Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия успешной адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума (на примере студентов вуза)'

Социально-педагогические условия успешной адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума (на примере студентов вуза) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ / GRADUATING STUDENTS OF RURAL SCHOOLS / SOCIAL-PEDAGOGICAL TERMS OF ADAPTATION OF GRADUATING STUDENTS OF RURAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова А. А.

В статье рассматривается группа молодежи выпускники сельских школ. Выявлены социально-педагогические условия успешной адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially-pedagogical conditions of successful adaptation of graduates of rural schools to conditions of city society (on example of students of high school)

The group of young people graduating students of rural schools is considered in the article. Socialpedagogical terms of successful adaptation of graduating students of rural schools to the terms of city society are revealed.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия успешной адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума (на примере студентов вуза)»

тарной направленностью их будущей профессиональной деятельности.

2. Профессиональные выборы студентов 1 курса медицинского вуза обусловлены в большей степени системой личностных смыслов, связанных с высоким статусом и социальной ролью их будущего профессионального «Я», тогда как интерес к профессиональной деятельности врача и гуманитарные ценности не являются доминантами в системе их личностных диспозиций.

1. Равкин 3.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5. С. 87-90.

2. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. 1996. № 4. С. 15.

3. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 2008.

4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 2007.

Поступила в редакцию 20.07.2009 г.

Veretelnikova Yu.Ya. Humanitarian values in the personal disposition system of medical students. The article views the peculiarities of the value-notional sphere of the first-year medical students’ personality as the factors for modeling psychological pedagogical forming conditions of humanitarian values of the future doctors’ professional culture.

Key words: humanistic paradigm; humanitarian values; professional culture; value-notional system of personality.

УДК 371.3+370/371

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К УСЛОВИЯМ ГОРОДСКОГО СОЦИУМА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА)

© А.А. Ермакова

В статье рассматривается группа молодежи - выпускники сельских школ. Выявлены социальнопедагогические условия успешной адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума.

Ключевые слова: выпускники сельских школ; социально-педагогические условия адаптации выпускников сельских школ.

Объектом нашего исследования являются выпускники сельских школ, которых мы характеризуем как социально-демографическую группу молодежи, обладающую социальными и психолого-педагогическими особенностями, сформированными спецификой сельского социума.

Главным в адаптационной работе с данной группой молодежи является создание таких социально-педагогических условий в городских вузах, которые способствуют наиболее быстрому вхождению выпускников сельских школ в новую социальную среду (город, вуз) и успешному функционированию в ней.

Под социально-педагогическими условиями в нашем исследовании понимается совокупность объективных и субъективных

факторов, детерминирующих характер протекания и результат педагогического процесса.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, собственного опыта работы с данной группой молодежи на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, а также Орловской региональной академии государственной службы (Тамбовский филиал ОРАГС) позволил нам сделать вывод о том, что успешность адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума будет возможна при соблюдении следующих социально-педагогических условий:

- проведение с абитуриентами вуза консультативно-профориентационной работы, способствующей уяснению требований к

личностным качествам студента городского вуза, нормам, правилам обучения;

- формирование у первокурсников из числа выпускников сельских школ учебной мотивации, предполагающей стремление и усвоение городских норм жизнедеятельности;

- обучение навыкам самостоятельной учебной работы в городских условиях проживания (общежития, на съемной квартире) и приемам рациональной организации самоподготовки. Подготовка методических указаний и рекомендаций для учителей сельских школ, преподавателей городских вузов, кураторов учебных групп, воспитателей общежитий для работы с выпускниками сельских школ, а также «Памятки первокурснику», с целью обучения выпускников сельских школ наиболее эффективным стратегиям подготовки к экзаменам в городских условиях проживания;

- включение первокурсников из числа выпускников сельских школ в систему студенческого самоуправления в вузе;

- индивидуальная социально-педагогическая помощь выпускникам сельских школ, испытывающим особые трудности в адаптации к условиям городского социума.

Рассмотрим эти условия подробнее.

Одно социально-педагогическое условие является предпосылкой, т. е. предварительным условием успешной адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума. Этим условием является проведение с абитуриентами вуза, из числа выпускников сельских школ, консультативнопрофориентационной работы, способствующей уяснению требований к личностным качествам студента городского вуза, нормам, правилам обучения.

Как отмечают исследователи А.Ю. Жива-га, Н.Н. Захаров, М.М. Пархоменко, В.А. Поляков, И.Т. Сенченко, консультативно-профориентационная работа является частью профориентации, которая трактуется по-разному.

Несмотря на многообразие трактовок рассматриваемого понятия, мы определили термин «профессиональная ориентация» как целенаправленную социально -психологическую и педагогическую деятельность, направленную на подготовку молодежи к сознательному и обоснованному выбору профессии, в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, а также общест-

венными потребностями в определенных профессиях, и представляющую собой единство практической деятельности и междисциплинарной теории.

Консультативно-профориентационная работа, как показывает опыт исследования по проблеме, осуществляется в несколько этапов.

Первый этап консультативно-профориентационной работы проводится в сельских школах. Эта работа способствует разносторонней осведомленности абитуриентов и их родителей об организации обучения в городском вузе; обеспечивает осознанный подход абитуриентов к выбору учебного заведения, что, в свою очередь, в дальнейшем облегчает процесс адаптации учащихся к новым условиям жизнедеятельности. Получив объективную информацию об особенностях жизни и обучения в городском социуме, выпускники сельских школ имеют возможность оценить свои возможности, способности, подтвердить или опровергнуть свои ожидания и взвешенно принять решение о целесообразности поступления в данное учебное заведение.

Второй этап консультативно-профориентационной работы осуществляется в вузе. Например, на базе Орловской региональной академии государственной службы (Тамбовский филиал ОРАГС) консультативно-профориентационная работа осуществляется посредством бесед, лекций, публикаций; мероприятий, проводимых в индивидуальной и групповой формах (консультирование); рекламы определенной профессии по радио и телевидению; оформления стенда для абитуриентов; выпуска рекламных проспектов, буклетов, брошюр, плакатов о ней.

Этот факт позволяет выделить еще одно социально-педагогическое условие успешной адаптации выпускников сельских школ - формирование у первокурсников из числа выпускников сельских школ учебной мотивации, предполагающей стремление и усвоение городских норм жизнедеятельности.

Проблема мотива в научных исследованиях рассматривается как:

- осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ, желательных условий деятельности;

- осознанное, являющееся свойством личности побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании).

А. А. Дикарева, Н.И. Мирская, В.Г. Под-марков считают, что именно мотивом объясняется то или иное действие человека для достижения цели, выбора путей и способов ее реализации.

Успешность учебной деятельности немыслима без активности самого субъекта, поэтому равноправной по значимости задачей обучения в вузе является управление мотивационной сферой личности, пробуждение интереса к учебной деятельности, повышение ответственности личности, внутренней дисциплины через самоорганизацию личности в процессе социальной адаптации.

Повышение мотивации к системному учебному труду, стимулирование интереса к изучаемым дисциплинам является необходимым педагогическим условием, позитивно влияющим на уровень адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума в довузовский и вузовский периоды.

Социально-педагогическим условием

успешной адаптации выпускников сельских школ является их обучение навыкам самостоятельной учебной работы в городских условиях проживания (общежития, на съемной квартире) и приемам рациональной организации самоподготовки. Подготовка методических указаний и рекомендаций для учителей сельских школ, преподавателей городских вузов, кураторов учебных групп, воспитателей общежитий для работы с выпускниками сельских школ, а также «Памятки первокурснику», направленных на обеспечение адаптации студентов из числа выпускников сельских школ к условиям городского социума.

Разработаны методические указания и рекомендации для учителей сельских школ, преподавателей городских вузов, кураторов учебных групп, воспитателей общежитий. Цель методических указаний и рекомендаций - систематизировать и оптимизировать социально-педагогическую работу учителей сельских школ, преподавателей городских вузов, кураторов учебных групп, воспитателей общежитий со студентами из группы «выпускники сельских школ». Успех этой работы в значительной степени обусловлен четким определением и выполнением функциональных обязанностей каждого из участников педагогического процесса в вузе - социальным педагогом, кураторами учебных

групп, воспитателями общежитий, психологами и общественными организациями.

Эффективным методом поддержки данной группе молодежи является разработка методических рекомендаций «Памятки первокурснику», с целью обучения выпускников сельских школ наиболее эффективным стратегиям подготовки к экзаменам в городских условиях проживания (в общежитии, на съемной квартире).

Под самостоятельной учебной работой понимается форма организации теоретического обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности. Она является одним из важнейших средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе. Самостоятельная учебная работа в этом значении осуществляется как в ходе урочных занятий, так и во внеурочное время, включает работу с учебной и справочной литературой, конкурсное выполнение заданий и т. п.

Как показывает практика, самостоятельная учебная деятельность учащихся первого курса из числа выпускников сельских школ формируется преимущественно стихийно, бессистемно и сопровождается значительным падением успеваемости, низкой удовлетворенностью учебной деятельностью, существенными затруднениями общеучебного характера. В большинстве случаев студенты, вчерашние сельские школьники, не обладают элементарными навыками самостоятельной работы с научной литературой, затрудняются в написании рефератов, курсовых и контрольных работ. Студенты из числа выпускников сельских школ, включенные в новые для них формы учебной вузовской деятельности, испытывают основные сложности в организации этой деятельности. Подготовка и проведение факультативов по формированию навыков учебной и научной деятельности, подготовка методических указаний по написанию курсовых, контрольных работ, рефератов и дипломных проектов, входит в разработанную нами «Памятку первокурснику».

Методические указания «Памятки первокурснику» знакомят первокурсников с правилами обучения, правами и обязанностями студентов, организацией учебно-воспитательного процесса и его структурой. Рассматриваются методические аспекты работы на лекциях, семинарских занятиях, а

также специфика подготовки и сдачи зачетов и экзаменов, даются практические советы по организации научно-исследовательской и самостоятельной работы.

Сформированные с помощью методических указаний навыки и умения научной организации учебного труда, самоорганизации, саморегулирования и самоконтроля позволят первокурсникам из числа выпускников сельских школ более успешно адаптироваться к новым условиям обучения.

Социально-педагогическим условием

успешной адаптации выпускников сельских школ является включение первокурсников из числа выпускников сельских школ в систему студенческого самоуправления в вузе.

Как отмечает А.В. Мудрик, самоуправление - решение вопросов жизнедеятельности воспитательной организации и (или) первичных коллективов их членами в рамках полномочий, делегированных руководителями [1].

Эффективное самоуправление предполагает участие большей части членов коллектива в выборе целей жизнедеятельности, в определении путей их достижения, в организации и осуществлении жизнедеятельности, а также в ее анализе и оценке, в результате чего между ними создаются отношения ответственной зависимости.

Самоуправление представляет собой часть общего управления учебно-воспитательным процессом в вузе. То есть студенческое самоуправление - форма и способ жизнедеятельности студенческих коллективов, соединение самодеятельности, инициативы, активности студентов в обеспечении деятельности вуза, в реализации целей, стоящих перед ними. Студенческое самоуправление существует и формируется в рамках вузовского самоуправления [2].

Включение выпускников сельских школ в систему студенческого самоуправления имеет особое значение для их адаптации к обучению и жизнедеятельности в городе, т. к.:

- способствует наиболее быстрому вхождению в студенческий коллектив;

- помогает самораскрытию, самореализации, самоутверждению личности в условиях городского социума;

- через систему личных поручений первокурсники учатся планировать свою

деятельность, рационально использовать время и место, вести учет результатов своей работы;

- осваивают деловое и неформальное общение со сверстниками, старшекурсниками, взрослыми на равной основе, что, в свою очередь, создает атмосферу доверия и взаимопонимания в вузе;

- способствует реализации их потребностей во внеурочной деятельности, досуге в условиях городского социума;

- каждый первокурсник, приобщаясь к совместным делам, проектам, осваивает нормы жизнедеятельности городского социума, т. к. основой самоуправления являются общественное мнение и твердо установившиеся традиции.

Социально-педагогическим условием

успешной адаптации выпускников сельских школ является индивидуальная социальнопедагогическая помощь выпускникам сельских школ, испытывающим особые трудности в адаптации к условиям городского социума.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия индивиду в решении проблем, создания специальных педагогических ситуаций в жизнедеятельности для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, стимулирования саморазвития. Она способствует преодолению трудностей, приобретению индивидом позитивного опыта, способствует самостоятельному решению им своих проблем.

Индивидуальная социально-педагоги-

ческая помощь выпускникам сельских школ в условиях городского социума рассматривается как вариант педагогической помощи -определенной системы средств и мер, обеспечивающих самореализацию выпускников в различных видах деятельности: социальнобытовой, учебной, профессиональной, досуговой.

Социально-педагогическая работа в условиях вуза должна осуществляться социальным педагогом, психологом, преподавателями, кураторами учебных групп, работников общежитий. Она предполагает своевременное выявление проблем каждого учащегося, проведение последовательной работы по устранению причин, вызывающих трудности в адаптации, и активизацию сил само-

го выпускника для преодоления возникших проблем.

Таким образом, социально-педагогическая работа в условиях городского вуза -это интегративная, междисциплинарная профессиональная деятельность, направленная на обеспечение позитивной адаптации выпускников сельских школ средствами поддержки, активизации потенциала собственных возможностей личности в решении возникших проблем, гармонизации отношений в микросоциуме (учебной группе, в общежитии, на съемной квартире).

Именно при соблюдении рассмотренных нами социально-педагогических условий достигается воспитание адаптированной личности выпускника сельской школы в условиях городского социума и взращивание профессионала, способного влиять на процессы изменения в обществе.

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М., 2005. С. 137.

2. Кураторская деятельность преподавателя вуза: день за днем / под ред. Н.И. Тихоненко-ва. Волгоград, 2004. С. 22.

Поступила в редакцию 10.07.2009 г.

Ermakova A.A. Socially-pedagogical conditions of successful adaptation of graduates of rural schools to conditions of city society (on example of students of high school). The group of young people - graduating students of rural schools is considered in the article. Social-pedagogical terms of successful adaptation of graduating students of rural schools to the terms of city society are revealed.

Key words: graduating students of rural schools; social-pedagogical terms of adaptation of graduating students of rural schools.

УДК З7З.1

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ

© М.С. Таранов

В статье представлены анализ существующих подходов к проблеме интеграции обучения физике и информатике, условия и методика обучения в форме интегрированных модулей на основе информационно-энергетического дуализма в познании и обучении.

Ключевые слова: интегрированное обучение; межпредметные понятия; интегрированный учебный модуль.

Реализация метазнаниевой концепции нового образовательного стандарта в условиях информатизации образования, повышения требований к качеству знаний и формирования профессиональной культуры самообучения невозможна в формате традиционного монопредметного обучения, не позволяющего, в частности, обеспечить интеграцию научных знаний на современном уровне. Возникает проблема эффективного интегрированного обучения, по крайней мере, на профильном уровне школы, в форме интегрированных курсов, блоков практического и теоретического полипредметного содержания. Опыт проектной технологии (Д. Дьюи, К. Килпатрик, П. Эрдниев) должен быть уточнен и обновлен в контексте современных требований и

условий реализации концепции деятельностного обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др.). Данная задача в отношении обучения физике и информатике в профильной физикоматематической школе актуальна вследствие: а) внедрения в учебный процесс аппаратно-программных комплексов (LabView, Nova, Архимед) для проведения физического эксперимента на качественно новом уровне непосредственного обучения физике как экспериментальной науке, с анализом, визуализацией массивов физических данных эмпирических явлений и лабораторных процессов, ранее недоступных экспериментальной проверке; б) необходимости включения в курс физики основ реального (на основе не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.