Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия развития сельских поселений как ресурс местного самоуправления'

Социально-педагогические условия развития сельских поселений как ресурс местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / MUNICIPAL SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROGRAM RURAL SETTLEMENT / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА / SUSTAINABLE RURAL DEVELOPMENT / АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ / DOCUMENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Духина Татьяна Николаевна, Тарасова Светлана Ивановна

Осуществлен анализ ряда муниципальных социально-педагогических программ сельских поселений Ставропольского края, выявлены их общие и специфические характеристики; показана их роль в развитии местного самоуправления на селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Духина Татьяна Николаевна, Тарасова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and pedagogical conditions for the development of rural settlements as a resource of local self-government

The analysis of a number of municipal social and pedagogical programs of rural settlements of the Stavropol Territory is carried out, their general and specific characteristics are revealed; their role in the development of local self-government in the countryside is shown.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия развития сельских поселений как ресурс местного самоуправления»

ЪС

i

lu

S

u uj

<

CI uj

*

36

можно повсеместно организовать полноценный курс латинского языка, требующий преподавателя-специалиста. Однако в минимальных, но необходимых для формирования орфографических навыков объемах, латинским можно заниматься, знакомя учащихся с латинскими и греческими корнями. Такая образовательная программа успешно практикуется в зарубежных европейских школах, в которых проходят занятия по латинской этимологии, интегрированные в курс английского языка [16,113]. Этот опыт было бы полезно заимствовать и в российские образовательные программы.

Вышеизложенное позволяет заключить, что изучение латинского языка в целях коррекции нарушений чтения и письма имеет перспективу и в российском образовании, может способствовать освоению как родного, так и иностранных языков.

Примечания:

1. Кацман Н.Л. Методика преподавания латинского языка. - М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2015. - 239 с.

2. Китаева Н.Н, Николаева И.А. Особенности преодоления дислексии у учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - № 3.3. - С. 59-65.

3. Ancona R. Latin and a Dyslexic Student: An Experience in Teaching // Classical World. - 1982. -№ 76. - P. 33-36.

4. British Dislexia Association. Moderen Foreign Languages. [Electronic resource] // URLihttp:// www.bdadyslexia.org.uk/educator/modern-foreign-languages (accessed: 27.05.2018).

5. Carlisle J. F. Liberman I. Y. Does the study of Latin affect spelling proficiency? // Reading and Writing, 1989, Volume 1, Issue 2. P. 179-191.

6. Downey D., Snyder, L., Hill N. College Students with Dyslexia: Persistent Linguistic Deficits and Foreign

Language Learning // Dyslexia. - 2000. - № 6.2. -P.101-111.

7. Franzini E. Study of the number of students who learn Latin and Greek languages in the world at secondary level education by the University of Leipzig, Humboldt Chair of Digital Humanities, 2014. [Electronic resource] // URL: http://academianut.eu/ wp-content/uploads/2015/05/HumboldtChairDH_ stats14-2.pdf (accessed: 27.05.2018).

8. Grigorenko L. Foreign language acquisition and language-based learning disabilities // Robinson P. (ed.) Individual Differences and Instructed Language Learning. John Benjamins Publishing, 2002. - P. 95112.

9. Hill B. Overwhelmed byWords: Students with Dyslexia and Latin // Bulletin for the Council of University Classical Departments. - 2009. - № 38. - P. 6-9.

10.Hill B. Latin forStudents with Learning Disabilities. Classical Association of the Middle West and South. [Electronic resource] // URL: https://department. monm.edu/classics/cpl/PromotionalMaterials/ Latin%20for%20LD% 20Learners.pdf (accessed: 27.05.2018).

11.Laurence R. Classics and its Dyslexics // Bulletin for the Council of University Classical Departments. -39.-P. 6-10.

12.Loud A. Reading Dyslexia: An Empirical Study for Latin Teachers // Classical Outlook. - 2011. - № 88.2. - P. 48-52.

13.Shahabudin K., Turner J. Enabling Success for Dyslexic Students in Classics // Bulletin for the Council of University Classical Departments. - 38. -P. 10-13.

14.Sternberg R.J. The theory of successful intelligence and its implications for language-aptitude testing // Robinson P. (ed.) Individual Differences and Instructed Language Learning. John Benjamins Publishing. - 2002. - P. 13-43.

15.Thomson M. Dyslexia: The Classics (Latin; Classical Studies). Supporting Learners with Dyslexia in the Secondary Curriculum (Scotland). Great Britain: Dyslexia Scotland, 2013. - 23 p.

16.Yamazaki S, Yamazaki T. A case for teaching Latin etymology in the English language classroom // Japan Hosei University Tama bulletin. - 2007. - № 23. -P. 113-127.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF RURAL SETTLEMENTS AS A RESOURCE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Dukhina Tatyana Nikolaevna, DSc of Sociological sciences, Professor Tarasova Svetlana Ivanovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor

Department of Pedagogy, Psychology and Sociology, Stavropol State Agrarian University, Stavropol

The analysis of a number of municipal social and pedagogical programs of rural settlements of the Stavropol Territory is carried out, their general and specific characteristics are revealed; their role in the development of local self-government in the countryside is shown.

Keywords: local government; municipal social and pedagogical program rural settlement; sustainable rural development; document analysis.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ КАК РЕСУРС МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Осуществлен анализ ряда муниципальных социально-педагогических программ сельских поселений Ставропольского края, выявлены их общие и специфические характеристики; показана их роль в развитии местного самоуправления на селе.

Ключевые слова: местное самоуправление; муниципальная социально-педагогическая программа сельское поселение; устойчивое развитие села; анализ документов.

УДК377.5.14.33 ВАК РФ 13.00.05

©Духина Т.Н., 2018 © Тарасова С.И., 2018

Местное самоуправление в Российской Федерации является одним из важнейших социальных институтов, призванных инициировать и узаконить самоорганизацию населения, в том числе и в сельской местности. Можно заметить, что в России местное самоуправление ассоциируется у большинства населения как раз с органами управления именно на селе.

Множество сельскихтерриторий правомерно рассматривать как социально-территориальную подсистему общества, выполняющую ряд следующих важнейших общенациональных функций:

- производственную функцию, направленную на то, чтобы удовлетворить потребности населения в продовольственных ресурсах; обеспечить пищевую промышленность сырьем, поставляемым лесным, охотничье-промысловым и рыбным хозяйством; а также поставлять другую, несельскохозяйственную продукцию;

- демографическую функцию, цель которой - увеличить демографический потенциал общества (ни для кого не секрет, что сельчане более активно участвуют в воспроизводстве населения, чем горожане);

- трудоресурсную функцию, направленную на то, чтобы обеспечить города страны мигрировавшими из сел работниками (в первую очередь, для того, чтобы занять рабочие места, не востребованные городским населением, а занятые мигрантами из ближнего зарубежья).

- жилищную функцию, направленную на то, чтобы размещать в сельских поселениях жилые дома людей, занятых в городских организациях, а также предоставить им в пользование сельскую социальную и инженерную инфраструктуру;

- пространственно-коммуникационную функцию, направленную на то, чтобы строить и обслуживать дороги, линии электропередач, размещать водопроводы и другие инженерные коммуникации, а также создавать условия для обеспечения сельского населения связью;

- осуществление социального контроля над сельскими территориями, что позволяет поддержать государственную власть и местное самоуправление и обеспечить общественный порядок и безопасность в сельской местности, а также в приграничных зонах.

Если сельские территории будут выполнять указанные функции, то будет соблюдено важнейшее условие для успеха в социально-экономическом развитии страны [3].

В Российской Федерации до сих пор свыше трети населения не урбанизировано, хотя для обеспечения высокотехнологичного сельскохозяйственного производства рабочей силой достаточно 4 -5 % сельского населения (по примеру Нидерландов, США и др.). Нынеш-

ДУХИНА Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор

ТАРАСОВА Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор

кафедра Педагогики, психологии и социологии, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

38

нее село - колоссальный трудовой ресурс для всего народного хозяйства. Необходимо также, чтобы городские организации использовали трудоспособных сельских жителей, проживающих в пригороде. Можно заинтересовать ряд организаций так, чтобы эти городские хозяйствующие субъекты размещали свои филиалы вдали от города и привлекали для работы в них трудоспособное сельское население

Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации должны быть разработаны региональные и муниципальные социально-педагогические программы развития сельских территорий. Основой разработки таких программ должны стать стратегии социально-экономического развития сельских поселений, которые определяют потенциал сельского поселения и перспективы его социально-экономического развития. Стратегии социально-экономического развития сельских поселений должны содержать меры по повышению потенциала сельских поселений и развитию их социально-экономического положения [3].

Муниципальные социально-педагогические программы - важнейшие документы в стратегическом планировании, содержащие комплексы запланированных мероприятий; в них взаимоувязаны задачи, сроки реализации, исполнители и ресурсы, обеспечивающие наибольшую эффективность достижения цели и ускоренное социально-экономическое развитие муниципальных образований [12].

Муниципальные социально-педагогические целевые программы представляют из себя комплексы, включающие социально-экономические, организационно-хозяйственные и другие мероприятия, эффективно решающие в случае их реализации экономические, экологические, социальные и иные проблемы, стоящие перед муниципальными образованиями. Муниципальная социально-педагогическая целевая программа может быть текущей и перспективной и являться составной частью соответствующего долгосрочного плана. Муниципальное социально-педагогическое образование формирует из своего бюджета фонд развития, куда включаются расходы на целевые программы.

Свод проблемных муниципальных социально-педагогических целевых программ может иметь разные направления, они разрабатываются с целью:

- создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат;

- провести ряд нормативно-правовых преобразований;

- сформировать благоприятный социальный климат, обеспечивающий здоровый образ жизни сельских жителей и их успешную деятельность;

- оздоровить окружающую среду и предупредить чрезвычайные ситуации;

- содействовать процессу реформирования промышленности, развивать социальную инфраструктуру, транспорт, связь и обеспечить бесперебойную работу ЖКХ;

- развивать межрегиональные и международные связи муниципальных образований и т.п.

В состав социальных программ включаются мероприятия: по развитию и техническому переоснащению учреждений охраны здоровья; по развитию служб, курирующих материнство и детство; направленные на борьбу и ликвидацию социально опасных заболеваний; по привлечению капиталовложений, развивающих материальную базу образовательных организаций; по строительству и техническому переоснащению учреждений культуры, физкультурных и спортивных центров и т.д.

Авторы статьи "Оценка эффективности реализации региональных и муниципальных социально-педагогических программ" пишут, что благодаря региональным и муниципальным социально-педагогическим целевым программам ныне решается ряд важных задач, стоящих перед социальной сферой, развивается жилищное и дорожное строительство, образование, здравоохранение и др. Муниципальные целевые программы характеризуются краткосрочностью, конкретностью задач, решаемых с помощью программных мер, измеримостью результата, а также высокой мотивацией ряда сотрудников, гарантирующей достижение цели [4,41].

В рамках социологического исследования, осуществленного методом анализа документов и направленного на сравнение муниципальных программ социально-экономического развития сельских муниципальных образований Ставропольского края, нами был проведен анализ содержания ряда муниципальных программ,утвержденных постановлениями исполнительных органов власти следующих муниципальных образований края, в том числе Грачёвского муниципального района; Краснозоринского сельсовета Новоалександровского района; Куликово-Копанского сельсовета Туркменского района; села Бурлацкое Благодарненского района; Курского сельсовета Курского района; села Апексеевское Благодарненского района.

Анализ показал, что программы имеют типовую форму, включающую в обязательном порядке паспорт программы. Структурные элементы паспорта несколько варьируются при наличии ряда обязательных элементов:

- наименование программы (во всех паспортах);

- основание для ее разработки (во всех, кроме одного);

- муниципальный заказчик программы, ее разработчик, исполнители программы и субъект контроля, которыми в одном лице (за небольшими исключениями) выступает исполнительный орган власти муниципального образования;

- цель и задачи программы; в муниципальных программах ряда муниципальных образований - только цель, разбиваемая на подпункты, задачи программы не указаны, например, в паспортах села Алексеевское Благодарненс-кого района и села Бурлацкое Благодарненс-кого района;

- целевые показатели (индикаторы), формулировка которых зависит от направленности программы, отраженной в ее наименовании, и от цели программы, приведены только в программе Грачёвского муниципального района;

- сроки и этапы реализации программы (в отдельных программах - указаны только сроки);

- перечень подпрограмм (приведен только в паспортах сел Алексеевское, Бурлацкое и Куликово-Копанского сельсовета);

- перечень основных мероприятий программы отсутствует в паспортах Куликово-Ко-панского сельсовета и Курского сельсовета Курского района; объемы и источники финансирования приведены во всех программах.

- ожидаемые конечные результаты также приведены во всех программах.

Следует остановиться на таком обязательном разделе паспортов муниципальных социально-педагогических программ, как основание для их разработки. Базовым нормативным правовым актом для разработки программ выступает Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [13]. В качестве других оснований приводятся те законы, которыми руководствуются разработчики программ, реализуемых в тех или иных сферах жизнедеятельности муниципального образования. Так, например, основанием для разработки Муниципальной социально-педагогической про-

граммы "Комплексное развитиетранспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства на территории муниципального образования село Бурлацкое Благодарненского района Ставропольского края на 2016-2025 годы" выступают Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 г. № 1440 "Обутверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений" (в новых редакциях) [14].

Рассмотрим далее, на развитие каких сфер жизнеобеспечения жителей сельских муниципальных образований Ставропольского края направлено преобладающее число муниципальных социально-педагогических программ. Анализ показал, что базисными для большинства сельских населенных пунктов являются программы развития муниципальных образований, цели которых направлены, в первую очередь, на повышениеуровня и качества жизни населения. Формулировки целей, при этом, могут варьироваться. Например, "создание условий для устойчивого социально-экономического развития МО Куликово-Копанского сельсовета Туркменского района Ставропольского края, обеспечение благоприятных социальных условий для развития способностей каждого человека, повышение уровня жизни населения, улучшение демографической ситуации" [9]; "повышение качества жизни населения, создание условий для инвестиционной привлекательности, устойчивого социально-экономического развития МО станицы Лысо-горской" [7].

Практически в каждом муниципальном образовании были приняты и реализованы (реализуются в настоящее время) муниципальные социально-педагогические программы или их подпрограммы, направленные на улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры, которая является жизненно важной для жителей отдаленных населенных пунктов. С вводом в действие в 2003 году федерального закона №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" Правительством РФ была поставлена задача местной власти обеспечить возможность проезда туда-обратно жителям отдаленных поселений в соответствующие райцентры в течение рабочего дня для посещения различных учреждений (поликлиник, налоговых инспекций и др.). Так, например, в Куликово-Копанском сельсовете одновременно (в 2013-2015) действовали

ьс £

ш

s ъс о ш

< а

ш

*

40

две муниципальные программы: "Дорожное хозяйство и обеспечение безопасности дорожного движения" и "Ремонт тротуаров и автомобильных дорог общего пользования местного значения". В селе Бурлацкое Благодарненско-го района реализуется муниципальная программа "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства на территории муниципального образования село Бурлацкое Благодарненского района Ставропольского края на 2016-2025 годы" [14]. И таких программ можно привести немало. Данный факт говорит о том, что в Ставропольском крае этой проблеме уделяется должное внимание, хотя, как недавно отметил Президент РФ (в Послании Федеральному Собранию 01.03.2018 года), положение с дорогами местного значения, по-прежнему, плачевное в ряде регионов. Здесь, конечно, не обойтись только местными ресурсами: поэтому государственные инвестиции на строительство и ремонт дорог увеличатся к 2024 году вдвое - за шесть лет на эти цели направят 11,3 трлн рублей из федерального бюджета. Эта сумма соизмерима с годовым бюджетом РФ.

Почти все муниципальные социально-педагогические программы направлены на улучшение коммунальной инфраструктуры, которая за последние 30 лет бездеятельности органов ЖКХ практически повсеместно пришла в ветхое состояние. Это, пожалуй, самый слабый сектор нашего народного хозяйства. Обратимся к муниципальным социально-педагогическим программам, касающимся этой сферы жизнеобеспечения населения сельских муниципальных образований Ставропольского края. Анализ показывает, что их цели (восстановление инфраструктуры ЖКХ) неадекватны выделяемым ресурсам.

На реализацию целей социального государства направлены и муниципальные социально-педагогические программы развития социальной инфраструктуры. О ясном понимании роли социальной инфраструктуры в жизни аграриев, например, говорит текст муниципальной программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования Старомарьевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края на 2017-2025 годы: "Социальная сфера поселения, - сказано в ней, - это сфера общественного воспроизводства, создающая условия для комфортного проживания людей в сельской местности, развивающая трудовой потенциал сельской территории на перспективу и включающая в себя объекты социальной инфраструктуры,

бытового обслуживания, коммуникации и транспортную доступность. Социальной сферой сельской местности не создаются материальные блага, но без ее развития невозможно эффективное развитие сельскохозяйственного производства. Перспектива развития муниципального образования во многом зависит от реализации мероприятий Программы, позволяющей предотвратить отток молодежи в краевой центр и способствовать сохранению тенденций к повышению уровня жизни" [10].

Отвечают требованиям времени и муниципальные социально-педагогические программы по поддержке молодых семей. Как справедливо отмечено в аннотации подобной муниципальной социально-педагогической программы г. Ставрополя, бытовая неустроенность молодоженов является причиной половины их разводов. Еще хуже дела обстоят на селе. Поэтому оказание поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы осуществляется за счет предоставления им социальных выплат из средств:

- федерального бюджета;

- бюджета Ставропольского края;

- бюджета муниципального образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внебюджетных источников.

Чтобы оценить возможности самого муниципального образования в этом вопросе, приведем данные по социальным выплатам молодым семьям входе финансирования в 2016-2020 г.г. муниципальной социально-педагогической программы обеспечения жильем молодоженов Мищенского сельсовета Кочубеевского района (в тыс. руб.): соответственно - 672,8; 933,6; 283,5; 3510,0. Понятно, что при ограниченности собственных ресурсов муниципального образования (в силу господствующей коммунальной модели муниципального хозяйства), задача местной власти сводится, в основном, к привлечению в этом вопросе возможностей бизнеса, так как доходная база местного самоуправления крайне низка ввиду убыточности большинства муниципальныхунитарных предприятий, да и переход на муниципально-рен-тную модель тормозится региональной властью.

Муниципальные социально-педагогические программы, ориентированные на молодежную политику, ставят во главу угла в муниципальном образовании созданиеусловий для повышения этнической и социальной толерантности, снижения уровня преступности, повышения духовно-нравственного потенциала молодежи. Для этого в рамках программ проводится ряд мероприятий, таких, как кон-

курсы, фестивали, смотры художественной самодеятельности, организация патриотических движений и др.

Физкультура и спорт также выступают приоритетными направлениями в муниципальных социально-педагогических программах, направленных на развитие этих сфер жизнеобеспечения населения. Задачи местной власти здесь сводятся к организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований; необходимо также организовать материально-техническое обеспечение деятельности стадионов, спортивных залов и игровых площадок.

Целый комплекс мероприятий содержат природоохранные муниципальные социально-педагогические программы, развитие сферы культуры муниципального образования осуществляется за счет внедрения муниципальных социально-педагогических программ, задачи которых сосредоточены на охране и поддержке экологии за счет природоохранных мероприятий.

В заключение можно констатировать: анализ ряда муниципальных социально-педагогических программ сельских поселений Ставропольского края выявил определенную работу, проделанную местными органами власти по реализации задач жизнеобеспечения жителей муниципальных образований на основании подготовки и реализации данных программ, что приводит к несомненному результату даже в условиях крайне ограниченных ресурсов муниципальных образований края.

Литература:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // КонсультантПлюс.

2. Екимова К. В., Чернышов А. Н. Разработка программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета, серия: экономика и менеджмент. -2011,-№8.-С. 59-64.

3. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р // КонсультантПлюс.

4. Курченков В.В., Коробкина T.B., Калмыкова Т.Н. Оценка эффективности реализации региональных и муниципальных программ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2016. - № 3. - С. 39-45.

5. Ленченко H.A. Об общих принципах составления программы развития муниципального образования // Новые технологии. - 2009. - №2. - С. 46-49.

6. Муниципальная программа "Развитие муниципального образования село Алексеевское Благо-дарненского района Ставропольского края на 2016-2018 годы" // http://admalekseevka.ru/

7. Об утверждении Программы социально-экономического развития муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края на 2016-2020 годы // https://ok.ru/lysogorsk/topic/63758611038391

8. РФ. Правительство. Постановления. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы: постановление от 14.07.2012 N 717 (ред. от 13.12.2017) // КонсультантПлюс

9. РФ. Ставропольский край. Туркменский район. ' Куликово-Копанский сельсовет. Администрация. Постановления. Об утверждении программы социально-экономического развития муниципального образования Куликово-Копанского сельсовета Туркменского района на 2011-2015 годы: постановление от 17 июня 2011 г. № 30 //kulikovi-kopani.ru/

Ю.Муниципальная программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования Старомарьевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края на 2017-2025 годы // http://staromarevka.ru/

11.Проблемы развития государственного управления и муниципального управления в современной России : монография / дод ред. Т.И. Барсуковой, В.Ю. Максимова. - Ставрополь : Мир данных, 2011.- 192 с.

12.РФ. Законы. О стратегическом планировании в Российской Федерации: закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // КонсультантПлюс

13. РФ. Законы. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 (в ред. федер. закона от 28.12.2016 № 501-ФЗ) // Информационная правовая система "КонсультантПлюс".

14.Муниципальная программа "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства на территории муниципального образования село Бурлацкое Благодарнен-ского района Ставропольского края на 2016-2025 годы" // http://burlackoe.ru/documents/449.html

00 1-Н

О си

-0 X

2

г-

CU

си

ч

s

41

ASSESSMENT OF COMPETENCES FORMATION ON CLASSES OF FOREIGN LANGUAGE AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES Zhdankina Irina Yurievna, Assistant Professor Ignatieva Natalya Nilokaevna, Assistant Professor

Department of Foreign languages, Nizhniy Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.