Научная статья на тему 'Социально-образовательный проект по формированию толерантных установок в инклюзивном пространстве'

Социально-образовательный проект по формированию толерантных установок в инклюзивном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Староверова М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-образовательный проект по формированию толерантных установок в инклюзивном пространстве»

Пальчиковые игры. Развивают мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи, подготавливают ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Речевые игры. Снимают напряжение, повышают способность к непроизвольному вниманию, обостряют наблюдательность.

Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию педагог добавляет музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение (пантомимические и театральные возможности).

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Детям полезно слушать классику и колыбельные, они развивают детей и оздоравливают их. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание.

Физкультминутки способствуют укреплению организма ребёнка, повышают его работоспособность, активно позволяют менять деятельность детей.

Таким образом, музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов.

Важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность и использованная педагогом в комплексе здоровьесберегающей деятельности в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе музыкального руководителя инновационных форм и технологий повысит результативность воспитательнообразовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников при созданных условиях и специализации ДОУ.

М. С. Староверова

Социально-образовательный проект по формированию толерантных установок в инклюзивном пространстве

В традиционной для России системе образования дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях различных типов, но значительную долю среди них составляют школы-интернаты. В результате сложившейся ситуации дети с ОВЗ оторваны от семьи и других социальных институтов, что приводит к

242

формированию социально неуверенного поведения у детей данной категории. Введение инклюзивной формы образования рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с познавательными возможностями и адекватной для его здоровья среде по месту жительства. По сути, инклюзивное образование является одним из направлений реформы системы специального образования. Признание необходимости реформирования этой системы связано с социальнополитическими изменениями в обществе, развитием глобальной концепции прав человека и равных возможностей, широким мировым антидискриминационным движением за права лиц с инвалидностью, изменением взглядов на образование вообще и на ту роль, которую выполняет специальное образование в частности. Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Государство, стремясь обеспечить равный доступ к образованию, прилагает усилия для создания в образовательных учреждениях безбарьерной среды. Однако на первый план выходят материальный и организационный аспекты, которые «лежат на поверхности», в то время как проблеме толерантного отношения к детям с ОВЗ должного внимания не уделяется.

Вышеизложенное подтверждается и данными исследования Фонда общественного мнения, проведенного в июне 2012 г. в 43 субъектах: 35 % респондентов выступают против идеи обучения детей-инвалидов в обычной школе, а 26 % респондентов считают, что совместное обучение детей-инвалидов и обычных детей приведет к ухудшению качества образования. Безусловно, данные официальной статистики не исключают как недопонимание проблемы социумом, так и социально желаемые ответы. Однако не обращать внимания на то, что большинство опрашиваемых - 52 % - уверены, что детям-инвалидам будет плохо и некомфортно учиться в обычной школе невозможно, поскольку это позиция является отражением уровня толерантности российского общества. Для того чтобы толерантность стала проявлением социальной нормы, необходимо целенаправленно формировать эту социальную компетенцию начиная с детско-подростковой среды.

Несмотря на то что проблема воспитания толерантной личности получает распространение, в психолого-педагогической практике отсутствуют модели и целевые программы формирования толерантной личности школьников, которые специалисты пытаются заменить разрозненными единичными разработками. На сегодняшний день можно выделить лишь один социально-образовательный проект, направленный на формирование толерантного отношения к

243

детям с ОВЗ, который разработан и реализуется специалистами Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» -«Уроки доброты». Но необходимо отметить, что в связи с постановкой задачи широкого развития инклюзии, этого явно не достаточно. Поэтому необходимо на системной основе, профессионально и последовательно формировать установки и нормы толерантного поведения у детей и подростков, используя для этого нетрадиционные приемы. Именно на этих принципах построен социальнообразовательный проект «Парк равных возможностей», который в совокупности с другими действиями (волонтерские акции, психологические игры и др.) позволит добиться серьезных изменений в отношении сверстников к детям с ОВЗ.

Первоначально проект возник в 2002 г. в Венгрии под руководством Геза Наги, а в дальнейшем он получил распространение по миру как «Парк способностей». Идея Парка заключается в том, что путем конструирования интерактивной среды детям и подросткам предоставляется возможность через собственный опыт игрового переживания различных «барьерных ситуаций» почувствовать на себе влияние ограничений в передвижении, зрительном восприятии, ограничении со стороны слуховой функции. Полученный таким образом опыт создает условия для подлинного понимания и уважения к лицам с ОВЗ, а следовательно, способствует формированию установок и норм толерантного поведения в детско-подростковой среде.

Парк включает в себя четыре зоны: сумеречная аллея, беседка тишины, таинственный лабиринт и лабиринт на колесах. Взаимодействие с детьми и подростками в каждой из зон направлено на решение определенной задачи, а именно знакомство с особенностями восприятия окружающего мира людьми, имеющими нарушения различных сенсорных и двигательных систем. Так, «лабиринт на колесах» - зона, в которой дети и подростки получают представление об особенностях взаимодействия с людьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, имеют возможность прочувствовать сложности и ограничения, переживаемые человеком в инвалидной коляске, и узнают о правилах и возможностях оказания помощи таким людям. Следующая зона - «беседка тишины» позволяет познакомиться с языком жестов, узнать правила общения с людьми, имеющими нарушения слуха. Почувствовать, насколько сложно ориентироваться в пространстве, когда имеется поражение зрительного анализатора, позволяет зона «таинственный лабиринт», а познакомиться с инструментами и методиками овладения такими людьми навыками письма и чтения можно в зоне «сумеречная аллея». Деятельность, организованная в зонах Парка позволяет детям и подросткам осознать, с какими трудностями приходится

244

сталкиваться лицам с ОВЗ в окружающей действительности, как они адаптируются к ним, что помогает им воспринимать этот мир в максимально полном объеме, понять ценность человеческих взаимоотношений.

Однако в ходе реализации проекта мы сочли необходимым структурировать работу в Парке посредством разработки модели взаимодействия в каждой из его зон. Студенты-волонтеры или старшеклассники, являющиеся гидами Парка, организуют взаимодействие, следуя определенной методической модели, которая включает в себя ряд взаимосвязанных этапов.

Первым этапом является создание проблемной ситуации: предлагается найти тот или иной способ действия в условиях изоляции одного из основных способов познания или восприятия окружающего мира. Например, в зоне «сумеречная аллея» детям и подросткам предлагается с закрытыми глазами тактильно опознать предметы. Когда уже на этом этапе возникают сложности, им предлагается для осознания ряд еще более сложных вопросов: как распознать небо, солнце, ведь не все можно опознать на ощупь. Таким образом, дети и подростки на себе чувствуют, с какими ограничениями сталкиваются их сверстники, имеющие нарушения зрения.

На следующем этапе даются представления о способе компенсации нарушенных функций, о возможностях решения проблем социально-бытового плана, возникающих у людей с ОВЗ, особенностях их обучения и взаимодействия с ними. Так, в «беседке тишины» дети и подростки узнают об особенностях общения с помощью языка жестов, умении слабослышащих людей считывать с губ говорящего, а кроме того, знакомятся с базовыми жестами.

Этап, условно названный как обучение технологии, позволяет овладеть навыками и приемами оказания помощи людям, имеющим ОВЗ. В частности, в рамках зоны «лабиринт на колесах» дети и подростки узнают простые правила оказания помощи человеку в инвалидной коляске: помощь при заезде на пандус, развороте и остановке коляски и многое другое. Заключительным этапом данной модели взаимодействия в раках Парка является рефлексия. Собственный опыт переживания различных «барьерных ситуаций» позволяет детям и подросткам почувствовать на себе влияние различных ограничений, что создает условия для подлинного понимания и уважения людей с ОВЗ.

Отдельного внимания на территории парка заслуживает кинозал, в котором транслируются специально подобранные материалы, позиционирующие нравственные, этические и физические законы, которые объединяют людей, независимо от физических возможностей или иных различий. Именно здесь у детей и подростков закрепляются установки на принятие людей с ОВЗ.

245

Представленная этапная модель взаимодействия в рамках различных зон Парка не имеет возрастных ограничений и позволяет организовать работу, начиная с младшего школьного возраста. Испытав на себе невозможность или трудность преодоления различных ограничений, дети и подростки приходят к подлинному пониманию и уважению лиц с ОВЗ, что является основой толерантности как личностного качества.

Целенаправленное формирование установок и норм толерантного поведения по отношению к детям с ОВЗ в детско-подростковой среде последовательно приведет к тому, что толерантность станет проявлением социальной нормы нашего общества.

А. А. Степанова

Ознакомление с окружающим миром дошкольников с задержанным психическим развитием в ДОУ компенсирующего вида

В дошкольном возрасте ребенок получает первые представления об окружающем мире. Ознакомление с природой является одним из главных способов развития ребенка. Однако процесс усвоения природоведческих представлений детьми с ЗПР отличается от такового в норме. У нормально развивающихся дошкольников существует, пусть и неполная, целостная картина окружающего мира. По мере развития ребенка она уточняется, дополняется новыми сведениями, новые природные объекты встраиваются в существующую картину мира. Ребенок старшего дошкольного возраста способен самостоятельно устанавливать простейшие причинноследственные зависимости.

У дошкольника с ЗПР картина окружающего мира фрагментарная. «Осколки» окружающего мира не связаны друг с другом, ребенок не может объединить даже родственные объекты, установить связи между объектами и явлениями природы.

Освоение окружающего мира невозможно без собственного опыта. Однако неразвитая интеллектуальная деятельность не позволяет детям с ЗПР строить познание мира с опорой на имеющиеся у них знания об объектах и явлениях природы и умения их обследовать.

Формирование природоведческих представлений у нормально развивающихся дошкольников во многом опирается на опыт повседневного взаимодействия с природными объектами, носит нерегулируемый характер. У детей с ЗПР «стихийное» освоение окружающего мира невозможно. Изучение объектов и явлений

246

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.