Научная статья на тему 'Социально-педагогическая деятельность по организации «Безбарьерной среды» в условиях ДОУ'

Социально-педагогическая деятельность по организации «Безбарьерной среды» в условиях ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
703
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ИНКЛЮЗИЯ / ОБУЧЕНИЕ / "БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА" / УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аляутдинова Р. Н.

в статье анализируется идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей со стартовыми возможностями «социальных вывихов». Делается вывод о необходимости совместного воспитания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями на более ранних этапах развития с целью их приобщения к нормальному обществу. Рассматривается проблематика социально-педагогической деятельности по организации «безбарьерной среды» в условиях дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аляутдинова Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая деятельность по организации «Безбарьерной среды» в условиях ДОУ»

Литература

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - Т. 15, 1994. № 1, с. 3-19.

2. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.

3. Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. № 2, с. 119-124.

4. Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 1, с. 52-61.

5. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения / Психологические проблемы самореализации личности. - СПб, 1997. - С.75-88.

6. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. - СПб, 2008.

7. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1988.

8. Breakwell G.M. Coping with threatened identities. L.-N.Y.: Mithuen, 1986.

Р.Н. Аляутдинова

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ «БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ» В УСЛОВИЯХ ДОУ

SOCIALLY-PEDAGOGICAL ACTIVITY ON ORGANIZATION "WITHOUTBARRIER ENVIRONMENTS" IN THE CONDITIONS OF DOU

Аннотация: в статье анализируется идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей со стартовыми возможностями «социальных вывихов». Делается вывод о необходимости совместного воспитания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями на более ранних этапах развития с целью их приобщения к нормальному обществу. Рассматривается проблематика социально-педагогической деятельности по организации «безбарьерной среды» в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: организация, инклюзия, обучение, «безбарьерная среда», условия.

Abstract: the idea of the inclusion educating is examined in the article, as a pedagogical system organically connecting the special and common education with the purpose of conditioning for overcoming for children with starting possibilities of "social dislocations". About the necessity of joint education of healthy children and children with limit possibilities on more early stages of development with the purpose of their attaching to normal society. Range of problems of socially-pedagogical activity on organization of «without barrier» in the conditions of preschool educational establishment, and her decision.

Keywords: organization, inclusion, educating, «without barrier», conditions.

В научной литературе термин «деятельность» имеет широкое распространение. В философии под термином «деятельность» подразумевается инструмент изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического процесса. Деятельность направлена на изменение мира, на производство или порождение определенного продукта материальной или духовной культуры. Р.Х. Шакуров считает,

© Р.Н. Аляутдинова, 2012

что «главная функция деятельности состоит в том, что она обеспечивает преодоление барьеров, мешающих удовлетворению его потребностей» [5].

Социальная педагогика как практика предполагает организацию социально-педагогического процесса. Такая организация в научной литературе получила название «социально-педагогическая деятельность». В.А. Никитин социально-педагогическую деятельность называет ключевым понятием социальной педагогики, считая ее главной задачей «обеспечение образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности» [4].

И.А. Липский считает, что целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности этого человека [2]. Не опровергая позицию И.А. Липского, мы считаем, что цель социально-педагогической деятельности надо трактовать шире, исходя из понимания сущности социализации, сформированной Р.Х. Шакуровым, рассматривающим ее как получение доступа к социальным ценностям [5].

Отталкиваясь от регулирования отношений человека и социальной среды с целью его социального развития, мы можем рассматривать социально-педагогическую деятельность как продуктивное содействие человеку в получении им доступа к социальным ценностям, удовлетворяющим его потребности. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос организации «безбарьерной среды» в условиях дошкольного образовательного учреждения, которая была бы комфортной для детей с ограниченными возможностями здоровья и способствовала бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его инклюзии (интеграции) в обществе.

К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ограниченными возможностями здоровья создаются дополнительные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение, что продолжает оставаться для нашей страны проблемой. Приобщение нашей страны к указанному опыту имеет прогрессивное значение.

«Интегративное» образование предполагает создание коррекционных групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную стратегию «особых» и «нормальных» детей) в сторону образования, признающего развитие между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса. Опыт осуществления интегративных программ в России привел к пониманию того, что с одной стороны, индивидуальный подход важен каждому ребенку, а с другой стороны, выделение «особых» групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни и детского сада, создает барьеры в общении и взаимодействии детей.

В странах Запада подобных проблем в настоящее время вообще не существует, они давно решены. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии -совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями. «Инклюзивное» образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку.

Следует отметить, что термин «инклюзия» пока не имеет четкого определения. В литературе можно встретить различные формулировки. ЮНЕСКО под инклюзией понимает «позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблему, а как возможность обогатить учение». Инклюзия - это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни

коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Цель такой (инклюзивной) школы - дать всем учащимся возможность наиболее полного взаимодействия и проявления заботы друг о друге, как членах общества [6].

Полноценное образование детей с ограниченными возможностями здоровья реально только в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия, учитывающие специфику коммуникативной и когнитивной деятельности слабослышащих, слепых и слабовидящих, а так же возможности передвижения, общения, взаимодействия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В своем Послании Федеральному собранию Д.А. Медведев отметил: «Особая задача - создание «безбарьерной среды» для детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа «Доступная среда», направленная на решение этих проблем».

Включение детей с особенностями развития в воспитательно-образовательный процесс - это не просто растворение «особых детей» в среде здоровых сверстников. Это дифференцирует специфику детей разного типа. Такая тактика сочетания общего и различного обеспечивает многофактную структуру коммуникации внутри образовательной среды детского сада.

Идея инклюзивного обучения, как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов»), принадлежит Л.С. Выготскому, который еще в 30-е годы, одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта [1].

Проблематика социально-педагогической деятельности по организации «безбарьерной среды» в условиях дошкольного образовательного учреждения охватывает информационно-коммуникативные технологии, научно-методическую и проектно-практическую сферы деятельности, в рамках которых различные технические средства и приспособления, оборудование и мебель в комплексе с архитектурно-строительными решениями формирует среду обитания, способную решить задачи социальной адаптации и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья. Доступность объектов и услуг является одной из основ свободы, обеспечивающей детям-инвалидам полноценное пользование ими. Отмеченным аспектам жизни социального общества посвящаются многочисленные научные исследования во всем мире. Лучшие результаты достигнуты в экономически развитых странах Европы, практически реализующих и демонстрирующих взаимозависимость и взаимосвязанность прав и свободы всех членов общества без ограничений.

Современный этап развития инклюзивного образования наполнен массой противоречий, проблем и требует от нас профессионального открытого диалога, конструктивного спора, учета отечественного опыта и согласованности позиций. В разрабатываемой Стратегии развития инклюзивного образования в Москве данный период определен как переходный. Важное обстоятельство этого перехода - готовность образовательных учреждений меняться. Внедрение инклюзивного образования сталкивается с трудностями по организации «безбарьероной среды». Недостаточность научно-исследовательских и мониторинговых данных приводит к недостоверности оценок и выводов. Социально-педагогическая деятельность по организации «безбарьерной среды» в условиях дошкольных образовательных учреждениях ведется в Западном округе г. Москвы с 2001 года. В округе проживает 2843 ребенка-инвалида в возрасте от 0 до 23 лет. В дошкольных образовательных учреждениях округа воспитываются 326 дошкольника [3]. Эти цифры стабильны на протяжении более чем 10 лет.

Таким образом, чтобы организовать «безбарьерную среду» в условиях дошкольного учреждения необходимо, в первую очередь, ориентироваться на детей с разными стартовыми возможностями.

Сложнее всего передвигаться инвалидам-колясочникам, поэтому помещения, по возможности, оборудуются максимально полным набором приспособлений: входной пандус с опорными перилами, расширенный вход в здание, опорные двухуровневые перила по коридорам и лестничным клеткам, санузел для инвалида-колясочника, передвижной подъемник. Во встроенных дошкольных учреждениях, конструктивные особенности которых не позволяют выполнить полный набор работ, устанавливаются поручни, приобретаются подъемники.

С каждым годом растет количество детей, имеющих нарушения зрения. Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения оборудовываются современной специальной лечебной офтальмологической аппаратурой, сенсорным оборудованием, кабинетами психомоторной коррекции, компьютерной техникой и современным учебным оборудованием. Дети с нарушением слуха обеспечиваются слуховыми аппаратами. В дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха приобретается звукоусиливающая аппаратура.

В соответствии с ФГОТами большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей, т.е. необходимо организовать «безбарьерную среду» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Для стимуляции детской активности педагоги могут использовать принципы организации предметно-развивающей среды. Основной акцент делается на правильную организацию игрового пространства под любые нужды детей. Однако, следует учесть, что только за счет создания внешних условий пребывания детей в группе невозможно будет решать коммуникативные сложности не только детей с особенностями развития, но и у обычных детей. Социализация - основная задача любой детской группы на базе всевозможных игр и деятельностей. Групповой процесс может считаться относительно успешным, если любой ребенок со всеми своими коммуникативными трудностями адаптируется к группе. Задачей инклюзивного учреждения является построение такой системы помощи, которая активно меняет поведение детей, дает новые возможности в развитии личных компетенций и в развитии способности к общению.

Основная задача организации предметно-развивающей среды - создание условий для проявления ребенком самостоятельности и активности, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы стимулировать эту активность, но не брать на себя ведущую роль. Другая задача состоит в том, чтобы у детей была возможность сорганизовать свои интересы в совместной деятельности и игре, создавая тем самым предпосылки развития социальных способностей - умения договариваться, находить компромисс, распределять активность, выполнять разные социальные роли, оказывать взаимопомощь и поддержку, брать на себя ответственность и лидерскую роль, уметь исполнять поручения.

При учете разнообразия индивидуальных особенностей детей крайне остро встает проблема общения между детьми, «выстраивание» отношений внутри группы. Социально-педагогическая деятельность учитывает возможности и потребности в развитии всех детей группы при организации «безбарьерной среды» в инклюзивной группе.

Организация «безбарьерной среды» в инклюзивной группе в условиях дошкольного образовательного учреждения опирается на решение следующих задач:

- создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

- формирование умений устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);

- формирование умения поддерживать друг друга;

- развитие коммуникативных навыков культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;

- активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;

- развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;

- формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Представленные материалы объединены общими методологическими и

организационными подходами организации «безбарьерной среды» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, социально-педагогическая деятельность по организации «безбарьерной среды» в условиях дошкольного образовательного учреждения строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, главными составляющими которого является как усилия специалистов и содержательные методологические взаимосвязи, так и собственная активность ребенка и его семьи.

Литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т. 3 - М. 1983. - С. 39-49.

2. Липский И.А. Социальная педагогика: методологич. анализ: учебное пособие. - М. 2004. С.45.

3. Региональный обзор политики в области качества воспитания детей дошкольного возраста в городе Москве / Методическое пособие. Сост. Т.Н. Гусева, М.М. Цапенко, Н.Ю. Симонова. - М. 2012. С.47.

4. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. - М, 2000. - С.35.

5. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность. (Механизмы психодинамики). - Казань, 2001. С. 107.

6. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5, с.100-106.

И.П. Андриади Л.К. Козлова

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

MUSEUM PEDAGOGICS AS A METHODOLOGICAL BASIS OF ORGANIZATION

OF THE SCHOOL MUSEUM ACTIVITIES

Аннотация: в статье рассматривается широкий круг проблем одного из направлений педагогической науки - музейной педагогики. Представлены исторические предпосылки ее зарождения, потенциалы музеев в решении задач гражданского и патриотического воспитания молодежи, реализации задач образования. Дан анализ специфики и возможностей музеев образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях. В связи с выявленной спецификой в организации школьных музеев и осуществлении их деятельности рассматривается необходимость разработки теоретических основ их функционирования.

Ключевые слова: музейная педагогика, школьный музей, патриотическое воспитание.

© И.П. Андриади, Л.К. Козлова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.