетворения естественных потребностей людей в совместном общении, отдыхе на свежем воздухе и развлечениях, организованной культурно-досуговой деятельности, что включает их, прежде всего, в определенную систему социокультурных отношений, помогает постигать новые социальные роли, воспитывает культуру досуга, стимулировать познавательную активность, и в итоге формировать всесторонне развитую личность.

В связи с вышесказанным, можно определить, что парк культуры и отдыха - это комплексное учреждение культуры, центр организации досуга и развлечений, имеющий многомиллионную аудиторию. Это одно из самых посещаемых, самых массовых и наиболее любимых общественных мест отдыха людей различного возраста, пола, социального положения, интеллектуальных возможностей в любое время года.

При этом, несмотря на приоритетность культурно-досуговой деятельности парков культуры и отдыха в составе общественно-воспроизводственных функций, проблема эффективной реализации его социально-педагогического потенциала как общественного пространства и учреждения культуры остается до сих пор недостаточно изученной. В этой связи актуальной представляется тематика настоящей статьи.

Изложение основного материала статьи. В рассмотрении парка культуры и отдыха как общественного пространства особое значение имеют работы М.В. Буданцевой, A.B. Викторова, В.Н. Воскобойниковой, В.Г. Гулеевой, H.H. Ивановой, М. Пахомовой, Е.М. Петаяна, В. Кононова, О.Н. Молибога, М. Пахомовой О.Н. Терлеевой, X.А. Тимофеевой и др.

Значение парков культуры и отдыха в системе учреждений культуры нашли отражение в научных работах Н.Л. Девятовой, А. Мартовицкой, О. Новоселовой, Н.П. Решетниковой и др. Можно утверждать, что изучение концепции парка культуры и отдыха как учреждения культуры чаще построено по той же схеме, которая предложена для исследования роли парка в рекреационной системе и в системе учреждений отдыха и развлечений в социально-культурном, экологическом, экономическом, правовом и иных аспектах.

Следует отметить, что функциональные направления деятельности парка культуры и отдыха как общественного пространства и учреждения культуры отличаются разнообразием, а вопросы, которые надо решать в этой связи, настолько разнородны, что существующих на данный момент исследований по различным проблемным направлениям изучения возможностей парка огромное количество. Среди них можно особо выделить работы М.В. Буданцевой, В.А. Гнездилова, A.A. Дудина, H.H. Ивановой, C.B. Каруна, И.М. Родионова, X.А. Тимофеевой, О.Н. Терлеевой и др.

Однако данные исследования требуют систематизации в проблемном поле влияния современных условий на управление потенциалом парков культуры и отдыха в России с целью их эффективного функционирования и реализации в социально-педагогическом аспекте.

Итак, современный парк культуры и отдыха - это общественное пространство и одно из наиболее популярных среди населения учреждение культуры.

За парками всегда остается преимущество в возможности обеспечить те виды отдыха, которые требуют психологического отрыва от городской среды, больших открытых пространств, водных поверхностей, зеленых массивов, то есть того, что принято называть зеленой средой.

Среди различных социально-педагогических направлений деятельности парков культуры и отдыха можно выделить основные:

- организация культурно-досуговых мероприятий для детей, подростков, молодёжи, людей среднего возраста и старшего поколения;

- организация культурно-воспитательной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, подростками с девиантным поведением, детьми из многодетных и малообеспеченных семей;

- сооружение объектов культурно-массового назначения и объектов ландшафтного дизайна как объектов, влияющих на эстетическое воспитание посетителей парков;

- функционирование на базе парка кинолектория, танцевального и игрового павильонов и площадок, аттракционов и иных объектов для культурно-досугового обслуживания населения;

- создание и функционирование пространств для занятий физкультурой и спортом;

- организация работы кружков, секций, клубов по интересам, любительских объединений, художественных коллективов и др.;

- создание концертно-развлекательных, театрализованных, игровых, спортивных мероприятий и программ;

- проведение различных культурно-досуговых форм работы с населением (викторины, конкурсы, игры-импровизации, праздники и обряды, народные гуляния, спортивные праздники, эстафеты, соревнования, кроссы, мероприятия-беседы, встречи с работниками полиции, культуры и искусства, здравоохранения, интересными людьми, мастер-классы по спортивному ориентированию и др.);

- реализация районных, краевых, областных, российских, международных социально значимых акций, проектов, программ;

- устройство тематических выставок предметов декоративно-прикладного творчества, в том числе народного;

- организация концертно-гастрольной деятельности;

- подготовка и проведение выставочной деятельности и экскурсионной работы;

- организация (участие) фестивалей национальных культур, различных видов искусств, конкурсов, кинопоказов;

- систематическая и целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной, эстетической, гражданско-правовой, досуговой культуры, ориентированию на здоровый образ жизни, патриотическое воспитание населения;

- предоставление платных социально-культурных услуг различного характера;

- пропаганда здорового образа жизни;

- популяризация традиций и ценностей народно-художественного творчества;

- составление и издание информационных, методических, а также рекламных материалов.

Нам близка позиция М.В. Буданцевой и H.H. Ивановой. Они в своей научной статье пишут об оперативности решаемых социально-педагогических задач в условиях деятельности парков культуры и отдыха, что они строятся «на основе событийности и динамики протекающих здесь социально-культурных процессов в природно-ландшафтной среде, которая образует богатейшее культурно-игровое пространство общения, творчества, воспитания культуры, нравственного и эстетического развития» [1].

Мы совершенно согласны с утверждением И.М. Родионова, который справедливо отмечает, что «система специализированного образования в парке направлена не только на подготовку подростка в качестве «продукта» и «потребителя» культуры, а на ее «исполнителя» и «творца» (разработчика новых форм)» [2]. Считаем, что данное утверждение относится не только к подростковому возрасту, ной к представителям любых возрастных групп населения.

Обоснование концепции парка культуры и отдыха как общественного пространства и учреждения культуры, а также конкретизация основных параметров влияния культурно-досуговой деятельности населения на повышение эффективности функционирования самого парка позволило нам сформулировать нижеприведенные рекомендации, направленные на совершенствование управления реализацией его социально-педагогического потенциала:

- совершенствование работы по привлечению посетителей парков культуры и отдыха, способствующей увеличению субъектов социально-педагогического влияния;

- представление аудитории парков культуры и отдыха комплексных информационных, методических, а также рекламных материалов «послойно», чтобы посетитель мог самостоятельно выбрать уровень, глубину получаемой информации, создавая пространство для реализации социально-педагогического потенциала данных учреждения культуры;

- создание позитивного имиджа парка культуры и отдыха с целью установления значимых связей населения и специалистов рассматриваемого учреждения культуры как мотивации их социально-педагогического взаимодействия;

- повышение профессионального уровня специалистов парков культуры и отдыха с учетом современных требований педагогической теории и практики, а также социально-культурной деятельности, в том числе, овладение ими инновационными технологиями социально-педагогического процесса как системы, приоритетно ориентированной на

воспитание культуры досуга и развлечений посетителей парков разных возрастных и социальных групп, удовлетворение их потребностей в развитии, самоактуализации, социокультурной активности и др.;

- систематическое участие парков культуры и отдыха и/или подготовка, проведение значимых культурно-досуговых программ, проектов, конкурсов, акций, праздников, фестивалей, направленных на поддержку социально-педагогической системы организации досуга и развлечениях потребителей социокультурных услуг парков, предпочитающих различные типы досуговых преференций;

- инвестирование в деятельность парка культуры и отдыха: экономический фактор имеет огромное значение в реализации их социально-педагогического потенциала;

- модернизация материально-технической базы парков культуры и отдыха, которая соответствовала бы современным требованиям организации социально-педагогической и культурно-просветительной работы;

- регулярное проведение соответствующих социологических исследований для изучения степени удовлетворенности потребностей в досуге и развлечениях различных по возрастным, половым, социальным, интеллектуальным и другим признакам посетителей парков;

- оценка существующих трудностей, проблем в процессе реализации социально-педагогического потенциала парка культуры и отдыха, чтобы найти действенные способы их преодоления;

- изучение и использование руководителями и специалистами парков культуры и отдыха передового опыта по управлению социально-культурным потенциалом парков в России и за рубежом;

- проведение лекториев, мастер-классов, круглых столов, семинаров, конференций, собраний, литературных гостиных, танцевальных салонов, показов, конкурсов, турниров, обмен опытом по проблемным областям социально-педагогического функционирования парка культуры и отдыха, а также управления им в условиях современности.

Выводы. В парках культуры и отдыха преобразованная природа выступает как общественное пространство и как база для выполнения высоко ценимых и одобряемых обществом социально значимых функций, которые присущи учреждениям культуры. При этом, сочетая художественно-организованную общественную среду с социально-культурной деятельностью, парки культуры и отдыха отличает неповторимая специфика и привлекательность для посетителей в любой сезон, что определяет их высокую значимость в жизни общества с точки зрения их социально-педагогического потенциала.

Реализация социально-педагогического потенциала современного парка культуры и отдыха является трудоемким процессом и затрудненным в силу недостаточности разработки его единой концепции на различных уровнях (муниципальном, региональном и федеральном) как общественного пространства и учреждения культуры, а также спецификой управления его реализацией, что, отчасти, связано со сложностями обеспечения эффективности использования в комплексе развивающих, воспитательных, морально-психологических, научно-методических, социально-культурных, инновационных, маркетинговых, организационно-экономических, материально-технических способов достижения высоких результатов социально-педагогического функционирования парка.

Литература:

1. Буданцева, М.В. Актуальность реализации рекреационного потенциала парков культуры и отдыха в социализации детей / М.В. Буданцева, H.H. Иванова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 12. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/aktualnost-realizatsii-rekreatsionnogo-potentsiala-parkov-kultury-i-otdyha-v-sotsializatsii-detey (дата обращения: 15.09.2023).

2. Родионов, И.М. Парк культуры и отдыха как институт реализации познавательных интересов детей и подростков / И.М. Родионов // Вестник МГУКИ. - 2011. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/park-kultury-i-otdyha-kak-institut-realizatsii-poznavatelnyh-interesov-detey-i-podrostkov (дата обращения: 15.09.2023)

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогический наук, доцент Королева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Шимичев Алексей Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат филологических наук, доцент Тарасова Ольга Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОГРАФИКИ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению особенностей применения инфорграфики как опоры при обучении школьников иноязычной монологической речи. В статье рассматривается понятие «опора», представлена классификация опор. Актуализируется значимость и преимущество инфографических документов, как одного из видов опор при обучении монологическому высказыванию. Представлены данные опытно-практической работы по развитию монологических умений с использованием инфорграфики на уроках английского языка. Апробация имела трехэтапный алгоритм с целью выявления методической эффективности использования инфографики в качестве опоры для монологического высказывания на английском языке. Описаны диагностические данные, отражающие уровень сформированности монологических умений обучающихся 9 класса. В рамках заявленного исследования представлена серия занятий с использованием инфографики для обучения монологическому высказыванию индуктивным и дедуктивным способом. Результаты итогового среза выявляют положительную динамику по диагностируемым критериям развития монологических умений. Авторы делают вывод, что применение инфографики в качестве опор в обучении монологическому говорению школьников среднего этапа обладает большим методическим потенциалом и положительно влияет на процесс развития монологических умений учащихся.

Ключевые слова: инфографика, опоры, монологическая речь, урок английского языка.

Annotation. This study is devoted to studying the features of using infographics as a support in teaching foreign language monologue speech to schoolchildren. The article discusses the concept of "support", and also presents a classification of supports. The importance and advantage of infographics is updated as one of the types of supports in teaching monologue statements. Data from experimental and practical work on the development of monologue skills using infographics in English lessons are presented. The work was carried out in three stages: ascertaining, formative and control. The purpose of the experimental training was to find

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.