Социально-культурные характеристики городской среды.
Мурылев В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Аннотация: в статье рассматривается город как социально-территориальная общность, социокультурная ситуация которой имеет свои отличительные особенности. Они во многом определены всей городской средой, окружающим человека социальным миром, включающим в себя материальные и духовные условия становления, существования, развития и деятельности людей, которые вовлечены в общественные процессы.
Ключевые слова: город, социокультурная среда, территориальная общность, социальные процессы.
Город представляет собой социально-пространственную форму существования общества, вещественно и социально организованную среду жизни, определенную социальную общность. Под социальной общностью понимают совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие группы взаимодействия, принадлежность к определенной территории, а также к тем или иным социальным организациям и институтам.
В качестве социальной общности могут быть различные по численности группы людей. Одни характеризуются наличием непосредственных личных взаимодействий, контактов, которые образуются только среди небольшого числа партнеров. Под вторыми имеются в виду многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, связи между которыми не могут ограничиваться непосредственными контактами, и особое значение приобретает опосредованное солидарное взаимодействие. К ним относятся классовые, национальные, территориальные и другие общность.
Таким образом, город относится к социально-территориальной общности, социокультурная ситуация которой имеет свои отличительные особенности. Они во многом определены всей городской средой, окружающим человека социальным миром, включающим в себя материальные и духовные условия становления, существования, развития и деятельности людей, которые вовлечены в общественные процессы. Сегодня все более острой становится проблема выживания и воспроизводства человека в городской среде, здорового физически, психически и нравственно.
Городская среда - это качественное состояние ее естественно-природных и «рукотворных» составляющих, уровень развитости информационного обмена, характер господствующей символики. Наконец, городская среда - это и другие люди, способы их взаимодействия (сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление и пр.), отношение человека к ближайшему социальному окружению, которые являются важнейшими факторами выживания и воспроизводства людей вместе со здоровой средой. Характеризуя городскую среду, влияющую на социокультурную ситуацию, выделяют в ней производственные процессы, физическую и экологическую характеристику, информационное воздействие и особенности социальной структуры.
Динамика современного производства, связанная с научно-техническим прогрессом, приводит к интеллектуализации труда и развитию личности, но в то же время для многих создает и проблемы. Автоматизация, усиление энергоемкостей, дифференциация труда, развитие новых отраслей и производственных систем, компьютеризация требуют от людей высокой квалификации, повышенного внимания, готовности вмешиваться в производство, больших затрат энергии психического напряжения, неблагоприятного для самочувствия человека. От работников требуется не только специальная подготовка, но и высокий уровень культурного развития, навыки общения с другими людьми и техникой.
Расширение производственных процессов, связанных с нестандартными решениями, делает необходимым качественное совершенствование рабочей силы, повышение квалификации. Длительное обучение отодвигает социальную зрелость молодежи, но и полученные знания быстро устаревают и требуют создания специальных курсов переподготовки. Для многих возникает проблема самоопределения в связи с усложнением содержания труда. Увеличение доли квалифицированного творческого труда ведет к изменениям культурных стереотипов. Но, к
сожалению, сегодня преобладает формальное отношение к приобретению знаний, недооценка престижа образования и общекультурной подготовки, ориентации на интересную работу и слабая мотивация совершенствования знаний.
К физической характеристике относятся городское пространство, предметный мир, плотность населения, внутригородские связи, имеющие важные психологические, социальные и культурные последствия. Они приводят к позитивным социальным изменениям - комфорту и благоустроенности, но имеют множество негативных последствий для человека. Высотные дома, однообразие застроек, большие пространства вызывают ощущение затерянности и дискомфорта; размещение жилых кварталов на периферии и сосредоточенность учреждений культуры и искусства в центре приводят к трудностям с приобщением к культурным ценностям; увеличение плотности населения с усложнением межличностных отношений и пребыванием человека в толпе вызывают беспокойство, раздражительность; вынужденные контакты с соседями, в городском транспорте и в других местах формируют потребность в уединении.
Разрушение соседских связей и контактов влечет за собой преобладание анонимного общения, а функционально-ролевая структура деятельности сводит к минимуму существующие личные связи и отношения. Ухудшают городскую среду также различные оборудования, транспорт, бытовые приборы, создающие шум; радио и телеаппаратура, которыми человек создает звуковой фон. Организм на все реагирует, хотя сознание может и не фиксировать ситуацию как проблему.
Экологическая среда создает еще одну нагрузку на организм и влияет на социокультурную ситуацию. Загрязнение воздуха, воды и всей окружающей среды связано с транспортом и развитием производства. Человек как биологическое существо испытывает потребность в движении и общении с природой. Но в условиях городской среды, где преобладают искусственные компоненты, у него ограничены отношения с природой, нет необходимости простора для биологического функционирования организма. В связи с этим возникают определенные проблемы с физическими состоянием, негативные последствия для здоровья в результате ярко выраженной гиподинамии и возрастающих стрессовых нагрузок. Несоответствие между потребностями человека как социально-биологического существа и расширением искусственных компонентов среды его обитания приводит к явной перегрузке адаптационных механизмов. Для решения этой проблемы важно, чтобы деревня как естественная природная среда обитания осталась доступной горожанину и стала неотъемлемой частью условий его жизнедеятельности.
По исследованиям, в сознании человека отдельные районы города фиксируются как более или менее престижные в зависимости от физических и экологических характеристик. Оценка осуществлялась по десятибалльной шкале по следующим критериям: удобство размещения района в городе, обеспеченность объектами обслуживания, загрязненность воздуха, состояние жилищного фонда, уровень его оборудования, архитектурно-эстетическое качество застройки и природных ландшафтов, обеспеченность населения жильем, плотность жилищного фонда.
Полученные результаты позволили разделить город на четыре типологические группы территорий примерно равного социального качества. В первую группу вошли районы с наиболее высокой оценкой престижности, куда попали исторические центры и современные застройки в выгодных ландшафтных условиях. Во второй оказались районы послевоенной застройки, достаточно обжитые, с развитой социальной инфраструктурой. К третьей были отнесены районы городской усадебной застройки разных лет и застройки средней этажности в относительно неблагоприятных ландшафтно-экологических условиях. Четвертую группу составили районы с наиболее низким социальным статусом. Они удалены от центра, расположены в неблагоприятных природных условиях.
Как видим, престижность района города определяется и обеспеченностью объектами обслуживания, в том числе культурного. Использованные критерии являются достаточно устойчивыми и можно предположить, что прошедшее время не могло существенно изменить их характеристики. Это следует учитывать при проектировании системы культурного обслуживания человека в городе. Ученые предлагают при этом учитывать ряд принципов: центральность, доступность, полнота культурного обслуживания, дифференциация форм, обеспечение основных контингентов населения, экспликация городского образа жизни, средового обеспечения
культурного обслуживания. Чрезвычайно сложно соблюдать эти принципы в городах, которые занимают большие территории, при этом они либо растянуть на многие километры вдоль рек, или просто некомпактны.
Важным аспектом, влияющим на социокультурную среду города, является информационное воздействие. Его можно характеризовать как процесс передачи совокупности знаний, сведений, различных сообщений, которые формируются в обществе. Они пользуются социокультурными институтами, социальными общностями, группами и отдельными индивидами для регулирования социального взаимодействия, отношений между обществом, человеком и природой. Передаваемая информация характеризует процессы, происходящие в различных сферах жизнедеятельности общества - экономике, политике, культуре и так далее. Важной является информация о мнениях и интересах различных групп людей, информационное воздействие осуществляется с помощью различных каналов и средств распространения. Все более важную роль играют сегодня средства массовой коммуникации. В последние годы в связи с демократизацией общественных процессов резко увеличился объем передаваемой информации через рекламу, порой мало понятную для многих людей. Все это создает ощущение перегруженности. Особенно это связано с телевидением и информационно-эстетическим оформлением города, состоящим из множества плакатов, витрин с названиями на иностранном языке. Средства массовой коммуникации оказывают интенсивное воздействие, стремясь сформировать представления о происходящих явлениях и процессах, влиять на оценки и суждения.
Следует учитывать, что любая передаваемая информация имеет элемент субъективности -оценки, мнения передающего; с другой стороны, восприятие также зависит от мировоззрения, ценностных ориентаций воспринимающего. Кроме того, передаваемая информация может быть недостоверной, может неадекватно отражать действительность, искажать ее. Передача неадекватной информации является стихийным или регулируемым манипулированием сознанием и поведением людей, процессом социальной дезинформации. Ярким примером такого манипулирования является реклама инвестиционных фондов, направленная на обман с целью выкачивания денег.
Интенсивное информационное воздействие в условиях города имеет определенные последствия для людей. У человека ограничены возможности восприятия информации. В условиях ее перенасыщенности он отторгает от себя любую информацию, стремясь сохранить свой внутренний мир. В то же время, живя в обществе, невозможно полностью уединиться, и результатом информационного воздействия оказываются нервно-психические заболевания. Вместе с тем информационная система имеет и положительные стороны. Она расширяет доступ к культурным ценностям, увеличивает возможности к самореализации личности, формирование мнений, суждений, оценок. При положительном воздействии появляется проблема самоопределения личности, с которой справляется не каждый человек, теряясь в потоке социокультурной информации.
Проблемные ситуации создает и специфика социальной структуры города. Это сложное образование, состоящее из множества разнообразных страт, взаимодействующих между собой, имеющих свои ценности, нормы, включенных в информационные потоки, занятых в различной сфере деятельности и выполняющих роли и функции в системе предприятий, организаций, учреждений. Социальная стратификация осуществляется по демографическим, классовым, профессиональным, территориальным и другими признаками. Дифференциация происходит и по месту людей в системе общественных отношений, их потребностям и интересам, ценностям, социальным нормам и образу жизни. Группы и общности отличаются друг от друга системой социокультурных ориентаций, на основе которых могут формироваться культурные общности. Их особенности зависят от таких факторов, как уровень культуры, удаленность от культурных центров, культурные интересы, запросы и другие. На них влияют изменения категорий и групп жителей, уровня их образования и профессионального состава, структуры общения и так далее.