Научная статья на тему 'Социально-моделирующая игра: возможность формирования социального капитала человека'

Социально-моделирующая игра: возможность формирования социального капитала человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
763
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-МОДЕЛИРУЮЩАЯ ИГРА / SOCIAL CAPITAL / SOCIAL RELATIONS / SOCIAL JOINTS / SOCIAL MODELING GAME

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шибалов Евгений Юрьевич

В статье освещены особенности формирования и функционирования социального капитала в российском обществе на современном этапе, приведен анализ подходов к пониманию сущности социального капитала человека в зарубежных и отечественных исследованиях, представлены идеи использования социально-моделирующей игры как средства формирования социального капитала человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social modeling game: potential of human social capital formation

Social capital formation and functioning peculiarities in Russian society on the modern stage are enlightened, approaches to understanding human social capital in foreign and Russian investigations essence analysis is held, socialmodeling game as human social capital formation means usage ideas are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Социально-моделирующая игра: возможность формирования социального капитала человека»

УДК 37

Шибалов Евгений Юрьевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

evgenshib@rambler.ru

СОЦИАЛЬНО-МОДЕЛИРУЮЩАЯ ИГРА: ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА ЧЕЛОВЕКА

В статье освещены особенности формирования и функционирования социального капитала в российском обществе на современном этапе, приведен анализ подходов к пониманию сущности социального капитала человека в зарубежных и отечественных исследованиях, представлены идеи использования социально-моделиру-ющей игры как средства формирования социального капитала человека.

Ключевые слова: социальный капитал, социальные связи, социальные взаимоотношения, социально-модели-рующая игра.

Исследования современных социологов позволяют зафиксировать ряд нега. тивных тенденций развития современного российского общества. С одной стороны в молодежной среде складывается такая ситуация, когда уровень развития социального капитала, системы социальных сетей, норм и отношений социального доверия и социальной взаимопомощи слишком низок. Социальная сплоченность российской молодежи не достигает состояния эффективного социального капитала, так как она дифференцирована по социально-статусным, региональным различиям и не представляет мобилизованную социальную группу, а наоборот представляет индивидуальную конкуренцию между собой в сфере распределения экономических и социальных благ [3].

С другой стороны наблюдается гражданская «пассивность», причинами которой выступают: неверие населения в эффективность общественных организаций как способа коллективного отстаивания интересов, низкий уровень коммуникационного обмена между институтами гражданского общества и населения, а также «усталость» населения от политики (нежелание связываться с политикой вообще и неверие в возможность каким-либо образом повлиять на неё). Кроме того, выражение индивидуальной социальной активности, в том числе использование ресурсов неформальных социальных сетей, оценивается населением как более надежный способ защиты своих интересов, нежели активность в составе общественных ассоциаций [4]. Д.В. Кротов в своих исследования так же подчеркивает, что сегодня молодые россияне фактически вынуждены решать жизненные проблемы самостоятельно, либо надеясь на помощь се-

мьи и знакомых. Вывод П.М. Козыревой о влиянии взаимного недоверия на усиление разобщенности людей, их инертность, отстраненность в общественной и политической жизни, препятствие развитию интеграционных и демократических процессов в обществе, подтверждает необходимость развития таких социальных практик, которые смогут противостоять этим негативным процессам. В этой связи необходимым видится разработка новых методик и социальных технологий по модернизации российского общества «изнутри», основанных на привлечении ресурса социального капитала [2].

В последнее время социальный капитал - наиболее популярное понятие теоретической социологии, оно достаточно часто упоминается в повседневных социологических дискуссиях. Для большинства социологов термин социальный капитал не является по своей сути абсолютно новым. Как отмечает А. Портес, несмотря на то, что впервые термин «социальный капитал» был использован в 1916 году Л. Дж. Ханифан при описании школьных центров сельских общин, первый теоретически разработанный систематический социологический анализ социального капитала был проведен французским социологом П. Бурдье (80-е гг. XX века). Концепция рассматривалась автором в контексте классового анализа как один из инструментов описания процесса социального структурирования современного общества. С точки зрения П. Бурдье социальный капитал - это агрегация действительных или потенциальных ресурсов, связанных с включением в прочные сетевые или более-менее институциализированные отношения взаимных обязательств или признаний.

Его видение инструментально и сосредоточено на пользе, которую индивиды накапливают,

© Шибалов Е.Ю., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

53

постоянно участвуя в группах с целью создания некоторого ресурса. По словам автора, социальная сеть не дана изначально и должна быть сконструирована через институциализацию групповых взаимодействий, которые используются как надежный источник других ресурсов. Из определения П. Бурдье становится понятным, что, во-первых, социальные взаимоотношения сами по себе открывают индивидам доступ к ресурсам ассоциации или группы; во-вторых, качество социального капитала определяется качеством этих ресурсов; в-третьих, наращивание социального капитала понижает значимость капитала экономического.

Г. Беккер наряду с социальным капиталом выделяет еще физический и человеческий капиталы. Физический капитал наиболее осязаем, он воплощен в материальных формах (инструменты, машины, производящее оборудование); человеческий капитал выражается в навыках, умениях и знаниях, присущих индивиду; наименее осязаемым является социальный капитал, воплощенный в отношениях между людьми. Г Беккер подчеркивал, что социальный и человеческий капиталы способны влиять друг на друга. Так, знания, технические навыки человека и его зарплата зависят от физического и социального капиталов. Но вложения в человеческий капитал позволяют скорректировать влияние других форм капитала. Например, более образованный и более молодой работник может получать зарплату наравне с работником более опытным и обладающим большими социальными связями; ресурс, который акторы получают через особые социальные структуры и затем используют в своих целях; это продуцируется изменениями в отношениях между авторами.

Американский социолог Дж. Коулмен характеризует социальный капитал как различные сущности, которые похожи в двух аспектах: они все состоят из нескольких элементов социальной структуры, и их содействие определенным действиям акторов - как индивидуальных, так и корпоративных осуществляется в пределах структуры. Это расплывчатое определение открывает путь для различных и даже противоречивых толкований социального капитала. Дж. Коулмен продуцирует новые термины для описания механизмов производства социального капитала (таких, как взаимное ожидание и групповое усиление норм); видов владения социальным капиталом

(таких, как привилегированный доступ к информации) и социальных организаций, обеспечивающих источник и эффект материализации социального капитала. Значение работы Дж. Коулмена заключается еще и в том, что он, в отличие от других авторов, явно выделяет информационный ресурс. Информационный потенциал, по мнению автора, - важнейшее проявление социального капитала, который активизируется через социальные отношения в форме особого ресурса [4].

Применение концепции социального капитала в исследовании отечественными авторами малых сообществ нашло свое отражение в ряде работ, имеющих в основном прикладное значение. Существенный вклад в изучение социального капитала внесли отечественные специалисты Ю. Быченко, М.Б. Васильев, П. Великий, М. Доб-рякова, И. Монина, И.В. Новиков, В. Радаев, П. Романов, И.Е. Штейнберг.

В диссертационном исследовании М.Б. Васильева под социальным капиталом понимается совокупность разного рода ресурсов, заключающихся во владении и обладании устойчивой сетью отношений взаимного знакомства и признания [1]. Данные отношения, по мнению автора, воплощены в практике обменов ресурсами, которая является инструментом поддержания сетей в их эффективном, налаженном состоянии. Объем социального капитала, которым располагает индивид, обусловлен размером сети связей, которые он может мобилизовать. Составляющими элементами социального капитала человека являются неформальные связи и отношения. Для воспроизводства социального капитала необходима непрерывная деятельность по установлению социальных связей, а для этого, в свою очередь, необходимо посредничество, своеобразное социальное брокерство. Именно развитые практики социального посредничества в ходе работы создают многообразное, динамично развивающееся поле отношений, образующих мультиком-понентное пространство социального капитала, позволяющее формировать социальный капитал человека.

Возвращаясь к вопросу о необходимости развития социальных практик и технологий, которые смогут противостоять вышеупомянутым негативным процессам, необходимо сказать о такой социальной технологии как социально-моделиру-ющая игра. На наш взгляд социально-моделиру-ющая игра могла бы выступать для современной

54

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

учащейся молодежи в роли социального брокера формирования социального капитала. Правда, формируемый социальный капитал в какой-то степени будет иметь отсроченный характер, но об этом чуть позже.

Несколько слов о технологии. Под социально-моделирующими играми мы понимаем игры, в которых воспроизводится (моделируется) поли-субъектное социальное взаимодействие в пространстве экономических, общественно-политических, правовых, моральных отношений. Сущность данного вида игр заключается в масштабном комплексном моделировании (создание модели) социальных институтов и имитации ее участниками всевозможных вариантов социальных отношений между субъектами и их предметнопрактических действий, что в свою очередь создает для ее участников ощущение свободы, социального творчества, предполагает наличие большого количества «ниш для самореализации». Игрокам предлагается определенный разработчиком игры игровой образ (игровое имя, возраст, профессия, основные события жизни и т.д.), игровые задачи (собственные интересы в игровых конфликтах), игровые средства, с помощью которых можно решить задачи. Каждый игрок изначально является участником одного или нескольких конфликтов, имеет определенные ролевым предписанием задачи и игровые средства. Благодаря этому создается поле интенсивного взаимодействия, где игроки друг для друга выступают актуальными побудителями активности. За счет этого в ходе социально-моделирующей игры происходят процессы стимулирования активности участника, мобилизации его возможностей в конкурентном взаимодействии, выявления и оптимизации индивидуальных способов решения задач взаимодействия, актуализирует действия по привлечению, активизации и использовании ресурсов в игровом взаимодействии. В разработке сущности социально-моделирующей игры мы, в том числе, использовали положения теории социального пространства П. Бурдье. В основу со-циально-моделирующей игры закладываются социальные, политические, социокультурные, экономические и другие характеристики ситуации развития того или иного общества, социального пространства.

Исходя из идеи П. Бурдье о том, что социальные взаимоотношения сами по себе открывают индивидам доступ к ресурсам ассоциации или

группы в процессе социального моделирования на наш взгляд должно происходить отображение социальных отношений, обладающих одновременно рядом аспектов:

- функционально-ролевой (на уровне игровых ролей, статусов и предписаний, определенных разработкой игры);

- прагматически-деловой (ориентация на решение деловой задачи, с учетом особенностей других участников взаимодействия);

- социально-комуникативный (общение, нормированное игровым контекстом, сюжетом, фабулой игры).

С одной стороны, участники игры, ориентированные на получения ресурсов и достижение индивидуального успеха, вступая в игровое взаимодействие друг с другом начинают накапливать «игровой социальный капитал». Названные параметры обеспечиваются разработкой игры и принятием субъектами условия игровой ситуация, в тоже время возможности получения ресурсов представляют собой свойства личности участников игры (наличный опыт решения задач межличностного взаимодействия). Длительное участие в игре позволяет увидеть наличие тех или иных множественных ресурсов у других субъектов взаимодействия и формирует у ее участника представление о возможности использования чужих ресурсов уже не в игре, а в жизни.

С другой стороны, социально-моделирую-щая игра обладает интегративными и коммуникативными возможностями, порождая чувство общности, дружбы, товарищества, сотрудничества и принадлежности к коллективу, что позволяет индивиду включиться в социальную сеть отношений. Социально-моделирующая игра как коллективная деятельность способствуют образованию межличностных отношений на микро-и макроуровнях, обеспечивающих эффективность процесса целедостижения. Ролевое игровое взаимодействие, во всем своем многообразии, основанное на доверии, взаимном ожидании и ответственности, продуцирует качественные общественные связи, которые способствуют накоплению социального капитала. Игровые социальные связи и отношения доверия, формируемые в игровых группах или между отдельными игроками, образует «стартовую» базу социального капитала. Послеигровая деятельность предполагает групповой и индивидуальный анализ и рефлексию ситуаций игрового вза-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

55

имодействия, что в свою очередь вновь позволяет увидеть возможный перечень ресурсов в социальном окружении.

Следующая идея П. Бурдье - качество социального капитала, зависит от качества ресурсов, находящихся в том или ином сообществе, нашла отражение в формировании посредством соци-ально-моделирующей игры «отсроченного» социального капитала. Эта идея связана с возможностью организации социально-моделирующих игр на различных уровнях, профилях и стадиях получения высшего или среднего образования. Социально-моделирующая игра может быть организована на уровне одного факультета определенного учебного заведения, на межфакультетс-ком уровне одного учебного заведения, и самый масштабный вариант - межвузовская социаль-но-моделирующая игра. В тоже время возраст участников может варьироваться от студентов 1 курса до 5-го. Все это позволяет расширить возможности участников в формировании собственного социального капитала. Вступая в игровое социальное взаимодействие, студенты учебного заведения, проживая ситуации совместного успеха или поражения, сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки в процессе игры, укреп-

ляют собственные эмоциональные связи, способствуют более близкому знакомству друг с другом и проецируют сформированные отношения на реальную жизнь. Кроме того, посредством сформированных связей участник социально-моделирующей игры не только занимает определенное место в данном сообществе, но и получает опыт социального взаимодействия с различными субъектами общества.

Библиографический список

1. Васильев М.Б. Динамика социального капитала в повседневных хозяйственных практиках сельского населения: Автореф. дис. ... канд. социолог. наук. - Саратов, 2008.

2. Козырева П.М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002.

3. КротовД.В. Социальный капитал российской молодежи: Автореф. дис. ... д-ра социолог, наук. - Ростов-на-Дону, 2009.

4. Сажина В.А. Социальный капитал малых сообществ: Автореф. дис. . канд. социолог. наук. - М., 2011.

УДК 802

Румянцева Ольга Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ipp@ksu.edu.ru

БЕСЕДА, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ, ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

В данной статье рассматривается такая форма проявления межкультурной коммуникации, как беседа. Дана ее условная классификация. Также рассмотрены потенциалы, которыми обладает беседа относительно формирования навыков межкультурной коммуникации, при обучении иностранному языку.

Ключевые слова: беседа, информативная беседа, групповая беседа, межкультурная коммуникация, диалог, монолог, коммуниканты.

Одной из основных форм проявления межкультурной коммуникации на занятиях иностранного языка в условиях вуза, является информативная беседа из жизни учащихся, следовательно, данная форма является важнейшим компонентом обучения устной речи в методическом плане.

Информативные беседы о событиях из жизни учащихся в вышеизложенном понимании могут

быть классифицированы по различным критериям. Так, по степени и характеру подготовки они могут подразделяться на подготовленные (как в содержательном, так и в языковом плане, или только в каком-либо одном, чаще всего содержательном) и неподготовленные (экспромтные). Это деление несколько условно - ведь любая групповая беседа возможна постольку, поскольку учащиеся уже овладели необходимыми для ее веде-

56

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Румянцева О.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.