Научная статья на тему 'Социально-педагогический мониторинг в формировании культуры межнациональных отношений студенческой молодежи'

Социально-педагогический мониторинг в формировании культуры межнациональных отношений студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
235
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗОВ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / SOCIO-PEDAGOGICAL MONITORING / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION / YOUTH / INSTITUTIONS OF SOCIALIZATION / INTERETHNIC RELATIONS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITIES / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панина Татьяна Семеновна, Костюк Наталья Васильевна

В статье раскрывается опыт организации социально-педагогического мониторинга межнациональных отношений в образовательной среде вузов Кемеровской области. Авторы рассматривают социально-педагогический мониторинг как инструмент, позволяющий осуществлять оперативную диагностику текущего состояния и функционирования образовательной среды как на уровне отдельной организации высшего профессионального образования, так и на уровне образовательной среды вузов области. В Кузбассе проведение социально-педагогического мониторинга осуществляет экспертный совет вузов Кемеровской области по мониторингу отношения субъектов образовательного процесса к социально значимым явлениям и процессам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Панина Татьяна Семеновна, Костюк Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL MONITORING CAPABILITIES IN SHAPING THE CULTURE OF STUDENTS INTERNATIONAL RELATIONS

The article is devoted to the experience of the organization of socio-pedagogical monitoring of interethnic relations in the educational environment of higher schools of the Kemerovo region. It is proved that the socio-pedagogical monitoring is a tool allowing to carry out an immediate diagnosis of the current state and functioning of the educational environment at both the educational institution of higher education and at the level of education among universities in the region. In the Kuzbass conducting of socio-pedagogical monitoring is conducted by the Expert Council of Kemerovo region universities to monitor relations between subjects of the educational process to socially important phenomena and processes.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический мониторинг в формировании культуры межнациональных отношений студенческой молодежи»

22. Шуткина Ж. А. Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности выпускников негосударственного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Нижний Новгород, 2008.

23. Шуткина Ж. А. Особенности формирования конкурентоспособности специалистов в контексте повышения качества профессионального образования // Вопросы статистики. — 2007. — № 3.

УДК/uDC 378:31

Т. С. Панина, Н. В. Костюк Tatiana Panina, Nataliya Kostyuk

социально-педагогическии мониторинг в формировании культуры межнациональных отношении

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

SOCIO-PEDAGOGICAL MONITORING CAPABILITIES IN SHAPING THE CuLTuRE OF STuDENTS INTERNATIONAL RELATIONS

В статье раскрывается опыт организации социально-педагогического мониторинга межнациональных отношений в образовательной среде вузов Кемеровской области. Авторы рассматривают социально-педагогический мониторинг как инструмент, позволяющий осуществлять оперативную диагностику текущего состояния и функционирования образовательной среды как на уровне отдельной организации высшего профессионального образования, так и на уровне образовательной среды вузов области. В Кузбассе проведение социально-педагогического мониторинга осуществляет экспертный совет вузов Кемеровской области по мониторингу отношения субъектов образовательного процесса к социально значимым явлениям и процессам.

The article is devoted to the experience of the organization of socio-pedagogical monitoring of interethnic relations in the educational environment of higher schools of the Kemerovo region. It is proved that the socio-pedagogical monitoring is a tool allowing to carry out an immediate diagnosis of the current state and functioning of the educational environment at both the educational institution of higher education and at the level of education among universities in the region. In the Kuzbass conducting of socio-pedagogical monitoring is conducted by the Expert Council of Kemerovo region universities to monitor relations between subjects of the educational process to socially important phenomena and processes.

Ключевые слова: социально-педагогический мониторинг; модернизация высшего образования; молодежь; институты социализации; межнациональные отношения в образовательной среде вузов; национальная идентичность.

Keywords: socio-pedagogical monitoring; modernization of higher education; youth; institutions of socialization; interethnic relations in the educational environment of universities; national identity.

Процессы модернизации системы высшего профессионального образования России приводят к изменению образовательного пространства учебных учреждений: содержания образования, организации образовательного процесса, оценки эффективности деятельности. Однако на фоне введения инноваций в образовательный процесс вузов необходимо уделять пристальное внимание социально-психологическим и морально-этическим аспектам взаимодействия субъектов образовательного процесса, так как от содержания и форм такого взаимодействия, влияния «человеческого фактора», во многом зависит успех высшего образования и как системы в целом, и каждого отдельного вуза в частности.

Одновременно в Российской Федерации активно проводится системная работа по гармонизации межнациональных отношений, что регламентировано законодательными актами (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2013), рядом стратегических

и программных документов: «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (20142020 годы)» [1; 2; 3].

Эффективным инструментом, позволяющим определять и корректировать направления деятельности по развитию личности молодых людей в образовательной среде вузов является социально-педагогический мониторинг Социально-педагогический мониторинг позволяет осуществлять оперативную диагностику текущего состояния и функционирования образовательной среды как на уровне отдельной образовательной организации высшего образования, так и среды вузов области. Социально-педагогический мониторинг определяет возможности повышения эффективности деятельности по формированию культуры межличностного взаимодействия обучающихся, включая межнациональное взаимодействие, посредством мер как превентивного, так и пролонгированного коррекционного характера. Главная цель социально-педагогического мониторинга — выработка и принятие управленческих решений по оптимизации образовательного процесса вуза, в конкретном случае — по формированию культуры межнациональных отношений студенческой молодежи в процессе обучения, будущей профессиональной деятельности, гражданском взаимодействии.

Совет ректоров вузов Кемеровской области, по инициативе научно-исследовательского института межкультурной коммуникации Кемеровского государственного университета культуры и искусств, в 2013 г. учредил экспертный совет вузов Кемеровской области по мониторингу отношения субъектов образовательного процесса к социально значимым явлениям и процессам1. Центральными задачами деятельности экспертного совета являются выявление и профилактика на основе результатов изучения общественного мнения (студентов) негативных тенденций и проявлений во взаимодействии субъектов образовательного процесса.

Первый этап социально-педагогического мониторинга «Кузбасский студент» проведен

экспертным советом в период с ноября по декабрь 2013 г. Одной из составляющих исследования стал блок «Межнациональные отношения в студенческой среде». Метод сбора данных — групповой анкетный опрос. Опросом было охвачено 2973 студента девяти кузбасских вузов (из десяти, осуществляющих образовательную деятельность на территории Кемеровской области, за исключением филиалов): Кемеровская государственная медицинская академия (КемГМА), Кузбасская государственная педагогическая академия (КузГПА), Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт (КемГСХИ), Кемеровский государственный университет культуры и искусства (КемГУКИ), Кемеровский государственный университет (КемГУ), Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (КемТИПП), Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева (КузГТУ), Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г В. Плеханова (РЭУ), Сибирский государственный индустриальный университет (СибГИУ). Общеобластной массив был скорректирован с учетом удельного веса студентов очной формы обучения каждого вуза в общем числе студентов-очников образовательных организаций — участников мониторинга (ошибка выборки по областному массиву не превысила 3 % при коэффициенте доверия 0,96).

Ниже представлены основные результаты первого этапа мониторинга межнациональных отношений в студенческой среде.

Ощущаете ли Вы свою принадлежность к какой-либо национальности со своим языком, обычаями и традициями?

Более половины студентов (53 %) из всех видов вузов Кемеровской области ответили, что ощущают свою принадлежность к определенной национальности. Однако 41 % респондентов ответил отрицательно на данный вопрос. Одновременно к нескольким национальностям (двум) причисляют себя 5 % студентов, что, вероятнее всего, связано с национальной принадлежностью родителей. 1 % респондентов затруднились с ответом.

К представителям какой(их) национальностей) Вы себя относите?

В целом по вузам Кемеровской области студенты назвали почти 40 национально-

1 Руководство деятельностью экспертного совета осуществляет доктор педагогических наук, доцент Н. В. Костюк; научное консультирование по вопросам проведения социологического исследования — доктор экономических наук, профессор Е. А. Морозова.

стей. Подавляющее большинство (91,6 %) относят себя к русским. На втором месте — татары (2,5 %), на третьем — немцы (1,7 %), на четвертом — украинцы (1,6 %), на пятом — тувинцы (1,2 %). Остальные национальности представлены менее чем 1 % студентов. В общеобластной массив респондентов попали 23 армянина, 15 казахов, 11 шорцев, 11 белорусов, 10 хакасов, 9 поляков, 8 азербайджанцев, 8 евреев, 8 таджиков и т. д., по убывающей.

Некоторые студенты (5 %) назвали по две «родных» национальности.

В какой степени Вы осведомлены об особенностях национальной культуры, к которой себя относите?

Характеристики общей выборки по вузам Кемеровской области при ответе на данный вопрос представлены следующим образом: 60 % студентов считают, что достаточно осведомлены об особенностях национальной культуры, к которой себя относят, и соблюдают наиболее яркие обычаи и традиции своего народа. 17 % респондентов отметили, что хорошо осведомлены и постоянно интересуются вопросом особенностей своей национальной культуры, соблюдают национальные обычаи и традиции. Мало осведомлены и не придают значения данному вопросу 13 % студентов вузов Кемеровской области — участников опроса. Одновременно с этим 8 % респондентов затруднились ответить на вопрос об особенностях национальной культуры, принадлежность к которой ощущают (не ощущают); 2 % респондентов вопрос проигнорировали.

Таким образом, можно утверждать, что количество студентов вузов Кемеровской области, хорошо или достаточно осведомленных об особенностях национальной культуры, соблюдающих в той или иной степени обычаи и традиции своего народа, составило 77 % опрошенных. Показатели данного критерия по вузам, в частности, варьируются от 73 до 79 %. Исключение составляет Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт — суммарный показатель по выделенному критерию соответствует 57 %.

По каким критериям Вы можете отнести человека к представителям другой национальности?

Анализ ответов в целом по вузам Кемеровской области показал, что основным критерием для отнесения субъекта к иной национальности выступает внешность. Число респондентов, давших подобный ответ,

в общей выборке составило 73 %. Для почти половины респондентов (48 %) подобным критерием являются особенности поведения, то есть соблюдение национальных норм, обычаев и традиций. Стиль жизни, включающий род занятий и финансовое положение, выступил критерием для отнесения субъектов к другой национальности (12 % опрошенных). Респондентов, которые не смогли определить критерии принадлежности к национальности и тех, кто ориентируется на другие признаки, — 9 и 1 % соответственно.

Ситуация по конкретным вузам подобна ситуации в целом. Исключение составляет КемГСХИ, в котором ответы респондентов распределились иначе: примерно равное число респондентов ответили, что основным критерием для определения национальной принадлежности человека для них является поведение (35 %), или не смогли дать определенного ответа (37 %). По критерию «внешность» и «стиль жизни» результаты также примерно равны — 20 и 19 % соответственно.

Представители каких национальностей обучаются в Вашем вузе?

Результаты общей выборки по вузам демонстрируют следующую картину: большинство обучающихся в вузах Кемеровской области — по национальной принадлежности русские (80 % респондентов). Второе место занимают представители народов Кавказа (59 % респондентов), третье место — за представителями малых коренных народов Российской Федерации (55 % респондентов). Около половины респондентов (48 %) выделяют среди обучающихся вузов представителей стран ближнего зарубежья и СНГ, 10 % респондентов отмечают среди обучающихся представителей дальнего зарубежья.

При этом отношение к студентам — представителям других национальностей — характеризуется в более чем половине случаев как «нейтральное» (54 % респондентов) и в более трети случаев как «положительное» (37 % респондентов), так как обучающиеся не видят зависимости обучения от национальной принадлежности. 8 % респондентов испытывают неприязнь к студентам — представителям других национальностей. Не дали ответа на поставленный вопрос 1 % респондентов (Как Вы относитесь к представителям других национальностей, обучающихся в Вашем вузе?).

Некоторые особенности ситуации демонстрируют ответы респондентов Сибирского

государственного индустриального университета и Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. Так, почти равное количество ответов студентов СибГИУ сделано в пользу русских, представителей стран СНГ и ближнего зарубежья — 61 и 66 % соответственно. Также почти одинаково распределились позиции «представители малых коренных народов РФ» и «представители народов Кавказа» — 45 и 47 % соответственно. Среди студентов, обучающихся в СибГИУ, 10 % респондентов выделяют представителей дальнего зарубежья.

Еще более контрастной представляется ситуация в Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте. Здесь 98 % респондентов отметили среди обучающихся вуза представителей стран СНГ и ближнего зарубежья, на долю «русских» выпало 38 % ответов респондентов. 13 и 2 % соответственно поделили представители малых коренных народов Российской Федерации и представители народов Кавказа. Представителей стран дальнего зарубежья респонденты КемГСХИ не отметили.

При этом число респондентов, относящихся положительно к представителям другой национальности среди студентов вуза, больше в КемГСХИ. Здесь таких респондентов — 55 %, в СибГИУ — 34 %. Нейтрально относятся к представителям других национальностей 56 % респондентов СибГИУ и 40 % респондентов КемГСХИ. Испытывают неприязнь к подобным обучающимся 9 % респондентов СибГИУ и 1 % респондентов КемГСХИ.

Как бы Вы охарактеризовали свое взаимодействие со студентами других национальностей, обучающихся в Вашем вузе?

Из общей выборки опрошенных по вузам Кемеровской области: 43 % студентов взаимодействуют со студентами других национальностей, включая неформальное общение; 24 % респондентов отметили, что взаимодействие ограничивается рамками учебного времени. Полное отсутствие взаимодействия отметили 10 % респондентов, 7 % — избегают общаться с обучающимися других национальностей и сотрудничают только при острой необходимости.

Наиболее высокий процент респондентов, отметивших разностороннее взаимодействие со студентами других национальностей, наблюдается в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (57 %).

На второй позиции по данному критерию находится Кузбасская государственная педагогическая академия (50 % респондентов). Данный факт демонстрирует положительную тенденцию, так как значения позиций «избегаю взаимодействия...» и «никогда не взаимодействую» низкие: 4 и 7 % — показатели КемГУКИ, 5 и 8 % соответственно — показатели КузГПА.

Последующий блок вопросов посвящен осведомленности студентов о конфликтах на межнациональной почве в образовательной среде вуза и об их вовлеченности в них.

— Случались ли в Вашем вузе межнациональные конфликты на фоне широкой национальной основы (межнациональная неприязнь «в целом», безотносительно личности конфликтующих)?

— Случались ли в Вашем вузе межнациональные конфликты из-за личной неприязни?

— Принимали ли Вы лично участие в конфликтах на межнациональной почве?

В целом необходимо отметить, что 91 % респондентов общей выборки и более 90 % респондентов по вузам отрицают свою вовлеченность или участие в конфликтах на межнациональной почве. Исключение составляют респонденты СибГИУ, здесь подобных ответов 86 %. Тем не менее это также высокий процент.

О существовании конфликтов на межнациональной почве как на фоне широкой неприязни, так и на основе личной неприязни в вузах области половина и более студентов не осведомлены (57 и 50 % соответственно).

Об отсутствии подобных конфликтов заявляют 37 и 38 % респондентов соответственно, а о существовании таких конфликтов — 6 и 12 %.

Следующий блок вопросов был нацелен на выявление отношения студентов к правам представителей иных национальностей на территории России, а также к оценке зависимости различных социально-экономических процессов от участия в них представителей других национальностей.

Считаете ли Вы, что представители всех национальностей, проживающих на территории России, должны пользоваться равными правами?

Мнения респондентов общей выборки разделились следующим образом: чуть более половины студентов-участников опроса (55 %) ответили, что представители всех национальностей, проживающие на террито-

рии России, должны пользоваться равными правами. Не слишком разнилось количество ответов с отрицательным ответом и тех, кто затруднился с ответом (24 и 21 % соответственно).

Ответы на данный вопрос по вузам распределились по-разному. Так, наибольшее количество положительных ответов на вопрос «Считаете ли Вы, что представители всех национальностей, проживающие на территории России, должны пользоваться равными правами?» дано респондентами Кемеровской государственной медицинской академии (70 %). На втором месте — респонденты Кемеровского государственного университета (61 %), на третьем — Кемеровского государственного сельскохозяйственного института (58 %).

Наименьшее количество положительных ответов встречается у респондентов Кемеровского института (филиала) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (40 %). Отрицательные ответы на вопрос «Считаете ли Вы, что представители всех национальностей, проживающие на территории России, должны пользоваться равными правами?» также дали респонденты этого вуза.

Разделяете ли Вы мнение, что существует жесткая конкуренция между русскими и представителями других национальностей на рынке труда Кемеровской области?

Ответы респондентов на вопрос о конкуренции распределились примерно поровну (в общей выборке): по 33 % набрали ответы «Да, жесткая конкуренция на рынке труда между русскими и представителями других национальностей существует» и «Затрудняюсь ответить». Отрицательный ответ на поставленный вопрос дали 34 % респондентов. Ситуация в разрезе вузов в целом не отличается от общей. Исключение составляют Кемеровский технологический институт пищевой промышленности и Кузбасская государственная педагогическая академия. В данных вузах число положительных ответов на поставленный вопрос составило 43 %. При этом в Кузбасской государственной педагогической академии мнение остальных респондентов разделилось в пользу позиции «затрудняюсь ответить» (33 %), в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности — примерно одинаково ответов между «Нет, жесткой конкуренции на рынке труда между русскими и представителями других национальностей не существует» и «Затрудняюсь ответить» (30 % и 27 % соответственно).

Разделяете ли Вы мнение о том, что фактором роста уровня преступности является поведение представителей национальностей, отличных от Вашей национальности?

Виновниками роста уровня преступности представителей других национальностей считают 42 % студентов. Оставшиеся голоса разделились следующим образом: 30 % респондентов не считают фактором роста преступности поведение представителей национальностей, отличных от той, к которой принадлежит респондент, 28 % — затруднились ответить.

«Выбиваются» из общей картины показатели Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. Ответ «Да» на вопрос о национальности как факторе роста преступности дали всего 2 % респондентов. Большинство студентов в данном вузе дали отрицательный ответ — 87 %.

Как Вы относитесь к мероприятиям, посвященным расширению осведомленности студентов вузов Кемеровской области об особенностях русской национальной культуры?

В общей выборке считают необходимой такую деятельность 55 % респондентов, затруднились ответить — 39 %, отрицательно относятся — 5 %.

В Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте считают необходимой такую деятельность 71 % респондентов. Чуть меньшее число респондентов ответили аналогичным образом в Кемеровском государственном университете культуры и искусств и Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности (по 67 %). Количество отрицательных ответов — от 1 до 9 %.

В Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте считают необходимой деятельность по расширению осведомленности студентов об особенностях других национальных культур наибольшее число респондентов — 73 %. Аналогичным образом ответили респонденты Кемеровского государственного университета культуры и искусств — 71 %. Количество отрицательных ответов колеблется от 1 до 22 %.

В общей выборке ответы о необходимости осведомленности студентов об особенностях других национальных культур распределились следующим образом: считают необходимой такую деятельность — 49 % респондентов, затруднились ответить — 22 %, отрицательно относятся — 16 %.

Как Вы относитесь к мероприятиям, посвященным расширению осведомленности студентов Кемеровской области об особенностях других национальностей и культур?

В целом по вузам Кемеровской области большинство студентов (80 %) ответили, что считают себя терпимыми к представителям другой национальности, 8 % респондентов ответили отрицательно, а 11 % — затруднились ответить.

Охарактеризуйте состояние межнациональных отношений в Вашем вузе.

Состояние межнациональных отношений в вузе респонденты охарактеризовали следующим образом: в целом по выборке половина респондентов (50 %) заявляют о «терпимости по отношению к представителям национальностей, отличных от «русской». 46 % респондентов характеризуют межнациональные отношения в вузе как «позитивные».

Таким образом, студенты вузов Кемеровской области считают межнациональные отношения в целом позитивными: «позитивные отношения» — Кузбасская педагогическая академия (62 %), Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г В. Плеханова (62 %), Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт (77 %), Кемеровский государственный университет культуры и искусств (63 %); «терпимость по отношению к представителям других национальностей, отличных от «русской» — Кемеровский государственный университет, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, Сибирский государственный индустриальный университет, Кемеровская государственная медицинская академия, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности.

По результатам проведенного мониторинга следует, что, несмотря на внешнюю «ровность» ситуации, представленной выше, все же необходимо обратить внимание на слабую выраженность национальной идентичности почти у половины студентов-участников опроса. Если говорить о количественных показателях, то 41 % — это 1244 респондента. Приложив к данным правила составления выборочной совокупности, количество подобных студентов многократно увеличивается.

Эти данные сочетаются с недостаточно высокими показателями относительно мнения о необходимости деятельности по расширению осведомленности студентов как об осо-

бенностях русской национальной культуры, так и об особенностях других национальных культур. То есть невысокую осведомленность сопровождает и слабая мотивация на получение подобной информации. Таким образом, результаты изучения мнения студентов о состоянии межнациональных отношений в образовательной среде вузов Кузбасса демонстрируют актуальность деятельности по повышению осведомленности молодежи в вопросах особенностей культуры и традиций разных национальностей с помощью различных форм, включая межвузовское партнерство.

Представленные результаты и выводы подтверждают целесообразность и необходимость систематического социально-педагогического мониторинга культуры межнациональных отношений в студенческой среде, тем более на фоне событий, развивающихся на мировой политической арене. На заседании Совета по межнациональным отношениям под руководством Президента Российской Федерации В. В. Путина 3.07.2014 была признана необходимость работы с молодежью по предупреждению этнических конфликтов, в частности с обучающимися образовательных организаций разного уровня.

Подобный мониторинг мнений и оценок позволяет не только и не столько фиксировать эмоциональное состояние участников образовательного процесса, но и своевременно выявлять «точки напряжения», социальные и межличностные проблемы, находить механизмы и принимать решения по их регулированию. Именно на достижение обозначенных стратегических целей в образовательном пространстве Кузбасса ориентирована деятельность экспертного совета вузов Кемеровской области по мониторингу отношения субъектов образовательного процесса к социально значимым явлениям и процессам.

1. О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 20.08.2013 № 718 (ред. от 13.03.2014). - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160648/.

2. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666. — URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/ 437675/.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — Новосибирск : Норматика, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.