Научная статья на тему 'Социально-педагогические аспекты профессионального образования в сфере туризма'

Социально-педагогические аспекты профессионального образования в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИЗМ / ПРЕДМЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛУГАХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепик Виктор Данилович, Сеселкин Алексей Иванович

Рассматриваются основные проблемы развития кадрового потенциала в сфере туризма: отставание от современных требований практики туристско-рекреационного обслуживания населения, дефицит базовых знаний об особенностях контингентов населения, с которыми приходится взаимодействовать работникам сферы туризма, отсутствие в образовательных стандартах четкого обозначения предмета профессиональной деятельности бакалавров, разделов о наиболее массовых формах туризма и программах социальной поддержки населения средствами организованного отдыха, рекреации и туризма. Обосновывается необходимость разработки нового состава профильных профессиональных компетенций работников сферы туризма, включения соответствующих инноваций в программы профессионального туристского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чепик Виктор Данилович, Сеселкин Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogical aspects of the professional education in the field of tourism

Discusses the basic problems of development of personnel potential in tourism: behind modern requirements of the practice of tourism and recreational services; the lack of basic knowledge about the characteristics of populations that interact with the workers in the sphere of tourism; the lack of educational standards indicate clearly the subject of professional activity for bachelors, sections of the most popular forms of tourism and programs of social support of the population by means of organized leisure, recreation and tourism. The necessity of developing a new composition of the core professional competencies of tourism professionals and the inclusion of relevant innovations in vocational tourism education are justified.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические аспекты профессионального образования в сфере туризма»

УДК 378

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Аннотация. Рассматриваются основные проблемы развития кадрового потенциала в сфере туризма: отставание от современных требований практики ту-ристско-рекреационного обслуживания населения, дефицит базовых знаний об особенностях контингентов населения, с которыми приходится взаимодействовать работникам сферы туризма, отсутствие в образовательных стандартах четкого обозначения предмета профессиональной деятельности бакалавров, разделов о наиболее массовых формах туризма и программах социальной поддержки населения средствами организованного отдыха, рекреации и туризма. Обосновывается необходимость разработки нового состава профильных профессиональных компетенций работников сферы туризма, включения соответствующих инноваций в программы профессионального туристского образования. Ключевые слова: профессиональное образование, туризм, предмет профессиональной деятельности, потребности населения в услугах оздоровительной и культурно-просветительской направленности.

SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF TOURISM

Annotation. Discusses the basic problems of development of personnel potential in tourism: behind modern requirements of the practice of tourism and recreational services; the lack of basic knowledge about the characteristics ofpopulations that interact with the workers in the sphere of tourism; the lack of educational standards indicate clearly the subject of professional activity for bachelors, sections of the most popular forms of tourism and programs of social support of the population by means of organized leisure, recreation and tourism. The necessity of developing a new composition of the core professional competencies of tourism professionals and the inclusion of relevant innovations in vocational tourism education are justified.

Keywords: vocational education, tourism, subject of professional activity, needs of the population to health and cultural orientation services.

Развитие видов туризма в России идет более быстрыми темпами, чем развитие других отраслей социально-культурной деятельности, что обуславливает необходимость увеличения числа и повышения качества подготавливаемых специалистов. Предположительно можно утверждать, что среди мер, предпринимаемых государством для выравнивания демографической ситуации - снижения смертности, увеличения продолжительности жизни, а также создания условий гармонического и всестороннего развития подрастающих поколений - в XXI в. российское общество будет насчитывать не менее 2/3 состава населения, использующего в своем образе жизни средства туризма. В связи с расширением различных программ социальной поддержки населения возрастет число туристских мероприятий, включающих семейные виды туризма, спортивный и детско-юношеский туризм, туризм для лиц с ограниченными физическими возможностями, студенческий туризм и т.п. [2; 6; 7; 8].

С учетом конъюнктуры развивающейся сферы туризма происходит постепенное формирование кадровых ресурсов, способных обеспечить реализацию программ туристско-экскурсионного обслуживания населения. Как следствие, в Российской Федерации расширяются масштабы строительства спортивно-оздоровительных комплексов, водных стадионов, аквапарков, туристских баз. Организуются молодежные лагеря с различными видами физической подготовки и активного отдыха на природе, в которых лагерная жизнь насыщается мероприятиями воспитательного характера; все

В.Д. Чепик А.И. Сеселкин

Victor Chepik Alexey Seselkin

© Чепик В.Д., Сеселкин А.И., 2015

больше уделяется внимания развитию социальных навыков молодежи с использованием средств туризма. Инфраструктура досуга населения способствует сохранению самобытности россиян, возрождению элементов национальной культуры, традиций семейного воспитания. Формы и содержание организованного досуга и туризма рассматриваются в ряде случаев как противовес элементам юго-восточных, западных субкультур, насаждаемых в России в том числе и с помощью отдельных видов так называемого «въездного» туризма.

В соответствии с профилем профессиональной подготовки кадровых ресурсов туризма общепрофессиональные и специальные разделы образования группируются по следующим видам деятельности: образовательной, программно-методической, организационно-управленческой, экономической, информационной, научно-исследовательской с детализацией по группам общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров. Однако на фоне традиционно сложившихся разделов образования прослеживается дефицит базовых знаний об особенностях контингентов населения, с которыми приходится взаимодействовать работникам сферы туризма. В образовательных стандартах нет четкого обозначения предмета профессиональной деятельности бакалавров, не содержится разделов о наиболее массовых формах туризма и программах социальной поддержки населения средствами организованного отдыха, рекреации и туризма. Сегодняшнее состояние сферы туризма в Российской Федерации обуславливает необходимость определения секторов производственной деятельности и соответствующей структуры рабочих мест, диверсификации (расширения многообразия) профессионального туристского образования с одной стороны и разработки образовательных программ многопрофильной профессиональной подготовки студентов туристского образовательного учреждения - с другой [5]. Алгоритм построения профессионально-квалификационного профиля кадровых ресурсов подлежит пересмотру и обновлению по мере изменений потребностей населения и конъюнктуры рынка труда в сфере туризма. Речь в данном случае идет не о расчетах количественной потребности специалистов, а исключительно об их качественном составе и особенностях построения непрерывной системы образования кадровых ресурсов для сферы туризма.

Профессионально-квалификационную структуру кадров для туристско-экскурсионной деятельности необходимо дополнить должностями, без которых трудно развивать массовые формы самодеятельного туризма, что в свою очередь требует модернизации содержания профессионального туристского образования [3]. Включение в программы профессиональной подготовки бакалавров дисциплин «Спортивный туризм» и «Детско-юношеский туризм» обусловлено необходимостью повышения уровня знаний работников турпредприятий об основных направлениях развития массовых форм туризма в Российской Федерации. Необходимость знаний и практического опыта организации и проведения мероприятий в спортивном и детско-юношеском туризме, понимания особенностей индивидуального и группового участия в организуемых турах, навыков туристского ориентирования на местности и других особенностей путешествий с активными формами передвижений являются необходимым дополнением к знаниям о технологиях сервисного обслуживания и продажи путевок туристам. Воспитательные, образовательные и оздоровительные функции туризма рассматриваются сегодня лишь как элементы дополнительного образования учащейся молодежи. В связи с эпизодичностью туристско-экскурсионной работы и отсутствием специалистов данного направления деятельности развитие вышеназванных форм туризма, например, в общеобразовательной школе движется замедленными темпами. Более того, анализ практики физического воспитания учащихся свидетельствует об относительно узкой направленности школьных программ физической культуры, ориентированных в основном на достижение определенного уровня физической и спортивной подготовки школьников, определяемых нормативами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Отсюда следует, что школьная система физического воспитания нуждается в серьезной перестройке, в более широком наборе средств оздоровления уча-

щихся, в том числе с использованием средств туризма, краеведения, физических упражнений и оздоровительных сил природы.

Целостная модель здоровьесберегающих программ общеобразовательной школы должна включать более широкий состав средств, обеспечивающих формирование физического и психического благополучия детей, подростков и молодежи. Специфика физических нагрузок в туризме с активными формами передвижения заключается в комплексности воздействия на здоровье занимающихся. Под комплексностью имеется ввиду сочетание двигательного режима, воздействия климато-географической среды, эмоциональных и психо-эмоциональных переживаний занимающихся. В целях упорядочения групповых взаимодействий в условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности необходимо широко использовать различные формы туризма, короткие экскурсии, простейшие соревнования. С одной стороны, разнообразие занятий наиболее полно удовлетворяет интересы школьников, с другой - они служат средством воспитания постоянной потребности в двигательной активности, в отдельных случаях перерастающей в постоянную потребность занятий туризмом, спортом, различными формами физической подготовки. По мере возрастания активности в занятиях различными видами туризма целесообразно проводить совместно со школьным психологом индивидуальные и групповые обследования, принимать участие в разработке методов психодиагностики и психокоррекции состояния занимающихся [4]. Типичным вариантом школьного туризма являются 1-3-дневные походы, выполняемые с познавательными целями, а в отдельных случаях с акцентом на выполнение двигательных заданий с целью общей физической подготовки. Каждый поход стимулирует учащихся глубже вникать в изучение особенностей влияния окружающей среды на организм человека, познавать гигиенические требования, рекомендации, направленные на закаливание организма и укрепление здоровья, знакомиться с основами рационального питания, требованиями безопасности, овладевать простейшими приемами оказания первой помощи пострадавшим.

Еще одна проблема профессиональной деятельности, связанная с технологиями систем оздоровления, которая определяет необходимость введения инноваций в программы профессиональной подготовки бакалавров. На протяжении тысячелетий постепенно сформировалось и филогенетически зафиксировалось состояние относительного равновесия (адекватности) между организмом человека и окружающей экологической и социальной средой как единой биосоциальной категорией. Однако лавинообразный характер научно-технического прогресса в мире привел к быстро прогрессирующему нарушению этого биосоциального равновесия. Человек оказался неподготовленным к резкому увеличению объема и интенсивности нервно-психических нагрузок и к прогрессирующему дефициту двигательной активности в структуре современного производства. Сложилась своеобразная ситуация «ножниц» - чем интенсивнее научно-технический прогресс, тем тяжелее его отрицательные последствия в виде неотвратимого нарастания эпидемий сердечно-сосудистых и нервно-психических заболеваний. В нашей стране этот процесс особенно обострился с конца 1980-х гг. в связи с реорганизацией социально-экономической и духовной сфер общества и снижением жизненного уровня большинства населения. Возникла острая социальная проблема - как в создавшейся ситуации сохранить здоровье нации, остановить депопуляцию и сокращение продолжительности жизни в нашей стране? Социальная роль туризма и его наиболее массового вида - спортивного и детско-юношеского - характеризуется его прямым и опосредованным влиянием на комфортность, благополучие жизни, на оздоровление и социальный статус личности. И проблема здесь заключается не только в кардинальном пересмотре нормативных и правовых основ процесса внедрения самодеятельных форм туризма в образ жизни россиян, но и в качественном улучшении систем программно-методического обеспечения процессов воспитания молодежи, программ организованного досуга и технологий оздоровления средствами туризма, в том числе лечебного [1]. Однако возникает вопрос:

какими должны быть программы профилактики заболеваний, восстановления трудоспособности и лечебного (оздоровительного) туризма?

Наши исследования типового состава потребностей населения в услугах оздоровительной и культурно-просветительской направленности позволили объединить интересы различных категорий населения в три основные группы:

- потребности организованного отдыха; использование средств, методов устранения физического утомления, психических расстройств и эмоциональных переживаний с использованием широкого набора анимационных программ (устранение психологических травм, хронического физического утомления);

- потребности повышения психологической устойчивости, повышения физической работоспособности в целях обеспечения качества трудовой деятельности. Активизация общения в микросреде (семья, друзья, коллеги по работе). Эффективное использование гигиенических факторов, физических упражнений, оздоровительных сил природы, климато-географической среды проживания;

потребности профилактики заболеваний; использование лечебной физической культуры, физиотерапии, средств природно-лечебного комплекса; использование адаптивной физической культуры, специальных программ оздоровления.

Знания основного состава потребностей населения и предоставления клиентам возможности правильного выбора организаций санаторно-курортного комплекса для отдыха и оздоровления являются одним из важнейших компонентов профессиональной деятельности работника турфирмы.

Однако существующая система профессионального образования сферы туризма оказалась не подготовленной к оперативному решению комплекса вышеназванных проблем. Главной причиной неподготовленности работников турпредприятий является слабое знание всей системы здравоохранения, которая в свою очередь ориентирована исключительно на больного человека. Это привело к тому, что организм больного человека оказался изученным значительно лучше, чем здорового, несмотря на лозунг о приоритете профилактической медицины и двигательной активности человека, обеспечиваемой, в частности, средствами туризма и физических упражнений. Как следствие - необходима разработка профильных разделов образования, нового состава профессиональных компетенций работников сферы туризма, включения соответствующих инноваций в программы профессионального туристского образования.

Библиографический список

1. Ветитнев, А. М. Лечебный туризм : учебное пособие для обучающихся по направлению «Туризм» / А. М. Ветитнев, А. С. Кусков. - М. : Форум, 2010. - 590 с. - ISBN 978-5-91134-364-4.

2. Зорин, И. В. Образование и карьера в туризме / И. В. Зорин. - М. : Советский спорт, 2000. - 268 с. - ISBN 5-9718-0058-2.

3. Константинов, Ю. С. Детско-юношеский туризм : учебно-методическое пособие / Ю. С. Константинов. -М. : ФЦДЮТиК, 2006. - 600 с. - ISBN 5-98086-013-4.

4. Практическая психология образования : учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Творческий центр, 1997. - 525 с.

5. Сеселкин, А. И. Диверсификация профессионального туристского образования : монография / А. И. Сеселкин. - М. : Советский спорт, 2003. - 240 с. - ISBN 5-85009-901-8.

6. Федотов, Ю. Н. Спортивно -оздоровительный туризм / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. - М. : Советский спорт, 2002. - 361 с. - ISBN 5-85009-655-8.

7. Чепик, В. Д. Информационные услуги турфирм в популяризации программ оздоровительной и культурно-просветительской направленности / В. Д. Чепик, Т. В. Рейстерман // Теория и методика физической культуры. - 2014. - № 11. - С. 102-104.

8. Чепик, В. Д. Физическая культура в социальных процессах / В. Д. Чепик. - М. : ТЕИС, 1995. - 165 с. -ISBN 5-7218-0032-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.