Научная статья на тему 'Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга'

Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4646
635
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖНЫЙ ДОСУГ / YOUTH'S LEISURE / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ДОСУГА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / CREATIVE SELF-REALIZATION / THE SOCIAL ROLE OF LEISURE / SOCIAL AND CULTURAL CREATIVITY / CULTURAL VALUES / SOCIAL RELATIONS / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеева Л. И., Турханова Р. И.

В данной статье социально-культурное творчество рассматривается как область творческой самореализации личности в условиях досуговой деятельности. Раскрывается значение досуга в развитии личности, и в организации социально-культурного творчества. Рассматриваются виды творчества, а также анализируется понятие социальной активности, раскрывается ее значение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and cultural creativity as a sphere of creative self-realization in the conditions of leisure

The article studies social and cultural creativity as a sphere for creative self-realization in the conditions of leisure activities. It reveals the importance of leisure in the development of personality, and the organization of social and cultural creativity. All types of creativity are considered, the concept of social activity is analyzed, its value is revealed

Текст научной работы на тему «Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга»

УДК 351.858+008:316.42

Л.И.Галеева, Р.И.Турханова

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ОБЛАСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА

В данной статье социально-культурное творчество рассматривается как область творческой самореализации личности в условиях досуговой деятельности. Раскрывается значение досуга в развитии личности, и в организации социально-культурного творчества. Рассматриваются виды творчества, а также анализируется понятие социальной активности, раскрывается ее значение.

Ключевые слова: творческая самореализация, молодежный досуг, социальная роль досуга, социально-культурное творчество, культурные ценности, социальные отношения, социальная активность.

L.I.Galeeva, R.I. Turhanova. SOCIAL AND CULTURAL CREATIVITY AS A SPHERE OF CREATIVE SELF-REALIZATION IN THE CONDITIONS OF LEISURE .

The article studies social and cultural creativity as a sphere for creative self-realization in the conditions of leisure activities. It reveals the importance of leisure in the development of personality, and the organization of social and cultural creativity. All types of creativity are considered, the concept of social activity is analyzed, its value is revealed .

Key words: creative self-realization, youth's leisure, the social role of leisure, social and cultural creativity, cultural values, social relations, social activity.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг выступает как общественно осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей для эффективного социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом. Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Известно, что каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.

Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.

Р.Г.Салахутдинов отмечает, что социально-культурное творчество - это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, совершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения. Социально-культурное творчество - это комплексное понятие, в нем объединены уже известные виды творчества и сравнительно недавно выделенное в отдельную категорию досуговой деятельности социальное творчество. Социально-культурное творчество направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений[3].

В научных исследованиях существуют два определения социального творчества:

- обществоведческое социально-культурное творчество - это высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия;

- педагогическое: активная деятельность молодых людей в социуме и конструирование социальной среды с целью социализации и развития личности. При этом подчеркивается социальная значимость «традиционных» видов творчества.

Социально-культурное творчество проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.

Анализируя социально-культурное творчество, изучаются не только создаваемые культурные ценности, но и возникающие в процессе социальные отношения.

Результатами социально-культурного творчества являются:

1)предметные компоненты - это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и т.д.; культурная среда, т.е. культура быта, труда, производства;

2)воспитательные компоненты - это культура личности, т.е. нравственная, эстетическая, физическая культура, экологическая, экономическая, правовая культура общения.

Оба эти результата дополняют друг друга, делая процесс социализации более эффективным.

Кроме этого, можно отметить, что социально-культурное творчество - это высшая форма деятельности, процесс повышения мастерства, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия. Социальная активность является основой социально-культурного творчества. Таким образом, высокий уровень социальной активности отождествля-ется с творческой активностью. Если в результате социальной активности создается подлинно новое, оно достигает уровня творческой активности, направленной на создание подлинно нового, прогрессивного и проявляющейся при столкновении с решением принципиально новых задач[4].

Эта активность отождествляется с самодеятельностью как свободной, сознательной деятельностью в различных сферах жизни общества. Она предполагает развитие всех способностей и талантов личности. Все это дает основания считать, что высший, творческий уровень социальной активности и есть социальное творчество, проявляющееся во всех сферах жизнедеятельности народа, в том числе в сфере культурной деятельности. Именно поэтому социокультурное творчество, можно определить как способ повышения мастерства, при котором осуществляется создание новых знаний, ценностей, норм, образцов, регулирующих жизнедеятельность человека.

Исследователь Ф.И.Минюшев отмечает, что социокультурное творчество - это творение общих образцов действий, принципов, выбора цели и соотношения цели и средств, ценностей, верований, а также символических средств, обеспечивающих коммуникацию этих смыслов и норм (мимика, жестикуляция, язык, образцы). В процессе и результате социокультурного творчества происходят изменение и развитие элементов культуры, регулирующих поведение и деятельность миллионов людей, изменение тех элементов, которыми культура оснащает социальные процессы, и результаты их действий приходят неизбежно[4].

Творчество в социокультурной сфере также побуждается потребностью, но не отдельной личности, а социальной группы, общности, класса, народа. Представителей определенных слоев общества не удовлетворяют существующие знания, ценности, нормы, образцы, традиции, верования, и появляется потребность изменить их на новые. Этот процесс в нашей стране в определенных кругах начался еще в 70-е годы. В среде интеллигенции и молодежи появились люди, которых не удовлетворяли нормы и ценности, регулирующие социальную деятельность человека. У них назрела потребность изменить идеалы, образцы жизнедеятельности. В обществе начался процесс культурного оснащения новой потребности отдельных социальных групп, смена идеалов социализма на идеалы капитализма.

В диссертационном исследовании Е.В.Великановой отмечается, что социально-культурное творчество как культурно-творческая деятельность имеет различные формы проявления. Наслаждение, получаемое от досуговых занятий, расширяет художественный кругозор личности, а также способствует реализации социальных функций культуры (просветительской, профориентационной, рекреационной, гедонистической, прокреативной, самореализационной, творческой). Одной из активных форм культурно-творческого аспекта деятельности является неорганизованное любительское исполнительство (бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование), которое является благоприятной почвой для удовлетворения творческих потенций, запросов и интересов в досуговой деятельности. Автор пишет: «При постижении социально-культурной динамики самодеятельного художественного творчества, мы вправе говорить о процессе социализации, касающемся ряда особенностей, которые влияют на организационные формы воздействия на личность. Это неоднородность коллектива, изолированность системы которого в результате наличия общего увлечения приводит к достижению равновесия-однородности коллектива. Творческая любительская деятельность в рамках такого коллектива помогает его членам реализовывать свои духовные потребности, выразить свое «Я»» [2].

А вот в диссертационном исследовании И.М.Верещагиной выдвинута интересная гипотеза, основанная на том, что социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы, т.е. целенаправленная деятельность социально-культурных учреждений по организационно-методи-ческому сопровождению и ресурсному обеспечению индивидуального любительства в сфере досуга, может способствовать развитию социальной активности личности и трансформации любительской деятельности энтузиастов досуга в активное социально-культурное творчество. Автор диссертации считает, что хобби является источником социально-культурной активности личности и определяет динамику перехода от инициативной деятельности к активному социально-культурному творчеству, ведущему к процессам социализации и инкультурации личности. Хобби-центры, по мнению диссертанта, это действенная форма развития социально-культурной активности и творческого потенциала личности, способствующая ее полной самореализации в разных видах любительской деятельности. В исследовании ставится проблема развития и реализации инициативности личности. Опираясь на сложившийся научный подход к определению инициативы и инициативности, автор полагает, что инициирующая роль хобби проявляется в склонности личности к творческому преобразованию среды, в стремлении к новым идеям, планам, перспективам, а также в ее способности инициировать новые виды хобби и одновременно увлекать других своим почином. В хобби-занятиях активность реализуется, главным образом, через общение, творческое самовыражение и осознание любителем значимости своей деятельности [1].

Многие специалисты указывают на возможность формирования в ходе культурной деятельности подрастающего поколения гуманистических идеалов и ценностей, а также повышения культурных возможностей молодежи.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными направлениями социально-культурного твор-чества являются:

- выявление и развитие творческих способностей молодёжи в области музыкально-хореогра-фического, фольклорного, театрального, изобразительного, декоративно - прикладного творчества;

- координация деятельности учреждений образования и других учреждений по вопросам художественного

воспитания, социально-педагогической работы;

- создание информационной системы социально-правовой защиты;

- сотрудничество с молодёжными объединениями и поддержка молодёжных социальных инициатив;

- организация международного и межкультурного молодёжного сотрудничества;

- организация социальной поддержки молодёжи с ограниченными возможностями;

- организация гражданского воспитания молодёжи;

- организация и проведение массовых мероприятий: фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и выставок;

- создание целостной системы взаимодействия и координации деятельности методических служб учреждений и вневузовского воспитания и обучения.

Важно отметить, что социально-культурное творчество - это область творческой самореализации личности, а потому ей присущи культурные инициативы и соответствующие условия для культурной деятельности.

Литература

1.Верещагина И.М. Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы: автореф..канд.пед.наук/ Верещагина И.М. -Барнаул, 2008. -20 с.

2.Великанова Е.В.Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: автореф...канд.пед.наук /Великанова Е.В. - Тамбов, 2003 - 21с

3.Салахутдинов Р. Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды / Салахутдинов Р. Г.Казань, РИЦ "Школа", 2002. - 216с.

4.Социальная активность как основа социально-культурного творчества [Электронный ресурс]/ научная

статья Book-Science_-_Научная

энциклопедия » Общественные_науки» Социально-

культурная деятельность /Режим доступа: http://book-science.ru/social/skd/ socia

1. Vereshhagina I.M. Social'no-kul'turnaja podderzhka hobbi kak lichnostnoj ljubitel'skoj iniciativy: avtoref..kand.ped.nauk/ Vereshhagina I.M. - Barnaul, 2008. -20 s.

2. Velikanova E.V.Samodejatel'noe hudozhestvennoe tvorchestvo kak osnova vozrozhdenija nacional'nyh kul'turnyh tradicij: avtoref...kand.ped.nauk /Velikanova E.V. - Tambov, 2003 - 21s

3. Salahutdinov R G. Social'no-kul'turnoe tvorchestvo kak jeffektivnoe sredstvo formirovanija kul'turnoj sredy / Salahutdinov R. G.Kazan', RIC "Shkola", 2002. - 216s.

4. Social'naja aktivnost' kak osnova social'no-kul'turnogo tvorchestva [Jelektronnyj resurs]/ nauchnaja stat'ja Book-Science - Nauchnaja jenciklopedija » Obshhestvennye nauki» Social'no-kul'turnaja dejatel'nost' /Rezhim dostupa: http://book-science.ru/social/skd/socia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.