Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ СЕМЬЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / FAMILY EDUCATION / SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS / THE RELATIONSHIP OF FAMILY AND SCHOOL / PEDAGOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлатова Шарбону Назимадовна, Юнусова Нафиса Муродовна

Характеризуются состояние и актуальные проблемы семейного воспитания в таджикской семье. Показано, что под влиянием преобразований в государственно-политическом строе и социально-экономических отношениях в стране ситуация в семьях кардинально изменилась. Это потребовало улучшения социально-педагогических условий семейного (родительского) воспитания, усиления его поддержки со стороны государства, укрепления связи семьи и школы, развития научных исследований семейного воспитания. Подчеркнута уникальная и непреходящая роль семьи в формировании личности представителей подрастающего поколения. Отмечено значение традиций в семейном воспитании, необходимость их органичного сочетания с современным жизненным укладом и отношениями в семье.Characterized by the state and current problems of family education in the Tajik family. It is shown that under the influence of changes in the state-political system and socio-economic relations in the country, the situation in families has changed dramatically. This required improving the social and pedagogical conditions of family (parent) education, increasing its support from the state, strengthening the connection between the family and the school, and developing research on family education. The unique and imperishable role of the family in shaping the personality of the younger generation is underlined. The importance of traditions in family education, the need for their organic combination with modern lifestyle and family relationships is noted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давлатова Шарбону Назимадовна, Юнусова Нафиса Муродовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ СЕМЬЕ»

DOI: 10.25586^и.НЕТ.19.02.Р.41 УДК 37.018.11

Ш. Н. Давлатова, Н. М. Юнусова,

Таджикский национальный университет

Социально-педагогические условия воспитания детей в современной таджикской семье

Проблемы воспитания детей в современной таджикской семье приобретают все большую социальную актуальность. Этим проблемам посвящается растущее число исследований в области педагогики, психологии и социологии. Но ключевая роль в определении путей развития семейного воспитания, безусловно, принадлежит педагогической науке.

Формируя личность, воспитание реализует две взаимосвязанные функции. Первая из них - это развитие созидательных способностей и качеств подрастающего человека, прежде всего его интеллекта и жизненных устремлений. Вторая функция связана с адаптацией представителей подрастающих поколений к меняющимся социальным условиям и требованиям общества и государства.

В реализации этих функций семья играет поистине неоценимую роль. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Чем прочнее и духовно богаче семья и чем сильнее влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю личную, трудовую и социальную жизнь человека. Влияние семьи на ребенка сильнее

всех других воспитательных воздействий.

Актуализация проблем семейного воспитания в наши дни в первую очередь связана с существенным повышением темпов социально-экономического развития нашей страны, сменой в ней государственно-политического строя и социально-экономического устройства. Это самым серьезным образом повлияло на устоявшуюся практику семейного воспитания. С одной стороны, возникла потребность переосмысления традиций, сложившихся в этой сфере в советский период. А с другой - наметилась тенденция к возрождению исторического национального наследия в деле воспитания подрастающего поколения. К этому следует добавить, что Таджикистан вовлечен в общемиро-

Таджикский национальный университет

вой процесс становления инновационного общества и экономики знаний, где семья во все большей мере призвана обеспечивать развитие у своих питомцев творческих способностей, критического мышления и гуманистических взглядов.

Мы видим, что семейное воспитание оказалось в фокусе перемен, оно стало и их индикатором, и движущей силой. Поясним, что под семейным воспитанием мы понимаем всю совокупность процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желательных, позитивно оцениваемых в семье и обществе результатов в развитии личности представителей подрастающего поколения.

Меняющиеся обстоятельства и факторы развития таджикской семьи в полной мере учитываются в ходе государственного строитель-

© Давлатова Ш. Н., Юнусова Н. М., 2019

ШАРБОНУ

НАЗИМАДОВНА

ДАВЛАТОВА

заведующая отделом комплектования библиотеки Таджикского национального университета, соискатель общеуниверситетской кафедры педагогики. Сфера научных интересов: общая педагогика, семейное воспитание, методика проблемного обучения. Автор 15 опубликованных научных работ. Электронная почта: sharbonud@mail.ru

НАФИСА

МУРОДОВНА

ЮНУСОВА

доктор педагогических наук, профессор общеуниверситетской кафедры педагогики Таджикского национального университета. Сфера научных интересов: общая педагогика, педагогика семейного и традиционного воспитания, инновационные методы обучения. Автор 140 опубликованных научных работ

Характеризуются состояние и актуальные проблемы семейного воспитания в таджикской семье. Показано, что под влиянием преобразований в государственно-политическом строе и социально-экономических отношениях в стране ситуация в семьях кардинально изменилась. Это потребовало улучшения социально-педагогических условий семейного (родительского) воспитания, усиления его поддержки со стороны государства, укрепления связи семьи и школы, развития научных исследований семейного воспитания. Подчеркнута уникальная и непреходящая роль семьи в формировании личности представителей подрастающего поколения. Отмечено значение традиций в семейном воспитании, необходимость их органичного сочетания с современным жизненным укладом и отношениями в семье.

Ключевые слова: семейное воспитание, социально-педагогические условия, взаимосвязь семьи и школы, педагогические исследования.

Characterized by the state and current problems of family education in the Tajik family. It is shown that under the influence of changes in the state-political system and socio-economic relations in the country, the situation in families has changed dramatically. This required improving the social and pedagogical conditions of family (parent) education, increasing its support from the state, strengthening the connection between the family and the school, and developing research on family education. The unique and imperishable role of the family in shaping the personality of the younger generation is underlined. The importance of traditions in family education, the need for their organic combination with modern lifestyle and family relationships is noted.

Key words: family education, socio-pedagogical conditions, the relationship of family and school, pedagogical research.

ства в нашей стране. В частности, актуальные и перспективные задачи укрепления семейного воспитания нашли отражение в Конституции Республики Таджикистан, законах от 2 августа 2011 года «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» и от 17 мая 2014 года «Об образовании». Постоянное внимание семейному воспитанию уделяет и президент Республики Таджикистан, лидер нации Эмомали Рахмон, в декабре 2018 года в своем послании специально обратившийся ко всем родителям с призывом усилить заботу о воспитании детей.

Итак, можно сказать, что органы власти и управления Республики Таджикистан целенаправленно и постоянно занимаются созданием адекватных современным реалиям социально-педагогических условий для повышения эффективности семейного воспитания. Но это, так сказать, внешний

правовой и социально-экономический контур семейного воспитания. А воспитанием как таковым занимаются родители, призванные действовать в гармонии с дошкольными учреждениями и общеобразовательной школой.

Что касается родителей, то их повседневная забота о детях в современном обществе также претерпевает кардинальные изменения. Теперь они должны не просто накормить, одеть и вразумить своих питомцев, но и передать им свой жизненный опыт, научить строить отношения с другими людьми, ориентировать их личные планы на длительный период. В новых условиях они могут и должны сами научиться управлять процессом воспитания и социализации детей, оказывать им помощь на каждом этапе становления, особенно в период выбора профессии. И здесь решающее значение приобретают педагогическая культура родителей

и их образование, которые прямо определяют формирование интеллектуальных, моральных и физических качеств растущего человека.

Нет сомнений: в большинстве семей родители понимают цели и задачи воспитания, сознают свою ответственность за подготовку детей к жизни в обществе. Вместе с тем у нас все еще немало родителей, которые не в состоянии справиться со своими обязанностями вследствие невысокого уровня общеобразовательной и педагогической культуры, а иной раз и в силу безответственного отношения к семье, к будущему детей. Эта ситуация носит объективный характер, ее нельзя изменить призывами и увещеваниями. А неопытные либо, если можно так сказать, «неумелые» родители нуждаются в помощи школы, в целенаправленном руководстве семейным воспитанием. При этом мы должны понимать, что педагогическое руководство - это не только просвещение родителей, но и формирование у них воспитательных умений и навыков, вооружение способами педагогической деятельности, помощь в налаживании нравственных отношений в семье.

Управленческую культуру родителей в деле воспитания детей можно определить как меру и способ творческой самореализации личности каждого из родителей в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении детьми. В этом смысле в составе управленческой культуры родителей можно выделить аксиологические, технологические и личностно-творче-ские компоненты.

Аксиологический компонент управленческой культуры родителей образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих явно выраженные значение и смысл в руководстве и управлении поведением детей в семье. В процессе управленческой деятельности родители усваивают новые теории и концеп-

ции управления, овладевают умениями и навыками и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности оценивают и применяют их как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции выступают в качестве руководящих управленческо-педагогических ценностей или воспитательных установок. При этом семейные ценности и установки должны органично сочетаться с общенациональными, которые нашли отражение в концепции модернизации образования в нашей стране.

Концепция модернизации образования в Таджикистане подчеркивает исключительную роль родителей в решении задач воспитания. Мы в нашей республике стремимся органично сочетать национальные традиции сплоченной и, как правило, многодетной семьи с современным содержанием и формами семейной жизни, где в гендерных и межвозрастных взаимоотношениях преодолеваются, а в главном - уже преодолены пережитки авторитарного жизнеустройства, а на их место встали взаимные забота и понимание, уважение и доверие.

Отдавая должное веяниям времени, мы высоко ценим сложившиеся в таджикских семьях традиции воспитания детей. Традиции эти возникли на основе обычаев. Обычаи строго регламентировали поступки

и способствовали выработке у детей определенных привычек в социальном общении. Традиции и обычаи выступали как две взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Если обычаи передавали детям конкретные образцы поступков, действий, то традиции формировали такие социально значимые качества, как дисциплинированность, исполнительность, честность, а также трудовые навыки и умения. На современном этапе развития таджикского общества и таджикской семьи принципиально сохранить все лучшее в традициях семейного воспитания, соединив традиции с современным, устремленным в будущее семейным укладом.

Родители в процессе жизнедеятельности ребенка используют по отношению к нему обширный арсенал стилей семейного воспитания. И дело здесь в том, что на практике семейное воспитание не может не учитывать конкретных обстоятельств, сложившихся в момент воспитательных действий. При этом стили воспитательных воздействий могут существенно изменяться в зависимости от отношений в семье, ее уникальной истории и планов на будущее. Но самое важное в семейном воспитании - это адекватное родительское отношение к ребенку, которое должно неизменно характеризоваться любовью, лаской, уважением и пониманием возрастных

психологических, а также индивидуальных особенностей ребенка.

Анализ современной ситуации в семьях приводит к выводу о том, что успешное решение задач воспитания подрастающих поколений возможно только при объединении усилий родителей и других социальных институтов. Образовательные учреждения по-прежнему остаются важнейшим социальным партнером семьи, обеспечивающим воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Более того, все более очевидна потребность усиления влияния школ и других учебных заведений на семью.

Сложность педагогического руководства семейным воспитанием заключается в том, что каждая семья -это особый, неповторимый и интимный мир, проникновение в который требует высокого педагогического такта, тонкого психологического подхода, деликатности и гибкости, профессионального мастерства. Отсюда вытекает необходимость научного обеспечения взаимодействия семьи и учреждений образования в деле воспитания детей.

Значительный вклад в изучение вопросов воспитания и развития детей раннего и школьного возраста внесли таджикские ученые М. Ашу-ралиев, С. З. Бойматов, Х. Б. Буйда-ков, Н. М. Заробекова, К. Б. Кадыров, И.Х. Каримова, К. Кодиров, М. Лут-фуллоев, Б. Маджидова, А. М. Мира-лиев, А. Нуров, И. Обидов, Х. Рахимов, С. Сулаймони, Ф. А. Ходжиева, Ф. Шарифзода, Д. Шарипова, А. Пах-лавонов, К. Пирлиев, Н. М. Юнусова.

Родительскому (семейному) воспитанию посвящены труды обществоведов, демографов, психологов, юристов Ю. А. Арбатова, В. А. Беловой, А. Г. Тодорского, З. А. Янковой и др. исследователей. Семью и ее роль в воспитании изучали А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлин-ский, Л. С. Алексеева, И. А. Андреев, Н. И. Болдырев, чьи идеи прочно вошли в арсенал таджикской научной мысли. Наконец, нельзя не назвать непреходящие достижения в

решении проблем образования, воспитания и развития личности таких значительных ученых разных исторических эпох, как Я. А. Ко-менский, П. Ф. Лесгафт, И. Г. Пе-сталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушин-ский, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, Х. Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин, Э. Эриксон, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, И. Х. Каримова, Х. Рахимзаде, В. В. Давыдов, Л. С. Славина, В. Г. Афанасьев, Г. П. Кисилева, А. Г. Харчев, Б. Т. Ананьев, Л. И. Божович, К. П. Волков, И. С. Кон, Н. Д. Левитов, А. В. Петровский и многих других педагогов и психологов.

Исследования крупнейших педагогов, психологов по проблемам семейного воспитания свидетельствуют о том, что семья - это целостный организм, сложная система образования и воспитания, и рассматривать ее необходимо только с точки зрения комплексного подхода. Под воздействием изменений в обществе, хозяйственной и культурной жизни семья не только подвергается значительным преобразованиям, но и доказывает свою жизнен-

ную силу и неиссякаемую способность приспособления к переменам. Причина этого заключается в том, что семья располагает уникальными возможностями удовлетворения широкого диапазона как биологических, так и духовных потребностей человека.

В каждой семье любят человека за то, что он есть. Свою семью каждый человек воспринимает как собственное продолжение, а себя - как неотъемлемую часть семьи. В широком смысле слова мы по праву считаем единой семьей и весь трудолюбивый и талантливый народ Таджикистана. А это значит, что и семейное воспитание во многих отношениях имеет универсальное значение и содержание.

Подводя итоги сказанному, отметим, что в Республике Таджикистан целенаправленно решаются задачи создания благоприятных социально-педагогических условий для повышения эффективности семейного воспитания. Этим задачам уделяется постоянное внимание со стороны органов власти и управления. Они решаются учебными заведени-

ями всех типов, прежде всего общеобразовательными и дошкольными. Ведется работа по научному обеспечению семейного воспитания. Но самое главное состоит в том, что в последнее время наглядно ощутим рост педагогической и общей культуры самих родителей.

В то же самое время мы не можем и не должны считать проблемы семейного воспитания решенными раз и навсегда. Их природа такова, что они на каждом витке развития общества воспроизводятся в новой форме, а подчас и с новым содержанием. Приходится сказать и о том, что часть проблем семейного воспитания в Таджикистане еще даже и не поставлена, а значит, и об успехах в их решении не приходится и говорить. Назову здесь только проблему семейного воспитания детей, формирующихся в условиях цифровой среды. Между тем представители поколения Y уже вступают в самостоятельную жизнь. Так что перед всеми исследователями и практическими деятелями семейного воспитания простирается необозримый фронт работ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афгонов М. М. Роль педагогических идей академика М. Лутфуллоева в модернизации национальной школы. Душанбе: Ирфон. 2011. 260 с.

2. Ашуралиев М. И. Нравственное воспитание учащихся на традициях таджикского народа. Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Душанбе. 2007. 24 с.

3. Бартольд В. В. Культура мусульманства. Собр. соч. Т. 4. М.: 1966. 182 с.

4. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? // Музыкальное искусство как средство эстетического воспитания. М.: Прогресс. 1991. 154 -156 с.

5. Давлатшоев И. Развитие сотрудничества школы, семьи и общества в духовном воспитании школьников: метод. пособие. Душанбе. 2015. 160 с

6. Ибн Сино. Рисолаи тадбири манзил (Трактат разумного устройства жилья). Перевод с арабского на фарси М. Н. Занджани. Тегеран. 1319-х. С. 5.

7. Каримова И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Душанбе ТГПУ, 2000. 44 с.

LITERATURA

1. AfgonovM. M. RoL" pedagogicheskix idej akademika M. Lutfulloeva v modernizacii nacionaL'noj shkoly'. Dushanbe: Irfon. 2011. 260 s.

2. AshuralievM. I. Nravstvennoe vospitanie uchashhixsya na tradiciyax tadzhikskogo naroda. Avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. Dushanbe. 2007. 24 s.

3. Bartol'd V V Kul'tura musul'manstva. Sobr. soch. T. 4. M.: 1966. 182 s.

4. Volkova E. Trudny'e deti ili trudny'e roditeli?// Muzy'kal'noe iskusstvo kak sredstvo e'steticheskogo vospitaniya. M.: Progress. 1991. 154 -156 s.

5. Davlatshoev I. Razvitie sotrudnichestva shkoly', sem'i i obshhestva v duxovnom vospitanii shkol'nikov: metod. posobie. Dushanbe. 2015.160 s.

6. Ibn Sino. Risolai tadbiri manzil (Traktat razumnogo ustrojstva zhil'ya). Perevod s arabskogo na farsi M. N. Zandzhani. Tegeran. 1319 x. S.5.

7. Karimova I. X. Teoreticheskie osnovy' gumanizacii gumanitarnogo obrazovaniya uchashhixsya tadzhikskoj shkoly": Avtoref. dis.... d-ra ped. nauk. Dushanbe TGPU, 2000. 44 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.