УДК 316.346.3
О.С. Корнильцева
СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ
Иркутский государственный университет (Иркутск)
Актуальность исследования проблемы социально-общественных факторов риска в физическом развитии. студентов обусловлена, с одной стороны., устойчивой тенденцией к ухудшению состояния здоровья, физического развития и. физической подготовленности студентов на протяжении, последних десяти лет, что, в свою очередь, пагубно отражается, на профессиональной, подготовке завтрашних молодых специалистов, с другой — новыми подходами в изучении взаимосвязи человека с социальной средой, изменениями, происходящими в настоящее время в понимании роли, здоровья, человека в решении глобальной задачи — выживания, человечества на планете.
Проблема риска интенсивно изучается, в научных трудах с точки, зрения воздействия, на здоровье человека тех или. иных неблагоприятных факторов. Выявление, изучение и. смягчение последствий таких факторов риска, как социальные конфликты, и. социально-психологические напряжения, стрессы. и. психологический, дискомфорт, (а такие факторы, риска охватывают, более 70 % населения) выходят из зоны, профессиональной, деятельности медицины.. Здесь, главным, образом, необходимы, усилия. социологов и. психологов, социальных работников и. педагогов.
Ключевые слова: эндо- и экзогенные факторы риска, физическое развитие, группа риска, студенческая среда
SOCIAL-PUBLIC RISK FACTORS IN STUDENT PHYSICAL DEVELOPMENT
O.S. Korniltseva
Irkutsk State University, Irkutsk
There are many problems of social-public risk factors involved, in today's students concerning the direction of his health, as well as his physical development and physical fitness. These problems, readily noticeable during the last ten years, have pernicious influences on the preparation, for tomorrow's young specialists. New approaches are needed, in studying the interrelationship between a human, his social environment, and health in solving the global task of mankind's survival on the planet.
These problems of risk are widely studied, in scientific works from the point of view on how these unfavorable factors affect the human's health. To reveal, study and. soften the consequences of such, risk factors as social conflicts and. social-psychological stresses and. psychological discomfort, which involve more than 70 % of the population, is the task which, exceeds the bounds of professional activity of medicine. Here the efforts of sociologist, psychologist, social workers, and teachers are needed.
Key words: endo- and exogenous risk factors, physical development, risk group, student environment
Современная эпоха ставит перед биологическим видом Homo Sapiens сложные задачи. Эти задачи вытекают из некоторых тенденций и характерных черт общественного развития. Наиболее важная и общая тенденция заключается в ускорении темпов общественного развития и связанных с ним глобальных изменений. Темпы социальных,
экономических, технологических и даже климатических изменений в мире требуют от человека быстрой адаптации и постоянной до- и переадап-тации к условиям жизни и деятельности [3].
С ходом исторического развития приоритетное значение приобретают разные факторы: природные условия и качество окружающей среды,
социально-экономическая ситуация, уровень медицинского обслуживания, образ жизни, биологические характеристики организма [6]. В условиях современности социальные ритмы оказывают все возрастающее давление на ритмы биологические, ставят их в зависимость, не считаясь с естественными потребностями организма [4].
Необходимость исследования социально-общественных факторов риска, влияющих как на ход физического развития, так и на состояние здоровья населения, обусловлена новыми подходами в изучении взаимосвязи человека с социальной средой, изменениями, происходящими в настоящее время в понимании роли здоровья человека в решении глобальной задачи — выживания человечества на планете. Эти процессы заставили по-иному взглянуть на проблему соотнесения результатов социализации и здоровья учащейся молодежи, задуматься о гармонии личности в системе «Человек — Общество — Природа — Техника», особенно в период интенсивных перемен в Российской Федерации. В качестве примера можно привести тот факт, что резкое ухудшение здоровья населения России в период системного кризиса 90-х годов при отсутствии войн, голода, эпидемий и других масштабных бедствий свидетельствует о важнейшей роли социально-экономических преобразований в формировании здоровья на данном этапе. Реакцию населения можно оценить как социальный стресс, наиболее остро проявившийся в 1992 — 1994 гг. Произошло снижение ожидаемой продолжительности жизни, обусловленное быстрым ростом смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, травм и отравлений, в том числе убийств, самоубийств и отравлений алкоголем.
О кризисном состоянии здоровья подрастающего поколения уведомляют следующие данные: за последние десять лет число здоровых выпускников школ уменьшилось с 28,3 до 6,3 %; число подростков, имеющих хронические заболевания, увеличилось с 40 до 75 %. За эти годы изменилось и количественное распределение студентов по видам заболеваний: резко возросло число студентов, перенесших черепно-мозговые травмы с серьезными остаточными явлениями и травмы верхних и нижних конечностей, позвоночника. Около 23 % студентов страдает различными формами аллергии. Отмечается тенденция к росту заболеваемости и в процессе обучения в вузе. Все больше появляется студентов, имеющих целый «букет» болезней. Таким образом, увеличился уровень заболеваемости, в том числе социально значимыми болезнями: психическими расстройствами и болезнями нервной системы, венерическими болезнями, туберкулезом.
При этом изменились пути распространения социальных болезней — теперь они распространяются по новым зонам риска: армия, дискотеки, ночные клубы, «челночество», вахтовый метод, учебные заведения и т.п. Преобладание репрессивной политики в отношении молодежи, потребляющей наркотики и практикующей свободный секс, является преградой для эффективной профи-
лактики и способствует распространению сопутствующих заболеваний (ВИЧ, венерические болезни). Подобных примеров множество, и все они указывают на причинно-следственные связи «глобального» снижения уровня и качества здоровья в молодежной среде (в т.ч. учащейся) под влиянием различных факторов риска. Незнание факторов риска и неумение верно определить степень их влияния на состояние здоровья людей, не снимает ответственности с компетентных органов, поскольку, как показывает последний пример, вместо целенаправленной комплексной политики на формирование здоровья населения происходит прямо противоположный эффект.
Под влиянием подобных общественных процессов в среде учащейся молодежи на данный момент не сформировано ценности здоровья как таковой. Так, с 2000 по 2005 гг. в процессе наших исследований ориентаций на здоровый образ жизни и показателей физического и психического здоровья студентов разных университетов г. Иркутска (ИГУ, ИрГТУ, ИГЛУ) мы получили следующие результаты: показано, что для большинства студентов это составляет жизненную ценность. Однако она является скорее декларируемой, представления о здоровье как благополучии (его физическом, психологическом, духовном аспектах) находятся лишь в стадии становления. Выявлены низкие показатели физического и психического здоровья студенческой молодежи при выраженных установках на профессиональную и личностную самореализацию.
В связи с крайне неудовлетворительным состоянием здоровья студенческой молодежи в настоящий момент, исследование факторов риска в физическом развитии студентов является актуальной проблемой междисциплинарного характера, которая в силу своей сложности не может иметь исчерпывающего и однозначного решения. Основным препятствием, с которым сталкиваются исследователи в принципе, является отсутствие четких критериев классификации факторов риска в физическом развитии и определения группы риска. Так, например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выделяет четыре основных блока факторов воздействия на здоровье населения и приблизительно определяет их вклады следующим образом: образ жизни (социальный) — 50 — 55 %, генетический (биологический) — 15 — 20%, внешняя среда (антропогенный) — 20 — 25 %, медицинское обслуживание — 8 — 10%. В своей диссертационной работе М.В. Черковец проводит сравнительный анализ факторов риска и их вкладов, предлагаемых большинством исследователей. Как указывает исследователь, «... большая часть группировок, в основном, являются вариантами группировки ВОЗ с некоторыми различиями в названиях, степени детализации и величине вклада отдельных групп факторов» [6]. Предложенная ВОЗ шкала факторов, влияющих на состояние здоровья людей, не может быть принята как абсолютно верная, поскольку степень воздействия факторов
риска на состояние здоровья и физическое развитие человека может изменяться в процентном соотношении в зависимости от территориальных, половозрастных, социально-экономических и прочих характеристик.
Резкое увеличение в последнем десятилетии доли вероятностных представлений в научном знании, объективная потребность поиска познавательных средств, позволяющих учитывать факторы неопределенности, хаотичности, тревожности при выборе оптимальных альтернатив, повышенное внимание ученых к разработке новых категорий, создают реальные предпосылки анализа понятия «риск» в социологической науке по отношению к насущным вопросам формирования здоровья и здорового образа жизни в студенческой среде, делают актуальными проблемы междисциплинарного исследования в теоретическом и прикладном аспектах экологического и учебно-акмеологического риска.
В последние годы риск действительно превращается в объект междисциплинарных исследований, приобретает статус общенаучного понятия, выходящего за рамки отдельной дисциплины. Это позволяет выделить экологический, психологический, социально-психологический, правовой, медико-биологический, экономический и другие аспекты феномена «риск». Разнообразие подходов объясняется тем, что риск — сложное явление, имеющее множество не совпадающих, а иногда противоположных реальных оснований. Один из традиционных подходов связан с рассмотрением риска как меры предполагаемой неудачи, опасности применительно к конкретному виду деятельности. Связь опасности и риска прослеживается и в этимологии этого термина. Классическая традиция в понимании риска высветила его амбивалентность: риск — это интенциональная предрасположенность структуры к выбору между шансом и опасностью. Вероятностный характер окружающей нас действительности признают все [2].
В современной научной литературе прочно укрепилось понятие и о факторах риска. Так называют доказанные или предполагаемые условия, предрасполагающие к какому-либо заболеванию или предболезни. Наиболее обобщенным вариантом классификации факторов риска нарушений здоровья является подразделение последних на эндогенные и экзогенные, в числе которых выделяют поведенческие и психологические факторы риска.
Эндогенные факторы — это наследственные характеристики, обусловливающие развитие организма, экзогенные — отражают воздействие внешней среды. С возрастом значимость и соотношение доли влияния отдельных факторов изменяется. Значительную роль в формировании здоровья в подростковом возрасте играют экзогенные факторы. Поведенческий фактор начинает играть все большую роль по мере перехода в подростковый возраст и далее во взрослое состояние. Особого упоминания заслуживает психологический фактор формирования здоровья как составная часть поведенческого. Психологичес-
кий тип индивида определяет наличие и выраженность стремления к жертвованию собой, потребность в острых ощущениях, попытки испытать которые зачастую не безопасны для жизни, «твердость» характера, склонность к переменам, подверженность воздействию других людей, и т.д. В зависимости от сочетания этих и других психологических характеристик характер поведения с точки зрения его «вредности» для здоровья может меняться в значительных пределах [1]. Однако однозначно установить определяющую роль эндогенных или экзогенных факторов заболеваемости и смертности удается не всегда.
Формирование здоровья в детском, подростковом и юношеском возрасте во многом связано с характером наследственности, образом жизни семьи, в которой растет ребенок, с наличием и выраженностью экзогенных факторов риска и др. Значимость экзогенных факторов риска в период роста и развития организма во многом обусловлена той социальной средой, где воспитывается ребенок. Особенности питания, двигательная активность, вредные привычки и т.п. формируются под влиянием окружения человека. Данные эпидемиологических исследований, факторов риска у детей и взрослых позволяют установить как меж-групповые, так и когортные корреляции откликов с факторными воздействиями. Иными словами, у детей, у которых имеются высокие уровни выраженности экзо-, эндогенных факторов риска, обнаруживается большая вероятность выявления их высоких показателей и в более поздний, а затем и во взрослый период жизни. Кроме того, отмечается семейная агрегация уровней риска, т.е. более высокие уровни риска у членов одной и той же семьи, как у родителей, так и у детей, что, по-видимому, объясняется как наследственными характеристиками, так и общими условиями существования, причем последнее, возможно, имеет доминирующее значение [3].
Г.И. Царегородцев и В.Г. Ерохин, рассматривая медицинские аспекты социально-биологической проблемы, выделили три группы явлений или факторов [5]:
1) прямое влияние социальных факторов на биологию человека (техногенные факторы, перед которыми человек беззащитен);
2) опосредованное влияние социальных факторов (акселерация, аллергизация, невротизация и др.);
3) факторы биологического содержания, социальные по своей сущности (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, половая распущенность, девиантное поведение и т.д.), которые и определяют образ жизни человека (здоровый или нездоровый).
В научных работах по проблемам риска также закрепляется и активно используется понятие «группа риска», под которым понимают принадлежность человека к группе, подвергающейся опасности по одному или нескольким факторам риска. Мы выделяем группы риска в студенческой среде по следующим признакам:
• наследственно-генетические (наследственные заболевания или предрасположенность к болезни);
• эколого-географические (состояние окружающей среды, экологические факторы риска);
• стиль жизни (образ жизни, гиподинамия, семейные уклады и вредные привычки и т.д.);
• социально-психологические и этнокультурные (как в ближайшем окружении, так и в целом в среде обитания);
• уровень и качество жизни, в том числе и уровень организации системы здравоохранения и качество оказания медицинских услуг студентам;
• психолого-педагогические и акмеологические.
Таким образом, научное исследование социально-общественных факторов риска в жизни человека производится представителями многих общественных наук: психологии, педагогики, социологии, политологии, философии, экономической теории. Авторы анализируют данное явление под разными углами зрения, на разном уровне абстракции, в различной взаимосвязи с другими явлениями действительности. И это не случайно, поскольку отличительной особенностью человека, как социального существа, является возможность сознательно и активно влиять как на внешние природные, так и на социально-бытовые условия, во многом определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость [4]. Следовательно, развиваясь под влиянием социальных факторов, но по собствен-
ным специфическим законам, биологическая основа человеческого существования предъявляет специфические требования к социальным факторам развития, с которыми общество должно сообразовываться [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: Автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. — Барнаул, 2000. — 40 с.
2. Абчук В.А. Директорский «хлеб». Занимательное об управлении / В.А. Абчук. — Л.: Лениз-дат, 1991. — С. 28.
3. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова // Серия «Гиппократ». — Рн/Д.: Феникс, 2000. — 248 с.
4. Кислицын Ю.Л. Социально-общественные и медико-биологические аспекты физической культуры и спорта в вузе / Ю.Л. Кислицын, В.С. Анищенко, И.А. Пермяков. — М.: Изд-во ИРУДН, 2000. — 63 с.
5. Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и теоретические основы медицины / Г.И. Царегородцев, В.Г. Ерохин. — М.: Медицина, 1986. — 287 с.
6. Черковец М.В. Роль социально-экономических факторов в формировании здоровья населения Центральной России: Дис. . канд. геогр. наук: 25.00.24. — 2003. — 180 с.