Научная статья на тему 'Социально ориентированные некоммерческие организации и молодежные объединения как фактор формирования гражданственности молодежи'

Социально ориентированные некоммерческие организации и молодежные объединения как фактор формирования гражданственности молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
366
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ ФОРМАТЫ КОММУНИКАЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОЛОНТЕРСТВО / NETWORK COMMUNICATION FORMATS / NON-PROFIT ORGANISATIONS / PUBLIC ORGANISATIONS / CIVIC VALUES / PATRIOTISM / YOUTH / SOCIAL RESPONSIBILITY / VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Великодняя Екатерина Максимовна, Задворняк Алиса Денисовна, Черепанова Екатерина Сергеевна

В статье осуществляется анализ проблемы формирования гражданственности молодежи в условиях появления новых форматов коммуникации. Тема формирования гражданственности молодежи относится к числу актуальных и требует всестороннего научного анализа. Цель данного исследования выявить, каким образом современные субъекты гражданского общества некоммерческие социально ориентированные организации и общественные объединения влияют на освоение молодыми людьми гражданских ценностей. Для аргументации используются данные, полученные авторами в ходе эмпирического исследования, проведённого в 2019 году.The article analyses the issue of youth’s civic consciousness formation in the face of new emerging communication formats. The topic of youth’s civic consciousness formation is one of the most relevant and requires comprehensive scientific analysis. The study aims to determine how modern subjects of the civil society non-profit socially oriented organisations and public associations affect youth’s acquisition of civic values. Argumentation is carried out by means of the data collected through an empirical research conducted by the authors in 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Великодняя Екатерина Максимовна, Задворняк Алиса Денисовна, Черепанова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально ориентированные некоммерческие организации и молодежные объединения как фактор формирования гражданственности молодежи»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2020.5.22

Великодняя Екатерина Максимовна, Задворняк Алиса Денисовна, Черепанова Екатерина Сергеевна

Социально ориентированные некоммерческие организации и молодежные объединения как фактор формирования гражданственности молодежи

В статье осуществляется анализ проблемы формирования гражданственности молодежи в условиях появления новых форматов коммуникации. Тема формирования гражданственности молодежи относится к числу актуальных и требует всестороннего научного анализа. Цель данного исследования - выявить, каким образом современные субъекты гражданского общества - некоммерческие социально ориентированные организации и общественные объединения - влияют на освоение молодыми людьми гражданских ценностей. Для аргументации используются данные, полученные авторами в ходе эмпирического исследования, проведенного в 2019 году. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/Э^СВД/бДО.^т!

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 5. C. 119-125. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

Социальная философия

Social Philosophy

УДК 1; 316.354+374.33+316.35 Дата поступления рукописи: 10.03.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.5.22

В статье осуществляется анализ проблемы формирования гражданственности молодежи в условиях появления новых форматов коммуникации. Тема формирования гражданственности молодежи относится к числу актуальных и требует всестороннего научного анализа. Цель данного исследования - выявить, каким образом современные субъекты гражданского общества - некоммерческие социально ориентированные организации и общественные объединения - влияют на освоение молодыми людьми гражданских ценностей. Для аргументации используются данные, полученные авторами в ходе эмпирического исследования, проведённого в 2019 году.

Ключевые слова и фразы: сетевые форматы коммуникации; некоммерческие организации; общественные организации; гражданские ценности; патриотизм; молодежь; социальная ответственность; волонтерство.

Великодняя Екатерина Максимовна

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург katerina. velikodniaya@yandex. ru

Задворняк Алиса Денисовна

Специализированный учебно-научный центр

Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург alisazadvornyak@gmail. com

Черепанова Екатерина Сергеевна, д. филос. н., проф.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург e. s. cherepanova@urfu. ru

Социально ориентированные некоммерческие организации и молодежные объединения как фактор формирования гражданственности молодежи

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ

в рамках научного проекта № 19-011-33012.

Введение

Общественные объединения и некоммерческие организации в последнее время стали важной частью гражданского общества в России. В их числе немалая доля тех, что нацелены на работу с молодежью. «Первая группа объединений - молодежные общественные формирования и клубы, кружки и т.п., находящиеся под определенной опекой вышестоящих организаций (институт, центр творчества, клуб). Вторая группа объединений - профильные молодежные объединения, имеющие выраженную общественную направленность деятельности и черты самодеятельности. Третья группа объединений - молодежные общественные объединения (общественно и личностно ориентированная работа), которые строят свою жизнедеятельность на любой стратегической системе ценностей (религиозные, националистические, политизированные и др.)» [6, c. 149].

При этом организации и объединения используют схожие формы работы и различаются во многом лишь по источнику финансирования. В некоторых случаях деятельность какого-либо центра может поддерживаться из нескольких ресурсов и даже с помощью родителей молодых людей. Нельзя не отметить, что возможность получения государственного финансирования для достижения определенных уставом организации целей привела к тому, что и некоммерческие организации (НКО) стали реализовывать не только благотворительные проекты, но и воспитательные, направленные на формирование гражданских компетенций и навыков социальной активности молодежи. Эти интенции не противоречат правовым нормам, и поэтому социально

ориентированная НКО может ставить такую цель, как «развитие гражданского общества РФ» [19]. Поэтому при анализе факторов, влияющих на гражданственность молодых людей, необходимо учитывать не только воздействие школы, но также и деятельность других институциализированных организаций.

Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью совершенствования системы формирования гражданских ценностей и социальной активности российской молодежи. Несмотря на то, что эта тема достаточно хорошо изучена, тем не менее анализ имеющихся практик необходим для понимания эффективности используемых подходов, а также целостного видения функционирования институтов гражданского общества. События последнего времени, в том числе публичные акции граждан Екатеринбурга по поводу строительства храма весной 2019 года, в которых принимали участие сотни молодых людей, свидетельствуют о значимости изучения факторов, влияющих на гражданственность молодежи. Цель данной работы - рассмотреть некоммерческие социально ориентированные организации и общественные объединения на предмет их воспитательного воздействия на молодежь в аспекте формирования гражданских ценностей и социальной активности. В связи с этим, во-первых, описывается состояние исследований в России по заявленной теме, во-вторых, рассматривается вопрос о влиянии форматов коммуникации молодежи на проявление социальной активности, и наконец, выявляются основные принципы организации воспитательной работы, которыми руководствуются специалисты НКО и общественных объединений.

Научная новизна анализа определяется тем, что рассматриваются специфика форм социальной активности молодежи и ценностно-ориентирующее влияние некоммерческих организаций не только в социально-теоретическом аспекте, но и с использованием данных эмпирического исследования (анкетирование и интервью), проведенного авторами в 2019 году.

Российский опыт анализа влияния некоммерческих организаций и общественных объединений на формирование гражданственности

В исследовательской литературе последнего времени отмечается значение совокупных усилий граждан и организаций для гармонизации общественного климата, ведь «кооперации/коалиции/партнерства общественных организаций, некоммерческих организаций и гражданских активистов являются эффективным инструментом для решения социальных проблем» [25, с. 111]. Как отмечает А. В. Соколов, опыт такой кооперации, безусловно, должна получать молодежь и подростки, и поэтому роль социально ориентированных организаций, направленных в своей деятельности на вовлечение молодежи в общественно значимые проекты, трудно переоценить. «Социально активная личность является главной движущей силой и индикатором развития гражданского общества, а общественные организации выступают институциональной формой социальной активности» [24, с. 79].

Стоит отметить, что значительный интерес исследователей вызывает деятельность некоммерческих организаций с точки зрения их вклада в процессы по воспитанию гражданственности и социальной активности. Р. М. Багандов указывает, что НКО - это организации, результативно реагирующие на проблемы и вызовы социальной сферы и влияющие на развитие демократии. В числе направлений деятельности отмечаются: содействие реализации прав граждан, просвещение общественности относительно значимых социальных явлений, оказание «услуг в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и т.д.» [1, а 16], привлечение граждан к самостоятельному решению проблем, вовлечение общества в обсуждение социальных проблем, посредничество в осуществлении обратной связи между государством и народом, снижение социальной напряженности.

При реализации своей миссии, как подчеркивают некоторые авторы, НКО испытывает трудности, связанные с сотрудничеством с другими социальными институтами/институциями [14, с. 82-84; 15, с. 83-104; 18, с. 49-71]. Отмечается положение «устойчивого неравновесия» [13, с. 181-185] - необходимость лавировать между различными социальными задачами: 1) поиск финансового обеспечения; 2) воспитание молодежи в социально приемлемом ключе; 3) поддержка заинтересованности и мотивирование участников и волонтеров. Интересно, что волонтерская практика является ресурсом для НКО, тем не менее они не готовы активно включать волонтера в свою повседневную деятельность. Имеет место также дефицит человеческих ресурсов для обучения волонтеров и поддержания их мотивации [4, с. 11]. Е. В. Сайганова и А. С. Дегтева [23, с. 261-263] указывают на уникальность роли некоммерческих организаций в структуре социальных институтов, ведь это общественные объединения, созданные в целях социальной защиты и саморазвития молодежи. В работе с молодежью организации такого типа осуществляют социальную диагностику, реабилитацию, адаптацию, консультирование и т.п.

В том, что касается анализа педагогических приоритетов, исследователи отмечают демократизм и кооперацию в качестве ключевых принципов деятельности. Также А. С. Харина указывает, что социально ориентированные организации «способны повысить эффективность процесса социализации личности, предоставив подростку возможность самореализации и самостоятельного выбора приоритетов в формировании собственной системы ценностей» [26, с. 114]. Вовлечение в социальную активность позволяет школьникам достичь зрелости, сформировать свой творческий потенциал, а также создать будущую ценностную основу для его реализации. Ценности, сформированные в результате этой деятельности, в свою очередь, оказывают существенное влияние на активность человека в социальной сфере, его социальную позицию. Другой пример - статья К. И. Буяковой и И. Ю. Малковой, где авторы пишут, что «реальное добровольческое служение как общедоступная форма практики института социального служения способствует осознанию людьми того

факта, что участие в жизни и делах общества приносит пользу не только нуждающимся в помощи, но и удовлетворение самому добровольцу, перспективу его личностного самосовершенствования, самореализации» [4, с. 8]. В статье «Российское движение школьников как новая форма взаимодействия образовательных и социально ориентированных некоммерческих организаций» [11, с. 86-91] отмечается, что государство уделяет большое внимание общественным объединениям, которые работают в сфере воспитания, поскольку видит в них ресурс для совершенствования дополнительного образования для подростков, вовлечения молодого поколения в социальную деятельность. Проблема, однако, заключается в ограниченной возможности контроля над качеством этого образования, возможности проникновения в эту среду деструктивных элементов.

Несмотря на обширный спектр проблем, через призму которых рассматриваются молодежные объединения и социально ориентированные организации, непосредственно воспитательной деятельности, ее принципам, концептуальным основаниям воспитательных стратегий уделяется недостаточно внимания. Представленные публикации указывают также на актуальность дальнейшего изучения деятельности подобных организаций в аспекте их мировоззренческого влияния на формирование гражданских ценностей и освоения практик социальной активности.

Социальная активность молодежи и новые форматы коммуникации

В рамках исследования гражданственности и социальной ответственности старшеклассников Свердловской области (грант РФФИ № 19-011-33012 по теме «Гражданственность и социальная активность молодежи в контексте трансформации практик воспроизводства ценностей: аксиологический и коммуникативный аспект») была выдвинута гипотеза, что одной из форм реализации социальной активности и проявления гражданской позиции должно быть участие в мероприятиях, которые проводят волонтерские организации, молодежные объединения и центры.

Был проведен опрос 417 школьников 10-11-х классов. Это молодые люди, родители которых достаточно образованны (20% имеют среднее специальное образование, 67,6% - высшее); в семье, как правило, двое или более детей; материальное положение семьи оценивается большинством опрошенных школьников как благоприятное (денег на все расходы хватает 93% опрошенных, из которых 50% могут позволить себе откладывать деньги, а 20% - ни в чем себе не отказывают). Почти 61% опрошенных планируют после окончания школы продолжить обучение в высшем учебном заведении (91%) и допускают возможность получить высшее образование за границей (70,71%). В этой аудитории отмечается интерес к участию в социальных проектах экологической и благотворительной направленности: 56,7% и 41,9% ребят соответственно приняли участие в подобных мероприятиях (см. Табл. 1). То есть можно говорить о том, что у старшеклассников есть понимание значимости указанных проектов и они готовы проявить социальную активность или уже имеют подобный опыт. Также преимущественным большинством опрошенных отмечается, что в современной России каждый из них может лично оказать влияние на решение таких проблем, как улучшение экологической ситуации в стране (74,5%), благоустройство городской среды (62,1%) и снижение нетерпимого отношения к некоторым социальным группам (59,5%).

Таблица 1. «В каком социальном проекте Вы уже принимали участие и/или планируете поучаствовать?»

■ Мне это не интересно Планирую принять участие ■ Участвовал

КуЛЫурНО-ИСТОрИЧССКНЙ проект (участие II археологических и краеведческнх экспедициях и г.п.)

Социально-культурный проект (помощь в организации Дня города, Ночи музеев и т.п.)

Блаютворительнмй проект (организации сбора средств п помощь бездомным, тяжело больным, детям-сиротам и др.)

Образдиа тельный проект (лектории, дискуссионные клубы)

Экологический проект (сбор мусора, высадка деревьев и др.)

25.(1(1% Н

ГЕШ

250 ша

■ИГШ1

внпа

■щи 1

: ГШ

25,00%

18,6(1%

56,70%

Сравним с результатами опроса, предоставленного ВЦИОМ: «По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) желание участвовать в волонтерских программах выразили 68% респондентов (однако, безусловную уверенность - только 19%). Молодое поколение (в возрастной группе 19-24 лет) проявило большую готовность к участию в волонтерских практиках и программах. Наиболее

распространенной формой волонтерской деятельности является благоустройство территории (72%). Половина респондентов (51%) перечисляли деньги нуждающимся в помощи, 47% - участвовали в сборе пожертвований» [12, с. 88].

Следует отметить, что для молодых людей факт социально активной деятельности, как правило, подтверждается участием в информационно-коммуникационных процессах по привлечению внимания к той или иной проблеме, а также отправкой денег благотворительным фондам через СМС. Иначе говоря, новые форматы коммуникации, в которых осуществляется социальное взаимодействие, определяют выбор форм социальной активности.

Так как самые значимые (в аспекте взросления школьников) виды деятельности - знакомство и общение -проходят для многих молодых людей в социальных сетях, то и активность в сети становится главным способом выразить гражданское участие. Школьники предпочитают действовать не напрямую, а посредством постов/репостов объявлений, петиций, видеороликов в социальных сетях (24%), подписания петиций (28,8%), пожертвований (37,8%). Исследование ВЦИОМ также свидетельствует, что «молодежь чаще, чем старшее поколение, участвует в волонтерской деятельности через интернет и социальные сети (23% среди 18-24-летних против 6% среди 60-летних и старше)» [Там же, с. 89]. Волонтерами, оказывающими реальное, а не виртуальное безвозмездное содействие, становится только 8,6% всех опрошенных.

Влияние вовлеченности в интернет-коммуникацию на политическую (гражданскую) активность оценивается исследователями по-разному. Так, западные авторы в основном подчеркивают дуалистичность (М. Ксенос и П. Мой) [3, с. 91] данной активности или отмечают, что «цифровые коммуникации в первую очередь вносят фундаментальные изменения в политические ожидания и практики» (Дж. Кан, Д. Аллен) [Там же]. Э. Соеп говорит, что молодые люди активно экспериментируют с гражданскими практиками в цифровой среде. В. В. Петухов, как представитель отечественного направления исследования данной проблемы, считает, что «социальные сети не выполняют роль триггера общественного и политического активизма» [Там же]. Однако в статье Е. В. Бродовской, А. Ю. Домбровской, Р. В. Пырма и А. А. Азарова «Готовность современной российской молодежи к реализации гражданской и политической активности в цифровой среде» резюмируется, что «наиболее позитивную оценку российская молодежь дала такой форме онлайн-активности, как развитие онлайн-сетевых форм добровольческих/волонтерских организаций: около 2/3 респондентов положительно относятся к данному типу сетевой активности. Это означает, что молодое поколение России высоко ценит волонтерство/добровольчество как социальное явление и считает, что их необходимо развивать любыми доступными методами, в т.ч. в формате онлайн-активности» [Там же, с. 93].

Приведенные результаты нашего исследования также свидетельствуют о том, что, с одной стороны, молодые люди 16-18 лет испытывают потребность в деятельном проявлении своей гражданской, социальной позиции, здраво оценивают проблемы окружающей их действительности и ту роль, которую они могут сыграть для их устранения. То есть можно утверждать, что на уровне ценностных ориентаций у школьников наблюдается признание значимости социальной активности и гражданского участия. С другой стороны, несмотря на осознанную готовность помочь, они не демонстрируют сформированных навыков реального, а не виртуального участия в какой-либо волонтерской или подобного рода деятельности.

Принципы организации воспитательной деятельности в некоммерческих организациях и молодежных объединениях

Следует отметить, что наиболее эффективной социально ориентированной деятельностью среди участников опроса считается помощь через различные благотворительные и общественные организации - такой ответ дали 69,5% молодых людей. То есть можно говорить о том, что школьники признают значимость такого типа общественных объединений для реализации социально важных целей, а также осознают, что любого рода помощь и различные волонтерские акции должны быть хорошо организованы. Таким образом, можно было бы предположить, что молодежь должна обращаться в социально ориентированные НКО или молодежные объединения, где старшеклассники могли бы освоить различные формы социальной активности, реально участвовать в волонтерских акциях. Однако выяснилось, что только 21% респондентов осведомлены о наличии в их городах организаций, деятельность которых направлена на привлечение молодежи к решению общественных проблем, а значительное число опрошенных - 67,85% не знают о наличии таких сообществ. К тому же 36% опрошенных старшеклассников считают, что для поддержания интереса к участию в социальных проектах молодежь надо поддерживать финансово.

Мы видим непростую ситуацию: несмотря на то, что в Свердловской области в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций по данным на 2019 год, опубликованным 30 января 2020 год, включена 251 запись (субсидии из средств областного бюджета получили 184 некоммерческие организации на реализацию 251 социально значимого проекта (мероприятия), имущественную поддержку получили три некоммерческие организации) [21], молодежь слабо информирована и приобщена к участию в деятельности таких организаций.

Возникает вопрос: какую роль в таком случае играют социально ориентированные общественные организации: они просто объединяют активных людей или должны вовлекать тех, кто еще не проявил себя в реальной волонтерской деятельности? Нужно ли, чтобы в работе такого рода организаций принимало участие большее количество школьников? Также было бы, наверное, важно понять, на каких принципах основана воспитательная деятельность подобных объединений? Можно ли видеть сегодня в социально ориентированных организациях ресурс для воспитания гражданственности и формирования навыков социальной активности? Очевидно, что важность указанных вопросов требует дополнительного серьезного изучения. В рамках

проводимого исследования мы попытались собрать дополнительный эмпирический материал, прежде всего обратившись к руководителям некоторых организаций Свердловской области.

В результате опроса те школьники, которые знают о социально ориентированных организациях в их городе или принимали участие в мероприятиях такого типа объединений, указали на следующие: «Волонтеры Урала» [7], Благотворительный фонд «Город без наркотиков» [2], Ресурсный центр добровольчества Свердловской области «Сила Урала» (Екатеринбург) [22], Молодежная Дума Новоуральского городского округа (Новоуральск) [17], Центр молодежной политики (Каменск-Уральский) [27], Городской совет старшеклассников [9] - собрание лидеров ученического самоуправления, Общественное движение социального мастерства «Город первых» [8], «Молодая Гвардия» [16], «Лига друзей Инновационного культурного центра» (Первоуральск) [5].

Из числа указанных организаций согласие на интервью дали руководители только двух: «Город первых» (Первоуральск) [8] и «Молодая Гвардия» (Первоуральск) [16]. Также для более полной картины мы обратились к руководству наиболее известной в столице Урала организации - «Каравелла» (Екатеринбург) [20], история которой связана с деятельностью писателя В. Крапивина. Хотя в результате опроса старшеклассники не назвали эту организацию, но мы видим в деятельности этого центра презентацию интересного педагогического опыта.

Руководителям указанных объединений были заданы однотипные вопросы, в числе которых: какова роль организации в формировании гражданских ценностей детей и молодежи? Как молодежь узнает о существовании организации? Какую роль играют в организации деятельности сообщества социальные сети? С какими трудностями и рисками приходилось сталкиваться при подготовке проектов и привлечении участников? На каких педагогических принципах основывается работа организации? Какими мотивами руководствуются члены организации? Какое место в деятельности сообщества занимает патриотизм и как он понимается? Возможно ли воспитать патриотизм? Есть ли разница между гражданственностью и патриотизмом?

«Каравелла», как указывает руководитель организации, конструирует «идеальный» мир доброжелательного, безопасного пространства, участники которого объединяются вокруг общего дела. Выходя за пределы этого «мира», ребята реконструируют его модель в своей повседневной жизни. Условием формирования убеждений является самостоятельное освоение ценностей в процессе совместной деятельности, результаты которой значимы для коллектива и для каждого в отдельности. Значимым фактором можно назвать и то, что родители тоже разделяют идеологию «Каравеллы», готовы поддерживать авторитет организации, а также прислушиваются к советам руководителей.

«Молодая Гвардия» (всероссийская молодёжная организация партии «Единая Россия». Создана 16 ноября 2005 года. В Первоуральске прекратила свое существование в 2019 году в связи с недостатком финансирования) - организация, основной целью которой является командообразование посредством вовлечения участников сообщества в мероприятия социальной направленности и тренинги. Мировоззрение и соответствующие ему ценности формируются в процессе рабочей и игровой деятельности. Также надо отметить, что в рамках этой организации не происходит взросление детей, то есть аудитория данного объединения -это в основном старшеклассники. Организация была рассчитана исключительно на то, чтобы ребята получили новый опыт социальной активности, но не на то, чтобы этот опыт воспроизводился и нашел отражение в комплексе сформированных навыков и уж тем более в ценностных ориентациях гражданской направленности.

Основной вид деятельности организации «Город первых» (основана в июне 2018 года, финансируется группой ЧТПЗ [10]) имеет экологическую направленность. Организаторы полагают важным связь поколений, и поэтому дети зачастую приходят на экологические акции вместе с родителями. Принятие решения о вступлении в организацию является по большей части личной инициативой подростка, но родители могут выступать примером, который становится катализатором выбора. Другой контингент - взрослые, дети и подростки, нуждающиеся в интересном досуге. Эта категория участников проектов «Города первых» меняет свое мировоззрение в ходе мероприятий и коммуникации с другими участниками движения. Ценности, прививаемые членам сообщества - это «бережное отношение к окружающей среде, экологическое мировоззрение, осознанное потребление».

В целом, сопоставляя полученный в результате интервью материал, можно сказать следующее. Во-первых, все руководители отмечают, насколько сложно мотивировать молодежь к активному участию в проектах и акциях организации. Интервьюируемые организаторы «Молодой Гвардии» и «Города первых» подчеркивают, что ребята действуют, в основном побуждаемые интересом к общению, а не к содержанию деятельности. И только руководители «Каравеллы» демонстрируют сформированную педагогическую концепцию, которая предусматривает системную работу по сохранению и развитию мотивации старшеклассников.

Во-вторых, можно видеть, что во всех случаях организаторами признается многоаспектность процесса формирования гражданских ценностей. Деятельность каждой из организаций имеет свою сверхзадачу: в одном случае главной целью воспитания является патриотизм, в другом - опыт социального взаимодействия, в третьем -забота о природе. Однако в каждом случае организаторы отмечают, что достичь поставленной цели непросто, потому что общественные организации - это лишь один из факторов влияния наряду с семьей, друзьями и т.д. Поскольку концептуальные основания, на которых базируются принципы работы каждого из объединений, разнятся: в «Каравелле» - дисциплина и ответственность, в «Молодой Гвардии» - свобода выбора деятельности, в «Городе первых» - признание лидера и умение работать в команде, - то и влияние, на которое может рассчитывать организация в вопросе формирования ценностей, также существенно различается.

В-третьих, респонденты всех трех организаций, так или иначе, говорили о вовлеченности родителей в деятельность организации. Либо указывали, что предпочитают, чтобы родители не принимали участия, либо,

напротив, отмечали, что в своей деятельности рассчитывают на поддержку родителей для дополнительного мотивирования подростков. Эти примеры свидетельствуют о том, что есть родители, которые хотели участвовать в акциях и мероприятиях этих организаций. Такой интерес родителей можно объяснить, прежде всего, желанием участвовать также и в жизни ребенка, знать, где и как он проявляет себя.

Заключение

В завершение хотелось бы еще раз отметить, что обзор российского опыта изучения влияния НКО на формирование гражданственности свидетельствует о том, что концептуальным основаниям воспитательных стратегий этих организаций уделяется недостаточно внимания. А между тем можно подчеркнуть, что, хотя НКО, молодежные центры и волонтерские объединения стали важной частью гражданского общества, степень влияния этих объединений на формирование гражданственности и социальной активности молодежи еще недостаточна.

Также можно сделать вывод, что, хотя молодые люди считают необходимым участвовать в экологических, благотворительных и подобных им мероприятиях, они не получают необходимого реального социального опыта, ограничиваясь сетевыми форматами выражения своей гражданской позиции.

Значительная часть молодежи не знает о существовании социально ориентированных организаций в их населенном пункте, хотя в принципе полагают, что посредничество такого рода организаций в оказании помощи необходимо. Сложившиеся форматы коммуникации - социальные сети и мессенджеры - определяют и способы проявления социальной активности: посты, репосты в социальных сетях, подписывание петиций в Интернете, информировании о функционировании организации через группы в социальных сетях. Даже при наличии необходимых ценностных ориентиров молодые не всегда имеют возможность проявить себя в социально активной деятельности.

И наконец, необходимо указать, что НКО и общественные объединения во многом разнятся как по концептуальным основаниям стратегий формирования гражданских ценностей, так и по принципам организации этой работы. В числе основных принципов - свобода, открытость, демократизм, дисциплина, кооперация, связь поколений. В ряде случаев можно видеть, что руководители избегают ставить серьезные социальные задачи, не видят необходимости в создании системы, в полной мере содействующей освоению навыков социальной активности и гражданского участия у молодежи.

Список источников

1. Багандов Р. М. Роль некоммерческих организаций в обществе // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 15-16.

2. Благотворительный фонд «Город без наркотиков» [Электронный ресурс]. URL: http://nobf.ru/about/ (дата обращения: 07.02.2020).

3. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Азаров А. А. Готовность современной российской молодежи к реализации гражданской и политической активности в цифровой среде // Власть. 2019. № 1. С. 91-95.

4. Буякова К. И., Малкова И. Ю. Возможности и проблемы развития надпрофессиональных компетенций молодежи в волонтерской деятельности на базе некоммерческих организаций // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 1. С. 7-13.

5. В Инновационном культурном центре стартовал проект «Лига друзей ИКЦ» [Электронный ресурс]. URL: https://ikc66.ru/novosti/1462-v-innovatsionnom-kulturnom-tsentre-startuet-proekt-krug-druzej-ikts (дата обращения: 07.02.2020).

6. Великанова Е. В. Роль молодежных политических общественных объединений в Тамбовской области // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2011. № 1 (93). С. 149-156.

7. Волонтеры Урала [Электронный ресурс]. URL: https://volural.ru/ (дата обращения: 07.02.2020).

8. Город первых [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/gorod.pervykh (дата обращения: 07.02.2020).

9. Городской совет старшеклассников [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/public180878190 (дата обращения: 07.02.2020).

10. Группа ЧТПЗ [Электронный ресурс]. URL: https://chelpipe.ru (дата обращения: 02.03.2020).

11. Добрынина М. В., Коваленко Д. Г., Кранин А. В. Российское движение школьников как новая форма взаимодействия образовательных и социально ориентированных некоммерческих организаций // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 3 (15). С. 86-91.

12. Имаева Л. М. Роль волонтерства в социально ориентированных некоммерческих организациях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 9. Ч. 2. С. 88-90.

13. Кострикин А. В. Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 80. С. 181-185.

14. Кудряшов И. С. Проблема просветительской коммуникации в деятельности общественных НКО // Наука и образование сегодня. 2016. № 6 (7). С. 82-84.

15. Мерсиянова И. В., Беневоленский В. Б. НКО как поставщики социальных услуг: верификация слабых сторон // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 2. С. 83-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Молодая Гвардия Первоуральск [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mger_prv (дата обращения: 07.02.2020).

17. Молодежная Дума Новоуральского городского округа [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/moldumango (дата обращения: 07.02.2020).

18. Нежина Т. Г., Петухова К. А., Чечеткина Н. И., Миндарова И. С. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 49-71.

19. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 06.02.2020).

20. Отряд «Каравелла» [Электронный ресурс]. URL: http://www.carabela.ru (дата обращения: 14.11.2019).

21. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей государственной поддержки в Свердловской области за 2017-2019 годы [Электронный ресурс]. URL: http://economy.midural.ru/content/reestr-socialno-orientirovannyh-nekommercheskih-organizaciy-poluchateley-gosudarstvennoy-12 (дата обращения: 02.03.2020).

22. Ресурсный центр добровольчества Свердловской области «Сила Урала» [Электронный ресурс]. URL: 11^://силаурала.рф/ about (дата обращения: 07.02.2020).

23. Сайганова Е. В., Дегтева А. С. Роль некоммерческих организаций в реализации социальных технологий // Инновационная наука. 2015. № 3. C. 261-263.

24. Сидорова Н. П. Общественные организации как форма реализации гражданской активности населения региона // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 1 (82). С. 79-85.

25. Соколов А. В. Особенности кооперации общественных объединений и гражданских активистов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Социология». 2014. № 4. С. 108-121.

26. Харина А. С. Сотрудничество образовательных учреждений и некоммерческих организаций по формированию гуманистических ценностей подрастающего поколения // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. № 1 (15). С. 113-116.

27. Центр молодежной политики [Электронный ресурс]. URL: https://kamensk-uralskiy.ru/obshhestvo/rabota_s_molodezhju/ centr_molodezhnoj_pohtiki.html (дата обращения: 07.02.2020).

Socially Oriented Non-Profit Organisations and Youth Associations as Factor of Youth's Civic Consciousness Formation

Velikodnyaya Ekaterina Maksimovna

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg katerina. velikodniaya@yandex. ru

Zadvornyak Alisa Denisovna

Specialized Educational and Scientific Center of Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg

alisazadvornyak@gmail.com

Cherepanova Ekaterina Sergeevna, Doctor in Philosophy, Professor Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg

e.s.cherepanova@urfu.ru

The article analyses the issue of youth's civic consciousness formation in the face of new emerging communication formats. The topic of youth's civic consciousness formation is one of the most relevant and requires comprehensive scientific analysis. The study aims to determine how modern subjects of the civil society - non-profit socially oriented organisations and public associations - affect youth's acquisition of civic values. Argumentation is carried out by means of the data collected through an empirical research conducted by the authors in 2019.

Key words and phrases: network communication formats; non-profit organisations; public organisations; civic values; patriotism; youth; social responsibility; volunteering.

УДК 1; 124.5 Дата поступления рукописи: 30.03.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.5.23

Цель исследования - определить соотношение социальной нормативности и персональной идентификации. В статье рассмотрены основные понятия: личность, идентичность, идентификация, норма, социальная норма, - их соотношение. Научная новизна работы заключается в изучении проблемы персональной идентификации через призму нормативности как социального феномена. Утверждается, что персона приобретает свойства в процессе освоения социальных норм и тем самым входит в социальные связи и отношения. Именно социальная нормативность в значительной степени определяет персональную идентичность, включающую в себя как социальный, так и индивидуальный компоненты. Полученные результаты показали, что персональная идентификация человека проходит в форме отождествления себя с приемлемыми образцами поведения. В ходе практической реализации данного процесса происходит столкновение социальных ожиданий и персональных устремлений. Такое противоречие возможно снять различными методами, одним из которых становится искусство.

Ключевые слова и фразы: личность; идентичность; идентификация; норма; социальная норма.

Ерохин Владимир Сергеевич, к. филос. н., доц.

Саратовская государственная юридическая академия V. s. erohin@mail. ги

Социальная нормативность и персональная идентификация: соотношение понятий и практическая реализация

Актуальность поставленной проблемы состоит в том, что использование социальных норм позволяет человеку интегрироваться в социальную среду и выразить себя как неповторимого социального субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.