Научная статья на тему 'Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков в деятельности педагогического отряда в условиях летнего оздоровительного лагеря'

Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков в деятельности педагогического отряда в условиях летнего оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1011
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЙ РЕБЕНОК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Ирина Олеговна

В статье описан опыт педагогического отряда по организации социально-психологической реабилитации дезадаптированных детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря, представлены основные направления подготовки вожатых для успешного решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков в деятельности педагогического отряда в условиях летнего оздоровительного лагеря»

УДК 379-835

И. О. Соколова

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Аннотация. В статье описан опыт педагогического отряда по организации социально-психологической реабилитации дезадаптированных детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря, представлены основные направления подготовки вожатых для успешного решения данной проблемы.

Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, дезадаптация, дезадаптированный ребенок, педагогический отряд.

В современных условиях, когда люди, с одной стороны, стремятся к открытости, широким социальным и коммуникативным связям, чему способствует развитие информационных технологий, социальных сетей, с другой стороны, остаются группы социально и психологически незащищенных людей. К ним в первую очередь относятся люди с различными формами дезадаптации. Особенно остро в обществе стоит проблема включения в коллективы социально и психологически дезадаптированных детей и подростков.

Дезадаптация, по определению А. Ю. Коджаспирова, - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации [1].

Т. Д. Молодцова рассматривает дезадаптацию как явление интегративное, имеющее ряд видов. Патогенный вид определяется как следствие нарушений нервной системы, болезни головного мозга, нарушений анализаторов и проявлений различных фобий. Психосоциальная дезадаптация трактуется как результат половозрастных изменений, акцентуаций характера, неблагоприятных проявлений эмоционально-волевой сферы, умственного развития и т.д. Дезадаптация социальная, как правило, проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок [2].

Дезадаптацию можно диагностировать по отсутствию некоторых основных компетенций, которые должны быть развиты у человека в данном возрасте, неадекватным реакциям на происходящее (например, по необоснованной агрессии), по наличию вредных привычек.

Психологи и педагоги ищут различные пути решения проблемы дезадаптации детей и подростков. Для работы с ними создаются специальные центры, приюты, школы и классы с коррекционным уклоном, психологи и социальные педагоги работают с семьями, используются технологии развивающего обучения, выработки автоматизма трудовых навыков.

Однако чаще всего такие дети и подростки остаются за гранью «взрослого мира» и социума, находясь в семье или в лучшем случае в социуме себе подобных. Оказавшись в коллективе детей, у которых процесс социализации проходит нормально, дезадаптированный ребенок, с одной стороны, естественным образом включается в процесс социализации, с другой же - испытывает трудности в общении и ощущении себя как части коллектива, поэтому ему требуется профессиональная помощь.

55

Вестник Пензенского государственного университета № 4 (12), 2015

Объектом нашего исследования служит социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков. Предмет исследования - реабилитация дезадаптированных детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) - внешкольное учреждение, которое осуществляет организацию отдыха детей и их оздоровление. Смена, как правило, длится 21 день, следовательно, дети и подростки сосуществуют в условиях временного коллектива.

Цель нашей работы - определить пути социализации и социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков в детском оздоровительном лагере.

В ходе достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1) описать признаки и природу детской и подростковой дезадаптированности;

2) рассмотреть способы реабилитации дезадаптированных детей в условиях ДОЛ;

3) проследить динамику позитивных изменений, связанных с адаптацией участников смены к детскому сообществу в лагере.

Актуальность работы подтверждается тем, что вожатые как начинающие педагоги в своей деятельности постоянно сталкиваются с проблемой поиска индивидуального подхода к дезадаптированным детям.

Известно, что социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социально-педагогическая реабилитация, согласно определению Т. И. Зубковой, есть система мер, направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получение образования на основе переобучения, перевоспитания, ресоциализации [3].

Таким образом, педагогу при работе с дезадаптированным ребенком необходимо решить комплекс задач:

1) способствовать социализации ребенка в коллективе;

2) корректировать отклонения в поведении;

3) способствовать развитию увлечений, интересов и талантов ребенка;

4) проводить работу с остальными членами отряда по выработке верного морального отношения к дезадаптированному ребенку.

Решению данных задач способствуют методы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей в условиях ДОЛ.

В первую смену 2014 г. в ДОЛ, где работал студенческий педагогический отряд «Пламенный», отдыхало 117 детей с явными признаками различных форм дезадаптации, включая крайние формы, что составило 18 % от числа отдыхавших в это время в лагере детей (всего - 652 ребенка).

Дезадаптация выражалась в нежелании выполнять распорядок дня, подчиняться общепринятым нормам и правилам поведения, в неуважительном отношении к взрослым и сверстникам, в порче имущества, в приверженности к вредным привычкам, опасным телесным экспериментам, в отсутствии опыта конструктивного участия в совместной деятельности.

Естественно, что членов педагогического отряда на этапе его подготовки к лагерной смене требовалось научить распознавать признаки дезадаптации, на основе данных возрастной психологии и анализа жизненной ситуации ребенка определять причины, обуславливающие деформацию личности и трудности в процессе социализации. Наконец, сформировать у вожатых умения применять в своей деятельности такие технологии, как создание ситуации успеха, предъявление требований, технология этической защиты, технология взаимодействия с ребенком осложненного поведения, игровые технологии и др.

56

Гуманитарные исследования

Создавались условия для освоения вожатыми разнообразных видов деятельности с тем, чтобы в лагере привлечь ребенка к занятиям в соответствии с его способностями. Это художественно-прикладное творчество, драматизация, познавательная и ценностноориентировочная деятельность, спортивные занятия, игровые программы.

В ходе многолетней деятельности педагогического отряда совершенствовалась система работы с дезадаптированными детьми.

Так, в начале смены воспитанники погружаются в ценностное пространство законов и традиции. Через законы и традиции, легенды, которые звучат на вечерних огоньках, театрализованных представлениях, в привлекательной и художественной форме раскрывается содержание принципов морали и нравственности и таким образом осуществляется облагораживающее влияние высоких идеалов на сознание детей и подростков.

Еще один способ работы с детьми - стимулирование достижений. На вечерних огоньках вводится традиция говорить «спасибо» за помощь и добрые делах. На информационных стендах размещаются имена детей, проявивших лучшие свои качества в том или ином деле. Существует также специальная система званий по программе «Лучезар», которая предполагает награждение детей и подростков значками за особые заслуги. Действенным вариантом стимулирования достижений является также и наличие поручения ребенку в органах самоуправления отряда.

Помимо работы непосредственно с дезадаптированными детьми и подростками необходимо проводить работу с детьми, у которых процесс адаптации проходит нормально, по формированию толерантного отношения к дезадаптированным представителям социума.

И, наконец, следует сказать о работе с родителями. Отметим, что в условиях временного детского коллектива и оторванности детей от семьи работа с родителями приобретает особую значимость. Вожатый по телефону или при личной встрече с родителями должен изложить суть проблемы с ребенком в случае дезадаптированности последнего, осветить логику своих действий в отношении ребенка, скорректировать позицию родителей, чтобы их советы, суждения и оценки, адресованные ребенку, не шли в разрез с действиями вожатого.

По результатам смены с помощью опроса и анкетирования было установлено, что 26 % подростков из числа дезадаптированных заявили, что приобрели положительный опыт общения и деятельности и на следующий год хотели бы вновь вернуться в лагерь. 39 % главным своим достижением признали факт приобретения в лагере друзей. 27 % отметили, что испытывали в лагере большие проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, но при этом высоко оценили работу вожатых и их личное отношение к себе. Это позволяет говорить, что хотя бы частично, но эта категория детей получила опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. И 7 % дезадаптированных детей оценили свое пребывание в лагере как непродуктивное и некомфортное.

Оценивая общие результаты, мы пришли к выводу, что успешная социализация и реабилитация может проходить в условиях детского оздоровительного лагеря, несмотря на ограниченный период времени пребывания в нем ребенка. А опыт конструктивного взаимодействия со сверстниками послужит ориентиром в дальнейшей жизни ребенка.

Список литературы

1. Коробочкина, Н. Дезадаптация как социальный феномен / Н. Коробочкина // Учебнометодический кабинет : сайт для педагогов. - URL: http://ped-kopilka.ru/ (дата обращения:

18.03.2015).

2. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - М. : Образование, 1996. -160 с.

57

Вестник Пензенского государственного университета № 4 (12), 2015

3. Зубкова, Т. И. Сущность социально-педагогической реабилитации / Т. И. Зубкова // Сайт дистанционного обучения ГБОУ ВПО УГМУ. - URL: http://do.teleclinica.ru/ (дата обращения: 25.03.2015).

Соколова Ирина Олеговна Sokolova Irina Olegovna

студентка, student,

Пензенский государственный университет Penza State University

E-mail: iri79560930@yandex.ru

УДК 379.835 Соколова, И. О.

Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков в деятельности педагогического отряда в условиях летнего оздоровительного лагеря / И. О. Соколова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 4 (12). - C. 55-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.