Научная статья на тему 'Социально-педагогическая реконструкция повседневности учащихся музыкальной школы второй половины xx века'

Социально-педагогическая реконструкция повседневности учащихся музыкальной школы второй половины xx века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ВОСПОМИНАНИЕ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL RECONSTRUCTION OF EVERYDAY LIFE / MUSIC SCHOOL / STATEMENT / MEMORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова И.Э.

Введение. В педагогической теории и практике находят свое отражение актуальные тенденции и акценты в понимании проблем развития личности и общества. Так, одним из ведущих направлений исследований становятся проблемы вхождения личности в современный социум, т. е. проблемы социализации. В связи с этим большое внимание уделяется так называемому средовому подходу, при котором акцент падает на исследование разнообразных факторов и условий среды, в которой протекает жизнь формирующейся личности. В контексте данного подхода любые занятия ребенка (в том числе и занятия музыкой) рассматриваются как фактор его социализации. Как известно, для социализации определяющее значение имеет среда ее предметные, пространственные, темпоральные, коммуникативные и прочие характеристики. Все эти характеристики объединены тем, что называют повседневностью. Цель статьи обосновать возможность реконструкции повседневности учащихся музыкальных школ путем анализа высказываний на интернет-форумах.Материалы и методы. Использовались интеграционный, средовой, деятельностный и компетентностный подходы; аналитико-синтетические методы, метод сравнительного анализа, метод контент-анализа.Результаты исследования. Представлены результаты анализа высказываний участников интернет-форумов о периоде обучения в музыкальной школе; выделены основные области таких воспоминаний; дана характеристика отношений к обучению в музыкальной школе и к воспоминаниям о занятиях, педагогах, товарищах; охарактеризованы выявленные особенности повседневности учащихся музыкальных школ второй половины XX в.Обсуждение и заключение. В осуществленном пилотном исследовании удалось зафиксировать глубокое эмоциональное переживание участниками форумов периода обучения в музыкальной школе во всех особенностях его повседневности. Это составляет научную новизну и теоретическую значимость статьи. Практическая значимость заключается в том, что в ходе исследования в повседневности учащихся музыкальных школ были выделены и охарактеризованы наиболее выраженные области воспоминаний, которые станут «точками опоры» при интервьюировании респондентов на дальнейших этапах исследования с целью реконструкции повседневности школьников, обучавшихся в музыкальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Daily Students of The MusicSchool of the Second Half of the XX Century

Introduction. In modern conditions, in the pedagogical theory and practice are reflected today’s trends and accents in the understanding of the problems of development of the individual and society. Thus, one of the leading areas of research are the problems of entering the individual into modern society, that is, the problems of socialization. In this regard, much attention is paid to the so-called environmental approach, in which the emphasis falls on the study of various factors and conditions of the environment in which the life of the emerging personality proceeds. In the context of this approach, any activities of the child (including music) are considered as a factor of his socialization. As is known, for socialization, the environment is of decisive importance-its subject, spatial, temporal, communicative and other characteristics. All these characteristics are combined together in what is called “everyday life”. The purpose of this article is to prove the possibility of a reconstruction of the everyday life of pupils of musical schools through analysis of comments on Internet forums.Materials and Methods. We used the integrated environmental, activity-based and competency-based approaches; analytic-synthetic methods, the method of comparative analysis the method of content analysis. The results of the study. The results of the analysis of statements of participants of Internet forums about the period of study at the school; highlighted key areas such memories; the characteristic relations to teaching in the music school and to the memories of classes, teachers and peers; characterized by the peculiarities of everyday life of pupils of musical schools of the second half of the twentieth century.Discussion and Conclusions. In the pilot study carried out, it was possible to record the deep emotional experience of the participants of the forums of the period of training in the music school in all the features of its everyday life. This makes scientific novelty and theoretical significance of the article. The practical significance lies in the fact that during the study in the daily life of music school students the most pronounced areas of memories were identified and characterized, which will become “fulcrum” during the interviewing of respondents at the further stages of the study in order to reconstruct the daily life of students who studied at the music school.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая реконструкция повседневности учащихся музыкальной школы второй половины xx века»

DOI: 10.15293/1813-4718.1804.04 УДК 37.0+373.3/.5+78

Смирнова Ирина Эдуардовна

Кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии, Московский городской педагогический университет, SmirnovaIE@mgpu.ru, ORCID 0000-0001-9303-352X, Москва

социально-педагогическая реконструкция повседневности учащихся музыкальной школы

второй половины xx века1

Аннотация. Введение. В педагогической теории и практике находят свое отражение актуальные тенденции и акценты в понимании проблем развития личности и общества. Так, одним из ведущих направлений исследований становятся проблемы вхождения личности в современный социум, т. е. проблемы социализации. В связи с этим большое внимание уделяется так называемому средовому подходу, при котором акцент падает на исследование разнообразных факторов и условий среды, в которой протекает жизнь формирующейся личности. В контексте данного подхода любые занятия ребенка (в том числе и занятия музыкой) рассматриваются как фактор его социализации. Как известно, для социализации определяющее значение имеет среда - ее предметные, пространственные, темпоральные, коммуникативные и прочие характеристики. Все эти характеристики объединены тем, что называют повседневностью. Цель статьи - обосновать возможность реконструкции повседневности учашцхся музыкальных школ путем анализа высказываний на интернет-форумах.

Материалы и методы. Использовались интеграционный, средовой, деятельностный и компетентностный подходы; аналитико-синтетические методы, метод сравнительного анализа, метод контент-анализа.

Результаты исследования. Представлены результаты анализа высказываний участников интернет-форумов о периоде обучения в музыкальной школе; выделены основные области таких воспоминаний; дана характеристика отношений к обучению в музыкальной школе и к воспоминаниям о занятиях, педагогах, товарищах; охарактеризованы выявленные особенности повседневности учащихся музыкальных школ второй половины XX в.

Обсуждение и заключение. В осуществленном пилотном исследовании удалось зафиксировать глубокое эмоциональное переживание участниками форумов периода обучения в музыкальной школе во всех особенностях его повседневности. Это составляет научную новизну и теоретическую значимость статьи. Практическая значимость заключается в том, что в ходе исследования в повседневности учащихся музыкальных школ были выделены и охарактеризованы наиболее выраженные области воспоминаний, которые станут «точками опоры» при интервьюировании респондентов на дальнейших этапах исследования с целью реконструкции повседневности школьников, обучавшихся в музыкальной школе.

Ключевые слова: социально-педагогическая реконструкция повседневности, музыкальная школа, высказывание, воспоминание.

Введение. В отечественных и зарубежных исследованиях (Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев,

Она играла на альте, И так играла... так играла.

О. Митяев

Я. А. Баренбойм, Д. Б. Кабалевский В. К. Бе-лобородова, З. Кодаи, К. Орф, Ф. Ферстер, В. Н. Шацкая, Б. Л. Яворский др.) обуче-

1 Статья выполнена на основе исследования, осуществленного при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00890а.

ние музыке в основном было представлено в контексте профессионально ориентированного музыкального образования или массового эстетического воспитания, однако жизнедеятельности ребенка, целенаправленно осваивающего музыкальную культуру, специфической социализации юного музыканта уделялось значительно меньше внимания. Особый интерес в этом смысле представляет такой массовый институт, как детская школа искусств (детская музыкальная, художественная, хореографическая, хоровая и т. п. школы).

Опираясь на идеи, сформулированные Б. В. Куприяновым о социально-педагогической реконструкции внешкольной повседневности [4; 5], можно развернуть описания жизненных реалий музыкального образования на фоне реальной жизненной траектории человека.

Концептуализация повседневности осуществляется с 60-х гг. XX в. в исторической науке, социологии, а в последние годы в педагогической антропологии. Социологи и историки (П. Бергер, Ф. Бродель, Б. Вальденфельс, Н. Лебина Т. Лукман, И. Б. Орлов, Н. Л. Пушкарева, А. Шютц, Н. Элиас и др.) исследуют различные грани обыденной жизни человека в их взаимосвязи с социально-культурными процессами и явлениями [3, с. 5]. Повседневность характеризуют как особую сферу жизни человека, которая включает «всю жизненную среду человека, сферу непосредственного потребления, удовлетворения материальных и духовных потребностей, связанные с этим обычаи, ритуалы, формы поведения, привычки сознания» [3, с. 9]. В социологии повседневность определяется как «реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира» [1]. Повседневность понимается как форма существования социальной реальности, поле разворачивания социальных отношений, охватывающее всю практическую деятельность людей, их потребности,

стремления, целеполагание, которые носят прагматический характер [6, с. 11].

Постановка проблемы и цель исследования. В процессе социально-педагогической реконструкции повседневности учащихся музыкальной школы советского периода представляется наиболее существенным выделить основные элементы структуры повседневности, исходя из индивидуального припоминания лиц, обучавшихся в этих учреждениях в детстве. Кроме этого, актуально обозначить субъективные грани образа детской музыкальной школы как фактора социализации.

Методы исследования. Для осуществления социально-педагогической реконструкции повседневности учащихся детской музыкальной школы необходимо специальное исследование с опросом респондентов из числа людей, обучавшихся в музыкальных школах. Для обследования наиболее подходящим представляется изучение интернет-форумов. Интернет-форумы исследуются в работах: С. В. Бон-даренко, Т. А. Бочаровой, Д. В. Иванова, М. Кастельса, А. Милсона, В. Н. По-правко, Г. Рейнгольда, В. Л. Силаевой, А. Б. Скуратова и некоторых других авторов. Т. А. Бочарова сравнивает интернет-форумы с «виртуальными клубами по интересам, в которых люди собираются для обсуждения интересующих тем, а также получения необходимой информации» [2, с. 14]. Исследователи характеризуют общение на интернет-форумах, с одной стороны, высокой степенью откровенности, а с другой - возникновением на этих площадках виртуальных личностей, информационные послания которых могут существенно отличаться от реального положения дел. Достоинством материала Интернет-форумов является то, что участники не ограничены во времени и могут продумывать свои сообщения. На форумах люди обмениваются впечатлениями и воспоминаниями о наиболее ярких переживаниях, пишут о том, что их «задевает», вол-

нует в настоящий момент или в прошлом. Используя данные интернет-форумов в качестве источников, планировалось определить основные аспекты повседневности учащихся музыкальных школ.

Для решения поставленных задач были исследованы 20 интернет-сайтов, на форумах которых обсуждались вопросы музыкального образования школьников, и проанализированы 204 высказывания от 165 человек. В результате анализа были выделены следующие конструкты - области воспоминаний:

- ретроспекция (воспоминание) участниками форума собственной оценки занятий в детской музыкальной школе в период обучения в ней (воспоминание о своём отношении в прошлом);

- оценочные суждения участников форума о занятиях в ДМШ в настоящее время;

- оценочные суждения об индивидуальной пользе занятий в музыкальной школе;

- рассказы (нарративы) участников форума о преподавателях ДМШ;

- оценочные суждения участников форума о занятиях музыкой и музыкальной школе;

- нарративы участников форума о нарушениях учащимися правил, установленных в музыкальной школе (шалости, «отлынивания», способы прогулов и обманов и пр.);

- оценочные суждения участников форума о специфическом режиме дня учащихся ДМШ;

- рассказы (нарративы) участников форума об официальных событиях в музыкальной школе (выступления, прослушивание при поступлении, экзамен);

- ретроспекция (воспоминание) участниками форума своего индивидуального отношения к музыкальному инструменту в период обучения в ДМШ;

- рассказы (нарративы) участников форума о событиях, связанных с желанием прекратить занятия в музыкальной школе (реконструкция обстоятельств, связанных с желанием прекратить занятия в ДМШ;

реконструкция событий, в ходе которых взрослые препятствовали прекращению занятий в ДМШ; реконструкция факта прекращения занятий в ДМШ);

- рассказы (нарративы) участников форума о сильных переживаниях, выражавшихся в специфических снах учащихся ДМШ (сны о музыке, музыкальной школе, занятиях музыкой).

Наглядно данные по количеству высказываний, характеризующих каждый выделенный конструкт, представлены в таблице 1, где они расположены в порядке убывания количества упоминаний.

Прежде всего, конечно, обращает на себя внимание значительное число высказываний, характеризующих отношение к занятиям в музыкальной школе, их оценку, выражение чувств по отношению к занятиям, учителям, музыкальному инструменту. Все это говорит о сильной эмоциональной окрашенности воспоминаний и свидетельствует, во-первых, о важности и насыщенности этого периода жизни, во-вторых, о том, что учеба в музыкальной школе составляла значимую, существенную часть повседневности тех, кто занимался музыкой.

Примечательно, что однозначно положительными эмоциями окрашены воспоминания о выступлениях, концертных поездках, участии в конкурсах и фестивалях - они воспринимаются респондентами как важные события в жизни. Также довольно часто вспоминаются вступительные испытания и первые уроки - гораздо чаще, чем переводные и выпускные экзамены в музыкальной школе.

Об отличительных особенностях повседневности учащихся музыкальных школ можно составить представление по высказываниям с воспоминаниями о режиме дня и учебной недели. Наиболее общие и яркие «штрихи» этой особенной повседневности: ежедневные (включая выходные дни) домашние упражнения по нескольку часов; посещение музыкальной

школы не менее 3-4 раз в неделю; отсутствие «свободного» времени; нехватка времени на обед, отдых, развлечения, общение с товарищами; необходимость продолжать домашние занятия в период каникул; необходимость часто носить с собой дополнительные «тяжести» - инструмент, нотные сборники, учебники по музыкальным

Распределение высказываний участник

дисциплинам; при отсутствии фортепиано дома - необходимость приходить для выполнения домашних заданий в музыкальную школу: рано утром, поздно вечером, часто с необходимостью ждать своей очереди к инструменту; ездить или довольно далеко ходить в музыкальную школу (претерпевая различного рода трудности пути).

Таблица 1

5 форумов по выделенным конструктам

№ п/п Характеристика конструкта Кол-во высказываний % от общего числа высказываний

1 Ретроспекция оценки занятий в детской музыкальной школе в период обучения в ней 139 68

2 Оценочные суждения участников форума о занятиях в ДМШ в настоящее время 86 42

3 Рассказы (воспоминания) о преподавателях ДМШ 80 39

4 Оценочные суждения о занятиях музыкой и о музыкальной школе 71 35

5 Оценочные суждения об индивидуальной пользе занятий в музыкальной школе 38 18,6

6 Рассказы об официальных событиях в музыкальной школе (выступления, прослушивание при поступлении, экзамен) 37 18

7 Рассказы о нарушениях учащимися правил, установленных в музыкальной школе (шалости, «отлынивания», способы прогулов и обманов и пр.) 30 14

8 Ретроспекция индивидуального отношения к музыкальному инструменту в период обучения в ДМШ 29 14

9 Оценочные суждения о специфическом режиме дня учащихся ДМШ 13 6,4

10 Ретроспекция желания прекратить занятия в ДМШ 17 8

11 Реконструкция событий (воспоминания), когда взрослые препятствовали прекращению занятий в ДМШ / заставляли 24 12

12 Реконструкция факта (воспоминания) прекращения занятий в ДМШ 21 10

13 Рассказы участников форума о сильных переживаниях, выражавшихся в специфических снах учащихся ДМШ (сны о музыке, музыкальной школе, занятиях музыкой) 4 2

Однако участники интернет-форумов нику обучение в музыкальной школе: повспоминают и своеобразные дополнитель- сещать абонементные филармонические ные возможности, которые давало школь- концерты; с успехом «щеголять» своими

умениями в различных ситуациях в общеобразовательной школе, в гостях, в семье, среди товарищей; ездить в другие города и страны с выступлениями; ездить летом в лагерь (например, с хоровым коллективом музыкальной школы); возможность индивидуально-личностного общения с педагогами.

В этом отношении любопытно отметить, что в ряде высказываний о музыкальной школе можно найти воспоминание о том, что было в ее стенах (или в связи с ней), но как бы «около» и «помимо» занятий: «душевные разговоры» на самые разные темы, первая влюбленность, «посиделки» небольшой компанией в классе или дома у преподавателя, взаимные угощения принесенной из дома едой, попытки создать свой ансамбль или музыкальный театр, пробы в сфере джазовой или эстрадной музыки и пр.

Наиболее неожиданными и интересными высказываниями этой группы показались воспоминания о наблюдениях за образцами поведения и внешнего вида учителей, нравственная оценка тех или иных их поступков (в одном из воспоминаний респондент так и назвал подлый поступок учителя - «школа жизни»). При этом удивили не сами наблюдения (интерес к поступкам и внешности учителей вполне естественен), а то, что эти наблюдения оказались в ряду воспоминаний о занятиях в музыкальной школе. Таким образом, в «канву» учебы в музыкальной школе вплетались многочисленные события немузыкальной повседневности школьников.

Анализ полученных данных свидетельствует, что участники форума, вспоминая свое отношение к занятиям в детской музыкальной школе в период обучения в ней, разделились на три группы: в первой (40 % от общего числа высказываний) отмечается преобладание положительных эмоций, во второй (также 40 % от общего числа высказываний) фиксируется преобладание негативных эмоций, а остальные фактически вспоминают о своих противоречивых

чувствах. Однако в высказываниях, содержащих сегодняшнюю оценку своих занятий музыкой, явно преобладают (56 % от общего числа высказываний на эту тему) положительно окрашенные эмоции (22 % отрицательно окрашенные, 22 % противоречивые). Сегодня выросшие ученики детской музыкальной школы оценивают свое обучение музыке значительно выше, чем делали это в детстве.

В воспоминаниях о преподавателях детской музыкальной школы также преобладают (64 %) позитивные оценки (негативные оценочные суждения составляют 36 %).

В высказываниях участников исследованных интернет-форумов наиболее часто представлены:

- положительные чувства (выраженные словами и выражениями «увлеченность», «любила такой-то предмет», «нравилось заниматься/играть», «занимался с охотой», «было интересно», «хорошее настроение», «счастье», «это были счастливые дни/годы», «золотое время», «музыкальная школа - второй дом» и пр.); в обнаруженных высказываниях нам встретилось 40 выражений, характеризующих чувство удовольствия - это 36 % от 111 высказываний, в которых можно было обнаружить выражение чувств;

- негативные чувства (к инструменту, к занятиям, к музыкальной школе, к учителю) - их выражение встретилось в 29 высказываниях из 111 (т. е. в 26 % высказываний, содержащих упоминание о чувствах).

Также среди негативных чувств упоминались стыд (из-за того, что не выучили пьесу, не сделали задание), обида (из-за того, что другие гуляют или идут домой после уроков в общеобразовательной школе), страх от телефонного звонка (вдруг это звонит учитель музыки, а я прогулял / не выучил / не занимался и т. п.) - таких чувств в высказываниях можно найти немало - 13 % от всех высказываний с выражением чувств.

Интересными показались высказывания

о периодически повторяющихся снах о музыкальной школе, в том числе и о кошмарах. О снах, правда, упоминаний встречается немного - всего 4 раза (кошмары - два из 4). Даже такое небольшое количество зафиксированных высказываний о снах про музыкальную школу говорит о том, что учеба в ней была эмоционально окрашена в высокой степени ярко.

Из положительных чувств, кроме тех высказываний, которые характеризуют удовольствие, следует отметить упоминаемые (в 13 % высказываний с выражениями чувств) чувство гордости, ностальгию, а также чувство благодарности.

Также были проанализированы высказывания, содержащие указания на то, что участники интернет-форумов вынесли из своих занятий музыкой, какую прямую и косвенную пользу эти занятия имели для них. В целом, что-то позитивное для себя отметили 38 участников (что составляет 18,6 % из всех, кто высказывался на форумах в принципе). Важно отметить, что высказывания о том, что было вынесено из занятий музыкой, все без исключения касались пользы этих занятий - тот, кто не считал их полезными, просто не высказывался на этот счет в своих воспоминаниях.

Любопытно, что больше всего высказываний даны относительно косвенной пользы - их оказалось в 1,5 раза больше, чем высказываний о прямой пользе занятий музыкой. Они очень разнообразны и касаются формирования таких личностных и деловых качеств, как организованность, сила воли, твердость характера, умение работать («вкалывать»), дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, умение располагать своим временем, уверенность в себе и раскрепощенность (выработанные в выступлениях на концертах). Бывшие ученики благодарны музыкальной школе и за то, что она научила «работать в связке», «не фальшивить по жизни», «самоорганизовываться, самовыражаться», «дала неоценимый опыт»,

«духовную развитость», стала настоящей «школой жизни», после которой «не существует невыполнимых задач». В качестве прямой пользы чаще всего упоминались: непосредственное умение играть на инструменте или петь (которые пригодились в жизни), умение понимать язык музыки и любовь к ней, развитые пальцы и моторика рук, развитие ума, расширенный кругозор и круг общения, способ снятия стресса, способ отвлечения или развлечения с друзьями.

Довольно значительное место в воспоминаниях о музыкальной школе занимают различные «шалости» и «истории» - часто про то, как учащиеся «отлынивали» от занятий, от выполнения заданий и пр. Во всем массиве проанализированных высказываний упоминания и рассказы об этом встретились 30 раз (в 14,7 % высказываний). Существенное место в них занимают «прогулы» (почти треть всех зафиксированных упоминаний), для которых зачастую придумывались различные способы и поводы, в том числе и очень изощренные. Столько же упоминаний касается способов симуляции игры на инструменте во время домашних занятий. Самые популярные из них - записать на магнитофон фрагменты игры и проигрывать запись, при этом читая книгу, играя в игру и пр.; ставить книгу на пюпитр поверх нот и читать ее, пальцами на клавишах изображая игру. Были и другие интересные «придумки»: рассказами и разговорами оттянуть момент начала игры на уроке; писать музыкальный диктант «конвейером» (один фиксирует расположение нот на нотоносце, другой записывает только ритм, потом незаметно обмениваются и соединяют в один итоговый вариант, который сдается учителю). Упоминаются и способы использования инструмента как тайника, способы спрятаться от преподавателя, способы отговориться за невыученную пьесу («ноты за пианино упали...»), ощущение внезапного недомогания перед уроком музыки,

старание плохо играть (чтобы выгнали) и пр. Самый оригинальный из описанных способов - пока родителей не было дома, ученица продала (!) пианино.

Отдельно стоит выделить придумывание «страшных» препятствий для занятий (что-то случается с преподавателем - но непременно с оговоркой «пусть все будет хорошо»), чтобы самого ученика по дороге несильно сбила машина, «а не прищемить ли дверью палец?» и прочие «ужастики».

Смешным историям тоже находится место в воспоминаниях о музыкальной школе - их оказалось всего 6, но они отличаются ярким и положительным эмоциональным фоном.

Вызывает интерес и высказанное в ряде воспоминаний желание бросить музыкальную школу, которое в итоге реализовали 21 участник интернет-форумов, и которое все же преодолели в себе 17 человек, вспомнивших о таком желании. В ряде воспоминаний (в 24 высказываниях) прямо указывается на то, что их заставляли ходить в музыкальную школу, не давали ее бросить. В связи с вопросом о продолжении или не продолжении занятий несколько участников форумов пеняют на собственную лень.

В ряду интересных для нас результатов оказалось и отношение к музыкальному инструменту в 29 высказываниях (14 % от общего количества высказываний): в 13 случаях - негативное, в 16 - положительное. При такой небольшой выборке можно только сформулировать гипотезу о том, что отношение к музыкальному инструменту делит учащихся ДМШ на две почти равные части.

Выводы. Среди наиболее явно обозначившихся элементов повседневности учащихся музыкальных школ можно зафиксировать:

- объективные (преподаватели ДМШ, отношения с ними; специфический режим дня учащихся ДМШ; официальные события; нарушения учащимися правил, установленных в музыкальной школе (шало-

сти и пр.); события, связанные с желанием прекратить занятия в музыкальной школе);

- субъективные (субъективная оценка занятий в детской музыкальной школе в период обучения в ней, субъективное отношение к музыкальному инструменту в период обучения в ДМШ, субъективные переживания).

Обобщая полученные данные, отметим их выраженную неоднозначность, которая обнаруживается во многих высказываниях и имеет вид своеобразных «диалектических пар»: бросили - теперь жалеют; ненавидели - теперь рады, что закончили; не нравилось заниматься - потом понравилось и наоборот (в подавляющем большинстве случаев участниками форумов отмечается, что отношение к занятиям зависело от учителя). Такая неоднозначность оценки говорит о том, что период обучения в музыкальной школе осознавался участниками форумов как насыщенный самыми разнообразными переживаниями. Этот период жизни воспринимался как какая-то отдельная, особая, очень ярко проживаемая жизнь, во многом не похожая на школьную, выделяющая занимавшихся музыкой ребят из числа их одноклассников, и зачастую наделявшая их особыми качествами, свойствами, умениями.

Завершая, отметим, что в осуществленном пилотном исследовании удалось зафиксировать глубокое эмоциональное переживание участниками форумов периода обучения в музыкальной школе во всех особенностях его повседневности.

В ходе исследования в повседневности учащихся музыкальных школ были выделены и охарактеризованы наиболее выраженные области воспоминаний, которые станут «точками опоры» и своеобразными «пунктами остановки» при интервьюировании респондентов на дальнейших этапах исследования с целью реконструкции повседневности школьников, обучавшихся в музыкальной школе.

Библиографический список

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное кон- 2015. - № 11. - С. 156-160.

струирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.

2. Бочарова Т. А. Интернет-форумы как социально-культурный феномен: проблема конструирования виртуальной реальности: авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. - Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-т, 2015. - 24 с.

3. Капкан М. В. Культура повседневности: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 110 с.

4. Куприянов Б. В., Петерсон Л. А. Реконструкция занятий детей дополнительным образованием на основе опроса студентов вузов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 1. - С. 47-55.

5. Куприянов Б. В. Детские досуговые занятия двух поколений россиян: по результатам социологических исследований родителей, обучающихся // Социологические исследования. -

6. Семенов Н. Б. Повседневность как элемент социальной реальности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2006. - 23 с.

7. Смирнова И. Э. Возможности внеурочной деятельности для реализации компетент-ностного подхода в образовательном процессе школы // Современное образование в стране: состояние, проблемы, перспективы развития: Мат-лы городского межвузовского круглого стола. - М.: Экон-Информ, 2017. - С. 30-33.

8. Смирнова И. Э. Социально-педагогическая диагностика духовной культуры школьника: методическое пособие для студентов педагогических вузов, социальных педагогов, учителей, воспитателей, классных руководителей. - М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2004. - 46 с.

9. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. -1988. - № 2. - С. 23-34.

Поступила в редакцию 28.06.2018

Smirnova Irina Eduardovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow City Pedagogical University, SmirnovaIE@mgpu.ru, ORCID 0000-0001-9303-352X, Moscow

daily students of the music school of the second half of the xx century1

Abstract. Introduction. In modern conditions, in the pedagogical theory and practice are reflected today's trends and accents in the understanding of the problems of development of the individual and society. Thus, one of the leading areas of research are the problems of entering the individual into modern society, that is, the problems of socialization. In this regard, much attention is paid to the so-called environmental approach, in which the emphasis falls on the study of various factors and conditions of the environment in which the life of the emerging personality proceeds. In the context of this approach, any activities of the child (including music) are considered as a factor of his socialization. As is known, for socialization, the environment is of decisive importance-its subject, spatial, temporal, communicative and other characteristics. All these characteristics are combined together in what is called "everyday life". The purpose of this article is to prove the possibility of a reconstruction of the everyday life of pupils of musical schools through analysis of comments on Internet forums.

Materials and Methods. We used the integrated environmental, activity-based and competency-based approaches; analytic-synthetic methods, the method of comparative analysis the method of content analysis.

1 The study was carried out with the financial support of RFBR, project № 18-013-00890a.

The results of the study. The results of the analysis of statements of participants of Internet forums about the period of study at the school; highlighted key areas such memories; the characteristic relations to teaching in the music school and to the memories of classes, teachers and peers; characterized by the peculiarities of everyday life of pupils of musical schools of the second half of the twentieth century.

Discussion and Conclusions. In the pilot study carried out, it was possible to record the deep emotional experience of the participants of the forums of the period of training in the music school in all the features of its everyday life. This makes scientific novelty and theoretical significance of the article. The practical significance lies in the fact that during the study in the daily life of music school students the most pronounced areas of memories were identified and characterized, which will become "fulcrum" during the interviewing of respondents at the further stages of the study in order to reconstruct the daily life of students who studied at the music school.

Keywords: social and pedagogical reconstruction of everyday life, music school, statement, memory.

References

1. Berger, P., Luckmann, T., 1995. The Social construction of reality. Treatise on the sociology of knowledge. Moscow: Medium Publ., 323 p. (In Russ.)

2. Bocharova, T. A., 2015. Internet forums as a socio-cultural phenomenon: the problem of virtual reality construction. Cand. Sci. (Sociol.). Khabarovsk: Pacific. State University Publ., 24 p. (In Russ.)

3. Kapkan, M. V., 2016. Culture of everyday life: studies. benefit. Yekaterinburg: Ural University Publ., 110 p. (In Russ.)

4. Kupriyanov, B. V., Peterson, L. A., 2014. Reconstruction of children's studies in additional education on the basis of a survey of University students. New in psychological and pedagogical research, 1, pp. 47-55. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Kupriyanov, B. V., 2015. Children's leisure activities of two generations of Russians: the results of sociological research of parents studying.

Sociological research, 11, pp. 156-160. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Semenov, N. B., 2006. Everyday life as an element of social reality. Cand. Sci. (Philos.). Moscow, 23 p. (In Russ.)

7. Smirnova, I. E., 2017. The Possibilities of extracurricular activities for the implementation of the competence approach in educational process of the school. Modern education: state, problems, prospects. Moscow: Econ-Inform Publ., pp. 30-33. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Smirnova, I. E., 2004. Social and pedagogical diagnostics of spiritual culture of a schoolboy: a methodological guide for students of pedagogical universities, social teachers, teachers, teachers, class teachers. Moscow: RSSU "Union" Publ., 46 p. (In Russ.)

9. Schütz, A., 1988. Structure of everyday thinking. Sociological researches, 2, pp. 23-34. (In Russ.)

Submitted 28.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.