Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 46-52. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 46-52.
Научная статья УДК 316.45
https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.7
Социально ориентированные бизнес-сообщества в виртуальных социальных сетях Сергей Сергеевич Волобуев
Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия, trust-power@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4446-8249
Аннотация. Целью исследования выступает рассмотрение социально ориентированных бизнес-сообществ в виртуальных социальных сетях, в частности, в сети «ВКонтакте». Был произведен автоматизированный сбор открытых данных с различными характеристиками виртуальных бизнес-сообществ при помощи сервисов для продвижения частного предпринимательства. Описаны преимущества интернет-сетей для развития бизнеса. На основе результатов сравнительного анализа с онлайн-группами классической предпринимательской тематики выявлены особенности, которые присущи структуре социально ориентированных деловых сообществ. Раскрыто понятие «социально ориентированное бизнес-сообщество». Произведен парсинг данных членов сообщества «Социальное предпринимательство» в виртуальной социальной сети «ВКонтакте». Методом выявления дружеских связей были раскрыты взаимосвязи участников между собой, что позволило показать основные коммуникативные узлы и визуализировать социограмму. Выявлено, что существует целая инициативная группа обособленных пользователей, которые объединяют людей под эгидой социального предпринимательства, с большой вероятностью находясь между собой в прямом взаимодействии.
Ключевые слова: социально ориентированный бизнес, корпоративная социальная ответственность, продвижение бизнеса в социальных сетях, онлайн-сообщества, виртуальная социальная сеть «ВКонтакте», бизнес-сообщество, фонд «Наше будущее», парсинг
Для цитирования: Волобуев С.С. Социально ориентированные бизнес-сообщества в виртуальных социальных сетях // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 46-52. https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.7.
Original article
Socially oriented business communities in the virtual social networks Sergei S. Volobuyev
North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia, trust-power@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4446-8249
Abstract. The purpose of the study is to consider socially oriented business communities in virtual social networks, in particular, the virtual social network "VKontakte". Automated collection of open data with various characteristics of virtual business communities was carried out using services for business promotion. The advantages of virtual social networks for business development are described. Based on the results of a comparative analysis with online communities of classic business were identified peculiarities which are typical of the structure of socially oriented business communities. The concept of a "socially oriented business community" is articulated. The data of the members of the "Social Entrepreneurship" community was parsed in the virtual social network "VKontakte". Further, the method of identification of friendship ties revealed the relationships of the participants, which made it possible to identify the main communication nodes and visualize the sociogram. It was revealed that there is a whole initiative group of independent users who unite people under the aegis of social social entrepreneurship, and who are more likely to be in direct interaction with each other.
Keywords: socially oriented business, corporate social responsibility, business promotion in social networks, online communities, virtual social network "VKontakte", business community, «Our Future» Foundation, parsing
For citation: Volobuyev S.S. Socially oriented business communities in the virtual social networks // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 46-52. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.7.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью реализации идеи социального государства, заложенной в Конституции РФ, которая предполагает взаимодействие власти, общества и бизнес-структур с целью решения социально значимых проблем, в том числе касающихся обездоленных слоев населения.
Виртуальные социальные сети позволяют бизнесменам вести диалог с клиентами напрямую для получения своевременной обратной связи и улучшения качества производимого и реализуемого продукта. Ежедневное взаимодействие с аудиторией является залогом повышения лояльности заказчиков. А благодаря тому, что пользователи делятся в своих профилях положительной информацией о бренде и товаре, происходит прирост новых клиентов. Срабатывает так называемое «сарафанное радио».
Сегодня этот канал распространения информации является весьма перспективным. Аналитики отмечают несколько важных тенденций: сокращение количества традиционной рекламы; влияние видеоконтента на рост продаж; развитие нативной рекламы через каналы ЭММ; смещение продвижения в сторону мобильной рекламы.
Корпоративная социальная ответственность - форма общественного взаимодействия, построенная на добровольной системе взаимоотношений. В мировой практике ее понимают как инициативный вклад компании в развитие социальной, экономической и экологической сфер общества, который не связан с основной деятельностью организации.
В условиях экономического кризиса настоящее исследование является востребованным. Состояние системы во многом определяется уровнем эффективности функционирования ее подсистем. И процесс улучшения взаимодействия между ними может вести к развитию системы в целом. Так, появление новых социальных сетей в среде представителей бизнес-сообществ может вести к развитию и стабильности сектора в целом.
Данное исследование поможет выявить закономерности в построении коммуникативных связей представителями социально ориентированных бизнес-сообществ в виртуальных социальных сетях. Выбор данной тематики обусловлен тем, что институт бизнеса реализует присущую ему функцию интеграции в обществе. Наличие правил и систем ролей способствует упорядочиванию системы, что ведет к развитию групповых и персональных контактов. Социальные предприниматели открывают новые рынки труда, привлекают трудовые ресурсы из категорий людей с ограниченной трудоспособностью [1, с. 23].
В настоящее время стал очевидным тот факт, что государственная и местная власть не всегда могут справиться с массой социальных проблем. Возникла естественная, продиктованная объективными факторами необходимость пересмотра роли корпоративного сектора в решении задач по поддержке населения. Целями социально ориентированного бизнеса являются: оказание благоприятного воздействия на общество в целом; решение острых социальных проблем; ведение предпринимательской деятельности с учетом общественных интересов.
Социально ориентированное бизнес-сообщество представляет собой объединение предпринимателей, созданное для достижения общих целей - получения прибыли и решения социальных проблем.
Наиболее ярким примером бизнес-сообщества, которое представляет интересы малого и среднего бизнеса в социальной сфере, является фонд «Наше будущее». Формально данная организация не является бизнес-сообществом, но выстраивает сильные партнерские связи с различными предпринимателями, ресурсно и информационно поддерживает их социальные инициативы, таким образом объединяя их, что позволяет говорить о ней как о представителе рассматриваемого в нашем исследовании типа интернет-объединений. Под эгидой данного фонда ведет свою деятельность неформальное открытое социально ориентированное бизнес-сообщество «Социальное предпринимательство», позиционируя себя в основном в виртуальной социальной сети «ВКонтакте». Оно является крупнейшим в своем классе и насчитывает более 16000 участников. Данное сообщество ведет просветительскую деятельность в Сети для привлечения людей к организации бизнеса в социальной сфере, оказывает всестороннюю поддержку уже работающим социальным предпринимателям.
Вступив в такого рода сообщество, социально ориентированный бизнес получает следующие преимущества:
1) своевременное информационное обеспечение;
2) повышение имиджа организации;
3) юридическое сопровождение;
4) новые идеи и технологии для развития бизнеса;
5) обмен опытом;
6) выстраивание полезных для бизнеса социальных связей;
7) нахождение партнеров.
Развитие коммуникативных связей между представителями социально ориентированных бизнес-сообществ способствует появлению неформальных социальных сетей, которые ведут к выстраиванию не только стандартных механизмов коммуникации бизнес-сообществ между собой, но и к интеграции системы управления организацией в виртуальные социальные сети.
Возрастает роль социально ответственного бизнеса в решении социальных проблем. Изучение взаимодействия предпринимателей в виртуальных социальных сетях позволяет выявить барьеры для осуществления их деятельности, а также разработать меры для ускорения их интеграции. Укрепление связей между представителями бизнеса позволяет решить или минимизировать социальные проблемы, что плодотворно сказывается на комплексном развитии инфраструктур различных территорий. Реализуя социально ориентированные проекты, представители бизнес-сообществ улучшают социальный климат своего региона или муниципального образования, при этом получая очень полезные навыки и умения.
Выбор социальной сети «ВКонтакте» для анализа виртуальных бизнес-сообществ обусловлен тем, что она является одной из наиболее популярных в России. Это подтверждается данными исследовательской компании «Ме^аэсоре» о посещаемости онлайн-платформ на январь 2021 г. и соответствующим медиа-индексом (см. табл. 1) [2].
Таблица 1 - Данные исследовательской компании «Mediascope» о посещаемости онлайн-платформ на январь 2021 г._
№ Интернет-ресурс Посещений в месяц, тыс. чел.
1 Яндекс 83 900,4
2 Google (ru+com) 82 938,3
3 Youtube.com 80 112,3
4 Whatsapp.com 74 175,2
5 Vk.com 72 430,2
6 Sberbank.ru 69 343,4
7 Instagram.com 59 679,7
8 Mail.ru 59 278,1
9 Odnoklassniki.ru 45 458,8
10 Aliexpress.com 43 555,5
Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что социальная сеть «ВКонтакте» является одной из самых популярных в России и однозначно превосходит «Instagram» по количеству человек, посетивших ресурс.
Аудитория «ВКонтакте», по данным Mediascope, представлена в основном женщинами, они составляют 54,9 % пользователей контента. С точки зрения возрастных показателей преобладает категория участников от 25 до 34 лет.
По данным исследовательского агентства «Data Insight», бизнес в социальной сети «ВКонтакте» ведут около 1 миллиона компаний [3]. В 2019 г. эта социальная сеть занимала первое место по объемам продаж в сфере реализации товаров и услуг, оказываемых клиентам бизнеса.
При введении поисковых запросов «социальное предпринимательство» и «социальный бизнес» было обнаружено 1,2 тысячи подходящих интернет-страниц. После их анализа первично было отобрано 1 000 онлайн-сообществ. В выборку вошли группы с количеством участников не менее 10. Из общего числа онлайн-сообществ были исключены так называемые «мероприятия». Это отдельный вид сообществ, предназначенный для привлечения людей на определенные события. Например, на собрание, концерт, день рождения, тренинг и т. д. После вторичного отбора в фокус исследования попали 330 онлайн-сообществ. Наглядно градацию социально ориентированных виртуальных бизнес-объединений в зависимости от численности участников можно увидеть на рисунке 1.
180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
51
32
15
от 10 до 100 чел.
до 1 тыс. чел.
до 10 тыс. чел.
60 50 40 30 20 10 0 %
больше 10 тыс чел.
2
Рисунок 1 - Градация социально ориентированных бизнес-сообществ в зависимости от численности участников, %
Как видно, предпринимательских интернет-сообществ зарегистрировано не так много. Кроме этого, большинство из них имеют ограниченное количество участников. Так, сообществ, имеющих в своем составе от 10 до 100 членов, нами было обнаружено более 50 %, групп с количеством участников более 10 000 человек - всего лишь 2%. В наиболее крупном сообществе было выявлено 15 991 участников. Это может указывать на слабое развитие сектора виртуального бизнеса с социальной ориентацией.
Следует сказать и о том, что большинство бизнес-сообществ такого рода представляют собой объединения открытого типа - таких 299. Помимо них было обнаружено 31 закрытое бизнес-сообщество, доступ к информации в которых имелся лишь у ее участников.
Наиболее активными центрами формирования идей социального предпринимательства стали города, в которых были созданы сообщества бизнес-направленности. Распределение объединений по городам представлено на рисунке 2.
47
70 60 50 40 30 20 10 0 %
200
140 120 100 80 60 40 20 0
Рисунок 2 - Распределение виртуальных бизнес-объединений по городам, %
Локальными центрами создания сообществ, связанных с социальным бизнесом и предпринимательством, можно назвать Москву и Санкт-Петербург, что было предсказуемо. Однако то, что 57 % сообществ локализованы в других городах, говорит о равномерном распределении объединений социальной направленности по территории страны.
Для сравнения мы решили проанализировать интернет-сообщества, не имеющие социальной направленности. Было выявлено более 47 тысяч таких объединений с учетом мероприятий. Из общего их количества были исключены сообщества с числом участников менее 10 человек. В итоге в выборке были учтены 786 онлайн-объединений. Градация бизнес-сообществ в зависимости от численности их участников приведена на рисунке 3.
400
350
300
250
200 150 100 50 0
50
35
13
1
60 % 50 % 40 %
30 % 20 % 10 % 0 %
от 10 до 100 чел.
до 1 тыс. чел.
до 10 тыс. чел. более 10 тыс. чел.
Рисунок 3. - Градация бизнес-сообществ в зависимости от численности их участников, %
Легко заметить, что результаты сравнительного анализа количества участников в традиционных (рис. 3) и социально ориентированных бизнес-сообществах (рис. 1) в процентном соотношении разнятся незначительно. Однако самое крупное сообщество несоциальной направленности включает 75 тысяч участников, что значительно превышает показатели социально ориентированных онлайн-объединений. Полученные данные указывают на то, что тематика классического бизнеса все еще пользуется популярностью в современном обществе.
Стоит более детально рассмотреть самое крупное среди социально ориентированных бизнес-сообществ. Таковым является «Социальное предпринимательство» и, судя по ссылкам и описаниям внутри него, оно имеет прямую связь с фондом «Наше будущее».
Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» - некоммерческая организация, чья цель - способствовать качественным социальным изменениям, вкладывая ресурсы и знания в развитие социального предпринимательства. Фонд «Наше будущее» создан в 2007 г. для реализации долгосрочных общественно значимых программ и проектов, в которых могут быть использованы принципы социального предпринимательства [4].
В составе данного сообщества - более 16 тысяч человек. Из них 9 708 участников предпочли скрыть свой возраст, а 100 человек обозначили его в диапазоне от 70 до 119 лет. И те, и другие были исключены из визуализации на диаграмме. Возрастные категории, указанные на рис. 4, были установлены, исходя из данных, которые используют сами социальные сети для отображения статистики в личном кабинете.
3000 2500 2000 1500 1000 500 0
41
15
45 40 35
26
11
4 1
30
25
20
15
10
5
0
13-17 18-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65-70
4
Рисунок 4 - Дифференциация участников сообщества «Социальное предпринимательство» по возрасту, %
Как видно, больше всего представителей объединения имеют возраст от 25 до 34 лет -таких 41 %. Данная возрастная категория является наиболее активной в социальной сети «ВКон-такте» и в других виртуальных интернет-сообществах. За ними следуют люди в возрасте 35-44 года - их 26 %. Пользователей из данной категории уже можно назвать зрелыми, скорее всего, они хотят самореализоваться через осуществление социальных проектов в предпринимательской деятельности. И третьей актуальной для нас возрастной категорией являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, составляющие 14 % от всех членов сообщества «Социальное предпринимательство». Это объясняется большим количеством молодежных проектов в данной сфере и высоким уровнем жизненной энергии.
Количество женщин в группе превышает количество мужчин - 65 % против 35 % соответственно. Косвенно этот показатель является свидетельством того, что в сети «ВКонтакте» превалируют пользователи женского пола, а не мужского. Кроме этого, при ведении бизнеса девушки более активно пользуются социальными сетями для раскрутки и продвижения своего дела.
В целях настоящего исследования были выявлены дружеские связи внутри сообщества «Социальное предпринимательство», и на основе этих данных была построена социограмма (рис. 5).
Рисунок 5 - Социограмма дружеских связей в сообществе «Социальное предпринимательство»
Данные, отраженные на рисунке 5, были собраны методом анализа дружеских связей участников сообщества между собой и послужили основой для реализации парсинга. Парсинг -это последовательный синтаксический анализ информации, размещённой на интернет-страницах. Парсер - это программа (или скрипт), позволяющая выполнить такой анализ и представить результат в нужном для пользователя виде [5]. Так, были парно сопоставлены все участники сообщества для выявления дружеских связей между ними (автоматизированно). Потом были определены наиболее крупные «узлы», то есть люди с наибольшим числом дружеских связей внутри группы. В итоге все полученные данные были визуализированы на социограмме.
Стало очевидно, что сообщество «Социальное предпринимательство» достаточно кластеризовано. В нем отсутствует один крупный «узел», который объединяет участников вокруг себя, но можно выделить около десяти «узлов», которые характеризуются наибольшим числом дружеских связей. Это можно объяснить тем обстоятельством, что в данном сообществе «скрыт» администратор, и нет никакого иного лица, которое бы являло собой лидера для других. Большинство ядер данных «узлов» имеют прямые дружеские связи между собой, что указывает на то, что наиболее популярные участники данного сообщества находятся в одном информационном поле и ведут свою деятельность, в той или иной мере взаимодействуя с активистами из сферы социально ориентированного предпринимательства.
В целом можно заключить, что виртуальные социальные сети предоставляют ряд преимуществ для развития социально ориентированных бизнес-сообществ. К их числу относятся дешевизна и эффективность проведения маркетинговых компаний. В социальной сети «ВКонтакте» функционирует большое число сообществ по данной тематике, но стоит отметить, что количе-
ство классических бизнес-сообществ все же преобладает. Наибольший интерес исследуемая тематика социального предпринимательства вызывает у пользователей в возрасте 25-34 года, что совпадает и с наиболее активной возрастной категорией участников виртуальной социальной сети «ВКонтакте». Социограмма, построенная на основе учета дружеских связей участников сообщества «Социальное предпринимательство», позволяет сделать выводы, что существует целая инициативная группа обособленных пользователей, которые объединяют вокруг себя людей под эгидой социального предпринимательства. Причем, судя по связям между «узлами», многие из них находятся в отношениях взаимодействия - прямого или же опосредованного, через 1-2 контактных лица, что указывает на их возможное сотрудничество.
Список источников:
1. Крючкова О.М., Гузенко А.Д. Социально ориентированный бизнес: тенденции и пути развития // Концепт. 2015. № 3. С. 21-25.
2. ТОП-10 ресурсов [Электронный ресурс] // Mediascope. Web-Index. URL: https://webindex.mediascope.net/top-resources (дата обращения: 17.06.2021).
3. Хоботина Е. Продажи через социальные каналы [Электронный ресурс] // DATA Insight. Публичные исследования. URL: https://www.datainsight.ru/sites/default/files/DI_Khobotina_SocialCom.pdf (дата обращения: 17.06.2021).
4. Официальный сайт Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-fund.ru/ (дата обращения: 17.06.2021).
5. Низомутдинов Б.А., Тропников А.С. Автоматизированный сбор данных для наукометрического анализа // Научный сервис в сети Интернет. 2019. № 21. С. 523-531. https://doi.org/10.20948/abrau-2019-76.
Информация об авторе С.С. Волобуев - аспирант кафедры социологии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия.
Information about the author S.S. Volobuyev - PhD student, the Department of Sociology, North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.05.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.06.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 24.06.2021.