тарной направленностью их будущей профессиональной деятельности.
2. Профессиональные выборы студентов 1 курса медицинского вуза обусловлены в большей степени системой личностных смыслов, связанных с высоким статусом и социальной ролью их будущего профессионального «Я», тогда как интерес к профессиональной деятельности врача и гуманитарные ценности не являются доминантами в системе их личностных диспозиций.
1. Равкин 3.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5. С. 87-90.
2. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. 1996. № 4. С. 15.
3. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 2008.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 2007.
Поступила в редакцию 20.07.2009 г.
Veretelnikova Yu.Ya. Humanitarian values in the personal disposition system of medical students. The article views the peculiarities of the value-notional sphere of the first-year medical students’ personality as the factors for modeling psychological pedagogical forming conditions of humanitarian values of the future doctors’ professional culture.
Key words: humanistic paradigm; humanitarian values; professional culture; value-notional system of personality.
УДК 371.3+370/371
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К УСЛОВИЯМ ГОРОДСКОГО СОЦИУМА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА)
© А.А. Ермакова
В статье рассматривается группа молодежи - выпускники сельских школ. Выявлены социальнопедагогические условия успешной адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума.
Ключевые слова: выпускники сельских школ; социально-педагогические условия адаптации выпускников сельских школ.
Объектом нашего исследования являются выпускники сельских школ, которых мы характеризуем как социально-демографическую группу молодежи, обладающую социальными и психолого-педагогическими особенностями, сформированными спецификой сельского социума.
Главным в адаптационной работе с данной группой молодежи является создание таких социально-педагогических условий в городских вузах, которые способствуют наиболее быстрому вхождению выпускников сельских школ в новую социальную среду (город, вуз) и успешному функционированию в ней.
Под социально-педагогическими условиями в нашем исследовании понимается совокупность объективных и субъективных
факторов, детерминирующих характер протекания и результат педагогического процесса.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, собственного опыта работы с данной группой молодежи на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, а также Орловской региональной академии государственной службы (Тамбовский филиал ОРАГС) позволил нам сделать вывод о том, что успешность адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума будет возможна при соблюдении следующих социально-педагогических условий:
- проведение с абитуриентами вуза консультативно-профориентационной работы, способствующей уяснению требований к
личностным качествам студента городского вуза, нормам, правилам обучения;
- формирование у первокурсников из числа выпускников сельских школ учебной мотивации, предполагающей стремление и усвоение городских норм жизнедеятельности;
- обучение навыкам самостоятельной учебной работы в городских условиях проживания (общежития, на съемной квартире) и приемам рациональной организации самоподготовки. Подготовка методических указаний и рекомендаций для учителей сельских школ, преподавателей городских вузов, кураторов учебных групп, воспитателей общежитий для работы с выпускниками сельских школ, а также «Памятки первокурснику», с целью обучения выпускников сельских школ наиболее эффективным стратегиям подготовки к экзаменам в городских условиях проживания;
- включение первокурсников из числа выпускников сельских школ в систему студенческого самоуправления в вузе;
- индивидуальная социально-педагогическая помощь выпускникам сельских школ, испытывающим особые трудности в адаптации к условиям городского социума.
Рассмотрим эти условия подробнее.
Одно социально-педагогическое условие является предпосылкой, т. е. предварительным условием успешной адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума. Этим условием является проведение с абитуриентами вуза, из числа выпускников сельских школ, консультативнопрофориентационной работы, способствующей уяснению требований к личностным качествам студента городского вуза, нормам, правилам обучения.
Как отмечают исследователи А.Ю. Жива-га, Н.Н. Захаров, М.М. Пархоменко, В.А. Поляков, И.Т. Сенченко, консультативно-профориентационная работа является частью профориентации, которая трактуется по-разному.
Несмотря на многообразие трактовок рассматриваемого понятия, мы определили термин «профессиональная ориентация» как целенаправленную социально -психологическую и педагогическую деятельность, направленную на подготовку молодежи к сознательному и обоснованному выбору профессии, в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, а также общест-
венными потребностями в определенных профессиях, и представляющую собой единство практической деятельности и междисциплинарной теории.
Консультативно-профориентационная работа, как показывает опыт исследования по проблеме, осуществляется в несколько этапов.
Первый этап консультативно-профориентационной работы проводится в сельских школах. Эта работа способствует разносторонней осведомленности абитуриентов и их родителей об организации обучения в городском вузе; обеспечивает осознанный подход абитуриентов к выбору учебного заведения, что, в свою очередь, в дальнейшем облегчает процесс адаптации учащихся к новым условиям жизнедеятельности. Получив объективную информацию об особенностях жизни и обучения в городском социуме, выпускники сельских школ имеют возможность оценить свои возможности, способности, подтвердить или опровергнуть свои ожидания и взвешенно принять решение о целесообразности поступления в данное учебное заведение.
Второй этап консультативно-профориентационной работы осуществляется в вузе. Например, на базе Орловской региональной академии государственной службы (Тамбовский филиал ОРАГС) консультативно-профориентационная работа осуществляется посредством бесед, лекций, публикаций; мероприятий, проводимых в индивидуальной и групповой формах (консультирование); рекламы определенной профессии по радио и телевидению; оформления стенда для абитуриентов; выпуска рекламных проспектов, буклетов, брошюр, плакатов о ней.
Этот факт позволяет выделить еще одно социально-педагогическое условие успешной адаптации выпускников сельских школ - формирование у первокурсников из числа выпускников сельских школ учебной мотивации, предполагающей стремление и усвоение городских норм жизнедеятельности.
Проблема мотива в научных исследованиях рассматривается как:
- осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ, желательных условий деятельности;
- осознанное, являющееся свойством личности побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании).
А. А. Дикарева, Н.И. Мирская, В.Г. Под-марков считают, что именно мотивом объясняется то или иное действие человека для достижения цели, выбора путей и способов ее реализации.
Успешность учебной деятельности немыслима без активности самого субъекта, поэтому равноправной по значимости задачей обучения в вузе является управление мотивационной сферой личности, пробуждение интереса к учебной деятельности, повышение ответственности личности, внутренней дисциплины через самоорганизацию личности в процессе социальной адаптации.
Повышение мотивации к системному учебному труду, стимулирование интереса к изучаемым дисциплинам является необходимым педагогическим условием, позитивно влияющим на уровень адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума в довузовский и вузовский периоды.
Социально-педагогическим условием
успешной адаптации выпускников сельских школ является их обучение навыкам самостоятельной учебной работы в городских условиях проживания (общежития, на съемной квартире) и приемам рациональной организации самоподготовки. Подготовка методических указаний и рекомендаций для учителей сельских школ, преподавателей городских вузов, кураторов учебных групп, воспитателей общежитий для работы с выпускниками сельских школ, а также «Памятки первокурснику», направленных на обеспечение адаптации студентов из числа выпускников сельских школ к условиям городского социума.
Разработаны методические указания и рекомендации для учителей сельских школ, преподавателей городских вузов, кураторов учебных групп, воспитателей общежитий. Цель методических указаний и рекомендаций - систематизировать и оптимизировать социально-педагогическую работу учителей сельских школ, преподавателей городских вузов, кураторов учебных групп, воспитателей общежитий со студентами из группы «выпускники сельских школ». Успех этой работы в значительной степени обусловлен четким определением и выполнением функциональных обязанностей каждого из участников педагогического процесса в вузе - социальным педагогом, кураторами учебных
групп, воспитателями общежитий, психологами и общественными организациями.
Эффективным методом поддержки данной группе молодежи является разработка методических рекомендаций «Памятки первокурснику», с целью обучения выпускников сельских школ наиболее эффективным стратегиям подготовки к экзаменам в городских условиях проживания (в общежитии, на съемной квартире).
Под самостоятельной учебной работой понимается форма организации теоретического обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности. Она является одним из важнейших средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе. Самостоятельная учебная работа в этом значении осуществляется как в ходе урочных занятий, так и во внеурочное время, включает работу с учебной и справочной литературой, конкурсное выполнение заданий и т. п.
Как показывает практика, самостоятельная учебная деятельность учащихся первого курса из числа выпускников сельских школ формируется преимущественно стихийно, бессистемно и сопровождается значительным падением успеваемости, низкой удовлетворенностью учебной деятельностью, существенными затруднениями общеучебного характера. В большинстве случаев студенты, вчерашние сельские школьники, не обладают элементарными навыками самостоятельной работы с научной литературой, затрудняются в написании рефератов, курсовых и контрольных работ. Студенты из числа выпускников сельских школ, включенные в новые для них формы учебной вузовской деятельности, испытывают основные сложности в организации этой деятельности. Подготовка и проведение факультативов по формированию навыков учебной и научной деятельности, подготовка методических указаний по написанию курсовых, контрольных работ, рефератов и дипломных проектов, входит в разработанную нами «Памятку первокурснику».
Методические указания «Памятки первокурснику» знакомят первокурсников с правилами обучения, правами и обязанностями студентов, организацией учебно-воспитательного процесса и его структурой. Рассматриваются методические аспекты работы на лекциях, семинарских занятиях, а
также специфика подготовки и сдачи зачетов и экзаменов, даются практические советы по организации научно-исследовательской и самостоятельной работы.
Сформированные с помощью методических указаний навыки и умения научной организации учебного труда, самоорганизации, саморегулирования и самоконтроля позволят первокурсникам из числа выпускников сельских школ более успешно адаптироваться к новым условиям обучения.
Социально-педагогическим условием
успешной адаптации выпускников сельских школ является включение первокурсников из числа выпускников сельских школ в систему студенческого самоуправления в вузе.
Как отмечает А.В. Мудрик, самоуправление - решение вопросов жизнедеятельности воспитательной организации и (или) первичных коллективов их членами в рамках полномочий, делегированных руководителями [1].
Эффективное самоуправление предполагает участие большей части членов коллектива в выборе целей жизнедеятельности, в определении путей их достижения, в организации и осуществлении жизнедеятельности, а также в ее анализе и оценке, в результате чего между ними создаются отношения ответственной зависимости.
Самоуправление представляет собой часть общего управления учебно-воспитательным процессом в вузе. То есть студенческое самоуправление - форма и способ жизнедеятельности студенческих коллективов, соединение самодеятельности, инициативы, активности студентов в обеспечении деятельности вуза, в реализации целей, стоящих перед ними. Студенческое самоуправление существует и формируется в рамках вузовского самоуправления [2].
Включение выпускников сельских школ в систему студенческого самоуправления имеет особое значение для их адаптации к обучению и жизнедеятельности в городе, т. к.:
- способствует наиболее быстрому вхождению в студенческий коллектив;
- помогает самораскрытию, самореализации, самоутверждению личности в условиях городского социума;
- через систему личных поручений первокурсники учатся планировать свою
деятельность, рационально использовать время и место, вести учет результатов своей работы;
- осваивают деловое и неформальное общение со сверстниками, старшекурсниками, взрослыми на равной основе, что, в свою очередь, создает атмосферу доверия и взаимопонимания в вузе;
- способствует реализации их потребностей во внеурочной деятельности, досуге в условиях городского социума;
- каждый первокурсник, приобщаясь к совместным делам, проектам, осваивает нормы жизнедеятельности городского социума, т. к. основой самоуправления являются общественное мнение и твердо установившиеся традиции.
Социально-педагогическим условием
успешной адаптации выпускников сельских школ является индивидуальная социальнопедагогическая помощь выпускникам сельских школ, испытывающим особые трудности в адаптации к условиям городского социума.
Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия индивиду в решении проблем, создания специальных педагогических ситуаций в жизнедеятельности для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, стимулирования саморазвития. Она способствует преодолению трудностей, приобретению индивидом позитивного опыта, способствует самостоятельному решению им своих проблем.
Индивидуальная социально-педагоги-
ческая помощь выпускникам сельских школ в условиях городского социума рассматривается как вариант педагогической помощи -определенной системы средств и мер, обеспечивающих самореализацию выпускников в различных видах деятельности: социальнобытовой, учебной, профессиональной, досуговой.
Социально-педагогическая работа в условиях вуза должна осуществляться социальным педагогом, психологом, преподавателями, кураторами учебных групп, работников общежитий. Она предполагает своевременное выявление проблем каждого учащегося, проведение последовательной работы по устранению причин, вызывающих трудности в адаптации, и активизацию сил само-
го выпускника для преодоления возникших проблем.
Таким образом, социально-педагогическая работа в условиях городского вуза -это интегративная, междисциплинарная профессиональная деятельность, направленная на обеспечение позитивной адаптации выпускников сельских школ средствами поддержки, активизации потенциала собственных возможностей личности в решении возникших проблем, гармонизации отношений в микросоциуме (учебной группе, в общежитии, на съемной квартире).
Именно при соблюдении рассмотренных нами социально-педагогических условий достигается воспитание адаптированной личности выпускника сельской школы в условиях городского социума и взращивание профессионала, способного влиять на процессы изменения в обществе.
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М., 2005. С. 137.
2. Кураторская деятельность преподавателя вуза: день за днем / под ред. Н.И. Тихоненко-ва. Волгоград, 2004. С. 22.
Поступила в редакцию 10.07.2009 г.
Ermakova A.A. Socially-pedagogical conditions of successful adaptation of graduates of rural schools to conditions of city society (on example of students of high school). The group of young people - graduating students of rural schools is considered in the article. Social-pedagogical terms of successful adaptation of graduating students of rural schools to the terms of city society are revealed.
Key words: graduating students of rural schools; social-pedagogical terms of adaptation of graduating students of rural schools.
УДК З7З.1
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ
© М.С. Таранов
В статье представлены анализ существующих подходов к проблеме интеграции обучения физике и информатике, условия и методика обучения в форме интегрированных модулей на основе информационно-энергетического дуализма в познании и обучении.
Ключевые слова: интегрированное обучение; межпредметные понятия; интегрированный учебный модуль.
Реализация метазнаниевой концепции нового образовательного стандарта в условиях информатизации образования, повышения требований к качеству знаний и формирования профессиональной культуры самообучения невозможна в формате традиционного монопредметного обучения, не позволяющего, в частности, обеспечить интеграцию научных знаний на современном уровне. Возникает проблема эффективного интегрированного обучения, по крайней мере, на профильном уровне школы, в форме интегрированных курсов, блоков практического и теоретического полипредметного содержания. Опыт проектной технологии (Д. Дьюи, К. Килпатрик, П. Эрдниев) должен быть уточнен и обновлен в контексте современных требований и
условий реализации концепции деятельностного обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др.). Данная задача в отношении обучения физике и информатике в профильной физикоматематической школе актуальна вследствие: а) внедрения в учебный процесс аппаратно-программных комплексов (LabView, Nova, Архимед) для проведения физического эксперимента на качественно новом уровне непосредственного обучения физике как экспериментальной науке, с анализом, визуализацией массивов физических данных эмпирических явлений и лабораторных процессов, ранее недоступных экспериментальной проверке; б) необходимости включения в курс физики основ реального (на основе не-