Научная статья на тему 'Социально-культурная сущность и основные функции рекреации'

Социально-культурная сущность и основные функции рекреации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2102
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / RECREATION / IDENTITY / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колесник Екатерина Львовна

Рассмотрены социологические компоненты массового отдыха и туризма, раскрыта методология социологического исследования рекреационного времени и пространства в социологии культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Колесник Екатерина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL ESSENCE AND BASIC FUNCTIONS OF RECREATION

Sociological components of mass recreation and tourism have been considered; methodology of sociological research of recreational time and space in the sociology of culture has been presented

Текст научной работы на тему «Социально-культурная сущность и основные функции рекреации»

УДК 316.334.4

Колесник Екатерина Львовна

аспирант Северо-Кавказского социального института editor@hist-edy.ru

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕКРЕАЦИИ

Рассмотрены социологические компоненты массового отдыха и туризма, раскрыта методология социологического исследования рекреационного времени и пространства в социологии культуры.

Ключевые слова: рекреация, личность, реабилитация.

Kolesnik Ekaterina Lvovna

Postgraduate Student of the North Caucasus

Social Institute editor@hist-edy.ru

SOCIOCULTURAL ESSENCE AND BASIC FUNCTIONS OF RECREATION

Sociological components of mass recreation and tourism have been considered; methodology of sociological research of recreational time and space in the sociology of culture has been presented.

Key words: recreation, identity, rehabilitation.

Развитие рекреационной сферы теснейшим образом связано с проблемой свободного времени. Свободное время - динамичная категория, носящая черты определенной эпохи, социальной группы, изменчивая по объему и содержанию. Оно является неотъемлемой частью внерабочего времени. Для него характерна разносторонность деятельности человека, от которого в значительной степени зависит, как он использует эти возможности.

Методологические трудности с однозначным определением понятия «рекреация» объясняются рядом причин. Во-первых, тем, что не существует единого научного терминологического стандарта по данной тематике. Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, однозначно определяющей круг основных понятий, связанных с рекреацией и социокультурным обоснованием досуга. В-третьих, такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую определяются не подробно, устойчиво сохраняя «понятийную размытость» в деталях. Развитие туризма в России за последние 15 лет, сопровождалось внедрением западных технологий и сопутствующей им новой терминологии, преимущественно англоязычной [1, с. 47]. Это нередко противоречит устоявшейся и хорошо разработанной туристской терминологии, принятой в России.

В то же время, по мнению современных авторов, рекреация (от лат. recreation - восстановление) представляет собой компенсирующее восстановление израсходованных человеком в процессе трудовой деятельности сил, а также создание определенного запаса сил для дальнейшей деятельности в интересах сохранения и увеличения физического и интеллектуального потенциала. Учитывая социокультурные ориентации в организации процесса отдыха, его подразделяют как организованный и неорганизованный. Первый вид отдыха является строго дозированным, сознательно управляемым процессом использования рекреационных ресурсов, который основан на приспособлении для этого природных и культурных объектов, высокой степени обслуживания отдыхающих. Второй характеризуется отсутствием специально организованных рекреационных объектов и маршрутов обслуживания.

В социологии культуры, рекреационное время - часть социального времени личности, группы, общества, используемая для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья и интеллектуального совершенствования. Рекреационное пространство является неотъемлемой частью социального пространства. Как и рекреационное время, оно тесно связано с субъектом рекреационной деятельности. Следовательно, можно говорить о рекреационном пространстве человека, группы людей, населения региона, страны и т.д. Рекреационное пространство формируется как отдыхающими, так и организаторами отдыха.

В целом рекреационный ресурс как и любой другой социокультурный феномен, требует изучения, но ресурсом социокультурной динамики он будет независимо от того исследован или нет.

В соответствии с современными подходами, принято различать понятия: отдых - процесс восстановления работоспособности после ее временного снижения в результате нарастания утомления под воздействием оперативных нагрузок, средство естественного регулирования работоспособности. Рекреация - процесс восстановления работоспособности после ее значительного и длительного снижения в результате воздействия нагрузок [2, с. 15]. Реабилитация - процесс полного или частичного восстановления (компенсации) работоспособности после ее сниже-

ния в результате развития патологических состояний, связанных с болезнью или длительными истощающими нагрузками. В социологи культуры актуально определение критериев рекреационной деятельности по продолжительности и месту проведения. По продолжительности рекреации выделяются туризм и экскурсии. Определение временного различия между экскурсиями и туризмом достаточно однозначно - это суточный цикл. Все, что занимает в рекреационной деятельности менее 24 ч., есть экскурсия; более 24 ч. - туризм.

Социокультурные ориентации общества ориентированы и на изменение структуры спроса на территорию. То есть, на передний план выдвигаются отрасли-лидеры, которые получают преимущественное право на отбор для себя ресурсов территории. Это может иметь место и тогда, когда пригодные для данного вида использования территории заняты другими угодьями. С такими явлениями приходится сталкиваться при рекреационном освоении территории, когда возникает необходимость сооружения учреждений отдыха на землях, занятых сельскохозяйственными и другими объектами.

Потребности социокультурного освоения территорий - это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы. В современных условиях необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, восстановления работоспособности, всестороннего развития духовного мира человека, а также условием продолжения самого производства, наряду с досугом, является такой избирательный вид деятельности как рекреация [3].

Под экономическим и финансовым потенциалом рекреации понимаются основные фонды, с помощью которых осуществляются прямое производство, продажа и предоставление товаров и услуг, а также те дополнительные средства труда, которые прямо не участвуют в процессе, но служат улучшению условий рекреации. Экономический потенциал рекреации создается в процессе освоения территорий для рекреационных целей. Рекреационное освоение - многосторонний процесс приспособления территории для определенных видов рекреационных занятий и их вариативных комбинаций. Деловая стратегия должна изменяться и, если надо, изменяться быстро с учетом возникающих экономических обстоятельств и изменений в туристском обращении. На ранней стадии разработки продукта (на стадии концепции и введения новшества) может быть важным момент решения. На второй стадии умелый маркетинг и эффективный контроль над сетью сбыта становятся более важными элементами. На заключительной стадии контроль текущих издержек становится жизненно необходимым. Компания должна быть уверенной, что на каждой стадии развития ничто не выходит за ее конкретные рамки. Однако своевременное осознание необходимости перемен в предпринятой стратегии является существенным в поддержании туристского обращения.

Положительная динамика рекреационных ресурсов отражает восприятие человеком тех свойств природных комплексов, которые в интегральной форме выражают его наиболее уникальные потребительские свойства, в том числе и с точки зрения восстановления здоровья человека, его психологического, физического и эмоционального состояния.

Таким образом, рекреационное пространство социокультурных систем изменчиво. Туризм открывает большие возможности для обогащения человека природными, культурноисторическими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира. При этом в составе рекреационного времени приходится различать время отдыхающих и организаторов отдыха. Если для отдыхающих рекреационное время рассматривается, прежде всего, с личностных позиций, то время организаторов отдыха - это время формирования и функционирования деятельности, направленной на обеспечение рекреационных потребностей населения. Социологическое исследование в туризме - это система сбора, обработки, хранения и анализа информации о современных проблемах индустрии, имеющих отношение к области маркетинга, системам дистрибьюции, планирования стратегии и развития в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. Исследования лидерства в современной западной социальнополитической мысли. Архангельск, 2004.

2. Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М., 1999.

3. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.