Научная статья на тему 'Социально ориентированная педагогическая теория ибн Хальдуна'

Социально ориентированная педагогическая теория ибн Хальдуна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IBN HALDUN / PEDAGOGICAL IDEAS / SOCIALLY-ORIENTED PATTERN OF UPBRINGING / INTERCONNECTION OF UPBRINGING AND LEARNING / ИБН ХАЛЬДУН / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАНИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аминов Т.М., Аминова Л.Я.

В статье раскрываются основные идеи оригинальной педагогической теории выдающегося исламского мыслителя средневековья Абд ар-Рахмана ибн Хальдуна. Его прогрессивные, нестареющие и сегодня идеи социально ориентированного характера воспитания оказали огромное влияние на последующее развитие педагогической науки. Он обосновывает, что социальные факторы, среда и воспитание являются основными в процессе формирования личности. Утверждает, что формирование духовных и нравственных качеств воспитанника связано с его взаимодействием с обществом, а также с собственной преобразующей трудовой деятельностью. В отношении нравственных категорий, таких как добро и зло, человек рождается нейтральным, поэтому их необходимо формировать в процессе воспитания. Процессы воспитания и обучения в его теории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Автор предлагает собственное видение ступеней обучения, его принципов, методов и средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-ORIENTED PEDAGOGICAL THEORY BY IBN HALDUN

The paper examines the focal ideas of the original pedagogical theory by such an outstanding medieval Islamic scholar as Ab ar-Rahman Ibn Haldun. His progressive, enduring and topical ideas of socially-oriented pattern of upbringing have had a dramatic effect on all the successive development of pedagogics. He proves that social factors, the environment and upbringing are key drivers of personality formation and he argues that the formation of educatee’s morals and consciousness is linked with his social interaction as well as with his own transformative labor activities. A person is born neutral in respect of such moral entities as good and evil, hence, these moral categories have to be formed as a result of upbringing. Haldun’s theory considers upbringing and learning as interconnected and reciprocal processes. The author proposes his own view on the stages, principles, methods and media of learning.

Текст научной работы на тему «Социально ориентированная педагогическая теория ибн Хальдуна»

3. Креативно-образный компонент Развитые творческие способности, креативность, стремится избегать шаблонные, привычные, традиционные решения и действия, характерны оригинальность, образность, гибкость мышления, быстрая реакция и адаптация ко всему новому; способность к размышлению, анализу, обобщению, что важно для творческого планирования урока, для самостоятельного принятия решения и действий в необычных ситуациях; творческая самостоятельная работа, самостоятельный поиск оригинальных решений задач; пытается делать задания более целенаправленными - и научными и прикладными способам; креативность образность предполагает постоянное решение проблемных ситуаций, поиска логических, не стандартных задач на уроках математики; мыслительная деятельность, что способствует открытию новых и полезных оригинальных знаний.

4. Технолого-методический компонент Использование будущими учителями новые и современные информационные коммуникативные технологии, как средство обучения, что обеспечит в индивидуальному становлении и развитию индивидуальных способностей обучающихся; владение ИКТ как комплексом технологичных, научных, инженерных методов и способов, определяющих эффективную организацию труда. владение ИКТ позволит будущему учителю математики продуктивно управлять и обрабатывать данными; владеет информационными технологиями, активно пользуется в получении учебной и научной информации; владеет разнообразными технологиями и техниками, формами и методами при решении разнообразных задач и ситуаций, игровым предметным технологиям, элементам проблемного обучения, формируя увлекательность и интерес к занятиям математики; владение игровыми технологиями в ходе урока математики позволят им в будущем выполнять, не затрудняясь психологически, различные математические упражнения и нестандартные задачи, выполнять разнообразные арифметические действия, тренироваться в устном счете; интерес к успеху, стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания.

Таким образом, мы пришли к выводу, что компоненты, которые входят в по- Данные компоненты необходимо учитывать при планировании образова-

нятие организационной культуры, - это познавательно-когнитивный, коммуни- тельного процесса в современном вузе при подготовке бакалавров и магистров кативный-организационный, креативно-образный и технолого-методический. педагогического образования.

Библиографический список

1. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: монография. Москва: РГУ, 2017.

2. Алиева РР Основные подходы к изучению проблемы формирования организационной культуры будущего учителя. Вестник университета (ГУУ). Москва: Государственный университет управления, 2013; 13: 170 - 173.

3. Алипханова Ф.Н. Компоненты и критерии сформированности организационной культуры будущего учителя математики. Кант - Ставрополь: ООО «Издательство СТАВРОЛИТ», 2018; 3 (28): 11 - 14.

References

1. Malin A.S., Muhin V.I. Issledovanie sistem upravleniya: monografiya. Moskva: RGU, 2017.

2. Alieva R.R. Osnovnye podhody k izucheniyu problemy formirovaniya organizacionnoj kul'tury buduschego uchitelya. Vestnik universiteta (GUU). Moskva: Gosudarstvennyj universitet upravleniya, 2013; 13: 170 - 173.

3. Aliphanova F.N. Komponenty i kriterii sformirovannosti organizacionnoj kul'tury buduschego uchitelya matematiki. Kant - Stavropol': OOO «Izdatel'stvo STAVROLIT», 2018; 3 (28): 11 - 14.

Статья поступила в редакцию 20.02.19

УДК 37.012:28

Aminov Т.М., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogics and Psychology, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University

(Ufa, Russia), E-mail: tahir-aminov@yandex.ru

Aminova L.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Socio-Economics and Humanities, Bashkir State Agriculture University

(Ufa, Russia), E-mail: lara.aminova@yandex.ru

SOCIALLY-ORIENTED PEDAGOGICAL THEORY BY IBN HALDUN. The paper examines the focal ideas of the original pedagogical theory by such an outstanding medieval Islamic scholar as Ab ar-Rahman Ibn Haldun. His progressive, enduring and topical ideas of socially-oriented pattern of upbringing have had a dramatic effect on all the successive development of pedagogics. He proves that social factors, the environment and upbringing are key drivers of personality formation and he argues that the formation of educatee's morals and consciousness is linked with his social interaction as well as with his own transformative labor activities. A person is born neutral in respect of such moral entities as good and evil, hence, these moral categories have to be formed as a result of upbringing. Haldun's theory considers upbringing and learning as interconnected and reciprocal processes. The author proposes his own view on the stages, principles, methods and media of learning.

Key words: Ibn Haldun, pedagogical ideas, socially-oriented pattern of upbringing, interconnection of upbringing and learning.

Т.М. Аминов, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы», г. Уфа, E-mail: tahir-aminov@yandex.ru

Л.Я. Аминова, канд. пед. наук, доц. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный

университет», г. Уфа, E-mail: lara.aminova@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИБН ХАЛЬДУНА

В статье раскрываются основные идеи оригинальной педагогической теории выдающегося исламского мыслителя средневековья Абд ар-Рахмана ибн Хальдуна. Его прогрессивные, нестареющие и сегодня идеи социально ориентированного характера воспитания оказали огромное влияние на последующее развитие педагогической науки. Он обосновывает, что социальные факторы, среда и воспитание являются основными в процессе формирования личности. Утверждает, что формирование духовных и нравственных качеств воспитанника связано с его взаимодействием с обществом, а также с собственной преобразующей трудовой деятельностью. В отношении нравственных категорий, таких как добро и зло, человек рождается нейтральным, поэтому их необходимо формировать в процессе воспитания. Процессы воспитания и обучения в его теории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Автор предлагает собственное видение ступеней обучения, его принципов, методов и средств.

Ключевые слова: Ибн Хальдун, педагогические идеи, социальный характер воспитания, взаимосвязь воспитания и обучения.

Научную и преподавательскую деятельность Абд ар-Рахмана ибн Хальду-на, родившегося во времена упадка Арабских халифатов, исламской культуры, охваченной засильем мистицизма, называют настоящим чудом. Речь об арабском ученом историке, философе, социологе, географе, этнографе, педагоге, известном общественном и государственном деятеле Ибн Хальдуне (Вали ад-Дин 'Абд ар-Рахман ибн Мухаммад ибн Хальдун), родившемся в 1332 году в Тунисе и, после смерти в 1406 году, похороненном в Каире. Вначале необходимо обратить внимание на то, что имя этого человека в русскоязычных изданиях встречается в двух вариантах: с мягким знаком и без него, Хальдун или Халдун соответственно. Авторы, пишущие имя мыслителя без мягкого знака, основываются на европейских источниках, где, как известно, нет этого знака в принципе. Мы же следуя правилам арабской транскрипции, будем писать имя восточного мыслителя с мягким знаком.

Говорят, гениальные люди - гениальны во всем. В этом смысле Ибн Халь-дун действительно охватил почти все сферы гуманитарного знания, известного цивилизованному миру средневековья. Например, учёный впервые обосновывает и формулирует концепцию закономерного прогресса общества, обусловленного уровнем развития общественного производства. Ему принадлежит оригинальная концепция возникновения и развития общества и государства. Им было написано множество трудов, среди которых главное место занимает «Книга поучительных примеров и собрание сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров». Она состоит из Введения по-арабски «Мукаддима», которая в греческом переводе звучит как «Пролегомены» или «Предварительные рассуждения» [1].

В связи с этим возникает закономерный вопрос: насколько изучена и оригинальна педагогическая теория этого мыслителя? Анализ того немногочисленного количества работ, исследующих теоретический арсенал Ибн Хальдуна иллюстрирует, как ни странно, слабое обращение внимания к его педагогическим идеям. На самом деле педагогическая теория ученого была достаточно оригинальной. Общепедагогические идеи, а также мысли, затрагивающие отдельные вопросы воспитания и обучения встречаются во его многих исследованиях. Одной из прогрессивных общепедагогических идей, обоснованных этим мыслителем, является мысль о социальной функции воспитания. Позитивное развитие общества обусловлено уровнем и качеством просвещения всех его членов, развитием культуры, её достижениями во всех сферах человеческого знания. Уровень образования является показателем степени развития общества, считает он. Так, с одной стороны, воспитание играет важную роль в совершенствования общества, с другой - опыт, накопленный человечеством, является основой обогащения, развития, интериоризации отдельной личности. При этом именно образование выполняет функцию трансляции этого опыта.

Особенностью педагогической теории Ибн Хальдуна было и в том, что он предлагает способы и средства совершенствования личности не детерминированных религиозными постулатами. Названное опровергает подходы тех исследователей, в первую очередь западноевропейских, которые изображают историю педагогической мысли мусульманских народов, только как историю воспитания в духе и через призму исламской религии [2]. Восточный мыслитель считал, что перед воспитанием должны ставиться не только религиозные цели, основная задача педагогического процесса - подготовка подрастающего поколения к практической жизни. Поэтому в концепции ученого встречаются множество размышлений о человеке и его связях с реальным миром, способах влияния окружающего мира на человека и, наоборот средствах, с помощью которых человек воздействует на мир.

В результате воспитания человек должен стать счастливым, гуманным, мыслящим, независимым, свободным, творческим, сопротивляющимся злу и насилию, активным преобразователем окружающей действительности. Причем, если в традиционной парадигме воспитания достижение счастья человека было возможно только через веру, Ибн Хальдун утверждал, что путь к счастью лежит через познание человеком окружающей действительности.

Социальные факторы, среда и воспитание, являются основными в процессе формирования личности. Человек, указывает ученый, «рождается без звания», все свои качества он приобретает из основных источников: среды и воспитания. Отсюда и большое внимание к тем взрослым, которые окружают ребёнка: родители, наставники и даже правители. Поэтому каждый взрослый должен подавать подобающие примеры для подражания. Мыслитель отвечал и на извечный вопрос о том, кто несет ответственность за воспитанность ребёнка, родители или школа. Ибн Хальдун считает, что за это отвечает не только школа, но и семья и, самое главное, общество.

Основными направлениями воспитания личности, в теории рассматриваемого нами ученого, являются нравственное, умственное, эстетическое, трудовое и физическое. В отличие от традиционного, исламского воспитания, придававшее наибольшее значение духовному началу в человеке, Ибн Хальдун формирование духовных и нравственных качеств связывает с его взаимодействием с обществом и с преобразующей трудовой деятельностью. Человек, по сути, существо доброе, но он рождается нейтральным по отношению к нравственным категориям. Понятие добра и зла, а также отношение к ним необходимо формировать в процессе воспитания. Причем нравственность должна находить проявление в реальной жизни. Другими словами добро или зло не некие абстрактные явления или понятия. Как говорит сам мыслитель: «В человеке надо воспитывать ответственность за их проявление. Поэтому необходимо его вмешательство, чтобы свершилось добро и предотвращалось зло» [3, с. 12]. Нравственность регулиру-

ется внутренними (индивидуальными) и внешними (общественными) принципами. Причем внутренние принципы более полезны и предпочтительны.

В теории трудового воспитания мыслитель акцентирует внимание на профессионально ориентирующую функцию. В этом отношении, необходимо обучение ремеслам, которое должно способствовать выбору воспитанником будущей профессии. Интересно, что труд, по мнению учёного, формирует ум, «так как рука делает то, что представляет мысль». Трудовая деятельность не только для себя, но и для общества в целом, являются одним из условий достижения человеком счастья. Вопросы эстетического воспитания ученый связывает с изучением языка, стройностью речевой и письменной культурой. Дополнительно к этому, музыкальное образование, органично дополняющее литературную прозу и поэзию. Интересно, что процесс воспитания не выделяется из процесса обучения. Т. е. для мыслителя оба процесса являются неразрывно связанными.

Проблемы умственного воспитания находят разрешение в процессе обучения. Мыслитель выделяет такие методы обучения как убеждение, личный пример, наблюдение, эксперимент, исследование. Педагог должен хорошо знать индивидуальные и возрастные особенности своих подопечных, их уровень подготовленности и восприимчивости того или иного предмета. В обучении необходимо мотивировать тягу ребёнка к учебе. Смысл педагогической деятельности заключается не только в передаче знаний, а в умелом руководстве учеником в их работе и правильном подборе изучаемого материала. Поэтому ученый указывает о вреде использования слишком теоретизированных книг и материалов. Последние должны отбираться по принципу разумности и доступности. Ибн Халь-дун выступает против физического и психологического насилия над ребёнком. Он считает подобные наказания унижающими достоинство человека и ведущие к нравственным отклонениям. Так как дети очень подвержены подражанию, они должны иметь множество достойных примеров, которые необходимо предоставлять в процессе обучения. Безусловно, одним из главных примеров является сам воспитатель [4; 5].

Педагогический процесс необходимо основывать на принципе движения от простого к сложному, который реализуется в три этапа. Первый - изложение материала в общих чертах, затем - его объяснение более подробно и, третий -анализ непонятных элементов. Другими принципами обучения являются наглядность, использование индуктивного метода, связь теории с практикой и запрет изучения двух предметов одновременно. Предлагая собственные идеи воспитания и обучения, Ибн Хальдун критикует традиционные методы и принципы, построенные на зубрежке и догматическом изложении знаний. Например, он выступал против метода заучивания Корана в детском возрасте, предлагая перенести это на более взрослые годы.

Оригинальным, для своего времени, представляется и содержание образования, предлагаемое гениальным мыслителем. В него входил большой цикл гуманитарных, естественнонаучных и точных дисциплин: философия, медицина, астрономия, математика, физика, история, логика, филология, литература, арабский и родной языки, психология, естествознание, предметы, формирующие эстетический вкус, ремесла. На начальном периоде обучения необходимо обратить внимание на родной язык, чтение, письмо и арифметику. Причем, каждый из названных дисциплин имеет достаточную самоценность. Например, обучение чтению и письму, строится на основе стихотворных форм, что с одной стороны, облегчает и делает привлекательной эту работу для учеников, с другой - развивает в воспитанниках способности к умозаключениям. Или размышляя об арифметике, ученый пишет следующее: «Тот, кто рано станет обучаться арифметике, тот сможет по-настоящему вникнуть в её суть. Он преисполнится истинным пониманием достоверности построений, присущих математике. Он научится рассуждать, приучится логично и правдиво мыслить и будет следовать этим правилам неотступно на протяжении всей своей жизни» [3, с. 10]. Интересно, что автор в обучении математике выявляет не только сугубо образовательные ценности, но и связывает изучение этого предмета с будущим нравственным совершенствованием человека.

Огромное значение в формировании человека играет изучение родного языка, причем с раннего возраста. Ребёнок, который еще не слышал речи других народов, находящийся, по выражению Ибн Хальдуна, в состоянии «природной чистоты», имеет большой потенциал к изучению родного языка. Обучение языку должно формировать в первую очередь не знание грамматики или синтаксиса, хотя и это важно, а правильную разговорную и письменную речь и, в целом обладание внутренней языковой интуицией. Родной язык, считает ученый, одним из самых древних составляющих культуры любого народа. Мысль, которая, безусловно, актуальна во все времена. Основным методом и средством обучения родному языку должно стать осмысленное заучивание классической поэзии. Причём практическим методам в обучении языку придается первостепенное значение по сравнению с теоретическими.

Как видим, педагогическая теория Ибн Хальдуна была достаточно стройной, большинство его идей и сегодня актуальны, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Например, идеи о социальном характере воспитания, влияния образования на общественный прогресс, связь воспитания с обучением, идея нравственного совершенствования человека, недетерминированная рамками лишь религиозной морали, стремление воспитанника к личному успеху и счастью, уровни и принципы обучения, обучение родному языку и многое другое. В целом, педагогический потенциал теории этого мыслителя представляет огромную научную ценность.

Библиографический список

1. Ибн Халдун. Введение (ал-Мукаддима). Сост., перевод с араб. и прим. А.В.Смирнова. Историко-философский ежегодник. Москва: Наука, 2007.

2. Aminov T.M., Sayakhov R.L., Magsumov T.A. Pedagogical potential of Muslim religious sources in overcoming physical and mental and psychological trials. Espacios. 2018. Т. 39: 30.

3. Халак М.А. Педагогические идеи ибн Хальдуна. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1991.

4. Магсумов Т.А. Среднее профессиональное образование в Казани в конце XIX- начале ХХ в. Диссертация ... кандидата исторических наук. Казань, 2008.

5. Магсумов Т.А. Джигеты: большая история маленького народа. Русин. 2016; 3: 45: 247 - 253.

References

1. Ibn Haldun. Vvedenie (al-Mukaddima). Sost., perevod s arab. i prim. A.V.Smirnova. Istoriko-filosofskijezhegodnik. Moskva: Nauka, 2007.

2. Aminov T.M., Sayakhov R.L., Magsumov T.A. Pedagogical potential of Muslim religious sources in overcoming physical and mental and psychological trials. Espacios. 2018. T. 39: 30.

3. Halak M.A. Pedagogicheskie idei ibn Hal'duna. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1991.

4. Magsumov T.A. Sredneeprofessional'noe obrazovanie vKazani vkonceXIX- nachale HH v. Dissertaciya ... kandidata istoricheskih nauk. Kazan', 2008.

5. Magsumov T.A. Dzhigety: bol'shaya istoriya malen'kogo naroda. Rusin. 2016; 3: 45: 247 - 253.

Статья поступила в редакцию 10.02.19

УДК 37.04

Golub P.D., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor (Barnaul, Russia), E-mail: golubpd@yandex.ru

Novichikhina T.I., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: ifmo-fmof@altspu.ru

Nasonov A.D., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: nasonov211@mail.ru

Khaustova G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: b Jogka@mail.ru

FROM THE HISTORY OF THE DISCOVERY OF THE PERIODIC LAW OF CHEMICAL ELEMENTS. The article is devoted to the 150th anniversary of the discovery of one of the laws of nature - the Periodic Law of Chemical Elements. Stages of scientific research in the field of chemistry are considered. They lead to the idea of systematization of chemical elements depending on their atomic weights and chemical properties. Dmitry Ivanovich Mendeleev considered two factors to be the basis for the classification - the atomic mass of the elements and their chemical similarity. In science appeared a uniform harmonious system which united all chemical elements in a single whole. In the article the practical value of the received law is described. The decisive contribution to opening of the Periodic law of chemical elements of the ingenious scientist of Russia Dmitry Ivanovich Mendeleev is noted. It is noted that 2019 is declared by UNESCO as the year of the table of chemical elements of D. I. Mendeleev.

Key words: chemical elements, atomic weight, periodicity, periodic law, D.I. Mendeleev.

П.Д. Голубь, канд. физ.-мат. наук, проф., г. Барнаул, E-mail: golubpd@yandex.ru

Т.И. Новичихина, канд. физ.-мат. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: ifmo-fmof@altspu.ru

А.Д. Насонов, канд. физ.-мат. наук, проф., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: nasonov211@mail.ru

Г.А. Хаустова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: bjogka@mail.ru

ИЗ ИСТОРИИ ОТКРЫТИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАКОНА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Статья посвящена 150-летию открытия одного из фундаментальных законов природы - Периодического закона химических элементов. Рассмотрены этапы научных исследований в области химии, приведшие к идее систематизации химических элементов. Основой для классификации Дмитрий Иванович Менделеев считал два фактора - атомная масса элементов и их химическое сходство. Вместо разрозненных, не связанных между собой веществ, перед наукой встала единая стройная система, объединившая в одно целое все химические элементы. Отмечено практическое значение полученного закона. Дан детальный анализ решающего вклада в открытие Периодического закона химических элементов гениального ученого России Дмитрия Ивановича Менделеева. Отмечено, что 2019 год объявлен ЮНЕСКО годом таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

Ключевые слова: химические элементы, атомный вес, периодичность, Периодический закон, Д.И. Менделеев.

Углубленному изучению, как химии, так и физики в школе отводится особое внимание. Поэтому изучение работ Д.И. Менделеева актуально и востребовано.

1 марта 2019 года исполняется 150 лет со дня открытия одного из фундаментальных законов природы - Периодического закона химических элементов. Автором этого открытия является гениальный российский ученый - химик Дмитрий Иванович Менделеев, который проблеме систематизации и классификации химических элементов посвятил более двадцати лет своей научной деятельности [1].

Начало 19-го века ознаменовалось в химии открытием большого числа новых химических элементов. Только за первое его десятилетие их было открыто 14. Этому в значительной мере способствовали успехи в смежной для химии науке - физике, а именно, начальный этап нового направления в физике - постоянный ток. В 1800 году итальянский профессор Вольта изобрел первый источник тока - «вольтов столб», позволявший длительное время поддерживать протекание электрических зарядов в различного рода электрических цепях.

Этим новшеством сполна воспользовались и химики. Пропуская ток через растворы солей, кислот, щелочей, они обнаружили, что на электродах осаждаются чистые вещества. Это явление получило название «электролиз», и оно стало применяться для получения новых химических элементов. В этом особенно преуспел английский химик Г Дэви, который только за один год открыл в чистом виде 6 новых элементов: натрий, калий, литий, кальций, барий, цезий.

К 1830-му году общее число известных химических элементов достигло 55 и продолжало неуклонно расти. Причем ученые заметили, что, несмотря на различие атомных весов элементов, некоторые из них проявляли сходные свойства. В этой связи возникла необходимость их систематизации и классификации [2].

Первую попытку упорядочить химические элементы с учетом их свойств предпринял немецкий химик Деберейнер в 1829 году, который попытался объединить в группы по три элемента (триады) с похожими свойствами. Ему удалось образовать лишь пять таких групп, например, литий-натрий-калий; хлор-бром-йод и др. В каждой такой триаде средний элемент имел атомный вес близкий к среднему арифметическому весу двух крайних. Такая классификация оказалась далеко неполной, она охватывала лишь 15 элементов из 55 известных. Кроем того, каждая триада включала не все элементы со сходными свойствами. Например, тройка кальций-стронций-барий не содержала схожий по свойствам со всеми элементами магний.

Более объемную, но опять-таки неполную, таблицу опубликовал в 1843 году немецкий ученый Гмелин, который объединил химические элементы не только в триады, но и в тетрады и пентады. Достоинством такой таблицы явилось то, что в ней электроотрицательность элементов закономерно изменялось сверху вниз. В 1850 году немец фон Петтенкофер предпринял неудачную попытку отыскать общую закономерность химических свойств элементов в зависимости от их атомных весов, предлагая так называемые дифференциальные системы.

Оригинальную схему распределения химических элементов представил французский химик де Шанкуртуа. Он на плоском листе проводил прямую линию под углом 45 градусов к его основанию. Затем этот лист сворачивал в цилиндр, при этом проведенная прямая становилась спиралью. Вдоль этой спирали снизу вверх ученый размещал химические элементы по мере возрастания их атомных весов. Такая система расположения элементов получила название «спираль де Шанкуртуа» (сам он называл ее «земная спираль»). Оказалось, что при такой схеме химические элементы с похожими свойствами располагались по верти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.