Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ КАК ОСНОВНЫЕ КАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ'

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ КАК ОСНОВНЫЕ КАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
163
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ / БИБЛИОТЕКА / ПАРКИ / КЛУБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА И ОТДЫХА / SOCIAL AND CULTURAL INSTITUTE / LIBRARY / PARK / CLUB / MASS MEDIA / INFORMATION REQUESTS / LEISURE AND RECREATION ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панькина Е.В., Казакова С.П.

В работе рассмотрены некоторые социально-культурные институты: библиотеки, парки культуры и отдыха, которые помогают решать многие проблемы большому количеству людей. Представлены виды социально - культурных институтов. Рассмотрены функции средств массовой информации как социально - культурного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Панькина Е.В., Казакова С.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO - CULTURAL INSTITUTIONS AS THE MAIN CHANNELS OF INFORMATION DISSEMINATION

The paper deals with some socio-cultural institutions: libraries, parks of culture and recreation, which helps to solve many issues for a large number of people. Types of such social and cultural institutions are presented. The functions of mass media as a social and cultural institution are considered.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ КАК ОСНОВНЫЕ КАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ»

УДК-02

Панькина Е.В. студент 3 курса Институт социальных отношений Казакова С.П., кфилос.н.

доцент

кафедра «Социальной работы и социальных технологий» Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского

Россия, г. Калуга

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ КАК ОСНОВНЫЕ КАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация: В работе рассмотрены некоторые социально-культурные институты: библиотеки, парки культуры и отдыха, которые помогают

решать многие проблемы большому количеству людей. Представлены виды социально - культурных институтов. Рассмотрены функции средств массовой информации как социально - культурного института.

Ключевые слова: социально - культурный институт, библиотека, парки, клубные учреждения, средства массовой информации, информационные запросы, организация досуга и отдыха.

Pankina E. V., 3-year student Institute of Social Relations Tsiolkovsky Kaluga State University

Kaluga, Russia Kazakova S.P.

PhD (philos.), associate professor of Social Work and Social Technologies

Department Tsiolkovsky Kaluga State University

Kaluga, Russia

SOCIO - CULTURAL INSTITUTIONS AS THE MAIN CHANNELS OF INFORMATION DISSEMINATION

Abstract: The paper deals with some socio-cultural institutions: libraries, parks of culture and recreation, which helps to solve many issues for a large number ofpeople. Types ofsuch social and cultural institutions are presented. The functions of mass media as a social and cultural institution are considered.

Keywords: social and cultural institute, library, park, club, mass media, information requests, leisure and recreation organization.

Социально-культурный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. 1

1 Волков Ю.Г. Социология: Учебник. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука Спектр, 2008.

Социально-культурные институты содействуют вовлечению населения в разработку и реализацию различных проектов, способствуют созданию многочисленных клубов, участию в работе творческих объединений и движений. Данная деятельность населения может быть организована как на местном уровне, так и на общегосударственном и даже мировом.

Существует различная классификация видов социально - культурных институтов. По своей направленности можно выделить следующие: институты духовного производства; образовательно-воспитательные учреждения; научно-просветительные учреждения; культурно-досуговые учреждения; средства распространения культуры; ведомственные культурно-просветительные учреждения; санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения; туристско-экскурсионные учреждения; учреждения развлекательно-коммерческого досуга. К социально - культурным институтам так же относится организация массового отдыха и развлечений. 1 Сюда можно отнести: театры (например, театры оперы и балета, юного зрителя, кукол музыкальной комедии и т.п.); филармонии, концертные залы, концертные объединения; цирки (в том числе творческие коллективы «Цирк на льду», «Цирк на воде»)

Социально - культурные институты выполняют свою основную функцию: удовлетворение важнейших потребностей общества, то без чего оно не может существовать. Общества не будет, если оно не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, получать средства для проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Социализация людей (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей) - важнейшая часть общества, созданием, поддержанием и укреплением которой занимается социально - культурный институт, исполняя свои основные функции.

Каждый институт может выполнять несколько различный функций. Например, функцию воспитания детей выполняют такие институты, как семья, школа, государство. Функции, которые выполнял один институт, со временем изменяются и могут передаваться другим институтам или распределяться между несколькими. Например, функцию воспитания вместе с семьей осуществляла раньше церковь, а сейчас школы, государство и другие социально-культурные институты.

Существуют социальные институты, в деятельности которых представлены все основные функции социально - культурной деятельности. К ним относятся:

Библиотека - учреждение культуры, организующее сбор, хранение и

1 Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3 - е изд., доп. - М.: Гардарики, 2000.

удовлетворение информационных запросов населения. 1

Классификация современных библиотек проводят по различным критериям:

- массовые библиотеки - учреждения, с книжным фондом различного содержания, который рассчитан на читателя любого возраста и профессии (городские, районные, областные);

- научные библиотеки (универсальные, отраслевые и научно-технические) - собирающие печатные издания соответственно направлению (Калужская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского и т.д.).

- специализированные библиотеки для инвалидов (Библиотека для слепых им. Н.Островского в Калуге и.т.д).

Новым явлением в развитии библиотечного дела в России, позволившим еще больше и на современном уровне раскрыть его потенциал, стало открытие виртуальных библиотек в сети Интернет. На специализированных сайтах (www.lib.ru и др.) пользователи Сети могут найти практически любое издание, в том числе и очень редкое, и, сохранив файл на свое электронное устройство, прочитать, тщательно изучить его.

Библиотечным обслуживанием в муниципальном районе «Барятинский район» занимается муниципальное казённое учреждение «Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система» МР «Барятинский район». Сегодня районная библиотека - крупнейшая библиотека, а также административное и методическое учреждение. Библиотека имеет книжный фонд 36 093 экземпляров, ежегодно обслуживает 982 читателя. Она стала одним из центров проведения массовых мероприятий с населением, краеведческой работы.

Библиотека района работает с разными категориями читателей, это пенсионеры, молодежь, учащиеся, дети дошкольного возраста, работающее население. Индивидуальная работа ведется с учетом личностных особенностей каждого читателя. Конкретно с каждым читателем проводится беседа: при записи в библиотеку, рекомендательные беседы при подборе литературы, беседы о прочитанных книгах. Проводятся индивидуальные обзоры литературы с предоставленных книжных выставок. Задача библиотек, дать читателю именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям.

Особенный индивидуальный подход требуется при работе с пожилыми читателями и инвалидами. Для них важно общение с библиотекарем, внимание и уважение, сочувствие и понимание их проблем. Работа с пенсионерами, ветеранами войны и тыла одно из приоритетных направлений работы библиотек. Для них организуются встречи с представителями администрации, организаций района, юристами.

В целях обеспечения свободного доступа к социально - значимой

1 Домаренко Е.В. Культурно - досуговая деятельность библиотеки: Научно - практическое пособие. - М.: «Либерея - Бибинформ», 2006. Выпуск № 44

информации муниципального, регионального и федерального уровня в Центральной районной библиотеке был открыт Центр правовой информации.

Каждый месяц проводятся дни правовой информации, встречи, устные журналы, круглые столы: «Пенсионное обеспечение», «Ты гражданином быть обязан», «Защита трудовых прав граждан», «Сегодня ученик - завтра избиратель», еженедельный обзор документов из правовой системы Консультант-Плюс. Обслуживание пенсионеров также ведется на дому.

Парки - социально-культурные институты, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения.

Существуют несколько видов парков массовые и детские, историко -мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки, аква- и гидропарки, парки-выставки, зоны отдыха.

В Барятино имеется 3 парка, в которых, в соответствии с их назначением, проводятся различные мероприятия. Основными функциями данных видов социально-культурных институтов в нашем районе являются: физкультурно-оздоровительная деятельность, патриотическое воспитание молодежи, организация массового отдыха.

Клубные учреждения - социальный институт, главная задача которого заключается в развитии творческого потенциала населения, формировании культурных запросов и потребностей, организация досуга и отдыха, создание условий для духовного и нравственного развития.

Понятие «клуб» необходимо рассматривать с двух позиций:

- как клубное учреждение, подведомственное Министерству культуры, профсоюзам, другим ведомствам или организациям, являющееся инструментом государственной политики и живущее по установленным государством правовым нормам. Структурными единицами клуба, как учреждения являются учебно-творческие студии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и различного творчества;

- как некоторый социальный институт, «добровольное объединение людей в целях общения, связанное различными интересами». Диапазон этих интересов достаточно обширен - от совместных развлечений до коллективного решения серьезных социально-политических проблем 1.

В современном обществе наиболее распространено именно второе определение клубов, ввиду их разнообразия и доступности различным слоям населения. Клуб в данном случае - это особый способ общения, взаимоотношение людей, даже больше - определенный образ их жизни.

Охват влиянием клубов разных групп населения весьма разнообразен. Наиболее активны в этом плане сельские старшеклассники и относительно

1 Санкин Л.А. Социально-культурная деятельность. Теория и методика организации деятельности общественных объединений (учебное пособие), СПб ГУП, 2006 - 336с.- (Библиотека гуманитарного университета: выпуск 29).

молодые горожане с образованием ниже среднего. В последнее время, отмечается распространение создания клубов для людей пенсионного и пред пенсионного возраста. Подобные клубы набирают все большую популярность. Люди старше 30 лет, особенно имеющие высшее образование и стабильную работу, состоят в клубах намного реже.

Хочется отметить, что ведущее место в функционировании клубного учреждения занимает комплекс задач, связанный с проблемами культурной самореализации, проявления социальной активности и инициативы личности; культурная самодеятельность и рекреация.

В Барятинском районе на данный момент действуют несколько клубов:

- клуб «Радуга»,

- клуб «Молодая семья»,

- клуб «Забота»,

- клуб «Юность».

В современном обществе наблюдается тенденция увеличения исполнения функций социально - культурного института средствами массовой информации (газета, журнал, радио, телевидение, сеть интернет), главной задачей, которых является планирование и транслирование информационных потоков. Именно из этих источников сегодня население получает необходимую информацию. Печатные издания газет и журналов, все больше «уходят» в сеть интернет. Усовершенствование технологий передачи данных позволяют каждому получить всю интересующую его информацию здесь и сейчас, с экрана персонального устройства, будь то новостная рассылка, концерт любимой группы или редкое печатное издание. Социально-культурный институт в данном случае выполняет свои функции посредством создания и распространения среди населения различных групп в социальных сетях. Само понятие «социальная сеть» уже может считаться частью социально-культурного института. В Барятинском районе, функции современного социального института реализуются посредством созданных в социальных сетях групп: «Культуризм», «Культура Барятинского района», «Барятино».

На основании вышесказанного, можно смело утверждать, что каждый из социально-культурных институтов выполняет преимущественно свою, наиболее характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех социально-культурных потребностей населения, ради которых он сформирован и существует. В современном, быстроменяющемся обществе, социально-культурный институт остается одним из самых важных аспектов жизни этого самого общества. Наряду с достаточно недавно появившимися, высокотехнологичными, электронными социально -культурными институтами, актуальными остаются и консервативные, классические социальные институты, что сохраняет уверенность в их сохранении и дальнейшем развитии.

Использованные источники: 1. Аванесова Г.А. Культурно - досуговая деятельность: теория и практика

организации: Учебное пособие / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект - Пресс, 2006.

2. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.

3. Волков Ю.Г. Социология: Учебник. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука Спектр, 2008.

4. Домаренко Е.В. Культурно - досуговая деятельность библиотеки: Научно - практическое пособие. - М.: «Либерея - Бибинформ», 2006. Выпуск № 44

5. Жарков А. Технология культурно-досуговой деятельности библиотек: научно - практическое пособие. - М.: «Либерея - Бибинформ», 2008. Выпуск № 82

6. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1995.

7. Санкин Л.А. Социально-культурная деятельность. Теория и методика организации деятельности общественных объединений (учебное пособие), СПб ГУП, 2006 - 336с.- (Библиотека гуманитарного университета: выпуск 29).

8. Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3 - е изд., доп. - М.: Гардарики, 2000.

УДК 796: 371.236

Папуша Е.Н. аспирант

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова Россия, г. Ульяновск МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ Аннотация: Детские оздоровительные лагеря предоставляют широкие возможности для воспитания и социализации школьников. Эффективность процессов воспитания и социализации может быть увеличена за счёт формирования адаптивных воспитательных систем. В статье рассматривается процесс формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей, описываются подходы, методы и принципы формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, адаптивные воспитательные системы, педагогический мониторинг, воспитательное пространство

Papusha Е. postgraduate student

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Ulyanovs, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.