Научная статья на тему 'Социально-личностные компетенции и профессиональная мобильность как целевая ориентация образования'

Социально-личностные компетенции и профессиональная мобильность как целевая ориентация образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2152
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИНАМИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович, Кормильцева Мария Владимировна

Социально-личностные компетенции и профессиональная мобильность как целевая ориентация образования 72 В статье рассматриваются компетенции (в частности, социально-личностные), формирование которых предусмотрено стандартами третьего поколения высшего профессионального образования, как основа, предпосылка профессиональной мобильности специалиста. Приводятся авторские определения рассматриваемых феноменов, их структура. Вводится понятие «социально-профессиональной динамичности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович, Кормильцева Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-личностные компетенции и профессиональная мобильность как целевая ориентация образования»

10. Ситник, А. П. Образование взрослых в России как их социальная защита: учеб. пособ. [Текст] / А. П. Ситник, И. В. Крупина, В. К. Крупин. - М.: АПКиП-ПРО, 2008. - 60 с.

11. Сборник нормативных документов и учебных программ по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров [Текст] - Оренбург.: Изд-во ОГПУ, 2007.-214 с.

УДК 159.9:377

Зеер Эвальд Фридрихович

Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Института психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, kafedrappr@mail.ru, Екатеринбург

Кормилъцева Мария Владимировна

Аспирант, ассистент кафедры психологии профессионального развития Института психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, mashaperv@ramblerl.ru, Екатеринбург

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Zeer Evald Fridrihovich

The doctor of psychological sciences, the professor, corresponding member RAE, managing chair of psychology of professional development of the Russian State Vocation-Pedagogic University, kafedrappr@mail.ru, Ekaterinburg

Kormiltseva Maria Vladimirovna

The post-graduate student,the assistant of chair ofpsychology ofprofessional development of the Russian State Vocation-Pedagogic University, mashaperv@ramblerl.ru, Ekaterinburg

SOCIALLY-PERSONAL COMPETENCES AND PROFESSIONAL MOBILITY AS TARGET ORIENTATION OF FORMATION

Современная ситуация на рынке труда требует реализации связи между подготовкой в образовательном учреждении и успешностью его выпускника в профессии, на рабочем месте. Это привело к необходимости реализации компетентностного подхода в системе профессионального образования и введения таких терминов как «компетентность» и «компетенция».

Н. Попкова в исследовании вопросов гуманизации профессиональной подготовки в инженерно-техническом вузе утверждает, что «постоянные технологические инновации формируют новый тип работника, главное

качество которого - мобильность, способность менять профессию, место и род деятельности, умения принимать самостоятельные и нестандартные решения. Результатом новой мобильности стала вера людей в себя и свое будущее, в свои силы и возможности, воплотившиеся в высокие жизненные запросы, а также способность быстро осваивать новые рабочие места, новую социальную и даже национальную среду» [2]. Н. Попкова определила основные цели гуманитарной подготовки в инженерно-тех-ническом вузе:

- Формирование способности к профессиональной мобильности (возможность гибкой адаптации к изменению содержания социальной и профессиональной деятельности, осознание необходимости непрерывного самообразования, умение с его помощью поддерживать свой профессио-нально-творческий и социальный потенциал в условиях научно-техничес-кого прогресса).

- Развитие творческих способностей и критического мышления.

- Формирование социальных качеств специалиста.

- Формирование общекультурных качеств специалиста.

- Формирование экологической этики.

Д. Пузанков, В. Федоров, В. Шадриков разработали модель специалиста для сферы техники и технологий в рамках двухступенчатой системы высшего профессионального образования. Разработанная модель описывает набор компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза, и менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что «обеспечивает более высокую мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда» [4]. Согласно данной модели, такие группы компетенций как социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные, общепрофессиональные выступают основой профессиональной мобильности выпускника. Сформированность этих групп компетенций позволит выпускнику гибко ориентироваться на рынке и труда и быть готовым к непрерывному образованию и самообразованию.

Н. Матушкин, И. Столбова, Т. Ульрих отмечают, что набор компетенций, которыми должен обладать выпускник, специалист - это «некая интегральная характеристика, определяющая его готовность к самостоятельной жизни и продуктивной профессиональной деятельности, что создает предпосылки для более высокой мобильности ... специалистов в условиях динамично меняющегося рынка труда» [3].

А. Ташкинов, В. Лалетин, И. Столбова утверждают, что общие компетенции (к которым относят личностные и социальные) служат основой формирования дополнительных качеств будущего специалиста: владение современными информационными технологиями, способность к саморазвитию, мобильность, конкурентоспособность на рынке труда и т. д. [6].

Л. В. Горюнова на основе анализа содержания компетенций / компетентностей выделяет те из них, которые обеспечивают профессиональную мобильность специалиста (педагога):

1. Ключевые компетентности (личностно-социальные): компетентность здоровьесбережения, компетентность гражданственности, компетентность социального взаимодействия, компетентность общения, информационнотехнологическая компетентность

2. Общепрофессиональные компетентности: проективная компетентность, организационная компетентность, компетентность педагогического взаимодействия, компетентность профессионального самосовершенствования и самообразования [2].

По мнению автора, именно сформированность ключевых (личностно-социальных) и общепрофессиональных компетентностей обеспечит профессиональную мобильность педагога как внутри профессии, так и на рынке труда [2].

Ряд исследователей выделяют социально-профессиональную мобильность как социально-личностную компетенцию, и определяют ее (мобильность) как готовность и способность к быстрой смене профессии (к переквалификации), выполняемых производственных заданий, рабочего места. Умение быстро адаптироваться к новым социально-экономическим и внут-риорганизационным условиям работы.

В ходе теоретического анализа было выявлено, что профессиональная мобильность рассматривается, как интегральное качество личности и характеризуется:

1. Готовностью к смене специальности, профессии.

2. Способностью к освоению инноваций, новой техники, технологий; организационных форм деятельности.

3. Умением переключаться с одного вида деятельности на другой.

Проведенный теоретический анализ позволяет определить профессиональную мобильность как интегративное, целостное качество субъекта деятельности, обеспечивающее способность и готовность гибко ориентироваться в динамичных профессиональных условиях (как внутренних, так и внешних), и выстроить следующую структуру данного феномена:

- Базовый компонент (индивидуально-типологические свойства, личностные качества, интеллектуальные свойства).

- Когнитивный компонент (осознание необходимости смены профессии, специальности и т. п., выбор путей реализации данного решения).

- Компетенции (данные конструкты формируются и развиваются в процессе обучения, выстроенного с позиций компетентностного подхода).

- Конативный компонент (профессиональная мобильность проявляется в быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочего места, специальности, профессии, отрасли).

В Федеральном государственном образовательном стандарте определены следующие группы компетенций: универсальные (общенаучные, инструментальные, социально-личностные, общекультурные) и профессиональные (по видам деятельности). Значительную роль в повышении профессиональной мобильности личности играют социально-личностные

компетенции. Это определяется их инвариантностью к области профессиональной деятельности и опосредованной связью с ней. В конечном счете, именно личностные качества, ценности определяют характер использования знаний, и, следовательно, вектор общественного развития. Кроме того, данный вид компетенций раскрывает способность личности к позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию и изменению, а также обеспечивают жизнедеятельность человека во многих контекстах социального взаимодействия и достижения согласия с другими.

Как уже было показано выше, социально-личностные компетенции относится к категории универсальных и наряду с общекультурными, общенаучными и инструментальными служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования как на второй (магистерской) ступени высшего профессионального образования, так и в сфере дополнительного и послевузовского образования.

Несмотря на то, что группа социально-личностных компетенций активно исследуется, до сих пор нет общепринятого понимания данного феномена. К тому же, в некоторых источниках, даже при рассмотрении структуры социально-личностных компетенций, не приводится их определение.

Л. В. Блинов, В. Л. Недорезова относят социально-личностные компетенции к аксиосфере; это ценности, отражающие собственное «Я» [1].

Ю. В. Шашакова рассматривает социально-личностные компетенции как сложное системное образование, которое формируется на основе оценки личностью тех ценностей социального окружения, которые регулируют ее поведение в социуме, процесс личностной саморегуляции и профессионального становления [7].

Е. М. Сартакова определяет данный феномен как совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с социальным окружением (другими людьми, группой и обществом в целом) на основе ее отношения к себе, другим, обществу с учетом особенностей социальной ситуации, социальных норм и окружающих условий [5].

А. Н. Белова, А. О. Шарапов определяют социально-личностные компетенции в совокупности с общекультурными как формирующие способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; толерантность, развитие эмоциональных, мотивационных, когнитивных и деятельностных компонентов личности; умение работать самостоятельно и в коллективе; способность критически переосмысливать накопленный опыт.

На основе теоретического анализа сущности и компонентного состава социально-личностных компетенций, в данной работе изучаемый феномен

будет пониматься как способность личности к позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию, способствующая самореализации личности, ее успешной жизнедеятельности в социальном взаимодействии. Социально-личностные компетенции включают в себя достаточно большое количество компонентов.

С целью упорядочения состава и выделения компонентной структуры социально-личностных компетенций был проведен экспертный опрос. К опросу привлекались представители управленческого звена, «рядовые» служащие, а также представители разных сфер профессиональной деятельности, т. к. социально-личностные компетенции носят универсальный характер. Всего принимали участие 103 респондента.

Согласно полученным результатам оценки респондентами компетенций по степени их важности для субъектов профессиональной деятельности, были выделены четыре группы, относящиеся социальноличностных:

1. Компетенции межличностного взаимодействия (проявлять терпимость к другим мнениям и позициям, владеть навыками межличностного общения, проявлять терпимость к этническим меньшинствам, умение быть хорошим организатором, стремиться к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях).

2. Правовые и нормативные компетенции (приверженность правовым нормам, приверженность профессиональным этическим нормам, знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, приверженность этическим нормам).

3. Поведенческо-регулятивные компетенции (быть способным и демонстрировать дисциплинированность, способность адаптироваться к социально-профессиональным изменениям, быть способным и демонстрировать ответственность, проявлять самостоятельность и осуществлять самоконтроль в профессиональной деятельности и обучении).

4. Личностные компетенции (проявлять уверенность в себе, способность к критике и самокритике, вести здоровый образ жизни, быть эмоционально устойчивым).

Взаимосвязь и взаимообусловленность социально-личностных компетенций и профессиональной мобильности следует из их определения и структурного состава, однако в психологии и педагогике они исследуются отдельно. Интеграция данных феноменов приводит к образованию принципиально нового конструкта - социально-профессиональной динамичности - сверхнормативной активности, направленной на инновационное (творческое) преобразование деятельности и самоактуализацию профессионально-личностного потенциала. Данный феномен характеризуется корреляционной связью между компонентами социально-личностных компетенций и профессиональной мобильности. Ниже приведен фрагмент таблицы корреляции между компонентами данных конструктов.

Проявлять уверенность в себе Приверженность профессиональным этическим нормам Проявлять териимость к другим мнениям и позициям Способность адаптироваться к социально-про-фессиональным изменениям

Мотивация достижения успеха 0,550** 0,579** 0,411* 0,385*

Планирование решения проблемы 0,285 0,415* 525** 385*

Положи- тельная переоценка ситуации 480* 0,163 664* 390*

Цели в жизни 0,111 0,473* 0,268 0,157

*р<0,01; **р<0,05

Данные результаты получены при проведении констатирующего эксперимента на студентах заочного отделения Российского государственного профессионально-педагогического университета (207 человек).

В заключение отметим, что, несмотря на большое количество ученых, отмечающих влияние компетенций на развитие, формирование профессиональной мобильности, на сегодняшний день имеется ряд противоречий:

Между признанием профессиональной мобильности результатом формирования и развития компетенций и отсутствием эмпирических подкреплений данных умозаключений.

Между признанием необходимости формирования и развития профессиональной мобильности личности (и отдельных ее компонентов, прежде всего, компетенций) и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы в современной психологической науке.

Между возрастающей потребностью в мобильных специалистах и невозможностью ее полноценного удовлетворения в условиях традиционных подходов к их профессиональной подготовке.

Резюмируя, можно утверждать, что постоянно изменяющиеся социально-экономические условия обусловливают необходимость подготовки специалистов, способных к перемещениям «по вертикали» и «горизонтали» в социально-профессиональном пространстве. Современный специалист должен уметь адаптироваться к новым социально-профессиональным технологиям, гибко взаимодействовать с разными информационно-коммуникационными системами и их субъектами. Чтобы быть успешным и востребованным в современном обществе человек должен обладать социально-личностными компетенциями и профессиональной мобильностью. Эти две интегральные

универсальные характеристики обеспечивают активность, подвижность (гибкость, пластичность) и готовность личности к любым изменениям в социально-профессиональной жизни. Овладение специалистом в процессе профессиональной подготовки социально-профессиональной динамичностью будет способствовать достижению конкурентоспособности на рынке труда, свободному владению своей профессией и ориентацией в смежных областях деятельности, эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, формированию готовности к постоянному профессиональному росту.

Библиографический список

1. Блинов, Л. В. Социально-профессиональная компетентность личности -продукт межкультурного взаимодействия [Текст] / Л. В. Блинов, В. Л. Недорезова// Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 1. - С. 52-56.

2. Горюнова, Л. Ю. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России [Текст]: дис. д-ра пед. наук / Л. Ю. Горюнова. -Ростов-на-Дону, 2006. -427 с.

3. Матушкин, Н. НИРС как составляющая системы формирования компетенций специалиста [Текст] / Н. Матушкин, И. Столбова, Т. Ульрих // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2007. - № 5. - С. 3-7.

4. Пузанков, Д. Двухступенчатая система подготовки специалистов / Д. Пузанков, И. Федоров, В. Шадриков [Текст] // Высшее образование в России. - 2004. -№2.-С. 3-1.

5. Сартакова, Е. М. Формирование социально-личностных компетенций студентов технических вузов [Текст]: автореф. дис. канд. док. пед. наук/Е. М. Сартакова. - Екатеринбург, 2008. — 18 с.

6. Ташкинов, А. Формирование общих и профессиональных компетенций при инновационных технологиях обучения [Текст] / А. Ташкинов, В. Лалетин, И. Столбова // Высшее образование в России. - 2007. - № 1. - С. 128-133.

7. Шашкова, Ю. В. Психолого-педагогические проблемы развития социальноличностной компетенции у студентов экономического вуза [Текст] / Ю. В. Шашкова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 5. - С. 30-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.