Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ ТУРКМЕНИИ'

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ ТУРКМЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Махтумкули / человек / поэзия / литература / нравственность / совершенство / гностик / дух / душа / завет / художественность / теория / мысль / воспитание / философия / понятие / интеллект / Makhtumkuli / man / poetry / literature / morality / perfection / Gnostic / spirit / soul / testament / artistry / theory / thought / education / philosophy / concept / intellect

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Атдаева М.А.

Межличностное взаимодействие устанавливается посредством выполнения этических требований. Эта идея является предтечей восточной поэзии. Сами требования оперируют извечными философскими категориями – позитивное мышление, доброе слово и добродетельность. Тема этики, неоднократно проработанная в литературе Востока, занимает определяющее место в творчестве Сейида Насими, Довлетмаммеда Азади, Махтумкули Фраги и др. Произведения поэтов, достигших пика ментальной эволюции, отличаются высоким уровнем художественной выразительности и сильной теоретической закладкой. По мнению мыслителей, нравственность зарождается на почве познания и мышления. Проводя идею детерминированности духовной эволюции мыслительным процессом, они, тем самым, пытаются выстроить этическую систему, которую надлежит вывести в ранг руководства для действий. Творчество Махтумкули рассматривается как фактор трансформационной динамики интеллектуальной составляющей туркменской нации. Значительная доля произведений поэта образует тезис о ценности знаний и необходимости когнитивного процесса, в котором выражается его стремление оказать определённое влияние на интеллектуальное развитие общества посредством художественного слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-MORAL VIEWS IN CLASSICAL POETRY OF TURKMENISTAN

Interpersonal interaction is established by fulfilling ethical requirements. This idea is the forerunner of Oriental poetry. The requirements themselves operate with age–old philosophical categories positive thinking, a kind word and virtue. The topic of ethics, which has been repeatedly worked out in the literature of the East, occupies a decisive place in the works of Seyid Nasimi, Dovletmammad Azadi, Makhtumkuli Fragi, etc. The works of poets who have reached the peak of mental evolution are distinguished by a high level of artistic expression and a strong theoretical foundation. According to thinkers, morality originates on the basis of knowledge and thinking. By pursuing the idea of the determinacy of spiritual evolution through a thought process, they are thereby trying to build an ethical system that should be brought to the rank of a guide for action.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ ТУРКМЕНИИ»

УДК 801.73

Атдаева М.А.

кандидат филологических наук главный научный сотрудник отдела «Литературоведение и теория литературы» Институт языка, литературы и национальных рукописей им. Махтумкули

Академия наук Туркменистана (г. Ашгабат, Туркменистан)

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ ТУРКМЕНИИ

Аннотация: межличностное взаимодействие устанавливается посредством выполнения этических требований. Эта идея является предтечей восточной поэзии. Сами требования оперируют извечными философскими категориями - позитивное мышление, доброе слово и добродетельность. Тема этики, неоднократно проработанная в литературе Востока, занимает определяющее место в творчестве Сейида Насими, Довлетмаммеда Азади, Махтумкули Фраги и др. Произведения поэтов, достигших пика ментальной эволюции, отличаются высоким уровнем художественной выразительности и сильной теоритической закладкой. По мнению мыслителей, нравственность зарождается на почве познания и мышления. Проводя идею детерминированности духовной эволюции мыслительным процессом, они, тем самым, пытаются выстроить этическую систему, которую надлежит вывести в ранг руководства для действий. Творчество Махтумкули рассматривается как фактор трансформационной динамики интеллектуальной составляющей туркменской нации. Значительная доля произведений поэта образует тезис о ценности знаний и необходимости когнитивного процесса, в котором выражается его стремление оказать определённое влияние на интеллектуальное развитие общества посредством художественного слова.

Ключевые слова: Махтумкули, человек, поэзия, литература, нравственность, совершенство, гностик, дух, душа, завет, художественность, теория, мысль, воспитание, философия, понятие, интеллект.

С древних времён нравственная чистота человечества - абсолютная тема поэзии - ассоциативно рассматривается с духовным совершенством. Поэты, кои являются рупором благородства человеческой натуры, толкуют о сути и значении духовного совершенства. Последнее рассматривается как ориентир к достижению счастья и благополучия. Средневековые поэты Востока сумели комбинировать данную точку зрения с творчеством и философской идеей и выразить её, что показывает глубину анализа и усвоения ими непреходящих по ценности нравственных категорий. Тема этики, досконально разобранная в литературе Востока, занимает определяющую позицию в творчестве классиков туркменской литературы - Сейида Насими, Довлетмаммеда Азади, Махтумкули Фраги и т.п. Произведения поэтов, достигших пика ментальной и нравственной эволюции, осваивавших научные достижения и всесторонне проработавших над этической проблемой, отличаются высоким уровнем художественной выразительности и сильной теоритической закладкой. Немалое влияние в социальных процессах играют наставления и заветы, которыми пронизана гностическая лирика подобных авторов на тему любви.

Одним из продолжателей философской мысли и литературных традиций восточной литературы в туркменской классике является Махтумкули Фраги. В творчестве Фраги, которое отличает философское наполнение и проявляет художественное мышление Востока, можно выявить влияние художественного мировоззрения поэта и мыслителя Сейида Имадеддина Насими, сумевшего выразительными методами сорвать покровы суфизма - течения, утверждающего наличие великого начала духовной природы человека. Оба поэта основательно проникли в суть главенствующей идеологии своего времени, выраженной в религиозных учениях, - ортодоксальном исламе и суфизме с его научно-философской теорией.

Близость и значение мировоззрений и заветов поэтов-гностиков обусловлены определёнными причинами. И здесь следует отметить, что до массового сознания невозможно досконально донести суть религии посредством шаблонных правил. Повальная безграмотность есть одна из главных причин

непонимания социумом, что представляет собой Бог и какова его ипостась. Ортодоксальная религия даёт поверхностную характеристику нравственной чистоте, доброжелательность, человечность, гуманизм, справедливой власти и человеческому достоинству. Она, в основном, служит инструментом политической идеологии. Поэты-гностики прекрасно это понимали, а потому художественное творчество они превратили в орудие для влечения общества к нравственности и мышлению с помощью знаний и образования. В восточной поэзии руководит идея о том, что становление взаимоотношения между людьми, равно как и взаимосвязи и гармонии маленькой вселенной (человека) и большой вселенной (космоса), происходит за счёт выполнения этических требований. Руководствуясь принципом «в познании зарождается нравственность», мыслители утверждали возможность достичь духовного совершенства через познание. Их философия базируется на триединстве извечных категорий -позитивного мышления, доброго слова и добродетельности, и посредством триединства они стремятся выстроить этическую систему и вывести её в ранг руководства для действий. Махтумкули, как и Насими, призывает общество к когнитивной деятельности, изучению сущности Бога, познанию природы сотворения человека, пробуждению его сил и «дремлющего» сознания. Призыв Махтумкули периодически прослеживается в его произведениях, к примеру, в следующих строках:

Давать не торопись народу свой совет, -

Примером докажи, что в нём изъяна нет.

Последуй мудрецу - глаза увидят свет,

Невежде следуя, навек слепцом ты станешь [2. стр. 124].

Махтумкули, нет конца и края твоим словам, Ты сомневаешься, наверно нет надобности, этого стыдиться, Зачитанный раб Божьи хорошо знает суть дела,

Разве он на одурманенного шайтаном человека походит [2. стр. 195] ?

Осваивая философию и теософию, поэты постигали знания своего времени. Но среди множества учений ими выделялась этика. Индивид определяется мудрецами как абсолютная субстанция в центре мышления. Следуя выражению Сократа «Познай самого себя» [6. стр. 58], те выносят в центр философии индивида, раскрывая его когнитивный и нравственный потенциал. Тщательно подобранные критерии позволяют оценить человеческую натуру, а мудрость человека в этических рассуждениях определяется методом сравнения первого с интеллектуальным потенциалом. Поступки и действия человека рассматриваются как решающий фактор в достижении нравственной чистоты. Например, Насими, потративший много времени на проработку утверждения о душе человека как его внутреннего стержня, писал:

Открой, сорви покров, устлавший душу,

Взгляни, исходят лучи от неё.

Что за блеск в очах, покажи другим,

За которым скрыт сам источник - свет [5. стр. 79].

Подобное мнение встречается и в творчестве Махтумкули:

Душа покоится в теле, иди, на душу взгляни, Смотри в ворота души, и на любимую взгляни. Открыв удивлённые глаза, ты на мир взгляни, Не лови два судна, в одну сторону взгляни, Никому не даст смотреть, на жизнь вокруг ты взгляни, На гордящегося своей долей человека ты взгляни, На движущегося всюду караван ты взгляни [2. стр. 263].

Как видно из вышеприведённых строк, поэты выражают то, что человеческая природа обладает уникальными и непомерными способностями, и это чудо сосредоточено в его сердце, в глубине души. По их мнению, среди

сотворённых существ лишь высокоорганизованный разум, то есть - человек, действует согласно своей субстанции и приобретает человеческие качества. В противном случае он превращается в сгусток духа подобно зверю или демону. (Махтумкули: Чем человек, не ценящий человека, Лучше чем он, даже пасущийся скот [1. 120]). Поэтому, чтобы полно и совершенно описать человеческую натуру, проистекающую от заложенной субстанции, превозносятся, в первую очередь, уникальный природный дар человека. Свою связь с Абсолютным духом Махтумкули выражает через символические термины:

Человеку дарованы очи и речь,

Жизнь теплится в теле его,

По воле Начала сотворив добро,

Он зародит в себе свет и добро [3. стр. 110].

Ум, воля, страсть вскипели вдруг все разом.

Душа взметнулась, не сдержать порыв...

Стой! Чудный край твой не окинешь глазом.

Средь роз блаженствуй, горе утолив [2. стр. 303].

В этих строках «Начало, край» -условные обозначения Абсолютного духа, вдохнувшего жизнь в человека, а «порыв» - вдохновением, а «роза» -Аллахом.

По мнению поэтов, каждый человек в соответствии со своей уникальной природой и долгом должен шаг за шагом пройти ступени нравственности, ибо нравственная чистота является предтечей внутренних требований человека. Когда нравственные действия находятся в гармонии с разумом, возникает духовное удовлетворение. Махтумкули призывает в первую очередь избегать вредных привычек, чтобы достичь такой добродетели:

Во все времена, Махтумкули, не ходи среди людей надменно,

Придержи язык от сплетней, будь честен в этом пути.

Не вмешивайся во многие безобразия, живи, боясь Всевышнего,

Приятно одеяние суфиев, одевай его чистой душой,

Если в моей душе много грязи, то эта старая одежда ни к чему [2. стр. 32].

Моральный аспект идеи о том, что человек обретает гностическую природу через проницательность и чистую волю, имеет большое значение. Поэт видит не только человека, но и весь мир с точки зрения красоты, и поэтому весь мир кажется ему прекрасным и гармоничным. Он видит начало и конец мироздания в Боге, то есть в истинном свете, вечной красоте. По мнению поэта, абсолютная красота - самое прекрасное и великолепное из всего, что есть на свете. Махтумкули, как и Платон [1. стр. 169], видит в красоте необъятную Вселенную. Он признаёт Вселенскую красоту источником всего сущего и самой сутью существования. Но когда эта красота становится такой? Когда достигается гармония Вселенной, приходит осознание его состояния и красоты мира. Сила Творца, по Махтумкули, проявляется во всём созданном им сущем. Идеи мыслителя аналогичны идее философа Платона «Восприняв глазами токи, исходящие от красоты, человек, пораженный красотой, согревается». Поэт поддерживает теорию, что сила, сотворившая мироздание в его красе, не есть причина и следствие, а - любовь:

Солнца меч опустился, остёр и слепящ, -Ты луной серебришь всё вокруг, красавица! Ты - изделье Джафара, ты - беличий плащ, Исфаганский, изогнутый лук, красавица!

Ты - багрянец, ты - пурпур, ты - алый восход, В Индостане ты - сахар, а в Булгаре - мёд. Лик твой в пору любви, словно роза, цветёт, Зулейха и Юсуп - ты, мой друг, красавица [2. 47 s.]!

В мире Махтумкули душа - самое ценное и сокровенное, что есть у человека, она - истина, дарованная Богом. Поэт подчёркивает ценность души и постоянно напоминает о её сущности. Потому что душа человека - это центр общения с Богом. Тот, кто поминает Аллаха в своём сердце, есть человек, который хранит истину в своей душе. Душа такого человека свободна от всякого рода смятений и порока, обладает светом.

Идея самодисциплины человека восхвалялась мудрецами с древних времён. Идея «самопознания» древнегреческого философа Сократа, признающего, что человек рождается неразумным и несведущим, является основой его философии. Его утверждение о том, что он ничего не знает, приводит к пониманию того, почему он родился, и стремлению к обретению истинных знаний. Он понимает, что «ядро познания находится в глубине человеческой души» и вместе с этим верит в возможность постичь и прочувствовать его. Поэтому он поясняет, что человек должен способствовать возникновению духовных знаний. Человек понимает себя, «познав» свою душу. Чтобы добиться такой черты, поэт сначала неутомимо работает над своей душой и ищет её внутри себя:

Мои усердия сделай честными, избавь меня от лжи,

Мой язык сделай длинным, а лицо моё светлым,

Остереги от опасностей, отведи от нечисти,

Сделай моим спутником удачу, дай раскаяние мне [3. стр. 55].

Одним из основных аспектов изучения воодушевленного поэта является тема образования. Знания помогают человека найти себя и постичь смысл и содержание жизни. Просветлённый человек осознает свои преимущества и постигает путь к собственному духовному совершенству. Таким образом, человек заглядывает в себя, ищет себя и живёт ощущением божественной истины.

В эту пору жизни птица души парит, Словно певчая ранняя птица, начнёт с добрых слов, В саду став соловьём, она издаёт приятные трели, Раскаявшись перед Всевышним, обратил взоры в покои твои, Коротка жизнь человека, а длинна жизнь Вселенной, нет ни поста, ни молитвы.

Проснись от сна неведении, весенняя пора похожа на сбор людской (хашр),

Как молится весь народ, ты на мир взгляни [2. стр. 263].

Поэт верит в вечную связь человеческой души с божественным светом, который считается условием существования мироздания. По мнению мудреца, поскольку тот божественный свет проявляется только в чистоте и добре, в нём заключена скрытая мудрость. Бог дал человеку свободу воли, и он может выбрать между добром и злом, правильным и неправильным. (Махтумкули: Бог волю дал тебе: [2. стр. 153]). Человек с чистой душой верит, что способен изменить себя и окружающий мир по своей воле. С этой целью в своих моральных воззрениях он использует понятие «свобода воли». Свобода воли должна быть помещена в самую суть души. Поскольку поэт считает человека социальным существом, он советует совершенствовать общественную нравственность. Имея две полярные природы и право выбора, человек волен выбирать то, что хочет. Поэтому через духовное развитие человек может подняться к вершинам и познать истину или, наоборот, стать тем, что гораздо хуже зверя.

Земля глупцами через край полна,

Неуч - беда, образованные - жизнь,

Те джигиты - животные с человеческим языком,

Если не понимать слов и лояльности не будет [2. стр. 152].

Кто был с людьми хорош, творил добро им, - тот

Везде прославленным, везде воспетым будет,

Кто позабыл добро и обижал народ, -

Тот всюду хуже пса по всем приметам будет [2. стр. 84].

По мнению Махтумкули, человек, истинно обладающий духовной свободой, поступает мудро при выборе добра и зла, освобождает себя от плохих поступков и защищает себя от ошибок. Поэт рассматривает мысль как источник различения добра и зла. Ценность человека надлежит искать внутри, в своём сердце и мыслях, и в этом смысле любой сознательный выбор исходит от него самого.

Мыслитель восхваляет гуманизм, волю, целостность человеческого общества, его единство, многообразие добрых качеств и правила морали вообще. Важны доброта, верность и вера, доброжелательность к другим. Поэтому в своих наставлениях мудрец призывает проработать эти качества поведенческих установок, такие как - в обществе воздерживайся от безнравственности и страстей, осуждай тщеславие, лицемерие, несправедливость, избегай с плохих людей и с тех, кто не держит своё слово, не затевай вражду, не злословь и ней сей раздор, твори добро, не унывай, не скупись и не завидуй, - наставляет мудрец, призывая прорабатывать эти качества. Подобные мысли выражены во многих его стихотворениях: «Не оставь», «Лучше...», «Никого не обижающий мужчина», «Найдя», «Всё равно», «Будь спокойным», «Превратится», «Лихо принесёт», «Богатство ни к чему» и др.

Махтумкули считает, что эти качества - единственный путь, позволяющий человеку обрести духовную свободу и понять ценность жизни и

души. Поэтому он призывает ценить каждое мгновение, избегать неграмотности, наслаждаться любовью, быть терпеливым на всех этапах и поворотах жизни, особенно в учёбе, и когда раскроется истина, быть стойким в невзгодах, быть внимательным к другим, стараться держать секрет, сохранить честь и достоинство, служить людям, уважать людей независимо от их национальности и религии, понимать ценность единства мира, продвигать гуманизм для поддержания мира и безопасности, ненавидеть войну и насилие, продвигать знания, мудрость и идею укрепления человеческой свободы.

Злившись, не обрадуй шайтана, Подчинившись своему нафсу, не забудь Бога, Если ты способен отличить хорошее от плохого, Тогда старайся не выходить из себя по любому пустяку.

Если потерпишь, Бог придёт тебе на помощь, Спорить с другими тебе не к лицу, Плохих слов вычеркни из своей памяти,

А то они, словно колючка, будут стараться вырваться наружу [2. стр. 168].

Справедливость жизни поэт видит в нравственности. Справедливый человек должен быть очень чувствительным, он должен быть справедлив в своих решениях, он должен судить о хорошем и плохом, чтобы его решение было достойно уважения и добавляло ему честь. Чтобы достичь такого уровня, он призывает человека избавиться от качеств, которые изувечивают душу. Жадный и невежда, говорящий чушь, разносящий сплетни и наводящий клевету, - это те качества, разъедающие общество изнутри общества. Он пишет, что именно эти качества порождают враждебность и разобщённость в обществе, снедая его, разрастаются в обществе:

Пустая болтовня изведёт тебя. В сплетне рождается грех, Лиходей вредит прежде своим, Но сам он неймёт= своего вреда [2. стр. 192].

По мнению Фраги, нравственные ценности способствуют духовному преображению и совершенствованию человека, направляют его на путь истины. Именно эта высокая цель подводит человека к поиску истины. Высшие цели и ценности оказывают духовное воздействие на человека. Если цель высока, она даёт человеку неограниченную эффективную силу, защищает его от ударов судьбы. Иными словами, высокая цель не позволяет человеку затеряться в круговороте жизни в погоне за личной выгодой. Уровень духовного совершенства определяет совершенство и величие человека.

Слух склони к ученью мудрых, наставление прими, Встань! Об Истине радея, к небу руки подыми! Вьюк отшельничества (риязат) тяжкий смело на плечи возьми,

Трудно это, но скитайся с этой ношей меж людьми,

Преклонись пред совершенным, корни ложного сломи

И, поклявшись, пред пиром в прах склонись, душа моя [2. стр. 203].

Мудрец иллюстрирует эту ситуацию на примере своей совершенной

души:

Пусть невежда в душу мне заглянет - всё поймет, что перед ним предстанет.

Наглядевшись, умудрённым станет, будет всех умнее и храбрей.

«Зира» и «забара» кто не знает - пусть получит влияние моих молитв.

Кто «алиф» от «би» не отличает — на одном дыхании прочтёт полностью

Коран.

Я, Фраги, томим любовной жаждой, разум свой терял я не однажды.

Лишь найти его — и сможет каждый в небо полететь стрелы резвей [2. стр. 37].

Философ обращается ко всему человечеству, поскольку отдельный человек осознаёт Бытие, которое меняется в каждый момент в череде противоречивых событиях. По законам природы всё происходит по необходимости. Махтумкули следует идее превалирования логики антагонизма и отрицания, что представляет собой непрерывный процесс:

Эй, друзья! Мы, пришедшие в мир, уйдём:

Злые, добрые, племя и род - уйдут,

Речь покинет уста - свой приютный дом.

Зубы выпадут, песня и мёд - уйдут. [4. стр. 453].

Мы весной веселились в родных степях,

Жили мы на земле в золотых дворцах,

Дни пройдут, города превратятся в прах,

Зной и стужа, неделя и год — уйдут [4. стр. 453].

Как видно из стихотворения, в философской лирике Махтумкули в равной степени сталкиваются нравственная философия и натурфилософские противоположности. Подобная оппозиция встречается и в других его

стихотворениях. Если в традиционной философии это личные отношения, то в лирике поэта они, во многом, имеют важный социальный характер. Гносеологически его философский лиризм- непростое определение философской мысли, а творческое взаимодействие с миром. Добро и зло - это всегда непримиримый антагонизм. Соответственно, борясь за преобладание добра, поэт выступает с гуманистическими идеями:

Будь благонамерен, будь добродетелен,

Пусть слова добрые проникнут в самую душу.

Пустишься в путь, знай, сгодится всё,

А помрёшь, то знай, и конец пути [3, стр. 76].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В своих проповедях Махтумкули поднимает конкретные вопросы и предлагает их конкретные решения. С этой точки зрения стихи поэта имеют очень большое значение с точки зрения социально-нравственной жизни. Несмотря на то, что его стихи преисполнены аллегориями, в своих художественных творениях он поднимает важные вопросы бытия и открывает путь художественной литературе для разрешения социальных вопросов.

Интеллектуальная составляющая туркменского народа отображена в творчестве мыслителя. Написав множество стихотворений, посвящённых ценности образования, поэт пытался в известной мере повлиять на динамику интеллектуальной составляющей народа посредством языка художественной литературы. Можно проследить, что моральные и научные мотивационные качества мусульманской философии были продолжены в его мыслях, приобретая опыт ясного знания и божественного тайного знания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмус В. Платон. Издательство «Мысль». -Москва. 1975;

2. Magtymguly. §ygyrlar. Ûç tomluk. I tom. - Açgabat: 'Turkmenistan", 1992;

3. Magtymguly. §ygyrlar. U? tomluk. II tom. - A§gabat: "Turkmenistan", 1994;

4. Magtymguly. Saylanan go§gular. - A§gabat: "Turkmenistan", 2012;

5. Seyit Ymadutdin Nesimi. Saylanan eserler. II j. - A§gabat: Turkmenistan, RNQB, 1993;

6. Радионова Л.А. Семенюк Е.С. Философия (История философии). -Харьков. ХНАГХ, 2011

Atdaeva M.A.

Academy of Sciences of Turkmenistan (Ashgabat, Turkmenistan)

SOCIO-MORAL VIEWS IN CLASSICAL POETRY OF TURKMENISTAN

Abstract: interpersonal interaction is established by fulfilling ethical requirements. This idea is the forerunner of Oriental poetry. The requirements themselves operate with age-old philosophical categories - positive thinking, a kind word and virtue. The topic of ethics, which has been repeatedly worked out in the literature of the East, occupies a decisive place in the works of Seyid Nasimi, Dovletmammad Azadi, Makhtumkuli Fragi, etc. The works of poets who have reached the peak of mental evolution are distinguished by a high level of artistic expression and a strong theoretical foundation. According to thinkers, morality originates on the basis of knowledge and thinking. By pursuing the idea of the determinacy of spiritual evolution through a thought process, they are thereby trying to build an ethical system that should be brought to the rank of a guide for action.

Keywords: Makhtumkuli, man, poetry, literature, morality, perfection, Gnostic, spirit, soul, testament, artistry, theory, thought, education, philosophy, concept, intellect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.